Что необходимо сделать для снижения преступности в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Из года в год значительный удельный вес в общей структуре преступности (более 50 %) занимают повторные преступления, т.е. преступления, совершенные лицами, ранее их уже совершавшими.

В чем причина такого положения дел и как это предотвратить? Что следует знать соответствующей аудитории, чтобы не совершать повторные преступления?

Об этом поговорим с гостем студии - начальником отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры Республики Саха (Якутия) Владимиром Рабиновичем.

Владимир Львович, здравствуйте! Насколько серьёзно стоит вопрос повторной преступности в нашей республике?

В 2020 году в республике совершено 4479 повторных преступлений (+0,7%; 4447), в том числе совершенных ранее судимыми лицами (+3,4%; 2111/2183), из них в период отбывания условного срока наказания (+4%, 372/386), находящимися под административным надзором (+3,7%;132/137).

Произошло снижение количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (-12,1%; с 575 до 505),, в том числе убийств.

Уровень повторных преступлений является одним из основных индикаторов эффективности работы правоохранительных органов и иных субъектов системы профилактики. В указанной связи противодействие повторным преступлениям является приоритетным направлением деятельности и правоохранительных органов, и органов прокуратуры.

Каковы основные причины и условия повторных преступлений?

Основными обстоятельствами совершения повторных преступлений остаются бытовая и социальная необустроенность, отсутствие постоянного заработка, алкоголизация. Так, согласно проведенному анализу 71,3% ранее судимых лиц, повторно привлечённых к уголовной ответственности, не имели постоянного источника дохода, более 63,0% на момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.

Какая в республике проводится работа по профилактики повторной преступности ?

Прокуратурой республики обеспечено взаимодействие с правоохранительными структурами и субъектами системы профилактики по вопросам противодействия повторным преступлениям.

За последние годы проблемные вопросы межведомственного взаимодействия в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассмотрены на межведомственных совещаниях, координационном совещании руководителей правоохранительных органах, Координационном Совете по обеспечению правопорядка при Главе РС(Я).

По инициативе прокуратуры республики с участием министерств и ведомств реализуется межведомственный комплексный План совместных профилактических мероприятий по противодействию рецидивной преступности, в том числе направленные на совершенствование механизмов по социальной реабилитации ранее судимых лиц, организацию их занятости, обучения.

Мерами прокурорского реагирования в деятельности органов местного самоуправления, занятости и работодателей устранялись нарушения в сфере квотирования рабочих мест, осуществления административного надзора правоохранительными органами.

При этом надзорная деятельность также направлена на разобщение устойчивых криминальных связей и окружение ранее судимых лиц людьми, положительно на них влияющими. В данной работе привлекаются иные субъекты профилактики в целях вовлечения освободившихся из мест лишения свободы лиц к труду, культурно-спортивным мероприятиям, организации их досуга и занятости.

Какие проблемы имеются при проведении профилактической работы?

Учитывая, что безденежье, отсутствие работы являются одним из основных причин совершения повторных преступлений, прокуратура обращает особое внимание на реализацию мероприятий по обучению осужденных, получению ими востребованных на рынке труда профессий. Органами занятости совместно с УФСИН РФ по РС(Я) на системной основе проводится работа по профессиональной ориентации, переобучению лиц, находящихся в местах лишения свободы и состоящих на учёте в УИИ. Начиная с 2019 года, УФСИН РФ по РС (Я) совместно с министерством образования и науки РС (Я) организовано обучение условно осужденных лиц в профессиональных образовательных организациях.

Хотелось бы, чтоб более шире использовались возможности дистанционного образования осужденных.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается более 800 человек, которые нуждаются в социальной поддержке.

Несмотря на то, что администрациями исправительных учреждений за 6 месяцев до освобождения лиц уведомляются органы местного самоуправления и занятости о предстоящем освобождении, данная работа на сегодняшний день остается низкоэффективной.

В целях устранения причин и условий, способствующих совершению повторных преступлений, необходимо оказать правовую, социальную, психолого-педагогическую, медицинскую и иную помощь, адаптировать их к общественной жизни.

Многие осужденные за время отбывания срока наказания теряют родственные связи, в связи с этим очень актуальным остаётся оказание психологической помощи не только освобождаемому, но и его окружению.

Что необходимо совершенствовать для улучшения состояния профилактики правонарушений?

Требуется совершенствования действующего законодательства в данной сфере. Поскольку отсутствуют подзаконные акты по реализации норм Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", в том числе по осуществлению информационного обмена о лицах, состоящих на профилактических учетах и нуждающихся в услугах по ресоциализации адаптации.

Возможно ли гражданину предотвратить совершение повторного преступления и что для этого необходимо?

Гражданам, ранее совершавшим преступления, прежде всего, следует знать, что на сегодняшний день в республике услуги по социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, предоставляются министерствами труда и социального развития (единовременная денежная помощь, предоставление временного приюта), по делам молодежи и семейной политике (психологическая помощь), здравоохранения (специализированная медицинская поморщь больным туберкулезом).

Непосредственно после освобождения с целью поиска работы необходимо обратится в центр занятости населения, которые имеются в каждой районной администрации, с целью встать на учет для дальнейшего трудоустройства, а также обучения в случае отсутствия специального образования либо переподготовки.

Граждане, ранее совершавшие преступления, в т.в. освободившиеся из мест лишения свободы, всегда имеют трудности в трудоустройстве по найму. В указанной связи они должны знать не только возможности, которые есть в органах занятости, но также и то, что занятость может быть обеспечена реализацией своего права на осуществление самозанятости, а также предпринимательской деятельности.

Также люди должны знать информацию о вреде алкоголя и его последствиях, как найти работу и постоянный источник дохода, как организовать свой досуг и как достичь успеха в жизни. Не менее важным является возможности получения бесплатной наркологической помощи, сведений об общественных организациях, оказывающих содействие в борьбе с алкоголизмом и злоупотреблением.

Убийство девятилетней Елизаветы Киселевой по дороге в школу в Саратове потрясло Россию. Вслед за горожанами, желающими самосуда, политики заговорили об отмене моратория на смертную казнь. Заявления такого рода от политиков сложно расценивать иначе как популизм. Гораздо полезнее обсудить политические и организационные решения, которые могли бы предотвратить такие случаи.

Криминология пока не может предоставить бесспорных доказательств эффективности смертной казни как меры предотвращения тяжких насильственных преступлений. Тяжкие преступления – это в основном спонтанные события. Преступник не ведет себя в таких случаях рационально, а значит, он не успевает подумать о последствиях. Помимо прочего смертная казнь – это дорогостоящий способ наказания. Сюда включается множество дополнительных издержек – в частности, затраты на оспаривание решения суда и иные процессуальные гарантии. Не стоит забывать, что даже при наличии возможности пересмотра дела мы не можем полностью исключить судебную ошибку.

Что касается рецидивной преступности (обвиняемый в убийстве девочки был судим), обзор исследований говорит, что строгие санкции не снижают риск повторных преступлений, который может даже увеличиваться при более строгих наказаниях, например тюремном сроке, в сравнении с менее строгими, например пробацией. Также уровень рецидивизма не снижается при увеличении сроков наказания.

Саратовские власти уже объявили о проверке безопасности школ и подходов к ним. Для этого предлагается создать специальные комиссии из представителей полиции и администрации школ. Почему этого не было сделано в рамках уже имеющегося взаимодействия полиции и работников образования в ходе работы тех же комиссий по делам несовершеннолетних и регулярных совместных рейдов?

Меры административного надзора за обвиняемым в убийстве девочки в данном случае также не имели особого успеха. Он имел непогашенную судимость, а это означает, что представители двух федеральных ведомств – ФСИН и МВД – должны были взаимодействовать с ним на регулярной основе.

Для контроля за освободившимися условно-досрочно (УДО) среди участковых уполномоченных полиции на уровне районного отдела полиции обычно выделяется специализированная позиция. Работа состоит в том, чтобы заблаговременно связаться с представителями ФСИН по всем случаям УДО, помочь собрать материал о месте проживания бывшего осужденного и перспективах трудоустройства. Представитель МВД, так же как представитель инспекции ФСИН, практически не занят повседневным контролем, а выполняет большой объем именно бумажной работы – оформляет дела, ведет переписку – и в лучшем случае встречается с бывшим осужденным раз в год.

А в отношении некоторых групп людей участковый не сможет осуществить полноценный мониторинг, даже если будет посещать их исправно. Так, люди, которые официально признаны медицинской системой психически нездоровыми и социально опасными, должны посещаться участковым не менее двух раз в год. Специальной психологической или медицинской подготовки участковые не получают, и потому если и осуществляют проверки, то формально.

Комплексного подхода к реабилитации лиц, вышедших из мест лишения свободы, не имеют и социальные службы. После освобождения многие бывшие осужденные сталкиваются с проблемами отсутствия жилья и каких-либо сбережений. Не существует системного учета потребностей освобождающихся граждан в социальной поддержке. В России отсутствует единая служба пробации, которая бы оказывала социальную поддержку осужденным. Региональные ГУФСИН и УФСИН сотрудничают с центрами занятости, социальной адаптации и другими органами социальной поддержки, а также с НКО, но их ресурсов не хватает, чтобы помочь всем.

Для работы с бывшими осужденными есть две основные опции: пробация и реабилитационные программы. Реабилитация включает в себя лекции, групповую и индивидуальную психотерапию. Пробация может включать в себя реабилитацию, но она также подразумевает наличие санкций – например, дополнительные штрафы, необходимость отмечаться, посещения инспектора. Реабилитационные программы направлены на развитие чувства ответственности, навыков самоконтроля и прогнозирования последствий противоправного поведения, работу с наркотической и алкогольной зависимостью. В мировой практике существует множество техник такой работы: когнитивно-поведенческая терапия, моделирование, ролевые игры и т. д.

Обзор исследований показал, что реабилитационные программы ведут к уменьшению рецидивизма не меньше чем на 10%. В среднем такие программы сокращают уровень рецидивизма на 20%, что больше среднего эффекта от различных санкций, к которым относятся лишение свободы и УДО с сопровождением.

Такие программы дороги. Поэтому в первую очередь участвовать в них следует лицам с высокой вероятностью совершения нового преступления. Помимо стабильно высокого и стабильно низкого существует динамический риск-фактор, который при определенных обстоятельствах может быть снижен. К динамическим риск-факторам относятся наркотическая и алкогольная зависимость, так как людям, страдающим от этих заболеваний, можно помочь войти в ремиссию.

Применяемые сейчас меры профилактики рецидивной преступности в России работают слабо, а репрессивный подход – ужесточение наказания – не влияет на нее вовсе. Необходимо переосмыслять подход к профилактике. Отрадно, что саратовские власти стремятся решить проблему через уменьшение рисков, связанных с городской средой. Нужно не забыть и про более сложные и комплексные решения по работе с бывшими заключенными.

Авторы — младший научный сотрудник и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге


Общая характеристика судимости как показатель работы судебной системы

Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал данные о судимости в РФ. На первый взгляд, в последние годы очевидна тенденция снижения преступности, причем как по общему количеству осужденных, так и по объекту посягательства. Однако, как считают эксперты, о радикальном снижении уровня преступности в стране сказать нельзя ввиду влияния системных проблем и общих негативных тенденций отечественной юстиции.

Характеристика судимости: как работает система



Показательно резкое – втрое – снижение числа оправдательных приговоров (либо прекращения производства по реабилитирующим основаниям) в 2017 г. по сравнению со всеми предыдущими периодами.


Количество дел, возвращенных прокурору, в последние 10 лет также снизилось. Объяснение тому, по мнению экспертов, двоякое.


Резюмируя общие показатели судимости в РФ за последнее десятилетие, Дмитрий Дядькин отметил, на его взгляд, самые интересные и значимые для адвокатской практики выводы:

Изменение структуры осужденных по вступившим в законную силу приговорам по объекту посягательства заслуживает отдельного внимания. Эксперты единодушно отметили, что несмотря на снижение числа осужденных в среднем 700 тыс. человек ежегодно признаются виновными в совершении уголовных преступлений, и это очень много. По мнению экспертов, в последние годы наблюдается рост числа осужденных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства на фоне существенного сокращения преступлений против личности.

Осужденные по приговорам, вступившим в законную силу, по объекту посягательства



Неутешительна, по мнению экспертов, статистика по осужденным за преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169–199.2 УК РФ). С 2014 г. число лиц, осужденных за совершение указанной категории преступлений, ежегодно прирастает в среднем на 1000 человек.



Позитивно отметили эксперты существенное сокращение контингента осужденных за насильственные преступления против жизни и здоровья (ст. 105–125 УК РФ) – с 133 450 в 2010 г. до 88 471 в 2017-м. Это самый низкий показатель за рассматриваемый временной интервал.


Особое внимание эксперты обратили на рост в последние годы числа осужденных по уголовным делам, традиционно отличавшимся низким уровнем в общем количестве преступлений, в частности против правосудия, против порядка управления и против основ конституционного строя. По мнению экспертов, в этом усматривается политическая подоплека.


Портрет российского осужденного

  • кража (ст. 158 УК);
  • угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК);
  • неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК);
  • незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств (ст. 228 УК РФ).



Не досказано. Дальше было так: . грабить гоев, их и днём можно об.е.б.а.т.ь. В этом вся пейсатая сущность.

Фигня какая-то.
Кроме пункта 7.
Тут верю сразу и безоговорочно. Если мужик проведет сутки в камере, окрашенной в розовый цвет, он точно больше не будет совершать преступлений.
Правда, сиделку надо будет нанимать, чтобы вовремя менять памперсы и кормить с ложечки.

У нас в армии красная комната на гауптвахте была. Туда все наказываемые выпрашивались чтоб сутки двое отоспаться. В ней кровать к стене не пристёгивалась и книжки лежали.

Это просто статистика. Насчет "нарушения закона", все таки различают преступления с применением насилия и преступления без такового.
"Золотой миллиард" не нуждается в том, что бы ему платили. Он и так владеет почти 80% всего на свете и может "устраивать" по своему усмотрению.
Вообще же, как показывает демография - благосостояние лучшее предохранительное средство. Чем выше доход на душу населения в некоей достаточно многочисленной группе, тем, как правило, там ниже уровень рождаемости.

Ещё если население вооружено огнестрельным короткостволом - тоже способствует снижению уровня преступности. В США даже некоторые школы ввели разрешение на скрытое ношение пистолетов. Был случай, очередной дебил с папиным пистолетом устроил стрельбу в школе, так 2 старшеклассников, парень и девушка, независимо друг от друга, при звуках первых выстрелов побежали на автостоянку, достали из бардачков свои пушки (на территории школы носить нельзя, а в машине держать можно), и завалили стрелка, предотвратив кучу жертв.
А так, думаю, основная причина снижения уровня - в легализации абортов.

Просто поставьте себя на место человека, попавшего в перестрелку. Вот, у Вас пистолет. И Вы видите кого то вооруженного. Вы будете разбираться тот ли это, кто перестрелку начал или кто то, у кого оружие как и у Вас, "для безопасности"?

Конечно же, необходимы (и они есть) курсы по обращению с оружием. К тому же неадекватные граждане отсеиваются на тестах и комиссиях, которые предваряют выдачу разрешения на ношение оружия.
И нарисованная Вами картинка больше про гражданскую войну, чем про защиту от преступника, посягающего на жизнь и имущество человека на улице или дома.

Нет, насколько можно судить, это обычная ситуация во время войны. Еще раз повторю - потери от огня собственных войск сплошь и рядом превосходят потери от огня противника.
Насчет "защиты" это дело очень тонкое. Например, если Вы выстрлили в залезшего к Вам в дом чедовека 1 раз, это "защита", а если 2 раза, то убийство. Кроме того, если выяснится. что он не был вооружен, тоже возможны варианты ("защита" теоретически должна быть адекватна угрозе). И т.д.

Да, нужно изменение законодательства в части применения оружия для защиты жизни и/или имущества. В Англии, слышал, если в твой дом забрались "в мирных целях", мол, жить негде - не семей их трогать, ушлепки не виноваты, жизнь такая. Это перебор, имхо.
Только мировой тренд всё больше скатывается в толерастию, к сожалению. Думал, после новогодних приключений в Германии они опять все проглотят и своим женщинам накажут не вести себя "вызывающе", не оскорблять своим видом несчастных ни в чем не виноватых беженцев, только вроде заглохла эта возня, прорабатывают упрощение процедуры депортации.
Что из этого выйдет- время покажет.

Это слишком сложный вопрос. Обычно исходят из того, что жизнь это высшая ценность, даже если это и жизнь преступника. Далее, исходят из того, что должна быть очевидная угроза жизни, что бы ее защищать. Скажем, просто "залез" жизни хозяина не угрожает. Должно быть прямое нападение. Но и тогда нельзя убивать сразу, нужно сначала предупредить и продемонстрировать наличие подобной возможности (этого, кстати говоря, чаще всего и оказвается достаточно). Далее, если после применения оружия преступник выведен из строя (ранен), дальнейшее применение считается неоправданным. Далее, если преступников было больше одного, применять оружие можно только против тех, кто проявляет прямую агрессию. Если, ранив одного, погнаться с оружием за другим (даже в пределах собственного дома) и застрелить его, это будет убийство, потому что убегающий угрозы не представляет. И т.д.


Предприниматель Дмитрий Давыдов разработал 20 идей по развитию России. Они были опубликованы еще в 2016 году, однако сегодня стали еще более актуальными. Одна из них заключается в активном применении биотехнологий для предупреждения и профилактики нарушений закона.

Пятнадцатая часть предложений Давыдова посвящена перспективам существенного снижения преступности в России с помощью современных технологий.

Этот номер, по предложению предпринимателя, будет в чем-то схож с системой маркировки мобильных телефонов, когда при помощи GPS модуля и системы геолокации можно отследить месторасположение аппарата.

Процессор или чип должен быть выполнен на органической основе, чтобы не создавать дискомфорта носителю, но и не предоставлять возможность от него избавиться. Чип через систему сотовых антенн будет отсылать на локальный спутник постоянный сигнал с координатами местонахождения владельца.

Система отслеживания преступлений

Он считает, что таким образом резко снизится рецидив – основной источник формирования профессионального преступного мира.

Польза для законопослушных граждан

Предприниматель предлагает, что законопослушным гражданам надо предоставить возможность добровольно воспользоваться возможностями данной системы. Просьба об установке чипа и внесении информации в единую базу данных будет возможна при обращении самого заявителя; обоих родителей относительно несовершеннолетних детей (после 14 лет только с их собственного письменного согласия); и в отношении близких родственников либо опекаемых лиц в случае, если последние по состоянию здоровья или в силу возраста не имеют возможности частично либо постоянно сообщать достоверные данные о своей личности.

По мнению Давыдова, так система позволит избежать волнений при пропаже ребенка либо пожилых членов семьи. Она определит месторасположение чипированного в случае похищения либо угрозе жизни, как это происходит сегодня с обнаружением автомобилей по установленному на них радиомаяку.

Кроме того, предприниматель обращает внимание на то, что такая система может полностью заменить все типы удостоверения личности, что даст возможность идентифицировать человека в любых государственных и финансовых учреждениях с помощью индивидуального чипа.

В случае, если предложенная Давыдовым идея будет реализована, Россия может стать, по его мнению, первой страной в мире, где похищение либо пропажи людей будут полностью исключены. Кроме того, он утверждает, что другие государства, получившие практическое подтверждения о высокой дееспособности и функциональности данной системы, незамедлительно закупят у России лицензии на использование данных технологии, или присоединятся к проекту на правах абонентских пользователей.

Предприниматель считает, что если уже сегодня начинать создание специальных подразделений, которые займутся разработкой, техническим решением и реализацией данной идеи, то вскоре Россию ожидает существенное снижение преступности. Это, подчеркивает Давыдов, благотворно отразится на инвестиционной привлекательности страны и на повышении уровня жизни граждан нашей страны. При этом он обращает внимание, что без законодательной поддержки предложенных идей со стороны государства, они не смогут быть реализованы, и призывает власти обратить внимание на них.

Читайте также: