Айзек азимов какое было удовольствие краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Процесс образования, выбора и получения профессии претерпел в далёком будущем коренные изменения. Вместо долгого процесса обучения по книгам и на практике, людям за минуты записывают в мозг нужные знания с помощью специальной машины и обучающих лент. В восьмилетнем возрасте каждого ребёнка таким образом обучают чтению и письму.

До 18 лет он живёт с родителями, ничему не учась. Затем его подвергают машинным тестам, по результатам которых определяют наиболее подходящую профессию, и записывают в мозг необходимые знания. Свободного выбора профессии нет, решение машин окончательно и обжалованию не подлежит. Ещё через полтора года юноша или девушка участвует в Олимпиаде — соревновании молодых специалистов в каждой профессии.

В зависимости от своих результатов на Олимпиаде он получает более или менее престижное место работы. Существующее положение дел устраивает всех. Молодые люди до начала профессионального образования совершенно не пытаются понять, что больше всего их интересует в мире, но с нетерпенем ждут дня, когда им объявят результаты тестов и их будущую судьбу.

Джордж шокирован, подозревает врача в подтасовке результатов из личной неприязни, и в состоянии аффекта попадает в приют для слабоумных, где содержатся такие же, как он, молодые люди без профессии. Там они пытаются учиться древним забытым способом, медленно постигая крупицы знаний из книг с помощью учителей. Тратя месяцы на то, что остальные узнают за один сеанс машинного обучения.

По прошествии полутора лет, Джордж по прежнему видит себя жертвой ошибки, и не может согласиться с своим слабоумием. Он совершает побег и отправляется на Олимпиаду. Ему удаётся осуществить свой план — познакомиться с кем-нибудь из высокопоставленных чиновников, который согласится его выслушать и, может быть, изменить его участь.

— Теперь-то я это понимаю, — сказал Джордж, — до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты… Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Родился писатель еще в прошлом столетии, в 1920 году, в маленькой еврейской семье в СССР, уже в 3 года родители переехали вместе с сыном в Америку. Он стал популярным писателем еще в молодости. Когда Айзеку было всего 19 лет, был опубликован его первый рассказ. Хотя начал писать и понял, что у него талант писателя, еще раньше. Первый рассказ он начал писать еще в 11 лет. Тогда рассказ не был дописан до конца, но слушатели требовали продолжения.

В общем за писательскую карьеру Айзек создал более 500 трудов. За них он неоднократно получал разнообразные литературные премии. Самые значительные, которыми был награжден Азимов это Хьюго, Небьюла и Локус премии. Они были получены за разные произведения в разные годы (начиная с 1963 года до 1994 года). Айзек писал короткие романы, рассказы, короткие повести, фантастику - повести, рассказы, романы.

В 38 лет Азимов стал больше внимания, в своем творчестве, уделять научным изданиям, и практически отошел от фантастических произведений. А в 60 лет он снова стал отдавать предпочтение художественным рассказам. Айзек так же вел авторскую колонку в журнале. Став популярным и узнаваемым, стал появляться на телеэкранах, и помогал начинающим авторам в их проектах. Свои научные труды он не ограничивал одной сферой. Айзек создавал труды в сфере астрономии, химии, физики и другим научным направлениям.

Айзек Азимов стал значимой фигурой в американской и английской литературе. Его работы были оценены не только читателями, но и критиками. Он первый кто ввел понятие робототехники. Азимов писал о роботах не как о злодеях, а как о добрых помощниках людей. Одной из главных задач, согласно высказываньям самого Айзека, помочь понять людям, что нельзя больше воевать. Он хотел по средствам своего творчества убить вражду между людьми и примерить их.

libking

Айзек Азимов - Гарантированное удовольствие [Будете довольны] краткое содержание

В качестве эксперимента фирма и Сьюзен Кэлвин предложили своему сотруднику, недовольному низкой респектабельностью и серостью своей жены, выехать в Вашингтон в командировку. А тем временем робот модели ТН-3 (Тони) должен был пожить в их доме, всячески помогая жене по хозяйству…

Гарантированное удовольствие [Будете довольны] - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Фото

Тони был высокий красавец с лицом римского патриция, выражение которого оставалось неизменным. Клер Белмон наблюдала за ним через приоткрытую дверь со смешанным чувством страха и отчаяния.

– Не могу, Лори, не могу, и все. Ну как можно терпеть такое у себя дома? – она лихорадочно попыталась найти более убедительные слова, но в заключение только повторила: – Не могу, и все!

Лоуренс Белмон смерил жену строгим взглядом. В его глазах сверкнула искорка нетерпения, которую Клер не любила, потому что читала в ней возмущение собственным невежеством.

– Но мы уже дали согласие, Клер, – сказал он, – нельзя идти на попятную. Компания именно потому посылает меня в Вашингтон, по всей вероятности, за этим последует повышение. Тони вполне безопасен, ты очень хорошо это знаешь. Зачем же возражать?

Он положил руку жене на талию и подтолкнул ее вперед. Клер, вся дрожа, вошла в гостиную. Тони невозмутимо посмотрел на нее, словно оценивая, что за особа эта женщина, у которой ему придется жить три недели. В гостиной, кроме Тони, находилась доктор Сьюзен Кэлвин. В ее позе чувствовалась скованность, губы были плотно сжаты, от нее веяло холодом, как от человека, который настолько долго работал с машинами, что к крови, текущей в его жилах, примешалась некоторая толика стали.

– Здравствуйте, – вполголоса сказала Клер.

Но Лоуренс поспешил спасти положение и весело, оживленно произнес:

– Клер, познакомься с Тони, замечательным парнем. Тони, это моя жена Клер.

Лоуренс дружески положил руку Тони на плечо, но тот не прореагировал на этот жест, лицо его было по-прежнему бесстрастным.

– Очень приятно, миссис Белмон, – сказал Тони.

При звуке этого голоса Клер вздрогнула. Голос был грудной и мягкий, шелковистый, как волосы и кожа лица Тони.

Она не удержалась и невольно воскликнула:

– Боже мой, да вы говорите!

– Это вас удивляет? Разве вы думали, что я не могу?

Клер только улыбнулась. В ее голове царил ералаш. Она постаралась привести в порядок свои мысли: ей нужно было побеседовать с доктором Кэлвин.

– В самом деле, Клер, нечего, – вмешался Лоуренс. – Честное слово! Он не может причинить тебе вред. Не то я бы не согласился оставить тебя с ним.

Клер украдкой взглянула на Тони и, понизив голос, спросила:

– А если я его чем-нибудь рассержу?

– А что он умеет делать? – тихо спросила Клер.

– Любую домашнюю работу, – односложно ответила доктор Кэлвин.

Она поднялась и откланялась. Лоуренс вышел ее проводить в прихожую. Клер мельком взглянула на свое отражение в зеркале, висящем над камином, и быстро отвела взгляд. Это маленькое, мышиное личико и уродливая прическа были ей невыносимо противны. Тут она заметила, что Тони смотрит на нее и уже почти была готова ему улыбнуться, как вдруг вспомнила…

Что он всего лишь машина.

По дороге в аэропорт Лоуренс Белмон встретил на улице Гладис Клаферн. Она относилась к тому типу женщин, которые созданы словно для того, чтобы на них заглядывались… Безупречное творение. Одетая неизменно безукоризненно и со вкусом, она излучала такое сияние, что при взгляде на нее невольно приходилось щуриться.

Улыбка, которой она ослепляла встречных, нежный запах духов, который оставляла после себя, притягивали, манили. Лоуренс почувствовал, что невольно ускоряет шаги. Он вежливо приподнял шляпу и прошел мимо.

При виде Гладис его охватило знакомое раздражение против Клер. Как было бы здорово, если бы она смогла ввести его в тот круг, в котором вращалась Гладис Клаферн. Впрочем, что толку!

Ох, уж эта Клер! Каждый раз, когда ей приходилось встречаться с Гладис, она немела. Нет, он не питал никаких иллюзий. Опыт с Тони был его единственным шансом, но все зависело от Клер. Насколько бы все было надежнее, если бы хозяйкой положения была такая женщина, как Гладис Клаферн.

На следующее утро Клер проснулась от легкого стука в дверь спальни. В первое мгновение она вздрогнула, потом оцепенела. Весь первый день она избегала Тони, при встречах только улыбалась и, не говоря ни слова, проходила мимо.

– Да, миссис Белмон. Можно войти?

Вероятно, она ответила утвердительно, потому что через секунду Тони очутился в комнате. Он вошел совершенно бесшумно. Клер бросился в глаза поднос, который он нес в руках. Ноздри ее затрепетали от аппетитного запаха.

– Завтрак? – спросила она.

Клер не решилась отказаться, села в постели и взяла поднос. Пара яиц, гренки с маслом и чашка кофе…

– Я побоялся влить в кофе сливки, сахар тоже придется положить самой, – сказал Тони. – Надеюсь, что со временем я изучу ваш вкус как относительно кофе, так и насчет других вещей.

Другие названия: Какие они были счастливчики; Как им было интересно; Как они весело жили; Какое было удовольствие. ; Как они весело жили; Ну и здорово же было!

Рассказ, 1951 год

Язык написания: английский

Перевод на русский: — С. Бережков (Как им было весело) ; 1964 г. — 6 изд. — Е. Костюкович (Как они весело жили) ; 1979 г. — 2 изд. Перевод на немецкий: — В. Брумм (Die Schule) ; 1991 г. — 2 изд.

Для школьников XXII века, Марджи и Томми, настоящая книга, случайно найденная на чердаке, оказалась невиданным сокровищем. Осторожно листая хрупкие страницы, они узнают о том, что школы когда-то были совсем другими.

Во многих библиографиях рунета этот рассказ ошибочно припысывается Артуру Кларку.

Публикации в русскоязычной периодике:

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

Сказочник, 26 ноября 2021 г.

ii00429935, 15 мая 2014 г.

Девочка Марджи живёт в Америке ХХII века, где все книги электронные, образование домашнее, а учителей заменили роботы. Сюжетная завязка, может, и неплохая, но далее антиутопия как-то не задалась.

drogozin, 23 сентября 2009 г.

Рассказ про подростков из будущего, отыскавших на чердаке удивительную вещь — книгу, и прочитавших там про другую удивительную вещь — школу.

Как верно отметила Yazewa, главное в школе не само обучение, а социализация ребёнка. Поэтому обрисованная Азимовым система, (кстати не такая уж оригинальная в НФ) вряд ли когда-то будет принята. Если конечно сами люди не изменятся соответственно.

Ещё в этом рассказе особенно устаревше и чужеродно смотрятся все эти перфокарты, машинные коды и контрольные, которые надо бросать в щель.

А что понравилось — так это начало, где дети с восторгом нашли книгу, которых больше нет.

god54, 16 декабря 2009 г.

Хороший добрый рассказ о прошлом. Почему-то о прошлом всегда вспоминают, говорят, пишут только с ностальгией. И вспоминается всегда только хорошее, а то, что новое всегда плохое. Индивидуальный метод обучения сегодня развит как никогда, так же как был развит в 19 веке. Почему-то все идут учиться один на один с репетитором. Все остальное должно прививаться совсем другими способами. В школу ходят не развлекаться и заниматься общественными мероприятиями.

ScarRaven, 3 января 2008 г.

Немного сумбурно составил отзыв, просто взяло за живое.

Raz Psychonaut, 6 сентября 2008 г.

Увлекательный рассказ. Возможно, в будущем так и будет, но я бы не хотел чтоб вместо живых учителей были механические роботы. Некоторые могут подумать что Марджи не может ничего читать с интересом, однако она не только с интересом читала настоящую бумажную книжку о школе прошлых лет, возможно она будет искать и другие книги. Сегодня люди больше сидят в интернете и за телевизором, но я думаю, интересней самому прочитать какую-нибудь историю:smile:

asb, 12 ноября 2007 г.

Существуют разные взгляды (причём все — научно обоснованы), какое обучение лучше — индивидуальное или в классе. Единственное в чём я уверен: сегодняшние дети (да и мы наверное в своё время) — свернут голову любому механическому учителю:insane:

Гост, 1 сентября 2008 г.

по-моему девочка, которая только что удивлялась, что дети учились вместе , к концу рассказа знает слишком много о школьной жизни

Yazewa, 19 марта 2008 г.

Вот уж действительно, все относительно. Наверное, никто не станет спорить с тем, что истина — посредине. Индивидуальный подход к обучению в небольшом (опять же грамотно подобранном) коллективе — это, видимо, идеал. Обучение один-на-один с автоматом. а как же полноценная социализация ребенка?

А как наивно это сейчас воспринимается: специальный код, которым надо писать ответ, да еще и засовывать в щель машины. :glasses:

viv, 2 марта 2008 г.

Надо ценить то, что нам дано нашей жизнью! Потомки будут вспоминать об этом с завистью. Вот и сейчас, хотя бумажные книги я еще не отправил на чердак, но этот рассказ читал на экране.

Vendorf, 15 февраля 2008 г.

Рано или поздно каждый автор касается этой темы, когда жители воображаемого далекого будущего начинают удивляться и анализировать нашу бытность. иногда получается интересно.

vitamin, 12 июля 2007 г.

Все познается в сравнении.

И не подозревали мы, КАК нам было весело.

Abuzz, 15 ноября 2006 г.

Читала в далёкие годы начальной школы, а помню до сих пор! Очень, очень актуальный рассказ: как детишек ни учи, они всё равно недовольны, ленятся и скучают. Хоть сейчас, хоть в будущем.

ZiZu, 1 сентября 2006 г.

Читал уже после школы, когда учился на 2 курсе. Для меня осталось загадкой что же там было такого хорошего написано про школу ;-)

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Как им было весело: краткое содержание, описание и аннотация

Айзек Азимов: другие книги автора

Кто написал Как им было весело? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Айзек Азимов: Фонд [Трилогия]

Фонд [Трилогия]

Айзек Азимов: Основание и Земля

Основание и Земля

Айзек Азимов: Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо [компиляция]

Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо [компиляция]

Айзек Азимов: Сами боги

Сами боги

Айзек Азимов: Профессия

Профессия

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Айзек Азимов: Библиотека современной фантастики. Том 9. Айзек Азимов

Библиотека современной фантастики. Том 9. Айзек Азимов

Айзек Азимов: Путь марсиан (авторский сборник)

Путь марсиан (авторский сборник)

Как им было весело — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Айзек Азимов

Как им было весело

Это была очень старая книга. Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге.

Они переворачивали желтые хрупкие страницы, и было ужасно забавно читать слова, которые стояли на месте, а не двигались, как им положено, – ну, вы сами знаете, на экране. И потом, когда они переворачивали страницы назад, там были те же самые слова, что и раньше, когда они читали в первый раз.

– Ну вот, – сказал Томми. – Сплошное расточительство.

Книгу ведь, наверное, выбрасывали, когда прочитают. А на нашем телеэкране прошло, должно быть, миллион книг, и пройдет еще столько же. Уж экран– то я ни за что не выброшу.

– Я тоже, – сказала Марджи. Ей было одиннадцать лет, и она видела гораздо меньше телекниг, чем Томми. Ему было тринадцать.

– Где ты ее нашел? – спросила она.

– В нашем доме. – Он показал рукой, не поднимая глаз, потому что был погружен в чтение. – На чердаке.

– Про школу? – с презрением сказала Марджи. – А чего про нее писать– то? Ненавижу школу.

Марджи всегда ненавидела школу, а теперь ненавидела, как никогда.

Механический учитель давал ей по географии контрольную за контрольной, и Марджи делала их все хуже и хуже, и тогда мама грустно покачала головой и послала за Районным Инспектором.

Это был маленький круглый человек с красным лицом и целым ящиком инструментов с циферблатами и проволоками. Он улыбнулся Марджи и дал ей яблоко, а затем разобрал учителя на части. Марджи надеялась, что он не сумеет собрать его снова, но он сумел, и через час или около этого учитель был готов, огромный, и черный, и гадкий, с большим экраном, на котором он показывал все уроки и задавал вопросы. Экран был еще ничего. Больше всего Марджи ненавидела щель, куда ей приходилось всовывать домашние задания и контрольные работы. Она должна была писать их перфораторным кодом, которому ее научили, еще когда ей было шесть лет, и механический учитель в один миг высчитывал отметки.

Марджи была разочарована. Она надеялась, что учителя заберут совсем.

Учителя Томми однажды забрали почти на целый месяц, потому что в нем полностью выключился сектор истории.

Вот почему она сказала Томми:

– С какой стати кто-нибудь станет писать о школе?

Томми с видом превосходства взглянул на нее.

– Потому что это не такая школа, как у нас, дурочка. Это старая школа, какая была сотни и сотни лет назад.

Марджи почувствовала себя задетой.

– Откуда мне знать, какие у них там были школы?…

Некоторое время она читала через его плечо, затем сказала:

– Ага, учитель у них был!

– Конечно, был. Только это был не настоящий учитель. Это был человек.

– Человек? Как же человек может быть учителем?

– А что тут такого? Он просто рассказывал ребятам и девчонкам, давал им домашние задания, спрашивал.

– Человек бы с этим не справился.

– Еще как бы справился. Мой отец знает не меньше, чем учитель.

– Не может этого быть. Человек не может знать столько, сколько учитель.

– Спорим на что хочешь, он знает почти столько же. – Марджи не была подготовлена к пререканиям на эту тему.

– А мне бы не хотелось, чтобы у нас в доме жил чужой человек, – заявила она.

Томми покатился со смеху.

– Ты же ничего не знаешь, Марджи! Учителя не жили в доме у ребят. У них было специальное здание, и все ребята ходили туда.

– И все ребята учили одно и то же?

– Конечно, если они были одних лет.

– А мама говорит, что учитель должен быть настроен на ум каждого мальчика или девочки и что каждого ребенка нужно учить отдельно.

– Значит, в те времена так не делалось. И если тебе это не нравится, можешь не читать.

– Я не говорю, что мне не нравится, – поспешно сказала Марджи. Ей хотелось почитать об этих странных школах.

Читайте также: