Дидактический анализ и самоанализ урока кратко

Обновлено: 02.07.2024

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие "придираются", выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти "ляп" или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы. Читать далее >>>

Самоанализ занятия по шахматам [1] Самоанализ урока ОПК и ОРКСЭ [1]
Самоанализ занятия по внеурочной деятельности [4] Самоанализ урока географии [1]
Самоанализ урока музыки [3] Самоанализ урока в корр. школе [4]
Самоанализ урока биологии [3] Самоанализ классного часа [4]
Самоанализ урока математики в начальных классах [5] Самоанализ урока в начальных классах [14]
Самоанализ урока русского языка в начальных классах [2] Самоанализ урока английского языка [13]
Самоанализ занятия [8] Самоанализ урока ритмики [1]
Самоанализ урока физической культуры [1] Самоанализ занятия в учреждении ДОД [2]
Самоанализ урока истории [1] Самоанализ урока обществознания [2]
Самоанализ урока геометрии [1] Самоанализ урока математики [1]
Самоанализ урока русского языка [9] Самоанализ урока СПО [1]
Самоанализ урока информатики [2] Самоанализ урока окружающего мира [2]
Самоанализ урока химии [3] Самоанализ урока литературы [5]
Самоанализ урока технологии [1] Самоанализ урока по ФГОС в начальной школе: образец [0]
Самоанализ урока физики [0]

Схема-конспект урока биологии в 5 классе (УМК В.В.Пасечника) по теме "Плесневые грибы и дрожжи" раскрывает этапы урока, формируемые метапредметные УУД и предметные УД, показывает деятельность учителя и учеников, методы и приёмы, используемые на уроке, кроме того приведён проект самоанализа урока.


Миронова Татьяна Васильевна (MirtTanya)


08.09.2018

После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что получилось, а что — нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке.


Агафонова Наталья Васильевна (natalia-aagafonova)


20.05.2018

В документе представлен самоанализ урока литературного чтения в 4 классе М. Пришвин "Старый гриб". Тип урока: закрепление изученного и формирование ЗУН / с применением ИКТ/. Урок проведен с использованием технологии развития критического мышления через чтение.


Лютикова Надежда Ивановна (Nadejda2494)


04.05.2018

Самоанализ занятия учебной дисциплины ОП.03 Основы черчения. Материал предназначен для преподавателей общепрофессионального цикла.


Цыбульская Ирина Геннадьевна (irinatsybulskay)


10.01.2018

Данный материал содержит самоанализ урока, который создавался перед аттестацией учителя.


Окулова Екатерина Викторовна (КДС)


20.08.2017


Маслова Надежда Александровна (Публикатор)


14.08.2017

Самоанализ урока-мастерской. Подробно проанализированы все этапы урока, указаны компетенции, которые развивались на каждом этапе, формы работы, виды деятельности.


Маслова Надежда Александровна (Публикатор)


14.08.2017

Самоанализ урока русского языка в 7 классе коррекционной школы 8 вида. Тема урока: Сочинение - описание по картине А.Пластова "Первый снег". Разноуровневый подход к написанию сочинения.


Павлова Татьяна Викторовна (Публикатор)


11.08.2017

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы преподавателя и учащихся.


Ширко Юлия Михайловна (Публикатор)


10.08.2017

Данный материал может быть образцом для написания анализа воспитательного мероприятия на примере анализа конкурсно-развлекательной программы к Дню защитника Отечества.


Лескович Наталья Валерьевна (Ralko)


19.06.2017

В данном материале представлен самоанализ урока английского языка по теме "Обучение аудированию" на примере текста "Blue jeans". Подробно рассматривается каждый этап урока с учетом требований ФГОС.


Шаврук Марина Владимировна (Публикатор)


25.05.2017

Данный материал содержит образец написания самоанализа урока учителя иностранного языка. В образце описаны этапы урока, методы и средства обучения, способ целеполагания и описание создания условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.


Белослудцева Екатерина Владимировна (Публикатор)


23.05.2017


Лушина Наталия Викторовна (Публикатор)


23.05.2017

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья для воспитателей детских садов.


Чиркова Ольга Анатольевна (Публикатор)


14.03.2017

Урок был посещён завучем с целью выявления уровня активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлечения их в творческий процесс. Материал будет полезен завучам школы,учителям русского языка и литературы.


Петрухина Лариса Владимировна (Публикатор)


05.03.2017

Данный самоанализ будет полезен многим педагогам, воспитателям. Самоанализ полный, понятный.


Магдантдинова Альфия Наилевна (Публикатор)


08.01.2017

В данном материале представлен вариант самоанализа урока обществознания в 7 классе по теме "Для чего нужна дисциплина". В основе самоанализа - методика, разработанная профессором Ю.А. Конаржевским.


Кириллова Наталья Николаевна (kirmona)


14.12.2016

Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы ,а также для студентов педагогических вузов,проходящих практику в школе. Материал поможет учителю не растеряться,кратко и грамотно дать оценку своей деятельности и деятельности учащихся на проведенном уроке.


Ревуцкая Татьяна Петровна (Публикатор)


09.12.2016

Самоанализ открытого урока математики 2 класс УМК "Школа России". Урок проходил в рамках районного профессионального конкурса педагогического мастерства "Лучший учитель начальных классов 2016г." Урок был проведён в 1 отборочном туре. Самоанализ соответствует требованиям ФГОС НОО.


Супряга Татьяна Григорьевна (Публикатор)


08.12.2016

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие "придираются", выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти "ляп" или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональных действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

  1. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  2. развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  3. формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  4. формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?
  3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?
  4. Какие именно УУД формируются в процессе урока?

Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:

  1. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?
  2. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?
  3. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?

Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:

Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.

Существует много вариантов схем анализа и самоанализа уроков, предлагаем некоторые примеры

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной . Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов , использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ . Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

В ходе многолетних изысканий в построении урока, пришли к выводу, что урок в процессе планирования и организации должен обязательно отвечать на вопросы:

-«какие данные внутри классной диагностики (ВКД) имею, подходя к планированию урока?

Имея на вооружении эту диагностику, учитель подойдет к планированию и самоанализу урока осознанно, а самоанализ не превратиться в хаотичное перечисление видов упражнений, форм, методов, приемов работы на уроке, а станет логически выстроенной моделью. Наконец, диагностика поможет педагогу осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся.

Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения, запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Типы анализа урока

1) краткий (оценочный) анализ;

2) структурный (поэтапный) анализ;

3) системный анализ;

4) полный анализ;

5) структурно-временной анализ;

6) комбинированный анализ;

7) психологический анализ;

9) Комплексный анализ;

10) аспектный анализ.

1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

По мнению Р.Г. Чураковой, аспектами анализа урока в начальной школе могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, его структура, результативность с точки зрения внедрения в учебный процесс ФГОС.

Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Уровни самоанализа урока

· Эмоциональный –непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

· Оценочный,когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

· Методический,когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.




· Рефлексивный,когда определяются причины и вытекающие из них последствия.Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Методический анализ урока, включает в себя все компоненты педагогического анализа, но имеет и свою специфику, которая, прежде всего, обусловливается содержанием предмета и методической системой обучения. Авторы образовательных систем или УМК предлагают различные варианты методическо

Анализ урока может быть построен по этапам или от задач, которые он решает, а также носить проблемный характер.

Цели анализа урока:

1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы учителя и др

Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Цели самоанализа урока:

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:

Без самоанализа невозможно:

1. построить целостную систему обучения;

2. повысить мастерство, развить творческие способности;

3. обобщить передовой педагогический опыт;

4. сократить затраты времени на техническую работу;

5. обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Основные требования к анализу урока учителем:

цель и задача анализа темы;

знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

выполнение намеченных задач урока;

оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

намечаемые меры по устранению недостатков.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:

а) особенности темы;

б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков;

в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Анализ и самоанализ урока

В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

В ходе многолетних изысканий в построении урока, пришли к выводу, что урок в процессе планирования и организации должен обязательно отвечать на вопросы:

-«какие данные внутри классной диагностики (ВКД) имею, подходя к планированию урока?

Имея на вооружении эту диагностику, учитель подойдет к планированию и самоанализу урока осознанно, а самоанализ не превратиться в хаотичное перечисление видов упражнений, форм, методов, приемов работы на уроке, а станет логически выстроенной моделью. Наконец, диагностика поможет педагогу осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся.

Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения, запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Типы анализа урока

1) краткий (оценочный) анализ;

2) структурный (поэтапный) анализ;

3) системный анализ;

4) полный анализ;

5) структурно-временной анализ;

6) комбинированный анализ;

7) психологический анализ;

9) Комплексный анализ;

10) аспектный анализ.

1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

По мнению Р.Г. Чураковой, аспектами анализа урока в начальной школе могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, его структура, результативность с точки зрения внедрения в учебный процесс ФГОС.

Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Уровни самоанализа урока

· Эмоциональный –непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

· Оценочный,когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

· Методический,когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

· Рефлексивный,когда определяются причины и вытекающие из них последствия.Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Методический анализ урока, включает в себя все компоненты педагогического анализа, но имеет и свою специфику, которая, прежде всего, обусловливается содержанием предмета и методической системой обучения. Авторы образовательных систем или УМК предлагают различные варианты методическо

Анализ урока может быть построен по этапам или от задач, которые он решает, а также носить проблемный характер.

Цели анализа урока:

1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы учителя и др

Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Цели самоанализа урока:

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:

Без самоанализа невозможно:

1. построить целостную систему обучения;

2. повысить мастерство, развить творческие способности;

3. обобщить передовой педагогический опыт;

4. сократить затраты времени на техническую работу;

5. обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Основные требования к анализу урока учителем:

цель и задача анализа темы;

знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

выполнение намеченных задач урока;

оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

намечаемые меры по устранению недостатков.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:

а) особенности темы;

б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков;

в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Анализ урока - разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:

  • для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
  • внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
  • как средство контроля и обучения учителя в работе;
  • с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.

От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.

Существует множество видов анализа и у каждого - своя цель.

1 - краткий (оценочный) анализ

- это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ -

это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ -

это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ -

это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ -

это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ

это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - (реализация принципов дидактики, отбор методов,

это анализ основных дидактических категорий приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ -

это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;
  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • пути развития познавательного интереса;
  • формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
  • организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

10 - комплексный анализ -

это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Мы видим, что любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Но самое главное - реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Формы разбора урока могут быть самыми разными.

Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) самоанализ (сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет);

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, воспитательный и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Чтобы воздействие на педагога со стороны руководителя и коллег было действенным и приносило положительные результаты, необходим глубокий анализ школьной практики и прежде всего урока как ведущей формы процесса обучения.

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
    а.Темы урока;
    б. Цели урока;
    в. Возможностей класса;
    г. Возможностей самого учителя;
    д. Учебно-материальной базы.
  2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
  7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
  8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

Казалось бы, что об уроке уже все сказано, но развивающийся и изменяющийся мир вокруг нас требует и нашего развития, поиска новых решений в том, что уже давно избито и изучено. Но крайне редко урок анализируется с точки зрения здоровье-сберегающего аспекта, физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей. А в нашей школе 39 учащихся это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Анализ здоровье-сберегающего аспекта и физиолого-гигиенических позиций урока - один из наиболее актуальных аспектов в рамках ФГОС и в частности нашей школы.

Современный школьник России только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. Именно от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности. На любом уроке мы не только обучаем, но и, обучая, воспитываем.

Талантливый педагог выстраивает урок не только с точки зрения донесения информации, но и включает в него воспитательные элементы, которые помогут не только в социализации его в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и самопознания.

Именно воспитание признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека)

Примерная схема анализа воспитательной направленности урока.

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2. Дополнение учебного материала историческими фактами.

3. Формирование мировоззрения на уроке.

4. Формирование нравственных качеств личности.

5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8. Влияние личности учителя.

9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.

Наряду с анализом урока или его элементов крайне важно услышать самоанализ урока учителем, его оценку собственной педагогической деятельности.

Умение анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Рассмотрим самоанализ деятельности учителей русского языка, литературы (самоанализ уроков)

Памятка - алгоритм для самоанализа урока.

  1. Каков был замысел, план урока и почему?
  2. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?
  3. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
  4. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
  5. Почему была избрана именно такая структура урока?
  6. Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
  7. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические
  8. Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?
  9. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.
  10. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?
  11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Памятка самоанализа урока.

Памятка учителю при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока.

Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;
  • использование справочников и словарей;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
  • самостоятельная работа.

2. Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

3. Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

  • не преобладали ли фронтальные опросы?
  • как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  • включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
  • каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

Если, согласно Ш.А. Амонашвили, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение.

Список литературы.

1. Алферов Ю., Курдюмова И., Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.

2. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты) Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк, 1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.

3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002.

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах (выпуск 8), Новокузнецк, 2005.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96-100.

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 - полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ - это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10 - комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

Читайте также: