Изложение по коллективно составленному плану 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока: развивать речь учащихся, развивать внимание и память учащихся, активизировать и стимулировать у учащихся интерес к занятиям русским языком.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

- формирование бережного отношения к природе ;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ в устной и письменной форме;

- овладение основами коммуникативной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие представления о связи между предложениями;

- развитие умения передавать содержание текста по вопросам ;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных текстов;

- владение умением проверять написанное.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, приветливы, добры и здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу.

- А сейчас, отгадайте загадку:

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

(показ слайдов с изображением ласточек)

2. Целеполагание.

- Что вы знаете о ласточке? Когда они прилетают к нам? ( ответы учащихся ).

- А знаете ли вы, что…

почти всё время ласточка проводит в полете и очень редко спускается на землю.

процесс кормления у этих птиц осуществляется прямо на лету. И даже своих птенцов ласточка кормит в воздухе.

по земле ласточки ходят весьма неловко и неохотно.

птица очень много ест, поэтому большая часть времени тратится на поиск пищи (за сутки птенцов кормят более 300 раз!)

ласточки на лету не только едят, но и пьют, снижаясь к водоему и захватывая клювом воду и даже… спят.

ласточка — однолюб и строит пару надолго. Всего за сезон самка высиживает 2 выводка птенцов.

человеку эти птицы приносят большую пользу, истребляя меленьких насекомых, которых не едят другие птицы — комаров и мух.

существует примета, что если ласточки летают низко к земле, значит, будет дождь. Однако не все знают, что этому есть научное обоснование. Дело в том, что перед дождем повышается влажность воздуха. Она утяжеляет оперение, а потому птица спускается ниже к земле.

ласточка считалась священной птицей богини Изиды в Древнем Египте и богинь материнства у разных народов.

- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, письменно передавать его содержание с помощью вопросов. Как называется такой вид работы? ( Изложение )

- Ребята, вы догадались, кто будет героем нашего изложения?

- Прочитайте название текста. ( Ласточки )

- Определите, какова тема текста. ( Текст про ласточек )

3. Первичное знакомство с текстом. ( Читает учитель )

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.

Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил её в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

- Правильно ли мы определили тему текста? ( Да )

- Кто главные герои рассказа? ( Петя и ласточки )

- Что произошло с птенцом ласточек? ( Выпал из гнезда )

- Как поступил Петя? ( Поднял птичку, посадил в гнездо )

- Почему он так поступил? ( Добрый мальчик, бережно относится к природе, любит и жалеет животных )

- Что в тексте самое главное? ( Нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе позаботиться )

4. Наблюдение над структурой текста .

- Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей? (4)

- Вы узнали из текста, как выглядели ласточки, есть ли в тексте их описание? ( Нет )

- Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? ( Действий )

- Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать один рисунок? ( Нет, несколько рисунков )

- К какому типу текстов его можно отнести? ( Текст-повествование )

5. Подробный разбор частей.

- Найдите и прочитайте первую часть.

- Где было гнездо ласточек?

- Как можно озаглавить первую часть? ( Гнездо ласточек. )

- Найдите слова, которые помогут определить, где находится гнездо ласточек?

Над наличником окна (слова выносятся на доску).

- Найдите и прочитайте вторую часть.

- Что случилось однажды с птенчиком?

- Как вели себя ласточки?

- Как можно озаглавить вторую часть? ( Птенчик выпал. )

- Назовите действия, которые помогут представить происходящие события:

Однажды выпал , кружились , звучно пищали (слова выносятся на доску).

- Найдите и прочитайте третью часть.

- Кто увидел птенчика?

- Что сделал мальчик?

- Как можно озаглавить эту часть? ( Петя спас птенца. )

- Назовите слова - названия действий.

Увидел, поднял, посадил (слова выносятся на доску).

- Найдите и прочитайте четвёртую часть.

- Как вели себя ласточки?

- Как можно озаглавить четвёртую часть? ( Благодарные ласточки. )

- Найдите слова (слово), которые показывают, как изменилось состояние ласточек.

Защебетали (слово выносится на доску).

В процессе работы в тетрадях появляется коллективно составленный план.

Петя спас птенца.

На доске выписаны опорные слова.

Слова для справок: над наличником окна, однажды выпал, кружились, звучно пищали, увидел, поднял, посадил, весело защебетали.

6. Словарная и лексико-орфографическая подготовка.

- Найдите в тексте незнакомые слова. Попробуйте объяснить их значение.

Что такое наличники ? ( Наличник - фигурная , резная накладная планка или рама , используемая для декоративного обрамления наружного оконного или дверного проема .)

- Найдите и назовите орфограммы, объясните написание слов:

из гн е зда (гн е здо), ласто чк и, кру жи лись, п ища ли, П етя, пти чк у, по с а дил, в е село.

- Прочитайте слова, написание которых вы пока не знаете, и постарайтесь их запомнить:

над н а личн и ком, о днажды, звучн о , пте нч и к , п о днял, весел о , з а щ е б е тали.

- Найдите выражения, которыми описаны голоса ласточек. Определите, на какое состояние птиц они указывают. Как сказать иначе:

Звучно пищали - ________________________________

Весело защебетали - _____________________________

Однажды - ___________________________________

7.Физкультминутка.

8. Повторное чтение и пересказ вслух сначала по частям, затем целого текста по составленному плану.

При пересказе вслух пронаблюдать за тем, чтобы не было повторов и пропуска фактов.

9. Самостоятельная запись текста.

- Как на письме выделяем каждую часть? ( Пишем с красной строки )

- Сколько частей должно получиться? (4)

- Используя план текста, вопросы и слова-помощники запишите рассказ в тетрадь.

- Проверьте свою запись.

10. Самопроверка.

- Проверьте, все ли предложения вы оформили правильно?

- Проверьте, правильно ли написаны слова, в которых мы выделяли орфограммы?

ЦЕЛЬ: Учить последовательно излагать содержание связного текста, соблюдая трехчастную структуру высказывания, проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами; развивать умение подбирать заголовки к частям текста (составлять план), связную речь учащихся, орфографические умения и навыки; воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, к природе.

Организация класса.

Актуализация чувственного опыта учащихся.

Слово учителя с последующей беседой.

Послушайте описание животного. Попробуйте догадаться, о ком идет речь.

Это одно из самых красивых животных в мире. Его называют бесценным украшением нашей планеты. Это стройное, грациозное животное. Его голова увенчана ветвистыми рогами, которые очень ценятся. Из молодых рогов изготовляют лекарство. Живет в лесах. Зимой питается желудями, сухими листьями, побегами различных растений. Летом – зелеными растениями. Его главный враг – волк. Охота на этих животных запрещена, они занесены в Красную книгу.

Что это за животное?

Что вы знаете об этих животных?

Сегодня вы узнаете историю, которая произошла однажды с маленьким оленёнком, и напишите изложение (пересказ) этой истории.

Работа над изложением текста.

Чтение текста учителем.

Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.

Лесник отдал оленёнка школьника. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.

За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.

Беседа по содержанию текста:

Кого однажды подобрал лесник в лесу?

Какая беда случилась у оленёнка?

Кому лесник отдал малыша?

Что сделали ребята?

Чем закончилась история с оленёнком?

Правильно ли поступили ребята? Почему?

Какими словами можно заменить слова оленёнок, ребята, чтобы избежать их повтора? (Оленёнок – малыш, зверёк, друг, он, его. Ребята – школьники, детвора, ребятишки, дети, они)

Повторное чтение текста; деление его на части; составление плана.

При повторном чтении текста определите его зачин (начало), основную часть и заключение (концовку).

О чем говорится в зачине? В основной части? В концовке?

Как вы думаете, сколько абзацев будет в тексте? Будут ли они совпадать с частями текста?

Подберите заголовки к каждой части текста. (Заголовки записываются в виде плана на доске)

Лесник нашёл оленёнка. (Находка лесника)

Оленёнок живёт у ребят. (В гостях у школьников)

Малыш подрос. (Снова домой)

Пересказ по составленному плану.

Л..сник, л..су, ол..нёнок, м..лыш, ..ни (они), д..твора, д..вали, п..ченье, с..лу, р..дном, отв..ли, н..сила, зв..рьку; р..бята, м..л..ка, пищ.. , ж..ть, Рыж..к, хле.. .

Повторное чтение текста.

Самостоятельная запись текста.

Для слабых учеников – карточки с опорными словами.

1.Лесник нашёл оленёнка.

О дна ж ды, п о д о брал, п о гибла, не умел добывать.

2.Оленёнок живёт у ребят.

О т дал, назвали, о твели, мест о , носили, гулял.

Должен жить, о твели, загрустили.

Проверка написанного изложения.

О чем мы писали изложение?

Как вы думаете, этот текст – повествование, описание или рассуждение? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.

Цель: учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями; формировать умения определять основную мысль текста, отражать основную мысль в заголовке, составлять план текста; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, любовь к животным и самоконтроль.

Оборудование: карточки с текстами, напечатанные слова для орфографической подготовки.

I. Организационный момент

- Сегодня мы продолжим учиться писать изложения. Кто помнит, что такое изложение?

- Да. Изложение – письменный пересказ текста, который мы восприняли на слух или прочли.

- Какие задачи поставлены перед нами? (уметь высказывать свое мнение, правильно передать содержание текста, правильно оформлять предложения, постараться написать без ошибок)

- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

Цветом чёрная - не грач:

Меньше ростом, в полушалке

Сером, в лужице калач

Отыскала птица… (Галка)

Вот опять гнездо себе

Мастерит в печной трубе,

И туда, на крышу дома,

Тащит ветки и солому,

Натаскает ваты, пуха -

Хорошо птенцам и сухо.

И в колодец-дымоход

Ни за что не влезет кот.

Вот смекалка, так смекалка!

Это что за птица? (Галка)

(Дети отгадывают загадку и рассматривают иллюстрацию)

III. Ознакомление с текстом.

- О какой черте характера галки говорит нам вторая загадка? (Галка умная)

- А вот какую интересную историю о галке рассказал нам знаменитый русский писатель Л. Н. Толстой. У него много рассказов для детей, и все они поучительные, интересные, в них много мудрости.

(Текст дается без заголовка и без выделения частей)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!

- О чем узнали из этого рассказа? Понравилась ли вам галка? Чем?

- Какое задание нужно выполнить? (Озаглавить текст.)

- Какому еще требованию текст не соответствует? (Не выделены части.)

- Что нам нужно сделать? (Разделить текст на части.)

IV. Подбор заголовка к тексту

- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему текста и его основную мысль)

- Какой вопрос нужно себе задать, чтобы определить тему текста?

- О чем этот рассказ? Начните свой ответ словами: в этом рассказе говорится о том, как…

- Определить основную мысль вам поможет вопрос: почему Л.Н.Толстой рассказал нам об этом случае? (Он удивился, что галка оказалась такой умной и находчивой.)

- Подберите заголовок, который отразит главное. Запишите самостоятельно.

V. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана.

- Почему галка не могла достать воду?

- Почему галка не могла достать воду? (Очень трудно достать воду птичке с небольшой шеей, это не журавль.)

- Кто видел кувшин? Для чего служит эта посуда?

Глиняный, высокий, округлый сосуд, суживающийся кверху с горлышком и ручкой, для жидкости.

- Какой выход нашла галка?

- В каком предложении автор выразил своё удивление, восхищение?

- Прочитайте, передав отношение автора.

- Что надо сделать, чтобы лучше запомнить текст? (Поставить вопросы.)

- К чему мы ставили вопросы? (К каждой части.)

- Да, у нас получался план в виде вопросов. А сегодня мы составим план из предложений, в которых отразим главное в каждой части.

- С чего начнем работу? (Разделим текст на части.)

- Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

- О чем говорится в первой части? (О том, что галка хотела пить, но не могла достать воду.)

- Прочтите первую часть. Сколько в ней предложений? (Четыре.)

- Что главное в этой части? (Галке не достать воду.)

- Почему это главное? (Дальше говорится о том, как галка достала воду.)

- В какой части об этом сказано? Сколько предложений в этой части? (Два.)

- Что сделала галка, чтобы достать воду?

- Как назовем эту часть? (Галка кидает камушки.)

- Докажите, что это главное в части. (Галка догадалась, как достать воду.)

- Прочтите последнюю часть. Сколько в ней предложений? (Одно.)

- Почему в этом предложении стоит восклицательный знак?

План записывается на доске:

Галке не достать воду.

Галка кидает камушки.

Вот так галка!

- Как составляли план?

- Прочтите план. Помогает ли он вспомнить все главные моменты рассказа?

VI. Орфографическая подготовка

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные , подберите проверочные слова.

Х…тела, (на) дв…ре , ст…ял , (с )в…дой , к…дать, в кувш…не.

- Выпишем слова, трудные для написания.

Только, столько, не достать, накидала, выше, можно

- Что делали при подготовке к изложению? Для чего выписали трудные для написания слова?

VII. Перечитывание текста

VIII. Запись текста

- О чем нельзя забывать при записи текста? (Делить текст на части. Каждую часть записывать с красной строки.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.

Задачи:

– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;

– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;

– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.

Этапы урока

Ход урока

УУД

У: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

2. Вводная беседа

Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями…

У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес – это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.

3. Работа с текстом

У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?

Д: В тесте говорится о елочке.

У: Когда елочка появилась на свет:

Д: Елочка появилась на свет осенью.

У: Что увидела елочка, высунувшись из земли?

Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву.

У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения?

Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки.

У: Что дарит осина?

Д: Осина дарит красные китайские фонарики.

У: Что дарит клен?

Д: Клен роняет оранжевые звезды.

У: Какие подарки у ивы?

Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

У: Как чувствует себя елочка?

Д: Елочка счастлива.

У: Как она выглядит?

Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки.

У: Какое название можно придумать к тексту?

Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…

У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста?

Д: День рождения елочки.

У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифициро-вать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

4. Составление плана

У: На сколько смысловых частей можно разделить текст?

Д: О том, как и когда, появилась елочка.

У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника.

Д: Когда появилась елочка?

У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте вторую часть. О чем она?

Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев.

У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника.

Д: Какие подарки получала елочка в день рождения?

У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?

Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков.

У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника.

Д: Какая стояла елочка.

У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде плана.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

У: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)

У: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм.

Д: 1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.

У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7. Устное изложение по плану

У: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

8. Чтение текста

У: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.

Развиваем умение слушать.

9. Написание изложения

У: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из плана.

У: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

11. Итог урока. Рефлексия

У: Чему мы делали на уроке?

Д: Писали изложение.

У: Что понравилось на уроке?

Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.

У: Что было сложным на уроке?

Д: Письменно излагать содержание текста.

У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.

УМК: Школа России.

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык (в 2-х частях). Часть 1.

Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану

Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.

Задачи:

– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;

– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;

– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.

Этапы урока

У: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

2. Вводная беседа

Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями…

У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес – это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.

3. Работа с текстом

У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?

Д: В тесте говорится о елочке.

У: Когда елочка появилась на свет:

Д: Елочка появилась на свет осенью.

У: Что увидела елочка, высунувшись из земли?

Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву.

У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения?

Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки.

У: Что дарит осина?

Д: Осина дарит красные китайские фонарики.

У: Что дарит клен?

Д: Клен роняет оранжевые звезды.

У: Какие подарки у ивы?

Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

У: Как чувствует себя елочка?

Д: Елочка счастлива.

У: Как она выглядит?

Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки.

У: Какое название можно придумать к тексту?

Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…

У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста?

Д: День рождения елочки.

У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифициро-вать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

4. Составление плана

У: На сколько смысловых частей можно разделить текст?

Д: О том, как и когда, появилась елочка.

У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника.

Д: Когда появилась елочка?

У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте вторую часть. О чем она?

Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев.

У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника.

Д: Какие подарки получала елочка в день рождения?

У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?

Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков.

У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника.

Д: Какая стояла елочка.

У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде плана.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

У: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)

У: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм.

Д: 1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.

У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7. Устное изложение по плану

У: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

8. Чтение текста

У: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.

Развиваем умение слушать.

9. Написание изложения

У: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из плана.

У: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

11. Итог урока. Рефлексия

У: Чему мы делали на уроке?

Д: Писали изложение.

У: Что понравилось на уроке?

Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.

У: Что было сложным на уроке?

Д: Письменно излагать содержание текста.

У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.

Читайте также: