Анализ программы школа 21 века по литературному чтению

Обновлено: 06.07.2024

Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетическийпринцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.

Литературоведческийпринцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

1) тематический принцип построения учебного материала;

2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;

3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;

4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;

5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;

6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;

7) принцип построения материала - спиралевидный;

8) доступен всем учащимся, красочен.

1) тематика произведений не соответствует временам года;

2) недостаточно произведений патриотической тематики;

3) недостаточно биографических сведений об авторах;

4) малый объем материала.

- в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):

1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;

2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.

Концептуальными положениями курса являются:

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).

3. Обогащение умственного потенциала младших школьников путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмысления читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.




Логика расположения материала:

1 класс – литературоведческая пропедевтика;

2 класс – наработка технической базы чтения;

3 класс – накопление литературных представлений;

4 класс – литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.

1) разделы сформулированы в форме пословиц;

2) перед изучением произведения предлагаются упражнения для речевой разминки (трудные для произношения слова читаются по слогам);

4) содержание изучаемых произведений духовно-нравственной направленности, учащиеся знакомятся с произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов;

5) вопросы и задания (после текста и после раздела) требуют выполнения мыслительных операций, способствуют развитию речевых умений учащихся;

6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению;

7) реализация межпредметных связей.

1) не расшифрованы условные обозначения;

2) большой объем материала.

Цельуроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить ее к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. (Грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать). Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение младших школьников к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей учащихся.

Книги ориентированы на общечеловеческие ценности, опираются на детское мировосприятие, целостную систему текстов разных жанров. В основе подачи содержания книги лежат принципы коммуникативности и ситуативности. Принцип построения материала – тематический, от простого к сложному.

Преимущества (+):

1) через диалог со сквозными персонажами происходит формирование у учащихся теоретико-литературных представлений (гипотеза, предположение);

2) уделено внимание этике и культуре общения (уроки вежливости);

3) преобладают вопросы и задания аналитического и аналитико-творческого характера, требующие монологических высказываний;

4) соблюдение принципа научности в предложенных вопросах и заданиях;

5) предусмотрена работа для домашнего чтения.

1) тексты произведений сокращены не всегда удачно;

2) недостаточно произведений стихотворной формы и сказок;

3) недостаточно толкований трудных для восприятия младшими школьниками слов.

Цель курса – формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.

Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности.

Содержание курса составляет детская литература и комплекс знаний, умений и навыков, который позволит осуществлять процесс выбора, чтения и осознания детских книг и литературных произведений. Система нравственно-эстетических и социальных представлений, чувств задается отбором круга чтения и методами работы. Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируются в процессе освоения специально разработанного набора учебных ситуаций.

Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждый из которых определяется сформированностью навыка чтения, так как на уровне начального обучения именно техника чтения как ведущее начало выявляет возможности освоения других читательских умений и круга чтения.

Принцип расположения материала по периодам обучения – концентрический. Он предполагает выделение в каждом периоде ведущих разделов, группы знаний, умений и навыков, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся и своеобразию развития читательских навыков.

Преподавание строится на основе таких методов: эмоционально-понятийного, объяснительного чтения, литературного чтения, чтения – рассматривания, творческого чтения. Их применение и разумное сочетание определяется программой и учебными пособиями, а также профессиональными и творческими возможностями учителя, уровнем подготовки обучающихся в данном классе.

Учебник для каждого класса представлен в 2-х частях: произведения 1-ой части нацелены на отработку навыка чтения и освоения приемов работы с различными жанрами детской литературы; 2-ая часть предполагает раскрытие тех теоретических положений, рассматриваемых в 1-ой части.

1) красочность учебника;

2) большое количество упражнений, направленных на коллективные формы работы;

4) приобщение учащихся к работе в библиотеке (в учебнике периодически встречаются карточки со всеми выходными данными книги);

5) вопросы и задания сформулированы таким образом, что у учащихся вырабатывается своя точка зрения, много заданий на самостоятельное выполнение;

6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению.

1) загроможден избыточной информацией;

2) доступен не всем учащимся.

Литературное чтение – этот учебный предмет изучается во втором-четвертом классах (4 часа в неделю). Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.

Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.

Материал учебника построен таким образом, что прослеживается сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения работы с ним и книгой в целом.

1) наличие рабочей тетради;

4) присутствует толкование трудных для восприятия слов;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Срок реализации программы – 4 года

Место литературного чтения в учебном плане.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 апреля 2015 г. № 1/15));

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

2 Авторы УМК Ефросинина Любовь Александровна создали замечательный курс, развивающий у школьников интерес к чтению, формирующий: начальный читательский опыт, умение слушать и слышать живое слово, воспринимать на слух и понимать прослушанные произведения, опираясь на иллюстрации к текстам. Оморокова Маргарита Ивановна

6 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ ( 1-4 кл) ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ

8 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ

9 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ

10 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ

11 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ заместители жанров сказка пословица рассказ загадка стихотворение басня

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ темы произведения о Родине о растительном мире о детях, людях о животных о волшебстве и приключениях

13 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ моделирование обложки книги ФАМИЛИЯ АВТОРА ЖАНР И ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАГОЛОВОК

14 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ способ действия

15 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ

16 КРУГ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Произведения устного народного творчества (фольклор) Произведения детских писателей Произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков Произведения художественные и научнопознавательные Произведения современной отечественной литературы Периодические издания для детей Справочники, словари, энциклопедии

17 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ О детях, людях О Родине О животных О растениях Приключения Волшебство Фантастика

18 ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ Малые жанры фольклора Крупные жанры русского фольклора Жанры литературных (авторских) произведений пословицы и поговорки шутки сказка былина сказка рассказ заклички небылицы сказ поэма басня песни загадки притча легенда героическая песня очерк повесть стихотворение

19 СЛУШАНИЕ (АУДИРОВАНИЕ) ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Восприятие на слух художественных произведений разных жанров из курса детского чтения в рамках программы Умение слушать и слышать художественное слово, адекватно реагировать на содержание произведения, воспринимать художественное произведение как искусство слова Обогащать речь учащихся и их читательский опыт, закладывать основы читательской грамотности и компетентности у младших школьников

21 ГОВОРЕНИЕ (УСТНАЯ РЕЧЬ) ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Словарная работа. Обогащение активного словаря учащихся Умение давать полный ответ на поставленный вопрос Участие в диалоге при обсуждении изучаемого произведения 1 кл 2 кл 3 кл Аргументация своей точки зрения с опорой на текст произведения или другие источники информации Умение формулировать вопросы по содержанию изучаемого или изученного произведения Умение пересказывать текст изученного произведения (подробно, кратко), по плану. Рассказывание (небольшой монолог) о героях, событиях. Высказывание своего мнения о произведении и герое 4 кл Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания обучающего характера. Чтение наизусть стихотворений и отрывков из прозы

22 СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ Многократное монотонное повторение каждой строки: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, Многократное повторение каждой строки со сменой логического ударения: -Буря мглою небо кроет, -Буря мглою небо кроет, -Буря мглою небо кроет, -Буря мглою небо кроет, Восстановление строки по начальным буквам каждого слова: Б. м. н. к. В. с. к. ; Т. к. з. о. з. Т. з. к. д. Восстановление строки по первому слову: Буря Вихри То То Восстановление строки по последнему слову: кроет, крутя; завоет, дитя, Прием двойного запоминания: буря мглою вихри снежные то, как зверь то заплачет. Восстановление строк по рифмам: кроет завоет крутя дитя обветшалой запоздалый зашумит - застучит небо кроет крутя она завоет как дитя Перевод слов в зрительные образы Установление мысленных ассоциаций между словами и образами


Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

Предпосылками для его создания стали:

  • основные положения теории Л.С.Выготского
  • научные идеи развивающего обучения

Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова

  • концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало,

Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

 Ведущей идеей УМК

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

Исходя из этого,

обучения для учащихся

тетради) и учителя

планирования и др.).

 В УМК реализован основной принцип обучения : начальная школа должна быть природосообразной . УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности .

В УМК реализован основной принцип обучения : начальная школа должна быть природосообразной .

УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности .

Обучение грамоте и

Букварь. Авторы: Журова Л.Е.,

Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

Русский язык. Авторы:

Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.

Математика. Авторы: Рудницкая В.Н.

Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф.

Технология. Автор Лутцева Е.А.

Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.


Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Задачи курса: Предметные Метапредметные Личностные

Задачи курса:

Принципы:

1. Принцип интеграции 2. Педоцентрический принцип 3. Культурологический принцип 4. Принцип экологизации 5. Принцип поступательности 6. Краеведческий принцип

1. Принцип интеграции 2. Педоцентрический принцип 3. Культурологический принцип 4. Принцип экологизации 5. Принцип поступательности 6. Краеведческий принцип

Количество часов в год:

I класс – 66, II-IV классы по 68 часов. Всего 270 часов.

Человек и общество, в котором он живёт (37 часов) Как славяне боролись с половцами. Победа над шведскими рыцарями. Битва на Чудском озере. Как Русь воевала с войском Золотой Орды. Борьба русского народа с польскими захватчиками. Отечественная война 1812 года. Трудное решение Кутузова. Партизанская война против войск Наполеона. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

Человек и общество, в котором он живёт (37 часов) Как славяне боролись с половцами. Победа над шведскими рыцарями. Битва на Чудском озере. Как Русь воевала с войском Золотой Орды. Борьба русского народа с польскими захватчиками. Отечественная война 1812 года. Трудное решение Кутузова. Партизанская война против войск Наполеона. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

К концу обучения в 4 классе учащиеся долж­ны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):

К концу обучения в 4 классе учащиеся долж­ны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):

 - называть (приводить примеры) - различать (соотносить) - решать задачи в учебных и бытовых ситуациях - объяснять значение понятий

- называть (приводить примеры) - различать (соотносить) - решать задачи в учебных и бытовых ситуациях - объяснять значение понятий



-80%

Читайте также: