Изложение по коллективно составленному плану 2 класс школа россии
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель урока: развивать речь учащихся, развивать внимание и память учащихся, активизировать и стимулировать у учащихся интерес к занятиям русским языком.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
- формирование бережного отношения к природе ;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ в устной и письменной форме;
- овладение основами коммуникативной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие представления о связи между предложениями;
- развитие умения передавать содержание текста по вопросам ;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных текстов;
- владение умением проверять написанное.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, приветливы, добры и здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу.
- А сейчас, отгадайте загадку:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
(показ слайдов с изображением ласточек)
2. Целеполагание.
- Что вы знаете о ласточке? Когда они прилетают к нам? ( ответы учащихся ).
- А знаете ли вы, что…
почти всё время ласточка проводит в полете и очень редко спускается на землю.
процесс кормления у этих птиц осуществляется прямо на лету. И даже своих птенцов ласточка кормит в воздухе.
по земле ласточки ходят весьма неловко и неохотно.
птица очень много ест, поэтому большая часть времени тратится на поиск пищи (за сутки птенцов кормят более 300 раз!)
ласточки на лету не только едят, но и пьют, снижаясь к водоему и захватывая клювом воду и даже… спят.
ласточка — однолюб и строит пару надолго. Всего за сезон самка высиживает 2 выводка птенцов.
человеку эти птицы приносят большую пользу, истребляя меленьких насекомых, которых не едят другие птицы — комаров и мух.
существует примета, что если ласточки летают низко к земле, значит, будет дождь. Однако не все знают, что этому есть научное обоснование. Дело в том, что перед дождем повышается влажность воздуха. Она утяжеляет оперение, а потому птица спускается ниже к земле.
ласточка считалась священной птицей богини Изиды в Древнем Египте и богинь материнства у разных народов.
- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, письменно передавать его содержание с помощью вопросов. Как называется такой вид работы? ( Изложение )
- Ребята, вы догадались, кто будет героем нашего изложения?
- Прочитайте название текста. ( Ласточки )
- Определите, какова тема текста. ( Текст про ласточек )
3. Первичное знакомство с текстом. ( Читает учитель )
Над наличником окна было гнездо ласточек.
Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.
Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил её в гнездо.
Ласточки весело защебетали.
- Правильно ли мы определили тему текста? ( Да )
- Кто главные герои рассказа? ( Петя и ласточки )
- Что произошло с птенцом ласточек? ( Выпал из гнезда )
- Как поступил Петя? ( Поднял птичку, посадил в гнездо )
- Почему он так поступил? ( Добрый мальчик, бережно относится к природе, любит и жалеет животных )
- Что в тексте самое главное? ( Нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе позаботиться )
4. Наблюдение над структурой текста .
- Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей? (4)
- Вы узнали из текста, как выглядели ласточки, есть ли в тексте их описание? ( Нет )
- Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? ( Действий )
- Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать один рисунок? ( Нет, несколько рисунков )
- К какому типу текстов его можно отнести? ( Текст-повествование )
5. Подробный разбор частей.
- Найдите и прочитайте первую часть.
- Где было гнездо ласточек?
- Как можно озаглавить первую часть? ( Гнездо ласточек. )
- Найдите слова, которые помогут определить, где находится гнездо ласточек?
Над наличником окна (слова выносятся на доску).
- Найдите и прочитайте вторую часть.
- Что случилось однажды с птенчиком?
- Как вели себя ласточки?
- Как можно озаглавить вторую часть? ( Птенчик выпал. )
- Назовите действия, которые помогут представить происходящие события:
Однажды выпал , кружились , звучно пищали (слова выносятся на доску).
- Найдите и прочитайте третью часть.
- Кто увидел птенчика?
- Что сделал мальчик?
- Как можно озаглавить эту часть? ( Петя спас птенца. )
- Назовите слова - названия действий.
Увидел, поднял, посадил (слова выносятся на доску).
- Найдите и прочитайте четвёртую часть.
- Как вели себя ласточки?
- Как можно озаглавить четвёртую часть? ( Благодарные ласточки. )
- Найдите слова (слово), которые показывают, как изменилось состояние ласточек.
Защебетали (слово выносится на доску).
В процессе работы в тетрадях появляется коллективно составленный план.
Петя спас птенца.
На доске выписаны опорные слова.
Слова для справок: над наличником окна, однажды выпал, кружились, звучно пищали, увидел, поднял, посадил, весело защебетали.
6. Словарная и лексико-орфографическая подготовка.
- Найдите в тексте незнакомые слова. Попробуйте объяснить их значение.
Что такое наличники ? ( Наличник - фигурная , резная накладная планка или рама , используемая для декоративного обрамления наружного оконного или дверного проема .)
- Найдите и назовите орфограммы, объясните написание слов:
из гн е зда (гн е здо), ласто чк и, кру жи лись, п ища ли, П етя, пти чк у, по с а дил, в е село.
- Прочитайте слова, написание которых вы пока не знаете, и постарайтесь их запомнить:
над н а личн и ком, о днажды, звучн о , пте нч и к , п о днял, весел о , з а щ е б е тали.
- Найдите выражения, которыми описаны голоса ласточек. Определите, на какое состояние птиц они указывают. Как сказать иначе:
Звучно пищали - ________________________________
Весело защебетали - _____________________________
Однажды - ___________________________________
7.Физкультминутка.
8. Повторное чтение и пересказ вслух сначала по частям, затем целого текста по составленному плану.
При пересказе вслух пронаблюдать за тем, чтобы не было повторов и пропуска фактов.
9. Самостоятельная запись текста.
- Как на письме выделяем каждую часть? ( Пишем с красной строки )
- Сколько частей должно получиться? (4)
- Используя план текста, вопросы и слова-помощники запишите рассказ в тетрадь.
- Проверьте свою запись.
10. Самопроверка.
- Проверьте, все ли предложения вы оформили правильно?
- Проверьте, правильно ли написаны слова, в которых мы выделяли орфограммы?
ЦЕЛЬ: Учить последовательно излагать содержание связного текста, соблюдая трехчастную структуру высказывания, проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами; развивать умение подбирать заголовки к частям текста (составлять план), связную речь учащихся, орфографические умения и навыки; воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, к природе.
Организация класса.
Актуализация чувственного опыта учащихся.
Слово учителя с последующей беседой.
Послушайте описание животного. Попробуйте догадаться, о ком идет речь.
Это одно из самых красивых животных в мире. Его называют бесценным украшением нашей планеты. Это стройное, грациозное животное. Его голова увенчана ветвистыми рогами, которые очень ценятся. Из молодых рогов изготовляют лекарство. Живет в лесах. Зимой питается желудями, сухими листьями, побегами различных растений. Летом – зелеными растениями. Его главный враг – волк. Охота на этих животных запрещена, они занесены в Красную книгу.
Что это за животное?
Что вы знаете об этих животных?
Сегодня вы узнаете историю, которая произошла однажды с маленьким оленёнком, и напишите изложение (пересказ) этой истории.
Работа над изложением текста.
Чтение текста учителем.
Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.
Лесник отдал оленёнка школьника. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.
За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.
Беседа по содержанию текста:
Кого однажды подобрал лесник в лесу?
Какая беда случилась у оленёнка?
Кому лесник отдал малыша?
Что сделали ребята?
Чем закончилась история с оленёнком?
Правильно ли поступили ребята? Почему?
Какими словами можно заменить слова оленёнок, ребята, чтобы избежать их повтора? (Оленёнок – малыш, зверёк, друг, он, его. Ребята – школьники, детвора, ребятишки, дети, они)
Повторное чтение текста; деление его на части; составление плана.
При повторном чтении текста определите его зачин (начало), основную часть и заключение (концовку).
О чем говорится в зачине? В основной части? В концовке?
Как вы думаете, сколько абзацев будет в тексте? Будут ли они совпадать с частями текста?
Подберите заголовки к каждой части текста. (Заголовки записываются в виде плана на доске)
Лесник нашёл оленёнка. (Находка лесника)
Оленёнок живёт у ребят. (В гостях у школьников)
Малыш подрос. (Снова домой)
Пересказ по составленному плану.
Л..сник, л..су, ол..нёнок, м..лыш, ..ни (они), д..твора, д..вали, п..ченье, с..лу, р..дном, отв..ли, н..сила, зв..рьку; р..бята, м..л..ка, пищ.. , ж..ть, Рыж..к, хле.. .
Повторное чтение текста.
Самостоятельная запись текста.
Для слабых учеников – карточки с опорными словами.
1.Лесник нашёл оленёнка.
О дна ж ды, п о д о брал, п о гибла, не умел добывать.
2.Оленёнок живёт у ребят.
О т дал, назвали, о твели, мест о , носили, гулял.
Должен жить, о твели, загрустили.
Проверка написанного изложения.
О чем мы писали изложение?
Как вы думаете, этот текст – повествование, описание или рассуждение? Почему?
Цель: учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.
Цель: учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.
Оборудование: карточки с текстами, напечатанные слова для орфографической подготовки.
I. Организационный момент
- Сегодня мы продолжим учиться писать изложения. Кто помнит, что такое изложение?
- Да. Изложение – письменный пересказ текста, который мы восприняли на слух или прочли.
- Какие задачи поставлены перед нами? (уметь высказывать свое мнение, правильно передать содержание текста, правильно оформлять предложения, постараться написать без ошибок)
- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:
Цветом чёрная - не грач:
Меньше ростом, в полушалке
Сером, в лужице калач
Отыскала птица… (Галка)
Вот опять гнездо себе
Мастерит в печной трубе,
И туда, на крышу дома,
Тащит ветки и солому,
Натаскает ваты, пуха -
Хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход
Ни за что не влезет кот.
Вот смекалка, так смекалка!
Это что за птица? (Галка)
(Дети отгадывают загадку и рассматривают иллюстрацию)
III. Ознакомление с текстом.
- О какой черте характера галки говорит нам вторая загадка? (Галка умная)
- А вот какую интересную историю о галке рассказал нам знаменитый русский писатель Л. Н. Толстой. У него много рассказов для детей, и все они поучительные, интересные, в них много мудрости.
(Текст дается без заголовка и без выделения частей)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!
- О чем узнали из этого рассказа? Понравилась ли вам галка? Чем?
- Какое задание нужно выполнить? (Озаглавить текст.)
- Какому еще требованию текст не соответствует? (Не выделены части.)
- Что нам нужно сделать? (Разделить текст на части.)
IV. Подбор заголовка к тексту
- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему текста и его основную мысль)
- Какой вопрос нужно себе задать, чтобы определить тему текста?
- О чем этот рассказ? Начните свой ответ словами: в этом рассказе говорится о том, как…
- Определить основную мысль вам поможет вопрос: почему Л.Н.Толстой рассказал нам об этом случае? (Он удивился, что галка оказалась такой умной и находчивой.)
- Подберите заголовок, который отразит главное. Запишите самостоятельно.
V. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана.
- Почему галка не могла достать воду?
- Почему галка не могла достать воду? (Очень трудно достать воду птичке с небольшой шеей, это не журавль.)
- Кто видел кувшин? Для чего служит эта посуда?
Глиняный, высокий, округлый сосуд, суживающийся кверху с горлышком и ручкой, для жидкости.
- Какой выход нашла галка?
- В каком предложении автор выразил своё удивление, восхищение?
- Прочитайте, передав отношение автора.
- Что надо сделать, чтобы лучше запомнить текст? (Поставить вопросы.)
- К чему мы ставили вопросы? (К каждой части.)
- Да, у нас получался план в виде вопросов. А сегодня мы составим план из предложений, в которых отразим главное в каждой части.
- С чего начнем работу? (Разделим текст на части.)
- Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)
- О чем говорится в первой части? (О том, что галка хотела пить, но не могла достать воду.)
- Прочтите первую часть. Сколько в ней предложений? (Четыре.)
- Что главное в этой части? (Галке не достать воду.)
- Почему это главное? (Дальше говорится о том, как галка достала воду.)
- В какой части об этом сказано? Сколько предложений в этой части? (Два.)
- Что сделала галка, чтобы достать воду?
- Как назовем эту часть? (Галка кидает камушки.)
- Докажите, что это главное в части. (Галка догадалась, как достать воду.)
- Прочтите последнюю часть. Сколько в ней предложений? (Одно.)
- Почему в этом предложении стоит восклицательный знак?
План записывается на доске:
Галке не достать воду.
Галка кидает камушки.
Вот так галка!
- Как составляли план?
- Прочтите план. Помогает ли он вспомнить все главные моменты рассказа?
VI. Орфографическая подготовка
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные , подберите проверочные слова.
Х…тела, (на) дв…ре , ст…ял , (с )в…дой , к…дать, в кувш…не.
- Выпишем слова, трудные для написания.
Только, столько, не достать, накидала, выше, можно
- Что делали при подготовке к изложению? Для чего выписали трудные для написания слова?
VII. Перечитывание текста
VIII. Запись текста
- О чем нельзя забывать при записи текста? (Делить текст на части. Каждую часть записывать с красной строки.)
Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.
Задачи:
– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;
– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;
– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.
Этапы урока
Ход урока
УУД
У: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
2. Вводная беседа
Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями…
У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес – это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.
3. Работа с текстом
У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.
Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?
Д: В тесте говорится о елочке.
У: Когда елочка появилась на свет:
Д: Елочка появилась на свет осенью.
У: Что увидела елочка, высунувшись из земли?
Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву.
У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения?
Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки.
У: Что дарит осина?
Д: Осина дарит красные китайские фонарики.
У: Что дарит клен?
Д: Клен роняет оранжевые звезды.
У: Какие подарки у ивы?
Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
У: Как чувствует себя елочка?
Д: Елочка счастлива.
У: Как она выглядит?
Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки.
У: Какое название можно придумать к тексту?
Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…
У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста?
Д: День рождения елочки.
У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
4. Находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
4. Составление плана
У: На сколько смысловых частей можно разделить текст?
Д: О том, как и когда, появилась елочка.
У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Когда появилась елочка?
У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте вторую часть. О чем она?
Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев.
У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Какие подарки получала елочка в день рождения?
У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?
Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков.
У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Какая стояла елочка.
У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.
2. Представлять информацию в виде плана.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
У: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)
У: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм.
Д: 1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.
У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.
1. Представлять информацию в виде схемы.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Устное изложение по плану
У: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
8. Чтение текста
У: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.
Развиваем умение слушать.
9. Написание изложения
У: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.
Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из плана.
У: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
11. Итог урока. Рефлексия
У: Чему мы делали на уроке?
Д: Писали изложение.
У: Что понравилось на уроке?
Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.
У: Что было сложным на уроке?
Д: Письменно излагать содержание текста.
У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.
УМК: Школа России.
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык (в 2-х частях). Часть 1.
Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану
Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.
Задачи:
– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;
– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;
– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.
Этапы урока
У: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
2. Вводная беседа
Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями…
У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес – это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.
3. Работа с текстом
У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.
Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?
Д: В тесте говорится о елочке.
У: Когда елочка появилась на свет:
Д: Елочка появилась на свет осенью.
У: Что увидела елочка, высунувшись из земли?
Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву.
У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения?
Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки.
У: Что дарит осина?
Д: Осина дарит красные китайские фонарики.
У: Что дарит клен?
Д: Клен роняет оранжевые звезды.
У: Какие подарки у ивы?
Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
У: Как чувствует себя елочка?
Д: Елочка счастлива.
У: Как она выглядит?
Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки.
У: Какое название можно придумать к тексту?
Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…
У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста?
Д: День рождения елочки.
У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
4. Находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
4. Составление плана
У: На сколько смысловых частей можно разделить текст?
Д: О том, как и когда, появилась елочка.
У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Когда появилась елочка?
У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте вторую часть. О чем она?
Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев.
У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Какие подарки получала елочка в день рождения?
У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?
Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков.
У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Какая стояла елочка.
У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.
2. Представлять информацию в виде плана.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
У: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)
У: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм.
Д: 1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.
У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.
1. Представлять информацию в виде схемы.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Устное изложение по плану
У: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
8. Чтение текста
У: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.
Развиваем умение слушать.
9. Написание изложения
У: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.
Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из плана.
У: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
11. Итог урока. Рефлексия
У: Чему мы делали на уроке?
Д: Писали изложение.
У: Что понравилось на уроке?
Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.
У: Что было сложным на уроке?
Д: Письменно излагать содержание текста.
У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.
Читайте также: