План работы школьного музея по патриотическому воспитанию

Обновлено: 02.07.2024

Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи школьного музея:

  • формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
  • активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;
  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
  • воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
  • приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
  • сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
  • совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
  • воспитание познавательных интересов и способностей;
  • овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
  • пополнение музейных фондов

Направления работы:

  • Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
  • Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.
  • Организация экскурсий в музей.
  • Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).
  • Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.
  • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда

Школьный музей выполняет следующие функции:

  • Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.
  • Методическая работа с педагогическим коллективом.
  • Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Организации общешкольных мероприятий:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.

Ожидаемые результаты

  • Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;
  • Совершенствование содержания деятельности музея;
  • Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
  • Укрепление материальной базы музея.

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

  • Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
  • Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);
  • Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);
  • Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационная работа

Утверждение плана работы школьного музея на 2020-2021 учебный год.

Оформление музейной документации.

Сентябрь 2020 г.

Работа с фондами.

Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея.

Сентябрь 2020 г.

Анализ работы школьного музея за 2019-2020 учебный год, определение задач развития музея на 2020-2021 учебный год

Сентябрь 2020 г.

Проведение заседаний Совета и актива школьного музея.

Ведение Книги отзывов гостей музея

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

Зам. директора по АХР

Ведение раздела на официальном сайте МОУ Ликино-Дулёвская СОШ № 5, посвящённого работе школьного музея

Экскурсионно-массовая работа

Формирование группы экскурсоводов.

Сентябрь 2020 г.

Организация работы по подготовке экскурсоводов (5-7 классы).

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

члены актива музея

Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

Тематические:

  • История экспоната
  • Люди родного края.
  • Династия учителей
  • Строительство школы
  • Директора нашей школы
  • Учителя-выпускники школ

Проведение бесед, лекций к знаменательным

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944)

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

руководитель музея, члены актива музея

Учебно-воспитательная работа

Проведение уроков Мужества.

классные руководители
1-11 классов

Использование материалов музея на уроках.

руководитель музея, учителя

Проведение музейных уроков (1-11 класс),

руководитель музея, учителя истории, учителя-предметники

Проведение уроков истории и краеведения,

Учителя истории, ИЗО

Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы

Заместитель директора по воспитательной работе

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.

руководитель музея, классные руководители

Встреча с ветеранами труда - жителями сельского поселения. Сбор материала для оформления экспозиции.

руководитель музея
классные руководители

Работа с фондами музея.

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

Проведение инвентаризации архива музея.

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.

Общественно-полезная работа

Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села

Участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.

Уборка воинских захоронений на городском кладбище

Примечание: руководитель музея имеет право редактировать план работы на учебный год в зависимости от обстоятельств.

Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся "Моя Россия!" расчитана на возраст с 7 до 17 лет, сроком реализации: один год. Её можно брать за основу деятельности по этому направлению, меняя тематический план работы - добавлять новые юбилейные даты календаря. Программа направлена на развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.

Цель программы - активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите.

Из рецензии на данную прграмму, подписанную деканом филологического факультета ТГПУ - кандидатом педагогических наук А. В. Гузеевой: "Данная программа представляет собой разработку интегрированного характера, совмещавшую образовательную деятельность на пересечении собственно исторической, краеведческой и музееведческой проблематики с воспитательной деятельностью , направленной на формирование личности с активной жизненной и профессиональной позицией гражданина и патриота. Её актуальность обусловлена содержательными и собственно методическими характеристиками. Новизна данной программы заключается в использовании современныхт (в том числе интерактивных) педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, диалогизацию процесса обучения, усиление креативного компонента. Рецензируемая программа представляется актуальной, оригинальной, практически значимой, органично вписанной в систему школьного образования и воспитания, методически грамотной и может быть рекомендована для использования в системе дополнительного образования учащихся средней школы".

ВложениеРазмер
Программа школьного музея "Моя Россия!" 523 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение, ЗАТО Северск

На заседании МС

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы

Возраст учащихся: 7 – 17 лет

Срок реализации: один год

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

Александра Аркадьевна Никиенко ,

Знают и взрослые и малыши:

Есть чудеса в повседневности.

Музей – он частица нашей души,

А не просто хранилище древности .

Одна из ключевых целей современной идеологии общества – цель воспитания подрастающего поколения.

Определённое место в воспитании молодёжи отводится и музеям образовательных учреждений, так как они являются составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса и должны воспитывать у подрастающего поколения должное уважение к прошлому, традициям и истории своего народа.

Цель работы музея: – ФОРМИРОВАНИЕ общей культуры Личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

  • создание условий для развития гражданско-патриотического воспитания в школе;
  • развитие чувств патриотизма у учащихся;
  • формирование собственной активной гражданской позиции и своего отношения к действительности;
  • развитие социальной ответственности у школьников;
  • освоение практических навыков поисковой и исследовательской работы;
  • воспитание у учащихся музейной культуры.

Цель и задачи музея благородные и имеют актуальное значение в современное время.

Н аправления работы музея:

1. Краеведение (история края и города);

2. История Великой Отечественной войны (величайшие битвы, военачальники, города-герои, большие и маленькие герои страны и края, земляки – ветераны

войны и труженики тыла, концентрационные лагеря, военное детство и т. д.);

3. Дни Воинской славы России;

4. Они прославляли Россию! ( о людях разных столетий и разных профессий);

5. История школы.

5. Знаменательные даты календаря (Жизнь и биография великих людей России, исторические события).

По всем этим направлениям проводятся различные формы работы :

• лекции, • экскурсии, • устные журналы, • уроки мужества, • уроки памяти,

• театрализованные музейные уроки, • ролевые и тематические игры.

Система выстроена в соответствии с такими основными принципами патриотического воспитания, как:

▪ научность, ▪ системность, ▪ преемственность;

а также в соответствии с принципами досуговой педагогики :

▪ добровольности, ▪ взаимодействия, ▪ сотворчества, ▪ культуросообразности.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, так как его деятельность, безусловно, имеет определённую ценность для воспитанников образовательного учреждения.

Музейная деятельность развивает сотворчество, активность и самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества.

Подросток, являясь участником разноплановых музейных мероприятий: музейных уроков, экскурсий, устных журналов, тематических игр и других, воспринимает накопленный исторический опыт, т. е., получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.

Школьный музей обладает рядом существенных функций : информационно-интегративной, хранительной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидающей, развлекательно-познавательной. Интеграция всех этих функций из хранилища ценностей истории и культуры превращает музей в центр духовной жизни.

А музейная педагогика, цель которой – формирование духовно-нравственных ценностей и творческое развитие личности, предусматривает не только обучение и воспитание учащихся на музейном материале, но и теоретическое его осмысление.

Школьный музей расширяет кругозор учащихся, помогает овладевать им практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополняет знания школьников и прививает навыки исторического мышления, а в целом, способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств.

Естественно, что музей в своей деятельности должен опираться на конкретную программу деятельности, направленную на формирование гражданственности и патриотизма учащихся.

по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы

Данная программа направлена на развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.

Цель программы – активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите.

Задачи данной программы :

1. Создание условий, необходимых для проявления индивидуальности каждого ученика;

2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;

3. Формирование патриотического сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну через разные формы работы;

4. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;

5. Использование разных форм работы и современных технологий, стимулирующих активность учащихся, раскрывающих их личностный потенциал;

6. Формирование и развитие у школьников положительной мотивации к участию в деятельности гражданско-патриотического направления;

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самоуправления и самостоятельности школьников.

Новизна её проявляется в том, что она предлагает более интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. А также, здесь предусматривается работа с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными детьми по освоению ими основ исследовательской деятельности. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикасаются к таинству нового (пусть даже субъективно нового) знания и осваивают технику этой работы. Отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Для реализации предлагаемой программы – для организации и проведения всей музейной работы – из учащихся школы, с 5-ого по 11-ый классы создан Актив музея , который делится на 4 разновозрастные группы. Ребята, вошедшие в Актив музея, соответственно, становятся музейщиками. В Актив ребята приходят по агитации и личному желанию. Также в Актив настоятельно приглашаются по 2 человека от каждого класса с той целью, чтобы каждый класс знал о деятельности музея, сам принимал участие в его работе – выполнял задания, а также прибегал к помощи музея – заказывал бы его мероприятия.

Актив музея делится на 4 разновозрастные группы :

• фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов, учатся описывать их, составляют акты приёма на экспонаты, поступившие в музей на постоянное и временное хранение;

• поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу; • экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются

подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;

• оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.

В каждую из этих групп входит от 6 до 10 – 12 человек – представителей из разных классов. С ребятами – музейщиками каждой группы проводится серьёзная, целенаправленная, большая работа. Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия (чаще).

Музейщики – активисты музея с удовольствием принимают участие в театрализованных музейных экскурсиях, с интересом проводят тематические игры, с радостью создают различные (стендовые и витринные) временные выставки. Творческие ребята – активисты музея часто выступают инициаторами и организаторами многих музейных дел, являясь их разработчиками и ведущими. Многие ребята, включившиеся в работу музея, овладевают практическими навыками музейной работы. Им удаётся раскрыть и реализовать индивидуальные способности: интеллектуальные, артистические, ораторские, организаторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие.

Приобретение такого разностороннего опыта помогает им быстрее адаптироваться в современной жизни.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Согласно данной программе вариативно используется комплекс методов :

  • репродуктивный: диалог, беседа, рассказ, лекция, экскурсия;
  • программированный: работа с книгой, сюжетно-ролевые и тематические игры;
  • метод проектов: рисунок, плакат, реферат, исследование, выставка;
  • метод импровизации и ситуации;
  • метод творческого поиска;
  • метод театрализации.

В работе с учебными классами обязательно учитывается смена возрастных периодов, и соблюдается дидактический принцип – от простого изложения материала к сложным формам работы.

В третьих – пятых классах музейщики переходят на более сложный уровень. Теперь это урок – беседа или экскурсия, где идёт диалог, и в то же время дети получают конкретные задания по заданной теме. С ними проводятся викторины, тематические игры, конкурсы, им предлагают даже импровизировать в литературных и театральных композициях.

Учащиеся шестых классов уже готовы прослушать серьёзную экскурсию или лекцию. А учащиеся седьмых – десятых классов уже могут сами подготовить и провести для младших школьников любое музейное мероприятие, принять участие в организации и монтаже временных выставок.

Школьники 1-х – 10-х классов в полном составе приглашаются на экскурсии, музейные уроки, лекции, устные журналы, уроки мужества, тематические игры и другие формы работы музея, на которых они получают определённые установки гражданско-патриотического содержания и новые знания. Мероприятия музея проводятся как с каждым классом отдельно, так и по параллелям (2 – 3 класса вместе). Для участия в инсценировках и других творческих формах работы также приглашаются школьники разных классов, которые не являются музейщиками.

Программа, ориентированная на разновозрастные группы учащихся, определяет пути совершенствования системы патриотического воспитания школьников, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся служению Отечеству. При этом учитываются достижения прошлого, а также современные проблемы развития школы.

II – работа в музее или в краеведческом кружке (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);

III – работа в школьном научном обществе (исследовательская работа).

Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:

  • любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
  • оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях;
  • требовательность к себе – путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;
  • самопризнание – способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться;
  • человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;
  • радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
  • совместное творчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.

Таким образом, в процессе участия школьников в деятельности музея, имеет место выраженная динамика ролевой позиции от пассивных форм до различных видов творческой активности. Такое постепенное усложнение коммуникативной задачи увеличивает долю самостоятельности музейщиков, активизирует их память, мышление, воображение, то есть развивает интеллект.

А это всё в свою очередь работает на главную цель: на формирование БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.

Формы подведения итогов реализации программы:

Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом. Иначе говоря, учащиеся культурно обогащаются.

Работая в Активе музея, школьник может попробовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях, какие ему придутся по душе. Безусловно, что при выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную культуру.

Музейщики создают различные тематические выставки, проводят по ним экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, устраивают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в городских, областных и российских конкурсах. И пусть не всегда учащиеся школы становятся победителями, но самое главное и ценное – ребята становятся патриотами.

Конечный результат претворения в жизнь этой программы:

Учащиеся, прошедшие через деятельность Актива музея, приобретают и владеют важными потенциалами личности:

1). Познавательный потенциал: познавательная активность, развитость мышления, сформированность навыков исследовательской деятельности;

2). Коммуникативный потенциал: знание норм этикета и правил хорошего тона, умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую, театрализованную деятельность;

3). Нравственный потенциал: сформированность нравственных качеств: патриотизма, трудолюбия, честности, справедливости, ответственности, уважения к старшим людям;

4). Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

Общественная работа, в том числе и музейная, делает жизнь ребят более разнообразной и интересной, даёт возможность им почувствовать себя нужными. Занимаясь экскурсионно-лекторской деятельностью, музейщики расширяют словарный запас, свои знания, владеют более свободной и грамотной речью, умеют общаться с людьми, высказывать свою точку зрения.

А учащиеся, которые являются участниками и слушателями музейных мероприятий, учатся любить и любят (согласно анкетированию ) свою Родину.

А это и есть положительный результат деятельности музея.

«Всякая благородная личность глубоко осознаёт

Патриотическое воспитание ‒ это целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданских обязанностей. В лицее ежегодно утверждается план по гражданско-патриотическому воспитанию, в который входит система мероприятий, проводимых в процессе творческого и производственного обучения, во внеурочной работе. Музей лицея ‒ широкое поле для творчества обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, это школа творческого труда и поиска общественной активности и гражданственности. В пространстве музея постигается глубинный смысл человеческой деятельности, в том числе и в рамках профессии. Музей является хранителем образцов творческих и технических возможностей, традиций и опыта поколений. Экспозиции и коллекции музея дают обучающимся возможность более полно и глубоко проникнуть в суть избранной профессии, понять ее значимость для прошлого и настоящего, историю ее традиций и изменений. Все это является залогом успешного формирования не только квалифицированного специалиста с широким кругозором, но и зрелой личности, нашедшей свое место в жизни.

Музей лицея ‒ это:

  • хранилище предметов истории и культуры;
  • место, где осуществляется коммуникативная функция, осуществляется изучение духовного наследия поколений.

Музей способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся.

Наиболее важным в деятельности музея является регулярное проведение тематических учебных занятий с использование экспозиций и коллекций музейных предметов.

Цель программы ‒ формирование активной жизненной позиции обучающихся через привлечение к организации работы музея.

  • развивать познавательные, исследовательские способности обучающихся;
  • активизировать творческую поисково-исследовательскую деятельность;
  • способствовать формированию гражданской позиции и ответственности.

Методы организации деятельности музея: исследовательский, проектный, поисковый, иллюстративно-наглядный, информационный.

Ожидаемый результат:

Направления работы:

  1. Организационная деятельность.
  2. Взаимодействие с другими музеями города и области.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание.
  4. Работа актива музея.

Содержание деятельности:

1. Организационная работа.

2. Взаимодействие музея с общественными музеями города.

3. Гражданско-патриотическое воспитание.

4. Деятельность актива музея.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы Музея боевой и трудовой славы направлениа на развитие гражданско-патриотического воспитания и решения воспитательных и социальных прблем. Цель программы - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Изыхская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

методического совета МБОУ Изыхская СОШ

Рассмотрено на заседании

педагогического совета МБОУ Изыхская СОШ

Директор школы: Т.А.Бурова

Программа работы

Музея боевой и трудовой славы

Руководитель музея: Мокрецова З.Х.

П. Изыхские Копи

Пояснительная записка

Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе п. Изыхские Копи и направлена на развитие гражданско-патриотического воспитания. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Цель Программы:

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Основные задачи программы:

формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, пополнение экспозиций музея;

Объектом экспериментально-исследовательской работы – являются организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.

Предметом – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

Основные этапы реализации программы.

1 этап проектный - 1 полугодие 2014-2015 учебный год

2 этап практический - 2014-2016 учебные годы

3 этап аналитический - 2015-2016 учебный год

Основные направления реализации программы:

Военно – патриотическое воспитание;

Героико – патриотическое воспитание;

Национально – патриотическое воспитание;

Гражданское воспитание;

Семейная культура воспитания.

Участники Программы:

Заместитель директора по воспитательной работе Турусова Л.Г.

Мониторинговая группа: заместитель директора по УВР Гребенюк А.А. заместитель директора по ВР Турусова Л.Г.

Руководитель школьного музея Боевой и трудовой славы Мокрецова З.Х..

Ответственный за работу Интернет- сайта –Гаврилов А.В.

Нормативные документы:

1. Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13

4. Национальная доктрина образования Российской Федерации.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002 №393.

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), Вестник образования.-№17- сентябрь 2009.Официальное справочно-информационное издание Минестерства образования и науки РФ).

9. Устав МБОУ Изыхская СОШ п. Изыхские Копи.

10.Приказ МБОУ Изыхская СОШ об открытии опытно-экспериментальной площадки.

I этап: проектный - 2014-2015 учебный год.

Цель этапа: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы

содержание работы (задачи)

исполнители

формы представления

уточнение состава группы учителей экспериментаторов

директор школы Т.А.Бурова

списки учителей экспериментаторов

комплектование творческих групп учителей - экспериментаторов

Зам. директора по УВР А.А.Гребенюк

приказ по итогам работы

методическое обеспечение (методические разработки мероприятий)

зам. директора по ВР Л.Г.Турусова, библиотекарь школы Долиненко Н.М.

организация поддержки и сопровождения

директор школы Т.А.Бурова

установочные документы группы научно-методической поддержки.

проектирование и организация работы по созданию информационного пространства школы, медиацентра

зам. директора по ВР Л.Г.Турусова, учитель информатики Гаврилов А.В.

размещение на сайте школы информации о работе.

формирование медиа- и информационного накопления медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся и пед. коллектива

учитель информатики Гаврилов А.В.

участие в муниципальных и региональных семинарах руководителей и учителей

зам. директора по ВР Л.Г.Турусова

контроль анализ и регулирование хода работы

зам. директора по УВР Гребенюк А.А.

мероприятия внутришкольного контроля

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

планирование и организация научно-методического семинара

зам. директора по УВР Гребенюк А.А., учителя-экспериментаторы

план работы семинара

организация работы педагогической творческой лаборатории совместно с работой методических объединений, формулирование целей и задач текущего года.

зам. директора по УВР Гребенюк А.А.

консультирование учителей-экспериментаторов, корректировка работы

зам. директора по УВР Гребенюк А.А. зам. директора по ВР Турусова Л.Г.

материалы групповых и индивидуальных консультаций

подготовка отчета по работе за первое и второе полугодие 2014-2015 учебного года

зам. директора по УВР Гребенюк А.А.

проведение совещания для обсуждения хода итогов работы, выступление с отчетами

не реже 2-х раз в год

творческая лаборатория учителей-экспериментаторов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ

Индивидуальное планирование экспериментальной работы

планы воспитательной работы, планы кружковой работы

разработка и осуществление учебных проектов для работы в урочной, внеурочной формах.

творческая лаборатория учителей-экспериментаторов.

методический анализ результатов и хода осуществления проектов

зам. директора по УВР Гребенюк А.А. зам. директора по ВР Турусова Л.Г.

работа над созданием банка инновационных форм развития гражданско-патриотического воспитания

зам. директора по ВР Турусова Л.Г., творческая лаборатория учителей-экспериментаторов.

участие в конкурсах и семинарах по ЭП

творческая группа учителей-экспериментаторов.

подготовка индивидуальных отчетов по работе учителей - экспериментаторов

в течение полугодия

зам. директора по ВР Турусова Л.Г.

Программа работы музея

Поскольку функционирование и развитие школы невозможно без патриотического воспитания, эта работа в школе ведется постоянно. Большую роль в ней играет школьный музей. Деятельность музея систематизирована, определены цели, задачи музея; сформулированы принципы и функции музея; используются различные формы и методы.

События последнего времени подтвердили, что смена традиционных устоев жизни общества оказала отрицательное влияние на сознание подрастающего поколения. В настоящее время в ученической среде происходят негативные явления и ситуации:

- наблюдается утрата чувства гордости за свое Отечество; происходит деформация ценностных ориентаций учащихся;

- коллективные и общественные интересы вытесняются индивидуальными;

- можно столкнуться с равнодушием, эгоизмом, цинизмом, агрессивностью, неуважением к старшим, друг к другу.

В этих условиях необходимо объединить усилия школы, семьи, общественных организаций. Немалую роль может сыграть и школьный музей.
Патриотическое воспитание включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Вот основные направления программы патриотического воспитания посредством музея:

-активизация работы Совета музея школы, который координирует всю работу по патриотическому воспитанию учащихся;
-организация поисковой работы в музее;
-проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы в России;
- участие в районных и республиканских мероприятиях по данной проблеме;
-проведение мероприятий, направленных на воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою школу, свой поселок, свою страну;
- участие юношей в военно-полевых сборах.

Итоговые результаты работы:
- патриотическое воспитание позволит решить назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения;
- формирование и развитие у учащихся таких качеств, как: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям позволит им активно участвовать в решении важнейших проблем общества;
-высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России;
-патриотически-воспитанная молодежь возьмет на себя ответственность за будущее России.
Наш музей по профилю краеведческий.

Основные экспозиции музея:

Боевой путь односельчан;

история Изыхского разреза;

История поселка Изыхские Копи;

Знаки доблести и мужества односельчан;

Предметы быта жителей поселка;

Алтайскому району 70 лет.
Цель работы школьного музея:

формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы.
Задачи:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.

Формы организации работы: индивидуальная и групповая.

При проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.

Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.

Работой музея руководит Совет музея, который планирует всю работу музея, составляет и предлагает задания по классам.
Экскурсоводы разрабатывают и организуют ознакомительные программы для младших классов, экскурсии для посетителей музея.

Читайте также: