Как мотивировать детей читать три мощных школьных метода
Обновлено: 02.07.2024
Почему дети всего мира перестали читать?
1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.
3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.
4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.
6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер.
Причин здесь несколько, и многие из них не поддаются корректировке силами школы: обилие разнообразных девайсов, агрессивная информационная среда, не всегда удачный выбор произведений, включенных в школьную программу. Но есть обстоятельства, повлиять на которые в наших силах. Остановимся на них.
Эти неясные мотивы…
Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Дети не понимают, зачем нужно читать.
Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать. Особенно хорошо это действует в начальной школе.
А может быть, в классе есть читающий подросток? Обсудите с ним (обязательно заинтересованно, даже с воодушевлением) при классе что-то из прочитанного. Подростки любят общение на равных, им будет обидно, что они не читали эту книгу и не могут обсудить ее с вами.
Дело техники! Техники чтения
Дети читают медленно или не понимают (не запоминают) прочитанного.
Вот это и в самом деле бич! К счастью, существует множество методик, помогающих повысить технику чтения. Напомню о некоторых.
Представьте себе…
Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки. Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.
Впрочем, перечислить все разнообразные способы мотивировать учеников на чтение произведений литературы просто невозможно: таких методик десятки. А как мотивируете на чтение произведений вы? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, ВКК, стаж работы — 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Мотивировать ребенка читать, в первую очередь, это ответственность взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей. Очень редко в наше время встречаются дети, которые сами по себе любят читать и предпочитают книги гаджетам. Наше поколение читало: у нас не было такого разнообразия и выбора, чем себя занять. В наше время - очень большая конкуренция: чтение книг проигрывает красивым картинкам из гаджетов и телевизора. Поэтому с самого детства очень важно прикладывать все усилия к тому, чтобы мотивировать ребенка читать. Надеемся, что наши советы помогут вам.
- Мотивировать своим примером: если ребенок видит родителя перед телевизором, а не с книгой, то он вряд ли полюбит чтение.
- Читать вместе (независимо от возраста). Совместное чтение – очень хорошая традиция, даже если ребенок уже старший и читает сам. Это укрепляет связь между родителем и ребенком. Читайте, пока ребенок в этом заинтересован. Можно читать по очереди: одну главу – взрослый, другую – ребенок. Чтение вслух и чтение про себя/восприятие книги на слух – развивают разные отделы мозга.
- Знать своего ребенка: понимать, какие книги (для мальчиков/для девочек) и в каком возрасте могут быть ему интересны:
- Дошкольный – сказки, стишки, рассказы о животном мире;
- Младший школьный – фэнтези, приключения, проза для детей, сказки, познавательная литература;
- Тинэйджеры – взаимоотношения среди сверстников, проблемы подросткового возраста, фантастика, исторические произведения, можно постепенно и дозированно вводить классику;
- Старший школьный возраст – классика, исторические произведения, взрослая литература.
Читать и предлагать ребенку только то, что интересно ему, а не вам. Для этого нужно знать своего ребенка и его интересы.
Индивидуальный образовательный маршрут учителя русского языка и литературы разработан с целью обеспечения развитие читательской грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки.
Вложение | Размер |
---|---|
ИОМ | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт психологии и образования
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
_________________ Шагимарданова Р.А.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(ФИО, должность, наименование ОО)
Ответственный за реализацию ИОМ в образовательной организации
заместитель директора по УВР
Обеспечить развитие читательской грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки.
В развитии компетенции ученика (рекомендации) – на основе анализа результатов мониторинга сформулировать наиболее актуальные задачи
1. Обеспечить умения находить и извлекать нужную информацию из письменного текста.
2. Совершенствовать умения в интерпретации и интеграции информации
3. Формировать самостоятельность к чтению.
В развитии профессиональных компетенций учителя
1. Изучить и освоить современные методы и технологии:
- развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста
- совершенствования умения в интерпретации и интеграции информации
2. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской компетентности.
3. С помощью диагностики, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской компетентности младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты и образовательные достижения учащихся.
2 года (сентябрь 2021г. – май 2023г.)
Сентябрь –декабрь 2021
Сентябрь 2022 - май 2023
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Формы и способы представления результата
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности
Провести мониторинг читательской компетенции в 6 классе
Средний уровень развития читательской компетентности
Исследование в виде таблицы
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности
Подробно изучить стилистические особенности текстов.
Изучить особенности читательской компетентности.
В виде конспектов и наработок
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе
1.Выступление на педагогическом совете школы с целью презентации своего ИОМ.
2.Публикация методических разработок по формированию ЧГ на уроках русского языка и литературы
Узнать об особенностях читательской компетентности
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности
Рост профессиональной компетенции учителя в вопросах развития читательской грамотности учащихся
Участие в семинарах, вебинарах
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности
Познакомить коллег с опытом своей работы, заинтересовать родителей
Тренинг с родителями
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе
Познакомить коллег с опытом своей работы
Тренинг с родителями
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности
Высокий уровень развития читательской компетентности
Анализ работ, мониторинг, разработаны методические материалы в соответствии с проблематикой ИОМ
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности
Положительная динамика развития читательской грамотности учащихся школы.
Составление таблиц, графиков
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе
1.Трансляция результатов исследований в сообществе учителей русского языка и литературы Тукаевского муниципального района.
2.Публикация методической статьи в районном сборнике по изученной теме в разрезе классов
Выпуск сборника с представлением графиков и диаграмм
Интеграция и интерпретация
Осмысление и оценка
Сентябрь2022 – май 2023
Сентябрь2022 – май 2023
Сентябрь2022 – май 2023
Ионова Елена Геннадьевна
Караваев Максим Сергеевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)
Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми .
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (статья)
В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры различных форм образовательных маршрутов.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. .
Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий.
Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода .
Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос.
Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос.
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики
Читайте также: