План работы психолога с родителями в школе
Обновлено: 04.07.2024
Несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в семье: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей; 2. отсутствие у Ивановой О.И. работы, плохое материальное положение семьи; 3. ссоры и конфликты в семье
Сроки работы с семьей
Программа мероприятий
Специалист, ответственный за реализацию мероприятия
Срок реализации мероприятия
Результат реализации мероприятия
Проблема: Острая кризисная ситуация в семье
1 изучение психологической атмосферы в семье;
2. оказание психологической помощи ребенку в преодолении последствий ЖО
Ресурсы: семья, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, психолого-педагогическая служба.
Диагностика внутрисемейных коммуникаций
Повышение педагогической компетенции родителей
Успешная сдача ОГЭ
Подготовка к поступлению в колледж
Коррекционно-развивающие занятия с Еленой на темы: "Выработка новых навыков взаимодействия с родителями", "Целевые ориентиры"
Формирование эмоционального благополучия в семье
Оптимизация ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.
Успешное разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.
Тьюторское сопровождение в рамках образовательного процесса
Осуществление персонального сопровождения учащегося в современном образовательном пространстве, создание эффективных условий для раскрытия его внутреннего потенциала и последующей успешной адаптации в окружающем социуме.
Оказание психологической помощи
Снятие психоэмоционального напряжения, повышение личной эффективности
Проблема: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей;
Задачи: 1. обучение социально-бытовым навыкам;
обучение навыкам ведения домашнего хозяйства;
обучение созданию социально-бытовой среды для развития несовершеннолетних детей;
проведение медицинского осмотра;
оказание юридических услуг
Беседа о санитарно-гигиенических нормах. Беседа о необходимости регулярной уборки квартиры
Повышение грамотности матери о сани тарно-гигиенических нормах
Рекомендации по использованию чистящих и моющих средств
Повышение грамотности матери по использованию чистящих и моющих средств
Составление плана действий по уборке квартиры
Квартира убрана, выброшены ненужные вещи, коробки, кровати заправлены
Определение сроков выполнения уборки
Повышение знаний по организации социально-бытовой среды
Выполнение женских обязанностей (уборка, стирка и.т.д.)
Рекомендации по организации рабочего места для несовершеннолетних
Оборудовано рабочее место для занятий
Планирование перестановки мебели в большой комнате с матерью
Освобождены комнаты: захламленность вещами
Беседы с несовершеннолетними о поддержании чистоты и порядка в комнатах
Повышение грамотности членов семьи о сани тарно-гигиенических нормах
Предоставление социальных услуг на дому семье Семушевых психологами СРЦН (социально-психологическое консультирование получателя социальных услуг, оказание помощи в поучении юридических услуг получателю социальных услуг)
Оказание социальных услуг на обслуживание и сопровождение семьи
Главный специалист отдела по Мотовилихинскому району
07.12.2020г. – 06.12.2023 г.
Оказание содействия в проведении медицинского обследования всех членов семьи
Прохождение медицинского осмотра
По мере необходимости
Динамика семейной ситуации
ТУ МСР ПК г. Перми
1 раз в 2 недели
Проблема: 2. отсутствие у Семушевой О.Ю. работы, плохое материальное положение семьи;
Задачи: 1. формирование у мамы мотивации на трудоустройство;
формирование психологической готовности к трудоустройству;
поиск вакансий и трудоустройства
Ресурсы: мама, социальный педагог, педагог-психолог, межведомственное взаимодействие
Информирование мамы о родительских обязанностях по содержанию своих детей; информирование о трудовой деятельности (пенсии, налоги, доплаты);
У мамы сформировано желание работать
Январь-февраль 2021 г.
Работа психолога по формированию мотивации трудоустройства; выяснение предпочтений в работе ( где бы хотела работать); определение сроков трудоустройства
У мамы сформировано желание работать, начала поиск работы
Декабрь 2020 г. – январь 2021 г.
- проигрывание ситуации приемов на работу (что говорить, как себя вести…); обучение навыкам делового общения; индивидуальные консультации психолога
Психологическая готовность мамы приступить к работе
Декабрь 2020 г. – июнь 2020 г.
Составление плана действий в поиске работы
Выбор места работы и трудоустройство мамы
Постановка на учет в Центр занятости; консультация по сбору документов (мед.книжка, трудовая книжка)
Выбор места работы мамы
Размещение важности официального трудоустройства; сопровождение на место работы (при необходимости)
Январь-февраль 2021 г.
Оказание содействия в оформлении мер социальной поддержки семьи (оказание содействия в сборе пакета документов, недостающих документов, справок)
Улучшение материального положения семьи
Оказание юридической помощи
В случае нуждаемости
Динамика семейной ситуации
ТУ МСР ПК г. Перми
1 раз в 2 недели
Проблема: 3. ссоры и конфликты в семье.
Задачи: 1. Формирование уважения членов семьи друг к другу ;
Организации индивидуального и семейного досуга
Ресурсы: мама, папа, социальный педагог, педагог-психолог
Беседа о семейных ролях, распределение домашних обязанностей; семейные консультации; обучение навыкам общения в семье
Уменьшение количества конфликтов
Рекомендации по семейному времяпровождению: выяснение интересов и предпочтений каждого члена семьи; предоставление информации о родительских клубах, городских мероприятиях
Появление интересов и занятий вне рабочее и вне школьное время, совместный отдых, увеличение времени , отведенного на досуг
Анализ проведения семейного досуга
Участие семьи в социальном проекте "С детьми не разводятся"
Уменьшение количества конфликтов
Пермская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства "НАСМНОГО"
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План работы педагога – психолога с родителями .
Целью взаимодействия педагога – психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
- согласование действий родителей и педагога – психолога по адаптации ребёнка к школе, к новой социальной роли;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства и профессиональных интересов;
- выявление одарённости и развития способностей ребёнка;
- совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Содержание деятельности
Категория сопровожде-ния
Сроки проведения
Ответственный
Форма отчётности
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Анкета для родителей первоклассников (в рамках изучения адаптации)
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Запись в журнале.
Запись в журнале.
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Диагностика. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения. (Методика Е.Н. Степанова)
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
"Стили и методы воспитания ребёнка в семье "
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы
личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 1-4 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 5-8 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Родители 9 – 11 классов
Протокол заседания. Запись в журнале.
Запись в журнале
Консультации для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одарённых обучающихся.
Запись в журнале
Консультирование родителей старшеклассников по вопросам помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
Запись в журнале
Консультирование родителей по организации помощи в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.
Повышение грамотности родителей (законных представителей) в сфере возрастной психологии и педагогики, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, облегчить адаптацию ребенка к учебному процессу на разных возрастных этапах.
План работы педагога-психолога
с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних детей
по основам детской психологии и педагогики
Составитель: Журавлева Марина Юрьевна,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 73
Пояснительная записка
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями:
- тематические психологические консультации и др.
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;
- дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)
1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:
- Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?
2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.
- Ребёнок идёт в первый класс.
- Здоровье ребёнка перед школой.
- Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.
- Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.
- Поощрение и наказание.
- Ребёнок и деньги: за и против.
- Переход ученика в среднюю школу.
- В какой семье я расту?
2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.
- Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.
- Психолого-педагогический статус пятиклассника.
- Мотивы плохого поведения.
- Влияние телевидения на психику ребёнка.
- Дети и компьютер.
- Близкие человеку люди.
- Агрессия. Её причины и последствия.
- Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.
- Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.
- Жизненные цели подростков.
- Проблемы ранней преступности.
3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
- Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
- Профессиональное самоопределение подростков.
- Толерантность – часть нравственной культуры человека.
- Ваш ребёнок – выпускник.
4. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.
В работе с родителями используются групповые и индивидуальные формы и методы работы. Самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча – это классные родительские собрания.
Примерная, наиболее актуальная тематика для организации родительского всеобуча в школе:
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей
• Воспитательный потенциал семьи.
• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
• Диалог в семейном общении.
• Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье
• Современная семья: возможности; и проблемы ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
• Место традиций в современном семейном укладе.
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной семье.
• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
• Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
• Школа как открытая социально-педагогическая система.
• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
• Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
• Модель работы социального педагога с семьей.
• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
III. Здоровый ребенок — здоровое общество
• Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
• Влияние на здоровье; ребенка негативной теле- и видеоинформации.
• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
• Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
IV .Особенности детской и подростковой психологии
• Что такое личность? Иерархическое строение личности.
• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
• О развитии самосознания у детей и подростков.
• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
• Психология потребностей: разумные потребности и псевдо потребности.
• Нравственный облик и поведение человека.
• Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
• Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
• Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
• Правовая и экономическая защита личности ребенка.
• Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Используемая литература
1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.:Наука и техника, 2007.
2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. – Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
На главную Работа с родителями
- Родительские собрания ( 33 Материалы )
- Беседы, консультации для родителей ( 136 Материалы )
- Рекомендации родителям ( 22 Материалы )
- Приемная семья ( 10 Материалы )
- Анкеты для родителей ( 12 Материалы )
- Тесты для родителей ( 2 Материалы )
- Тренинги для родителей ( 14 Материалы )
- Неблагополучная семья ( 20 Материалы )
- Программы для родителей ( 11 Материалы )
- Сетевая встреча ( 8 Материалы )
Главное меню
Поиск
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:
Читайте также: