Хакатон что это такое в образовании кратко

Обновлено: 07.07.2024

2020 год уже вот-вот, так что самое время строить планы на год и решать, кто ты: поздний Богуславский, ранний Цукерберг, Гейтс в самом расцвете сил или кто вообще все эти люди?

Окей, го. Давайте обратимся к Википедии.

Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон) — форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

Не претендую на полное понимание процессов и всех людей, но есть несколько основных трендов, которые вижу лично я:

Make your choice.

Хорошо, с вопросом мотивации стало чуть понятнее. То есть, если ты думал, что ты один такой "о боже мой, я не знаю, что делать, я же дуб!" - нет, ты не один! Двигаемся дальше по сетке вопросов.

Вот, например, скрины расписания Junction в Хельсинки, на котором мы были с командой на этих выходных.

Так что на вопрос "что делать?" есть парочка простых вариантов:

  • кодить
  • продумывать концепцию
  • фигачить дизайн
  • делать презенташку и репетировать питч
  • питчить до основного питча всем, кого сможешь найти в толпе, спрашивать их мнение, спрашивать, что можно улучшить, на что еще посмотреть и какие у них вообще ассоциации проект вызывает
  • кушать
  • бродить и общаться с другими людьми, обмениваться контактами
  • бегать по стендам иневсторов и компаний или пытаться найти их в толпе
  • слушать и смотреть, что делают остальные
  • пытаться запартнериться с кем-нибудь
  • ходить по прикольным мастер-классам и лекциям
  • спать
  • не спать
  • забить хакатон и заниматься своими делами (если твоей команде ок)
  • паниковать и отчаянно хотеть победить
  • изучать рынок, потенциальных клиентов, конкурентов и другую скучную аналитику
  • наслаждаться всем тем, что хакатон может тебе дать

Никак. Впрочем, чем четче выглядит твоя цель (вернёмся к вопросу "зачем?"), тем выше вероятность того, то ты ее достигнешь. Цель побеждать - это тоже хорошая идея, но сложнореализуемая. И чтобы не разочароваться, бери про запас еще парочку.

Надеюсь, тем, кто никогда про хакатоны не слышал, стало чуть понятнее. Надеюсь, кто-то узнал себя и увидел чуть больше.

В последнее время хакатоны становятся все более популярным форматом мероприятий, так что же такое хакатоны, для чего они нужны и как могут помочь образованию?

Что такое хакатон?

Многие хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей. Результатом хакатона является не прототип будущего изделия, а уже готовый к запуску минимальный жизнеспособный продукт – первая версия, на котором можно протестировать работу идеи.

Как проходят хакатоны

Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.

Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.

Зачем нужны хакатоны?

Хакатоны – это хорошая возможность для профессионалов собраться вместе и поработать над созданием какого-нибудь проекта.

  • Знакомство. Хакатон – это площадка встречи, где люди могут познакомиться друг с другом, обменяться знаниями и идеями или придумать совместный проект, над которым будут работать в дальнейшем.
  • Формирование сообщества . Хакатоны помогают создавать сети талантливых и активных людей, заинтересованных в какой-либо теме или проблеме.
  • Креативный процесс работы и коллаборация. На хакатоне у участников есть уникальная возможность поработать в свободном, удобном для них формате, со специалистами их тех областей, с которыми они, возможно, никогда не пересекались.
  • Новые знания. Формат хакатона предполагает, что участники сталкиваются с теми задачами, с которыми они не встречались прежде. Соответственно, обучение новому на хакатонах происходит очень быстро, а полученные знания тут же можно использовать на практике.
  • Показ таланта. Для участников хакатон – это возможность показать, насколько хорошие они специалисты.
  • Реализация новых идей. Являясь своего рода площадкой для экспериментов, хакатон позволяет придумывать и реализовывать совершенно новые идеи и проекты.
  • Сцена стартап-проектов. Для компаний хакатоны могут быть особенно интересны тем, что являются сценой потенциально успешных стартапов, с которыми можно продолжить работать.

МГТУ им. Н.Э. Баумана – национальный исследовательский университет, один из крупнейших в России и Европе. Бауманский университет является лидером среди российских вузов по общему объему НИОКР (ежегодно до 6 млрд. рублей). В МГТУ им. Баумана создана инновационная структура, включающая в себя 22 научно-образовательных центра мирового уровня. Особенностью научно-образовательных центров является их междисциплинарность, что позволят создавать технологический прорыв на стыке наук. Общая численность консолидированного коллектива университета (студенты, сотрудники и преподаватели) 35 тысяч человек.

Что такое хакатон и как он проходит

Обычно команды состоят из 3–5 человек: разработчиков, дизайнеров, аналитиков, маркетологов и других специалистов в сфере IT. Каждый ивент сфокусирован на конкретной области. Например, операционной системе, языке программирования, программном интерфейсе (API), мобильном приложении. Мероприятие может длиться как несколько часов, так и неделю. Первый хакатон прошел в Канаде 4 июня 1999 года. Его организовала компания OpenBSD. На хакатон приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадающих под строгие экспортные ограничения, которые установили в США на криптографическое ПО. На первые соревнования в Кремниевой долине участники брали спальные мешки и не покидали место проведения. Непрерывная работа в команде в таком формате помогала найти оригинальные решения для стандартных задач. Успешно проводятся виртуальные хакатоны.

Что получают участники

На хакатонах разработчики могут продвинуть собственный стартап, узнать специалистов компаний-спонсоров, прокачать навыки и начать тест проекта с компанией, предложившей задачу. Кто-то приходит, чтобы забрать призовой фонд. Призами могут быть сертификаты или денежные вознаграждения, преимущества в конкурсных отборах в компании, возможность стать участником программы развития стартапа, фирменный мерч и многое другое. Такие ивенты позволяют найти потенциальных инвесторов или работодателей. Общение с представителями компаний помогает узнать о предстоящих задачах и условиях найма.

Как найти хакатон

Выбрать подходящий хакатон помогут такие ресурсы.

Портал, на котором публикуются наиболее полный список проходящих в России хакатонов и их обзоры. На сайте представлена полная информация о сроках и формате проведения, организаторах, технологическом фокусе, требованиях к участию и призовом фонде.

Агрегатор хакатонов. На странице можно выбрать мероприятие по времени проведения, теме, условиям участия или другим критериям.

Календарь событий в сфере IT. Можно найти хакатоны, вебинары, конференции и другие мероприятия.

Медиаресурс для программистов. В разделе IT мероприятия можно найти информацию о курсах, хакатонах, вебинарах, конкурсах.

Сообщество участников хакатонов, разработчиков, предпринимателей, хакеров и специалистов по информационной безопасности. Рассказывает о ближайших хакатонах, организует их и делится экспертизой.

Также крупные компании часто размещают информацию на официальных ресурсах. Если цель — трудоустройство в конкретную организацию, стоит посещать ее сайт и следить за новостями в сообществах в социальных сетях. Например, хакатоны проводят РЖД, МТС, ВТБ и другие компании.

Крупнейшие хакатоны России и мира

Марафон проводится при поддержке Республики Татарстан.

Один из наиболее крупных международных хакатонов. В нем принимают участие представители 50 стран мира.

Международная лига студенческих хакатонов. В Северной Америке и Европе она объединяет больше 75 тыс. студентов со всего мира.

Как принять участие в хакатоне

Чтобы принять участие в хакатоне, нужна команда. При регистрации можно указать, есть ли она уже или нужно искать на месте. От состава группы и ее сплоченности зависит большая часть успеха. Первый и наиболее популярный вариант — собрать команду среди знакомых, которые уже побеждали на хакатонах, фрилансят или работают в сфере, связанной с темой задания. Еще один способ — поиск в социальных сетях. Объявление должно быть лаконичным и максимально простым.

«Всем привет! В поиске сокомандников на хакатон N. Ищем двух заряженных на победу людейаналитика и фронтендера. Нас уже двое:

Максим — UX/UI-дизайнер, делает mobile+web-решения для клиентов, победитель хакатона Х.

Антон — fullstack-разработчик, работает на аутсорсе.

Подобное объявление можно опубликовать в своих социальных сетях, чатах старых хакатонов, где уже принимали участие. Также можно писать в группах участников хакатона или событиях мероприятий, чатах в Telegram. Ссылки указываются на сайтах мероприятия.

Начните свой путь в IT

Освойте разработку, аналитику данных, Data Science или другие востребованные профессии — получите все курсы для входа в IT по цене одного.

Кто и зачем проводит хакатоны

Команды справились с поставленными задачами и научились применять полученные знания на практике.

Известные кейсы

На хакатонах создали много продуктов, которые превратились в крупные стартапы.

Маркетплейс Carousell создали Лукас Нгу и Квек Сиу Руи на хакатоне Startup Weekend в 2012 году. Приложение для продажи ненужных вещей, создающих беспорядок в доме, превратилось в успешный стартап. Спустя несколько лет проект закрыл C-раунд инвестиций примерно на 70–80 млн долларов.

На LA Startup Weekend 2011 Бо Фишбэк, Эрик Кестер и Ян Хантер создали приложение для найма и планирования местных услуг. Создатели получили около 15,1 млн долларов от инвесторов, среди которых был Эштон Катчер, Пол Бучхейт, Билл Ли и другие.

EasyTaxi — приложение для вызова такси — придумали Таллис Гомес и Деннис Ван в 2011 году на Startup Weekend Rio. После победы они запустили бета-версию приложения E-hailing и сумели привлечь от инвесторов около 75 млн долларов. Сейчас приложением пользуются в 30 странах.

Конструктор сайтов для ресторанов разработали Келлер Смит и Кертис Фонгер на AngelHack в 2012 году. На развитие проекта они привлекли инвестиции в размере 120 тыс. долларов. В 2014 году Appetas купил Google за неизвестную сумму.

Перспективы развития

Популярность хакатонов растет. Они стали проводиться в таких областях, как цифровая медицина (Digital Health, MedHack), маркетинг (ADHACK GALAXY), геоинформатика и урбанистика (GeoHack и UrbanHack). Марафоны помогают разработчикам трудоустраиваться в ведущие корпорации. Глобально ивенты повышают интерес к сфере IT, способствуют ее развитию, формированию и отслеживанию трендов.

Фото: Shutterstock

Этот же заказчик оформляет проблему в кейс и привлекает своих экспертов для консультаций. Команды собираются по 3-5 человек: разработчики, дизайнеры, аналитики, маркетологи и другие специалисты ИТ-сферы. Длиться такой марафон может от нескольких часов до недели. Когда хакатоны только стартовали в начале нулевых в Кремниевой долине, участники часто приходили вместе со спальными мешками и совсем не покидали площадку. Если люди непрерывно работают в команде в таком формате, у них часто получается найти нетривиальные решения для привычных задач.

Кто и зачем проводит?

Организовать хакатон может профильный event-подрядчик. Одни из самых известных: Angel Hack, TechCrunch, Russian Hackers, Актум, Boosters Pro и Zucker Studio. Также организатором может выступить технологический акселератор или корпорация. Чаще всего корпорации, венчурные фонды и другие крупные игроки только финансируют эти мероприятия — становятся партнерами или спонсорами, преследуя разные цели:

  • Найти талантливых, креативных специалистов или целые команды;
  • Решить конкретную бизнес-задачу;
  • Запустить пилот нового приложения или сервиса;
  • Инвестировать в перспективные проекты на ранней стадии.

Крупнейшие хакатоны России и мира

Один из самых масштабных международных хакатонов — AngelHack — охватывает более 50 стран мира. Также известны крупнейший хакатон Европы Junction, проводимый ежегодно в Хельсинки, и международная лига студенческих хакатонов Major League Hacking (MLH), объединяющая более 75 000 студентов со всего мира в Северной Америке и Европе.

Самый большой международный хакатон в России — HackMoscow проводит организатор — Russian Hackers. Кстати, ребята публикуют на своем сайте актуальные и наиболее интересные хакатоны стран СНГ.

Какая польза для участников и организаторов?

Участие в хакатонах помогает разработчикам познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, прокачать навыки и завести новые знакомства. А еще — забрать часть призового фонда и запустить пилотный проект с компанией, которая предложила кейс-задачу для хакатона.

Спонсоры и крупные компании на таких ивентах находят проекты и команды, которые решают их бизнес-задачу эффективнее и быстрее по сравнению с внутренними ресурсами. Есть кейсы, когда созданные на хакатонах продукты привлекали большие инвестиции и были куплены корпорациями (Carousell, GroupMe, Docracy и другие), но чаще всего компании стараются не упускать новаторские продукты и идеи для собственных сервисов. К примеру, успешное приложение MSQRD, которое купил Facebook в 2016 году, создали именно на хакатоне.

Какие еще бонусы может дать победа в хакатоне?

Другими призами могут быть фирменный мерч спонсоров, денежные вознаграждения или сертификаты, возможность попасть в программу акселерации, преимущества в конкурсах отбора в компании и многие другие. А кто-то приходит, чтобы найти потенциальных инвесторов в свой проект или работодателей (коннект с представителями компании дает понимание предстоящих задач и условий найма), а также попробовать создать свой стартап.

Известные кейсы

Есть известные кейсы продуктов, которые были созданы на хакатонах и выросли в крупные стартапы:

  • Маркетплейс Carousell был спроектирован на Startup Weekend в Сингапуре в 2012 году, а спустя несколько лет закрыл C-раунд инвестиций примерно на $70-80 млн;
  • После участия в 2010 году в хакатоне TechCrunch команда стартап-чата GroupMe привлекла более $10 млн, а затем их купил Skype;
  • Easy Taxi придумали на Startup Weekend Rio в 2011 году. Потом ребята выпустили бета-версию и привлекли $75 млн. Сейчас компания работает уже в 30 странах;
  • Стартап MSQRD, о котором уже писали выше, появился в Беларуси на хакатоне Garage48, и позже был куплен Facebook.

Что нужно, чтобы организовать хакатон?

Хакатон может быть организован в онлайне или в очном формате. Для каждого из форматов есть свои преимущества и недостатки, но можно сформулировать общий чек-лист:

  • Определить задачи хакатона и целевую аудиторию;
  • Согласовать формат мероприятия (онлайн/офлайн) и бюджет;
  • Договориться с компаниями, которые сформулируют кейсы и смогут обеспечить экспертную поддержку команд по ним;
  • Привлечь экспертов, жюри, победителей других хакатонов, спонсоров и информационных партнеров;
  • Организовать промо-кампании, в том числе с участием спонсоров;
  • Подготовить условия: график, площадку, техническое обеспечение, кейтеринг, мастер-классы и менторские сессии, активности, призы, определить механики питчей и участия команд в хакатоне, подготовиться к форс-мажорам и афтепати;
  • Привлечь команды для участия;
  • Провести хакатон и наградить победителей;
  • Сформировать отчет и подвести итоги хакатона в СМИ;
  • Организовать следующие шаги — реализация решений и сотрудничества с компаниями.

Что ждет хакатоны в будущем?

Тренд на хакатоны растет: они становятся популярными даже вне сферы ИТ: реклама и маркетинг (ADHACK GALAXY), цифровая медицина (MedHack, DigitalHealth), урбанистика и геоинформатика (UrbanHack и GeoHack).

Компании эффективно используют хакатоны для решения внутренних задач, развития бренда и привлечения специалистов путем личного контакта, а разработчики получают возможность устроиться в ведущие корпорации.

Глобально эти мероприятия увеличивают интерес к ИТ-индустрии, помогают ее развитию, а также формированию и отслеживанию трендов. Уже сейчас хакатоны успешно проводят в онлайн-форматах, что расширяет границы для участников и организаторов. Не исключено, что в будущем все больше компаний будет заинтересовано в краудсорсинге идей и решений на этих мероприятиях, а хакатоны как формат решения задач наберут популярность и в других важных сферах.

Читайте также: