План урока сольфеджио 6 класс

Обновлено: 30.06.2024

3б) для работы на доске приглашается 1 учащийся. Он получает карточку с заданием:
а) вписать хроматические проходящие и хроматические вспомогательные звуки

б) вписать нужные звуки, чтобы данные мажорный и минорный звукоряды превратились в хроматические, подписать тональности первой степени родства (предъявляются гаммы Ре мажор и ре минор).

Учащийся выполняет задания один и самостоятельно, в то время, как группа продолжает распевку в ладу.

Обращается внимание на появление составного и новых (хроматических) интервалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи:

Образовательные

Научиться определять на слух лады. Интервалы и аккорды.

Знать определение и строение ладов, интервалов и аккордов.

Уметь строить в тетради лады, аккорды и интервалы

Сольфеджирование и пение с листа;

Развивающие

развитие музыкальных способностей (ритм, память, слух);

развитие познавательной и творческой активности;

развитие или выработка у учащегося представлений для успешной исполнительской практики учащихся, как музыканта – профессионала, так и любителя.

Воспитательные

воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности,

воспитание коммуникативных качеств – умения общаться и работать в коллективе

Создание на уроке ситуации успеха.

Информационно- коммуникационные технологии:

- повышение уровня самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроке;

Здоровьесберегающие технологии:

- обеспечение устойчивого интереса учащихся к занятиям музыкой;

- укрепление и сохранение психофизического здоровья;

- обеспечение комфорта, формирующего ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Игровые технологии:

- побуждение и стимулирование учащихся к учебной деятельности

Технология анализа конкретной ситуации:

- видение проблемы, понимание и анализ;

- оценка альтернативы возможных решений;

- выбор оптимального варианта решения

Технология проблемного обучения:

- потребность обучающегося в новом знании или способе действия;

- наличие у обучающихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере;

- осознание учеником усвоения нового, как личностной ценности.

Технология формирования мотивации:

-формирование у обучающихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

Личностно- ориентированный подход

- развитие творческого потенциала, индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка;

- помощь в самоопределении и самореализации.

Методы обучения: словесный(беседа), наглядно-слуховой, наглядно-образный, сравнения

и сопоставления, проблемно-поисковый.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, доска,

знания в примен ении на практи ке и анализе муз ыкальных произве дений.

образовательна я - формирование си стемы знаний и овладение тео ретической

развивающая - умен ие применять зна ния на практике в т ворческих формах.

воспитательная - пр иобщить любовь к п редмету через х удожественные

ФОРМЫ РАБ ОТЫ: индивидуаль ные ответы у чащихся, раб ота по парам

- по звучанию и нтервалы бываю т? (диссонирующ ие и консо нирующие)

- как называется вер хний и ниж ний звуки в интервале

4. Интервалы, в своей основе, имеют ме лодическое звуча ние. Голосом мы

исполняем инте рвалы мелодичес ки, т.е. поочередн ое исполн ение каждого

звука, а на форте пиано мож но исполнит ь одновременно оба звука, и такое

Поэтому дисс онирующий инте рвал, при мелоди ческом исполнени и, теряет

4. Сегодня на у роке мы начинаем изучать большую т ему, котор ая называется

определения, постараться подвести ребят самим к эт ому правилу и ег о

зн ачению, через ряд вопросов. Как ая величина пр исутствует в названии

интервала? (ответ - качественная). С начала проанализ ируем применение

характерных и нтервалов в муз. произведения х и их гармон ическое осознан ие

на фортепиан о. После анализа произведений пере х одим к пост роению

интервалов у д оски для выясне ния его колич ественного состава.

5. Переходим к работе в ладу. Ра боту проводим в тональнос ти До мажор.

Задание: постр оить на всех ступе нях лада интервал сек унду в гармон ическом

мажоре и определ ить на какой ступен и будет стр оится ув.2. После

построения ученики определили ув.2 на VI по ниж. ступени. Для того чтобы

найти где стро ится ум.7 вспоми наем правило обраще ния простых

интервалов. Дел аем обращен ие ув2 и получаем ум 7 на VII ст. Воп рос: какие

ступени входят в характерные интервал ы? ( ответ : не устойчивые), а

6. Вспоминаем п равило разрешен ия ступеней. Определяем какие сту пени

входят в характе рные интервалы – 6 и 7 ст. По правилу раз решения 6 ст.

переходит т олько в 5,а 7 ст.только в 1ст. Поэтому, в ув2 звуки при

разрешении ра сходятся в ч4,а в у м7 звуки схо дятся в ч5 и в мажоре и миноре.

Построить интервал ы в тетради и разрешить, сольфе джировать с ручн ыми

знаками. Запи сать ув2 – ум7 в таблицу. Делаем вывод: ув2 строится на VI ст.

Цель: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде диктанта, сольфеджирования, анализа произведения и слухового анализа.

Задачи урока:

  1. Активизация учащихся на уроках сольфеджио, развитие интереса к познавательной деятельности.
  2. Знакомство детей с самобытным творчеством выдающихся русских композиторов.

Оборудование:

Вступительное слово педагога: В музыкальной школе все дисциплины (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно.

Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И, пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой. Оба эти предмета ведёт один педагог, что способствует удобному планированию используемого музыкального материала.

Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.

На уроке музыкальной литературы, прослушивая и анализируя с учащимися произведения, я непременно обращаю их внимание на необычное звучание того или иного аккорда, интервала, своеобразие ритмического рисунка, придающие музыке неповторимую характерность.

Данный урок имеет своей целью раскрыть обратную взаимосвязь двух теоретических дисциплин, а именно: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио. Этот урок будет состоять из трёх разделов: музыкальный диктант, сольфеджирование, слуховой анализ.

I. Ладо – интонационная работа.

III. Слуховой анализ:

IV. Вокально-интонационная работа:

V. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент.

Приготовление тетрадей, карандашей и т. п.; проверка посадки (2 минуты).

I. Ладо – интонационная работа (10 минут).

1. В Н-dur (си мажор) пение.

а) Гаммы: натуральный и гармонический вид (вверх четвертными, вниз восьмыми; в пунктирном ритме).

Педагог предлагает всем учащимся спеть гамму вверх и вниз четвертными длительностями, а затем вверх – четвертными, а вниз – восьмыми длительностями. Учащиеся Лемешко А. и Благодарова А. поют гамму натурального вида в пунктирном ритме. Все учащиеся поют гамму гармонического вида вверх и вниз восьмыми длительностями. Благодарова Н. и Сероштан Н. поют гамму гармонического вида в пунктирном ритме.

Все учащиеся допевают до тоники все ступени, а затем Лемешко А. поёт это упражнение одна.

2. Последовательность аккордов и интервалов с проигрыванием на фортепиано и без.

а) Т3/5 Т6 Д4/3 Т3/5 М7/7 Д6/5 Т3/5 S6/4 Т3/5 (см. Приложение 1).

  • Пение всеми учащимися последовательности аккордов (мелодически) с проигрыванием на фортепиано педагогом.
  • Пение (без проигрывания) последовательности учащимися Благодаровой А. и Благодаровой Н (мелодически).
  • Пение последовательности в гармоническом виде всеми учащимися без проигрывания на фортепиано.

б) На 1-й ступени б3, на 7-й ум5, на7-й ум7, на 1-й ч5, на 4-й б3, на 4-й ув4, на 3-й м6 (см. Приложение 1).

  • Пение последовательности интервалов всеми учащимися с проигрыванием на фортепиано.
  • Пение на два голова без проигрывания (Лемешко А. и Благодарова Н. – верхние ноты, а Благодарова А. и Сероштан Н. – нижние).

В Н-dur, 8 тактов (15 минут) (см. Приложение 1).

а) Определение размера, количества тактов, анализ мелодии (скачками по звукам аккордов, поступенное, ритмические особенности, повторность);

Благодарова А. определила размер (3/4), количество тактов (8). Во время анализа мелодии отвечали учащиеся:

Лемешко А.: В мелодии есть скачки по звукам аккордов.

Благодарова Н.: Движение мелодии в основном поступенное.

Сероштан Н.: Ритмические особенности – пунктирный ритм.

в) Запись диктанта (5 проигрываний).

г) Пение диктанта с названием нот цепочкой всем классом с аккомпанементом педагога.

После последнего проигрывания все учащиеся поют диктант с названием нот цепочкой, а затем с аккомпанементом педагога (по 2 такта каждый).

III. Слуховой анализ (20 минут).

Лемешко А.: Это русский композитор 19 века П.И. Чайковский:

Преподаватель: Назовите главных героев этой оперы.

Сероштан Н.: Евгений Онегин, Татьяна и Ольга Ларины, Владимир Ленский.

Преподаватель играет последовательность аккордов, затем Благодарова А. называет аккорды, а все проверяют и исправляют ошибки.

Перед прослушиванием учащимся задаются вопросы, на которые они должны будут ответить: определить композитора и эпоху, возможно, название произведения.

Преподаватель: После второго прослушивания определите форму, размер, темп и основной лад.

Лемешко А.: Форма куплетная, два куплета, есть вступление, проигрыш и окончание.

Благодарова А.: Размер 4\4, темп умеренный, минорный лад, но есть отклонения.

Преподаватель: А какие здесь ритмические особенности?

Благодарова Н.: Ритм пунктирный и четвертная с точкой и восьмая. В мелодии есть украшения (трели, форшлаги).

Преподаватель: По нотному тексту определите: тональность, начало частей, анализ выделенных фрагментов (ритм, аккорды, интервалы), развитие мелодии, характерные интонации.

Сероштан Н.: Тональность ми минор.

Учащиеся показывают начало каждой части.

Преподаватель: А теперь сделаем гармонический анализ выделенных в нотном тексте фрагментов 1 куплета.

Благодарова А.: Вступление: Т3\5, S6/4, Т3\5. Далее: Т3\5, S6\4, Т3\5, Ум3\5 на 2 ступени, Д6\5, Т3\5.

Благодарова Н.: Т3\5, S6\4, Т3\5, отклонение в соль мажор через Д7, отклонение в до мажор через Д7.

Лемешко А.: Отклонение в ля минор через Д6\5, возвращается ми минор через Д6\5, Ум3\5, Т6\4, Д7, Т3\5.

Сероштан Н.: Повторяется отклонение в ля минор, далее возвращается ми минор через Д6\5, Ум3\5, Т6\4, Д7, Т3\5.

Преподаватель: Определите выделенные интервалы в мелодии (15 такт).

Благодарова А.: Ум.5, ч 4.

Сероштан Н.: В мелодии есть поступенное движение, движение мелодии по звукам трезвучий (мажорного и уменьшенного).

IV. Вокально-интонационная работа (5-7 минут).

Сероштан Н.: Это М.И. Глинка. Иван Сусанин – это народный герой, который завёл врагов в непроходимый лес и сам погиб, но предал свою Родину.

Преподаватель: Назовите других героев оперы.

Лемешко А.: Антонида, его дочь. Ваня – приёмный сын, Собинин – жених Антониды.

Преподаватель: А где в опере звучит Краковяк?

Благодарова Н.: Это один из польских танцев из второго действия. Ещё там звучат полонез, мазурка и вальс.

Все учащиеся поют по нотам Краковяк, а затем – наизусть.

Преподаватель: А теперь споём Песню Вани по нотам с аккомпанементом.

Поют все учащиеся, а затем цепочкой по 4 такта Сероштан Н. и Благодарова А.

Поют верхний голос Благодарова Н. и Благодарова А., Нижний голос Сероштан Н. и Лемешко А. Первый раз без сопровождения, второй раз с аккомпанементом педагога.

V. Подведение итогов урока.

Преподаватель: В завершении нашего урока мне хотелось бы сделать несколько замечаний: в целом все намеченные цели и задачи были выполнены, группа работала активно, хорошо подготовлено домашнее задание. Наиболее интересными были ответы Благодаровой Н., а лучший диктант был написан Благодаровой А. А как вы сами оцениваете свою работу?

Благодарова А.: Мне кажется, что интереснее писать диктант или петь мелодию из уже известных нам произведений.

Читайте также: