Почему мужики не любили глеба кратко

Обновлено: 01.07.2024

Тем не менее именно глаголом назван едва ли не самый знаменитый рассказ писателя.

Сразу возникают три вопроса (учитель пишет на доске):

И вообще, что обозначает этот глагол? Слово “срезал” многозначное. Словарь толкует его так: “срезать (перен.) — резкими словами, замечаниями оборвать чью-либо речь, привести в замешательство”.

Первый вопрос, по-видимому, самый лёгкий. Это Глеб Капустин. Автор заявляет, что “про Глеба Капустина надо рассказать, чтоб понять”. Постараемся и мы разобраться в герое. В одной фразе Шукшин даёт ему краткую и точную характеристику. Найдите и прокомментируйте её.

(“Глеб Капустин — толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный”.)

А что такое “ехидный”? Оказывается — язвительный, коварный.

В чём же проявляется коварство героя, которого, по словам автора, “все матери знатных людей в деревне не любили”? (Ответы учеников.)

Да, действительно, уже на первой странице Шукшин рассказал, как Глеб срезал полковника. Теперь в гостях кандидаты, и деревня в предвкушении спектакля. Содержание рассказа вам известно, но, чтобы понять его суть, необходимо исследовать текст.

Обратимся к тексту.

Рассказ можно поделить на три неравные части:

первая — короткая — экспозиция и завязка;

вторая — самая большая — визит к Журавлёвым;

третья — заключительная — “Срезал ты его”.

Далее класс разбивается на три группы, каждая из которых получает свой вариант для творческого задания.

1-й вариант. Проследить, как мужики относились к Глебу и к его беседам со знатными людьми, прокомментировать их позицию.

“Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж — вместе — к гостю. Прямо как на спектакль ходили”.

“Получалось, вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь”.

“На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся, смотрел то на жену, то на Глеба, то на мужиков… Мужики старались не смотреть на него”.

“Дошлый, собака! Причесал бедного Константина Ивановича. А! Как миленького причесал!”

Комментарий. Вначале — предвкушение чего-то острого, интересного, затем мы видим боевой настрой целой группы, восхищение хваткой Глеба, а в конце настроение меняется в сторону человечности.

2-й вариант. Проанализировать, как протекала беседа в доме Журавлёвых.

О чём хочет поговорить Глеб?

Почему разговора не получилось?

Глеб скачет с вопроса на вопрос (философия — шаманизм — луна), затем переходит на личности, даёт издевательские советы, не позволяет оппонентам вставить реплику, — одним словом, нарушает все правила общения. Он даже не постеснялся сформулировать свою “особенность”: “Люблю по носу щёлкнуть — не задирайся выше ватерлинии!”

3-й вариант. Цель вашего исследования — выявить авторскую позицию, которая открыто в тексте проявляется лишь однажды, — но если обратить внимание на сравнения, глаголы, связанные с поведением Глеба, то мы увидим многое.

“Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником”;

“…Как-то мстительно щурил свои настырные глаза”;

“. ведут опытного кулачного бойца”;

“тут он попёр на кандидата…”;

“стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку подымут”;

“говорил негромко, но напористо и без передышки — его несло”;

“усмехнулся и, не торопясь, вышел из избы”.

Голос автора звучит почти в самом конце рассказа: “Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”.

Таким образом, можно утверждать, что Глеб неприятен Шукшину.

Ч естно говоря, деревенские мужики удивляют меня даже больше, чем ехидный Глеб Капустин. Зачем они сопровождают его, а назавтра на работе признают его победу? Неужели в их жизни так мало интересного, что они готовы так недобро развлекаться? Ведь Глеб срезает намеренно, играя и наслаждаясь спектаклем, где главное действующее лицо — он сам.

Да и можно ли победу над кандидатами назвать безусловной? (Мнения учеников, их аргументы.)

Что же самое неприятное в герое?

(Его самодовольство, злобное желание самоутвердиться, унижая других.)

Почему Шукшин написал этот рассказ?

Дарья Ильинична Фалеева около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её. От матери слышала Дарья Ильинична: ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…” Однако встреча с земляками получилась тёплой, хорошей.

Подводим итоги урока

Что же нам помог понять этот рассказ? Что мы узнали об авторе?

— Непростые люди в деревне.

— Есть те, кто самоутверждается, унижая других, и те, которым за этим нравится наблюдать.

— Шукшину дороги люди, чуждые злобе и зависти.

— Жестоких не любят.

“На свете нет ничего более важного и значительного, чем человеческое достоинство, и нет ничего более преступного, как быть слепым и глухим к нему”.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Шукшин - Критики - Срезал (ответы на вопросы, 6 класс. Коровина, 2 часть)

Шукшин - Критики - Срезал (стр.127)

2. Что объединяло подростка Петьку и его деда?
Деда и внука объединяла любовь к кино. Но и не только. Их объединяла общая жизнь. Дед всегда был рядом, он не потерял интерес к жизни, он хотел быть полезным, поэтому даже пытался помогать Петьке с уроками. У деда Тимофея была потребность делиться с кем-то своим жизненным опытом. А внук любил деда и был его благодарным слушателем.

3. В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали? Слу­чались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя? В чём? Почему?
В рассказе нет фактов, где бы дед и внук думали одинаково по поводу увиденного, но, я думаю, на кино их взгляды точно совпадают в одном – они любили смотреть фильмы, но не по телевизору, а в клубе. А вот разногласия случались часто. Дед хорошо разбирался в деревенской жизни и в драках, поэтому сразу определял, когда, например, бьют не по-настоящему. Взгляды на проявление любви у Тимофея Макаровича тоже другие: ему непонятно, как можно это чувство выставлять напоказ – ведь это тайна. Дед жил устоями и традициями прошлых лет, именно так судил он и о современных отношениях, что для Петьки было непонятным.

5. Почему деда так обозлило то обстоятельство, что город­ские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
Дед очень обиделся на улыбки городских гостей, когда он сказал, что герой фильма неправильно держит топор. Для Тимофея Макаровича плотницкое дело было делом его жизни, он был мастером. Увидев в фильме фальшь, он возмутился. И имел на это право, потому что для него это было неуважением к его труду, а значит, и к нему. Слова городской тети о том, что это и неважно, как держать топор, а важен характер героя, вконец вывели деда из себя.

3. Как меняется интонация Глеба Капустина по мере про­должения разговора с кандидатами наук? Что звучит в голосе Глеба в конце разговора?
Глеб начал научный разговор с откровенных глупостей, но с очень важным видом, и этим сразу обескуражил Константина Ивановича, потому что принять филологию за философию мог только совсем безграмотный человек. Кандидат не знал, как отвечать Глебу, на каком языке с ним разговаривать, ведь и Глеб в свою очередь разговаривал на непонятном для ученого человека языке: обилие терминов (иногда несуществующих), значение которых Капустин явно не понимал. Попытки отшучиваться со стороны хозяина только добавили масла в огонь и дали возможность Глебу Капустину сесть на свое любимого конька: стыдить приехавшего человека в том, что он, мол, оторвался от корней, слишком много о себе возомнил, а в деревне ведь тоже люди живут. В конце своей проповеди тон Глеба уже становится обличительным и торжествующим. Мол, знай наших.

4. Почему мужики не любили Глеба?
Несмотря на то, что мужики ходили на встречи Глеба со знатными, как на представление, они его не любили. Односельчане называют его ехидным, дошлым, собакой.

В собственном рассказе quot;Срезалquot; писатель Шукшин рисует образ коварного, начитанного, но ехидного мужика Глеба Капустина, который считал себя разумнее всех и поэтому нередко занимался тем, что резал приезжающих в деревню к родне кандидатов и прочих интеллигентных людей
Местные мужчины ожидали такового действия, потому что для их это был безвозмездный спектакль, по сами они Глеба не любили, им даже было ничтожно тех людей, которых огорчал Глеб. Как произнес сам создатель, так где есть жестокость любви нет.
Мужчины не любили Глеба, поэтому что тот был жесток.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Глеб Капустин считал себя умнее других,ехидный и злорадный,он сам настраивал людей против себя.Мужики приводили его к приезжему "кандидату" ради развлечения,но никто не любил Глеба.Народ не любит злости,а Глеб был ещё и жесток,а где есть жестокость любви нет и быть не может.

+

был однажды житель звали его ширкин у него были друзья кеша, гоша, и паша лучший другом был кеша, паша был завидным и зотел занять место кеши. паша подошёл к кеши и сказал пошли на . спустя 2 часа кеша наловил 3 чибака, одного налима, и 2 карасика, паша ничего, у кеши рыба была в ведре, паша разозлился и схватил его ведро и унёс, через день паша встретил ширкина и дал ему ведро сказав: смотри сколько я наловил.

Другие вопросы по Литературе

Категория

1. кто из писателей xix века называл своё детство "золотым"? а) чехов б) толстой в) некрасов г) тургенев 2. как долго готовили алёшу арсеньева к экзаменам? 3. как юность алёши пешк.

Читайте также: