Изобразительное искусство как средство эстетического развития детей младшего школьного возраста

Обновлено: 28.06.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Эстетика

Введение 3

1. Характеристика эстетической компетенции 5

1.1. Сущность изобразительной деятельности как основы эстетического воспитания 5

1.2. Условия развития эстетического воспитания в художественной деятельности 9

2. Формирование эстетического вкуса средствами изобразительного искусства 13

2.1. Методики исследования 13

2.2. Анализ полученных результатов 15

2.3. Направления формирования эстетической компетенции 18

Список литературы 23

Приложение 1 26

Выдержка из текста

Теоретическая основа. Исследуемая проблема нашла отражение в работах таких авторов как: А. М. Архангельский, Н. К. Крупская, М. Б. Немецкий, И. Ф. Харламов и других, в них выявляется сущность понятий теории нравственного воспитания, указаны способы дальнейшего содержания, развития принципов, методов и форм нравственного воспитания.

И если эти качества не развивать в младшем школьном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в нашей работе особое внимание уделяем художественно-эстетическому воспитанию.Объектом работы становится художественно-эстетическая компетенция младших школьников.

Остро встала проблема восстановления нравственного потенциала в процессе воспитания детей.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Так, современный ФГОС начального образования определяет, что базис личностной культуры является первоисточником общечеловеческих ценностей (красоты, добра, истины и других) и средств жизнедеятельности (представлений о действительности, способов активного воздействия на мир, проявлений эмоционально-оценочного отношения к происходящему), эстетического отношения к миру [2].

Поэтому эстетическое воспитание школьников очень важная и непростая задача, которую ставят перед учителями ФГОС. Современным школам необходимы новые подходы к преподаванию эстетических искусств, которые способны решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Познакомившись с творчеством нового для него поэта, писателя, художника, композитора иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе чувствовать.

Специфика развивающего воздействия хореографического искусства была преимущественно объектом изучения у педагогов (Т. К. Барышникова, А. В. Кенеман), у исследователей — хореографов (Ю. И Громов, В. Захаров), искусствоведов (В. М. Красовская, А. В.Конорова), или артистов балета (Т. Вечеслов, А. Мессерер, Г.Уланова).

Некоторые психолого — педагогические аспекты проблемы частично раскрыты в научных трудах П.М.Коваля, А.А.Семака, теоретические обобщения хореографических способностей их психологического содержания содержатся в трудах Н.А. Бернштейна, Н.А. Ветлугина, Н.А. Высоцкой, И.Г.Сосниной.

Конкретная реализация задач эстетического воспитания осуществляется в рамках системы образования, поэтому для определения его сущности в той или иной культуре необходимо рассмотреть его место и функции в системе образования в целом. Задача изучения традиций эстетического воспитания в различных странах и культурных традициях является чрезвычайно актуальной для России, поскольку в результате экономических и политических преобразований существенно изменилась социокультурная жизнь. В реформаторских проектах системе образования уделяется меньше внимания по сравнению с экономическими и политическими вопросами. В процессе смены официально-государственных приоритетов набирает силу тенденция спада художественной и эстетической культуры. Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, воспринимающиеся в качестве второстепенных задач, явно оказываются отодвинутыми за черту актуальности.

В качестве гипотезы послужило следующее предположение: процесс развития эстетического воспитания младших школьников будет наиболее эффективным, если создать условия для занятия хореографией, приобщить детей к прекрасному, учитывать половозрастные особенности учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы ведущих исследователей в области теории деятельности, личностно-ориентированного обучения хореографии; психолого-педагогические исследования возрастных особенностей младших школьников; труды отечественных и зарубежных методистов по проблемам снятия личностной тревожности.

Список источников информации

1. Абакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств).

[Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. — Майкоп, 2011. — 26с.

2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс]

/ В.И.Андреев. — Казань: -Изд-во Казан, ун-та, 2010. — 41с.

3. Байденко, В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст]

// Высшее образование в России. — 2014. — № И.-С. 3-14

4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: «от идеи к образовательной программе [Текст]

5. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст]

: моногр. / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Спец. лит., 2011.- 190 с.

6. Давыдова, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст]

/ В.В. Давыдова. — Томск: Пеленг, 2014. — 102с

7. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: Учеб. пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. — М.: Владос, 2011. — 200 с.

8. Зимина, А.Н. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала [Текст]

/ А. Н. Зимина// Дошкольное воспитание. — М., 2010, № 9. — С. 95-98.

9. 58.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст]

/ И.А. Зимняя. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. — 40 с.

10. Зорин, С.С. Креативный и культурологический подходы к формированию у детей художественной культуры [Текст]

/ С.С.Зорин // Начальная школа: плюс-минус. — 2012. — № 9. — С. 6.

11. Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст]

/ М.С. Каган. — Л.: Знание, 2012. — 32 с.

12. Кузнецова, О.М. Педагогические деловые игры как принцип реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст]

13. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования [Текст].

14. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника [Текст]

/ A.A. Мелик- Пашаев- М.: Прогресс-традиция, 2010. — 271 с.

15. Мухина, B.C. Детская психология [Текст]

/ В.С.Мухина. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС, 2010.- 352 с.

16. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]/ О. Ск&рлупова, Н.В.Федина // Дошкольное воспитание. 2010. — № 8 — С. 127-139.

17. Скоролупова, О. Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]

/ О.Скорлупова, Н.ВФедина //Дошкольное воспитание. 2010. — № 7 — С. 57-62.

19. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика [Текст]: Сборник статей. — Москва, 1990.-147с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Курсовая работа

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся…………………………………………………………………………. 7

Проблема эстетического воспитания учащихся………………………….7

Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников…………. ……………………………………………. ……12

Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства…………………………………. ….17

Глава 2. Опытно-теоретическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства……………………………..…. 23

2.1 Методика изучения уровня эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………….……….…..23

2.2 Содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства…………………………………………..29

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания могут считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого давали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитаня детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: изучение педагогических условий эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективен, если:

выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;

используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему эстетического воспитания учащихся.

2. Изучить роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Выявить педагогические условия эстетического воспитания средствами искусства.

4. Описать методики изучающие уровни эстетического воспитания младших школьников.

5. Проанализировать содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Структура работы: две главы, введение, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся

1.1. Проблема эстетического воспитания учащихся

Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания младших школьников, исходя из его цели, можно представить двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки [42; 111].

Итак, становится видно, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, педагог использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность [40; 24].

Чтобы обучение носило развивающий характер, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

1.2. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

К окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

· видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

· знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

· знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

· знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие в детях способностей к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены следующие задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся :

1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.

2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одарё нных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.

Особое внимание необходимо уделять развитию чувства прекрасного, формированию высоких эстетических вкусов, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Решить данные задачи помогают уроки изобразительного искусства, которые играют важную роль в системе художественно-эстетического воспитания учащихся. В процессе этих уроков происходит знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного и декоративно- прикладного искусства.

Успешное развитие эстетического восприятия, творческих способностей, познание эстетического в искусстве и действительности во многом обуславливается тем, насколько учащиеся в процессе учебной деятельности учатся сознательно использовать выразительные средства разных видов искусства как во время бесед о произведениях художников, так и во время практической работы.

Изобразительное искусство в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности.

В системе учебной и внеурочной работы начальной школы большое внимание уделяется различным формам эстетического воспитания.

У младших школьников велико стремление к деятельности в области художественного творчества. Передовые учителя, используя это стремление в целях нравственного, эстетического и умственного воспитания детей, планируют во внеклассной работе мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и помогает педагогически целесообразно организовывать жизнь учащихся.

Широкие возможности эстетического воспитания учащихся 1-4 классов раскрываются на практических занятиях, например, живописью. В процессе выполнения такой работы в цвете у детей развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту как нежно-пастельных, так и контрастных цветов, цветовое богатство окружающего мира. Отдельные программные задания по живописи ориентированы на выполнение упражнений по цветоразличению и отработке приёмов работы акварельными и гуашевыми красками и могут выполняться кистью без предварительного карандашного рисунка.

Формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других способствует совместная эстетическая деятельность. В процессе совместной художественной деятельности на уроках ИЗО ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Во многих школах получила широкое распространение хорошая идея - организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Дети с большим увлечением собирают репродукции, интересуются авторами картин и их жизнью, любят слушать, когда им рассказывают идейное содержание того или иного произведения изобразительного искусства. При проведении работы с младшими школьниками в школьной картинной галерее учителю следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной детям идеей, на которых наиболее убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли.

Особенностью художественно-изобразительной деятельности является, на наш взгляд, ее творческий характер, спонтанность фрагментов урока, импровизация учителя и учеников. Все это способствует развитию творческих способностей детей в каждой ситуации, в которой актуализируются воображение, сочинительство, наблюдательность. Придумывая, воображая, фантазируя, они делают открытия, раскрывая для себя безграничный мир искусства.

Лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Известно, что практика приобщения к изобразительной деятельности опирается на традиционное народное творчество, в котором синтезированы все виды изобразительного искусства. При таком подходе воспитание приобретает универсальный характер, становится доступным и эффективным средством развития подростка, раскрывает его творческие способности, формирует художественные умения и навыки.

Возрастное развитие младшего школьника обуславливают, как известно, и новые эстетические и художественные требования. Накапливая знания и зрительные представления об окружающих предметах, ребёнок, занимающийся изобразительным искусством, начинает предъявлять аналогичные требования к своим рисункам, которые иногда опережают его возможности.

Следует выделить основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства :

1. Создание благоприятных условий для работы

2. Постановка цели работы

3. Выбор объекта работы

4. Эстетический анализ выполненной работы.

Значительную часть своего времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках изобразительного искусства, оказывает серьезное влияние на их развитие. Эти условия неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей и всегда положительно или отрицательно влияют на нее. Своими успехами в работе дети во многом обязаны правильно организованным условиям работы. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это богатейший источник эстетических воздействий на ребенка

Возможности эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства весьма широк и разносторонен. В программе Изобразительное искусство под редакцией Б. М. Неменского предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.

Важным условием для осуществления эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства является органическая связь с некоторыми другими предметами школы. Так, например, педагогами нашей школы был разработан проект художественно - эстетической деятельности "Золотая хохлома", который включает в себя изучение особенностей этого вида народно-прикладного искусства не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках истории, литературы, географии, музыки, технологии, физкультуры ( литературное чтение: тема, сюжет, композиция, развитие чувства прекрасного, музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и пр.). Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства, широко используются межпредметные связи.

Анализ программы по ИЗО. 1-4 классы по Неменскому Б. М. – М. : Просвещение, 2012 позволяет выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов : быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая темы для выполнения работ, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок.

На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию задумки в изображение или в изделие. Причем на теоретическую часть урока, которая должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме с элементами игры, лучше отвести втрое меньше времени, чем на практические действия, а самостоятельные практические работы должны вестись неторопливо, обеспечивая формирование необходимых умений и навыков на должном уровне.

Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:

- правильно организовывать рабочее место, подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, - работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;

- соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять изображения качественно, аккуратно (чисто, красиво, точно, доводить начатое дело до завершения;

- экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;

- строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;

- постоянно контролировать правильность выполнения задания;

- находить ошибки и по возможности исправлять их.

Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер, их количество, декоративность, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность композиции, аккуратность при изображении или моделировании, эстетичность оформления всей работы.

Изображение по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение при создании тематических композиций имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения декоративных и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Изображая по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию декоративных способностей и художественного творчества.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма -- компонентов эстетического чувства.

Таким образом, сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего образования как в учебной деятельности, так и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.

Патриотическое воспитание на уроках искусства Знакомство учащихся с русской художественной культурой на уроках искусства приобщает детей к истокам, национальным корням, рождая чувство.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня. Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку.

Аннотация. Статья посвящена вопросам эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства. Авторы предлагают также программу эстетического воспитания.

В настоящее время одной из важнейших задач образования в начальных классах является формирование личности, обладающей не только предметными знаниями, но и универсальными знаниями и умениями. Её решение связано и приобщением младших школьников к мировой и отечественной (национальной) культуре, развитием у них способности видеть прекрасное как в жизни, так и в искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, а так же умения реализовывать приобретённый художественно-эстетический опыт в различных видах художественной деятельности. Предметы художественно-эстетического цикла приобщают учеников в прекрасному, формируют эстетические идеалы, художественный вкус, отношение к искусству и действительности.

ФГОС особое внимание уделяет развитию творческих способностей детей. Одной из важнейших задач является совершенствование методов эстетического воспитания детей, укрепление связи обучения с жизнью [3].

Эстетическим воспитанием называют целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение воплощалось и воплощается в материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением и эстетическим творчеством человека [1].

Эстетическое воспитание младших школьников является очень важным, так как оно будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [2].

Для оценки уровня эстетического воспитания мы провели анкетирование во втором классе МКОУ СОШ с уиоп пгт Вахруши Слободского района Кировской области. В анкетировании участвовали 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков) (Рис. 1). Мы выяснили, что у 55% девочек высокий уровень эстетического воспитания, они явно демонстрируют интерес к различным видам эстетической деятельности и разно-жанровой направленности. У 56% мальчиков и 27% девочек средний уровень эстетического воспитания. У этих детей наблюдается интерес к различным видам эстетической деятельности, но с ярким предпочтением развлекательной направленности жанров, вне ориентации на высокохудожественные (классические) эталоны. У 44% мальчиков и 18 % выявлен низкий уровень эстетического воспитания, отсутствует или слабо выражен интерес к эстетике.


Рисунок 1- Результаты исследования уровней эстетического воспитания младших школьников (мальчиков и девочек)

Таким образом, мы выяснили, что у детей необходимо развивать умение любоваться красотой в искусстве и жизни, учить воспринимать художественные образы и явления действительности, вызывать эстетическую потребность.

Мы предлагаем программу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами изобразительного искусства.

Данная цель находит своё отражение в поэтапном решении следующих задач:

- Формирование активной нравственной позиции ученика, эстетического вкуса в процессе восприятия музыки, живописи, литературы, памятников архитектуры, театральных постановок, кинематографа и др.;

- Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

- Приобщить обучающихся к духовному эмоциональному опыту, заложенному в разных видах искусства;

- Развивать вкус, творческие способности.

В программу по эстетическому воспитанию входят занятия по следующим темам:

1 блок. Введение. Что такое эстетика? Урок-знакомство.

- Что такое эстетика?

- Что такое эстетический вкус?

- Можно ли отличить красивое от безобразного?

- Этикет, правила этикета

- Внешний вид школьника

2 блок. Красота в природе

- Рассматривание репродукций картин с изображением пейзажей

- Прослушивание аудиозаписей звуков природы

- Организация экскурсий в парк, лес

- Организация конкурса поделок из природных материалов

- Организация выставки с фотографиями природы родного края

- Создание поделок из природных материалов

3 блок. Красота в искусстве

- Архитектура (рассмотрение и изображение памятников архитектуры, изучение архитектуры родного края.)

- Изобразительное искусство (изучение жанров в изобразительном искусстве, биографии и творчества художников, рассмотрение репродукции картины, её обсуждение)

- Декоративно-прикладное искусство (изучение народных промыслов)

- Скульптура (знакомство с биографией и творчеством известных скульпторов)

- Литература (изучение биографии и творчества известных писателей/ поэтов, выразительное чтение стихотворений, знакомство детей с правилами рифмования, дети сами пробуют сочинять стихи)

- Музыка (изучение музыкальных инструментов, биографии и творчества известных музыкантов, прослушивание и обсуждение их произведений.)

- Театральное искусство (Главные театры России, виды театра, театральные жанры, изучение правил поведения в театре, разыгрывание сценок, спектаклей)

- Фотоискусство (организация фотовыставки)

- Киноискусство (просмотр и обсуждение фильмов)

Таким образом, эстетическое воспитание занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и личности в целом. В этом процессе значительное влиянии оказывает школа, так как именно в школе дети знакомятся с предметами художественно-эстетического цикла. Исследование показало, что у большинства детей присутствует интерес к различным видам эстетической деятельности. Они умеют любоваться красотой в искусстве и в жизни, умеют воспринимать художественные образы и явления действительности, у них есть эстетические чувства и эстетическая потребность.

1. Лихачёв Б.Т. Педагогика, Курс лекций.-М.: 2010. - 647 с

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

Читайте также: