Анализ программы школа 21 века по литературному чтению
Обновлено: 06.07.2024
Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно-эстетическийпринцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.
Литературоведческийпринцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.
Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
1) тематический принцип построения учебного материала;
2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;
3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;
4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;
5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;
6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;
7) принцип построения материала - спиралевидный;
8) доступен всем учащимся, красочен.
1) тематика произведений не соответствует временам года;
2) недостаточно произведений патриотической тематики;
3) недостаточно биографических сведений об авторах;
4) малый объем материала.
- в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):
1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;
2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.
Концептуальными положениями курса являются:
1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).
3. Обогащение умственного потенциала младших школьников путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмысления читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.
Логика расположения материала:
1 класс – литературоведческая пропедевтика;
2 класс – наработка технической базы чтения;
3 класс – накопление литературных представлений;
4 класс – литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.
1) разделы сформулированы в форме пословиц;
2) перед изучением произведения предлагаются упражнения для речевой разминки (трудные для произношения слова читаются по слогам);
4) содержание изучаемых произведений духовно-нравственной направленности, учащиеся знакомятся с произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов;
5) вопросы и задания (после текста и после раздела) требуют выполнения мыслительных операций, способствуют развитию речевых умений учащихся;
6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению;
7) реализация межпредметных связей.
1) не расшифрованы условные обозначения;
2) большой объем материала.
Цельуроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить ее к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. (Грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать). Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение младших школьников к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей учащихся.
Книги ориентированы на общечеловеческие ценности, опираются на детское мировосприятие, целостную систему текстов разных жанров. В основе подачи содержания книги лежат принципы коммуникативности и ситуативности. Принцип построения материала – тематический, от простого к сложному.
Преимущества (+):
1) через диалог со сквозными персонажами происходит формирование у учащихся теоретико-литературных представлений (гипотеза, предположение);
2) уделено внимание этике и культуре общения (уроки вежливости);
3) преобладают вопросы и задания аналитического и аналитико-творческого характера, требующие монологических высказываний;
4) соблюдение принципа научности в предложенных вопросах и заданиях;
5) предусмотрена работа для домашнего чтения.
1) тексты произведений сокращены не всегда удачно;
2) недостаточно произведений стихотворной формы и сказок;
3) недостаточно толкований трудных для восприятия младшими школьниками слов.
Цель курса – формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.
Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности.
Содержание курса составляет детская литература и комплекс знаний, умений и навыков, который позволит осуществлять процесс выбора, чтения и осознания детских книг и литературных произведений. Система нравственно-эстетических и социальных представлений, чувств задается отбором круга чтения и методами работы. Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируются в процессе освоения специально разработанного набора учебных ситуаций.
Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждый из которых определяется сформированностью навыка чтения, так как на уровне начального обучения именно техника чтения как ведущее начало выявляет возможности освоения других читательских умений и круга чтения.
Принцип расположения материала по периодам обучения – концентрический. Он предполагает выделение в каждом периоде ведущих разделов, группы знаний, умений и навыков, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся и своеобразию развития читательских навыков.
Преподавание строится на основе таких методов: эмоционально-понятийного, объяснительного чтения, литературного чтения, чтения – рассматривания, творческого чтения. Их применение и разумное сочетание определяется программой и учебными пособиями, а также профессиональными и творческими возможностями учителя, уровнем подготовки обучающихся в данном классе.
Учебник для каждого класса представлен в 2-х частях: произведения 1-ой части нацелены на отработку навыка чтения и освоения приемов работы с различными жанрами детской литературы; 2-ая часть предполагает раскрытие тех теоретических положений, рассматриваемых в 1-ой части.
1) красочность учебника;
2) большое количество упражнений, направленных на коллективные формы работы;
4) приобщение учащихся к работе в библиотеке (в учебнике периодически встречаются карточки со всеми выходными данными книги);
5) вопросы и задания сформулированы таким образом, что у учащихся вырабатывается своя точка зрения, много заданий на самостоятельное выполнение;
6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению.
1) загроможден избыточной информацией;
2) доступен не всем учащимся.
Литературное чтение – этот учебный предмет изучается во втором-четвертом классах (4 часа в неделю). Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.
Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.
Материал учебника построен таким образом, что прослеживается сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения работы с ним и книгой в целом.
1) наличие рабочей тетради;
4) присутствует толкование трудных для восприятия слов;
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Срок реализации программы – 4 года
Место литературного чтения в учебном плане.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 апреля 2015 г. № 1/15));
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
2 Авторы УМК Ефросинина Любовь Александровна создали замечательный курс, развивающий у школьников интерес к чтению, формирующий: начальный читательский опыт, умение слушать и слышать живое слово, воспринимать на слух и понимать прослушанные произведения, опираясь на иллюстрации к текстам. Оморокова Маргарита Ивановна
6 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ ( 1-4 кл) ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ
8 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ
9 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ
10 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ
11 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ заместители жанров сказка пословица рассказ загадка стихотворение басня
12 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ темы произведения о Родине о растительном мире о детях, людях о животных о волшебстве и приключениях
13 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ моделирование обложки книги ФАМИЛИЯ АВТОРА ЖАНР И ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАГОЛОВОК
14 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ способ действия
15 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ
16 КРУГ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Произведения устного народного творчества (фольклор) Произведения детских писателей Произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков Произведения художественные и научнопознавательные Произведения современной отечественной литературы Периодические издания для детей Справочники, словари, энциклопедии
17 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ О детях, людях О Родине О животных О растениях Приключения Волшебство Фантастика
18 ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ Малые жанры фольклора Крупные жанры русского фольклора Жанры литературных (авторских) произведений пословицы и поговорки шутки сказка былина сказка рассказ заклички небылицы сказ поэма басня песни загадки притча легенда героическая песня очерк повесть стихотворение
19 СЛУШАНИЕ (АУДИРОВАНИЕ) ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Восприятие на слух художественных произведений разных жанров из курса детского чтения в рамках программы Умение слушать и слышать художественное слово, адекватно реагировать на содержание произведения, воспринимать художественное произведение как искусство слова Обогащать речь учащихся и их читательский опыт, закладывать основы читательской грамотности и компетентности у младших школьников
21 ГОВОРЕНИЕ (УСТНАЯ РЕЧЬ) ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Словарная работа. Обогащение активного словаря учащихся Умение давать полный ответ на поставленный вопрос Участие в диалоге при обсуждении изучаемого произведения 1 кл 2 кл 3 кл Аргументация своей точки зрения с опорой на текст произведения или другие источники информации Умение формулировать вопросы по содержанию изучаемого или изученного произведения Умение пересказывать текст изученного произведения (подробно, кратко), по плану. Рассказывание (небольшой монолог) о героях, событиях. Высказывание своего мнения о произведении и герое 4 кл Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания обучающего характера. Чтение наизусть стихотворений и отрывков из прозы
22 СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ Многократное монотонное повторение каждой строки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, Многократное повторение каждой строки со сменой логического ударения: -Буря мглою небо кроет, -Буря мглою небо кроет, -Буря мглою небо кроет, -Буря мглою небо кроет, Восстановление строки по начальным буквам каждого слова: Б. м. н. к. В. с. к. ; Т. к. з. о. з. Т. з. к. д. Восстановление строки по первому слову: Буря Вихри То То Восстановление строки по последнему слову: кроет, крутя; завоет, дитя, Прием двойного запоминания: буря мглою вихри снежные то, как зверь то заплачет. Восстановление строк по рифмам: кроет завоет крутя дитя обветшалой запоздалый зашумит - застучит небо кроет крутя она завоет как дитя Перевод слов в зрительные образы Установление мысленных ассоциаций между словами и образами
Предпосылками для его создания стали:
- основные положения теории Л.С.Выготского
- научные идеи развивающего обучения
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
- концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало,
Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.
Исходя из этого,
обучения для учащихся
тетради) и учителя
планирования и др.).
В УМК реализован основной принцип обучения : начальная школа должна быть природосообразной .
УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности .
Обучение грамоте и
Букварь. Авторы: Журова Л.Е.,
Русский язык. Авторы:
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Задачи курса:
Принципы:
1. Принцип интеграции 2. Педоцентрический принцип 3. Культурологический принцип 4. Принцип экологизации 5. Принцип поступательности 6. Краеведческий принцип
Количество часов в год:
I класс – 66, II-IV классы по 68 часов. Всего 270 часов.
Человек и общество, в котором он живёт (37 часов) Как славяне боролись с половцами. Победа над шведскими рыцарями. Битва на Чудском озере. Как Русь воевала с войском Золотой Орды. Борьба русского народа с польскими захватчиками. Отечественная война 1812 года. Трудное решение Кутузова. Партизанская война против войск Наполеона. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):
- называть (приводить примеры) - различать (соотносить) - решать задачи в учебных и бытовых ситуациях - объяснять значение понятий
-80%
Читайте также: