Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем и средневековом китае

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - семейно-общественное воспитание; - идеал воспитания начитанного, внешне вежливого, обладающего." — Транскрипт:

2 В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

3 Первые школы в Китае появились в 3-м тысяч. до н.э. Типы школ: Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.

4 Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (ХVI-ХI вв. до н. э.). В сюэ учились дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

6 Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Первые иероглифы были высечены на панцирях черепах и костях различных животных. C Х в. до н.э., стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

7 Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Первые иероглифы были высечены на панцирях черепах и костях различных животных. C Х в. до н.э., стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

8 Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились: даосизм,буддизм конфуцианствоконфуцианство. конфуцианство

В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобыт­ную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочислен­ные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировав­шие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было про­износить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало ува­жение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспита­теля считалась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнями в глу­бокую древность. По преданиям, первые школы в Китае воз­никли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свиде­тельства о существовании в Древнем Китае школ сохрани­лись в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI–XI вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети сво­бодных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Уме­ние пользоваться письменностью передавалось по наследству и край­не медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы вы­секали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X– IX вв. до н.э.) – на бронзовых со­судах. Далее, вплоть до начала но­вой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на ко­торых писали соком лакового де­рева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. Пос­ле изобретения бумаги и туши обучение технике письма ста­ло более легким делом. Еще раньше, в XIII–XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладе­ние шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музы­кой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.


В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из кото­рых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное вли­яние на развитие педагогической мысли в последующем.




В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег­кость обучения, побуждение к самостоятельным размышле­ниям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятель­ности учащихся в овладении знаниями, а также умению учи­теля научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

В период правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объяв­лено официальной идеологией. В этот период образование в Ки­тае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сло­жился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государствен­ных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что откры­вало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в пери­од недолгого правления династии Цинь (221–207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотно­сти. Впервые в истории Китая была создана и централизован­ная система образования, которая состояла из правительствен­ных и частных школ. С тех пор и вплоть до началаXX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией госу­дарства, утверждало божественность верховной власти, раз­деление людей на высших и низших. В основу жизни обще­ства ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.

В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учеб­ных заведений и созданием аристократических воспитатель­ных учреждений для сынов правителей.

В середине 1-го тысячелетия произошли важные измене­ния в системе государственных экзаменов: к ним официаль­но стали допускать всех, кто предварительно изучил конфу­цианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экза­менов была значительно усложнена: вместо устных экзаме­нов были введены экзамены в письменной форме, что тре­бовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

Период правления династии Сун (960–1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало силь­ное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до началаXX в.

В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты класси­ческих книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годо­вые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитар­ный характер. Изучение светских наук, за исключением ос­нов арифметики, не входило в содержание образования. Мо­лодые люди в возрасте 18–19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Третья ступень – столичные экзамены, которые проводи­лись один раз в три года в специальной экзаменационной па­лате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаме­натор, назначавшийся из числа крупных придворных сановни­ков. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей. Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они дол­жны были написать сочинение на заданную тему в традици­онном стиле, о котором уже говорилось ранее.

Традиционная система образования и практика государ­ственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.

В целом можно отметить, что государства Востока накопи­ли богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древ­них цивилизаций Востока возникли первые школы, были сде­ланы попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

АлексеевВ.М. В старом Китае: Дневники путешествия 1907 года. М., 1958.

Ван Бинь- Чжао, Го Тянь- Чи, Лю Дэ-Хуа и др. Очерки истории пе­дагогики в Китае. Пекин, 1997 (на китайском языке).

Го Чи-Тянь. История китайской педагогической мысли. Пекин, 1987 (на китайском языке).

Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.

Древнекитайская философия. Собрание текстов:В 2т. М., 1971– 1973.

Зарождение древних классовых обществ и первые очаги рабов­ладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Конфуций и его школа. М., 1996. (Антология гуманной педагогики.)

Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. М., 1991.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас / Пер.с фр.Спб., 1900.

Мао Ли-Джуй, Цюй Цзюй-Кун, Шао Хэ-Тинь. История педагогики в Древнем Китае. Пекин, 1993 (на китайском языке).

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей циви­лизации) / Пер. с англ. М., 1980.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства пира­мид. М.,1971.

Три великих сказания Древней Индии.М., 1978.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 1980.ч.1.

Хуаньинь Ян. Конфуций (Кун-цзы) // Перспективы и вопросы образования. М., 1994. № 1–2.

В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобыт­ную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочислен­ные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировав­шие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было про­износить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало ува­жение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспита­теля считалась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнями в глу­бокую древность. По преданиям, первые школы в Китае воз­никли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свиде­тельства о существовании в Древнем Китае школ сохрани­лись в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI–XI вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети сво­бодных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Уме­ние пользоваться письменностью передавалось по наследству и край­не медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы вы­секали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X– IX вв. до н.э.) – на бронзовых со­судах. Далее, вплоть до начала но­вой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на ко­торых писали соком лакового де­рева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. Пос­ле изобретения бумаги и туши обучение технике письма ста­ло более легким делом. Еще раньше, в XIII–XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладе­ние шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музы­кой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.


В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из кото­рых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное вли­яние на развитие педагогической мысли в последующем.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег­кость обучения, побуждение к самостоятельным размышле­ниям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятель­ности учащихся в овладении знаниями, а также умению учи­теля научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

В период правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объяв­лено официальной идеологией. В этот период образование в Ки­тае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сло­жился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государствен­ных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что откры­вало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в пери­од недолгого правления династии Цинь (221–207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотно­сти. Впервые в истории Китая была создана и централизован­ная система образования, которая состояла из правительствен­ных и частных школ. С тех пор и вплоть до началаXX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией госу­дарства, утверждало божественность верховной власти, раз­деление людей на высших и низших. В основу жизни обще­ства ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.

В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учеб­ных заведений и созданием аристократических воспитатель­ных учреждений для сынов правителей.

В середине 1-го тысячелетия произошли важные измене­ния в системе государственных экзаменов: к ним официаль­но стали допускать всех, кто предварительно изучил конфу­цианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экза­менов была значительно усложнена: вместо устных экзаме­нов были введены экзамены в письменной форме, что тре­бовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

Период правления династии Сун (960–1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало силь­ное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до началаXX в.

В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты класси­ческих книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годо­вые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитар­ный характер. Изучение светских наук, за исключением ос­нов арифметики, не входило в содержание образования. Мо­лодые люди в возрасте 18–19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Третья ступень – столичные экзамены, которые проводи­лись один раз в три года в специальной экзаменационной па­лате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаме­натор, назначавшийся из числа крупных придворных сановни­ков. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей. Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они дол­жны были написать сочинение на заданную тему в традици­онном стиле, о котором уже говорилось ранее.

Традиционная система образования и практика государ­ственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.

В целом можно отметить, что государства Востока накопи­ли богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древ­них цивилизаций Востока возникли первые школы, были сде­ланы попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

АлексеевВ.М. В старом Китае: Дневники путешествия 1907 года. М., 1958.

Ван Бинь- Чжао, Го Тянь- Чи, Лю Дэ-Хуа и др. Очерки истории пе­дагогики в Китае. Пекин, 1997 (на китайском языке).

Го Чи-Тянь. История китайской педагогической мысли. Пекин, 1987 (на китайском языке).

Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.

Древнекитайская философия. Собрание текстов:В 2т. М., 1971– 1973.

Зарождение древних классовых обществ и первые очаги рабов­ладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Конфуций и его школа. М., 1996. (Антология гуманной педагогики.)

Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. М., 1991.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас / Пер.с фр.Спб., 1900.

Мао Ли-Джуй, Цюй Цзюй-Кун, Шао Хэ-Тинь. История педагогики в Древнем Китае. Пекин, 1993 (на китайском языке).

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей циви­лизации) / Пер. с англ. М., 1980.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства пира­мид. М.,1971.

Три великих сказания Древней Индии.М., 1978.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 1980.ч.1.

Хуаньинь Ян. Конфуций (Кун-цзы) // Перспективы и вопросы образования. М., 1994. № 1–2.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Могильный Артем Анатольевич

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

В основе педагогических традиций Древнего Китая, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

В основе воспитания лежало уважение младших к старшими. Наставник почитался также, как и отец. Дело учителя считалась довольно таки почетной. Приобретение образования было делом чрезвычайно важным.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI - III вв до и э). В тот период в школах обучались дети из влиятельных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ).

В эпоху Шан самой главной целью обучения было овладение иероглифическим письмом. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе медленно. Первые иероглифы были вырезаны на черепашьих панцирях и на костях разных животных. В VIII в до н.э. - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В начале II в н.э. начали изготовлять бумагу и тушь, после этого процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал значительно проще.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкостной формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность учеников.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Первые философские школы сформировались в Китае к VI в до н.э. К ним относились моизм и конфуцианство. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551 —479 до и э) организовал свою школу, где, по преданию, прошли обучение около 3 тыс учеников. Методика преподавания в школе Конфуция считали, что общение учителя с учеником очень важное.

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.
Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь, и уже ни при каких условиях не сворачивать с него. И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э *) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики.

Моизм – древнекитайская философско-религиозная концепция, затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека. Эта концепция имеет два основных этапа своего развития: ранний или оригинальный моизм и поздний моизм, когда само учение разделилось из-за децентрализации.

Само учение было создано мыслителем Мо Ди более двадцати пяти веков назад и названо в его же честь Мо Цзя (школа Мо, или буквально – монеты); Мо Ди, в прошлом сторонник конфуцианства, позже выступил с резкой его критикой, что послужило этому причиной, неизвестно, но критика и новые взгляды Мо Ди были сформированы в подробный, но плохо сохранившийся свод трактатов, легший в основу моизма.

В своих трактатах Мо Ди сформулировал десять основных критериев:

Всеобщая любовь человека к человеку и сопутствующая этому взаимная выгода;

Почитание мудрости или мудрых-достойных (Шан Сянь);

Почитание единства или объединения (Шан Тун);

Ненападение, пацифизм (Фэй Гунн);

Неприятие музыки (Фэй Юэ);

Бережливость при захоронениях (Цзе Цзан, ответ расточительным обрядам конфуцианства, с критикой которых так же выступал моизм);

Общая бережливость, уменьшение потребления, гедонизма (Цзе Юн);

Признание воли Неба (Тян Чжи);Отрицание судьбы (Фэй Мин);

Духовность, в смысле понимание и признание воли духов (Мин Гуй).

Мо Ди отрицал мнение конфуцианства о предначертанной судьбе, он заявлял, что человек сам волен выбирать свой путь и как его реализовывать в своём служении Небу. Также он верил в духов и группировал их на добрых, которые вознаграждают исполнящих волю Неба, и злых, которые карают за действия, противные Небу.

Затем произошёл распад моизма на несколько течений Бе Мо, снижение влияния этих течений произошло в ходе антигуманных репрессий при династии Цинь, а в последующем политическая опала под влиянием конфуцианства при династии Хань.

Последователи Мо Ди в основном совершенствовали как раз логические и гносеологические взгляды основателя моизма. Ученики создали стройную систему ступеней познания мира, где главными были два тезиса о том, что основу мироздания составляют познаваемые чувственно и рационально вещи, а также различие способности разума к познанию и само знание как таковое.

В целом, цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее продвижение истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования.

Список использованных источников

Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Статья выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры СЭПД Стахановский учебно-научный институт горных и образовательных технологий Луганского национального университета имени Владимира Даля Варнавской Дарьи Сергеевны.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI - III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Литература

1. Будда; Конфуций; Савонарола; Торквемада; Лойола. - СПб.: ЛИО Редактор, 1998. - 392с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

3. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с.

4. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. - СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. – 510 с.

Читайте также: