Что такое психограмма и какую информацию она несет кратко

Обновлено: 02.07.2024

психо + греч. grapho – пишу) – 1. профиль индивида, формируемый по результатам ряда стандартных тестирований; 2. термин Г.Мюррея, обозначает представление индивидуальных паттернов потребностей и нужд.

часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы ее требования к личности, т. е. перечень психологических способностей, в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.

главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. В акмеологии чаще используют акмеограммы.

(Psychogramma) (от греч. psyche и gramma - буква, что-либо написанное). Графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида при помощи нескольких экспериментально-психологических тестов. Используется с целью наглядного сравнения результатов обследования различных лиц.
П., литературная (от лат. littera - буква). Психои социотерапевтический метод более глубокого изучения больной личности посредством включения ее в литературную деятельность.


перечень личностно-психологических свойств,качеств и способностей человека, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление , в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

от греч. psyche — душа и grapho — пишу) — важнейшая составная часть профессиограммы (см. Профессиография), представляющая собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем П. зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентации и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда. Спецификой составления П. в целях профессионального отбора является ориентация на изучение профессионально важных (значимых)качеств, определяющих профессиональную пригодность человека к работе по данной специальности. В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности. Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому П., составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце П. целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией. Спецификой П., составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении П. в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем П., направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т. п.

Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.

Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.

С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.

Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.

Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.

С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.

В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:

  • умение быстро ориентироваться в окружающих явлениях;
  • уровень сосредоточенности;
  • насколько быстро и точно происходит запоминание;
  • уровень устойчивости эмоциональной сферы;
  • уровень сопротивляемости влиянию при переменах высоты.

Толкование психограммы

Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:

  • это раздел профессиограммы конкретного вида деятельности, который обозначает требования к личности, иными словами выдвигает ряд психических способностей, уделяет особенное внимание психологическим противопоказаниям к занятию определенного рода деятельности;
  • это раздел профессиограммы, в котором отражены требования к психофизическим и психологическим качествам личности сотрудника, которые обеспечивают успех в выполнении работы;
  • это отражение состава психологических качеств личности, которые не соответствуют или являются симметричными (адекватными) по отношению к объективным требованиям профессиональной деятельности;
  • это изучение и отражение ряда психологических качеств личности, которые необходимы для того чтобы эффективно выполнять определенную трудовую деятельность, общаться и профессионально расти;
  • это проведение ряда экспериментально-психологических тестов, после которых возможно графически изобразить результаты исследования психической деятельности личности. Данный прием используют для возможности наглядно сравнить результаты исследования нескольких личностей;
  • это составление характеристики свойств индивидуума, которые необходимы для определенного рода деятельности. Для составления характеристики используются сведения, полученные при помощи особых методов;
  • это выявление системы психологических качеств личности, которая определяет потенциал личности к той или иной профессиональной деятельности.

Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.

Виды психограмм

В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:

  1. Психограмма, которая составлена для профессионального отбора. Она состоит из двух групп требований:
    • требования, определяющие некомпенсируемые и необходимые ПВК, а также требования, которые предъявляются любому среднему специалисту компании;
    • требования желательного характера – определяют вероятность высокого мастерства в профессии. Важно отметить, что в данном виде психограммы также содержатся психологические противопоказания, то есть это те характеристики человека, которые говорят о неспособности личности к определенного рода профессиям.
  2. Психограмма, которая акцентирует внимание на ряде ПВК, поддающихся максимальному развитию во время изучения профессии. Здесь особое внимание отводится сравнительному анализу деятельности опытного работника и динамики создания молодого работника. Этот анализ включает в себя выделение и сравнение психологических структур, которые показывают соответствие молодого работника требованиям, предъявляемым к опытным и профессиональным сотрудникам.
  3. Вид психограммы, специфическими особенностями которой являются обнаружение наиболее лабильных психических функций, а также определение динамики лабильных функций, которая необходима для выявления индикатора слабых позиций в организации труда.
  4. Психограмма, которая необходима для выявления профессиональной ориентации молодежи. Этот вид психограммы является достаточно широким в содержании, так как требует наличия разных знаний о профессии. В составе психограммы профориентации молодежи есть две основные части, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. Это основная часть, которая предназначена для молодежи, и дополнительная часть, которая рассчитана на педагогов и специалистов, занимающихся производственным обучением.

Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:

  • полная психограмма, в основе которой лежит психологическое изучение, составленное по обширной программе;
  • частичная психограмма подразумевает изучение индивидуума исключительно по важным для обсуждаемой проблемы сторонам;
  • срезовая психограмма – составляется во время разового обследования личности;
  • продольная психограмма – составляется на основе сравнения результатов проведенного несколько раз психологического обследования индивидуума. Штерн считает, что исключительное продольные психограммы являются источником сведений о тенденциях развития личности для психолога.

Психограммы профессионального отбора

Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.

К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.

Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.

Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.

В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.

Психограммы рационализации процесса профессиональной подготовки

Специфической черота психограмм, которые составляются с целью рационализации процесса профессиональной подготовки, состоит в установке на обозначение профессионально значимых качеств, поддающихся максимальному развитию посредством упражнений во время обучения профессии.

Посредством сравнительного анализа работы специалиста с высокой квалификацией с динамикой работы молодого специалиста, возможно найти пути максимально эффективного метода обучения работников. Для этого необходимо определить характерные психологические структуры и сравнить их между собой. Это даст информацию о том, соответствует ли ход формирования молодого работника предъявляемым требованиям высококвалифицированному и опытному работнику.

Эта профессиограмма определит дальнейшие мероприятия, которые будут направлены на рационализацию обучения. Рационализацию режима и условий труда необходимо начать с исследования особенных черт определенной деятельности и создания ее профессиограммы.

При подготовке психограммы, направленной на рационализацию процесса профессиональной подготовки, выявляют ряд основных профессионально значимых свойств, правильное применение которых обеспечивается путем оптимизации условий деятельности. Также не стоит забывать о выявлении лабильных психических функций. Прослеживая их динамику, можно определить показатель самых слабых мест в организации труда.

Во время снижение функций зрительного анализатора в конце рабочего дня говорит о важности рационализации освещения помещения, изменения цветовых решений интерьера и рабочих мест.

После проведения ряда работ по оптимизации условий труда, мы можем наблюдать, как изменилась картина динамики психических функций. Это может стать индикатором эффективности осуществленных мероприятий. Во время оценки изменений в работоспособности, важно обратить внимание на несколько моментов: есть ли значительные индивидуальные различия в динамике пропускной способности анализаторов, какова скорость и точность реакций во время колебаний устойчивости и переключений внимания.

Во время подготовки психограмм важно сочетать знания и опыт высококвалифицированного психодиагноста и специалиста, разбирающегося в профессии. Это и составляет самую главную сложность. Для того чтобы подготовить психограмму, психодиагносту необходимо полностью изучить работу компании, переговорить с ее работниками.

Психограмму, как правило, заказывают компании, ориентированные на современный уровень работы с персоналом, у психологических служб. Либо можно получить психограмму психолога, подготовленную штатными психологами, обладающими необходимыми знаниями.

Этапы подготовки психограммы

Существует несколько этапов подготовки психограммы.

На первом этапе необходимо установить перечень осуществляемых сотрудником обязательных задач. Эти задачи определяются исходя из нормативно заданных целей труда. Они могут не совпадать с субъективными целями, которые поставлены перед сотрудником. Полученные результаты действия можно разделить на реально полученные и требуемые.

Второй этап включает в себя построение функциональных моделей действий субъекта по выполнению каждой конкретной задачи. Здесь рассматриваются действия внешние и выполняемые по внутреннему плану.

Важно обратить внимание на соотношение действий, которые часто встречаются, психических функций, способностей, а также умений, которые обеспечивают их выполнение.

И на финальном третьем этапе происходит выдвижение гипотез и возможных ПВК, необходимом уровне их роста (высоком, среднем, низком), а также определяется степень легкости или трудности данного развития для обычного сотрудника.

ПВК: понятие и особенности

Профессионально важные качества – это индивидуально-личностные свойства личности, которые являются в определенной мере устойчивыми и мало подверженными росту и тренировкам.

Они напрямую влияют на успешную профессиональную деятельность и скорость изучения профессиональных знаний.

Профессионально важные качества включают в себя следующие стороны психики личности: сенсорная деятельность, ряд особенностей мышления и моторной деятельности, особенности внимания, памяти, уровень воображения личности, а также определение профессиональных особенностей эмоционально-волевой сферы человека.

Существует несколько подходов к выявлению ПВК:

  • необходимо описать профессиональное поведение личности (описать трудовую ситуацию, какие стимулы движут работником, и как он на них реагирует);
  • выявление ПВК при помощи экспериментального подхода, сравнивая группы высококвалифицированных сотрудников различных уровней успешности (перечислить способности, вести ПВК-статистику);
  • обозначение характеристики трудовой задачи, действия и психологически их интерпретировать.

Рассмотрим соотношение ПВК с типами психограмм:

ПВК: понятие и особенности

ПВК: понятие и особенности

Рисунок 1. Профессионально важные качества

Здесь показано, как можно составить функциональную модель работы психики сотрудника, установить возможные профессиональные качества и необходимую степень их роста (высокую, среднюю и низкую).

Одна из распространенных проблем составления психограммы, ситуация, когда задача может требовать быстрого запуска как познавательного, так и двигательного действия, а также осуществления контроля определенного компонента и мыслительного процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанный выше метод позволит создать исключительно предварительную характеристику ПВК. Но полученная информация все равно является нужной как для заказчиков, так и для психологов-профконсультантов.

Мотивационная и операциональная сферы сотрудника

Психограмма предстает в виде характеристики мотивационных и операциональных сфер работника, является психологическим портретом определенного рода деятельности, который представляется комплексом психологических функций, актуальных в определенной деятельности.

Основными характеристиками мотивационной сферы работника, которые находят отражение в психограмме, являются:

  • перечень мотивов, целей, задач, потребностей, интересов, отношений, ценностных ориентаций личности и его психологических позиций;
  • уровень профессиональных притязаний, профессиональной самооценки, осознания себя как профессионала;
  • перечень эмоций и психический состояний, эмоциональный облик работника;
  • степень удовлетворенности личности трудом, процессами, в которых он участвует и полученными результатами.

Операциональная сфера работника содержит следующие характеристики, включаемые в психограмму:

  • уровень психических знаний о труде и профессии;
  • перечень психологических действий, способов, приемов, умений, техник, психотехнологий и влияние их на себя и других людей;
  • степень профессиональной способности, профессиональной обучаемости, открытости к профессиональному росту;
  • уровень профессионального мышления, к нему же относится и творческое мышление, вероятность обогащения опыта профессии;
  • степень профессионального саморазвития, умения проектировать и осуществлять планы личного профессионального роста;
  • наличие психологических противопоказаний к определенной профессии (то есть перечень психологических качеств, несовместимых с указанной профессией);
  • наличие качеств, недостаток которых может быть компенсирован;
  • указание линий профессионального роста и линий распада профессиональной деятельности и личности сотрудника, а также пути восстановления.

В составе психологических качеств работника, которые содержатся в его психограмме, находится отражение трудового поведения (раскрывается вопрос трудовой деятельности, условия труда, а также приводится психологический анализ ошибочных действий), требования к особенным моментам психических процессов, описываются типичные психологические состояния в труде (особое место отводится вопросам утомления). Помимо этого указывается перечень требований, которые предъявляются к личности, а также перечень индивидуальных свойств.

Часть профессиограммы определенной профессии, в частности профессиограммы преподавателя , в которой сформулированы требования к личности, т. е. перечень психических способностей , в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям к занятиям определенной профессией.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое "ПСИХОГРАММА" в других словарях:

ПСИХОГРАММА — (от греч. psyche душа и gramma черта, буква, написание) англ. psychogram; нем. Psychogramm. Графическое изображение результатов исследования псих, деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения результатов исследования… … Энциклопедия социологии

психограмма — (психо + греч. gramma запись) графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально психологических тестов; используется с целью наглядного сравнения результатов исследования… … Большой медицинский словарь

психограмма — психогр амма, ы … Русский орфографический словарь

ПСИХОГРАММА — психологическое описание (характеристика) свойств личности, необходимых для какой либо деятельности, составленное на основе сведений, полученных с помощью определенных методов … Большой экономический словарь

ПСИХОГРАММА — основная часть, ядро профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к конкретному специалисту, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессией … Профессиональное образование. Словарь

Психограмма профессионально успешного прокурора — Психограмма –составная часть профессиограммы, в которой сформулирована система требований, предъявляемых профессией прокурора к психическим свойствам и качествам человека, заниающегося этой профессией. При создании в органах прокуратуры в первой… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психограмма специалиста таможенной службы — Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психограмма милиционера-бойца отряда милиции особого назначения — 1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: интерес к работе в спецподразделении, легкость включения в групповую активность, способность убедить собеседника в беспрекословном подчинении предъявленному требованию или в целесообразности … Энциклопедия современной юридической психологии

Психограмма оперуполномоченного специального отдела быстрого реагирования — 1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: направленность и интерес к работе в специальном отделе быстрого реагирования; способность располагать людей к сотрудничеству, отзывчивость, наличие собственного мнения; готовность к работе в … Энциклопедия современной юридической психологии

графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально-психологических тестов: используется с целью наглядного сравнения результатов исследования различных лиц.

Смотреть что такое ПСИХОГРАММА в других словарях:

ПСИХОГРАММА

(от греч. psyche — душа и grapho — пишу) — важнейшая составная часть профессиограммы (см. Профессиография), представляющая собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем П. зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентации и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда. Спецификой составления П. в целях профессионального отбора является ориентация на изучение профессионально важных (значимых)качеств, определяющих профессиональную пригодность человека к работе по данной специальности. В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности. Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому П., составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце П. целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией. Спецификой П., составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении П. в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем П., направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т. п. смотреть

ПСИХОГРАММА

перечень личностно-психологических свойств,качеств и способностей человека, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся: 1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции. 2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала. 3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик. 4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом. 5. Психологические знания о труде, о профессии. 6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей). 7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту. 8. Профессиональное мышление , в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии. 9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста. 10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере. 11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. смотреть

ПСИХОГРАММА

Хамса Хамас Хам Схима Срам Спам Спаги Соха Сорм Сор Сопр Сомма Сом Согр Сми Сма Сироп Сип Сим Сигма Сигара Сиг Сахар Саха Сарм Сари Сара Сапр Сапог Сап Самоа Самар Саго Сага Саар Саами Саам Роса Роп Ром Рог Рис Рио Римма Рим Рига Риа Рахис Раса Рапс Рапа Рао Рамс Рампа Рами Рам Раис Рага Психограмма Псих Псамма Промах Пром Прога Примас Прима Прах Прага Пра Пос Пора Пирс Пирог Пир Пим Пиар Пахом Пах Пасха Пасмо Пасма Пархома Парх Парс Паром Парма Париса Пари Пара Памир Охра Охи Оха Оспа Осип Оса Орс Орига Орг Опара Опа Омар Мпс Мпа Мох Морс Морис Морг Мор Мопс Моп Моир Могар Мисхор Мис Миро Мир Мипора Миома Мио Мимо Мимас Мим Мигом Миг Мга Махра Мах Марс Мариса Марго Мара Маори Мао Мама Маис Маго Магма Маг Маас Маар Иса Ирмос Ирма Ирга Ипс Иох Имам Имаго Игра Иго Гром Гримм Гримаса Грим Грамм Гос Гори Гор Хаос Гипс Гипро Гас Гап Гамма Гам Хара Хармамп Хим Ахимс Ахи Хиос Хип Архип Хир Хмара Хома Хор Арго Арахис Апог Храм Храп Ампир Аир Хром Агро Агора Агор Агар Хрома Ага Агам Амми Хрип Апис Арам Арап Арма Арх. смотреть

ПСИХОГРАММА

1) Орфографическая запись слова: психограмма2) Ударение в слове: психогр`амма3) Деление слова на слоги (перенос слова): психограмма4) Фонетическая тран. смотреть

ПСИХОГРАММА

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

ПСИХОГРАММА

(от греч. psyche - душа и gramma - черта, буква, написание) - англ. psychogram; нем. Psychogramm. Графическое изображение результатов исследования псих, деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения результатов исследования различных индивидов. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009. смотреть

ПСИХОГРАММА

психограмма (психо- + греч. gramma запись) — графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких. смотреть

ПСИХОГРАММА

– главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. В акмеологии чаще используют акмеограммы. смотреть

ПСИХОГРАММА

Rzeczownik психограмма f Medyczny psychogram m

ПСИХОГРАММА

- (от греч. psyche - душа и gramma - черта, буква, написание) - англ. psychogram; нем. Psychogramm. Графическое изображение результатов исследования псих, деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения результатов исследования различных индивидов. смотреть

ПСИХОГРАММА

Ударение в слове: психогр`аммаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: психогр`амма

ПСИХОГРАММА

(психо- + греч. gramma запись) графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально-психологических тестов; используется с целью наглядного сравнения результатов исследования различных лиц. смотреть

ПСИХОГРАММА

основная часть, ядро профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к конкретному специалисту, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессией. смотреть

ПСИХОГРАММА

психологическое описание (характеристика) свойств личности, необходимых для какой-либо деятельности, составленное на основе сведений, полученных с помо. смотреть

ПСИХОГРАММА

(психо греч. grapho – пишу) – 1. профиль индивида, формируемый по результатам ряда стандартных тестирований; 2. термин Г.Мюррея, обозначает представление индивидуальных паттернов потребностей и нужд. смотреть

ПСИХОГРАММА

ПСИХОФИЗИОГРАММА) - перечень требований, которые данная профессиональная деятельность предъявляет к индивидуальным психологическим качествам и психофизиологическим функциям человека. . смотреть

ПСИХОГРАММА

1. Вообще – профиль индивида по ряду стандартных те-ов. 2. Специальное значение – термин Г. Мюррея для обозначения пред-авления индивидуальных паттернов потребностей и нужд. смотреть

ПСИХОГРАММА

Начальная форма - Психограмма, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ПСИХОГРАММА

ж.psychogram, psychic profile

ПСИХОГРАММА

характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

психограмма психогр`амма, -ы

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА

ПСИХОГРАММА МИЛИЦИОНЕРАБОЙЦА ОТРЯДА МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: интерес к работе в спецподразделении, легкость включения в групповую активность, способность убедить собеседника в беспрекословном подчинении предъявленному требованию или в целесообразности изменения его поведения, тактичность. 2. Интеллектуальные качества: умение принимать правильные решения в ситуации опасной для жизни и здоровья при дефиците времени и неполной информации, оптимистическое восприятие ситуации (умение подметить, вычленить позитивное из массы негативного и получить удовлетворение от этого). 3. Внимание и наблюдательность: повышенный уровень произвольного внимания; способность вести наблюдение одновременно за большим количеством объектов. 4. Волевые качества: склонность к разумному риску, но с соблюдением осмотрительности, осторожности и бдительности; умение оценивать свои реальные, потенциальные возможности и способности в обычных, напряженных и экстремальных условиях. 5. Эмоциональные особенности: устойчивость к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам, ситуативная надежность (выполнение профессиональных задач без ошибок) в ситуациях опасных для жизни и здоровья себя и ближайшего окружения, отсутствие эмоциональной деструкции в дистрессовых ситуациях, низкая эмоциональная лабильность, способность к самоконтролю в экстремальных ситуациях. 6. Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; устойчивость к тремору; способность к быстродействию в условиях дефицита времени; быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность); способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера; владение приемами самообороны; разумная жестскость поведения и агрессивности. 7. Противопоказания к деятельности: недостаточная мотивация к работе в специальном подразделении; недостаточные физические данные и акцентуации в поведении; повышенный уровень тревожности, допуск ошибок и неточностей в напряженных и экстремальных условиях. (В.Н. Смирнов) Литература: Андреев Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда милиции особого назначения. // Автореф….канд. психол. наук. М. 1991; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г Бовина, Н.И Мягких, А.Д. Сафронова. – М.,1997. смотреть

ПСИХОГРАММА ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛА БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: направленность и интерес к работе в специальном отделе быстрого реагирования; способность располагать людей к сотрудничеству, отзывчивость, наличие собственного мнения; готовность к работе в команде, но расчет на свои силы. 2. Интеллектуальные качества: способность к анализу и синтезу информации, быстро и точно ориентироваться в новой, незнакомой обстановке; нахождение наиболее эффективного и приемлемого в данной ситуации пути решения задачи; осознание сути проблемы; оценка степени важности поступающей информации, степени риска принимаемого решения; способность к распознанию объекта по малому количеству признаков; быстрота, большой объем и точность мышления, запоминания, оптимистический взгляд на ситуацию. 3. Внимание и наблюдательность: способность подмечать изменения в окружающей обстановке и исследуемом объекте, не сосредотачивая сознательно на них внимание; способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители; способность к концентрации и переключению внимания. 4. Волевые качества: самодисциплина, самоконтроль, решительность и смелость; склонность к разумному риску, но с соблюдением требований личной и коллективной безопасности; способность объективно оценивать свои силы и возможности в любых обстоятельствах. 5. Эмоциональные особенности: высокий уровень психической выносливости в любых условиях; эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений в напряженных и экстремальных условиях деятельности; способность к самоконтролю, быстрота, точность и безошибочность выполнения профессиональных задач в ситуации опасной для жизни и здоровья себя и ближайшего окружения. 6. Психомоторные свойства и физические качества: устойчивость к психофизическим нагрузкам; хорошая координация движений; способность к быстрым и точным действиям, быстрая реакция в условиях риска для жизни и здоровья; владение приемами самозащиты и рукопашного боя; значительная жестскость поведения и умеренный уровень агрессивности. 7. Противопоказания к деятельности: недостаточная мотивация к работе в спецподразделении; низкий уровень психологической устойчивости, надежности в экстремальных условиях; преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе; недостаточные физические данные, медицинские и психофизиологические противопоказания. (В. Н Смирнов). Литература: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие. // Под ред. Б.Г Бовина., Н.И Мягких., А.Д. Сафронова– М., 1997; Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка личного состава специальных подразделений ОВД к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций // Материалы конференции практических психологов ОВД: Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы ОВД. М., 1998 Психологическая подготовка в ПОО. Комплексное понятие, объединяющее систему работы с персоналом, вулючающую профессионально-психологическую подготовку (см. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников) и морально-психологическую (см. Морально-психологическая подготовка сотрудников). смотреть

ПСИХОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНО УСПЕШНОГО ПРОКУРОРА

ПСИХОГРАММА РУКОВОДИТЕЛЯ

— важнейшая часть профессиограм-мы, состоящая из перечня основных качеств личности, необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных качеств), а также из перечня требований к профессиональным знаниям и управленческим умениям. смотреть

ПСИХОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы профессионального психологического отбора специалистов таможенной службы начали разрабатываться с созданием и становлением психологической службы в таможенных органах Российской Федерации (апрель-июль 1995 г.). Система профессионального отбора таможенных специалистов разработана А.П. Галентовым и В.В. Немирич. Психограмма специалиста таможенной службы включает следующие требования к его психологическим и психофизиологическим качествам.1) Направленность, мотивация, склонности, волевые качества: направленность и интерес к таможенному делу; склонность к работе с людьми, к общению; способность к научению, интерес к приобретению новых знаний; сильна воля; настойчивость, решительность, смелость; самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психологическая устойчивость. 2) Сенсорно-перцептивные качества: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости и т.п.); преобладание зрительного канала восприятия; устойчивость внимания, быстрое переключение и большой объем. 3) Особенности высших психических функций: достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия; оперативность мышления; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации; потребность в развитии воображения. 4) Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физическим нагрузкам; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу, как взрывного, так и статического характера; устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам; способность к резкой смене вида деятельности. 5) Профессиональные качества: предпочтение деятельности, связанной с общением между людьми; готовность к сотрудничеству, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность, наличие собственного мнения; эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость; склонность к соблюдению общественных моральных норм; чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основе; эффективность деятельности в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства; осмотрительность, осторожность и бдительность; самообладание, забота о социальной репутации. 6) Противопоказания к деятельности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; жестко выраженные психические акцентуации и отклонения; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания. Психограмма специалиста таможенной службы может служить пособием для таможенных специалистов по формированию необходимых для таможенной деятельности качеств личности и программой сомовоспитания и самосовершенствования. Ее использование позволяет с применением соответствующих методик оценить наличие или отсутствие требуемых профессионально-важных качеств у кандидата на соответствующую должность, его способности к адаптации в новых условиях, дает возможность проанализировать успешность профессиональной деятельности специалиста таможенной службы. (В.В. Немирич) Литература: Галентов А.П. Программа по профессиональному психологическому отбору кандидатов на государственную службу в таможенные органы РФ. – Калуга, 1998;. смотреть

ПСИХОГРАММА СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представляет собой совокупность наиболее актуальных для данного вида деятельности психологических характеристик сотрудников и конфидентов, проявляющихся в структуре их личности. Существуют девять больших групп (симптомокомплексов) профессионально значимых психологических характеристик: развитые коммуникативные качества и умения; волевые качества; внимание и наблюдательность; развитые интеллектуальные качества; профессиональная память; высокая профессиональная мотивация и социальная адаптация; эмоциональные особенности; наличие привычек; моторные свойства. (симптомокомплексы расположены в порядке убывания их актуальности). (Е.Г. Самовичев). смотреть

Читайте также: