План работы кабинета профориентации в школе

Обновлено: 03.07.2024

Современный рынок труда предъявляет жесткие требования к молодым специалистам: наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т.д. В этой ситуации выпускники имеют относительно низкую конкурентоспособность на рынке труда, обусловленную недостатком профессиональных знаний и квалификации.

Профориентационное обучение – средство дифференциации обучения, когда за счет целенаправленных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса создаются условия для эффективной реализации индивидуального обучения, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, открываются принципиально новые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора жизненного пути.

Профориентационное обучение направлено главным образом на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширение возможностей выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Предлагаемый план работы и развития кабинета профориентации ориентирован на включение подростков в творческую продуктивную деятельность, взвешивание различных факторов, шагов относительно выбора профиля обучения, согласования его со своими дальнейшими устремлениями, связанными с самореализацией в будущей сфере профессиональной деятельности, образе жизни и культуре в целом.

Кабинет профориентации

(цели, задачи, направления работы)

Деятельность кабинета профессиональной ориентации направлена на профориентационно значимую интеграцию ресурсов формального, неформального (дополнительного) и информального (спонтанного) образования учащихся всех возрастных групп.

Кабинет создает условия для деятельности педагогов и психологов школы по совершенствованию имеющихся, разработке и проверке новых педагогических технологий поддержки профессионального самоопределения подростков. Важнейшим условием эффективности деятельности является использование в кабинете профессиональной ориентации электронных инструментов поддержки профориентационно значимой активности учащихся и педагогов. Уровень и характер их использования определяются самим общеобразовательным учреждением в зависимости от уровня ИКТ-грамотности ответственного за профориентацию, наличия в кабинете профориентации или школьном медиацентре соответствующего оборудования.

Основные цели кабинета профессиональной ориентации:

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся, поддержка их профессионального самоопределения;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и координация профориентационно значимого социального партнерства между образовательным учреждением и службами занятости, профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением;

- взаимодействие с окружным ресурсным центром по проблемам научно-методического обеспечения профессиональной ориентации.

Для реализации поставленных целей кабинетом профессиональной ориентации решаются следующие задачи:

- обеспечение учащихся и их родителей актуальной информацией о состоянии рынка труда и образовательных услугах (общего образования на старшей ступени, профессионального образования);

- оказание учащимся профориентационной диагностико-рекомендательной помощи;

- оказание учащимся педагогической и психологической помощи в обнаружении и преодолении проблем в планировании продолжения образования;

- обеспечение учащихся современными инструментами приобретения и рефлексивного осмысления профориентационно значимого социального опыта (как при изучении основных образовательных областей, так и при интеграции ресурсов формального, неформального и информального образования);

- подготовка педагогов школы к оказанию психолого-педагогической и информационной поддержки учащимся в их профессиональном самоопределении;

- согласование содержания, форм и методов профориентационной работы с особенностями реализации в образовательном учреждении моделей профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников, использование профориентационно значимых возможностей профильных и элективных ориентационных курсов;

- координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательного учреждения с ресурсным центром профессиональной ориентации, обеспечение профориентационно значимого социального партнерства между школой, службами занятости, профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением;

- распространение опыта профориентационной деятельности кабинета, создание положительного имиджа образовательного учреждения;

- предоставление доступа к тематической литературе и информационным ресурсам.

Основными направлениями работы кабинета с обучающимися являются информационно-справочная, просветительская работа (размещение актуальной профориентационно значимой информации в помещении школы — на стендах с бумажными носителями, информационных настенных панелях и стационарных терминалах); информирование о результатах ЕГЭ при зачислении в учебные заведения профессионального образования; обеспечение доступа к справочной литературе и электронным информационным источникам о путях продолжения образования; организация лекций по профориентационной проблематике; налаживание контактов учащихся с представителями предприятий, учреждений, с бывшими выпускниками — носителями профессионального опыта; информирование о тематических выставках и других профориентационно значимых событиях за пределами школы.

Также кабинет проводит диагностико-консультационную работу с учащимися по проблемам их готовности к продолжению образования, оказывает им помощь в принятии решения о выборе пути продолжения образования; оказывает подросткам морально-эмоциональную поддержку в выборе пути продолжения образования посредством тренингов, школьных конкурсов и праздников профориентационной направленности. Кабинет профессиональной ориентации в школе обеспечивает защиту прав учащегося при переходе от учебы в общеобразовательном учреждении к профессиональному образованию и трудовой деятельности; организует проведение профессиональных проб, социальных практик, экскурсий на предприятия, производственной практики на базе колледжей и вузов.

В ходе работы используется профориентационный потенциал предпрофильной подготовки и профильного обучения (элективные и профильные курсы, портфолио, работа с образовательной картой территории). При наличии технической возможности в кабинете создаются условия для компьютерно-опосредованной профориентационно значимой коммуникации учащихся, а также обеспечивается использование инструментов электронной фиксации индивидуальных профориентационно значимых результатов подростка.

Оформление кабинета отвечает требованиям доступности и наглядности, привлекает внимание актуальностью тематики. Его визуальная экспозиция, представленная на стендах, реализована также в рекреационных помещениях.

В кабинете имеется автоматизированное рабочее место педагога, оборудование для проведения групповых занятий, имеются устройства для сканирования и тиражирования документов, средства стационарной аудиовидеозаписи, портативная видеокамера, мебель и оборудование для хранения литературы, материалов, документов. В кабинете имеется возможность использования мультимедийного проекционного оборудования для проведения занятий с учащимися.

В кабинете представлены:

- обзорная карта территориального образовательного, профессионально-производственного, социокультурного окружения школы с информацией о профориентационно значимых возможностях профильного обучения;

- адаптированная для восприятия подростками информация об основных тенденциях и изменениях на рынке труда, о его требованиях к участнику трудовых отношений, об основных изменениях в экономике и социальной сфере столичного региона, о произошедших за последнее время демографически-миграционных сдвигах;

- навигационные схемы путей продолжения образования по окончании 9 и 11 классов со ссылками на унифицированные (базы данных) и оригинальные (рекламные проспекты и буклеты, официальные сайты) способы получения информации об образовательных учреждениях, условиях поступления в них, характеристиках обучения, перспективах дальнейшего образования и трудоустройства, днях открытых дверей, контактах с координаторами по привлечению абитуриентов;

- информация об окружном центре занятости населения и предоставляемых им услугах;

- информация о территориально доступных учреждениях дополнительного образования, о возможности участия в олимпиадах, конкурсах, общественных акциях, молодежных грантах и т.д.;

- диагностический материал для изучения интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов школьников, их психофизиологических качеств, готовности к обучению по выбранным направлениям и специальностям; банк специализированных психодиагностических методик для использования психологом в профориентационных целях.

Педагогам школы доступны: методические материалы по подготовке школьников к принятию решения о выборе направления продолжения образования; методические разработки, пособия по организации социальных практик; учебные планы и программы ориентационных элективных курсов; специализированная психолого-педагогическая литература, методические рекомендации и пособия для педагогов и родителей.

В кабинете представлены профориентационные цифровые образовательные ресурсы на CD- и DVD-носителях.

Условием эффективной работы кабинета является использование актуальной профессиографической базы данных и информации о возможностях получения дополнительной информации о профессиях. Представители профессионально-производственного окружения школы могут предоставить кабинету информацию о продуктах и услугах предприятий и фирм; образцы, знакомящие с содержанием работы и технологическими процессами.

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

Манукова Т.А. педагог социальный

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Подготовка информационных данных по итогам поступления, занятости, трудоустройства учащихся 9, 11 классов

Классные руководители 9,11 кл.

Анализ результатов поступления учащихся 9 и 11 классов в учреждения высшего образования, учреждения средне-специального образования

заместитель директора по учебной работе

Систематизация методических материалов по профориентационной работе

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Организация работы факультативных занятий, объединений по интересам

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Милош Т.В., заместитель директора по учебной работе

Организация встреч учащихся 9-11 классов с представителями ССУО, УВО

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Организация консультативной помощи учащимся по вопросам профессионального становления и социализации

Манукова Т.А.,педагог социальный

Диагностика образовательных запросов учащихся и их законных представителей на 2019/2020 учебный год

заместитель директора по учебной работе

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, Центром занятости

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

  1. Информационно-методическое обеспечение

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп

Манукова Т.А.,педагог социальный

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Манукова Т.А.,педагог социальный

Манукова Т.А.,педагог социальный

Семинар-практикум с педагогами дополнительного образования, руководителями объединений по интересам «Методические основы профориентации во

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Милош Т.В. заместитель директора по учебной работе

Шимко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе

Консультации для классных руководителей, педагогов:

Манукова Т.А., педагог социальный, классные руководители

Выставка литературы по проблемам трудового воспитания и профориентации учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью профориентационной деятельности является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития.

Данная публикация содержит план профориентационных мероприятий, обеспечивающих выбор профессии обучающимися, в образовательной организации на учебный год.

План мероприятий по профориентационной работе в школе на учебный год

Мероприятия

Ответственный

Нормативно-правовое обеспечение мероприятий, направленных на организацию профессиональной ориентации обучающихся

Заключение договоров о совместной деятельности по профориентации школьников с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и другими заинтересованными организациями

Разработка и утверждение программ (комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др.), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

В течение учебного года

Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность по профессиональной ориентации обучающихся (положений о Центре по профориентационной работе с обучающимися, о стенде по профориентации и др.)

о плане работы по профориентации на учебный год;

назначении координатора (ответственного) по профориентационной работе;

утверждении положения о профориентационной работе в школе;

создании центра профориентационной работы в школе;

утверждении положения о центре профориентационной работы в школе;

утверждении положения о кабинете профориентации в школе;

составе совета по профориентации;

утверждении положения о совете по профориентации;

создании кабинета профориентации;

итогах месячника профориентации.

Внесение изменений в должностные обязанности педагогических работников в части организации деятельности по профессиональной ориентации обучающихся

Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями

Заместитель директора по ВР

Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов (курсов по выбору, ориентационных и информационных курсов и др.), посвященных планированию обучающимися профессиональных и жизненных перспектив; дополнительных образовательных программ (кружков, студий, секций)

Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Разработка программы по профессиональной ориентации и адаптации обучающихся к рынку труда на учебный год

Заместитель директора по УВР

Включение в учебный план школы элективных курсов:

Заместитель директора по УВР

Материально-техническое обеспечение профориентационной работы в школе

Оборудование кабинета профориентации и приобретение:

компьютеров с программным обеспечением для создания базы данных;

компьютеров для самостоятельного получения консультаций;

комплектов аудио-, видеотехники с материалами по теме; телефоном;

справочников по учреждениям НПО, СПО, вузам;

портативных компьютеров (ноутбуков) с программами по профориентации и психологическому тестированию;

Заместитель директора по АХР

Оборудование 12 автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования обучающихся

Заместитель директора по АХР

Дополнительная комплектация штатов специалистами для работы в Центре профориентации

Работа с педагогическим коллективом

Совещание при директоре по вопросу анализа трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УВР

Конкурс пособий, образовательных программ, методических разработок внеклассных мероприятий по профориентационной работе

В течение учебного года

Заместитель директора по НМР

Профконсультации по изучению личности школьника:

Совещание при директоре по вопросу анализа результатов профориентации и задачи на новый учебный год

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Создание школьного совета по профориентации

Создание тематической базы данных:

Словарь новых профессий.

Учреждения профессионального образования региона.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

Заместитель директора по ВР

Совещание при директоре по вопросу состояния профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям обучения

Заместитель директора по ВР

Совещание при заместителе директора по УВР по вопросу изучения уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9-х классах

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по НМР

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп

Заместитель директора по ВР

Совещание при директоре по вопросу содержания профориентации в условиях непрерывного образования

Заместитель директора по ВР

Совещание при заместителе директора по УВР по вопросу изучения уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 11-х классах

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по НМР

Совещание при заместителе директора по ВР по вопросу организации профориентационной работы в классе

Заместитель директора по ВР

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УВР

Совещание при заместителе директора по ВР по вопросу работы с обучающимися по интересам

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Совещание при заместителе директора по ВР по вопросу профориентации в процессе изучения основ наук

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Работа с родителями обучающихся

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий, элективных курсов

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору детьми профиля

Обобщение лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии

Заместитель директора по ВР

Выпуск буклета для родителей по профориентации

Заместитель директора по ВР

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации

Заместитель директора по НМР

Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

Заместитель директора по ВР

декоративно-прикладного творчества (5–7-е классы);

технического творчества (8–9-е классы);

компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии…2 (10–11-е классы);

В течение учебного года

Заместитель директора по ВР

Профориентационные экскурсии в учреждения профессионального образования

Заместитель директора по ВР

Профориентационный тренинг (5–11-е классы):

Подбор литературы для педагогического персонала школы по профессиональному самоопределению учащихся

Выпуск буклетов по профориентации для обучающихся:

Подготовка библиографических списков:

Профориентационные игры (9–11-е классы):

Заместитель директора по УВР

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута

Индивидуальное консультирование по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения

Консультации по проблеме выбора профессии обучающимися (по запросу родителей)

Групповые консультации по следующим вопросам:

осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными). Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

представление об основных внешних препятствиях на пути к сформулированным целям. Поиск путей и способов преодоления внешних препятствий;

представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также выявление своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как основа самоопределения);

поиск путей и способов преодоления внутренних недостатков и оптимального использования достоинств, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности;

наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;

методы построения карьеры.

Подбор литературы для педагогического персонала школы по профессиональному самоопределению обучающихся

Использование в учебно-воспитательном процессе следующих видов урочной деятельности по профориентации обучающихся:

Заместитель директора по УВР

Классные часы по профориентации для учащихся 1–4-х классов:

Классные часы по профориентации для учащихся 9–11-х классов:

Беседы для учащихся 1–4-х классов:

Беседы для учащихся 9-х классов:

Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий (9–11-е классы)

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

Заместитель директора по ВР

Мониторинг запросов детей и родителей (законных представителей) по направлениям организации профориентационной работы школы

Мониторинг самоопределения выпускников 2018 г.

Пополнение банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников школы

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Оформление стенда по предпрофильной подготовке с образцом заполнения портфолио и инструкцией к нему, структурой образовательной сети, набором профилей, списком курсов по выбору

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ВР

Создание на школьном сайте действующей в постоянном режиме страницы, посвященной психологическим проблемам подростков

Заместитель директора по ВР

Диагностика обучающихся 9-х классов с целью выявления их профессиональных интересов при выборе профиля обучения

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Единый день профориентации

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по НМР

Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального образования системы МВД, министерства обороны

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по НМР

Диагностика профессионального профиля личности (интересов и способностей) обучающихся 9 и 11-х классов

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Социологический опрос с целью выявления профессиональных намерений и их реализации (7–11-е классы)

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Мониторинг эффективности реализации программ (системы, проектов, комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

Мониторинг эффективности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников (включая отслеживание результатов выбранного обучающимся направления при предпрофильной подготовке: продолжение реализации данного направления на этапе профильного обучения и выбора специальности при поступлении в учреждения НПО, СПО, вузы), социальных проб, практик и др.

На главную Профориентация старшеклассников Просвещение педагогов по вопросам профориентации Система профориентационной работы в школе - Примерный план профориентационной работы школы

Приложение 2

Примерный план профориентационной работы школы

Содержание деятельности

Ответственные

Организационная работа в школе

1

Оформление кабинета, уголка по профориентации.
“Твоя профессиональная карьера”
“В мире профессий”
“Слагаемые выбора профессии”
Оформление стенда (общешкольного): “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.
“Образовательная карта школы (района, города)”.
(школьная сеть, направления, учебные заведения)

Совет по профориентации

2

Работа школьного совета по профориентации.

Зам. директора по воспитательной работе

3

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников X, XII кл.)

Зам. директора по воспитательной работе

4

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации.
“Организация профориентационной работы в классе”

Зам. директора по воспитательной работе

5

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

Зам. директора по воспитательной работе

6

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

7

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

8

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных (см. Приложение 5)

Зам. директора по УВР, зам. директора по воспитательной работе

9

Зам. директора по УВР

10

Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть"

11

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель

12

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, руководительсовета по профориентации

13

Зам. директора по воспитательной работе

14

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

Зам. директора по воспитательной работе, совет по профориентации

Работа с педагогическими кадрами.

1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп

Зам. директора по воспитательной работе

2

Зам. директора по УВР.
Зам. директора по воспитательной работе

3

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
“Система образования в Республике Беларусь”;
“Система профориентационной работы в городе, в школе”;
“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;
“Работа с учащимися по интересам”;
“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
“Профориентация в процессе изучения основ наук”

Зам. директора по воспитательной работе.
Руководитель МО
Психолог

4

Организовать для педагогов профконсультации
по изучению личности школьника
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”,
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

5-8 кл
9-10 кл
9-11 кл
11-12 кл

5

Организовать проведение конкурса пособий
по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.

Совет по профориентации
Зам директора по воспитательной работе

6

Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

Зам. директора по воспитательной работе

7

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

8

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

Зам. директора по воспитательной работе

9

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися

Зам. директора по воспитательной работе

Работа с родителями

1

Зам. директора по воспитательной работе

2

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”

Кл. руководитель,
Психолог

3

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

Кл. руководитель
Учителя-предметники

4

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

5

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

6

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий

Кл. руководитель
Учителя-предметники

7

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Кл. руководитель
Психолог

8

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам

Зам. дир. по восп. работе
Кл. руководитель

9

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений

Кл. руководитель
Психолог

Работа с учащимися

1

Допрофильная подготовка
Курс “Выбор” и “Твоя профессиональная карьера”

Учителя-предметники
Кл. руководитель

2

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

3

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

Психолог.
Кл. руководитель

4

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

Кл. руководитель
Психолог

5

Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений

6

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся

7

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

8

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

9

Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:
“Транспорт”, “Военные профессии”
“Информационные технологии”.
“Строительство и архитектура”, и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

К.л. руководитель, библиотекарь.

10

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”

11

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

12

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

Зам. директора по воспитательной работе

13

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

Зам. директора по воспитательной работе

14

Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д.
Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками

15

Кл. руководитель, психолог

16

Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

17

Оформление на каждого учащегося профориентационной карты

Кл. руководитель, психолог.

18

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

19

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

20

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

21

Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- знакомство со строительными профессиями;
- пришкольный лагерь отдыха (педкласс)

Зам. директора по воспитательной работе
Кл. руководитель

22

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии

23

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

24

Защита проектов
“Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”
“Ступени мастерства”
“Мои жизненные планы, перспективы и возможности”

· Создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

· Ознакомление обучающихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах.

· Формирование у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной деятельности.

· Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучющихся для разделения их по профилям обучения.

· Оказание дополнительной поддержки обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

· Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

· Выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.

Содержание плана работы:

План работы реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучюащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации обучающихся:
– сформировать положительное отношение к труду;
– научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
– научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
– научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Работа по профориентации в школе проводится по следующим направлениям:

· Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

· Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

· Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

· Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность обучающихся в социальной значимости труда.

От того, насколько глубоко они смогут изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность их выбора. При этом следует учитывать, что только специалисты могут дать обучающимся достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у обучающихся обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Читайте также: