План работы психолога с родителями в школе

Обновлено: 04.07.2024

Несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в семье: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей; 2. отсутствие у Ивановой О.И. работы, плохое материальное положение семьи; 3. ссоры и конфликты в семье

Сроки работы с семьей

Программа мероприятий

Специалист, ответственный за реализацию мероприятия

Срок реализации мероприятия

Результат реализации мероприятия

Проблема: Острая кризисная ситуация в семье

1 изучение психологической атмосферы в семье;

2. оказание психологической помощи ребенку в преодолении последствий ЖО

Ресурсы: семья, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, психолого-педагогическая служба.

Диагностика внутрисемейных коммуникаций

Повышение педагогической компетенции родителей

Успешная сдача ОГЭ

Подготовка к поступлению в колледж

Коррекционно-развивающие занятия с Еленой на темы: "Выработка новых навыков взаимодействия с родителями", "Целевые ориентиры"

Формирование эмоционального благополучия в семье

Оптимизация ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.

Успешное разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Тьюторское сопровождение в рамках образовательного процесса

Осуществление персонального сопровождения учащегося в современном образовательном пространстве, создание эффективных условий для раскрытия его внутреннего потенциала и последующей успешной адаптации в окружающем социуме.

Оказание психологической помощи

Снятие психоэмоционального напряжения, повышение личной эффективности

Проблема: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей;

Задачи: 1. обучение социально-бытовым навыкам;

обучение навыкам ведения домашнего хозяйства;

обучение созданию социально-бытовой среды для развития несовершеннолетних детей;

проведение медицинского осмотра;

оказание юридических услуг

Беседа о санитарно-гигиенических нормах. Беседа о необходимости регулярной уборки квартиры

Повышение грамотности матери о сани тарно-гигиенических нормах

Рекомендации по использованию чистящих и моющих средств

Повышение грамотности матери по использованию чистящих и моющих средств

Составление плана действий по уборке квартиры

Квартира убрана, выброшены ненужные вещи, коробки, кровати заправлены

Определение сроков выполнения уборки

Повышение знаний по организации социально-бытовой среды

Выполнение женских обязанностей (уборка, стирка и.т.д.)

Рекомендации по организации рабочего места для несовершеннолетних

Оборудовано рабочее место для занятий

Планирование перестановки мебели в большой комнате с матерью

Освобождены комнаты: захламленность вещами

Беседы с несовершеннолетними о поддержании чистоты и порядка в комнатах

Повышение грамотности членов семьи о сани тарно-гигиенических нормах

Предоставление социальных услуг на дому семье Семушевых психологами СРЦН (социально-психологическое консультирование получателя социальных услуг, оказание помощи в поучении юридических услуг получателю социальных услуг)

Оказание социальных услуг на обслуживание и сопровождение семьи

Главный специалист отдела по Мотовилихинскому району

07.12.2020г. – 06.12.2023 г.

Оказание содействия в проведении медицинского обследования всех членов семьи

Прохождение медицинского осмотра

По мере необходимости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 2. отсутствие у Семушевой О.Ю. работы, плохое материальное положение семьи;

Задачи: 1. формирование у мамы мотивации на трудоустройство;

формирование психологической готовности к трудоустройству;

поиск вакансий и трудоустройства

Ресурсы: мама, социальный педагог, педагог-психолог, межведомственное взаимодействие

Информирование мамы о родительских обязанностях по содержанию своих детей; информирование о трудовой деятельности (пенсии, налоги, доплаты);

У мамы сформировано желание работать

Январь-февраль 2021 г.

Работа психолога по формированию мотивации трудоустройства; выяснение предпочтений в работе ( где бы хотела работать); определение сроков трудоустройства

У мамы сформировано желание работать, начала поиск работы

Декабрь 2020 г. – январь 2021 г.

- проигрывание ситуации приемов на работу (что говорить, как себя вести…); обучение навыкам делового общения; индивидуальные консультации психолога

Психологическая готовность мамы приступить к работе

Декабрь 2020 г. – июнь 2020 г.

Составление плана действий в поиске работы

Выбор места работы и трудоустройство мамы

Постановка на учет в Центр занятости; консультация по сбору документов (мед.книжка, трудовая книжка)

Выбор места работы мамы

Размещение важности официального трудоустройства; сопровождение на место работы (при необходимости)

Январь-февраль 2021 г.

Оказание содействия в оформлении мер социальной поддержки семьи (оказание содействия в сборе пакета документов, недостающих документов, справок)

Улучшение материального положения семьи

Оказание юридической помощи

В случае нуждаемости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 3. ссоры и конфликты в семье.

Задачи: 1. Формирование уважения членов семьи друг к другу ;

Организации индивидуального и семейного досуга

Ресурсы: мама, папа, социальный педагог, педагог-психолог

Беседа о семейных ролях, распределение домашних обязанностей; семейные консультации; обучение навыкам общения в семье

Уменьшение количества конфликтов

Рекомендации по семейному времяпровождению: выяснение интересов и предпочтений каждого члена семьи; предоставление информации о родительских клубах, городских мероприятиях

Появление интересов и занятий вне рабочее и вне школьное время, совместный отдых, увеличение времени , отведенного на досуг

Анализ проведения семейного досуга

Участие семьи в социальном проекте "С детьми не разводятся"

Уменьшение количества конфликтов

Пермская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства "НАСМНОГО"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы педагога – психолога с родителями .

Целью взаимодействия педагога – психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.

- согласование действий родителей и педагога – психолога по адаптации ребёнка к школе, к новой социальной роли;

- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;

- совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства и профессиональных интересов;

- выявление одарённости и развития способностей ребёнка;

- совместное предупреждение асоциального поведения детей.

Содержание деятельности

Категория сопровожде-ния

Сроки проведения

Ответственный

Форма отчётности

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Анкета для родителей первоклассников (в рамках изучения адаптации)

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Запись в журнале.

Запись в журнале.

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Диагностика. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. (Методика Е.Н. Степанова)

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

"Стили и методы воспитания ребёнка в семье "

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы
личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 1-4 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 5-8 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Родители 9 – 11 классов

Протокол заседания. Запись в журнале.

Запись в журнале

Консультации для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одарённых обучающихся.

Запись в журнале

Консультирование родителей старшеклассников по вопросам помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

Запись в журнале

Консультирование родителей по организации помощи в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение грамотности родителей (законных представителей) в сфере возрастной психологии и педагогики, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, облегчить адаптацию ребенка к учебному процессу на разных возрастных этапах.

План работы педагога-психолога

с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних детей

по основам детской психологии и педагогики

Составитель: Журавлева Марина Юрьевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 73

Пояснительная записка

Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.

Формы взаимодействия с родителями:

- тематические психологические консультации и др.

Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.

-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;

- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;

- научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;

- дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)

1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:

- Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?

2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.

Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.

1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.

- Ребёнок идёт в первый класс.

- Здоровье ребёнка перед школой.

- Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.

- Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.

- Поощрение и наказание.

- Ребёнок и деньги: за и против.

- Переход ученика в среднюю школу.

- В какой семье я расту?

2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.

- Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.

- Психолого-педагогический статус пятиклассника.

- Мотивы плохого поведения.

- Влияние телевидения на психику ребёнка.

- Дети и компьютер.

- Близкие человеку люди.

- Агрессия. Её причины и последствия.

- Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.

- Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.

- Жизненные цели подростков.

- Проблемы ранней преступности.

3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.

- Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

- Профессиональное самоопределение подростков.

- Толерантность – часть нравственной культуры человека.

- Ваш ребёнок – выпускник.

4. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.

В работе с родителями используются групповые и индивидуальные формы и методы работы. Самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча – это классные родительские собрания.

Примерная, наиболее актуальная тематика для организации родительского всеобуча в школе:

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

1. Семья и ее роль в воспитании детей

• Воспитательный потенциал семьи.

• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.

• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.

• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

• Диалог в семейном общении.

• Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье

• Современная семья: возможности; и проблемы ее уклада.

• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

• Место традиций в современном семейном укладе.

• Этика и эстетика семейного быта.

• Возможности воспитания трудом в современной семье.

• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

• Искусство создания детского праздника.

• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.

• Традиция семейного чтения.

II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка

• Школа как открытая социально-педагогическая система.

• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).

• Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

• Модель работы социального педагога с семьей.

• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

III. Здоровый ребенок — здоровое общество

• Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

• Влияние на здоровье; ребенка негативной теле- и видеоинформации.

• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.

• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

• Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

IV .Особенности детской и подростковой психологии

• Что такое личность? Иерархическое строение личности.

• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

• О развитии самосознания у детей и подростков.

• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

• Психология потребностей: разумные потребности и псевдо потребности.

• Нравственный облик и поведение человека.

• Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

• Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

• Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

• Правовая и экономическая защита личности ребенка.

• Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Используемая литература

1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.:Наука и техника, 2007.

2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. – Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.


На главную Работа с родителями

  • Родительские собрания ( 33 Материалы )
  • Беседы, консультации для родителей ( 136 Материалы )
  • Рекомендации родителям ( 22 Материалы )
  • Приемная семья ( 10 Материалы )
  • Анкеты для родителей ( 12 Материалы )
  • Тесты для родителей ( 2 Материалы )
  • Тренинги для родителей ( 14 Материалы )
  • Неблагополучная семья ( 20 Материалы )
  • Программы для родителей ( 11 Материалы )
  • Сетевая встреча ( 8 Материалы )

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Читайте также: