Какое воспитание является одной из задач специальной коррекционной школы 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии [1].

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Каирбекова зДФII-в-11.doc

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии [1].

Защищая права ребенка, предусмотренные законодательством, коррекционные учреждения решают главную задачу, ради которой открываются специальные коррекционные образовательные учреждения: она готовит детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество. Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, приобретение умений в доступных и разнообразных видах деятельности [2].

Воспитательная работа выстраивается в целостную систему и проводится по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями.

Детей с ограниченными возможностями начинают воспитывать в семье с первых лет жизни. Затем в процесс воспитания включается школа-интернат, позднее-то производство, куда попадает выпускник школы. Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований общества к семье, школе, производству. Оно изменяется и в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те же средства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях и малоэффективны в других.

Н.М. Назарова констатирует, что человек с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека [3].

Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Поэтому для решения образовательной задачи такому человеку необходимо не только особым образом осваивать собственно общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки социального адаптирования: ориентировку в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостатки знаний об окружающем мире, связанные с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.

Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг [4].

Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся организации воспитательного процесса в коррекционной школе.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.

Объектом является воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы.

Предмет: процесс воспитания в коррекционной школе

Целью курсовой работы изучить организацию воспитательного процесса в коррекционной школе

1) рассмотреть процесс воспитательной работы в коррекционной школе;

2) изучить формы организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе;

3) расскрыть основные направления воспитательной работы.

4) рассмотреть организацию кружковой работы на примере коррекционной школы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности воспитательной работы с учащимися С(К) ОУ 8 вида.

В статье рассматривается проблема воспитательной работы с учащимися специальной (коррекционной) школы – интерната 8 вида

Основными принципами воспитания, специальная (коррекционная) школа – интерната стремится к решению общих и специальных задач воспитания детей с ОВЗ. Осуществляется этот процесс по направлениям с учетом того, что любое воспитательное мероприятие в школе – интернате должно иметь коррекционную направленность и оказывать коррекционное влияние на личность воспитанника. Общая и главная задача школы заключается во всестороннем развитии, учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:

Осуществление индивидуального подхода к учащихся на основе их изучения;

Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;

Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;

Осуществление тщательного и систематического контроля;

Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения.

Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов частичного самоуправления и самообслуживания. В процессе воспитания происходит развитие наиболее сложных сторон личности умственно отсталого школьника, в частности формируется умение работать и жить в коллективе т.е. первостепенной задачей воспитателя является организация детского коллектива.

Развитие активности и самостоятельности является важнейшей задачей формирования личности школьника. Можно выделить следующие условия, способствующие воспитанию активности и самостоятельности у умственно отсталых учащихся: вовлечение всех детей в практическую деятельность и развитие у них интереса к этой деятельности; постоянное и постепенное усложнение поручений; создание постоянно действующей системы педагогической стимуляции активной деятельности школьников; контроль за выполнением учениками обязанностей и умелое педагогическое руководство ими.

Наша школа реализует комплексный подход к воспитанию, т.е. обеспечивает тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Умственное воспитание учащихся осуществляется в основном в процессе обучения. С помощью проводимых во внеурочное время воспитательных мероприятий, включение учащихся в общественно полезный труд у них формируются положительные мотивы деятельности, способствующие закреплению успехов умственного развития.

Нравственное воспитание являющееся одним из важнейших компонентов развития личности и направленно на развитие нравственного сознания, чувств, навыков общественного поведения и моральных качеств. В процессе нравственного воспитания у учащихся воспитываются патриотизм, чувство любви к Родине, уважительное отношение к труду, коллективизм, чуткое отношение к людям, а так же навыки и привычки нравственного поведения.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является правовое воспитание. Оно направленно на усвоение правовых требований и морально – этических норм, принятых в Российском обществе. Правовое воспитание является одной из мер предупреждения правонарушений. Поэтому необходимо способствовать усвоению воспитанниками элементов правовых знаний: основных прав и обязанностей, норм общественного порядка.

Трудовое воспитание направленно на формирование трудовых навыков и умений, подготовку учащихся к трудовой деятельности, выработку устойчивых волевых и моральных качеств: дисциплинированности, добросовестного отношения к порученной работе, настойчивости и способности к трудовому усилию, уважения к людям труда. Трудовое воспитание школьников помогает выбрать профессию, соответствующую их возможностям и интересам.

Большое внимание уделяет вспомогательная школа эстетическому воспитанию, которое направленно на развитие способности полноценно воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и в действительности. Нарушения эмоционально – волевой сферы у учащихся вспомогательной школы задерживают развитие у них восприятия живописи, музыки, красоты природы. Благотворное эстетическое воздействие на учащихся оказывают экскурсии и прогулки в природу, когда воспитатель, обращая внимание детей на окружающую красоту , учит их видеть красивое, слушать звуки природы. Наблюдения детей за различными явлениями природы обогащают их чувства, мышление, речь. Экскурсии воспитатель связывает с занятиями по развитию речи, лепкой, аппликацией, рисованием, работа с природным материалом.

Обязательным компонентом системы воспитания является физическое воспитание, способствующее всестороннему развитию личности. Физическое воспитание направленно на укрепление здоровья, физическое развитие учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, точности и быстроты движений, ловкости, смелости, быстроты двигательных реакций. Нашим детям свойственно недоразвитие моторики, обусловленное прежде всего аномалиями в их нервно – психическом статусе. Их движения замедлены, неритмичны, недостаточно четки и координированы; нарушена целенапрвленность двигательных действий; они не умеют использовать свой двигательный опыт, быстро перестраиваться. В результате проведения специальной работы осуществляется частичная коррекция недостатков физического развития учащихся.

Мозговой В.М., Пузанов Б.П. Опыт правового воспитания и обучения учащихся. Вспомогательная работа в специальных школах. – М.: 1977

В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.

В данной статье рассматриваются основные направления воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида в рамках СФГОС: нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.

ВложениеРазмер
Статья об основных направлениях работы в коррекционной школе 38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в контексте СФГОС

Кулиева Дильбар Фаридовна,

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

дольше всего люди. Из них на первом месте - родители

В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.

СФГОС выделяет основные направления воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида: нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.

Нравственное воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

По признанию многих ученых процесс формирования нравственного сознания – процесс длительный и сложный, требующий усвоения элементарных этических представлений, основой которых, в первую очередь, являются убеждения человека.

У учащихся 1-3 классов коррекционной школы VIII вида необходимо формировать чувство уважения к старшим, ответственность за дисциплину и успеваемость, соблюдение режима дня, а также чувство справедливости.

У учащихся 4-6 классов коррекционной школы VIII вида необходимо формировать чувство коллективизма, дружбы, уважение к представителям другого пола и т.д.

Старшие подростки должны быть ответственны за свои дела и дела коллектива, выступать против недостатков, в защиту младших школьников.

Формирование характера детей с отклонениями в развитии неразрывно связано с их насыщенной жизнью в стенах учебного заведения, вовлечением во всевозможные кружки по интересам, с общением в школьном коллективе во время подготовки к различными культурным и спортивным мероприятиям. Таким образом, школьники могут получить богатые впечатления от насыщенной общественной жизни, у них нивелируются различные отклонения в характере.

Особо хочется выделить разнообразные виды труда, общественной и спортивной деятельности, которые могут прививать эстетическое восприятие окружающего мира, нравственные привычки и поведение, а также здоровый образ жизни: изготовление различных поделок из бумаги и дерева, участие в конкурсах рисунков и стихотворений, спортивных мероприятиях, выступления в составе школьных творческих коллективов, .

Таким образом, можно отметить, что нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.

Эстетическое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать , верно оценивать прекрасное в природе , искусстве и обществе , а также развитие способности создавать красивое .

В ходе эстетического воспитания у детей с интеллектуальными нарушениями необходимо вызывать эстетические чувства и переживания, проводить постоянную коррекцию поведения и готовить их к самостоятельной жизни, формировать чувство прекрасного, развивать сенсорную культуру и эстетический вкус, способствовать развитию творческих способностей и доступных навыков во время занятий пением, рисованием, рукоделием и хореографией.

Таким образом, эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни и быть полезными членами общества.

Физическое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, развитие ловкости, координации движений, укрепление сердечно-сосудистой системы происходит на уроках физического воспитания. В силу определенных особенностей детей с нарушениями интеллекта их физическое воспитание имеет свою специфику. Так, если в обычной школе учитель может дать одно задание для всех учеников, например на развитие координации движений в ходе игровых действий, то в коррекционной школе учитель должен предусмотреть особенности физического и психо-эмоционального состояния каждого ребенка и постоянно проводить корригирующие действия во время урока, что осложняет весь процесс физического воспитания. Учитель во время занятий должен прививать детям положительное отношение к физической культуре, мотивировать их на здоровый образ жизни, развивать их моторику, воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Таким образом, можно отметить огромную роль физического воспитания в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему.

Трудовое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Основной задачей школы VIII вида – это практическая подготовка учащихся к труду, а именно формирование у учащихся трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи решаются на уроках трудового обучения, домоводства и в процессе профессионально-трудового обучения.

У детей с интеллектуальными нарушениями легко удается вызвать желание трудиться, но выработать привычку повседневного участия в труде – дело довольно трудное. Из-за слабости мускулатуры, недостаточного развития мелких мышц, несовершенства координации движений, быстрой утомляемости школьников сложно сформировать у них привычку повседневного труда.

Учителю необходимо формировать на уроках трудового обучения те нравственные качества, которые помогут школьнику в его будущей трудовой деятельности: взаимопонимание, уважение к старшим, трудолюбие, умение ценить время, коллективизм и взаимопомощь. На уроках трудового обучения школьники учатся составлять и читать чертежи, работать со слесарным и столярным инструментом, проводить необходимые замеры, работать по лекалам, знакомятся с устройством швейной машинки и учатся на ней работать, осваивают и развивают навыки самообслуживания на уроках домоводства и т.д.

Творческие работы учащихся не раз завоевывали призовые места на различных профессиональных конкурсах, проводимых как в Зеленодольском муниципальном районе, так и в Республике Татарстан.

Таким образом, трудовое воспитание является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса, формируя у учащихся положительное отношение к трудовой деятельности и развивая их профессиональные качества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Организация воспитательной работы в коррекционной школе 8 вида

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

В данной работе – рассмотрены основные направления воспитательной работы в коррекционной школе, особенности работы воспитателя в коррекционной школе, приведены методики организации режимных моментов в коррекционной школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что в работе изложена система организация воспитательной работы в школе.

1. Цель, задачи, основные направления воспитательной работы

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.

Задачами воспитательной работы в школе являются:

1. всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;

2. воспитывать добросовестное отношения к учебе;

3. воспитывать сознательную дисциплину;

4. совершенствовать правовое обучение и воспитание;

6. формировать негативное отношение к вредным привычкам;

7. формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;

8. подготавливать к успешной социализации обучающихся.

Основные направления воспитательной работы в коррекционной школе являются:

1. Нравственное воспитание направлено на создание условий для освоения детьми духовных ценностей культуры, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

2. Гражданское, патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, Отечеству, культурно-историческому прошлому России, привитии детям чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни. Формирования у них знаний родного языка, народных традиций, истории, культуры, природы своей страны и бережного отношения к ним, правового сознания, политической культуры, готовности к самостоятельному политическому выбору, исполнению гражданского долга, формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации.

3. Экономическое воспитание детей, подготовка к жизненному, профессиональному самоопределению и труду направлено на подготовку детей к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование представлений об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание человека – труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.

4. Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизни подростков направлено на формирование у детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии. Задачи развития физической культуры тесно связаны с задачами экологического воспитания. Экологическое воспитание в современных условиях должно быть направлено на формирование экологической культуры детей, включающее в себя экологические знания, бережное нравственное, эстетическое отношение к природе. Формирование практических навыков экологических деятельности.

5. Профилактика асоциального поведения сориентирована на преодоление причин, порождающих неблагополучия детей, создание условий равных возможностей жизнеобеспечения и развития детей, независимо от их социального статуса. Целью профилактики асоциального поведения является обеспечение прав детей, находящихся в социально опасном поведении, их полноценное развитие в условиях социально - экономических реформ, своевременная и комплексная социальная, психолого-педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество. Формирование у подростков навыков социальной и личной компетенции, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения. Формировать умения общаться, понимать других людей, их чувства, а также умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.

2. Особенности воспитательной работы в коррекционной работе

В отличие от других школ коррекционно – образовательная школа – интернат или, как их называют, школы VIII вида по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т. к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами школы- интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно- воспитательном процессе.

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

1. Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

2. Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

3. Личностно-ориентированные технологии

в школе- интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

4. Инновационные технологии

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, Power Point, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.

Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.

В настоящее время в школе – интернате на учебных, коррекционно- развивающих занятиях, занятых по дополнительному образованию широко применяются технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия) эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.

Использование компьютерных и ауди – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательногопроцесса значительно повышающего его качество, делают его более современным разнообразным и насыщенным.

Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.

Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

В своей работе использую следующие современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, проблемно-поисковые (технология проектного обучения, технология исследовательской направленности, коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, обучение в сотрудничестве (команде, технологии имитационно-моделирующего обучения (технология ситуативного обучения, учебные игры). На высоком уровне владею информационно-коммуникационными технологиями.

Применение перечисленных образовательных технологий обусловлено следующими целями:

Технологии Цели применения

Здоровьесберегающие Позволяют соблюдать охранительный режим воспитания и обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что способствует сокращению числа пропусков внеклассных мероприятий и занятий.

Разноуровневого обучения Воспитанники с лёгкой умственной отсталостью очень разные по уровню овладения знаний, умений и навыков. Следовательно, работа проводится с каждым воспитанником на доступном уровне.

Игровые Стимулируют детей к учебной и внеурочной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Способствуют реализации задач коррекционного обучения - создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.

- технология исследовательской направленности Способствует расширению кругозора ребенка. Дает возможность учащимся активно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

- обучение в сотрудничестве (команде) Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива

Технологии имитационно-моделирующего обучения :

- технология ситуативного обучения,

- учебные игры Способствуют процессу социализации обучающихся, делают их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске правильных решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, тренировке интуиции и фантазии.

Активного (деятельностного) обучения. Коррекционная работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон личности ребёнка. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая, помогая воспитаннику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.

Информационно-коммуникационные технологии Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; формирование информационной культуры.

Современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки, кроме того, он должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, быть компетентным в области информационной и коммуникативной деятельности, владеть новыми технологиями. Использую в своей работе с детьми ресурсы интернета, навыки работы с ИКТ. Создаю презентации для красочной наглядной демонстрации тем.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- Подвижные и спортивные игры.

- Гимнастика для глаз.

• Технологии обучения здоровому образу жизни:

- Гимнастика после сна.

• Коррекционные технологии :

- Коррекционные занятия с использованием тренажеров

Вывод: Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогает мне решать коррекционно - педагогические задачи и я в дальнейшем буду применять их в своей работе

Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С. Вальдес Одриосола. – М. :Владос, 2010. – 63 с

Фомина, О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования :автореф. … канд. пед. наук / Ольга Евгеньевна Фомина. – Смоленск : ИТЦ Смоленского государственного университета, 2009. – 18 с.

Князева Е. В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.

Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи.

Методика проведения самоподготовки и правила приёма пищи в школе-интернате 8 вида 1. Организация начала самоподготовки учитывает: • 1-2 часовую прогулку,активный отдых на свежем воздухе, перед самоподготовкой; за 15-20.

Режимные моменты в школе-интернате 8 вида Утро. 1. Принять детей у ночной няни и выяснить, как они вели себя в ночное время. 2. Поднять детей сердечным приветствием «Доброе утро,.

Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на.

Читайте также: