Педагогические взгляды локка кратко

Обновлено: 06.07.2024

Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития реб. Неверно, что реб с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.Р не отделял четко развитие от воспитания, он как бы биологизировал сам процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.

Назначение женщины, в понимании Р, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Р считал, что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом ивоспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.

1690 — "Опыт о человеческом разуме".

1693 — "Мысли о воспитании".

Локк развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:

— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;

— здоровье ребенка — первая задача воспитания;

— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

— следует отказаться от принуждения в воспитании;

— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.

В своем труде "Опыт о человеческом разуме" Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми — средой. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.

Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. "Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем., что они есть, добрыми или злыми, полезными или бесполезными благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия-между людьми", — пишет Локк.

Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни ; таким образом, не существует и врожденной порочности человека. Нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим джентльменам.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста.

Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова.

Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Каждый предмет должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

Джон Локк

Джон Локк – английский философ, которого современные авторы называют одним из наиболее выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы и идеи существенным образом повлияли на развитие сенсуализма, эмпиризма и либерализма. Кроме того, он считается основоположником экономического либерализма – идеологии, согласно которой государство должно по возможности избегать вмешательства в экономику страны.

Родился философ в небольшой деревне Рингтон (Wrington) в графстве Сомерсетшир 29 августа 1632 года. За свою жизнь он опубликовал немало выдающихся трудов о проблемах из разных сфер жизни, рассматривая такие темы как взаимоотношения внутри семьи, воспитание детей, отношения между религиями, социальное устройство общества, экономика и многое другое.

Сперва кратко пробежимся по его основным идеям и взглядам, после чего рассмотрим каждую теорию более подробно.

Краткий обзор ключевых идей Джона Локка

Учение Локка строится вокруг человека и его практической жизни. Разделяя основные идеи философии Нового времени, он отказывается от схоластики и делает акцент на связь с практикой. Это отразилось в его работах по воспитанию детей и социальному устройству общества. Философию, как научную дисциплину, Локк считал важным практическим инструментом, позволяющим обеспечить счастье для людей.

Одним из важнейших достижений Локка считается разработанная им теория познания, которая строится на следующих постулатах:

  • У человека нет врождённых идей. Все идеи происходят из знаний, полученных посредством чувственного познания в течение жизни. Единственным источником идей является опыт, который можно дополнительно разделить на внешний и внутренний.
  • Знание основывается на простых (примитивных) идеях. При этом Локк разделяет идеи первичных и вторичных качеств. Под первичными качествами он подразумевает собственные свойства предметов: форма, размер, количество, движение. Вторичные качества – это воспринимаемые свойства: запах, вкус, звук, цвет. Каждое из этих свойств является простой идеей, которая сама по себе знанием не является, но может служить материалом для знания. Объединение простых идей приводит к появлению сложных и общих идей.
  • В зависимости от степени достоверности, можно выделить два типа знания: достоверное и вероятное. Вероятное знание является всего лишь мнением или предположением. Достоверное знание Локк разделил на три вида: созерцательное (интуитивное), демонстративное (доказательное) и чувственное.

Одной из важнейших идей философа стало разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (осуществляющую внешнюю политику). Он был первым, кто предложил такое устройство государственной власти, и сегодня эта идея в несколько ином виде воплощена в большинстве стран мира.

Политические взгляды

Локк разделял взгляды Томаса Гоббса и, в частности, был сторонником договорной теории происхождения государства. Всякое государство он считал продуктом негласного соглашения между гражданами и властью, в рамках которого население страны делегирует государству определённые права, получая взамен безопасность и другие блага.

В этом плане он был идеалистом, поскольку считал, что весь состав государственной власти должен быть избран народом (или, по крайней мере, согласован с ним). Если же власть плохо справляется со своими обязанностями, народ имеет право потребовать перевыборы.

Джон Локк был противником абсолютной власти, сосредоточенной в одних руках, независимо от её природы. Такую форму государственного устройства он называл одной из худших угроз для свободы личности. Он считал, что власть должна делиться на 3 ветви:

  • законодательную (принятие законов, определение меры ответственности за различные преступления);
  • исполнительную (исполнение законов, применение наказания к преступникам);
  • федеративную (вопросы внешней политики, дипломатии, войны и мира).

В этой системе монарх (верховный правитель) должен быть главой исполнительной и федеративной власти, однако не может руководить ими напрямую. Он должен вмешиваться в случае возникновения противоречий, не предусмотренных действующим законодательством. По сути, Локк выделил для монарха роль гаранта соблюдения законов.

Благодаря идее о разделении ветвей власти, а также о наделении монарха обязанностями гаранта, современные авторы называют Джона Локка основателем теории конституционализма.

По мнению Локка, истинная цель существования государства заключается в том, чтобы обеспечивать всем гражданам условия жизни, которые их устраивают. При этом правовое государство обязано следить за соблюдением трёх неотъемлемых прав личности:

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на частную собственность.

Это три фундаментальных права, присутствующих у каждого человека, независимо от его происхождения, достатка и заслуг перед обществом. В любом правовом государстве конституция должна создаваться на основе этих трёх прав, а одной из её ключевых целей должна быть их защита. Государство должно пресекать любые попытки насилия, порабощения, принуждения к труду и присвоения чужой собственности.

Педагогические идеи

Педагогика была одной из излюбленных тем Джона Локка. Он много писал о воспитании детей, но уделял внимание и воспитанию взрослых людей. В основе его педагогической системы лежит прагматизм и рационализм. В частности, он рекомендует родителям обучать детей уделять значительное внимание таким аспектам как постоянная работа над собой, анализ собственных успехов и неудач. При этом главным воспитательным методом должен служить личный пример родителей, а также помещение детей в правильное окружение.

Основные педагогические постулаты Локка:

  • не существует врожденных идей и убеждений;
  • все наши знания являются продуктом чувственного познания;
  • воспитание определяет, как сложится жизнь человека;
  • задача воспитателя – обеспечить ученику счастливое будущее;
  • принуждение – недопустимый метод в воспитании детей;
  • наглядный пример – самый эффективный метод воспитания.

Локка не устраивала действующая система образования, в рамках которой детей, в частности, заставляли заучивать наизусть огромные тексты на латинском языке, считая, что это закладывает фундамент грамотности. По мнению Локка, такие методы были губительными и не позволяли раскрываться творческому потенциалу детей.

Теория познания

Он выделял два типа чувственного опыта:

  • внешний – наблюдения и ощущения, полученные в результате воздействия объектов на органы чувств;
  • внутренний – рефлексия и логический анализ ранее полученных эмпирических знаний.

Локк разделил все идеи на два вида: простые и сложные. Простые представляют собой проекцию отдельно взятых свойств внешнего мира. Это пассивные знания, полученные извне в готовом виде, часто против воли человека (мы не выбираем, запоминать ли полученную информацию, и, как правило, не можем предотвратить её получение). Сложные идеи представляют собой комбинацию простых идей, полученную в результате целенаправленной мозговой деятельности.

Основные качества вещей

Знания о любом объекте или явлении Локк сводил к оценке имеющихся у него качеств, среди которых он выделял первичные и вторичные. К первичным он относил такие качества как:

  • размер;
  • форма;
  • количество;
  • плотность;
  • способность к движению.

Это качества, присущие объектам внешнего мира, но не воспринимаемые напрямую органами чувств. Вторичные качества, наоборот, воспринимаются органами чувств и позволяют сделать выводы о первичных. В эту группу входят такие качества как:

  • цвет и свет;
  • вкус и запах;
  • звуки;
  • температура.

Вторичные качества познаются в рамках получения внешнего опыта (эмпирического познания), а первичные – внутреннего (рациональное познание).

Отношение к религии

Будучи сторонником материалистического эмпиризма, Джон Локк всё же придерживался христианских ценностей. Сложно судить, насколько верующим человеком он был, и всё же он одобрительно высказывался о многих постулатах из христианства (при этом подчёркивал, что эти идеи свойственны всем ветвям данной религии). Также он был сторонником толерантности к другим религиям и писал в своих работах, что нельзя считать любую из церквей более правильной, чем другие.

С точки зрения Локка, нравственное и моральное воспитание человека имеет большее значение, чем приверженность к той или иной религии. Он считал, что мусульманин, иудей или язычник может иметь хорошее воспитание и придерживаться строгих моральных норм. Но в то же время он говорил, что христианство, в отличие от других религий, уделяет больше внимания морали и нравственности, следовательно, эти черты наиболее естественны именно для христианина.

Отдельно стоит отметить и то, что Локк последовательно отстаивал необходимость полного разделения церкви и государства. При этом он считал, что судить о совести и вере людей может только церковь, государство же не должно судить людей за отсутствие этих качеств. В деятельность церкви государство может вмешиваться лишь тогда, когда её служители совершают преступления. При этом сам философ не был слишком наивным и не особо верил, что отношения государства и церкви когда-нибудь действительно будут соответствовать представленному им идеалу.

Заключение

Джон Локк – один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения, навсегда вписавший своё имя в историю и оказавший влияние на развитие всего мира. В частности, его идеи присутствуют в Конституции США. Также он первым предложил разделить власть на три ветви, а правителя наделить правами и обязанностями гаранта исполнения законов. В дальнейшем его идеи оказали влияние на таких известных мыслителей как Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр и Вольтер.

В педагогических воззрениях Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего учителя-воспитателя. Д. Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогическом системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени, систему, выражающую стремление нового тогда прогрессивного класса – буржуазии.

Локковская концепция воспитания и образования трактовалась в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача формирования характера, нравственных качеств человека, способного утверждать нравственные идеалы, выдвигалось на первый план. Однако во взаимодействии личности и общества Д. Локк приоритет отдавал индивидуальному, но не общественному началу, чем подчеркивал значительность индивидуальности как реальной силы буржуазного общества.

Основным требованием в области нравственного воспитания у Локка выступает дисциплина духа. Выработка характера, нравственное дисциплинирование, развитие воли, по Локку, – важнейшие задачи воспитания. Необходимо с раннего возраста приучать и упражнять детей в умении побеждать собственные свои прихоти, обуздывать страсти и следовать тому, что строго одобряет разум. Крепость тела заключается в способности человека обуздать себя, подчинить свои желания велениям рассудка. К этой дисциплине следует приучать ребенка уже в самом раннем возрасте.

Важной чертой личности Локк считал благовоспитанность, которую он понимал в смысле внутренней деликатности души, общей благожелательности и внимания ко всем людям, без небрежности, непочтительности, без сознания своего превосходства, без преувеличения оценки самого себя. Грубость, презрительность, насмешки, церемонность – все это несовместимо с благовоспитанностью. Благовоспитанность выражается и во внешних формах, во внешней опрятности, изяществе движений и даже голосе.

Искусство воспитания, по мнению Д. Локка, состоит в использовании каждого благоприятного случая и создания таковых для пробуждения ребенка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительные привычки. Методику формирования поведения ребенка Д. Локк органически связывал с методикой формирования его нравственного сознания. Он рекомендовал убеждение как один из методов нравственного воздействия, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению и порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых.

Взгляды Д. Локка на физическое воспитание, особенно его ценные практические указания, во многом были использованы и развиты спустя 3/4 века Ж.-Ж. Руссо, который дал им несколько иное обоснование.

Когда ребенку привили основы морали, когда обеспечено развитие его характера, когда добились нравственного и физического здоровья, тогда, по мнению Локка, следует позаботиться и о воспитании разума, т.е. приступить к обучению как подготовке к будущей практической жизни.

Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.

Читайте также: