Как определяет сознание материалистическая философия ответы кратко
Обновлено: 05.07.2024
Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.
Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.
Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.
Вопрос о происхождении сознания
В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа.
Существуют близкие к космической теории происхождения сознания:
• теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
• теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;
3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Основные подходы к проблеме сознания
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания.
Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных фактов:
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ);
• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
• теория вульгарных материалистов.
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.
Между физикализмом и солипсизмом находятся:
• умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.
Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.
1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.
3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.
Сознание и бессознательное
Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.
Бессознательное: 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.
Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:
1) непосредственное эмоциональное чувствование;
3) заражение эмоциональное;
4) объединение различных явлений в один ряд через со-причастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом (субсенсорном) восприятии, в непроизвольном запоминании и пр., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь
Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь
Сознание
Сознание Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного
1. Историческое сознание и историчное сознание.
1. Историческое сознание и историчное сознание. - Историческим сознанием мы называем знание об истории. Но не как это знание о чем-то таком, что случилось, подобно тому как всегда и везде что-нибудь случается, но мы называем это знание историческим, только если оно
1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание.
1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. - Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть
41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание
41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им
Сознание
Сознание Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое,
СУТ и сознание
СУТ и сознание Обратимся снова к сознанию и подсознанию, чтобы попытаться выяснить их содержание в АИ. Определить сознание можно примерно так: сознание — это ориентировка интеллекта в пространстве, времени, отношениях, своем состоянии и состоянии окружающего мира.
39. Сознание
235. Новое религиозное сознание или просто сознание?
235. Новое религиозное сознание или просто сознание? Одно из главных лукавств нашей философствующей интеллигенции (как дореволюционной, так и современной) состоит в том, что она, не желая показаться одномерно материалистической и атеистической, вступает в
216. СОЗНАНИЕ
216. СОЗНАНИЕ Я сознаю свой грех, и прегрешение мое всегда предо мною.Библия — Псалмы, 51:5Можете есть лучше на десять процентов, но спать будете — на пять.Гершфилд — Послушайте меняБудь господином своей воли и рабом сознания своего.Лазеров — Идиш энциклопедияСознание,
7 СОЗНАНИЕ
7 СОЗНАНИЕ Сознание – не вещь, которую можно разложить на части и поделить между вещами. Это исключительное право, бескрайняя Субстанция Первого Лица Единственного Числа настоящего времени.* * *То, что я воспринимаю, зависит от множества вещей: состояния моих физических и
Сознание
Сознание Перспективы переживаний НОР, психологии и традиционного шаманизма помогают физике находить ее основание. Чтобы лучше понимать физику, нам нужно лучше понимать переживания НОР в психологии и шаманизме. Давайте посмотрим, как различать повседневные феномены
Алайя-Видняна, сознание-вместилище, или остаточное сознание, — но что это за вещь?
Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.
- 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
- 2. сознание присуще всем живым организмам;
- 3. сознание - свойство исключительно человеческое.
- активность и
- способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).
- 1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
- 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
- 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
- 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
- 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
- 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
- 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
- 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
- отражение в неживой природе,
- на биологическом уровне и
- социальное.
- В неживой природе отражение проявляется виде физикохимических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
- В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
- Высшая форма отражения - социальная (сознание).
- Представители концепцииабиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
- Сторонники концепциипанспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
- Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
- Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
Согласно трудовой теории, изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.
Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
1. Понятие сознания. Происхождение сознания. Роль труда в возникновении и
развитии сознания.
2. Сознание и язык.
3. Критика идеалистического понимания сознания.
1.1. Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
При социологическом подходе, сознание рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание и т. д.).
В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность (предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий); контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект – носитель сознания, постольку одним из существеннейших моментов сознания является самосознание. Основные признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.
1.2. Формирование сознания человека предшествовал длительный период биологической эволюции. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики исключительной привилегией человека.
Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность (способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений). У позвоночных возникают элементарные формы психики – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия – целостного образа ситуации. У животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врождённое и опирающееся на индивидуально приобретённые навыки. Отчётливо выраженные навыки и интеллект наблюдаются лишь у животных, имеющих кору головного мозга, особенно у высших животных (прежде всего обезьян).
Генетическое родство человека и животных не означает тождества их психики. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как сознание человека служит преобразованию мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Если стадное сознание по существу совпадало с сознанием отдельных индивидов и представляло собой синкретическую совокупность знаний о внешнем мире, насыщенных еще слабо сдерживаемыми эмоциями, то на стадии человека разумного сознание дифференцировалось в виде разветвлённой системы многообразных духовных способностей человека и сфер духовной деятельности (научной, художественной, нравственной и т. п.). В связи с этим, происходила постепенная дифференциация между индивидуальным и общественным сознанием, формировалась начальная форма мировоззрения – мифология.
Дальнейшие коренные преобразования в сознании наступили при переходе к классовому обществу. Понятия, идеи и ценностная ориентация различных классов преломляются в сознании отдельных людей и приобретают для них соответствующий жизненный смысл – в зависимости от их места и положения в системе общественных отношений.
1.3. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (ibid., с.19, прим.). В процессе труда происходило разложение истинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, мир культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений.
Конечная причина деятельности лежит не в самом себе субъекте и его волеизъявлении. Реальной основой воли является потребность – предметно определённая зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к этому миру, её нужда в таких предметах и условиях, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Когда личность отдаёт предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду других, она осуществляет выбор. Тем самым, воля выступает не как простое влечение животного организма, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности человеческих потребностей. Принимая определённое решение и беря на себя ответственность за результаты своей деятельности и за используемые при этом средства, человек исходит из своего опыта, знаний, и объективная ценность его планов определяется мерой их соответствия объективной логике вещей.
Объективируя мысль, речь делает её, вместе с тем, идеальным объектом для самого субъекта этой мысли. Язык является необходимым средством координирования трудовых усилий членов общества, средством не только социального контроля, но и волевого самоконтроля личности, формирования понятийного мышления и самосознания.
Если видовой опыт животных передаётся с помощью механизмов наследственности, что обусловливает медленный темп прогресса, то у людей передача социально выработанных приёмов воздействия на мир происходит прежде всего в процессе обучения, осуществляемого через орудия труда и через речь. Благодаря языку, сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наболее тесно связан с мышлением, в процессе восприятия предметного, является основой памяти в её специфически человеческой (resp. опосредствованной) форме, выступает как орудие идентефикации эмоций и в этом плане опосредствует эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что , наряду с общественным характером труда, язык определяет специфику сознания и человеческой психики вообще.
Аналитизм языка позволяет ему строить тексты – сложные знаки, обладающие развитой системой модальности, временно;й мерой (различением прошлого, настоящего и будущего) и выражением лица. Все эти особенности языковых значений обусловливают универсальность языка по сравнению с другими знаковыми системами, позволяют языку описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя, тем самым, строение коллективов людей.
3. Вопрос об отношении сознания и материи составляет основной вопрос философии. Диалектико-материалистическое решение этого вопроса состоит в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, функция мозга человека. Уже эллин Алкмеон (УI в. до н. э.) выдвинул положение о головном мозге как органе психики. Декартова идея рефлекса была впоследствии развита в учение о безусловной и условнорефлекторной деятельности мозга (Прохаска Й., Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский И. Е., Ухтомский А. А. и др.). Понятие рефлекса выражает взаимодействие организма с внешним миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира.
Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения (вещество мозга, например, не краснеет от воздействия красного цвета). Осознаваемый образ предмета не сводим ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.
Как личное, так и общественное сознание есть субъективный образ объективного мира. Субъективность образа означает, прежде всего, принадлежность субъекту, а не объективному миру, в силу чего первый неизбежно отражает своеобразие жизненного опыта второго, его интересов, установок, социальных и классовых позиций. Субъективность отражает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с той или иной степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.
* Первым крупным проявлением дуализма в истории мысли явилось выраженное в Зенд-Авесте религиозно-моральное учение, сводящее мировой процесс к борьбе двух одинаково вечных и божественных начал: Ахурамазды (добра, истины, мощи, света) и Ахримана (зла, отрицания, страдания, мрака).
В Древней Греции орфики ранее прочих стали смотреть на тело как на темницу духа, а на дух как на бессмертное начало. На их учении обосновал свой дуализм Платон, констатировавший полную противоположность души телу, ее неразложимость, бессмертие и божественность. В 1-х веках н. э. дуализм широко распространился в религиозных сектах и общинах гностиков и манихеев, отличаясь от античных форм более мрачным характером космологии и более пессимистической оценкой чувственного мира.
В дальнейшей эволюции буржуазной философии дуализм души и тела превращается в совершенно идеалистическое воззрение: противопоставляются уже не тело и дух как самостоятельные субстанции - оттологические антитезы развёртываются исключительно внутри сферы духовного, идеального начала, в котором лишь различаются отдельные его элементы. В тесной связи с этим направлением в буржуазной психологии возникла концепция психофизического параллелизма, утверждающая независимость физических и психологических состояний человека. Отрывая психику от её материальной основы, эта концепция ведёт к признанию отличной от тела души и оказывается той или иной разновидностью идеализма (например, у Фехнера, Паульсена, Вундта). Несостоятельность этой концепции в естественнонаучном плане вскрыта И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, доказавшими, что органом психической деятельности является мозг.
В современных западных философии и психологии преобладают эклектичные, расплывчатые формы дуализма (психосоматика, плюрализм и т. д.).
Отражение - всеобщее свойство материи, т. е. способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом взаимодействующем материальном объекте.
Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме…
Известны два вида отражения:
I. Отражение в неживой природе.
1. Механическое отражение – деформация (след, слепок формы тела, отпечаток).
2. Физический процесс зеркального отражения (физическое).
3. Химическое отражение, возникающее при взаимодействии двух реагентов.
II Отражение в живой природе, появилось с возникновением жизни на Земле и зависит от уровня организации живой материи.
Формами биологического отражения являются:
в) психическое отражение (психика);
г) сознание человека.
Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли, то есть обращенности сознания на само себя – мышлению). Способность к предметно - практической деятельности.
во-первых, большей глубиной;
во-вторых, несравненно большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности;
в-третьих, способностью к мысленной абстракции (оторванность от реальной действительности);
в-четвертых, способностью передачи мыслей, чувств и т. д. с помощью особой знаковой формы, языка (в устной и письменной формах).
Главными свойствами сознания являются:
Идеальность – это особая нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
во-первых, противоположно материальному миру;
во - вторых, независимо от материи;
в-третьих, в некоторых случаях первично по отношению к материи;
в-четвертых, неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.
Интенциальность (от лат. intentio – стремление) – направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциальность сознания подразумевает наличие:
б) формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
Предметом сознания являются:
а) окружающий мир, его предметы, явления;
б) самостоятельный личный духовный мир.
Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – самостоятельная внутренняя работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознание человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Для возникновения сознания необходимы предпосылки:
1) биологические - развитие нервной системы, головного мозга;
2) социальные:
а) предметно-практическая деятельность человека ;
б) общение людей в процессе трудовой деятельности.
Предметно-практическая деятельность порождает у человека необходимость в знании, формирует целенаправленный процесс познания и способность предвидеть результат, а также пути его достижения.
Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может.
Человек в борьбе за существование не ограничивался приспособлением к окружающей среде. С помощью созданных им орудий, он воздействовал на природу. Совершенствование орудий, их использование человеком, способствовало преобразованию не только окружающей действительности, но его собственной психической и физической природы.
Читайте также:
- Почему карл великий стремился превратить всех герцогов в графов 6 класс кратко
- План как написать кратко
- Педагогический состав школы 81 нижний тагил
- Какие игры наиболее эффективны для развития общения детей на протяжении всего школьного детства
- Социальная дезадаптация как педагогическое явление в доу