Маркетинговый план в доу

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетинговой системы дошкольного образования, что обусловлено изменением ее нормативно-правовой базы, демографической ситуацией, запросами родителей и общества и т. д. Большинство дошкольных образовательных учреждений стремится к активному использованию маркетинговых мероприятий с целью обеспечения конкурентоспособности ДОУ.

Сегодня рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди ДОУ. Детские сады выбираются в соответствии с запросами и ребенка, и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития ДОУ так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.

Цель: Совершенствование имиджа ДОУ через продвижение бесплатных услуг.

• Изучить и проанализировать рынок услуг в ближайших ОУ;

• Разработать рекламные материалы (листовки, объявления для сайта ОУ и групп в соц. сетях);

• Подобрать подходящие материалы и разработать план и график работы учителя-логопеда и педагога-психолога, соответствующих ФГОС и возрастным особенностям дошкольников;

• Выбрать помещение, подходящее для проведения работы учителя-логопеда и педагога-психолога.

• Составить расписание и уведомить целевую аудиторию о начале работы учителя-логопеда и педагога-психолога.

• После комплектации групп провести входящую диагностику для определения психологических и интеллектуальных особенностей детей для возможности дальнейшего деления на группы.

• Через некоторое время работы учителя-логопеда и педагога-психолога.

(1-2 месяца) провести проверку их эффективности для возможной корректировки программ.

№ п/п Название мероприятия Сроки Исполнители Ресурсы Предполагаемый

1. Управление маркетинговой деятельностью

1.1 Организация рабочей группы

по созданию маркетингового плана Июль 2018 Заведующий Педагогические Создана рабочая группа

1.2 Разработка маркетингового плана Август

2. Исследовательская деятельность

2.1 Сбор и анализ информации о конкурирующих ДОУ Август 2018 Рабочая группа Официальные сайты конкурирующих ДОУ Изучена конкурентная позиция МБДОУ

2.2 Исследование лояльности потребителей услуг МБДОУ Сентябрь 2018 Рабочая группа Анкета Комитета Образования Изучена лояльность потребителей услуг

2.3 Мониторинг внутренних и внешних ресурсов Сентябрь 2018 Рабочая группа Анкетирование, опросы Оценка готовности ОУ к работе учителя-логопеда и педагога-психолога

3. Информационная деятельность

3.1 Размещение информации о работе педагога-психолога и учителя-логопеда на сайте и в группах соц. сетей Октябрь 2018 Специалист по ведению сайта, воспитатели Выкладка объявлений о работе педагога-психолога и учителя-логопеда Получение родителями необходимой информации о работе педагога-психолога и учителя-логопеда

3.2 Размещение информации на информационных стендах в ДОУ и рекламы в общественных местах. Октябрь 2018 Рабочая группа Размещение объявлений в местах, посещаемых родителями дошкольников

4. Разработка плана, расписания работы педагога-психолога и учителя-логопеда

4.1 Определение педагогического состава для работы педагога-психолога и учителя-логопеда Октябрь 2018 Администрация • Утверждение списка педагогов

• Утверждение рабочей программы;

5. Рекламная деятельность

5.1 Информирование целевой аудитории о предоставлении услуги Весь период Ответственный за ведение сайта Размещение на официальном сайте ОУ

Создание групп в соц. сетях, разместить на нее прямые ссылки из групп ОУ. • Получение родителями полной и достоверной информации о предоставляемых бесплатно услугах.

5.2 Взаимодействие с родителями Весь период Администрация, педагоги Проведение общих родительских собраний, индивидуальных консультаций, совместных мероприятий • Информирование родителей

6. Развитие социального партнерства

6.1 Возможное сотрудничество с центром информационных технологий Весь период Администрация Проведение доп. мероприятий с целью социализации дошкольников • Всестороннее развитие воспитанников

6. Оценочная деятельность

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков. • Получение информации об эффективности работы учителя-логопеда и педагога-психолога;

• Возможная корректировка программ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МАРКЕТИНГ – ПЛАН ДОУ Презентацию подготовила студентка 1-го курса 44.04.01 Пе.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

МАРКЕТИНГ – ПЛАН ДОУ Презентацию подготовила студентка 1-го курса 44.04.01 Пе.

МАРКЕТИНГ – ПЛАН ДОУ Презентацию подготовила студентка 1-го курса 44.04.01 Педагогическое образование ОКУ Магистр 8.18010020 Управление учебным заведением Кузниченко Инна Викторовна

Анализ ротаций дошкольников СкакихДОУвоспитанникиприходятк нам? Мотивация Вка.

Анализ ротаций дошкольников СкакихДОУвоспитанникиприходятк нам? Мотивация ВкакиеДОУвоспитанникиуходятот нас? Мотивация ДОУобласти, других областей Переезд(миграция) ДОУобласти, других областей Переезд(миграция) Дошкольныеучреждениягорода Переезд(миграция) Недовольство услугами Доу, желание дать детям лучшее образование, работа родителей вблизи ДОУ Дошкольныеучреждениягорода Переезд(миграция) ДОУмикрорайона № 309, № 365, № 35, № 395 Переезд(миграция) Недовольство услугами ДОУ, где воспитывались, желание дать детям лучшее образование, работа родителей вблизи ДОУ ДОУмикрорайона № 309, № 365, № 35, № 395 Переезд(миграция),опасныйпуть от дома к ДОУ,работародителейвблизиДОУ

Услуги, которые предлагает дошкольное учреждение клиентам Образовательные: Ох.

Услуги, которые предлагает дошкольное учреждение клиентам Образовательные: Охрана и укрепление здоровья детей, осуществление физического и психологического, экологического развития; Целенаправленное систематическое проведение профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами; Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; Развитие познавательного интереса к окружающему миру; Формирование основ базовой культуры личности; Формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения; Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к образованию в школе; Подготовка ребенка к жизни в современном обществе; Совершенствование профессионального мастерства воспитателей по руководству коррекционно – педагогической работой.

Адресные группы учебного заведения Дополнительные инструменты для удовлетворе.

Основные приоритеты адресных групп Потребности Средства 1. Безопасность жизни.

Основные приоритеты адресных групп Потребности Средства 1. Безопасность жизни и здоровья СоблюдениеСанПиН 2. Питание Разнообразие меню, качество еды, эстетика в оформлении кухни, соблюдение норм СанПиН 3. Реализация индивидуальных способностей Раскрытие таланта каждого ребенка на уровне сада, района, города 4. Достижение определенного социального статуса Создание комфортных условий; социальная реализация ребенка; участие в выступлениях, концертах и т.д. 5. Становление компетентной личности дошкольника – выпускника Высококвалифицированные воспитатели; Обустроены спортивный зал, музыкальный зал. 6. Занятость дошкольников в течение дня Занятия, прогулки, игры, посещение кружков, секций, экскурсии и т.д.

СТЕП - анализ № факторы описание 1. Социальные: Контингент воспитанников и их.

Социальний облик № Источник Отзывы 1. Контрольно-визитационнаякнига Слова бла.

Социальний облик № Источник Отзывы 1. Контрольно-визитационнаякнига Слова благодарности за проведенные семинары, конференции, воспитательные мероприятия, спортивные соревнования 2. Опрос родителей Положительные отзывы 3. Пресса городская, областная и т.д. Положительный отзыв об опыте работы дошкольного учреждения, инновационные достижения, организацию творческой работы 4. Другие организации Районной библиотеки; Школы № 125, 138, 126, 150

Распеделение предложений Улучшение,которыетредуютфинансовыхвложений Улучшения.

SWOT – анализ деяльности ДОУ Оценка внутреннего потенциала ДОУ Оценка развит.

SWOT – анализ деяльности ДОУ Оценка внутреннего потенциала ДОУ Оценка развит.

SWOT – анализ деяльности ДОУ Оценка внутреннего потенциала ДОУ Оценка развит.

SWOT – анализ деяльности ДОУ Оценка внутреннего потенциала ДОУ Оценка развит.

SWOT – анализ деяльности ДОУ Оценка внутреннего потенциала ДОУ Оценка развит.

SWOT – анализ деяльности ДОУ Оценка внутреннего потенциала ДОУ Оценка развития внешнего потенциала ДОУ Сильная сторона Слабая сторона Возможности Угрозы Материально-техническая база в соответствии с ГОС Организационно-информационное обеспечение внедрения ГОС ДО В ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, материальная база с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей в соответствии с требованиями реализуемых программ. Наличие компьютеров в ДОУ – 2 шт. (заведующий, воспитатель-методист); Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды в ДОУ; Обеспечение укомплектованности методического кабинета печатными и электронными образовательными ресурсами; Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; Размещение на сайте ДОУ информации о введении ГОС; Информирование родителей (законных представителей) о мероприятиях с помощью сайта учреждения, информационные стенды, родительские собрания. Недостаточный уровень материально-технической базы, учебно-методического обеспечения приоритетного направления работы ДОУ согласно современным требованиям, что требует дополнительных финансовых вливаний; Нет освобождённого специалиста по обслуживанию Интернет – сайта; Информирование общественности (родителей, педагогов) через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОУ на новые ГОС; Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ГОС (Включение в публичный доклад заведующего ДОУ раздела, отражающего ход введения ГОС). Привлечение спонсорских партнеров со стороныродителей Вприобретении техническихсредствобучениявоспитанников Нестабильная экономическая ситуация; Отсутствие дополнительного финансирования повлияет на своевременное приобретение и издание инновационных методических пособий и разработок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает примерный маркетинг-план МДОУ.

МАРКЕТИНГ – ПЛАН ДОУ Презентацию подготовила студентка 1-го курса 44.04.01 Педагогическое образование ОКУ Магистр 8.18010020 Управление учебным заведением Кузниченко Инна Викторовна

МАРКЕТИНГ – ПЛАН ДОУ

Презентацию подготовила студентка 1-го курса

44.04.01 Педагогическое образование ОКУ Магистр

8.18010020 Управление учебным заведением

Кузниченко Инна Викторовна

Анализ ротаций дошкольников С каких ДОУ воспитанники приходят к нам? Мотивация ДОУ области, других областей Дошкольные учреждения города В какие ДОУ воспитанники уходят от нас? Переезд (миграция) ДОУ микрорайона Переезд (миграция) ДОУ области, других областей Мотивация Переезд (миграция) Недовольство услугами Доу, желание дать детям лучшее образование, работа родителей вблизи ДОУ Дошкольные учреждения города № 309, № 365, № 35, № 395 Переезд (миграция) Переезд (миграция) Недовольство услугами ДОУ, где воспитывались, желание дать детям лучшее образование, работа родителей вблизи ДОУ ДОУ микрорайона № 309, № 365, № 35, № 395 Переезд (миграция), опасный путь от дома к ДОУ, работа родителей вблизи ДОУ

Анализ ротаций дошкольников

С каких ДОУ воспитанники приходят к нам?

ДОУ области, других областей

Дошкольные учреждения города

В какие ДОУ воспитанники уходят от нас?

ДОУ области, других областей

Недовольство услугами Доу, желание дать детям лучшее образование, работа родителей вблизи ДОУ

Дошкольные учреждения города

Недовольство услугами ДОУ, где воспитывались, желание дать детям лучшее образование, работа родителей вблизи ДОУ

Переезд (миграция), опасный путь от дома к ДОУ, работа родителей вблизи ДОУ

Услуги, которые предлагает дошкольное учреждение клиентам Образовательные: Охрана и укрепление здоровья детей, осуществление физического и психологического, экологического развития; Целенаправленное систематическое проведение профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами; Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; Развитие познавательного интереса к окружающему миру; Формирование основ базовой культуры личности; Формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения; Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к образованию в школе; Подготовка ребенка к жизни в современном обществе; Совершенствование профессионального мастерства воспитателей по руководству коррекционно – педагогической работой.

Услуги, которые предлагает дошкольное учреждение клиентам

  • Образовательные:
  • Охрана и укрепление здоровья детей, осуществление физического и психологического, экологического развития;
  • Целенаправленное систематическое проведение профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
  • Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Формирование основ базовой культуры личности;
  • Формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения;
  • Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к образованию в школе;
  • Подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
  • Совершенствование профессионального мастерства воспитателей

по руководству коррекционно – педагогической работой.

Услуги, которые предлагает дошкольное учреждение клиентам

2. Развивающие:

Услуги, которые предлагает дошкольное учреждение клиентам

3. Дополнительные:

Адресные группы учебного заведения

Реальные

Желаемые

Дети, которые достигли дошкольного возраста

Родители этих дошкольников

Дети раннего дошкольного возраста (1,5-3 года)

Их родители

Жители микрорайона

Спонсоры, меценаты

Дополнительные инструменты для удовлетворения адресных групп:

Основные приоритеты адресных групп

Потребности

Средства

Безопасность жизни и здоровья

Реализация индивидуальных способностей

Разнообразие меню, качество еды, эстетика в оформлении кухни, соблюдение норм СанПиН

Достижение определенного социального статуса

Раскрытие таланта каждого ребенка на уровне сада, района, города

Создание комфортных условий; социальная реализация ребенка; участие в выступлениях, концертах и т.д.

Становление компетентной личности дошкольника – выпускника

Занятость дошкольников в течение дня

Обустроены спортивный зал, музыкальный зал.

Занятия, прогулки, игры, посещение кружков, секций, экскурсии и т.д.

СТЕП - анализ

факторы

описание

Контингент воспитанников и их родителей (средний уровень достатка);

Инфраструктура микрорайона (средний рабочий класс);

Инноведения в области образования:

  • Интерактивные технологии обучение;
  • Проектное обучение;
  • Организация самообразования дошкольников;
  • Стабильность и уровень методической работы;
  • Самообразовательная деятельность педагогов.

Отсутствие стабильности экономике в республики – платежеспособность родителей детей;

Экономическая чистая зона.

Правовое поле: концепция развития ДОУ, трудовой договор;

Социальний облик № Источник 1. 2. Отзывы Контрольно-визитационная книга Опрос родителей Слова благодарности за проведенные семинары, конференции, воспитательные мероприятия, спортивные соревнования 3. Положительные отзывы Пресса городская, областная и т.д. 4. Другие организации Положительный отзыв об опыте работы дошкольного учреждения, инновационные достижения, организацию творческой работы Районной библиотеки; Школы № 125, 138, 126, 150

Социальний облик

Источник

Отзывы

Слова благодарности за проведенные семинары, конференции, воспитательные мероприятия, спортивные соревнования

Пресса городская, областная и т.д.

Положительный отзыв об опыте работы дошкольного учреждения, инновационные достижения, организацию творческой работы

Школы № 125, 138, 126, 150

Распеделение предложений

Улучшение, которые тредуют финансовых вложений

Улучшения, которые не требуют финансовых вложений

Оборудовать групповые комнаты современной техникой

Увеличение количества кружков по интересам воспитанников

Обновление технической аппаратуры для активного зала

Материальные улучшения

Сделать ремонт, модернизациия групп

Кадровые улучшения

Административные улучшения

Назначить ответственного за отношения с общественностью

SWOT – анализ деяльности ДОУ

Оценка внутреннего потенциала ДОУ

Сильная сторона

Оценка развития внешнего потенциала ДОУ

Слабая сторона

Организационное, аналитическое и нормативно-правовое обеспечение реализации ГОС ДО

Возможности

  • Внесение изменений в программу развития ДОУ;
  • Проектирование образовательного процесса с учётом ГОС ДО;
  • Разработать коррекционные и развивающие программы ДОУ в соответствии с ГОС.
  • Создание информационно-развивающей среды в ДОУ;
  • Вовлечение социальной общественности, родителей в организации проектов в ДОУ;
  • Увеличение количества инновационных технологий в воспитательный процесс;
  • Построение образовательного процесса по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности. Основной формой организации образовательного пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком, педагогика сотрудничества и развития.
  • Увеличения объема работы, возлагающихся на членов администрации и педагогов;
  • Недостаточное стимулирование педагогов (отсутствие финансирования);
  • Эмоциональное выгорание педагогов.

SWOT – анализ деяльности ДОУ

Оценка внутреннего потенциала ДОУ

Сильная сторона

Оценка развития внешнего потенциала ДОУ

Слабая сторона

Кадровое и методическое обеспечение введения ГОС ДОУ

Возможности

  • Недостаточность методической литературы и наглядного материала в связи с переходом на ГОС;
  • Частично проявляется сниженная активность и заинтересованность родителей в участии жизни ДОУ
  • Недостаточные знания педагогов технологии ИКТ (6 человек);
  • Внедрение современных образовательных программ и технологий;
  • Создание условий для развития меж - предметной интеграции образовательного процесса;
  • Совершенствование профессионального роста педагогов в соответствии с современными подходами в области образования и реализации программ;
  • Расширение возможностей профессиональной самореализации и непрерывного повышения квалификации педагогов;
  • Повышение уровня педагогической просвещённости родителей;
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ и организации развивающей среды;
  • Доступность информации для родителей работы ДОУ в сетях интернет;
  • Замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Знания, умения, навыки будут рассматриваться как средства в процессе развития ребёнка. При этом общее, стержневое содержание будет варьироваться, наполняться конкретикой через использование игры.

  • Снижение творческого потенциала и общественно социальной активности педагогов, низкий уровень социальной защищённости.

SWOT – анализ деяльности ДОУ

Оценка внутреннего потенциала ДОУ

Сильная сторона

Оценка развития внешнего потенциала ДОУ

Слабая сторона

Развитие дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Возможности

  • В деятельности Совета учреждения усилить функцию – осуществление взаимосвязи с учреждениями заинтересованного социума, укрепление методической базы учреждения;
  • Недостаточное количество современного спортивного инвентаря в группах;
  • Недостаточное наличие оборудования на игровых площадках спортивным и игровым оборудованием на площадках
  • Привлечение социальных партнеров для социально-коммуникативного развития детей в ДОУ;
  • Разработка качественных критериев оценки процесса психолого-педагогического сопровождения одарённых и талантливых детей дошкольного возраста ;
  • Разработка моделей преемственности дошкольного и начального общего образования для одарённых и талантливых детей;
  • Разработка и внедрение системы скрининга (опроса) населения с целью выявления потребности в услугах дошкольного образования .
  • Угрозы, связанные с отсутствием сотрудничества со специалистами социума для компьютерного программного обеспечения информационного банка

SWOT – анализ деяльности ДОУ

Оценка внутреннего потенциала ДОУ

Сильная сторона

Оценка развития внешнего потенциала ДОУ

Слабая сторона

Охрана жизни и здоровья в ДОУ

Возможности

  • Большое внимание уделяется охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
  • У дошкольников систематически и во всех режимных моментах формируются личностные качества, такие как трудолюбие, опрятность, дисциплинированность доброта, отзывчивость, доброта, отзывчивость;
  • Осуществление развития компетентности ребёнка в сфере отношений: к миру, людям, к себе, через игру.
  • Разработан план действий при ЧС;
  • Использование педагогами в работе с детьми здоровьесберегающих технологий;
  • Проведение недели здоровья, спортивных праздников:
  • Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития личности в дошкольный период:
  • Использование профилактических и физиотерапевтических мер для профилактики простудных заболеваний в условиях ДОУ.
  • Привлечение социальных партнёров, спонсоров для организации воспитанникам полноценного физического с развития
  • Проведение нетрадиционных НОД для молодых педагогов ДОУ: Использование педагогами нетрадиционных методик закаливания согласно плану оздоровления ДОУ;
  • Проведение профилактических мероприятий ОРВИ

- образовательная программа ДОУ;

  • Заболеваемость детей в осеннее-зимний период 12%
  • Недостаточное использование молодыми педагогами здоровье сберегающих технологий (гимнастика для глаз, релаксация, бодрящая гимнастика после сна)
  • Разработка программы по формированию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.

SWOT – анализ деяльности ДОУ

Оценка внутреннего потенциала ДОУ

Сильная сторона

Материально-техническая база в соответствии с ГОС

Оценка развития внешнего потенциала ДОУ

Слабая сторона

  • В ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, материальная база с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей в соответствии с требованиями реализуемых программ.
  • Наличие компьютеров в ДОУ – 2 шт. (заведующий, воспитатель-методист);
  • Обеспечение соответствия

Организационно-информационное обеспечение внедрения ГОС ДО

Возможности

информационно-образовательной среды в ДОУ;

  • Недостаточный уровень материально-технической базы, учебно-методического обеспечения приоритетного направления работы ДОУ согласно современным требованиям, что требует дополнительных финансовых вливаний;
  • Нет освобождённого специалиста по обслуживанию Интернет – сайта;
  • Информирование общественности (родителей, педагогов) через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОУ на новые ГОС;
  • Обеспечение публичной отчётности ДОУ о ходе и результатах введения ГОС (Включение в публичный доклад заведующего ДОУ раздела, отражающего ход введения ГОС).
  • Обеспечение укомплектованности
  • Привлечение спонсорских партнеров со стороны родителей
  • В приобретении технических средств обучения воспитанников

методического кабинета печатными и электронными образовательными ресурсами;


ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОВЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений. Проблема развития маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах(4).

В работах видных отечественных ученых В. Афанасьева, Л.О. Барсуковой, Т.П. Колодяжной, Л.И. Фалюшиной, Т.И. Шамовой и др. обосновывается необходимость становления в структуре дошкольной образовательной системы маркетинговой деятельности. Это значительно улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, позволяет разнообразнее удовлетворить запросы родителей. Маркетинговый подход в управлении дошкольным образовательным учреждением может способствовать оптимизации процесса развития профессиональных компетенций педагогов, существенным изменениям в организации и содержании образовательного процесса, повышению конкурентоспособности дошкольного учреждения в целом.

Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из структуры маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения предложенной С.А. Езоповой, была разработана структура маркетинговой деятельности, которая более полно раскрывает этапы организации маркетинговой деятельности в детском саду:

1. Мотивирующий этап - создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования, для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения

2. Аналитико-прогностический этап - анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада. Отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.

3. Организационный этап - создание комплекса маркетинга детского сада: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).

4. Координационно-корректирующий - управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.

5. Рефлексивно-оценочный этап - оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.

Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно рассмотреть, исследуя следующие особенности:

- финансирование образовательного учреждения;

- потребители образовательных услуг;

- маркетинговая среда образовательного учреждения;

- конкуренты на рынке образовательных услуг.

Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо (2).

Образовательная услуга обладает характерными особенностями: услуги нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем; образовательную услугу невозможно сохранить.

Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых, основных услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.

Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по одной из трех моделей: бюджетное, долевое, внебюджетное.

Модель бюджетного финансирования осуществляется на основе нормативов, и подразделяются на основное и дополнительное финансирование.

В зависимости от типа образовательного учреждения расчет нормативов включает различные соотношения двух ведущих показателей: фонда оплаты труда и фонда материальной обеспеченности. Фонд оплаты труда включает расходы на заработную плату и единый социальный налог на ее в расчете на одного воспитанника. Фонд материального обеспечения включает учебные расходы, текущие хозяйственные расходы, оплату услуг связи в расчете на одного воспитанника.

Долевое финансирование предполагает разделение расходов на функционирование детского сада между государством, учредителями и родителями. За чет государства осуществляется оплата образовательных услуг в государственных образовательных организациях.

Внебюджетное финансирование связано с функционированием общественных организаций, благотворительных организаций, с ситуативным привлечением средств, а также с деятельностью областных, городских, районных фондов поддержки образования.

Таким образом, маркетинговая деятельность дошкольного учреждения, в рамках предполагаемого финансирования, направлена создание материальных доказательств полезности и необходимости для потребителя.

Потребителями образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений выступают, как правило, дети и родители. Основой для приобретения образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения могут быть:

- необходимость в трудовой деятельности родителей ребенка;

- обеспечение условий, способствующих всестороннему развитию ребенка;

- решение проблем социализации ребенка дошкольного возраста;

- подготовка ребенка к школе;

- необходимая коррекционная помощь ребенку, имеющему отклонения в развитии.

Поведение родителей на рынке образовательных услуг определяется факторами культурного, социального, личностного порядка.

Факторы культурного поведения родителей обусловливают различные требования к качеству, направленности и цели образовательных услуг, учитывая свои национальные традиции и принадлежность к этнической группе.

Факторы социального порядка определяются социальным положением, социальным статусом и родом деятельности родителей.

Факторы личного порядка включают возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни и тип личности родителей.

Факторы психологического порядка обуславливают мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.

Факторы, влияющие на успешность реализации марке­тинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения - составляют маркетинговую среду образовательного учреждения. Маркетинговая среда состоит из мак­ро- и микросреды (2).

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факто­ры (политико-правовой, экономический, социально-демографи­ческий, культурный, научно-технический, экологический), оп­ределяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.

Следует отметить, что отдельно взятый детский сад не может повли­ять на изменения в макросреде, но при определении дальнейшей стратегии развития детского сада, необходимо учитывать состояние макросреды и про­гнозы ее развития.

Маркетинговая микросреда дошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружа­ющих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его дея­тельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, кон­тактные аудитории, конкуренты и потребители. В данном аспекте, деятельность детского сада может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды(2).

Поставщиками являются организации и частные лица, обес­печивающие дошкольное образовательное учреждение ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т.д.; педагогические вузы и педагогические колледжи, готовящие специалистов для системы дошкольного образования, и т.д.

Контактные аудитории - группы, проявляющие интерес к дошкольному образовательному учреждению и оказывающие влияние на его деятельность. Контактная ауди­тория может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиям детского сада.

К ним относятся:

- организации, предприятия, частные лица, которые могут обес­печить дополнительное финансирование деятельности детского сада;

-средства массовой информации, освещающие деятельность дошкольного образовательного учреждения, тем самым привлекая или отталкивая потребителей;

-местные контактные аудитории, включающие жителей мик­рорайона, работников поликлиники, школы, домов детского твор­чества, с которыми сотрудничает детский сад;

- внутренние контактные аудитории, состоящие из работников детского сада.

Определение перспектив развития отрасли, в которой функционирует дошкольное образовательное учреждения, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг, определяет изучение конкурентной ситуации.

Конкуренты - организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение, и направленные на удовлетворение схожих потребностей (2).

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий.

Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение.

Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее, лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования, и обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.

Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции.

Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей и предложения новых услуг, активнoгo их продвижения.

Последователи (ведомые) - это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решений, касающихся преобразования их деятельности.

Дополняющие - дошкольные образовательные учреждения, действующие в рыночной нише и обслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.

Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг дошкольного образовательного учреждения включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля дошкольного образовательного учреждения (2).

На основании предложенной структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Также были разработаны мероприятия по реализации программы организации маркетинговой деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения (Таблица 1.).

Программа организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Этапы маркетинговой деятельности

Содержание этапов маркетинговой деятельности

Разработка Положения о маркетинговой службе в ДОУ. Получение лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг.

Создание маркетинговой службы ДОУ

Реализация данного этапа предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей маркетинговой службы, организацию и планирование ее работы, также разработку программы развития дошкольного образовательного учреждения на перспективу.

Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям:

-анализ материальных и финансовых ресурсов;

-анализ возможностей педагогического коллектива;

-изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах;

-изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами;

-разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг;

-определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований.

Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной услуги.

Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов.

Руководитель маркетинговой службы

Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня.

Заведующая детским садом

Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения услуг.

Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты:

1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования.

2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования.

3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования.

Заведующая детским садом

Руководитель маркетинговой службы

Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты реализации программы

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;

- расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;

- расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых в дополнительном образовании на 5%;

- положительная динамика результатов творческих конкурсов.

- общественная оценка Попечительским советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;

- показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;

Орган, осуществляющий контроль: Попечительский совет.

Таким образом, реализация данной программы, по нашему мнению, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:

-расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;

- быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;

- качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;

- процесс развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.

Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.

Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения - необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Читайте также: