Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

Одно из требований на сегодняшний день – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Необходимо организовывать воспитательно-образовательные процесс в соответствии с новыми требованиями не через систему занятий, а через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Главное – это наличие равноправной позиции, взрослый и ребенок в процессе общения являются партнерами, общение носит нерегламентированный (свободный) характер. Реализация совместной деятельности может проходить в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах работы с воспитанниками.

Я, как воспитатель, являюсь транслятором (передатчиком) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения. В игре стараюсь установить определенную атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Интерес возникает только там, где есть свобода! При организации совместной деятельности выполняю условия:

Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта.

Автор: Брусова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с № 70
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра–одна из форм организации совместной деятельности взрослых и детей."
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка « Дидактическая игра - одна из форм

1.Пояснительная записка

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным

действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок

развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, его отношения с людьми.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит

дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с

правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и

обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач

обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и

развивающее влияние игровой деятельности.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности

дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее

на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их

деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия

решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются

умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые

Дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных

учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить

составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний,

овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают

признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес

детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее

усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на

занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, фор-

мированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с

игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание

обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска,

сюрпризности, отгадывания и т. п.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых

знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них

представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению

высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре

происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми,

объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое

отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае

необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные

компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача,

игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К

дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с

содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ

предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и

представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое

выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли

взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра

(педагог направляет действия играющих советом, вопросом,

напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в

руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о

том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой

деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности

в поведении и характере детей. А значит правильно организовать

индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка

входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть

отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей ,

соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким

образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с

их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую

природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные

цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой

Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при

ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,

явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото",

"домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно

успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику,

внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения,

развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности

мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях

играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные

задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают

их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений

природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют

представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей

активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует

формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает

основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

.Краткая характеристика дидактической игры

Организация совместной деятельности взрослого и ребенка – это

увлекательное занятие. Цель игры – достичь общими усилиями общей цели,

используя разные игровые приемы и методы. Взрослый становится

равноправным партнером ребенку в деятельности. Ребенок учится

сотрудничать и общаться с взрослым и со своими сверстниками.

Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления

полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений

детей применять полученные представления в разнообразных игровых

- формировать пространственные представления: ниже, выше, уже, шире;

- закрепить представления о геометрических фигурах;

- закрепить умение группировать их по признаку формы;

- закреплять понятия мало - много;

- развивать мышление, внимание.

квадраты, треугольники разных по величине по 2 фигуры на каждого ребенка.

3.Конспект занятия:

Воспитатель: Дети! Кто- то пришел к нам в гости. Хотите узнать кто? Тогда

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ёжиком и спросим, что у него на

Воспитатель: Дети, Ёжик сказал мне, что несет грибы для своих маленьких

детей, но не знает, хватит ли грибов всем. А как называются детеныши Ежа?

вот, Ёжик не умеет считать, поможем ему,

Воспитатель: Как же нам найти дорогу к дому Ёжика? Как вы думаете, где

живет наш ёжик? (в лесу)

Воспитатель: К каким животным относится ёжик, если он живет в лесу: к

диким или домашним? (к диким)

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес к ежатам. Дети выходят на коврик…

Ёжик говорит, что мы сможем найти его дом, если пойдем по самой длинной

Перед детьми две дороги одинаковые по ширине, но разные по длине.

Выбрав правильно дорогу, дети с воспитателем отправляются в путь.

листочки лежат на земле. Вы узнали с какого дерева эти листочки? (клен,

береза, рябина, дуб)

Воспитатель: Если лист упал с дуба, то он называется (дубовый) с клена

(кленовый) с березы (березовый), с рябины (рябиновый).

Воспитатель: А сейчас каждый из вас выполнит задание. Женя соберёт все

Только в лес мы все зашли,

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идем.

Дальше по лесу идем,

Перед нами водоем

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем веселее:

Раз, два, раз, два-

Позади уже вода.

называется дом у ежа? (норка)

Воспитатель: Давайте посмотрим на ежат. Какие маленькие, колючие ежата,

давайте им подарим наши листочки.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в лес? (узнать хватит

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федотова Татьяна Сергеевна
Выступление на педсовете

«Организация совместной деятельности

Самое сложное в работе с детьми

это работа с их родителями.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы : информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана попытка разнообразить досуговые мероприятия.

Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, на наш взгляд, являются:

*совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Анализ проведенного анкетирования показывает, что родители охотнее и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

*дни открытых дверей.

* туристические походы.

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

*домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям) Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).

Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

* выставки совместных работ детей и родителей.

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причём для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое внимание уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей.

Читайте также: