Факторы развития педагогического артистизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика

Настоящий этап развития образования предъявляет педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Избранные учителем приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы, созвучны между собой; должны соответствовать личности учащихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого учителя. В этом и проявляются составляющие педагогического артистизма: свобода, естественность, целесообразность и гармоничность поведения, его соответствие ситуации, задаче и сверхзадаче педагога.

Одной из актуальных проблем современной профессиональной и личностной характеристики педагога, является отрицание важности педагогического артистизма. Это результат того, что долгое время в изучении и описании опыта учителей артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей, в лучшем случае интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию. Очень часто, важность вопроса педагогического артистизма не осознается педагогами. В свою очередь, педагогическая деятельность воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Труд педагога, по многим параметрам приближен к труду актера и режиссера.

Артистизм в структуре личности педагога

Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет, учитель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма и вообще, в чем сущность этого феномена, заставляют подробнее разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники.

Под педагогическим мастерством понимается выражение повышенного уровня всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с профессиограммой, комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, а также следствие высокого уровня развития некоторых педагогических качеств. Фундаментом этого мастерства являются общая культура педагога, его теоретические знания и владение педагогической техникой.

Педагогическая техника – это тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе. Ядро элементов педагогической техники составляют умения педагогического общения, техника и культура речи (голос, дыхание, дикция, интонация, окраска, грамотность и т.д.), выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика и вообще, внешний вид учителя), профессиональна саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.п.). Педагогическая техника- это те умения, которые помогают учителю через визуальную и аудиальную стороны восприятия донести до воспитанников свои чувства и мысли, способствует творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми [7,с.114-116].

Булатова О.С. под артистизмом в педагогике понимает:

1. Черта личности учителя , некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности, живопись, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы. Акцентуация личности (К. Леонгард выделяет 3 стимулирующих момента для артистической натуры: 1) эмоциональную возбудимость, 2) демонстративные черты характера, 3) интровертированность); способность к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.

Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадия процесса педагогического творчества.

Задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра – всегда свободный выбор.

Основная цель педагога – способствовать формированию у ученика личной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.

Структура педагогического артистизма

Булатова О.С. в структуре педагогического артистизма выделяет две стороны:

Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.

Очень важен такой личностный, эмоциональный компонент педагогического артистизма, мобилизация творческого самочувствия, способность саморегуляции, владение своим настроением.

Средства, роли и функции педагогического артистизма

Артистичный педагог демонстрирует высокую коммуникативную компетентность, умеет организовать такие формы взаимодействия, которые бы удовлетворяли духовную потребность детей в соразмышлении, собеседовании, сопереживании, сопричастии, сопереживании, сострадании. Для этого учитель сам должен обладать развитыми эмпатией и идентификацией. Эмпатия – способность к сопереживанию, возможность эмоционально, а не только рационально воспринять воспитанника, проникнуть в его внутренний мир и ответно выразить свое понимание этих чувств. Наряду с эмпатией, важна рефлексия – способность педагога как бы со стороны увидеть, как он воспринимается и оценивается детьми, осознание учителем своих психических состояний. Это необходимо для того, чтобы приводить в соответствие планируемый и реальный воспитательный процесс.

Одним из критериев оценки артистизма учителя является его красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом.

Артистичный педагог умело использует кинетические средства, телесную экспрессию, пластику поведения . Пластика обычно определяется как выражение телом своего душевного состояния, язык телодвижений (А.Пиз, С.М. Флеминг, Р. Линнелл, Д. Брэдби).

В структуре личности педагога артистизм как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса играет следующие роли:

1. Синтезирующую – постановка и решение сверхзадачи своей деятельности заставляет педагога ставить ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст.

2. Обогащающуюи гармонизирующую личностные проявления педагога - артистизм учителя дает возможность естественного сочетания логического и чувственного в деятельности.

3. Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество - ощущение свободы своего внутреннего и внешнего Я вдохновляет, окрыляет, дает новые силы.

4. Защитную – педагогический артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием, естественное и живое поведение, ощущение свободы повышают уверенность, самооценку учителя.

5. Формирующую мотивационно - ценностное отношение к содержанию образования. Логичное и красивое сочетание эмоционального и рационального на уроке дает возможность ребенку по-новому взглянуть на него, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя.

Одним из важных факторов обуславливающих педагогическое мастерство, является сила переживаний педагога на уровне суггестивного действия. Чем ярче, многообразнее переживания педагога на уроке, тем больше его самоутверждение в опыте учащихся. Урок – всегда творчество. Вне переживания это немыслимо. Поэтому развитие чувственной сферы учителя, его артистизм – важный элемент становления этого мастерства.

В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции:

1. Мотивационная – осуществляется во время подготовки к занятиям, во время деятельности, когда артистизм педагога играет важную роль для ученика, способствуя повышению познавательной мотивации учения, эмоциональному восприятию и формируя убеждения через образное обобщение картины мира.

2. Мобилизационная – осуществляется на этапе предвосхищения предстоящего общения с классом, когда педагог становится способным освободиться от напряжения, снять зажимы, настроиться на положительную психологическую доминанту, противостоять стрессу.

3. Аттрактивная (притягивающая) – механизм восприятия себя как личности и своих действий.

4. Фасилитаторская – облегчает взаимодействие между преподавателем и учеником, способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию

5.Стимуляционная – стимуляция творческого самочувствия учителя и стимуляция творческой активности учеников, которые, находясь в постоянном процессе творчества, через личность учителя, через механизмы сотрудничества, соучастия, сопереживания попадают в мир познания искусства и могут находить в безличной форме культуры свой личностный план.

Е.Н. Ильин обращает внимание на то, что соавторство с учениками и рождается стремлением дополнить и обогатить друг друга творчески.

Педагогу необходимо обладать развитыми режиссерскими способностями, которые появляются в умении сплотить ученический коллектив, воодушевить его на решение важных задач, предоставив разумную степень самостоятельности, а также в способности учителя правильно организовать свою работу. Артистичный учитель, как правило, может быть хорошим режиссером, обладает чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью. Важными режиссерскими способностями являются фантазия и воображение, чувство ритма, пространства и времени.

Главная режиссерская задача педагога – выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия отрезков урока и выстраивании их в режиссерскую композицию педагогических событий. Урок является в определенной степени педагогической пьесой, автором сценария и режиссером которой является учитель.

В структуре педагогического общения артистизм выполняет следующие функции: мотивационную, мобилизационную, аттрактивную, фасилитаторскую, стимуляционную, синтетическую.

Педагогический артистизм является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога, ибо важна равнозначная представленность в содержании образования трех взаимосвязанных блоков, в которых отражены знания, эмоции и вера.

Список используемой литературы

1.Аникеева Н.П. Режиссура педагогического взаимодействия. – Новосибирск, 1991

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001

3.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соискание ученой степени к.п.н. – Челябинск, 2000

4.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980

5.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. – Мн.,2006

6.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990

7.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999

8.Рапопорт С.Х. Эстетика общения: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М., 1983

9.Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 1998

10.Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М., 1999

Читайте также: