Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка план самообразования

Обновлено: 02.07.2024

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий.

Оценить 4450 0

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий.

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Орлова Е.Е.

Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной и устной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции.

За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков русского языка и литературы.

В своей деятельности я использую различные формы работы по развитию речи школьников:

Сочинения, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, описывает художественные памятники прошедших эпох , природу, различные её уголки; сочинения по картине, сочинения публицистического характера; сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; сочинения со сравнительной характеристикой персонажей, сочинения с грамматическими заданиями ; творческое изложение, где обучающийся не только излагает текст, но и рассуждает о нём, делает из него выводы.

Для того, чтобы достичь хорошего результата, необходимо , в первую очередь, заинтересовать ребенка.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники.

Для работы над развитием речи я использую мини – изложения. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения, вместе с детьми разбираем то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. говорим о художественных средствах языка. Небольшие по объёму изложения проверяю в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки. За эту работу оценки не ставлю, по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Поставила задачу для учеников - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем сочинения с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.

В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

Убеждена, что для внедрения данного подхода в жизнь, для решения поставленных целей и задач в моей теме по самообразованию, необходимо в обучении детей применять инновационные технологии. Считаю, что самым эффективными и интересными являются уроки – исследования. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Вид: урок усвоения новых знаний.

Тип: урок-исследование с использованием активных форм работы (организация индивидуальной деятельности).

Цели урока:

Развивающая :развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.

Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.

План урока :

Викторина по сказке.

Беседа по содержанию сказки.

Индивидуальная работа.

Подведение итогов.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия 2 ч., иллюстрации к сказке, карточки с заданиями.

Словарная работа: эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.

Ход урока:

- Организационный момент.

- Проверка домашнего задания.

Обмен впечатлениями о прочитанном материале.

- Как бы вы назвали эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей сам автор?

2. Проверка знания текста и внимательности.

(Работа проводится в форме викторины.)

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

1. Какой масти был раненый конь? Вороной

2. Кто взял себе коня? Мельник

3. Какое прозвище имел Филька? Ну тебя

4. Что сделал Филька с куском хлеба после

того, как ударил коня? Кинул в снег

5. Что случилось в природе после этого? Метель и сильный мороз

6. Сколько лет назад был такой же мороз? Сто

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? От злобы

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? Изобрести спасение от стужи

10. Сколько времени дал Фильке Панкрат? Час с четвертью

11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока

12. Что придумал Филька? Продолбить лед на реке

13. Что сделали люди для своего спасения? Продолбили лед около мельницы

14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Позвала теплый ветер

15. Что понес Филька раненому коню? Буханку свежего хлеба

16. Что конь сделал после того, как съел хлеб? Положил голову на плечо Фильке

17. Почему сердилась сорока? Ее никто не слушал

3. Беседа по содержанию сказки.

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?

- Как характеризует прозвище мальчика Фильку?

- В чем была жестокость Филькиного поступка? Прочитайте и прокомментируйте этот эпизод.

- Как с помощью пейзажа (изображение начавшейся метели) Паустовский выражает свое отношение к произошедшему событию ?

- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Найдите и прочитайте рассказ бабки о том, что произошло 100 лет назад.

- Почему Филька отправился к Панкрату за советом?

- Почему Филька был уверен, что деревенские ребята поддержат его?

- Что, по-вашему, спасло людей?

- Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, чудесным?

- Почему все радовались примирению коня и Фильки?

Перескажите эпизод примирения коня и Фильки.

- Почему сказка так называется?

4. Работа с иллюстрациями.

1. Беседа.

- Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)

- Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы читали? На основе чего они были созданы?

2.Индивидуальная работа

Задание для исследования №1( для одного ученика)

Что, по-твоему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Определить черты народной и авторской сказки.

Задание для исследования № 2.

В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?

Задание для исследования № 3.

Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?

Задание для исследования №4.

Если бы сказка была не писательской, а народной, то как бы вы ее начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?

Подведение итогов урока. Оценки.

Итак, черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении.

- А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)

Домашнее задание задала с целью решать поставленные задачи по развитию речи школьников.

В основе данного урока – организация практического исследования проблемы и поставленной задачи. Вопросы для изучения подбирала я, а ученики сами вели поиск решения проблемы, обменивались мнениями, экспериментировали, вырабатывая правильный ответ.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках русского языка и литературы, важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и , конечно же, речь самого учителя .

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

На уроках русского языка и не только, надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.

Таким образом, цель проекта: развитие устной и письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме.

Развивать интерес к своему предмету.

Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.

Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Объект исследования: образовательный процесс

Предмет исследования: речевая культура учащихся 6 класса

Этапы реализации проекта

Подготовительный : Январь 2013

Изучение материалов по теме проекта.

Основной: Февраль2013 – Февраль 2016

Использование на уроках заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической литературы по теме.

Заключительный: Февраль 2016 –Май 2016

Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться.

Также одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы. Но прежде всего Слово, которое рассматривается со всех сторон: эстетической, грамматической, семантической.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста. В свою работу включаю следующие виды работ:

1)Работа со зрительной опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

3. Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова"

Новодугинского района Смоленской области

План самообразовательной работы

"Формирование языковой и речевой культуры школьников на уроках русского языка и литературы ".

учителя Михайловой О.Н.

Проблема: Язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Тема: "Формирование языковой и речевой культуры школьников на уроках русского языка и литературы ".

Цель : развитие языковых и речевых компетенций как средство формирования личностных результатов школьников.

Формировать устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения; формировать на этой основе речевую и общую культуру учащихся, предупреждать проявления невоспитанности и грубости.

Расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения.

Обогащать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки конструирования словосочетаний, предложений, текстов.

Знакомить с различными видами речевых, грамматических, фактических, логических ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.

Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Актуальность темы

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства.

Актуальность выбранной темы заключается для реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.

Цель программы: повышение собственного теоретического и научно-методического уровня по теме самообразования.

- изучение и анализ опыта работы по вопросам формирования речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;

- изучение и овладение новыми технологиями по теме самообразования;

- внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся;

- подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

Срок реализации программы: 2020 – 2023 гг . Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 3 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

На уроках русского языка и литературы предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся

Васильева Сюзанна Гамлетовна

Пояснительная записка.

В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Цели программы:

- Формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции.

- Формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.

Задачи программы:

1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.

2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

3. Создание условий на уроках русского языка и литературы для речетворчества обучающихся.

Читайте также: