Анализ программы по русскому языку для специальной школы 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Общая характеристика учебника "Русский язык" под редакцией В.В. Воронковой. Просчёты автора при его комплектовании. Формулировка правил и определение понятий. Оценка материала упражнений. Работа над предложением и текстом. Художественное оформление книги.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 08.01.2018
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ учебников по русскому языку для начальных классов коррекционной школы VIII вида

Учебники для начальных классов коррекционной школы VIII вида (см. список литературы) в целом составлены в соответствии с действующей программой для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (полностью или частично). Выбор текстов упражнений, с точки зрения содержания и соответствия возрастным и специфическим особенностям школьников, в большинстве своём удачен. Широко используются различные жанры устного народного творчества, яркие, выразительные отрывки из произведений детских писателей и поэтов. Они отличаются более высоким уровнем доступности для учащихся и практической направленностью. В учебниках чётко прослеживаются преемственность с ранее пройденным материалом, межпредметные связи (с уроками чтения, например) и т.д. Это характеристика всех учебников для 2-4-х классов коррекционной школы VIII вида класса, то есть в каждом учебнике присутствует какой-либо из перечисленных положительных моментов. К сожалению, о некоторых учебниках нельзя сказать, что они отвечают всем требованиям, предъявляемым к школьным учебникам. Это касается даже так называемых лучших учебников. Так, учебники, созданные под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой, являются победителями конкурса по созданию учебников нового поколения для школы, проведённого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования и науки Российской Федерации.

Общая характеристика указанного учебника.

Известно, что во 2-м классе учащиеся знакомятся с первым в жизни учебником по родному языку. Это означает, что к содержанию и оформлению учебника должны быть предъявлены особенно строгие требования (доступности, компактности, поэтапного развития каждой темы). В то же время очень важно, чтобы учебник представлял собой занимательную книгу для ученика, чтобы материал этой книги был рассчитан на его эмоциональный отклик, на его желание в чём-то разобраться. Учебник, по сути, призван пробуждать интерес к предмету и создавать положительную мотивацию для обучающихся, приглашая их к серьёзной работе над ним. Исходя из этого, считаем необходимым отметить многочисленные просчёты автора при комплектовании учебника.

1. Формулировки правил, включающие определение понятий, громоздки, содержат избыточную, иногда противоречивую информацию.

На с.52 в рамке дано правило о переносе слов. Процитируем его вторую часть: …Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую. Например: у-литка, по-ю. Эта часть правила содержит запрет, и тут же приводятся примеры, нарушающие этот запрет, что абсолютно недопустимо! Кроме того, первый же пример в правиле выходит за рамки программы, которая ограничивается делением на слоги только двусложных слов.

Два абстрактных слова рядом очень усложняют восприятие смысла, не указан ориентировочный элемент - позиция ь - конец слова. Во второй части правила - на странице рядом - иная интерпретация той же информации:

Мягкий согласный звук обозначается на письме буквой ь: соль, пять, мать. Если согласный мягкий, пишем букву ь. Согласный читаем мягко.

2. Оценка материала упражнений предполагает рассмотрение текстового компонента и системы предлагаемых заданий.

К сожалению, во многих упражнениях задания наслаиваются друг на друга, представлены в неудобной для восприятия форме - в виде сплошного текста, без красных строк. Второкласснику нужна ступенчатая, пошаговая система заданий, логично выстроенная, с чёткой структурой и соблюдением принципа единообразия (скажем, прямой порядок слов уже облегчает понимание заданий). Отдельные задания имеют неконкретный, расплывчатый характер, что мешает ученику выполнить их, не говоря уже о том, что никакого интереса подобная работа вызвать не может!

Нечёткость и некорректность вопросов к учащимся, небрежность в их формулировке и перегруженность упражнений заданиями и текстовым материалом встречается довольно часто, начиная буквально с первой страницы.

Так, уже в первом упражнении (стр. 3) ученик читает задание: Скажи, что ты видишь на рисунках. - почему не кого?, если изображены живые существа: аист, утка и осы. Далее - вопрос: Какой первый звук в этих словах? - но начальные звуки в словах разные. Для начинающих обучение во 2-м классе трудность представляет и выделение гласного звука в слабой позиции (редуцированного), а именно эту операцию предстоит выполнить ребёнку, чтобы ответить на следующий вопрос упражнения 1: Какой последний звук в последнем слове? (это слово - ОСЫ).

Нарушением принципа доступности является также требование в упр.9 на с.6 написать буквы, обозначающие начальные и конечные звуки (в слабых позициях), в том числе в словах утюг и ёлка или ель - с йотированным гласным в начале слова.

Упр. 10 воспринималось бы более чётко оформленным и удобным для выполнения, если бы 3 задания были записаны не подряд, а по шагам, каждое с красной строки. Подобным образом (сплошным текстом) записаны задания в подавляющем большинстве упражнений, хотя иногда запись заданий является ступенчатой (пошаговой), как в упр.74 на с. 34 или в упр.76 на с.35 и др.

Отсутствие единообразия в формулировках заданий также создает дополнительную трудность для ученика. Обычно задание начинается с прямого обращения к ученику - в форме глагола повелительного наклонения, называющего ту операцию, которую будет выполнять ученик. В некоторых упражнениях это ключевое слово в задании перенесено в конец фразы, что затрудняет её восприятие и понимание задания: Буквы, которые обозначают парный глухой согласный подчеркни одной чертой, парный звонкий - двумя. (упр. 145 на с.73, пунктуация сохранена - запятая отсутствует); Буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные, подчеркни. (упр.150 на с.76);

Уровень требований к умственно отсталому ребёнку явно завышен и в некоторых других упражнениях. Так, в задании к упр.61 (стр.26) требуется подобрать слова к схемам и записать их (приведены схемы слов из 3-х, 4-х, 3-х букв). Вряд ли ученик 2-го класса способен сам подобрать примеры. Ему необходима помощь, например, в виде опорных рисунков, на которых изображены предметы, в названиях которых дети легко обнаружат нужное количество букв. При этом предусмотрительно была бы снята ещё одна сложность: подберёт ученик слова ёж, юла, яма (2 последних - из предыдущего упражнения, ведь это не запрещено) и запутается в подсчёте звуков и букв и в их соотношении!

Насколько проще и полезнее оказалась бы подобная работа, если ребёнок выполнял бы задание по образцу. К сожалению, образцы в подавляющем большинстве упражнений отсутствуют! Для ученика 2 класса в первом учебнике по родному языку это очень важно!

Таким образом, некорректные и громоздкие формулировки вопросов и заданий, перегруженность упражнений заданиями утомляют второклассников. Для облегчения восприятия тексты в некоторых упражнениях необходимо сопровождать наглядностью, которая, к сожалению, отсутствует.

3. Специальная система работы со словарными словами (предполагающая наличие в учебнике справочного словарика, заданий, упражнений и, возможно, предметных картинок) в учебнике отсутствует. Можно ли считать элементами этой системы словарные слова, которые иногда среди прочих слов встречаются в некоторых упражнениях? На наш взгляд, их присутствие в упр.74, 75, 77, 79 и др. оказывается случайным, эти слова никак не выделены.

4. Лексика, представленная в учебнике, не всегда отражает актуальный для учащихся словарь (см. примеры: арка из упр.96 на с.47, енот, ежевика, софа и др.). В разных упражнениях нередко приводятся одни и те же примеры, а упр. 60 и 62 на соседних страницах включают подобные задания и дублируют словесный материал, хотя и расположенный иначе (ох, ух, эх, мох, эхо). Думается, что лексическое богатство нашего языка позволяет поднимать второклассников на более высокий уровень накопления словарного запаса и его использования. Многократная эксплуатация одних и тех же примеров снижает эмоциональную насыщенность урока, что не способствует развитию интереса к предмету и к обучению вообще.

5. Работа над предложением и текстом отражена в учебнике, на наш взгляд, недостаточно детально и последовательно.

Связные тексты как материал упражнений по русскому языку желательно подбирать с учётом воспитательных задач. К сожалению, количество таких текстов в учебнике ничтожно, приводимые пословицы и загадки, иногда удачные стихотворения несколько сглаживают ситуацию. Однако и подбор пословиц не всегда отвечает потребностям и возрасту учеников. Например, о чём говорит умственно отсталым второклассникам пословица из упр.171 (с.88): Чтобы других учить, надо свой разум наточить?! О ком она: об учителе или о детях?

6. Нумерация упражнений для ученика недоступна (по программе 2 класса изучается числа до 20, а в нумерации упражнений используются трёхзначные числа - до 239), таким образом, нарушена прямая взаимосвязь с изучением математики.

7. Техническая сторона оформления учебника также вызывает много вопросов и оставляет желать лучшего.

В данном учебнике встречаются даже фактические, грамматические и пунктуационные ошибки, которые также снижают качественный уровень учебника.

8. Особое внимание при анализе учебников для начальных классов следует уделять художественному оформлению, т.к. оно способствует (или мешает) эстетическому воспитанию учащихся, формированию у них вкуса и чувства прекрасного. Иллюстрации в данном учебнике не отвечают общедидактическим и воспитательным задачам, наоборот, они затрудняют процесс усвоения содержания учебника, не учитывают возрастных и психологических особенностей умственно отсталых детей.

9. Примерно 70% содержания учебника мало соотносится, либо не соотносится вообще с возрастными и психофизиологическими особенностями второклассников с нарушением интеллектуальной сферы. Принцип учёта психофизических и возрастных особенностей младших школьников с умственной отсталостью не выдержан в требованиях к заданиям во многих упражнениях (например, в упр. 54 на с.23, в упр.56 на с.24 и др.).

Таким образом, можно сделать общие выводы об оценке рассматриваемого учебника.

1. В учебнике имеются серьезные отступления от программы по русскому языку для 2 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

2. Учебник в целом не отвечает общедидактическим и лингвометодическим принципам. Большая часть содержания учебника (примерно на 70%) не соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся с отклонениями в развитии, не способствует формированию учебной мотивации и развитию интереса к урокам русского языка.

3. Учебник не принадлежит к завершённой предметной линии учебников, напротив, явно выбивается из неё. Мы видим в этом не только вину автора, но и издательства (корректора, редактора, художника).

Указанные недостатки и просчёты позволяют говорить о необходимости серьёзной переработки учебника (примерно на 90%).

С нашей точки зрения, в таком виде учебник не должен быть рекомендован к использованию в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

учебник воронкова упражнение книга

1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. З класс: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005.

3. Барская Н.М. Русский язык. 2 класс: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 1993.

4. Воронкова В.В. Русский язык. 2 класс: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Подобные документы

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Возможности организации внеклассной работы по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Разработка внеклассных мероприятий для учащихся коррекционной школы по математике.

дипломная работа [166,8 K], добавлен 23.01.2016

Значение воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Педагогические проблемы при их обучении. Рекомендации по повышению интереса к математике у учащихся начальных классов.

дипломная работа [160,2 K], добавлен 20.12.2015

Типы сказуемого и способы морфологического выражения главных членов в упражнениях. Выявление типов сказуемого в упражнениях учебников "Русский язык" для начальной школы в различных учебно-методических комплексах: "Школа России" Зелениной и Канакиной.

курсовая работа [34,4 K], добавлен 20.08.2015

Понятие фразеологической единицы, её признаки, структура, происхождение и классификация. Обзор учебников по русскому и английскому языку для начальной школы. Методические основы изучения фразеологии русского и английского языка в начальных классах.

дипломная работа [792,5 K], добавлен 09.09.2017

Организация внеклассной работы по русскому языку. Значение внеклассной работы. Содержание внеклассной работы по русскому языку. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку. Методика проведения внеклассных мероприятий.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
  • Повышать уровень общего развития учащихся;
  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Развивать нравственные качества школьников.

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.
  • Звуки и буквы.
  • Слово.
  • Предложение.
  • Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Все учащиеся школы различаются по своим психофизическим особенностям в зависимости от того, какая причина лежит в основе их состояния. Опираясь на классификацию М.С.Певзнер, всех учащиеся 5-9 классов можно разделить на следующие группы:

Цель: формирование элементарных навыков чтения и письма.

II РАЗДЕЛ: Формирование произношения.

Цель: развитие ритмической и звуко - слоговой структуры речи

III РАЗДЕЛ: Развитие речи.

Цель: расширение объем словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи.

IV РАЗДЕЛ: Обучение грамматике, орфографии и правописанию.

Цель: формирование уровня относительной грамотности (владение правилами школьной программы)

V РАЗДЕЛ: Обучение чтению и развитие речи.

VI РАЗДЕЛ: Индивидуальные занятия

Цель: коррекция индивидуальных речевых нарушений учащихся класса.

Кол-во индивидуальных занятий определено программой обучения в зависимости от класса.

1-й класс – 8 ч. в неделю

2,3,4-й классы – 7 часов в неделю.

32. Принципы, задачи и содержание логопедической работы при разных формах дизартрии.

Дизартрия(речедвигательное расстройство) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Изучением вопросов дизартрии занимались-Правдина Ольга Влад-на,Мартынова Раиса Ив-на, Мастюкова Елена Мих-на,Архипова Елена Фил.и др.

При классификации дизартрии на основе принципа локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (О.В. Правдина и др.).

Нарушения артикуляции Нарушения звукопроизношения
Бульбарная дизартрия — Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата — Атрофия мышц — Атония мышц — Любые произвольные и непроизвольные движения нарушены — Все согласные приближаются к щелевым звукам — Гласные приближаются к звуку типа безударного [а]или [ы] со стиранием противопоставленности по ряду, подъему и огубленности — Носовой оттенок — Ослабление специфических речевых шумов, возникающих при артикуляции ротовых звуков
Псевдобульбарная дизартрия — Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата — Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад) — Подвижность артикуляционных мышц резко ограничена — Избирательные нарушения произвольных движений — Избирательно страдают наиболее сложные и дифференцированные по укладам звуки [р], [л], [щ], [х], [ц], [ч] — Смягчение звуков

Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия — Резкое изменение тонуса — Нарушение эмоционально-двигательной иннервации — Гиперкинезы — Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позы Стабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют
Мозжечковая дизартрия — Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции — Тонус в артикуляционной мускулатуре понижен — Трудности удержания артикуляционных укладов — Движения языка неточные — При тонких целенаправленных движениях возможен тремор языка — Темп движений замедлен — Нарушено произнесение переднеязычных, губных, взрывных — Назализация большинства звуков

Нарушения артикуляции Нарушения звукопроизношения
Корковая дизартрия I. Кинестетическая постцентральная — Недостаточность кинестетического праксиса — Неверная и нечеткая артикуляция звуков — Активный поиск правильных укладов Заменяются шумовые признаки согласных звуков: — места образования (особенно язычных); — способа образования (особенно аффрикатов ишипящих); — твердости и мягкости. Замены лабильны инеоднозначны
II. Кинетическая премоторная — Недостаточность динамического кинетического праксиса — Нарушается последовательность артикуляционных движений Нарушена артикуляция согласных звуков: — начальные и конечные согласные часто удлинены или толчкообразны; — замены щелевых на смычные; — пропуски звуков в стечениях согласных; — упрощение аффрикат; — избирательное оглушение звонких смычных
III (по Е.М. Мастюковой) — Изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата — Избирательный спастический парез речевой мускулатуры — Страдают наиболее тонкие изолированные движения (подъем языка) — Нарушается произношение переднеязычных звуков [ш], [ж], [р]: они отсутствуют или заменяются другими согласными — Трудны согласные, образующиеся при сближении кончика языка с верхними зубами или альвеолами [л]

Данной классификацией логопед может пользоваться только совместно с невропатологом, который определяет ведущий неврологический синдром.


Бульбарная дизартрия проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного,иногда тройничного и лицевого).
Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата.

Псевдобульбарная дизартрия - наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.

Принципы, задачи и содержание
логопедической работы при дизартрии

Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

Единство диагностики и коррекции нарушений развития

Преодоление выявленного речедвигательного нарушения зависит от правильности, точности и времени его установления. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекционного воздействия важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при дизартрии, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца.

При коррекции дизартрических нарушений речи основная форма логопедической работы — индивидуальная. Прежде всего это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, а также начальные этапы дыхательной и голосовой гимнастики.Активное вовлечение родителей ребенка во многом является залогом эффективности коррекционно-логопедического воздействия.

Читайте также: