Как мотивировать детей читать три мощных школьных метода

Обновлено: 02.07.2024

Почему дети всего мира пере­стали читать?

1. Есть устой­чи­вые сви­де­тель­ства того, что дети все меньше и неохот­ней читают. Тяже­лые фоли­анты и тол­стые книги, чер­нила и перья так долго сим­во­ли­зи­ро­вали высо­кую куль­туру, что с их исчез­но­ве­нием из оби­хода, мы погру­зи­лись в тре­вож­ное ожи­да­ние конца циви­ли­за­ции. С пре­кра­ще­нием чте­ния раз­ру­шится самый важ­ный канал пере­дачи опыта между поколениями.

3. Вме­сте с тем речь не шла о воз­врате к абсо­лют­ной негра­мот­но­сти. Чте­нию-письму сего­дня обу­ча­ются все. Воз­можно, что общий объем про­чи­тан­ных тек­стов и не меньше, чем в ста­рые вре­мена, но оче­видно, что читают сего­дня в основ­ном не книги с хру­стя­щими пере­пле­тами и шур­ша­щие газеты, а элек­трон­ные тек­сты все­воз­мож­ных фор­ма­тов. У этого рав­но­ду­шия к чте­нию книг, кото­рые когда-то были для нас образ­цами стиля, есть обрат­ная сто­рона. Взрос­лея, дети со своей сто­роны обна­ру­жи­вают, что их роди­тели не умеют поль­зо­ваться ком­пью­те­ром, и не про­яв­ляют ника­кого инте­реса к вир­ту­аль­ным мирам.

4. Ком­пью­тер­ная ком­му­ни­ка­ция пред­по­ла­гает не только пас­сив­ное чте­ние тек­стов, но и их посто­ян­ное про­из­вод­ство. Навы­кам пра­во­пи­са­ния, акку­рат­но­сти и кал­ли­гра­фич­но­сти про­ти­во­по­став­ля­ется ско­рость печа­та­ния, адрес­ность, жан­ро­вое соот­вет­ствие напи­сан­ных тек­стов. Уст­ная речь во мно­гом вытес­ня­ется письменной.

5. Сни­же­ние цен­но­сти чте­ния для совре­мен­ного ребенка явля­ется только фак­том его адап­та­ции к изме­нив­шимся усло­виям раз­ви­тия. Дети не стали менее любо­пытны, но они стали, без­условно, менее под­кон­трольны. Если мы хотим гово­рить, пере­пи­сы­ваться с детьми на их языке, нам при­дется осва­и­вать ком­пью­тер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Послед­ствия гума­ни­тар­ной рево­лю­ции, свя­зан­ной с быст­рым пере­хо­дом от уст­ной речи к пись­мен­ной, от чте­ния к письму еще пред­стоит оце­нить. Пока есть опа­се­ние, что ребе­нок в сети опе­ри­рует с более про­сто и часто негра­мотно напи­сан­ными тек­стами. Вме­сте с паде­нием инте­реса к чте­нию падает общий уро­вень интел­лек­ту­аль­ной куль­туры. Про­ис­хо­дит сме­ще­ние акцента с про­из­вод­ства высо­ких куль­тур­ных цен­но­стей на потреб­ле­ние всего нового, забав­ного, при­коль­ного, утиль­ного, инте­рес­ного. Так не раз­вить мыш­ле­ние, не решить гло­баль­ные про­блемы… Пока уче­ные ищут ответы, ответ­ствен­ные роди­тели пред­при­ни­мают уси­лия, чтобы пере­дать свой опыт чте­ния детям.

Ком­мен­та­рий:

Ком­мен­та­рий:

Ком­мен­та­рий:



Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер.

Причин здесь несколько, и многие из них не поддаются корректировке силами школы: обилие разнообразных девайсов, агрессивная информационная среда, не всегда удачный выбор произведений, включенных в школьную программу. Но есть обстоятельства, повлиять на которые в наших силах. Остановимся на них.

Эти неясные мотивы…

Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Дети не понимают, зачем нужно читать.

Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать. Особенно хорошо это действует в начальной школе.

А может быть, в классе есть читающий подросток? Обсудите с ним (обязательно заинтересованно, даже с воодушевлением) при классе что-то из прочитанного. Подростки любят общение на равных, им будет обидно, что они не читали эту книгу и не могут обсудить ее с вами.

Дело техники! Техники чтения

Дети читают медленно или не понимают (не запоминают) прочитанного.

Вот это и в самом деле бич! К счастью, существует множество методик, помогающих повысить технику чтения. Напомню о некоторых.

Представьте себе…

Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки. Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.

Впрочем, перечислить все разнообразные способы мотивировать учеников на чтение произведений литературы просто невозможно: таких методик десятки. А как мотивируете на чтение произведений вы? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, ВКК, стаж работы — 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Мотивировать ребенка читать, в первую очередь, это ответственность взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей. Очень редко в наше время встречаются дети, которые сами по себе любят читать и предпочитают книги гаджетам. Наше поколение читало: у нас не было такого разнообразия и выбора, чем себя занять. В наше время - очень большая конкуренция: чтение книг проигрывает красивым картинкам из гаджетов и телевизора. Поэтому с самого детства очень важно прикладывать все усилия к тому, чтобы мотивировать ребенка читать. Надеемся, что наши советы помогут вам.

  1. Мотивировать своим примером: если ребенок видит родителя перед телевизором, а не с книгой, то он вряд ли полюбит чтение.
  2. Читать вместе (независимо от возраста). Совместное чтение – очень хорошая традиция, даже если ребенок уже старший и читает сам. Это укрепляет связь между родителем и ребенком. Читайте, пока ребенок в этом заинтересован. Можно читать по очереди: одну главу – взрослый, другую – ребенок. Чтение вслух и чтение про себя/восприятие книги на слух – развивают разные отделы мозга.
  3. Знать своего ребенка: понимать, какие книги (для мальчиков/для девочек) и в каком возрасте могут быть ему интересны:
    • Дошкольный – сказки, стишки, рассказы о животном мире;
    • Младший школьный – фэнтези, приключения, проза для детей, сказки, познавательная литература;
    • Тинэйджеры – взаимоотношения среди сверстников, проблемы подросткового возраста, фантастика, исторические произведения, можно постепенно и дозированно вводить классику;
    • Старший школьный возраст – классика, исторические произведения, взрослая литература.

Читать и предлагать ребенку только то, что интересно ему, а не вам. Для этого нужно знать своего ребенка и его интересы.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя русского языка и литературы разработан с целью обеспечения развитие читательской грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки.

ВложениеРазмер
ИОМ 45.32 КБ

Предварительный просмотр:


Институт психологии и образования

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

_________________ Шагимарданова Р.А.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

(ФИО, должность, наименование ОО)

Ответственный за реализацию ИОМ в образовательной организации

заместитель директора по УВР

Обеспечить развитие читательской грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки.

В развитии компетенции ученика (рекомендации) – на основе анализа результатов мониторинга сформулировать наиболее актуальные задачи

1. Обеспечить умения находить и извлекать нужную информацию из письменного текста.

2. Совершенствовать умения в интерпретации и интеграции информации

3. Формировать самостоятельность к чтению.

В развитии профессиональных компетенций учителя

1. Изучить и освоить современные методы и технологии:

  • развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста
  • совершенствования умения в интерпретации и интеграции информации

2. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской компетентности.

3. С помощью диагностики, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской компетентности младших школьников.

4. Проанализировать полученные результаты и образовательные достижения учащихся.

2 года (сентябрь 2021г. – май 2023г.)

Сентябрь –декабрь 2021

Сентябрь 2022 - май 2023

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Формы и способы представления результата

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Провести мониторинг читательской компетенции в 6 классе

Средний уровень развития читательской компетентности

Исследование в виде таблицы

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

Подробно изучить стилистические особенности текстов.

Изучить особенности читательской компетентности.

В виде конспектов и наработок

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

1.Выступление на педагогическом совете школы с целью презентации своего ИОМ.

2.Публикация методических разработок по формированию ЧГ на уроках русского языка и литературы

Узнать об особенностях читательской компетентности

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Рост профессиональной компетенции учителя в вопросах развития читательской грамотности учащихся

Участие в семинарах, вебинарах

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

Познакомить коллег с опытом своей работы, заинтересовать родителей

Тренинг с родителями

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

Познакомить коллег с опытом своей работы

Тренинг с родителями

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Высокий уровень развития читательской компетентности

Анализ работ, мониторинг, разработаны методические материалы в соответствии с проблематикой ИОМ

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

Положительная динамика развития читательской грамотности учащихся школы.

Составление таблиц, графиков

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

1.Трансляция результатов исследований в сообществе учителей русского языка и литературы Тукаевского муниципального района.

2.Публикация методической статьи в районном сборнике по изученной теме в разрезе классов

Выпуск сборника с представлением графиков и диаграмм

Интеграция и интерпретация

Осмысление и оценка

Сентябрь2022 – май 2023

Сентябрь2022 – май 2023

Сентябрь2022 – май 2023

Ионова Елена Геннадьевна

Караваев Максим Сергеевич

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми .

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (статья)

В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры различных форм образовательных маршрутов.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. .

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий.

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода .


Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос.


Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос.

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

Читайте также: