Что составляет одну из важнейших основ звуковой организации музыки 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение.

1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.

Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).

2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.

2. СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые.

Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например треск, скрип, стук, гром, шорох и т. п. Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной насыщенности. К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др. В этом присутствует некоторая доля условности, о которой не следует забывать. Например, такой ударный инструмент как "деревянная коробочка" имеет звучание с достаточно ясно выраженной высотностью, однако этот инструмент все равно причисляется к шумовым. Поэтому отличать шумовые инструменты надежнее по тому критерию, возможно ли на данном инструменте исполнить мелодию, или нет.

Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ и ТЕМБР.

Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука. От того, что звук будет продолжительнее или короче, не меняется его физический характер, однако с точки зрения музыки длительность звука имеет столь же важное значение, как и остальные его свойства, поскольку от длительности зависит художественное содержание звука, или другими словами, его "настроение".

Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.

Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:


ТЕМБРОМ называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра в музыкальной среде применяются слова из области ощущений, термины-метафоры, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т. п. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски.

Различие тембров зависит от состава частичных тонов (натуральных призвуков или обертонов), которые присущи каждому источнику звука.

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ, или, иначе, обертоны - верхний тон - (нем.) - это неизбежные примеси, присутствующие в звуке любой природы. Их частоты всегда кратны частоте основного звука, а их количество и громкость может сильно варьироваться, благодаря чему и образуется различная тембровая окраска звука.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА - продолжительность колебаний источника звука. Если звучит упругое тело, предоставленное собственной инерции (например, струна), то длительность звучания пропорциональна амплитуде колебаний в начале звучания.

3. ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД

Звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму, часто далеко не походящую на математическую синусоиду. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело (струна), вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов. Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова.

Например, если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению:


Длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, в два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.:


Если принять за единицу число колебаний первого звука (основного тона) струны, то числа колебаний частичных тонов выразятся рядом простых чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и т. д.

Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом.

Приняв за основной тон звук до большой октавы, мы можем построить ряд звуков с частотами, соответствующими этой закономерности:


Столь сложная структура звучания простой одиночной струны не воспринимается нами сознательно, потому что подобное строение имеют, в принципе, все звуки, с которыми мы имеем дело в своей жизни; а также потому, что громкости, амплитуды этих призвуков чаще всего на несколько порядков меньше, чем амплитуда главной, основной частоты струны.

4. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ

Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук - его ступенью. Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков, от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 15-20 до 5000-6000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра звука.

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:


Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.

Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук "до". Весь звукоряд состоит из семи полных октав и нескольких звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на концах фортепианной клавиатуры). Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА и ПЯТАЯ ОКТАВА. Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.

Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:


5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ. ПОЛУТОН И ЦЕЛЫЙ ТОН. ПРОИЗВОДНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ

Соотношение высот звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.

Эталоном для настройки музыкальных инструментов, от которого строится весь остальной звукоряд, служит частота 440 Hz - нота "ля" первой октавы. Различные музыкальные школы и эпохи пользовались неодинаковыми частотными эталонами: 450 Hz, 410 Hz и т.п. Сегодняшний стандарт 440 Hz является результатом многих споров и может считаться вполне устоявшимся во всем мире.

В общепринятой для Европы и Америки музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей - полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда (строя) тем, что все полутоны октавы в нем равны.

Благодаря тому, что октава разделена на 12 равных полутонов, полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:


Целые тоны, образующиеся между основными ступенями, разделены на полутоны. Звуки, которые делят их на полутоны, извлекаются на фортепиано на черных клавишах. Таким образом, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Повышение основных ступеней на полтона обозначается словом ДИЕЗ. Понижение основных ступеней на полтона обозначается словом БЕМОЛЬ. Повышение на два полутона - словами ДУБЛЬ-ДИЕЗ, например ФА-ДУБЛЬ-ДИЕЗ. Понижение на два полутона - словами ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, например СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ.

Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией (что означает, в данном контексте, изменение высоты).

6. ЭНГАРМОНИЗМ ЗВУКОВ

Выше было сказано, что все полутоны октавы в темперированном строе равны. Благодаря этому один и тот же звук может быть производным от повышения основной ступени, находящейся полутоном ниже его, или производным от понижения основной ступени, находящейся полутоном выше его, например фа-диез и соль-бемоль - это одна и та же клавиша фортепиано.

Высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.

Производная ступень может оказаться также и на одной высоте с основной ступенью, например си-диез и до или фа-бемоль и ми. При двойном повышении или двойном понижении наблюдается такое же явление, например фа-дубль-диез и соль; ми-дубль-диез и фа-диез;ми-дубль-бемоль и ре; до-дубль-бемоль и си-бемоль и т. д.

7. ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ

Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.

ДИАТОНИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся между двумя соседними основными ступенями звукоряда. Среди основных звуков имеется две таких пары: ми - фа и си - до.

Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.


8. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется "нелогичное" присутствие в обозначениях буквы "Н".

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляются слоги: is - диез; isis - дубль-диез; es - бемоль; eses - дубль-бемоль. Например: cis - до-диез, fisis - фа-дубль-диез, des - ре-бемоль, geses - соль-дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.

При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, aas.

Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы - А, соль малой октавы - g. Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:


Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:


1.Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986

3.Дубинец Е. Знаки звуков. - М., 1999

4.Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. - М., Музыка, 1991

Что означают слова демилитаризация и денацификация?

Демилитаризация - это лишение государства собственных Вооружённых Сил. Это фактически потеря государственного суверенитета. Денацификация - устранение и запрет всего, что относится к нацизму в той или иной форме. В РФ такое не проводилось, поэтому привести примеры сложно.

Что нужно пить при изжоге и отрыжке?

Почему пьют чай из блюдца?

Помню, когда мы были маленькие , то нам, детям, чай наливали в блюдца, чтобы он скорее остыл. Уже будучи взрослой, я узнала откуда это пошло. В те времена, когда чай был дорогим и тяжело доступным сложилось две большие традиции его питья - купеческая и дворянская. Дворяне пили чай редко и для них . Читать далее

Что делать если не хочешь что то делать?

Человек по своей натуре творец. И поэтому когда какая-то работа становится для него бессмысленной, то интерес к ней начинает угасать, выполнять ее становится невыносимо тяжко. Поэтому в ситуации когда желание выполнять какие-либо действия пропало казалось бы безвозвратно, а выполнять их жизненно . Читать далее

Как понять что человек по судьбе?

Понятие судьбы зачастую приравнивают к року и к чему-то предопределенному, что невозможно изменить. И не всегда понятие судьбы сулит счастливую и изобильную жизнь. Порой случается так, что карма и злой рок могут приготовить непреодолимые трудности в жизни. Поэтому чтобы избежать этого лучше . Читать далее

Что такое 925 проба?

Речь идёт о серебре 925 пробы. Такая проба обозначает, что в ней содержится 92,5% серебра. Чаще всего продукция выполненная из серебра 925 пробы является самой красивой и тонкой по исполнения. 925 проба является второй по уровню статуса у серебра. Выше только 960 проба. Однако она очень дорогая. . Читать далее

Байрактар что это за оружие?

Это такой турецкий военно-тактический летательный аппарат беспилотного типа. Он управляется при помощи пульта управления. Название данного беспилотника переводится: Несущий знамя. Работает этот летательный аппарат на аккумуляторе, который способен держать заряд более 12 часов. Максимальный радиус . Читать далее

Что такое фишинг в интернете?

Фишинг это популярный вид мошенничества, который используют в интернете. При помощи него злоумышленники пытаются похитить информацию пользователей сети. Чаще всего это бывают данные о кредитных карточках, а также пароли от интернет кошельков. Также при помощи фишинга могут украсть паспортные данные . Читать далее

Что лучше мезим или омепразол?

Смотря какие у вас симптомы болезни. Это совершенно из разных групп препараты, которые вполне возможно принимать одновременно. Мезим - это ферментное средство сродни фесталу, креону или панзинорму. Эти препараты помогают справляться с пищеварением поджелудочной железе. А омепразол - это . Читать далее

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

Что такое комплексный обед?

Какого пола багира из маугли?

Багира является персонажем книги Редьяра Киплинга "Маугли". В книге данный любимый многими персонаж является самцом. Однако в классическом русском переводе книги, а также в мультфильме Багира является самкой. Багира является пантерой, которая враждует с главным антогонистом книги, тигром Шер-Ханом. . Читать далее

Что такое аська?

Рано или поздно что то происходит на земле?

На земле вообще много чего происходит каждую секунду что-то да и случается. Есть конечно и положительные вещи и к сожалению без отрицательных не обходится. Чаще о происходящем в мире, о чём-то из рада вон выходящем, каком-то особо выделяющемся событии мы можем узнать из новостей, статей в . Читать далее

Что такое гидроцефалия у ребенка?

Наверное, многие видели фотографии маленьких детей с непропорционально большими головами. Это и есть гидроцефалия. Данное заболевание заключается в чрезмерном накоплении спинномозговой жидкости в головном мозге. Эту болезнь также называют водянкой головного мозга. Чаще всего гидроцефалия начинается . Читать далее

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль. Главный голос музыкальной ткани.

Основа мелодии – мелодическая линия и ритмический рисунок.

Мелодия может двигаться - вверх, вниз, поступенно, скачкообразно.

Ритм - чередование длинных и коротких длительностей (звуков).

Лад - система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Лад – окраска настроения музыки ( мажор - радостный, минор - грустный).

Метр — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

Метр – пульс музыки.

Темп – скорость звучания музыки.

Динамика – сила (громкость) звучания музыки.

Регистр – высота звучания музыки (высокий, средний, низкий).

Тембр – окраска голоса человека, инструмента.

Тембр в музыке - это качество звука (его окраска) , позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами.

Гармония - объединение тонов в созвучия. Основной тип созвучия — аккорд (одновременное звучание нескольких звуков).

Интервал - соотношение двух звуков по высоте. Если звуки берутся поочередно, интервал называется мелодическим, если одновременно, — гармоническим.

Фактура – насыщенност ь звучания. Способ изложения музыки.

Интонация - звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. Интонация — носительница музыкального содержания. Интонация – часть музыкальной фразы.

Музыкальный образ - обобщённое художественное отражение действительности, преломлённое через сознание композитора.

Музыкальная драматургия - развитие музыкальных образов. Принципы драматургии: контраст, сопоставление, варьирование.

Стили в музыке: Возрождение, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, неоклассицизм, неоромантизм.

Композиторы, представители стилей:

Возрождение: Орландо Лассо, Палестрина.

Барокко: Арканджело Корелли (1653 — 1713), Антонио Вивальди (1678 — 1741), Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759), Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750).

Венская классическая школа: Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Людвин ван Бетховен (1770-1827).

Романтизм : Зарубежные композиторы – Франц Петер Шуберт (1797-1828), Фредерик Шопен (1810-1849), Ференц Лист (1811-1886), Никколо Паганини (1782-1840), Рихард Вагнер (1813-1883), Э́двард Хагеруп Григ (1843 – 1907), Иога́ннес Брамс (1833 - 1897)

Реализм: Джузеппе Верди (1813-1901), Жорж Бизе (1838 - 1875)

Импрессионизм: Клод Дебюсси́ (1862 -1918)

Символизм: Скрябин Александр Николаевич (1871/72 -1915)

М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.

Могучая кучка - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в кон. 1850-х — нач. 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок. Участники: Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.

Русские композиторы 19 века:

Глинка, Даргомыжский, Римский - Корсаков, Балакирев, Кюи, Бородин, Мусоргский, Чайковский.

Русские композиторы 20 века:

Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Хачатурян, Щедрин, Шнитке.

Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Виды оркестра:

1. Симфонический оркестр - большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. В нём 4 группы инструментов:

струнно – смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас). (Перечисление инструментов от высокого к низкому)

деревянные духовые (флейта, кларнет, гобой, фагот)

медные духовые (труба, тромбон, валторна, туба)

ударные (тарелки, барабаны, литавры)

2. Камерный . В нём 2 группы инструментов: струнно – смычковая, деревянные духовые

3. Оркестр народных инструментов . В нём 4 группы инструментов:

Струнно – щипковые (домры, балалайки, гусли)

Духовые (свирель, жалейка, рожки)

Пневматические язычковые (баяны, гармоники)

Ударные (бубны, барабаны)

4. Духовой . В нём 3 группы инструментов: деревянные духовые, медные духовые, ударные

5. Эстрадный. Группы инструментов: струнных, духовых (в том числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

6. Джазовый . Группы инструментов: трубы, саксофоны, кларнеты (иногда), тромбоны и "ритм–секция" (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

Тутти - одновременное звучание всех инструментов оркестра.

Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. д. посвященных какой-либо теме или образу.

Жанр – это разновидность произведений, имеющих общие черты, признаки и назначение. Простые жанры: песня, танец, марш.

Симфония – произведение для симфонического оркестра из 4-х частей

Концерт – инструментальное произведение для солирующего инструмента и оркестра

Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Состоит из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых одной идеей.

Оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Соната - музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Форма сонатного аллегро . Первая часть сонаты, симфонии, квартета, концерта. Состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка, реприза.

Сюита – инструментальное произведение из нескольких самостоятельных, контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом.

Балет - музыкальный спектакль. Балет - это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-пластических образах. Синтетический вид искусства, включает в себя музыку, литературу, ИЗО, хореографию.

Номера в балете : Вариация (1), Па – де – де (2), Па – де труа (3), Па-де-катр (4), Кордебалет - ансамбль танцовщиков и танцовщиц ( массовые танцевальные номера). Виды танца : классический, характерный, пантомима, современный танец.

Опера - музыкальный спектакль, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Синтетический вид искусства, включает в себя музыку, литературу, ИЗО, вокал.

Вокал - искусство пения, мастерство владения певческим голосом.

Элементы оперы:

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера . Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Номера в опере : ария(1), дуэт (2), три (3), квартет (4), ансамбль (несколько), хор.

Ария ( итал. aria), законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания.

Речитатив (декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате.

Вокальные голоса:

Женские – сопрано (высокий), меццо – сопрано (средний), контральто (низкий).

Мужские – тенор (высокий), баритон(средний), бас (низкий).

1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный).

2) Музыкальное произведение для хорового исполнения.

Либретто - краткое содержание оперы, балета, оперетты

Увертюра - оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п.

Пролог – хоровое вступление к опере.

Антракт -1) перерыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями концерта. 2) Инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-го) в опере, балете, драматическом спектакле.

Аккомпанемент – инструментальное сопровождение песни

Вокализ – пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков.

А капелла – пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения

Фуга (бег) – полифоническая пьеса, в которой все голоса равны.

Полифония (многоголосие) - вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодических линий или мелодических голосов.

Музыкальные формы: Куплетная (песня), Двухчастная: А – В, Простая трёхчастная: А – В – А (первая и третья одинаковые), Рондо (движение по кругу) – рефрен (основная тема) чередуется с различными эпизодами: А- В- А- С – А – Е –А , Вариации - (изменение) - это форма музыкального произведения, в котором звучит тема, и различные её повторения.

Родина композиторов:

Вивальди, Паганини, Верди, Россини – Италия, Гендель, Бах, Бетховен, Брамс, Вагнер – Германия, Моцарт, Гайдн, Шуберт, Штраус – Австрия, Шопен – Польша, Григ – Норвегия, Лист – Венгрия, Бизе, Равель, Сен – Санс, Дебюсси – Франция.

Произведения зарубежных композиторов:

Произведения русских композиторов:

Читайте также: