План урока внутреннее строение земли

Обновлено: 05.07.2024

Оценивание деятельности обучающихся

Самооценка. Оценка своей деятельности по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики собственных результатов; определять причину своего успеха или неуспеха

Оценка учителя. Оценка деятельности ученика по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики результатов ученика

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения: частично-поисковый

Технология ИКТ, развивающее обучение

УМК под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева.

Средства обучения: учебник География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой.– М.: Дрофа, 2014; видеофрагменты, документ интерактивной доски INTERWRITE, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.

Организационная структура урока

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Почему такая иллюстрация на лицевой стороне учебника? Что мы уже знаем о Земле? Что предстоит узнать? Какую форму имеет планета? Какие сферы известны? Какую первую будем изучать? По какому плану будем изучать? Обобщаем высказывания учеников.

План изучения оболочек Земли.

– что такое, основные понятия;
– из чего состоит (вещества, образования);
– какое строение имеет;
– какие географические объекты включает, где они располагаются;
– причины их образования;
– какие особенности имеют географические объекты.
С помощью иллюстраций определим тему занятия.
Что объединяет объекты: торт, вишня, ствол дерева, матрешка
Что объединяет объекты: кусок отрезанного торта, вишня в разрезе, спил дерева, матрешка в разобранном виде
Как вы думаете, какова тема занятия?
Тема урока: Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Поставим цели и задачи

Мы ответим на вопросы:

Мы научимся:

– ответственному отношению к учению, слышать учителя и одноклассников;
– ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
– работать в парах;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку;
– формулировать и объяснять определения понятий по теме;
– объяснять внутреннее устройство планеты;
– сравнивать типы земной коры;
– анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы;
– называть методы изучения земных недр;
Зачем человеку необходимы знания о строении Земли и истории развития литосферы?

2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

В ходе работы заполнить лист индивидуальных достижений. Приложение 1

Задание 1. Рассмотрите рис.57 с.86. и текст учебника, запишите в лист индивидуальных достижений методы изучения недр Земли в виде текста 1…. 2…. 3… 4…. 5…, или схемы.

Методы изучения литосферы: 1. изучение метеоритов; 2. бурение скважин; 3. сейсмический; 4. изучение вулканов; 5. обнажений горных пород; 6. изучение космических снимков.

Задание 2. Найди ключевые слова в тексте с. 87–88 подчеркни карандашом в учебнике, назови их.

Задание 3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли? Рассмотрите рис. 58 с. 87, названия запишите в таблицу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Актуализировать и углубить знания учащихся о внутреннем строении Земли.

-Познакомить учащихся с внутренним строением Земли

- Развить логику, мышление и внимание

-Воспитать активность и самостоятельность

- Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии:

Вы копали землю? Что там внутри? Хотели бы вы заглянуть внутрь Земли и узнать, что там?

Этот вопрос волнует учёных очень давно, но ответ на него может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли можно сравнить с яйцом

3. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи

Как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Физминутка на слайде

4.Открытие нового знания

Ядро Земли — пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе — примерно 3500 км и температуре — около 4000°С - 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.

Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто.

Все земные оболочки можно назвать геосферой (от греч. ge — Земля, sphaira — шар):

Занимательная минутка ( стих-ассоциация)

Чтобы лучше представить себе…

Я думаю, знать вам конечно пора

Что это такое ЗЕМНАЯ КОРА.

Ну, как объяснить вам доходчиво, точно?
Ее представляю я пенкой молочной.
На кухне кастрюлька для каши стоит
А в ней молоко вместе с манкой кипит.
От центра кастрюльного тонкого днища
Идет теплота, теплотища, жарища.
А в центре планеты, ядро наблюдаем
Оно фантастическим жаром пылает: 6000° С
Вот булькает вязкая манная каша,
По ней пузырьки беспокойные пляшут.

А ведь на поверхности нашей Земли
Такие события быть бы могли.

Когда мы кастрюльку свою выключаем,
Процесс остывания в ней наблюдаем.
Вот каша остыла и значит - УРА -
Получится пенка - Земная коpа.
Но, если включить потихоньку опять,
То можно такое подчас наблюдать:
Коpа, то есть пенка, pазоpвана снова,
И тут создается потолще основа,
А рядом с pазоpванным пенкиным краем
Вулканчики каши мы вновь наблюдаем!

5. Первичное закрепление с проверкой по эталону

А теперь укажите на карточках название каждого слоя Земли, а потом мы с вами проверим насколько правильно вы всё сделали.

(Правильный вариант на слайде)

6. Включение в систему знаний. Закрепление

- Найти в тексте определение "мантии","ядра", "коры" выписать в тетрадь.

2. Ядро Земли — центральная, наиболее глубокая часть планеты Земля. Геосфера, находящаяся под мантией Земли и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава с примесью других сидерофильных элементов. Глубина залегания — 2900 км. Бывает внешнее и внутреннее…

3. Земная кора — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 6 класс

Тема: Земля и её внутреннее строение.

Урок усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об особенностях внутреннего строения Земли, горных породах, слагающих земную кору; создать условия для формирования умений определять и сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Внутреннее строение Земли. Образование горных пород

1. Внутреннее строение Земли.

2. Особенности материковой и океанической земной коры.

3. Образование горных пород

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Магма, материковая и океаническая кора, минералы, излившиеся (эффузивные), глубинные магматические, обломочные, химические, органические осадочные, метаморфические горные породы

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли.

Получат возможность научиться описывать и определять по образцам: осадочные и магматические горные породы.

Сравнивать материковую и океаническую земную кору

Познавательные : работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определение понятий, ответы на вопросы, составляют таблицы.

Коммуникативные : кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные : составляют план, корректируют последовательность действий и оценивают результат

Определяют целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия на уроке

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

И. Актуализация знаний

Беседа: знакомство с оболочками Земли

Знакомит обучающихся с оболочками Земли, совместно с учащимися в ходе беседы составляет схему (Приложение 1)

Вычерчивают схему в тетрадях

Записи в тетрадях

III. Изучение нового материала

Организует работу по электронному приложению к учебнику.

- Как изменяется температура от ядра к земной коре?

- В каком агрегатном состоянии находится вещество ядра, мантии?

- Опишите особенности строения земной коры.

- Сравните материковую и океаническую кору

Отвечают на вопросы и делают вывод, используя новые знания. Анализируют рисунок

Фронтальная и индивидуальная работа

Работа с текстом учебника, п. 3, с. 46

Организует работу с текстом учебника, п. 3, с. 46, поиск ответа на вопрос: кто и какими способами изучает строение Земли?

Отвечают на вопрос

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует практическую работу (Приложение 2), организует контроль

Выполняют задания в тетрадях

Проверка выполнения задания

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Организует работу по вопросам 3, 4, с. 48

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Оценивание работы учащихся на уроке

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Знакомство с оболочками Земли. Составление схемы

Всё в мире относительно. Люди привыкли говорить о бескрайних просторах тайги и степей, необозримых полях, безбрежных морях. Поражают своими размерами океаны и континенты, высочайшие горы, крупные города с многомиллионным населением. Но всё это - только небольшие фрагменты поверхности Земли, которая, в свою очередь, лишь песчинка в масштабах мироздания, не самая крупная планета в составе Солнечной системы.

На доске совместно составляют схему (дети записывают в тетрадь):

- Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую мы будем изучать, - это литосфера.

Внешние оболочки земли:

  • Воздух – газообразная оболочка – атмосфера
  • вода – водная оболочка – гидросфера
  • горные породы, которые слагают сушу и дно океанов – земная кора
  • живые организмы вместе с той средой, где они живут, составляют биосферу.

2. Строение Земли

Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Мощность литосферы составляет в среднем от 70 до 250 км.

tC +2000С tC плавления железа +1539С

давление = 1,3 млн.атм.

tС +4000С +5000С tС кипения железа +3000С

давление = 3,6 млн.атм.

Радиус Земли (экваториальный) = 6378 км

3. Свойства земной коры.

Земная кора – твердая каменная оболочка Земли, состоящая из твердых минералов и горных пород.

1. до 70км в горах

30-40км под равнинами

2. 3 слоя:

3. более старая

1. 5-10км под океанами

3. более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов

4. Решение задач на определение температуры, изменяющейся с погружением в глубь Земли.

От мантии внутреннее тепло Земли передается земной коре. Верхний слой земной коры – до глубины 20-30м подвержен влиянию внешних температур, а ниже температура постепенно повышается: на каждые 100м глубины на +3С. Глубже, температура уже в значительной степени зависит от состава пород.

Задание: Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +10С

Решаем по действиям:

  1. Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?
  1. На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте:
  1. Какой будет температура слоя земной коры в шахте?

Температура = +10С +(1000:100 3С )=10С +30С =40С

Решить задачу : Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 1600м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года -5 С?

Температура воздуха =(-5С)+(1600:100 3С)=(-5С)+48С =+43С.

Запишите условие задачи и решите ее дома:

Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 800м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года +8?С?

Решите задачи, приведенные в конспекте урока

5. Изучение земной коры.

Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.

R Земли = 6378км (экваториальный)

=6356 км (полярный) или меридиональный

530-531 часть экваториального.

Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты. Словом, если вновь обратиться к приведенному сравнению, мы еще никак не можем “проколоть скорлупку”.

Тесты и задания для проверки.

1. Определите оболочку Земли:

  1. земная кора.
  2. гидросфера.
  3. атмосфера
  4. биосфера.

2. Определите, о какой оболочке Земли идет речь:

а/ ближе всего к центру Земли

б/ толщина от 5 до 70км

в/ в переводе с латыни “покрывало”

г/ температура вещества +4000 С+5000 С

д/ верхняя оболочка Земли

е/ толщина около 2900км

ж/ состояние вещества особое: твердое и пластичное

з/ состоит из материковой и океанической частей

и/ основной элемент состава – железо.

3. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

Домашнее задание: §14, задания и вопросы после параграфа, задача в тетради.

Материал, используемый учителем во время объяснения новой темы.

Земная кора.

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75км под горными массивами Памира, Тибета, Гималаев . несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Верхние ее горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин.

Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную.

Земная кора океанов занимает примерно56% поверхности планеты, и главной ее чертой является небольшая толщина – в среднем около 5-7 км. Но даже такая тонкая земная кора подразделяется на два слоя.

Первый слой – осадочный, представлен глинами, известковыми илами. Второй слой сложен базальтами – продуктами извержений вулканов. Мощность базальтового слоя на дне океанов не превышает 2 км.

Континентальная (материковая) земная кора занимает площадь меньше, чем океаническая, около 44% поверхности планеты. Континентальная кора толще океанической, ее средняя мощность 35-40км, а в области гор достигает 70-75 км. Она состоит из трех слоев.

Верхний слой слагают разнообразные осадки, их мощность в некоторых впадинах, например, в Прикаспийской низменности, составляет 20-22 км. Преобладают отложения мелководий – известняки, глины, пески, соли и гипс. Возраст пород 1,7 млрд.лет.

Второй слой – гранитный – он хорошо изучен геологами, т.к. имеются выходы его на поверхность, а также предпринимались попытки пробурить его, хотя попытки пробурить весь слой гранита оказались неудачными.

Состав третьего слоя не очень ясен. Предполагают, что он должен быть сложен породами типа базальтов. Мощность его составляет 20-25 км. В основании третьего слоя прослеживается поверхность Мохоровичича.

Повехность Мохо.

В 1909г. на Балканском полуострове, около г.Загреба, произошло сильное землетрясение. Хорватсякий геофизик Андрия Мохоровичич,изучая сейсмограмму, записанную в момент этого события, заметил, что на глубине примерно 30 км скорость волн существенно увеличивается. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи. Значит, существует некий раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения ввели особый термин – поверхность Мохоровичича (или раздел Мохо).

Мантия

Под корой на глубинах от 30-50 до 2900 км расположена мантия Земли. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом.

Мантия занимает до 82% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю. Первая залегает ниже поверхности Мохо до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению ее вещества.

На глубине от 400 км под материками и 10-150 км под океанами, т.е. в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой ( от греч. “астенес” - слабый). Здесь доля расплава составляет 1-3%, более пластичная. Чем остальная мантия, астеносфера служит “смазкой”, по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.

По сравнению с породами, слагающими земную кору, породы мантии отличаются большой плотностью и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.

В самом “подвале” нижней мантии – на глубине 1000км и до поверхности ядра – плотность постепенно увеличивается. Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн.атм. а в центре достигает 3 млн.атм. Температура здесь может превышать 10000С. Каждый куб. см вещества земного ядра весит 12 -14 г.

Очевидно, вещество внешнего ядра Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады “границы” достигают 260км.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать на уроке условия для формирования у детей представления о Гипотезах образования Земли. Использовать различные методы и приемы работы.

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

План:

Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

Методы изучения Земли.

Ход урока I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний.

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

Приложение 1


Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля.

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала.


Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

Разная, от -7°С, до +57°С

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка

Приложение 2

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

Назовите виды земной коры?

Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.


Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

Читайте также: