План работы с детьми испытывающими затруднения в общении в доу

Обновлено: 27.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План индивидуально-коррекционной работы

с ребенком по формированию

навыков бесконфликтного общения.

Цель: создание условий для формирования бесконфликтного общения ребенка дошкольного возраста.

- развитие коммуникативных навыков

- помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

- коррекция эмоционально – волевой сферы

Форма реализации:

индивидуальные занятия 5-7 лет

Цель: диагностика негативных проявлений

- мне очень нравится, когда наша семья…

- моя мама говорит, что я…

- если я сделаю что-нибудь не так, то …

- если меня ударят, то я…

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п.

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги то, что или кто когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз:

Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

Цель: снятие мышечных зажимов.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

- представь, что это…

- ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.

- мое любимое занятие

- мой любимый цвет

- мое любимое животное

- мое любимое время года

- мой любимый сказочный герой

Предлагается начало сказок, придумать продолжение.

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру.

Цель: снятие негативных настроений.

Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах.

Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого.

Развитие творческой активности, эмпатии.

- зубная щетка, расческа, пальто

- ботинки, шкаф, зеркало

- велосипед, радио, учебник.

Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.

Покажи свое настроение.

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:

- а что ты бы сделал на месте героя

- а что ответил бы герою, если бы он спросил

- а что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь

Ребенок перечисляет людей, которых любит, которые нравятся, и что он подарил бы этому человеку.

Снятие мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим.

Рекомендации для родителей

по формированию коммуникативных навыков.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку

- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии

- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз

- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию

- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными

- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок

- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок

Изменение психологического микроклимата в семье

- уделяйте ребёнку достаточно внимания

- проводите досуг всей семьёй

- не допускайте ссор в присутствии ребёнка

Организация режима дня и места для занятий

- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания

- избегайте по возможности больших скоплений людей

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

Специальная поведенческая программа

- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям

- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

- не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий

- запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности).

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы :

- Развитие внутренней активности ребенка.

- Формирование социального доверия.

- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

- Формирование адекватной самооценки.

- Развитие социальных эмоций.

- Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции : коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции : детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности:

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

- наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

- беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

- обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная :

- подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

- подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

- встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т. п.).

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии, включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т. п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

В конце 1 этапа:

- ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

- проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

- формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

В конце 3 этапа:

- формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

Этапы работы с родителями.

Этапы работы Задачи Содержание деятельности

Предварительный Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

Реконструктивный Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

Закрепляющий Подведение итогов программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно-гигиенических навыков в условиях перехода на ФГОС «Актуальные проблемы организации работы по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни Сентябрь Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению. Знакомство с проектным методом работы МБДОУ и его возможностями.

План индивидуальной работы с ребёнком по постановке, автоматизации и дифференциации звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц] План индивидуальной работы с ребёнком по постановке, автоматизации и дифференциации звуков С, СЬ З, ЗЬ, Ц. Звук Этап Цель Содержание работы.

Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОНР III уровня Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы ребенка с ОНР 3 уровня Формирование звукопроизношения Разработка речевого.

Занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста по развитию навыков эффективного общения с ребенком Тема: Как правильно общаться с ребенкомЦель: оптимизировать ресурсы для эффективного общения с ребенком. Задачи: 1. Развитие чувства принятия.

На разных этапах психического развития ребенок в сотрудничестве со сверстниками активно усваивает потребность в общении, поскольку именно общение является обязательным условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Анализ литературы позволил выделить главные особенности общения дошкольников со сверстниками: большое разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон, яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность, нерегламентированность контактов детей, преобладание инициативных действий над ответными.

Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, как показывает практика, чаще всего, возникают на почве неблагополучия в развитии ребенка: нарушение эмоционально-волевой сферы: тревожность, снижение самооценки, агрессивность, гиперактивность. На основании этого, сделан вывод о необходимости проведения индивидуальной коррекционной работы по повышению самооценки, снижению уровня тревожности, агрессивности. Далее переходя к групповым занятиям, решаются задачи развития и коррекции навыков общения дошкольника со сверстниками. На основании этого создана коррекционная программа.

Программа предназначена для психокоррекционной работы со старшими дошкольниками (6-7 лет) имеющими проблемы в эмоционально-волевой, личностной и коммуникативных сферах.

Программа состоит из трех циклов.

I цикл “Это Я?” направлен на снижение уровня тревожности, агрессивности, повышения активности, самоценности ребенка.

Данный цикл состоит из 7 индивидуальных занятий.

II цикл “Я и мои чувства” направлен на расширение понимаемых эмоций, осознание собственных чувств, переживаний, развитие навыков сопереживания и сострадания по отношению к другим детям.

Данный цикл состоит из 5индивидуальных занятий.

Первый и второй циклы рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком для повышения психокоррекционного эффекта и достижения целей, поставленных в этом цикле.

III цикл “Я и мои друзья" коррекция и развитие навыков общения дошкольников.

Данный цикл состоит из 7 групповых занятий.

Третий цикл требует включения ребенка в группу сверстников

Разработанная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, работающих со старшими дошкольниками, имеющими личностные, поведенческие и коммуникативные проблемы.

2. Цели и задачи программы

Цель программы: Коррекция эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности, агрессивности у детей, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

1. Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;

2. Снижение уровня тревожности, повышение самооценки.

3. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

4. Показать детям, что значит взаимное признание и уважение, сострадание и сочувствие.

5. Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, конфликты в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

6. Учить проявлять терпение к недостаткам других, учить умению считаться с интересами других.

7. Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности воспитанников, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой

8. Формировать положительную направленность в отношении будущего.

3. Организационные принципы и условия проведения занятий

Организация деятельности педагога - психолога в рамках программы должна строиться с учетом следующих принципов:

1. Ответственности - соблюдение интересов ребенка.

2. Нормативности - учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

4 .Конфиденциальности - информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

5. Участие воспитанников должно быть сознательным и добровольным.

компетентности - психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе.

Для реализации поставленных задач используются:

- песочная терапия (Sand Art);

- техники функциональной тренировки поведения;

- ролевое проигрывание ситуаций;

Требования к проведению коррекционно-развивающей программы:

Программа предназначена для работы со старшими дошкольниками (6-7 лет)

минимальная численность группы - 5 человек, максимальная – 7-8 человек. Занятия проходят 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут. Длительность программы - 24 занятия (12 индивидуальных и 12 групповых). Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, различные журналы (для создания коллажа) простые и цветные карандаши, ручки, клей, ножницы, комплект карточек “Мир эмоций”, “Моя семья”, проигрыватель.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания (при необходимости рефлексия проводится после выполнения конкретного упражнения).

4. Методы отслеживания эффективности программы

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического обследования. На протяжения курса занятий обследование проводится два раза: до проведения коррекционно-развивающих занятий по данной программе – по результатам диагностики формируются участники индивидуальных занятий и после прохождения всего курса – итоговая диагностика (по результатам итоговой диагностики и на основе сравнительного анализа результатов входящей и итоговой диагностики делается вывод об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка). При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Диагностика психоэмоционального состояния. Определение степени позитивного и негативного психического состояния. Методика “Паровозик”

Определение уровня самооценки. Методика “Лесенка” Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна.

Диагностика наличия страхов. Опросник Захарова.

Диагностика тревожности. Опросник М.Дорки, В.Амена.

Проективные рисуночные тесты для определения личностных характеристик. Рисунок человека. Ф.Гудинаф-Д.Харрис. Рисунок несуществующего животного.

Диагностика агрессивного поведения. Опросник Романова (Приложение 2,3)

Изучение коммуникативных умений Рукавичка

Беседа с воспитанниками, наблюдение за детьми в режимные моменты, в игровой и в свободной деятельности.

Для оценки эффективности программы может быть также использована анкета для педагога Диагностика агрессивного поведения. Опросник Романова (Приложение 2,3)

Данная программа прошла апробацию в течение 5 лет в ГБДОУ д\С №4 Петроградского района г. Санкт-Петербурга и имеет достаточно высокую эффективность, что представлено в мониторинге (Приложение 5).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по теме "Трудности в общении детей дошкольного возраста", по МДК 02.06; МДК 02.01., для студентов педагогических колледжей, специальностей дошкольное образование, специальное дошкольное образование.

Трудности в общении у дошкольников Понятие, виды, формы коррекции

Трудности в общении у дошкольников

Понятие, виды, формы коррекции

Понятие Затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений.

  • Затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений.

Гиперопека со стороны родителей, конфликтные ситуации внутри семьи, отсутствие социального опыта

Негативный опыт установления взаимодействия ( - последствие – страх)

Замкнутый (пассивный) ребёнок

Конфликтные ситуации внутри семьи, незаинтересованность родителей в ребенке

Стрессовое состояние на д.м.в, негативный опыт установления взаимодействия, отсутствие социального опыта

Коррекция трудностей: Формирование положительного отношения к окружающим и к самому процессу общения Демонстрация собственным примером Закрепление позитивного рефлекса, подавление негативного рефлекса Организация совместных видов деятельности (преимущественно без соревновательного процесса) Расширение круга общения Развитие социальных навыков

  • Формирование положительного отношения к окружающим и к самому процессу общения
  • Демонстрация собственным примером
  • Закрепление позитивного рефлекса, подавление негативного рефлекса
  • Организация совместных видов деятельности (преимущественно без соревновательного процесса)
  • Расширение круга общения
  • Развитие социальных навыков

Импульсивный (капризный) ребёнок

Пример со стороны родителей, нехватка внимания взрослых, их постоянная реакция на прямые манипуляции

Позитивное подкрепление прямых манипуляций, отсутствие социального опыта

Коррекция трудностей: Формирование умения грамотно выражать свои эмоции Воспитание осознанности (активное слушание, коммуникативные упражнения) Отсутствие осуждения поведения ребенка Реализация лидерских потребностей ребенка, потребностей в защите и внимании Отрицательное подкрепление попыток применения прямой манипуляции Развитие социальных навыков

  • Формирование умения грамотно выражать свои эмоции
  • Воспитание осознанности (активное слушание, коммуникативные упражнения)
  • Отсутствие осуждения поведения ребенка
  • Реализация лидерских потребностей ребенка, потребностей в защите и внимании
  • Отрицательное подкрепление попыток применения прямой манипуляции
  • Развитие социальных навыков

Особенности темперамента, нарушение соматического состояния

Тревожные родители, авторитарный родитель

Стрессовое состояние, ситуации, спровоцировавшие фобии

Коррекция трудностей: Отсутствие запугивания, преувеличения опасности и гиперболизации проблем Использование техник релаксации Формирование уверенности в собственных силах Формирование ощущения защищенности, стабильности Соблюдение режима дня (. )

Конфликтные ситуации в семье, наличие агрессивного родителя, насилие в семье

Отсутствие социального опыта, отсутствие первичных признаков осознанности эмоций, стрессовое состояние ( агрессия – как защитная реакция)

Читайте также: