План проведения урока правовых знаний

Обновлено: 30.06.2024

Право является одним из самых значимых гуманитарных предметов. Знание законов и своих прав сделает гармоничнее и свободнее в будущем жизнь каждого современного ученика. О том, как метод проблемного обучения помогает преподавать право интересно и держать внимание школьников на протяжении всего урока, рассказала Елена Калуцкая, кандидат педагогических наук, автор учебных и методических пособий.

Преподавание права в школе и его связь с другими предметами

Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.

Право 10-11 классы. Учебник

Проблемное обучение: этапы урока

Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.

Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.

Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.

Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.

Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.

Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.

рыыыыыбааааа.jpg

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ИСРО РАО

Виды юридической ответственности подростков перед законом.

Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

(Экскурсоводы по стране правовых знаний проводят экскурсии)

Экскурсия 1 Теоретическая.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это общественно опасное правонарушение, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Экскурсия 2 Практическая.

Ребята, сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

№6. Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей.

А теперь поговорим о ваших правах.

Экскурсия № 3 Правовая.

№8. Вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

№9. Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

III. Викторина.

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

IV. Подведение итогов.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнила: Матанина Н. В., учитель технологии МАОУ СОШ №88 г. Тюмень.

развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с содержанием игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей; с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

Техническое обеспечение: ПК, телевизор, колонки.

Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

чистые листы бумаги,

отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 4 команды. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Подготовить группу детей, которые будут выполнять роль юрист-консультов - 4 человека и 2 помощников в проведении классного часа; и закрепить их за определенной командой, задания не сложные, достаточно раздать помощникам слова и повторить пройденный материал ранее на классных часах:

Расстановка парт на классный час.

Ход мероприятия:

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Представить помощников (Юрист-консультантов и помощников классного часа)

2. Учитель: Здравствуйте, я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Прежде чем мы приступим к работе, ответьте мне пожалуйста на вопрос:
В какой стране мы живем?

Ответы детей.

Учитель: Кем мы являемся в нашей стране?

Ответы детей.

Учитель: А что должны соблюдать граждане нашей страны?

Ответы детей.

Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего классного часа.

Ответы детей.

Учитель: Правильно. Права и обязанности. Сейчас мои помощники помогут вам вспомнить что такое права и обязанности и вы отправитесь в путешествие по Законограду. Внимание на экран.

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Ответы учеников…..

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

- Что такое, например, право на жизнь?

У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу.

- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Ответы учеников…..

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая и вторая команда заполняет первые 5 строк, а третья и четвертая – следующие 5 строк таблицы. (работа с карточками)


Тип урока: Комбинированный, с использование инновационных и игровых технологий.

Форма урока: Правовая игра.

Вид урока: Урок обобщения полученных знаний.

Основные понятия: Социальные нормы, Конституция, Гражданское право, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право.

Оборудование урока:

использование компью­терной, видео- и аудиоаппаратуры;

карта для жюри и задания для участников;

карта для команд (название, эмблема).

Организационный момент (1-2 мин.)

Представление команд (название, эмблема, девиз) (5-7 мин.)

Разминка: Решение кроссворда (3 мин.)

Своя игра (60 мин.)

Финальный раунд (5 мин.)

Подведение итогов (5 мин.)

I. Организационный момент.

Преподаватели озвучивают тему, цель, задачи урока, стоящие перед учащимися. А также сообщает ход занятия. Затем 1учитель разбивает на 2 команды аудиторию и выбирает себе секретаря. Ему выдается бланк для жюри.

II. Представление команд

Команды формируются путем вытаскивания из мешка цветных листков, соответствующих цвету команды. Сформировавшимся командам раздаются чистые листы, на которых студенты изображают логотип своей команды, ее название и девиз. Кто первым поднимает логотип, той команде предоставляется право отвечать на заданный вопрос. Для решения спорных вопросов в команде выбирается капитан.

III. Разминка: Решение кроссворда

Для начала игры и первого выбора необходимо сделать разминку: решить кроссворд. Команда победители получает право первым отвечать на вопрос.

Вопрос 1 (Вертикально):
Правило, обязательное для всех

Вопрос 2 (Вертикально):
Основной закон государства

Вопрос 3 (Горизонтально):
Цвет средней полосы российского флага

Вопрос 5 (Горизонтально):
Человек, который любит свое Отечество

Вопрос 6 (Горизонтально):
Торжественная песня в честь страны

Вопрос 8 (Вертикально):
Полное название нашей страны - Российская .

Вопрос 9 (Горизонтально):
Место рождения, родимая земля

Вопрос 10 (Вертикально):
Краткое название нашей страны


Команда вправе выбрать любой блок. Согласно выбора команды, учитель открывает нужную ячейку и зачитывает вопрос. Если ответ на вопрос дан неверно, вопрос остается открытым и на него может ответить другая команда. Если ни одна команда не может ответить на вопрос, ответ зачитывается ведущим и очки не засчитываются.

V. Финальный раунд.

Зачитывается финальный вопрос, правильный ответ на который дает 150 очков, что поможет отстающей команде занять лидирующую позицию.

VI. Подведение итогов урока.

Выявление и награждение команды победителя.

Название команды

Представление команд

Карта Своей игры

Основные понятия курса были закреплены в блоках, если ответ требовал дополнительного уточнения, студенты их предоставляли. Задания были направлены на воспитание патриотизма, духа гражданственности. Были сформированы навыки работы в группах.

Урок проходил согласно плану урока, который был реализован в полной мере. Тип урока – комбинированный. Урок логически выстроен, так как основные пункты плавно переходят в следующие. Время и нагрузка распределены в соответствии с нормами проведения урока, в том числе и гигиеническим. Формы работы с классом – групповая и индивидуальная. На уроке применялось различное оборудование – карточки, проектор. Такое оборудование всесторонне помогает учителю всецело проверить знания студентов. Урок начинался с организационного момента, в который входят такие элементы, приведение студентов к рабочему состоянию, обоюдное приветствие, запись в журнал отсутвующих, объяснения правила игры.

Читайте также: