Устав школы внеурочная деятельность

Обновлено: 04.07.2024

Положение

об организации внеурочной деятельности учащихся
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 276
Красносельского района Санкт-Петербурга

1. Общие положения

1.1. Основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

1.2. Внеурочная деятельность учащихся – специально организованная деятельность учащихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

2. Основные цели и задачи

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего и основного общего образования.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность может быть организована:

- по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное;

- по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество; техническое творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

- в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

4. Права участников образовательного процесса

4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

4.2. При организации внеурочной деятельности обучающиеся могут использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

5. Ответственность

5.1. Администрация школы

Процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности,

Контроль выполнения программ внеурочной деятельности,

Контроль ведения журналов внеурочной деятельности

5.2 Классные руководители

5.2.1. В своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя.

5.2.2. Осуществляют контроль посещаемости учащимися занятий внеурочной деятельности.

5.3 Преподаватели внеурочной деятельности

5.3.1. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.

5.4. Родители (законные представители) учащихся.

5.4.1. Несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

6. Организация управления

Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебной работе по плану, утвержденному директором школы, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания учащихся, содержание и качество подготовки обучающихся.

6.1. Требования к организации внеурочной деятельности

6.1.1. Программы внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.

6.1.2. Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет до 330 часов в 1 классе, 340 часов во 2-4 классах, до 350 часов в 5-11 классах, наполняемость групп от 8 до 25 обучающихся.

6.1.3. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.

6.1.4. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

6.1.5. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.

6.1.6. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

6.2. Типы образовательных программ внеурочной деятельности

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

6.2.1. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатовпервого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

6.2.2. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

6.2.3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс - первый уровень, 2-3-й классы - второй уровень, 4-й класс - третий уровень и т.д.)

6.2.4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

6.2.5. Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.

6.2.6. Индивидуальные образовательные программы для учащихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

6.3. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.

6.3.1. При организации внеурочной деятельности обучающимися могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта на основе Договора о совместной деятельности.

6.3.2. Механизмы интеграции:

разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;

совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

6.4. Классификация результатов внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

6.5. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности

6.5.1.Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:

согласование программ на школьных методических объединениях,

рассмотрение программы внеурочной деятельности на методическом совете школы,

утверждение директором школы,

внешнее рецензирование, если программа авторская

6.5.2. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.

6.5.3. Внутреннее рецензирование проводят учителя школы высшей квалификационной категории.

6.6. Требования к структуре программы

6.6.1 Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы:

6.6.2. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, для детей какого возраста предназначена, место проведения занятия, виды деятельности, ожидаемые результаты, формы подведения итогов работы.

Содержание программы отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.

Учебно-методический план составлен в виде таблицы, где отражено название темы, количество часов, отводимых на теоретические и практические занятия.

6.6.3. Титульный лист содержит

Наименование образовательного учреждения

Название программы внеурочной деятельности

Фамилию, имя, отчество, должность, квалификационную категорию разработчика

Гриф утверждения программы (дата, место рассмотрения, согласования и утверждения программы)

Название населенного пункта, в котором подготовлена программа

Год составления программы

7. Этапы организация внеурочной деятельности

7.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.

7.2. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности

7.3. Набор модулей программы внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года.

7.4. Предварительный выбор предметов учащимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.

7.5. Повторное анкетирование проводится в начале учебного года.

7.6. Для учащихся 1 классов набор модулей программы внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в апреле.

7.7. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.

7.8. Занятия внеурочной деятельности проводятся через 50 мин. после окончания последнего урока.

7.9. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 мин.

8. Ведение документации

8.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости учащихся производится в специальном журнале внеурочной деятельности.

8.2. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

Представлены материалы Устава ОУ и, в частности, Положение Устава МОУ Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера

1.1. Внеурочная деятельность учащихся – специально организованная деятельность учащихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.3. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования, применения опросников, бесед и других форм работы с учащимися и родителями (законными представителями), исходя из возможностей педагога.

1.4. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОУ Конзаводская средняя общеобразовательная школа им. В.К. Блюхера

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

- формированием основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;

- по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

- в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и возможностей школы.

4.2. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

4.3. Родители (законные представители)имеют право участвовать в разработке и реализации программ занятий внеурочной деятельностью.

5.1.1. Организует - процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности; - контроль выполнения программ внеурочной деятельности; - контроль ведения журналов внеурочной деятельности.

5.2.1. В своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя.

5.3.1. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.

Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания учащихся.

6.1.1. В школе создается и реализуется организационная модель внеурочной деятельности - модель дополнительного образования через учебный план, дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования), образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, организацию деятельности групп продленного дня, классное руководство.

6.1.2. Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.

6.1.3. Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, практико-ориентированные курсы, продолжительностью 6-12 часов, наполняемость групп – от 5 до 25 человек.

6.1.4. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.

6.1.5. Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

6.1.6. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, требованиям санитарно- эпидемиологических норм и правил.

6.1.7. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

6.2.1.Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

6.2.2. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

6.2.3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.)

6.2.4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

6.2.5.Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.

6.2.6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

6.3 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности

6.3.1 При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе Договора о совместной деятельности.

- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

- Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

- Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

6.5.2. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.

6.6.2.Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, для детей какого возраста предназначена, место проведения занятия, виды деятельности, ожидаемые результаты, на основе какой программы (примерной, авторской) разработана программа курса, формы подведения итогов работы. При переходе к стандартам нового поколения и деятельностной парадигме образования необходимо учитывать деятельностный подход и достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

гриф утверждения программы (должность и Ф.И.О. руководителя, номер и дату приказа утверждения программы, согласование с методическим советом школы);

7.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.

7.2. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности

7.3. Набор модулей программы внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года.

7.4. Предварительный выбор курсов на следующий учебный год учащимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.

7.6. Для учащихся 1 классов набор модулей программы внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в апреле.

8.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости учащихся производится в специальном журнале внеурочной деятельности.

8.4. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классный журналов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

об организации внеурочной деятельности обучающихся

Учитель : Щербинина Людмила Александровна

1. Общие положения

Данное положение регламентирует организацию внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Требование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов также находят отражение в внеурочной деятельности обучающихся.

Положение о внеурочной деятельности составлено на основании запросов родителей, обеспечения интересов и индивидуальных потребностей учащихся, и с целью реализации требований ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность–специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в ОУ.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, объединения, творческие объединения, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (реализация социально-значимых проектов, таких как: проекты по благотворительности, по благоустройству территории, духовно-нравственному воспитанию, военно-патриотическому воспитанию) и т.д.

На внеурочную деятельность в неделю отводится не более 10 часов на класс. В 1 классах продолжительность занятий -35 минут, остальные классы не менее 40 минут.

При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих учащихся, пожелание родителей, сложившиеся в образовательном учреждении традиции, наличие материально – технической базы.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности самого образовательного учреждения, а также образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта: институт искусств, центр дополнительного образования детей, городские дворцы культуры, музеи, различные виды производств для проведения профильных экскурсий. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления. Все это вместе взятое способствует формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС ООО (УУД), в частности, умений самостоятельно добывать знания, применять из осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию.

При организации внеурочной деятельности в соответствии с введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ООО возрастает важность использования средств внеурочной деятельности, методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО требует использования проблемных исследовательских методов проектной деятельности учащихся, которые способствуют духовному развитию и социализации личности.

Блок внеурочной деятельности отвечает следующим требованиям:

предусматривает самостоятельную деятельность учащихся по

освоению и применению на практике новой информации в рамках внеурочной деятельности;

предполагает включение обучающихся в социально-значимую, имеющую социальный эффект деятельность, в ходе которой обучающиеся вступают в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, взрослыми людьми, социумом, приобретают социальный опыт;

определяет направленность и содержание обучения детских объединений;

закрепляет системную целостность и уникальность внеурочной деятельности ОУ;

соответствует требованиям, определяемым СанПиНом для дополнительного образования детей;

отражает интересы и запросы детей и родителей;

носит реальный характер, имеет необходимое кадровое, методическое, материально - техническое обеспечение. Особенности внеурочной деятельности учащихся:

направленность на использование различных средств, обеспечивающих исследовательский, творческий характер деятельности;

разностороннее развитие обучающихся в процессе освоения ими культурных ценностей;

неформальный, нестандартный характер детских объединений и традиционных школьных праздников, акций, конкурсов;

партнерство, сотворчество, общение по интересам как условие организации внеурочной деятельности;

единство обучения и учения (самостоятельной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, адаптации и социализации в современных условиях;

приоритет свободного выбора деятельности, темпа и объема ее освоения;

внеурочная деятельность носит творческий характер в постановке решения задач, требующих интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, в том числе профильные, кружки, секции, "круглые столы", Интернет-уроки (по профилактике наркомании, правонарушений и т.д.), научно-практические конференции, диспуты, олимпиады, спортивные соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики (в том числе социальные проекты), сетевое взаимодействие с различными видами организаций, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Цель и задачи

2.1 Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой, а так же формирование образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов Сосновского района.

2.2.Задачи внеурочной деятельности:

изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании, привлечь их к занятиям в системе внеурочной деятельности;

определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися;

создать условия для функционирования единого образовательного пространства (школа - учреждения дополнительного образования - другие социальные партнеры);

разнообразить виды внеурочной деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях различной направленности;

разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность школьников.

2.3 Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.4. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, факультативов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Внеурочная деятельность может чередоваться в учебном процессе с урочной деятельностью.

3.Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов Сосновского района.

Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования.

3.2. Внеурочная деятельность организуется:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

-досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение),

-проблемно-ценностное общение; -художественное творчество,

-социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая

-техническое творчество (трудовая) деятельность,

в формах: экскурсии, кружки, объединения, секции, олимпиады, конференции, конкурсы, соревнования, консультации, тренинги, дискуссионные клубы, деловые игры, диспуты, экскурсии, образовательные ток-шоу, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

3.3. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням:

уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

уровень – школьник ценит общественную жизнь, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом;

уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни , за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

3.4. Процедура принятия программ внеурочной деятельности осуществляется

в соответствии с Уставом образовательного учреждения и локальными актами.

Организация внеурочной деятельности

Педагогические работники могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ) программами или образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:

по конкретным видам внеурочно деятельности;

Структура образовательной программы внеурочной деятельности:

учебно -тематический план;

На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеурочной деятельности; возраст обучающихся, на который рассчитана программа, срок реализации; Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы; год разработки программы внеурочной деятельности.

В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной деятельности); особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане.

Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности представляет собой: описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов.

Учебно-тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы, которая содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности по годам обучения; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание программы раскрывается через краткое описание тем программы (теоретических и практических видов занятий).

Список литературы может быть представлен в двух частях: список литературы для учителя и список литературы для обучающихся.

Расписание учебной и внеурочной деятельности составляется с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся и утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально.

Внеурочная деятельность может быть организована на базе учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями образовательного учреждения, том числе и учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования.

Режим школы, реализующей внеурочную деятельность, способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединяет в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы.

Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.

Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется в Журнале внеурочной деятельности. Оформление журнала осуществляется в соответствии с требованиями к заполнению журналов учета проведенных занятий. Содержание записей в Журнале и занятий должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные занятия (процент аудиторных занятий не должен превышать 50%), экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Формы внеурочной деятельности отличны от урока.

Порядок комплектования объединений и организация внеурочной деятельности.

В конце каждого учебного года на последнем родительском собрании администрация совместно с педагогами дополнительного образования и классными руководителями организует презентацию имеющихся объединений.

На основании плана внеурочной деятельности заместитель директора по воспитательной работе совместно с заместителем директора по учебной работе организуют работу творческой группы педагогов по разработке программ различных объединений на следующий учебный год согласно запросу учащихся и родителей (законных представителей) в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

С целью организации внеурочной деятельности администрация образовательного учреждения может привлекать педагогов учреждений дополнительного образования для организации работы объединений творческого направления. Сотрудничество осуществляется на основании договора.

Классный руководитель осуществляет тьюторское сопровождение обучающихся класса при организации внеурочной деятельности.

Права и обязанности участников образовательного процесса

Права и обязанности участников внеурочной деятельности соответствуют федеральному закону "Об образовании в РФ".

Участниками внеурочной деятельности являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.

Права, обязанности и социальные гарантии педагогических работников, организующих внеурочную деятельность обучающихся, определяются законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, трудовым договором, определяющим функциональные обязанности и квалификационные характеристики.

Директор образовательного учреждения определяет функциональные обязанности педагога, организующего внеурочную деятельность обучающихся.

К педагогическим работникам, организующим внеурочную деятельность обучающихся, предъявляются требования, соответствующие квалификационные характеристики по должности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлено положение о внеурочной деятельности.

Изучение Положения о внеурочной деятельности.

Блок 1. Целевые ориентиры внеурочной деятельности в МАОУ СОШ

1. Что является целью организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ?

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Блок 2. Документы, определяющие содержание образования внеурочной деятельности

2. Какие типы программ определяют содержание образования внеурочной деятельности?

Виды программ, используемые в школе:

 типовые, рекомендованные Министерством образования;

 типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы;

 собственные (авторские), разработанные руководителями

3. Какие программы должны быть обязательно у педагога, ведущего внеурочную работу?

В документацию руководителя кружка, секции, клуба, факультатива и др. входят:

 журнал учета работы установленного образца;

 программа работы с календарно-тематическим планированием. Без программы, тематического (календарного) планирования руководитель группы к работе не допускается, его работа не оплачивается.

Блок 3. Организация внеурочной деятельности

4. Кто является руководителем внеурочной деятельности в школе?

Организация внеурочной деятельности может осуществляться как учителями школы, так и привлекаемыми по совместительству специалистами других учреждений дополнительного образования.

5. Нужно ли документально закреплять выбор образовательной области и образовательных программ внеурочной деятельности обучающимися?

6. Какие требования предъявляются к составлению расписания?

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При работе с детьми осуществляться
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание
утверждается директором школы образовательного учреждения.

7. На какой срок происходит зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности?

Учебный год в кружках, секциях, факультативах, курсах, клубах и др. начинается с 1-15 сентября и заканчивается к 25 мая. Объём внеурочной деятельности не более 10 часов в неделю до 1350 часов на уровне НОО; до 1750 часов на уровне ООО; до 700 часов на уровне СОО.

8. Кто ведет учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью?

Контроль за работой внеурочной деятельности осуществляют заместители директора по УВР и по ВР.

Заместитель директора по УВР и ВР проверяют проведение занятий согласно расписанию, состояние журнала учета работы руководителя группы, учёт посещаемости согласно плану ВШК.

9. С какой целью используется отдельный журнал по внеурочной деятельности?

Основная цель ведения журнала –учет проведенных занятий внеурочной деятельности, учет посещаемости занятий обучающимися.

10. Чем определяется списочный состав детских объединений внеурочной деятельности в школе?

Количество учащихся в группах – от 12 до 25. Продолжительность занятий по внеурочной деятельности устанавливается исходя из психологической и социально-экономической целесообразности, допускаемой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета школы:

 для учащихся 7 лет – не более 45 минут (1 академический час);

– до 1, 5 часов с 15-минутным перерывом;

 для учащихся 11-13 лет – до 1,5 часов без перерыва.

11. Какие требования необходимо учитывать при использовании педагогом разных форм внеурочной деятельности?

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности в школе предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность организуется по 5 и более направлениям развития личности:

Блок 4. Права обучающихся при посещении внеурочной деятельности

12. Имеет ли право обучающийся заниматься в объединениях разной направленности?

Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях и имеет право заниматься в объединениях разной направленности.

13. Имеет ли право обучающийся изменять направление обучения, связанного с внеурочной деятельностью?

Каждый обучающийся имеет право изменять направление обучения.

Блок 5. Права педагогов при организации внеурочной деятельности

14. Может ли педагог сам определять содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения?

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д. Группы, кружки, секции и клубы формируются согласно пожеланиям учащихся и могут быть одновозрастными или разновозрастными.

15. Может ли педагог в своей работе использовать примерные программы, рекомендованные Минобрнауки РФ?

Читайте также: