Какой должна быть школа 21 века

Обновлено: 02.07.2024

Современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывных преобразований.

На сегодняшний день все возрастающие требования к качеству и результатам учебной работы, а также нарастающие изменения в самом обществе ведут к тому, что трансформация традиционной модели образовательной работы становятся неизбежной.

Современная школа должна измениться – стать школой сотрудничества и отвечать социальным и экономическим потребностям XXI века.

Перед современной школой встает непростая задача: подготовить новых граждан к жизни.

Школа должна обеспечивать своих выпускников фундаментальными знаниями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на способности применять знания и умения, успешно действовать в рамках практического опыта при решении конкретных задач, успешно сотрудничать, работать в коллективе и владеть навыками высокого уровня.

Стать компетентными в изучаемой области, учащиеся должны обладать одновременно глубокими, основательными фактическими знаниями и ясной понятийной рамкой.

Главные особенности работы – индивидуальный подход к каждому учащемуся, использование вариативных учебных материалов и программ, которые предоставляют возможность каждому ученику раскрыть свои уникальные способности, приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

Для решения этих задач необходима новая образовательная среда, которая во многом определяет их успешность.

Информатизация – ведущее направление работы по построению школы сегодня.

Мультимедиапроекторы, цифровые доски и другое новейшее оборудование необходимы для совершенствования учебного процесса.

Участие педагогов в сетевых сообществах, где собираются профессионалы, имеющие возможность апробировать нововведения на практике и совместно оценивать их результативность дает вдвое больший эффект, чем участие в семинарах по распространению передового опыта.

Раскрытие творческого потенциала учащегося, соответствующего его склонностям и способностям может происходить через разветвленную систему факультативов, специальных курсов и предметов, семинаров и творческих лабораторий.

Анализируя мнения ряда отечественных ученых (В. П.Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Во - первых, реально назрела необходимость перехода в системе школьного образования рассмотрения его содержания и результата не через призму традиционных и в определенной степени устаревших ЗУН (знаний, умений и навыков), а через ключевые компетенции.

Во – вторых, для рассмотрения оптимального процесса формирования содержания школьного образования в качестве наиболее актуальных могут быть выделены следующие ключевые компетенции.

1.Универсальная или общекультурная (элементарная, математическая, языковая, естественнонаучная), которая обеспечивается всем комплексом образования и лежит в основе практически любой социальной роли.

5. Экономическая – (ориентация в современной рыночной экономике) и участие в ней не только в качестве объекта – потребителя, но и субъекта – предпринимателя, менеджера и т.д..

7. Семейная (знание основ и норм семейной жизни, семейного хозяйственно – бытового уклада), готовящая школьника к выполнению социальных ролей, связанных, с его семейной жизнью.

В – третьих, формированию нового содержательного наполнения образования, должны стать: оптимизация и рационализация объема и содержания образования; использование продуктивных технологий обучения; совершенствование методической компетентности самих педагогов.

Переход к компетентностному подходу в системе школьного образования объективно ставит проблему рассмотрения на этой основе содержания и результата профессиональной подготовки (переподготовки) управленческих и педагогических кадров современной школы, в частности, такого ее аспекта, как формирование ключевых компетенций учащихся во взаимосвязи с развитием методической компетентности педагогов, а также применительно к системе внутришкольного контроля. Например, при анализе его деятельности по результатам контроля, могут быть определены критерии оценки педагога:

1.Профессиональная компетентность: базовая подготовка по комплексу психолого – педагогических наук, позволяющих изучать основной объект работы – личность ребенка; предметно – профессиональная подготовка ( уровень базового образования, предметно – профессиональная компетентность, переподготовка, повышение квалификации, курсы, методические семинары и т.д.); методическая компетентность ( традиционные для педагога технологии преподавания, владение современными педагогическими технологиями; качество уроков и вариативность их форм, дидактических средств и т.д.); стремление к профессиональному росту, резервы.

2. Продуктивно- педагогической деятельности

2.1. Качественный уровень: оценка развития личности учащегося (интеллектуальный, нравственный, физический уровень, резервы развития); уровень владения ключевыми учебными компетенциями (общеобразовательной, коммуникативной, гражданско – правовой, семейной, социально – экономической, профессиональной и др.) ; самоорганизация учащихся.

2.2. Количественный уровень (по традиционным методикам и критериям оценки): показатели качества знаний и уровня обученности, уровня воспитанности.

3. Коммуникативная и исполнительская компетентность педагога: уровень организации педагогического процесса, педагогического общения; уровень коммуникативной культуры; речевая культура ; исполнительская дисциплина.

Итак, наметившаяся в современном отечественном образовании тенденция перехода к компетентностному подходу обуславливает сегодня изменение требований к целям, содержанию, технологиям и результатам педагогической и управленческой деятельности, критериям подготовки учителя и руководителя школы.

Список литературы

1. Ладыгин М.Б. Что ждет современную школу?//Образование в современной школе.-2009.-№ 8.- С.4-9.


О том, какой должна быть идеальная школа, говорят и пишут много. Новый список — от нашего блогера Александры Яновской. Она не только рассказала о современных трендах в образовании, но и описала форматы обучения, которые можно использовать уже сейчас, чтобы сделать школу чуть лучше.

Хотим мы этого или нет, образование уже никогда не будет прежним. Теперь цель обучения не дать ребёнку как можно больше знаний, а сделать его гармоничной личностью, научить приспосабливаться к жизни вне класса. Что для этого должен знать и уметь современный ученик?

Я хочу поделиться современными трендами в образовании 2021 года, которые помогут все эти навыки в ребёнке воспитать. А вы проверите, соответствует ли им ваша школа.

  1. Ученик сам выбирает, какие предметы изучать углубленно.
  2. Ориентация на получение профессиональных навыков в старшей школе. Старшая школа готова давать профессию и стать аналогом колледжа.
  3. Много привязанных к жизни предметов (ПДД, домоведение, сексуальное образование и пр.).
  4. Нет госстандартов в обучающих программах. Школа создает их сама.
  5. Преподаватель становится наставником, другом, а не просто учителем по определенному предмету.
  6. Много внимания уделяется ментальному здоровью ребенка.
  7. Гарантируется результат. Например, поступление в вуз.
  8. Обучение происходит через сообщества. Работа с учениками не замыкается в пределах одной территории. В процессе обучения предусмотрены возможности для исследования всех доступных локаций города: музеев, библиотек, парков и пр.
  9. Рутинные задачи автоматизированы (например, проверка домашних заданий) с помощью электронных технологий.
  10. Адаптация части контента обучающей программы под мобильные устройства.

Методики обучения

В современном образовании смещается фокус с предметной (чему мы учим) и методологической составляющей программы (как мы учим) в сторону развития дополнительных навыков и компетенций, выходящих за рамки предметных областей.

Важны не метод, не технология и не набор предметов, а то будущее, в которое ведет образование. Образовательные учреждения по всему миру уделяют все больше внимания не только финальной точке в обучении, но и скорости и эффективности достижения планируемого результата. И немаловажным становиться мотивация ребёнка и его удовлетворенность учебой.

Каким вы видите своего ребенка после окончания школы? Каким он сам видит себя? Как выбранная вами школа помогает ему в осознании и материализации этого образа?

Какие навыки и умения должна давать современная школа? Какие черты характера будут особо ценны в 21-м веке? Какими видами грамотности надо овладеть сегодня, чтобы быть успешным завтра?

Исследователи ВШЭ подготовили практические рекомендации для педагогов и предложили вести уроки по-новому. Рекомендации основаны на лучших практиках самых успешных стран - Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Японии и стремительно развивающегося в сфере образования Вьетнама.

Самое главное - это так называемые 4 "К": критическое мышление, креативность, коммуникативность и кооперация.

Какие человеческие качества помогут быть успешными в 21-м веке? Любопытство, инициативность, настойчивость, адаптивность, лидерство, социальная и культурная осведомленность.

Какие виды базовой грамотности нужны для того, чтобы освоить хорошую профессию и состояться в ней? Языковая, числовая, естественно-научная, цифровая, финансовая, гражданская и культурная.

Исследователи ВШЭ также проанализировали, как самые важные навыки 4 "К" соотносятся с нашими школьными стандартами, учитываются ли хоть как-то требования времени в наших программах? Оказалось, все не так уж и плохо, теоретически совпадений много.

Фото: iStock

Но весь вопрос в том, что уроки надо проводить по-новому. Например, могут помочь "перевернутые" уроки, когда ученик дома читает теорию, изучает вопрос, а на уроке выполняет только практическую работу. Впрочем, как наши школьники будут самостоятельно что-то изучать, если, как показало последнее исследование PISA, у нас лишь 15-16 процентов учеников-подростков в состоянии прочитать текст и понять основную мысль?

Можно предлагать ученикам задания, связанные с поиском информации из открытых источников. Или задачи, которые требуют поиска информации по другим предметам. Компьютеры, планшеты, смартфоны приветствуются - куда же без информационной среды?

В конце урока - небольшое интервью: что понравилось на уроке, что ученик смог узнать лучше? А потом - групповое обсуждение, и надо позаботиться о том, чтобы провести его как можно раньше. В этот же день или на следующий. И главное, учитель перестает быть вещателем и становится консультантом.

Школа XXI века должна обеспечивать школьников фундаментальными знаниями и компетенциями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на знаниях, а также предоставит возможность каждому приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем, коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

ВложениеРазмер
esse.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель французского языка

Главное в школе – ученики и учителя. От них, от их сотрудничества и взаимопонимания зависит все. В первую очередь, учитель и ученик должны быть друзьями. Очень приятно, когда к тебе идут и с радостью, и с проблемами. А ты, заходя в класс, видишь добрые, открытые глаза не просто учеников, а друзей! В этот момент понимаешь, что профессия учителя - лучшая на Земле.

Радует, что в нашей Новой школе XXI века ключевой фигурой назван учитель, а развитие учительского потенциала с условием успешности каждого ученика. Потому что статус учителя, на мой взгляд, определяется уважительным отношением и действенной поддержкой прежде всего государства: учитель должен быть материально независим, чтобы учить, творить, создавать, развивать. Уникальность педагогического труда в том и состоит, что его результат - растущий человек, который должен стать успешным гражданином успешной страны.

Наша новая школа должна иметь грамотных современных педагогов. Только образованный, творческий, интеллигентный, духовно развитый учитель сможет заинтересовать своих воспитанников. Чуткость, любовь, внимание к детям, сопереживание и доброта, а также огромная внеурочная практическая работа вместе с детьми помогут ему развить наиболее важные в наше время качества школьников – духовно-нравственные.

Учитель новой школы – это педагог постоянно занимающийся самообразованием, планирующий свою педагогическую деятельность и занимающийся экспериментальной работой; проводящий рефлексию своей работы; участник сетевых сообществ, в которых он имеет возможность общаться с коллегами и обобщать свой опыт, размещать материалы, оказывать методическую поддержку и самому ее получать. Школа – это второй дом педагога, с его трудностями, радостями и печалями, в котором учитель живет особой и неповторимой педагогической жизнью, не замечая времени, не желая себе другой судьбы.

Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самой и лучший пример для ученика – это личный пример. Я думаю, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребёнку построить научную картину мира

Современный учитель-это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность - личность современного школьника. Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Индивидуальность учителя - главный источник мотивации к учению. В основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель, лежит любовь к детям. Как стать таким учителю, чтобы тебе доверяли, и к твоему мнению прислушивались, в этом состоит главная задача педагога XXI века. Влияние учителя на ученика зависит не от предмета, который он преподает. Если ученики полюбят учителя, они полюбят и его предмет.

В моем представлении, XXI век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. XXI век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Педагог XXI века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет". Педагогу XXI века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Учитель XXI века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Я думаю, что в школе в XXI веке будет широко использоваться Интернет. Дети, не имеющие возможность посещать уроки, смогут обучаться дистанционно или участвовать в процессе урока в режиме он - лайн. Ученики будут самостоятельно знакомиться с материалом урока, родители смогут увидеть оценки своих детей в Интернете.

Школа – это не только здание, которое становится родным и близким, это и учителя, которые учат и воспитывают детей. Какой он, учитель новой школы? Пожалуй, сложно ответить однозначно на этот вопрос. Это человек, создающий условия для развития творческих способностей учеников, учит их самостоятельно мыслить, умеет не только учить детей, но и сам учится у них. Педагог в новой школе может выявить самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они испытывали радость от получаемых знаний, а, окончив школу, четко понимали свое место в обществе и могли работать на его благо.

Школа XXI века должна обеспечивать школьников фундаментальными знаниями и компетенциями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на знаниях, а также предоставит возможность каждому приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем, коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

Читайте также: