Ознакомительная педагогическая практика в школе

Обновлено: 02.07.2024

С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.

Оглавление
Файлы: 1 файл

отчёт по практике.docx

1. Дневник по практике. 3

2. Папка наблюдений с заданиями. 5

2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5

2.2 Система социально – педагогической работы: 7

2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7

2.4 Направления работы социального педагога: 9

2.5 Планирование социального педагога: 10

2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11

2.7 Формы работы социального педагога: 12

2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13

4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19

6. Материалы изучения семьи. 28

6.1 Изучение семьи: 28

6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29

6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30

6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31

7. Копилка методических материалов. 32

7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34

7.3 Памятка для родителей 37

7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40

7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44

7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47

7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50

7.8 Образцы документов социального педагога 53

8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55

9.Примерный план работы социального педагога 57

План работы на день

Знакомство со школой, условиями, материальной базой.

Знакомство с СППС школы. Кабинет соц. педагога. Организация работы.

должностные обязанности, направления, содержание работы соц. пед.

Составить соц. паспорт школы, класса

Беседа с соц. педагогом о организации работы в школе, основных направлениях, трудностях в работе.

Знакомство с классным коллективом.

Беседа с классным руководителем об особенностях данного класса, проблемах детей, характеристиках семей.

Анализ функций соц. педагога

Анализ работы социального педагога

Анализ документации соц. педагога.

Составление плана работы на четверть на основе годового плана.

Наблюдение классного коллектива.

Анализ основных направлений работы

Психологический климат в классном коллективе

Оформление социометрической матрицы

Изучение социально – педагогического паспорта школы, класса.

Зафиксировать формы ведения документации

Ознакомление с формами ведения отчетной документации соц. педагога.

Изучение целевых комплексных воспитательных программ.

Беседа с учащимися о интересах, склонностях, занятости в кружках и секциях.

Наблюдение классного коллектива

Направления, содержание, фирмы и методы реализации программ.

Занятость в свободное время

Особенности учебной деятельности

Зафиксировать формы ведения отчетной документации

Подготовка материалов к проведению зачетного мероприятия в классе.

Анализ форм и методов работы социального педагога.

Изучение особенностей работы соц. педагога с различными категориями детей и семей.

Категории детей и семей, состоящих на различных видах учета

Зафиксировать формы ведения документации

Изучение документации по материалам работы с семьей.

Беседа с учеником о семье, взаимоотношениях с родителями, семейной ситуации.

Работа с семьей, изучение семьи

Подбор материалов изучения семьи

Посещение семьи наблюдаемого ребенка вместе с соц. педагогом.

Наблюдение классного коллектива

Обследование условий жизни

Подбор методических материалов

Особенности поведения школьников

Составление акта обследования жилищно - бытовых условий.

Беседа с классным руководителем о особенностях взаимоотношений в семьях учащихся.

Анализ результатов исследования личности ребенка.

Результаты наблюдений, бесед

Социально – педагогическая карта – характеристика

Оформление информации о кружках и секциях школы с целью увлечения детей из неблагополучных семей, детей состоящих на учетах.

Формы ведения журналов

Занятость детей во внеурочное время

Оформление документации по практике.

Оформление папки – отчета о практике

  1. Папка наблюдений с заданиями.
    1. Социальный паспорт СШ № Х на 2009 – 2010 учебный год:

    Из них 10 – 11 Кл. 5 классов, учащихся 130.

    Классы с профильным изучением предметов:

    • физико-математические - 1 класс 25 чел.
    • биологические-экологические - 1 класс 32 чел.
    • информатико-математические - 1 класс 31 чел.
    1. Всего учителей работает в школе 79, из них совместителей 3, пенсионеров 2.

    Стаж работы до 3 лет – 15 человек;

    от 3 до 10 лет – 23 человек;

    от 10 до 25 лет – 30 человек;

    свыше 25 лет – 18 человек.

    Без категории – 22 человек

    2-я категория – 15 человека;

    1-я категория – 28 человека;

    высшая категория – 13 человека.

    За этот год повысили 7 человек:

    1. Количество кружков, курсов по выбору и спортивных секций - 25
    2. В школе работают платные кружки
    3. В школе организованы БРСМ с численным составом 97 членов и БРПО с численным составом 171 членов.
    4. Всего детей - 401;

    Многодетные семьи – 11 (2,7%);

    Дети инвалиды – 5 (1,2%) ;

    Малообеспеченные семьи - 38 (9,5%)

    Дети, находящиеся под опекой – 5 (1,2%),

    Неполные семьи – 136 (34%);

    Матери одиночки - 7 (1,7%);

    Неблагополучные семьи, стоящие на учете – 25 (6,2%);

    Учащиеся стоящие на учете (внутришкольном, ИДН, КДН) – 26 (6,5%);

    Семьи, проживающие по регистрации:

    - не имеющих гражданства – 14 (3,5%);

    - граждане России – 18 (4,5%).

    Цель: развитие культурно - образовательного пространства в школе.

    1. Развитие дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и профессиональной направленности учащихся через:

    • ориентацию образовательного процесса на развитие субъективной позиции личности и ключевых образовательных компетенций;
    • формирование ключевых профессиональных компетенций педагогов и создание условий для их непрерывного профессионального роста;
    • развитие дополнительного образования, сети платных услуг.

    2. Развитие воспитательного пространства и педагогизация социальной среды через:

    • усовершенствование взаимодействия школы с государственными структурами и социальными институтами;
    • совершенствование социального и психолого-педагогического процесса;
    • использование современных форм воспитательной работы.

    3. Развитие современной образовательной среды через:

    • совершенствование материально – технической базы;
    • повышение эффективности использования созданной информационной инфраструктуры;
    • совершенствование партнерских отношений с предприятиями и организациями.

    Приоритетные направления работы школы:

    • Реализация основополагающих идей государственной идеологии >>>
    • Ориентация содержания образования на обеспечение повышение качества образования с использование современных педагогических технологий.
    • Создание условий для реализации учащимися потенциальных возможностей.
    • Формирование у учащихся навыков самостоятельной здоровьесберегающей деятельности и потребности и здоровом образе жизни.
    • Развитие компетенции и профессионального мастерства педагогов
    • Консолидация сил социальных институтов в области воспитания детей и молодежи.
    • Обеспечение детей и молодежи социальной и психолого-педагогической поддержкой.

    Главная воспитательная задача на 2009 - 2010 учебный год - создание условий для духовно–культурного, нравственного становления личности, развитие социальной активности учащихся, усиление профилактической работы, поддержание и развитие познавательного интереса. С этой целью предлагаем Вашему вниманию следующие рубрики

    Результаты и достижения в предметных олимпиадах и НПК:

    Коврик Екатерина - 2 место на районной олимпиаде по испанскому языку и 2 место на районной НПК по испанскому языку

    Ищенко Леонид - 2 место на районной НПК по испанскому языку

    Ильюкевич Анна - 1 место на районной олимпиаде по испанскому языку и 1 место на городской олимпиаде по испанскому языку

    Ильюкевич Анна - 3 место на районной НПК по испанскому языку

    Цыбульская Яна - 3 место на районной НПК по испанскому языку

    В школе работают: педагог психолог (стаж работы 2 года)

    Педагог социальный (стаж работы 10 лет) – Ф,И,О.

    График работы кабинета социального педагога:

    для учащихся: пн. 14.00 - 16.00, сб. 14.00-16.00

    для педагогов: ср. 14.00 - 16.00

    для родителей: чт. 16.00-18.00

    График работы СППС на 2009-2010 учебный год

    Понедельник 8.00 - 17.00

    Вторник 8.00 - 17.30

    Среда 7.50 - 19.00

    Четверг 7.50 - 18.00

    Пятница 8.00 - 17.30

    Суббота 8.00 - 18.00

    Обед с 13.00 до 13.20

    Целью деятельности СППС является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся.

      1. Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства;
      2. Профилактика асоциального поведения, правонарушений учащихся, пропаганда ЗОЖ;
      3. Организация комплексной социально - педагогической, психологической и правовой помощи учащимся, педагогам, родителям.

      *Приоритет прав интересов учащихся;

      *Личностно - ориентированный подход;

      * Гуманистический характер деятельности;

      *Доступность и конфиденциальность

        1. Основные функции деятельности социального педагога в школе:

        Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, родителям выполняет следующие функции:

        • изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;

        • изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;

        • устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;

        • содействует выявлению особо одаренных школьников;

        • выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

        • на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;

        • планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

        • способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;

        • позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.

        • старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;

        • осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

        • организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;

        • включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;

        • организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;

        • координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

        • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

        • оказывает квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;

        • устанавливает доверительные отношения с клиентом.

        • использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;

        • содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

        • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

        • заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;

        • оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

        • содействует в создании ситуаций успеха школьников.

        • организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

        • влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;

        Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

        Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

        Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

        Министерство образования и науки Российской Федерации

        Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

        Институт педагогики и психологии детства

        Кафедра русского языка и методики его преподавания

        в начальных классах

        ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

        Студента Макаровой А. С.

        квалификация/степень выпускника: бакалавр

        Учебная практика

        Задачи практики:

        сформировать представление о школе как образовательной системе;

        познакомить со спецификой деятельности учителя, его функциональными и должностными обязанностями, документацией;

        развивать у студентов умения анализировать и обобщать данные педагогического наблюдения различных фрагментов образовательного процесса ОУ;

        сформировать опыт непосредственного общения, взаимодействия с детьми;

        познакомить с планированием образовательного процесса ОУ.

        Процесс практики направлен на формирование следующих компетенций:

        способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3)

        готов сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

        готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

        готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

        способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13).

        В результате прохождения практики выпускник должен:

        основные теоретические закономерности биоэкологии;

        общие основы психологии и физиологии развития ребенка;

        ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования

        систему воспитательно-образовательной работы на ступени начального общего образования;

        структуру и содержание преподавания предметов в вариативных программах обучения, используемых на ступени начального общего образования;

        содержание, формы и методы воспитательно-образовательной работы педагога на ступени начального общего образования;

        культурные потребности различных социальных групп; методы и способы выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп;

        применять полученные теоретические знания в практике исследований;

        ориентироваться в организации воспитательно-образовательного процесса в рамках данной организации;

        демонстрировать на практике ответственное отношение к своей профессиональной деятельности;

        использовать нормативные правовые документы в деятельности педагога начального общего образования;

        видеть последствия собственной педагогической деятельности и нести ответственность за ее результаты;

        взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса (детьми, педагогами и родителями) на основаниях толерантности, диалога и сотрудничества;

        формировать культурные потребности различных социальных групп;

        методами обработки и синтеза экологической информации;

        навыками психолого-педагогического сопровождения и умеет демонстрировать их в условиях практики

        прочным сознанием социальной значимости будущей профессии и устойчивой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

        способами установления контактов с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

        культурные потребности различных социальных групп; методы и способы выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп;

        навыками выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп.

        Ознакомление с особенностями общешкольного образовательного учреждения, с направлениями работы, нормативно-правовой документацией, режимом и расписанием уроков, материально-техническим оснащением учебного процесса в закрепленной группе.

        Отразить в календарно-тематическом планировании выполнения содержания практики, заверить росписью наставника.

        Ознакомление со спецификой работы учителя, его функциональными и должностными обязанностями.

        Отразить в календарно-тематическом планировании выполнения содержания практики, заверить росписью наставника.

        Посещение уроков учителя – не менее 3х уроков, ознакомление с формами и методами проведения занятий.

        Отразить даты посещения и темы уроков в календарно-тематическом планировании выполнения содержания практики, заверить росписью наставника.

        Сдать один конспект посещенного урока учителя (любого) с психолого-педагогическим анализом . Конспект оформить в соответствии с требованиями (см. ниже).

        Изучение плана воспитательной работы.

        Отразить в календарно-тематическом планировании выполнения содержания практики, заверить росписью наставника.

        6. Проведение одного воспитательного мероприятия с детьми. Сдать конспект данного воспитательного мероприятия с самоанализом. Конспект оформить в соответствии с требованиями (см. ниже).

        Отразить в календарно-тематическом планировании выполнения содержания практики, заверить росписью наставника.

        7. Организация самостоятельной деятельности детей. Подобрать 3-5 игр на развитие психических процессов детей с указанием названия игры, ее цели, оборудования и содержания.

        Календарно- тематическое планирование работы

        на период практики

        Планируемая работа по выполнению содержания практики

        Отметка о выполнении

        1. Беседа с директором школы.

        2. Знакомство с классным руководителем закрепленного класса.

        3. Составление индивидуального плана работы по практике.

        1. Знакомство со структурой образовательного учреждения.

        2. Знакомство с документацией (уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации )

        3. Знакомство с режимом работы, графиком работы, численностью обучающихся.

        4. Беседа с классным руководителем закрепленного класса о детях

        1. Знакомство с детьми закрепленного класса.

        2.Знакомство с режимом и расписанием уроков закрепленного класса.

        1. Знакомство с материально-техническим оснащением школы, кабинета педагога.

        2. Знакомство с документацией педагога.

        1.Поход в библиотеку школы, беседа с библиотекарем о учебно-методической литературе, хранящейся в библиотеке школы.

        2. Знакомство с должностными и функциональными обязанностями учителя, спецификой работы.

        1..Знакомство с программно-методическим обеспечением учебной деятельности.

        1. Наблюдение за процессом подготовки педагога закрепленного класса к уроку математики.

        1. Наблюдение за процессом подготовки педагога закрепленного класса к уроку литературного чтения .

        1. Наблюдение за процессом подготовки педагога закрепленного класса к уроку русского языка.

        4. Консультация с педагогом закрепленного класса по написанию конспекта урока.

        1. Консультация с педагогом закрепленного класса по составленному конспекту урока.

        2. Изучение плана воспитательной работы педагога закрепленного класса.

        3. Беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах по вопросам организации воспитательной работы

        4. Чтение методической литературы.

        3. Изучение методической литературы

        1. Консультация с педагогом закрепленного класса по составлению плана воспитательного мероприятия.

        2. Изучение методической литературы.

        1. Изучение методической литературы.

        2. Разработка конспекта воспитательного мероприятия.

        1. Консультация с педагогом закрепленного класса по составленному мероприятию.

        2. Подготовка к проведению мероприятия

        1.Проведение воспитательного мероприятия.

        2. Анализ проведенного мероприятия с педагогом закрепленного класса.

        3. Составление методического самоанализа по проведенному мероприятию.

        2. Определение основных направлений в работе по развитию психических процессов обучающихся (совместно с педагогом закрепленного класса).

        3. Изучение методической литературы по вопросу развития психических процессов.

        4. Подбор игр, направленных на развитие психических процессов

        3. Оформление описания каждой игры с указанием ее названия, ее цели, содержания и необходимого оборудования

        1. Консультация с педагогом закрепленного класса по вопросу содержания и оформления игр

        Введение
        Учебная практика проводится с целью получения первичных профессиональных умений и
        навыков. Она представляет собой важнейшую составную часть учебного процесса,
        способствует повышению общего уровня профессиональной подготовки, закреплению и
        углублению полученных теоретических знаний по дисциплинам.
        Учебная практика позволяет нам познакомиться с методической стороной работы учителя
        начальных классов, приобрести опыт наблюдения и анализа уроков в начальной школе.

        Класс дружный, ученики достаточно сильные. В этом я смогла убедиться на
        уроках русского языка, литературы, окружающего мира и английского языка. Ребята
        были активны, охотно отвечали на вопросы учителя, старательно выполняли задания.

        При посещении уроков, проводимых учителем, мною было отмечена способность
        Натальи Сергеевны грамотно распределять время, умение интересно преподносить
        детям новый материал, вовремя и корректно реагировать на нестандартные ситуации, а
        также эффективно использовать современные технические средства для проведения
        урока, и вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.

        Наталья Сергеевна создавала такую атмосферу, что дети ощущали себя свободно, не
        боялись отвечать на уроках, они чувствовали её материнскую заботу. Несмотря на
        доброту, Наталья Сергеевна - требовательный педагог.

        Просмотр вебинаров
        Во время практики мною просмотрено множество вебинаров, в ходе которых я
        познакомилась с организацией деятельности учителя начальных классов, получила
        знания и умения, которые пригодятся мне в дальнейшем при построении своей
        профессиональной деятельности.

        От практики у меня остались только приятные впечатления. Я наблюдала за
        ведением уроков, их построением, запоминала, анализировала, собирала крупицы опыта
        в свою педагогическую копилку.
        Я рада, что мне доверяли проверять тетради по окружающему миру на наличие
        домашней работы и проводить музыкально-игровые перемены. Для меня стало
        открытием то, насколько быстро я смогла наладить контакт с обучающимися, дети были
        активны, подарили мне свои улыбки и зарядили положительной энергией.

        Педагогическая практика научила меня грамотно и эффективно распределять
        время в ходе учебного процесса, организовывать работу класса, творчески
        подходить к осуществлению процесса обучения. Я научилась заинтересовывать
        детей, налаживать с ними непрерывный и увлекательный диалог.
        Моя самостоятельность проявлялась в подборе материала по теме урока,
        выбора формы проведения урока, поддержании благоприятного климата в ходе
        процесса обучения.

        За время прохождения практики я не только познакомилась с учебным процессом,
        но и узнала от классного руководителя о внеурочной работе, увидела фото и видео
        материалы. Работа проводится большая. Ребята активно участвуют во всех
        мероприятиях. Активно привлекаются и родители учеников.

        Моя профессиональная позиция, мое педагогическое кредо.
        …Вы знаете,
        Мне по-прежнему верится,
        Что если останется жить Земля,
        Высшим достоинством человечества
        Станут когда -нибудь учителя!
        Не на словах, а по вещей традиции,
        Которая завтрашней жизни под стать.
        Учителем надо будет родиться
        и только после этого – стать.
        Р. Рождественский

        Я считаю, что профессия учителя сложная и ответственная. Самое главное – это любить
        детей и свою профессию. Дать ученикам отличные знания. Находить индивидуальный
        подход к каждому ребенку. Воспитывать в них морально-нравственные качества и
        патриотические чувства. Убеждена, что учитель должен многое уметь помимо основных
        предметов. Тогда он будет интересен детям. А закончить мне хочется стихотворными
        строчками:
        Хочу учителем я стать, не просто так,
        Большое есть желание и рвенье,
        Из маленьких – больших и умных воспитать,
        Раскрыть талант, и помогать в ученье,
        И пусть, я знаю, что дорога не легка
        Как педагогам тяжело дается,
        Из каждого достать ученика,
        Большое сердце, что под коркой бьется.

        Заключение
        В заключение хочу сказать, что при прохождении практики особых трудностей не
        возникало. Было очень интересно знакомиться с работой учителя начальных классов. Думаю,
        что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем
        при построении своей профессиональной деятельности.

        Отчет по педагогической практике

        В о время педагогической практики происходит практическое знакомство обучающихся с педагогической работой в системе высшего профессионального образования, освоение методологии и приемов научно-исследовательской и учебно-методической работы, формирование умений и навыков педагогической деятельности.

        В основе содержания педагогической практики лежат знания, полученные магистрантами по дисциплинам, знание которых необходимо магистрантам для самостоятельной педагогической практики на кафедре Вуза.

        Во время педагогической практики происходит практическое знакомство с педагогической работой в системе высшего профессионального образования, применение результатов теоретического обучения. На форму проведения практики ключевое влияние оказывает специфика организации, на базе которой проводится практика, ее технические, экономические, человеческие, научные ресурсы и характер индивидуального задания студента, данного ему его руководителем практики в вузе.

        Педагогическая практика проводится в различных формах: полевая и камеральная. Полевая научно-педагогическая практика позволяет закрепить на практике полученные теоретические знания, сформировать умения и навыки чтения публичных лекций и проведения семинарских занятий со студентами. Камеральная педагогическая практика связана с необходимостью обработки и анализа собранного в организации материала и подготовкой отчета по практике.

        Знания, умения и навыки, формируемые в ходе педагогической практики, в дальнейшем используются в научно-исследовательской работе и при проведении научно-исследовательской практики по теме дипломной работы.

        Цели педагогической практики

        Целями педагогической практики являются:

        • углубление и закрепление знаний, полученных обучающимися в ходе теоретических занятий в университете и формирование основ практического использования знаний для решения конкретных проблем в сфере высшего профессионального образования;
        • знакомство обучающихся со спецификой деятельности преподавателя и формирование умений выполнять педагогические функции;
        • развитие общекультурных компетенций, а также закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных компетенций обучающихся в сфере преподавательской деятельности;
        • приобретение практических навыков педагогической работы в системе высшего профессионального образования и овладение основными педагогическими функциями.

        Задачи педагогической практики

        В ходе педагогической практики обучающимися должны быть решены следующие задачи:

        • закрепление, углубление, расширение теоретических знаний, полученных при изучении экономических дисциплин;
        • знакомство с ВУЗом и его организационной структурой;
        • изучение нормативных документов, регулирующих деятельность ВУЗа и кафедры;
        • изучение требований, предъявляемых к преподавателю современного вуза;
        • исследование и освоение основных принципов и форм организации педагогического процесса;
        • освоение методологии и современных методов организации учебного процесса;
        • освоение методик проведения занятий и выступления перед аудиторией, создания творческой атмосферы, взаимопонимания и уважения учащихся;
        • осуществление методической и учебной работы по проектированию и организации учебного процесса;
        • самостоятельное проведение психолого-педагогические исследования;
        • формирование навыков организации и проведения публичных лекций, встреч, семинаров;
        • изучение методики самоконтроля и самооценки результатов педагогической деятельности.

        Место и время проведения педагогической практики

        Основным условием выбора организации для проведения педагогической практики является возможность обучающегося сформировать определенные практические умения, а также навыки выполнения конкретной работы в педагогической сфере высшего профессионального образования. Поэтому педагогическая практика может осуществляться в структурных подразделениях государственного университета.

        Практика осуществляться непрерывным циклом продолжительностью 4 недели.

        Содержание педагогической практики

        Производственный инструктаж (инструктаж по технике безопасности).

        Подготовка и оформление организационных документов по практике

        Выполнение производственных заданий.

        Мероприятия по сбору, обработке и систематизации теоретического и практического материала

        Разработка учебно-методического обеспечения занятия по выбранной теме.

        Самостоятельное проведение учебного занятия.

        Обработка и обобщение необходимой для отчета информации.

        Консультации с руководителем практики в вузе.

        Обработка полученных данных.

        Подготовка отчета об итогах практики.

        Презентация отчета по практике на конференции.

        По окончании учебной педагогической практики каждый студент практикант предоставляет руководителю практики от кафедры отчетные документы в папке-скоросшивателе, сшитые с помощью дырокола, без файлов.

        Порядок размещения отчетных документов и в папке-скоросшивателе следующий:

        1. Отчет о выполнении программы учебной педагогической практики.
        2. Индивидуальный календарный план прохождения учебной педагогической практики.
        3. Результаты выполнения установленных заданий практики

        Оформление отчёта по практике

        При оформлении отчета студенту необходимо дать краткую характеристику работ, выполненных им в период практики, и документов, с которыми он работал. Структура отчета не должна расходиться с планом и дневником практики.

        Требования к оформлению печатного текста:

        • Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см.
        • Выравнивание текста по ширине.
        • Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см.
        • Шрифт основного текста – Times New Roman, кегль 14.
        • Шрифт заголовков допускается на 1–2 пункта больше, в таблицах – на 1–2 пункта меньше основного.
        • Межстрочный интервал одинарный.
        • Нумерация страниц проставляется вверху от центра; на первых страницах (титульных листах) отчетных документов номера страниц не проставляются.

        Структура отчёта педагогической практики

        Титульный лист

        Первая страница отчета является одновременно титульным листом всей папки с отчетной документацией по практике. Данная страница не нумеруется.

        Пример:

        Отчет по педагогической практике

        Задание на педагогическую практику

        Пример:

        Отчет по педагогической практике

        Содержание

        Пример:

        Отчет по педагогической практике

        Введение

        Введение содержит цели и задачи практики, краткую характеристику предприятия - места практики.

        Пример:

        Отчет по педагогической практике

        Основная часть

        Отчет практиканта о проделанной работе с выводами и предложениями, в который входят:

        1) индивидуальный план работы на период практики;

        2) характеристика деятельности базовой организации и деятельности психолога:

        а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы;

        б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения;

        в) перечень основной документации педагога-психолога;

        г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения;

        д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта;

        3) Краткое описание проведенных мероприятий, диагностической (конкретизировать используемые методики) и коррекционно-развивающей работы (конкретизировать используемые методы и приемы, тематику работ), оформления документации психолога (перечислить перечень документации который вел практикант), проведения практической работы, направленной на решение выявленных проблем, с использованием методов консультирования, психотерапии и психокоррекции, разработки и проведения развивающих занятий психологического сопровождения участников образовательного процесса по результатам диагностической работы (желательно приложить перечень занятий с названиями и кратким содержанием), разработки коррекционно-развивающих программ (если таковое имело место, то приложить развивающую программу в виде таблицы на 1 страницу).

        Пример:

        Отчет по педагогической практике

        Заключение

        Выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны.

        В заключительной части отчета практикант делает вывод о степени выполнении программы практики и осуществляет самоанализ своей деятельности, отвечая на вопросы: какие виды деятельности удались в наибольшей степени? Какой полезный опыт приобретен? Какие трудности встретились во время прохождения практики? Какие имеются предложения по содержанию и организации практики?

        Читайте также: