Как экономические связи переориентировались на отечественное сырье кратко санкт петербург

Обновлено: 05.07.2024



Экономика

Санкт-Петербург — один из важнейших экономических центров Российской Федерации. Экономика города базируется в основном на промышленности и туризме. По итогам 2004 года город занял четвёртое место в России (после Москвы, Тюменской области и Московской области) по объёму валового регионального продукта (ВРП). В 2004 году этот показатель составил 518,89 млрд руб., или 3,6 % от общероссийского валового внутреннего продукта[9]. В 2011 году ВРП составит, по прогнозам, 2 триллиона 413 миллиардов 6 миллионов рублей[10].

В 2005 году объём выпуска промышленности города составил 353 млрд руб., что на 4,2 % превысило показатели предыдущего года[11], хотя доля промышленности в ВРП Санкт-Петербурга падает. В 2006 году объём промышленного производства в городе сократился по сравнению с 2005 годом на 7 %.

Также развито станко-, приборостроение, производство оптики (ЛОМО), электроприборов (Ленинградский электромеханический завод) и электронной техники. Значительный объём промышленного производства формируется предприятиями отрасли производства вооружений.

Санкт-Петербург — крупнейший транспортный узел северо-запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеется крупные морской и речной порты; аэропорт Пулково.

Серьёзную проблему для горожан представляют автомобильные пробки.[27]

Для снижения загруженности городских автомагистралей транзитным транспортом реализуется проект строительства Петербургской кольцевой автодороги (КАД). Начато строительство Западного скоростного диаметра, проектируется новая переправа под Невой — Орловский тоннель.

* Большой порт Санкт-Петербург (включает 5 бассейнов: Восточный, Барочный, Пассажирский, рейд Лесного мола и Угольную Гавань; Василеостровский грузовой порт)
* Кронштадтский порт
* Ломоносовский порт.
Порт Санкт-Петербург соединён с морем Морским каналом протяжённостью 27 миль и открыт для захода судов круглый год. На западной оконечности Васильевского острова расположен пассажирский Морской вокзал.

Существенная доля перевозок водным транспортом приходится на речные перевозки по Неве, связывающей город с Ладожским озером и являющейся конечным отрезком Волго-Балтийского водного пути. Развито малое судоходство по рекам и каналам Петербурга.

Пассажирские воздушные перевозки из Санкт-Петербурга осуществляются через аэропорт Пулково, расположенный на южной окраине города. Работают два пассажирских терминала — Пулково-1 (перевозки в пределах стран СНГ) и Пулково-2 (международные перевозки).

Пассажирооборот Пулково в 1 полугодии 2006 составил 2,17 млн человек (рост по сравнению с аналогичным периодом 2005 на 11,9 %), в том числе на внутренних линиях — 1,07 млн человек.

Кроме этого на территории города существуют несколько аэропортов малой авиации, строятся вертолётные площадки.

В городе имеется пять пассажирских железнодорожных вокзалов:

* Балтийский вокзал (обслуживает исключительно пригородный пассажиропоток на Сосновый Бор, Гатчину, Лугу)
* Витебский вокзал (поезда дальнего следования юго-западного направления; пригородные перевозки на Оредеж, Гдов, Великий Новгород)
* Ладожский вокзал (поезда дальнего следования северного и восточного направлений; пригородные перевозки на Будогощь, Волховстрой, Невдубстрой, Тихвин)
* Московский вокзал (поезда дальнего следования на Москву, центр и юг России; пригородные перевозки на Лодейное Поле, Будогощь, Малую Вишеру, Бабаево, Великий Новгород)
* Финляндский вокзал (обслуживает пригородный пассажиропоток на Сестрорецк, Выборг, Кузнечное, Ладожское Озеро и др., а также поезда на Хельсинки).

В Петербурге расположены управления крупнейшей в России железной дороги — Октябрьской. С 1948 года в городе действует Детская железная дорога — Малая Октябрьская железная дорога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Выяснить, как экономические связи повлияли на специализацию района.

- Выяснить, как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР.

- Определить особенности сельской местности Северо-Запада.

- Дать характеристику Калининградской области.

Тип урока: изучения нового материала

1. Орг. момент

2. Мотивационный этап.

3 Изучение нового материала

Урок проходит в форме семинара с элементами групповой и индивидуальной работы.

1. Что и почему стало основой промышленного роста Санкт-Петербурга?

2. Почему экономика района переориентировалась на отечественное сырье?

3. Как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР?

4. Каковы особенности сельской местности Северо-Запада?

5. Каковы особенности экономического развития Калининградской области?

Вопросы для обсуждения

1. Почему до революции промышленность Санкт-Петербурга была сосредоточена близ морского побережья?

2. Каковы различия в специализации промышленности между областями Северо-Запада?

3. Какие условия способствуют развитию промышленности Северо-Запада?

4. Назовите отрасли специализации сельского хозяйства Северо-Запада. Какие факторы обусловили такую специализацию

1. Проблемы Северо-Запада.

2. Роль Северо-Запада в экономике России.

Этапы деятельности учащихся в ходе групповой работы могут быть следующими:

— короткое выступление (3 мин) с представлением вариантов решения проблемы;

— публичная защита лучших вариантов решения проблемы.

1. Недопустима критика выдвигаемых идей на этапе их генерирования. Критика — враг идей.

3. Нельзя отвлекаться от решаемой проблемы.

4. Выдвигаемая идея формулируется четко и кратко.

5. Высказывания не должны повторяться, но желательно развивать высказанные идеи.

6. Выбираются рациональные идеи. С этой целью идеи анализируют и ранжируют.

Дореволюционная промышленность Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке; поэтому и промышленность города привязывалась к морскому побережью (одно из следствий этого — в Петербурге нет морских набережных!). Среди промышленных предприятий было много государственных или развивающихся на государственных заказах: особенностью города было преобладание очень крупных предприятий. Главной отраслью было машиностроение: судостроение (прежде всего военное), производство паровозов, станков, электротехнических изделий, артиллерийских орудий, стрелкового вооружения. Военная продукция составляла большую долю всего производства, это был самый мощный сгусток предприятий ВПК в Российской империи.

Это касалось как гражданской, так и военной продукции, доля которой в Петербурге была выше, чем в Москве. Обеспеченность района металлом улучшилась после строительства крупного завода в Череповце (который для выплавки стали использует и металлолом предприятий Петербурга); а проблемы энергетики в основном были решены после постройки мощной АЭС (4000 Мвт) в городе Сосновый Бор (на южном берегу Финского залива и слишком близко к Петербургу).

Новые проблемы района связаны с появлением (вернее, воссозданием) на его западных границах независимых государств Эстонии и Латвии, предъявляющих претензии на часть территории России: Эстония — на город Печора с окрестностями и правый берег реки Нарвы, Латвия — на Пыталовский и Палкинский районы (в Псковской области). С другой стороны, преобладание русских в северо-восточной Эстонии (в городах Нарва, Кохтла-Ярве, Силламяэ) и их значительная доля в восточной Латвии (включая город Даугавпилс) способствует тяготению этих территорий к России.

Всего 1% от площади Российской Федерации занимает территория северо-западного экономического района. В него входят Псковская, Ленинградская и Новгородская область, а также Санкт-Петербург. Его граница проходит далеко от центра РФ, что вызывает несоответствие между небольшой зоной и ее историческим значением. Такое расположение спасло СЗЭР от нашествия монголо-татарского ига.

  • Географические особенности
  • Природные ресурсы
  • Население территории
  • Рыночная специализация
  • Транспортная сеть
  • Проблемы развития

Северо западный экономический район

Географические особенности

Район расположен в северной Нечерноземной зоне, его южная часть граничит с местом выше линии США на 800 км. Территория резко выдвинута в сторону Европы, здесь города Новгород Великий и Псков были соединены со странами Прибалтики во времена средневековья. Региона расположен в двух часовых поясах — по Калининградской и Московской области.

Географические особенности СЗЭР

По количеству населения район уступает практически всем областям России, поэтому его называют регионом Санкт-Петербурга. Он сосредотачивает 59% всего народа и 68% городских жителей.

Первыми там поселились славянские племена, они развили ремесла и торговлю. В Питере проживали почти все квалифицированные кадры, сосредоточилось сельское хозяйство и промышленность. Все это формировало современный образ и экономико-географическое положение района.

По уровню развития северно-западная территория занимает ведущее место в стране. Здесь расположены центры научного исследования, промышленные центры, проектно-конструкторские производства. Темпы развития торговых отношений, масштабы участия в хозяйственных связях России в этой местности также выше, чем на других территориях. Район расположен на Русской равнине, преобладает умеренно-континентальный и морской климат. Повышенная влажность наблюдается круглый год, почвы — дерново-подзолистые.

Природные ресурсы

Район довольно богат полезными ископаемыми, другими природными ресурсами. Условия подходят для проживания людей и разных животных, появления растительности. В потенциал территории входит множество ресурсов:

Природные ресурсы

  • лесные;
  • водные;
  • нерудные;
  • энергетические;
  • рекреационные.

В почвах есть залежи огнеупорной глины с высокой температурой плавления и пластичностью, известняков, фосфоритов и бокситов. Месторождения разработаны в Ленинградской и Новгородской области. Лесной комплекс имеет большое значение в ЭГП Северо-западного района. По плану здесь каждый год заготавливают около 200 млн кубических метров древесины. Но это не сказывается на массивах, так как вблизи городов их охраняют и не отдают в промышленность. Лесные заросли играют значительную рекреационную и водоохранную роль.

В рельефе Северо-западного района России много поверхностных и подземных водных ресурсов. Объем годичного стока полноводных рек составляет 124 кубометра. Есть и несколько крупных озер — Псковское, Ладожское, Ильмень, Чудское. Но сеть размещена неравномерно, из-за чего некоторые города ограничены в развитии водоемких производств.

Широко применяется почвенный торф.

Топливно-энергетических ресурсов мало. В качестве топлива и в сельском хозяйстве широко применяется почвенный торф. Его месторождения есть возле крупных городов. Добывают также горючие сланцы, которые используют как сырье в химической промышленности. Гидроэнергетический ресурсный потенциал приравнивается к 11,5 млрд киловатт в час. Но использование рек затруднено из-за характера рельефа. Все же от общего объема энергетики в год гидроэлектростанции вырабатывают 41,2%.

Рекреационные ресурсы в составе Северо-западного района уникальны. Здесь есть много исторических памятников, архитектурных достопримечательностей, природных ландшафтов, туристических зон, что считаются визитными карточками территории. Сложные климатические условия негативно сказываются на развитии сельского хозяйства. На сегодня распахано не более 18% почв. Высокая заболоченность, кустарность, большое количество валунов также не дают развернуть полноценную деятельность. Животноводство развивается благодаря большому количеству лугов и пастбищ.

Население территории

Общая численность территории составляет 7 722 000 человек, плотность колеблется от 13 до 75 особей на квадратный километр. В Новгородской области проживает меньшее количество людей, в Ленинградской — наибольшее. Уровень урбанизации высок — городского населения более 75%. В окрестностях Санкт-Петербурга насчитывается всего около сотни сельских жителей.

После Великой Отечественной войны характеристика района по темпам прироста была отрицательной: смертность превышала рождаемость:

Население территории

  • Новгородская область — 19,6 умерших и 7,9 родившихся на 1000 человек;
  • Псковская — 20,7 и 7,7;
  • Ленинградская — 18,1 и 7,2 соответственно;
  • Питер — 15,8 и 7.

Из-за низкого прироста увеличение населения происходит только благодаря миграции. Люди приезжают на северо-запад в поисках работы или для обучения и дальнейшего проживания. Из сельских местностей жители стремятся переехать в столицу, хотя в последние годы из-за беженцев и ухудшения экономических условий они возвращаются к чистой природе.

Национальные особенности населения обширны:

  • русские;
  • финны;
  • карелы;
  • эльменцы;
  • вепсы.

Доля русских преобладает в каждой области, остальные этнические группы не так многочисленны. У этого района самые высокие показатели по трудовым ресурсам. В городах для развития частного бизнеса есть особые программы, а те, кто им не занимается, могут подобрать для себя подходящую специальность.

В домашних хозяйствах занято мало людей, сельское население стремится сменить отрасль деятельности, ищет работу в промышленности, связывает жизнь с транспортом. Из-за такого поведения увеличилась безработица, ведь в городах нет достаточного количества рабочих мест для всех желающих. В деревнях, наоборот, есть перспектива развития, но население не хочет заниматься хозяйством.

Рыночная специализация

Северно-экономический район имеет множество промышленных предприятий, требующих квалифицированных работников. Население занимается производством продукции, которая помогает поддерживать стабильное экономическое состояние территории. Основные отрасли промышленности:

Машиностроение в районе

  • машиностроение;
  • химическая;
  • лесная и деревообрабатывающая;
  • легкая;
  • аграрная;
  • энергетическая.

В машиностроительный комплекс входят стальное и чугунное литье, судостроение, производство деталей и кузовов машин, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, приборов и станков. Большая часть предприятий находится в Питере и Ленинградской области. Огромное значение имеет и химический комплекс, позволяющий производить шины, пластмассы, кислоты и реактивы, синтетические смолы, техническую резину, фармацевтические препараты.

Потребности района в древесине покрываются небольшими лесозаготовками и масштабными предприятиями Карелии. Комплекс состоит из нескольких отраслей: обработки и переработки, пиления и производства фанеры, пиломатериалов, мебели, бумаги, древесноволокнистых плит. Предприятия расположены в местностях, которые находятся в окружении лесов.

Легкая промышленность

Легкая промышленность представлена текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой. Соседство моря позволило импортировать произведенную продукцию. В районе хорошо развито изготовление льняных тканей, обуви, посуды. Строительные материалы, бетон, стекло и железо производят во всех крупных городах. Есть предприятия по переработке нефти, установлены электрические и топливные станции, поставляющие энергию во все уголки района.

По сравнению с другими территориями, в Северо-западном регионе нет добычи сырья для металлургической промышленности. Оно поставляется из соседних географических зон. Но переработкой материалов, изготовлением чугунных деталей, крепежей, проката и труб занимаются именно здесь. Центральное место занимает сельское хозяйство. Недалеко от городов сосредоточены фермы, где выращивают коров, свиней, птицу и овец. Занимаются также выращиванием овощей и фруктов, зерновых культур, льна, картофеля.

Транспортная сеть

В районе присутствуют все виды транспорта. Благодаря развитой речной карте, осуществляют перевозки на суднах. В Санкт-Петербурге находится один из самых крупных портов страны, но перспективы его развития ограничены из-за места расположения. Годовой грузооборот объекта достигает 25−30 млн тонн. Но этот показатель не удовлетворяет потребности РФ — 110−120 млн т.

Перевозки на суднах.

Планируется расширение портов в Высоцке и Выборге и строительство новых в районе города Ломоносова. В большей степени развит железнодорожный транспорт, что обусловлено физико-географическим положением района. Отсюда можно уехать в несколько стран — Украину, Беларусь, посетить города России. Грузовыми поездами предприятия поставляют свою продукцию в другие регионы. Из-за обрабатывающих предприятий доля экспорта превышает импорт.

Проблемы развития

Быстрое освоение территории привело к возникновению большой антропогенной нагрузки на биологическую среду. Появился дефицит воды, так как ее ресурсы в некоторых местах иссякли, в крупных городах сильно загрязнились. Из-за экологических проблем большое внимание уделяется проведению мероприятий по охране природы.

Проблемы развития сельского хозяйства

Сельскому хозяйству государство практически не уделяет внимания и поддержки. Без этой помощи производительность труда в этой сфере не сможет достигнуть требуемого уровня. Район стал единственным выходом России на западный рынок, но он недостаточно для этого обустроен. Морской порт нуждается в реставрации.

Непроизводственную сферу также нужно расширять, что поможет появиться новым представителям малого и среднего бизнеса. Отечественный и международный туризм, совершенствование пропускной способности транспорта улучшат экономическое состояние района.

Хотя Северо-Западный регион продолжает развиваться, ему необходима финансовая помощь со стороны государства. Даже описание многочисленных достопримечательностей не может привлечь много туристов, но миграция населения возможна при расширении промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.

Читайте также: