Признаки коррупции как социально правового явления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу, которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция начала свое существование с возникновением государства и появлением должностных лиц, принимающих решение от имени государства. Коррупция в системе государства существует в связи с тем, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия решений. К таким ресурсам могут относиться бюджетные средства государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы и т.п.

В последний период на фоне сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции. Поэтому коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Кроме того, государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.

Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу тем, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время способствующим фактором развитию коррупции является сложная система государственного управления, где взятки порой являются действенным средством принятия решений.

Развитие государства приводит к увеличению бюрократического аппарата, необходимого для реализации государственных интересов. Эта тенденция создаст условия для использования чиновниками своих полномочий в корыстных целях.

Вместе с тем коррупция с развитием государства и общества эволюционировала, проявляя себя в различных формах, о чем говорят принимаемые законодательные решения по ее ограничению.

Рассматривая коррупцию как социальное явление, необходимо устанавливать исторические корни тех противоправных действий, которые считаются коррупционными.

Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи. Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства, взяточничества.

О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто попытался активно пресекать расхищение государственной казны в Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание — смертную казнь.

Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.

Императорский период, со времени правления Петра I, представляется наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время происходит бурное развитие промышленного производства и торговых отношений России с другими государствами, что привело к увеличению управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.

В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер-министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с 1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа недворян.

Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности. Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество, устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях. Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не совместимую с коррупцией.

Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером для коррупции.

В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и имущественного расслоения общества. Активно утверждалась государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными интересами и ценностями.

Основными факторами коррупционной деятельности, наносящей ущерб советскому обществу и государству, являлись отпуск дефицитной продукции, выделение оборудования и материалов, сокрытие махинаций, изменение плановых заданий, назначение на должности в партийных и советских органах. Показательным в этом тане являются уголовные дела в отношении партийного руководителя Краснодарского края Медунова, министра МВД Щелокова, секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова и другие. Плановость, строгий подбор в номенклатуру, где не учитывались профессиональные и нравственные качества, круговая порука создавали условия для развития коррупции.

История борьбы советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой этой властью.

Современный период характеризуется еще большим усилением коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300 млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом, которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения личной безопасности.

Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.

Рассмотрим понятия, которыми определялась коррупция на разных этапах общественного развития.

Так, в Римском праве слово corruptio понималось как совращение, подкуп, упадок и значилось противоправным действием.

Если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором — как о социальном явлении, направленном на разрушение системы в целом. Отсюда можно сделать вывод, что социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат непригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

Согласно существующим международным оценкам государственную коррупцию можно определить как нелегитимное, незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, в том числе и для личного обогащения.

Кроме того, коррупция трактуется как покупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.

В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти, государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных интересах. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Теоретические и нормативные обобщения такого явления, как коррупция, позволяют рассмотреть ее предпосылки и тенденции как вида преступной деятельности. Реальная практика взаимоотношений государственных чиновников и граждан показывает наличие различных интересов, которые приводят к социальным противоречиям. Одно из таких социальных противоречий — смешение целей и интересов представителей государственных органов, облеченных управленческими полномочиями, в сторону извлечения из своего служебного положения личной выгоды.

Наиболее распространенной ситуацией коррупционных действий может служить поведение должностного лица, которое принимает противоправное решение, в том числе если оно неприемлемо для общественного мнения, из которого извлекает выгоду некоторая другая сторона (например, фирма получает государственный заказ), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение. Характерным признаком при этом будет нарушение закона при принятии решения.

Следует учитывать нравственные издержки от коррупции, влекущие за собой сложные последствия для общественного мнения, грозящие подрывом демократических ценностей, стабилизации общества в целом. Поэтому коррупция может быть рассмотрена как система отношений, основанная на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.

Одновременно рассматривать коррупцию с позиций социального и правового понимания, видимо, недостаточно, так как коррупционные действия совершаются не спонтанно, а в результате заранее спланированных мероприятий профессионально подготовленными лицами и располагающими определенным административным ресурсом, что заставляет оценивать и психологическую составляющую участников такого процесса. Без понимания мотивации нарушения служебного долга ради корыстной выгоды трудно решать проблему борьбы с коррупцией.

Как показывают исследования данного феномена в разных странах, несмотря на определенные различия в культуре и ценностях, существует универсальный и главный мотиватор человеческой деятельности: корыстный интерес, выгода.

Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствуют о ее функциональности, т.е. о том, что она удовлетворяет определенные потребности общественной системы, играет специфическую роль в ее сохранении. Считается, что коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она служит индикатором здоровья общества. С этой позиции коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств.

Одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования государственного управления и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями. Специфическим видом этих неформальных отношений и является коррупция, которая представляет собой особую социальную структуру, совокупность устойчивых и универсальных норм, принципов.

Кроме того, развитие коррупции приводит к правовому нигилизму, к снижению чувства долга перед Родиной и государством. Распадается и система моральной регуляции — такие общепринятые и широко распространенные представления о добре и зле, о нравственном и безнравственном нивелируются.

Как показывает анализ коррупционных явлений, в последние годы коррупция становится практически открытой.

Основные причины такого положения следующие:

  • правонарушения со стороны чиновничьего аппарата связаны с управленческой деятельностью, которая, несмотря на провозглашенный принцип открытости, остается в значительной степени закрытой, конфиденциальной;
  • в совершаемых должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных потерпевших, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов. Практически обе стороны заинтересованы в сохранении проводимой сделки в тайне;
  • преступные коррупционные действия совершаются с использованием изощренных способов и современных методов защиты от разоблачения;
  • лица, относящиеся к сфере власти и управления, имеют больше возможностей избежать реальной уголовной ответственности.

Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе.

Коррупция как социальное явление имеет ряд качественных признаков:

  • расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства общества; использование со стороны коррумпированных элементов методов принуждения; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству;
  • неформальность поведения управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ. Как социальный феномен, она охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях, причем эти цели не обязательно должны быть только материальными;
  • нарушение интересов общества, социальных групп, отдельно взятой личности; оказания влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства на государственно-правовые механизмы; воздействие на общественные и личные взгляды; формирование определенных морально-нравственных установок и критериев поведения в обществе.

Взгляды в обществе на коррупцию различны, поэтому существуют разные мнения о причинах коррупции, ее влиянии на систему государственного управления. Ряд авторов, рассматривая коррупцию как злоупотребление общественным доверием в корыстных целях, одновременно дают данному феномену следующие характеризующие ее черты:

  • сознательное подчинение интересов государства, общества личным интересам;
  • конфиденциальность принимаемых решений и их осуществление;
  • наличие личных взаимовыгодных обязательств между договаривающимися сторонами;
  • непосредственное взаимодействие между тем, кто принимает от имени государственного или общественного органа решение, и заинтересованным в положительном решении лицом;
  • понимание обеими сторонами противоправности действий;
  • готовность должностного лица использовать свое положение в корыстных целях.

Коррупция, являясь препятствием для политического, экономического, социального развития страны, имеет тенденцию к расширению и дальнейшему развитию, используя местные особенности и традиции.

При определении содержательной стороны коррупции наряду с ее социальной стороной приоритет все же отдается правовому аспекту. Поэтому коррупция должна иметь отличительный характер от преступных действий, предусмотренных уже существующими статьями УК РФ. В большей части к коррупции относят действия, относящиеся к получению взятки, злоупотреблению служебным положением.

Удельный вес взяточничества в структуре должностных преступлений составляет 34—36%. По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира наряду с Венесуэлой, Камеруном. Индией и Индонезией.

Распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий — все это составляет угрозу существованию общества и государства в целом.

Коррупция(от лат. corruptio - разламывать, портить, повреж­дать) – это социальное явление, характеризующееся с одной стороны подкупаемостью, продажностью должностных лиц, и с другой – корыстным использованием официальных служебных полномочий, связанного с ними авторитета, возможностей, связей.

Выделяют следующие виды коррупционных наруше­ний: 1) гражданско-правовые проступки; 2) административные проступки и 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным проступкамотно­сятся, например, принятие в дар и дарение подарков государствен­ным и муниципальным служащим в связи с их должностным поло­жением, если стоимость подарка при этом превышает пять мини­мальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкамотносят­ся: а) административное правонарушение, ответст­венность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, - мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных нарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муни­ципальными служащими законодательства о государственной службе.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном полу­чении государственными или муниципальными служащими ка­ких-либо преимуществ (имущества, услуг или льгот).

К коррупционным преступлениям в первую очередь можно отнести: 1) получение взятки (ст. 290 УК РФ), 2) дача взятки (ст. 291 УК РФ), 3) служебный подлог (ст. 292 УК РФ), 4) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), 5) незаконное участие в предпринимательской деятель­ности (ст. 289 УК РФ). Кроме перечисленных можно также выделить: 6) превышение должностных полномочий; 7) преступления против службы в коммерческих организациях; 8) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; 9) незаконное освобождение от уголовной ответственности и другие.

Общий объем коррупционной преступности (в узком смысле слова) составляет в России более 14 тыс. преступлений в год. Из них получение взятки - более 3,5 тыс., дача взятки - более 2 тыс. случаев в год.

Способы совершения коррупционных преступлений:

В дальнейшем в связи с полученным незаконным вознаграждением должностное лицо выполняет указанные взяткодателем действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до (чаще), либо после (в этом случае ее нужно различать с благодарностью) совершения необходимых действий, а, во-вторых, совершаемые должностным лицом действия могут быть либо предписаны ему по должности, либо выходить за рамки его должностных полномочий.

Обращаю внимание, что коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения статуса, политического влияния или престижа.

Коррупционная преступность имеет свою особенность - этот вид преступности отличается высоким общественным положением субъектов коррупции. Так, среди привлеченных к ответственности в 2008 году коррумпированных должностных лиц 41,1% были сотрудниками министерств, комитетов и их структурных подразделений, 26,5% - сотрудники правоохранительных органов, 11,7% - работники контролирующих органов, 3,2% - работники таможенной службы, 0,8% - депутаты, 7,8% - прочие.




Высокий статус коррупционеров, несовершенство антикоррупционного законодательства в России и в целом коррупционность самой России объясняет высокую латентность коррупционной преступности. В РФ в настоящее время выявляется менее 2% (это еще оптимистическая цифра), по мнению специалистов 0,1% от реального числа таких преступлений.

Субъективными факторами латентности коррупционных преступлений являются: 1) отсутствие реальной государственной политики в противодействии этому социальному явлению; 2) недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности; 3) несоответствие этических норм, установленных в России, с личными принципами многих должностных лиц. Отсутствие служебного роста, низкая заработная плата и отсутствие необходимости декларировать доходы и расходы свои, своих родных и близких для государственных и муниципальных служащих способствуют существованию у нас коррупции.

Основные направления профилактики коррупции: формирование правового государства и становление в России гражданского общества, контролирующего данное государство; признание существования коррупции и разработка мер по ее искоренению; оценка эффективности стратегии и методики по искоренению коррупции. Коррупция как социальное явление неустранима до тех пор, пока существует государственно организованное общество. Однако ее можно уменьшить до допустимых пределов.

Средства локализации и уменьшения коррупции:

1) формирование и развитие системы предварительного анализа и прогнозирования коррупции. Подобная система позволит выявить проблемы при осуществлении должностных полномочий, недостатки должностных лиц, предпосылки злоупотребления служебным положением;

2) этическая подготовка должностных лиц, в рамках которой необходимо обеспечить создание, развитие и внедрение этических стандартов, формирование положительно направленных нравственных ориентиров, формирование здорового морального климата в коллективах;

3) набор и отбор на службу квалифицированных кадров, для чего необходимо определить должный начальный уровень квалификации и личностные характеристики потенциальных сотрудников;

4) обеспечение дисциплинарного порядка. Правила и порядок влияют на степень подверженности служащего воздействию факторов коррупции. Контроль, подотчетность и должная дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников.

5) формирование системы ежегодного декларирования доходов и расходов как должных лиц, так и их ближайших родственников с установлением соответствующих санкций как за сокрытие доходов, так и в случае невозможности объяснения источников для тех или иных расходов;

6) активная и грамотная реализация уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией и т.д.

Коррупция(от лат. corruptio - разламывать, портить, повреж­дать) – это социальное явление, характеризующееся с одной стороны подкупаемостью, продажностью должностных лиц, и с другой – корыстным использованием официальных служебных полномочий, связанного с ними авторитета, возможностей, связей.

Выделяют следующие виды коррупционных наруше­ний: 1) гражданско-правовые проступки; 2) административные проступки и 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным проступкамотно­сятся, например, принятие в дар и дарение подарков государствен­ным и муниципальным служащим в связи с их должностным поло­жением, если стоимость подарка при этом превышает пять мини­мальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкамотносят­ся: а) административное правонарушение, ответст­венность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, - мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных нарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муни­ципальными служащими законодательства о государственной службе.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном полу­чении государственными или муниципальными служащими ка­ких-либо преимуществ (имущества, услуг или льгот).

К коррупционным преступлениям в первую очередь можно отнести: 1) получение взятки (ст. 290 УК РФ), 2) дача взятки (ст. 291 УК РФ), 3) служебный подлог (ст. 292 УК РФ), 4) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), 5) незаконное участие в предпринимательской деятель­ности (ст. 289 УК РФ). Кроме перечисленных можно также выделить: 6) превышение должностных полномочий; 7) преступления против службы в коммерческих организациях; 8) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; 9) незаконное освобождение от уголовной ответственности и другие.

Общий объем коррупционной преступности (в узком смысле слова) составляет в России более 14 тыс. преступлений в год. Из них получение взятки - более 3,5 тыс., дача взятки - более 2 тыс. случаев в год.

Способы совершения коррупционных преступлений:

В дальнейшем в связи с полученным незаконным вознаграждением должностное лицо выполняет указанные взяткодателем действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до (чаще), либо после (в этом случае ее нужно различать с благодарностью) совершения необходимых действий, а, во-вторых, совершаемые должностным лицом действия могут быть либо предписаны ему по должности, либо выходить за рамки его должностных полномочий.

Обращаю внимание, что коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения статуса, политического влияния или престижа.

Коррупционная преступность имеет свою особенность - этот вид преступности отличается высоким общественным положением субъектов коррупции. Так, среди привлеченных к ответственности в 2008 году коррумпированных должностных лиц 41,1% были сотрудниками министерств, комитетов и их структурных подразделений, 26,5% - сотрудники правоохранительных органов, 11,7% - работники контролирующих органов, 3,2% - работники таможенной службы, 0,8% - депутаты, 7,8% - прочие.

Высокий статус коррупционеров, несовершенство антикоррупционного законодательства в России и в целом коррупционность самой России объясняет высокую латентность коррупционной преступности. В РФ в настоящее время выявляется менее 2% (это еще оптимистическая цифра), по мнению специалистов 0,1% от реального числа таких преступлений.

Субъективными факторами латентности коррупционных преступлений являются: 1) отсутствие реальной государственной политики в противодействии этому социальному явлению; 2) недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности; 3) несоответствие этических норм, установленных в России, с личными принципами многих должностных лиц. Отсутствие служебного роста, низкая заработная плата и отсутствие необходимости декларировать доходы и расходы свои, своих родных и близких для государственных и муниципальных служащих способствуют существованию у нас коррупции.

Основные направления профилактики коррупции: формирование правового государства и становление в России гражданского общества, контролирующего данное государство; признание существования коррупции и разработка мер по ее искоренению; оценка эффективности стратегии и методики по искоренению коррупции. Коррупция как социальное явление неустранима до тех пор, пока существует государственно организованное общество. Однако ее можно уменьшить до допустимых пределов.

Средства локализации и уменьшения коррупции:

1) формирование и развитие системы предварительного анализа и прогнозирования коррупции. Подобная система позволит выявить проблемы при осуществлении должностных полномочий, недостатки должностных лиц, предпосылки злоупотребления служебным положением;

2) этическая подготовка должностных лиц, в рамках которой необходимо обеспечить создание, развитие и внедрение этических стандартов, формирование положительно направленных нравственных ориентиров, формирование здорового морального климата в коллективах;

3) набор и отбор на службу квалифицированных кадров, для чего необходимо определить должный начальный уровень квалификации и личностные характеристики потенциальных сотрудников;

4) обеспечение дисциплинарного порядка. Правила и порядок влияют на степень подверженности служащего воздействию факторов коррупции. Контроль, подотчетность и должная дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников.

5) формирование системы ежегодного декларирования доходов и расходов как должных лиц, так и их ближайших родственников с установлением соответствующих санкций как за сокрытие доходов, так и в случае невозможности объяснения источников для тех или иных расходов;

6) активная и грамотная реализация уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией и т.д.


Ключевые слова: должностное лицо, коррупционный процесс, Российская Федерация, должностное положение, коммерческий подкуп, коррупционная направленность, коррупция.

Начиная еще с древних времен, в настоящем мировом сообществе особо остро стоит одна из главных и масштабных проблем каждого государства — это проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Каждое государство ведет борьбу с коррупцией на своей территории в рамках своего правового поля, но искоренить ее полностью так и не удается.

Для примера рассмотрим статистику Российской Федерации по ст. 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Проанализировав приведенную статистику, можно увидеть, что наблюдается ежегодный прирост коррупционной преступности, а значит борьба с коррупцией и по настоящее время остается актуальной для нашего государства.

– незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Не стоит забывать про то, что коррупция состоит из определённых элементов, без которых она не может существовать. Основные элементы коррупции представлены ниже на рисунке 1 [5].


Рассмотри каждый элемент подробно.

Коррупционный потенциал. Под данным элементом следует понимать наличие возможности обменивать способности должностного лица, которые доступны ему в рамках должностных инструкций и своего правового статуса на те или иные материальные и (или) нематериальные для данного лица выгоды.

Механизм коррумпирования. Под данным механизмом понимается наличие системы связей между участниками коррупционного процесса, а также наличие условий реализации данных связей.

Внешние условия коррумпирования. К ним относятся внешние условия для реализации коррупционного процесса. Например, недостатки в антикоррупционном законодательстве государства, которое тем самым дает возможность совершать коррупционные действия.

Коррупция, как и любое другое явление, имеет отличающее его характерные черты. К ним можно отнести следующее [5]:

Нельзя отрицать тот факт, что коррупция оставляет свои негативные последствия как на отношении народа к власти, так и на внутренней политике государства. Основные последствия негативного характера представлены ниже на рисунке 2 [4].


Данный список является неисчерпывающим. Из каждого последствия могут вытекает также свои последствия, делая из этого целую цепочку.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что коррупция является, в первую очередь, явлением социально-правовым, так как берет свой исток от потребностей человека, которые, в свою очередь, формируются, находясь в окружении социума. Кроме того, можно увидеть, что коррупция представляет собой сложный механизм, состоящий из множества элементов, которые в своей совокупности и образуют данное антисоциальное явление.

Следует выделить и обратить внимание на изъяны существующей нормативно-правовой базы, вследствие чего их изучение позволит определить направления совершенствования этой системы.

Основные термины (генерируются автоматически): должностное лицо, Российская Федерация, коррупционная направленность, коррупционный процесс, должностное положение, коммерческий подкуп, коррупция, незаконное использование, незаконное предоставление, общее число.

Ключевые слова

должностное лицо, коррупционный процесс, Российская Федерация, должностное положение, коммерческий подкуп, коррупционная направленность, коррупция

Коррупция – это сложное социальное явление, которое означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

Коррупция зародилась в глубокой древности и существует в настоящее время с переменным успехом практически во всех странах мира.

В Библии приводятся некоторые факты, которые можно расценивать как проявление коррупции в настоящее время. В Ветхом Завете идёт речь о следующем: "Я знаю, как многочисленные наши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берёте взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот".

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе можно встретить несколько различных определений коррупции. В толковом словаре русского языка можно найти следующее определение коррупции – подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Определение коррупции, которое предложено в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, выглядит так: злоупотребление государственной властью с целью получения собственной выгоды. Примечательно, что данное определение включает в себя взяточничество, непотизм и незаконное присвоение общественных средств для собственного обогащения.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1978 г. определил коррупцию как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение каждый раз, когда возможно подобное действие или бездействие.

Из этого следует, что данный нормативный акт определил коррупцию как противоправное служебное действие должностного лица, которое объясняется получением выгоды или обещанным вознаграждением.

В докладе идёт речь о подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем" определении коррупции в узком смысле и подразумевают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправные решения, позволяющее получить выгоды некой второй стороне, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Данная ситуация характеризуется следующими признаками:

  • Принятие решения, которое нарушает закон или некоторые общественно принятые нормы.
  • Стороны сотрудничают на взаимовыгодных условиях и по обоюдному согласию.
  • Стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе вынуждены скрывать собственные действия.

Множество точек зрения на определение термина коррупции говорит о том, что это достаточно сложное явление, которое нуждается в глубоком и детальном изучении.

Главным документом, который определил понятия в сфере борьбы и противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и гл. 30 УК РФ.

В Федеральном законе "О противодействии коррупции" коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, которое противоречит законным интересам общества и государства с целью получения материальной выгоды в виде денег, ценностей, имущества или услуг, а также незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Все определения коррупции, которые были предложены выше, позволяют в конечном итоге предложить следующий вариант определения:

Коррупция – это социальное явление, для которого характерен подкуп, продажность государственных и иных служащих и на этой базе предвзятое использование ими личных либо узконаправленных полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.

Основные признаки коррупции

Выделяют основные признаки коррупции:

  1. Коррупция – сложное социальное явление.
  2. Наличие подкупа – продажности.
  3. Наличие собственной выгоды в узкогрупповых интересах.
  4. Использование чиновником-коррупционером собственных полномочий, возможностей, авторитета.

Теперь о каждом явлении более подробно. Коррупция по своему существу является достаточно сложным социальным явлением. В основе коррупционной цепи всегда лежат вертикально-горизонтальные связи в обществе и государстве, которые объясняются историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными и нравственными детерминантами.

Говоря о наличии подкупа – продажности, то здесь можно наблюдать двусторонний сговор чиновников и другого лица. Однако это явление не лишено собственной инициативы или вовсе вымогательства. Чиновник продаёт определённые блага, используя государственную, муниципальную структуру для собственной выгоды, а другое лицо покупает их.

В качестве этих благ могут выступать совершенно разные позиции, к примеру, от получения квот на отлов рыбы, до покупки водительского удостоверения или поступления в престижное учебное заведение.

Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах подразумевает, что любой чиновник совершает преступные действия исключительно в собственных корыстных целях. Самое неприятное в данной ситуации это то, что чиновник продаёт себя, свои возможности и даже часть государственной муниципальной власти за конкретное денежное поощрение. А ещё чиновник не работает один, у него есть начальство, с которым также приходится делится.

Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы.

Справедливо заметить, что невозможно говорить о коррупции в единичном обнаружении, на сегодняшний день имеются данные, что в среднем чиновники украли порядка 20% от бюджетного имущества.

О четвёртом пункте нет смысла более широко рассказывать, поскольку и в таком представлении всё понятно.

В этой связи следует напомнить, что в качестве должностного лица выступают чиновники, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.

  1. Лица, которые:
  • Занимают посты представителей власти.
  • Выполняют организационно-распределительные функции.
  • Выполняют административно-хозяйственные функции.
  1. Перечисленные функции выполняются:
  • В государственных органах.
  • В органах местного самоуправления.
  • В государственных учреждениях.
  • В муниципальных учреждениях.
  • В Вооружённых силах РФ.
  • В иных войсках и воинских формированиях РФ.
  1. Функции выполняются:
  • На постоянной основе.
  • На временных условиях.

В основе коррупции без сомнений лежит взяточничество, которое наибольшим образом сеется среди чиновников, поскольку оно подразумевает получение взятки должностным лицом с целью собственного обогащения за совершение конкретных действий преступного характера с использованием собственного служебного положения.

Сегодня мы говорим о чудовищной латентности этих преступлений, и о катастрофическом росте этого явления.

Прискорбно это наблюдать, что существуют даже расценки на получение должностей в некоторых государственных ведомствах РФ. Так, для назначения на должность инспектора ГИБДД необходимо в среднем до 2 млн. руб. На должность начальника территориального управления федерального агентства до 5 млн руб. Стать депутатом регионального парламента можно за 3-6 млн. руб., а главой региональной таможни – за 1,5-10 млн. руб. Получить должность начальника ОВД можно заплатив чиновнику 3-30 млн. руб., а попасть на должность вице-губернатора можно за 15 млн. руб.

Подводя итог всему вышесказанному, обязательно необходимо обратить особое внимание на то, что в современной России коррупция является очень серьёзной проблемой. Справедливо заметить, что не только в РФ, но и на интернациональном уровне. Коррупция характерна для множества стран и это вовсе не зависит от их политического устройства или экономического положения. Сегодня коррупция – это мировая проблема, которая в разных странах проявляется по-разному и отличается лишь масштабами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.

Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «ко.

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как р.

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения; Коррупция как системная неэффективность.

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны п.

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использов.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции.

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структур.

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильн.

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; непрозрачность власти; неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при ис.

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в.

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.

Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государстве.

Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий.

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе госу.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции.

Последствия коррупции Экономические: Нарушение конкурентных механизмов рынка.

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств.

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития Закрепление и увеличение имущественного неравенства Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей Укрепление оргпреступности Рост социальной напряженности

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенациональн.

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов Деградация доверия к власти Падает престиж страны Профанируется политическая конкуренция Дискредитируется политический режим

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государствен.

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные.

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением ко.

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США).

Трансперенси Интернешнл – Россия В своей деятельности исходит из приоритетной.

Трансперенси Интернешнл – Россия В своей деятельности исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции и обеспечении прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов.

Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с ис.

Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм). Прозрачность и подотчетность – система действенных механизмов общественного контроля и общественного доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами своих функций.

Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка пр.

Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка представлений экспертов об уровне коррупции в государственном секторе. Барометр мировой коррупции (БМК) – направлен на оценку отношения граждан к коррупции и случаям столкновения с коррупцией в повседневной жизни. Индекс взяткодателей (ИВ) – делает акцент на склонность фирм лидирующих стран-экспортёров прибегать к взяточничеству за рубежом.

Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международно.

Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международного права. - Законодательное регулирование процесса лоббирования. - Антикоррупционная экспертиза. - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы. - Профилактика коррупции в системе государственной службы. - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц. - Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов. - Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих.

Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупц.

Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупционных программ. - Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. - Формирование федерального и регионального банков кадровой информации. - Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. - Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан. - Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности. - Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи. - Информирование общественности о деятельности органов власти.

Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - мак.

Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией; - детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг); - деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; - ротация должностных лиц.

Читайте также: