Автор школы группы встреч объединяющая тех кто работал с малыми группами

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня в России усиливается запрос на специалистов, способных создавать эффективные и устойчивые сообщества для решения конкретных проблем города, территории, социальной сферы. В Европе и США организация сообществ развивается как отдельная профессия, в университетах преподают программы по различным аспектам этой темы (community organizing). В российских учебных заведениях пока нет программ, отвечающих на этот запрос, но возникают экспериментальные курсы для активистов, которые хотят решать социальные проблемы на масштабном уровне, объединяя вокруг себя единомышленников.

Можно ли учиться на чужом опыте?

Результатом стало принятие Конгрессом США закона о гражданских правах 1964 года, который запретил расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приеме на работу, и закона 1965 года о равных избирательных правах.

Главное в сообществах — общность ценностей

Сообщество единомышленников, а не иерархия

Что такое сообщество? Карен Олсен предложила представить группу людей, которые разделяют общие ценности и решают действовать сообща, чтобы на базе этих ценностей решить общую проблему. А что означает организовать сообщество? Необходимо представить организатора сообщества как человека, который помогает построить внутри данного сообщества команду, которая коллективно принимает решения, формирует стратегию совместных действий сообщества для достижения общих целей, которые оно для себя определит. Эти действия должны быть построены таким образом, чтобы увеличить вероятность достижения целей. Когда сообщество начинает расти и привлекать новых членов, то остро встает вопрос подотчетности. Задачи для волонтеров нужно формулировать таким образом, чтобы развивать их способность самостоятельно действовать или принимать самостоятельные решения, чтобы каждый участник за что-то отвечал и был ответственным за свой выбор. По мере появления новых задач у участников будет появляться больше мотивации.

Задача — организовать людей не иерархически, сверху-вниз, когда им говорят, как действовать, а, наоборот, доверять и предоставлять членам сообщества самим решать, как действовать, при этом разделяя с ними ответственность.

В теории community organizing отношения между людьми строятся не вертикально, а горизонтально. В действительности это каждодневный вызов для организатора сообщества, который заключается в том, чтобы помогать группе единомышленников (сообществу) действовать сообща ради какого-либо позитивного изменения.

Лидер — командир или соратник?

Карен Олсен приводит модель идеального образца структуры сообщества в виде снежинки. Эта структура предполагает взаимозависимость лидерства, непрерывный контакт и координацию между всеми членами сообщества, которая позволяет расширять лидерские роли, привлекая новых участников, участвующих в принятии решения. Что важно — такая схема позволяет расти сообществу горизонтально.

Будьте храбрыми — расскажите свою историю!

С чего начинает организатор сообщества? С публичного повествования или сторителлинга. Прежде всего ему необходимо понять, что мотивирует его действовать. Затем он может рассказать историю, которая объясняет, почему он хочет действовать и обращается к базовым глубинным ценностям слушателей. Таким образом организатор сможет привлечь людей, которые эмоционально откликнутся на его историю и разделяют общие ценности. История должна вызвать такие эмоции, которые мотивируют людей действовать. В этом и заключается практика публичного повествования, с которого начинается процесс построения любого сообщества. Так организаторы сообщества помогают другим осознать их ценности через эмоции, которые вызовут их истории. В свою очередь, эти ценности трансформируются в мотивацию.

Да, нужно быть храбрыми и запастись мужеством, чтобы рассказать свои личные и откровенные истории и открыться перед другими. Чтобы достичь успеха — разделите сокровенное с другими. Конечно, можно найти немало примеров таких историй, рассказанных лидерами российского некоммерческого сектора. Но почему-то прежде всего вспоминается российская правозащитница и филантроп Елизавета Глинка. Итогом ее многолетней работы с отверженными и непопулярными в обществе людьми, которые называли ее просто доктор Лиза, стало большое народное уважение и общественное признание.

Всему свой момент, или история настоящего момента

Наш рассказ должен иметь три составляющие: вызов, выбор и решение. Когда мы рассказываем такие истории нашим слушателям, мы трансформируем их собственные цели в мотивацию действовать. А ключ к мотивации — это понимание того, какие ценности вдохновляют на действия через эмоции, которые они вызывают. Наши истории обладают силой побуждать других к действиям.

От страха — к надежде

Но надо учесть, что есть эмоции, которые препятствуют действиям, в то же время есть те, которые побуждают к ним. Поэтому, когда мы рассказываем наши истории, мы помогаем пройти путь от первых ко вторым, мы можем помочь другим перейти от инерции — к срочности, от апатии — к страсти, от страха — к надежде, от изоляции — к солидарности, от сомнения в своих способностях — к чувству, что мы можем изменить мир.

Мы не должны забывать о построении отношений — организация основана на взаимных отношениях и создании взаимных обязательств для совместной работы. Если мы уделим этому внимание, мы сможем сделать сообщество сильнее. Прочные отношения, основанные не только на приверженности идее, ценностям и целям сообщества, но и на личных обязательствах, которые члены сообщества принимают друг перед другом, — ценный ресурс сообщества. Новые ресурсы могут приводить к лидерству, приверженности новым идеям и развитию отношений, что в свою очередь может обеспечить еще большие ресурсы.

А новые взаимные отношения в нашем сообществе создают социальный капитал, то есть источник силы, побуждающий действовать, которого не существовало до создания отношений. Это также позволяет сообществу предпринимать совместные действия. Все члены сообщества должны иметь взаимные обязательства. Отношения возможны только тогда, когда каждая сторона делится с другой самым ценным ресурсом — своим временем. Основываясь на новых отношениях, которые мы создаем, мы можем привлекать людей в разных масштабах — отдельных лиц, групп людей или целые организация. Структура снежинки предполагает, что новые присоединившиеся члены будут развивать свои сети, привлекая новых членов сообщества. Потенциал роста в этой модели бесконечен.

Создание взаимозависимых лидерских команд предполагает, что все члены сообщества действуют сообща для достижения общих целей, а не личных целей руководителя. Успешная команда — команда со стабильным составом, члены которой регулярно встречаются и взаимозависимы, то есть их члены привносят различный опыт и компетенции. Идеально, если в нее входят личности с уникальным опытом, без дублирования. Это делает вклад каждого члена команды решающим и помогает им поддерживать друг друга. Такая команда со временем может повысить стабильность, мотивацию, креативность и подотчетность членов своего сообщества, и может помочь более эффективно использовать время, навыки и усилия волонтеров.

Дедлайн — одна из ключевых составляющих любого проекта

Определение стратегии заключается в том, как преобразовать имеющиеся у вас ресурсы в возможность действовать — как превратить то, что у вас есть, в то, что вам нужно, чтобы получить то, что вы хотите? Для определения стратегии мы должны задать себе ряд вопросов: кто мои люди? что мы хотим изменить? какова наша цель? как мы могли бы использовать имеющиеся у нас ресурсы и преобразовать их в силу для достижения цели. Мы прорабатываем ответы на эти вопросы в диалоге с нашим сообществом.

С лидерской командой мы определяем конечную цель, прописываем наши цели и задачи, отображаем их сроки, чтобы определить старт, дедлайн и пики активности кампании, ведущей к стратегической цели, определенной лидерской командой. Следующие простые вопросы помогают определить нашу стратегическую цель. В чем проблема? Почему она еще не решена? Будет ли выглядеть мир иначе после ее решения? Что потребуется для ее решения?

Мы должны начать с рабочей гипотезы, для которой мы продумываем базовые принципы. Используем очень простую формулу: мы организуем кого, чтобы делать что, как и до какого срока. Дедлайн — одна из ключевых составляющих любого проекта, это монументальный фактор мотивации, который поможет объединить и организовать всех участников.

От теории к практике. Примеры эффективных сообществ

Первый онлайн-курс по community organizing на русском языке

Курс основан на методике Гарвардского университета и опыте 20 российских крупных компаний, НКО и культурных организаций, успешно объединивших вокруг себя людей. Прежде всего, он будет интересен специалистам по внутренним коммуникациям, HR-менеджерам, сотрудникам НКО и социальным предпринимателям, маркетинг-менеджерам, PR-специалистам культурных институций, создателям сообществ по интересам. Он пригодится и тем, кто уже имеет опыт создания сообществ, и тем, кто только думает, что хочет объединить людей вокруг. Организаторы обещают, что, пройдя курс, вы научитесь ставить цели и формировать стратегию, привлекать и вдохновлять единомышленников, быть лидером, мотивировать волонтеров и доводить долгосрочные проекты до конца.

Как решать местные проблемы при помощи сообществ

Ольга Метальникова остановилась на различных категориях социальных проблем, решением которых занимаются сообщества, которые можно кратко классифицировать по темам: дети, места в городе, спорт, образование и молодежь, имидж города, услуги и сервисы.

Заметки на полях — о вызовах и целях

Карен Олсен сформулировала один из вызовов, стоящих перед организаторами сообществ в России. Это трансформация взглядов людей на иерархическое построение сообществ с учетом горизонтальной модели лидерства, в котором лидер готов разделить ответственность с тем, чтобы действовать сообща для достижения общих целей. По мнению Карен, неважно, из какой ты страны и в каких условиях живешь, — всегда найдутся глубинные ценности для организации сообществ, чтобы изменить жизнь вокруг себя к лучшему.

Елена Шомина отметила, что большое внимание этой теме уделяет и Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. В частности, в изданной им несколько лет назад монографии содержится глава, посвященная истории развития ТОС, эта тема неизменно является и одной из тем обсуждения на научных семинарах и конференциях центра.

Ясно, что подобное смешение в одном понятии и мимолетного контакта и глубокого интимного общения, с одной стороны, и сугубо личных впечатлений о партнере и социально значимой совместной деятельности, объединяющей людей, – с другой, лишает подобного рода определения всякой эвристической ценности.

Группа – объединение, состоящне из двух или более индивидов, входящих друг с другом в целевые контакты и придающих этим контактам особое значение.

Т. Миллс

Впрочем, не существует единого мнения и о нижнем пределе, хотя он и представляется интуитивно бесспорным. Дискуссия на эту тему связана с другим более важным параметром – способом возникновения группы. По этому признаку группы делятся на формальные (оформление), или официальные, и неформальные (неоформленные), неофициальные. Первые специально создаются по определенному предписанию для выполнения общественно санкционированной деятельности и имеют заданную организационную структуру. Вторые возникают спонтанно под воздействием общих интересов, взаимных симпатий, деятельности и структурируются стихийно.

Формальная группа – создается по определенному предписанию для выполнения общественно санкционированной деятельности и имеет заданную организационную структуру.

Неформальная группа – возникает спонтанно под воздействием общих интересов, взаимных симпатий, деятельности и структурируется стихийно.

Еще более сложной является проблема верхнего количественного предела группы. Фактически речь здесь чаще всего идет о двух типах общностей, в которых объем, количество членов представляет собой функцию сложных внутренних социально-психологических процессов.

Объединения такого рода являются важнейшими, но не единственными общностями детей. Наряду с названными, специально организованными общностями, существуют клубные группы, спортивные команды, кружки художественной самодеятельности, такие временные группы, как отряды детского летнего оздоровительного лагеря, летние производственные бригады и т. д. Дети образуют также и неоформленные, стихийные, неофициальные группы, которые в последние годы стали объектом специальных исследований. Следует иметь в виду, что внутри оформленных групп сверстников также существуют неформальные структурные единицы (группировки).

Элементарная группа – группа, которая уже не делится на подгруппы и включает в себя 7 ± 2 члена.

Вместе с тем исследования последних лет, в том числе и наши, в основном касались именно оформленных групп сверстников, и в дальнейшем мы будем говорить преимущественно о них.

Для понимания структуры группы, характера и динамики содержания и направленности взаимоотношений между ее членами решающее значение имеет характер и направленность деятельности группы, которые обусловливают ее взаимосвязи с широким социальным окружением.

В предложенной классификации при всей ее условности нам представляется ценной попытка представить виды групп как результат их внутреннего развития, наметить генетические ступени формирования группы-коллектива и экспериментально диагностировать конкретные группы по выделенным параметрам.

Например, при указанном подходе должны быть отождествлены и рассмотрены как нечто психологически единое, с одной стороны, такие отношения между людьми, которые возникают в условиях совместной борьбы за высокие общественно значимые цели, с другой, отношения людей, строящиеся на основе взаимной выручки, как это часто бывает в шайках воров и среди детей-правонарушителей. Оба эти вида отношений должны быть отождествлены с указанных выше позиций потому, что все имеющиеся между ними различия определяются лишь различным содержанием тех целей, на которые направлены в первом и во втором случае совместные усилия людей. А между тем, нельзя не видеть то глубокое, принципиальное, именно психологическое своеобразие, которое отличает коллективистические отношения от отношений круговой поруки и взаимной выручки. Это своеобразие заключено и в мотивации тех и других отношений, в характере связанных с ними переживаний, и в тех взаимосвязях, в которых эти отношения находятся с другими особенностями личности человека. Несомненно, и динамическая сторона отношений, возникающих в разной по содержанию деятельности людей, то есть длительность этих отношений, их устойчивость, их перенос и др., будет существенно различной (45, 15).

Предположение Л. И. Божович о зависимости динамической стороны внутриколлективных взаимоотношений от мотивации деятельности нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях, проведенных под руководством Л. И. Уманского и в работах сотрудников А. В. Петровского.

Сказанное выше не означает, что в конкретном исследовании обязательно в одинаковой мере должны быть рассмотрены и содержательно-мотивационный и структурно-динамический аспекты внутриколлективных взаимоотношений. Исследователь вправе сделать предметом своих специальных экспериментальных изысканий преимущественно один из аспектов. Это тем более правомерно, когда изучаются группы в общем-то одинаковые по характеру и направленности своей деятельности: дошкольные группы, школьные классы, студенческие группы.

В связи с вышеизложенным, мы считаем необходимым при формулировании задач и объекта социально-психологического исследования уточнять его адрес: в случаях, когда изучаются специфические коллективистические черты, речь может идти об изучении коллектива; в случаях, когда эти черты специально не исследуются, изучается малая группа сверстников. В частности, в наших исследованиях мы имели в виду, прежде всего, дать общую характеристику таких параметров взаимоотношений в группе сверстников, которые присущи и собственно группе и коллективу. Для более точного выяснения этих параметров следует рассмотреть группу сверстников как системный объект.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллек тиве. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных мето дов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят об щий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

Рекомендации по организации работы с малыми группами

Начинайте групповую работу не торопясь.

Если у Вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.

Уделите особое внимание учащимся, котор ые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.

Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.

Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.

Старайтесь не вклю чать в малую группу более пяти человек.

2. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.
Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие

в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в неболь шой группе.

Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без Вашей помощи.

В ходе работы группы Вам и наблюдателям стоит обращать внимание на сле дующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблем ными:

Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы д ается равная возможность высказать свое мнение?

Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с зара нее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?

Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?

Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?

Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противопо ложной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?

Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопро сы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?

3. Выбирайте размер группы.

По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее уча стников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового зада ния. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше уме ния должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказать ся. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количе ство участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.

Группы из двух человек

В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения эмоциональной напряжен ности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разно гласий ни один из участников не имеет союзника.

Группы из трех человек

При такой организации две более сильные индивидуальности могут пода вить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.

Группы с нечетным и четным количеством участников

В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность груп пе выйти из тупика путем голосования.

Группа из пяти человек

Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, что бы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.

4. Грамотно распределяйте учащихся по группам .

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным соста вом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идея ми. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сто рон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным груп пам. Вот лишь некоторые из них:

Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этом случае Вы контролируете состав группы.

Еще один способ - по позиции (или желанию) учащихся.

Минимальные затраты времени для деления на группы потребуются, если Вы объедините в четверки две ближайшие пары, попросив повернуть стулья учащихся, сидящих за нечетной партой. Возможно до начала занятия рас ставить столы и стулья таким образом, чтобы учащиеся сразу образовали нужные Вам группы.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людь ми и узнать их.

5. Распределяйте роли внутри групп.

При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

Регистратор (записывает результаты работы);

Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);

Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем толь ко что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

Наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы );

Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.

6. Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:

Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероят но, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случа ях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Подумайте о том, как Ваш метод поощрения/оценки влияет на использова ние групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.

Переходите от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остано вившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. По думайте о своей роли в подобной ситуации.

Порядок выполнения заданий с использованием метода

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы класса (аудитории).

Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

Выработайте (или напомните) правила работы в группах, например:

Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказы вают.

Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оце ночных суждений и выражения пренебрежения.

Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).

Разделите учеников на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.

Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы в группе.

Обсудите итоги каждой презентации. Спросите, чем обосновано именно такое решение. Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к согласию? Напомните, что группы могут задавать вопросы друг другу.

Вы можете также рекомендовать учащимся пользоваться советами при ра боте в малых группах

Форма 6. Самооценка работы в малой группе

Эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы.

1. Мы проверяли, все ли участ ники группы понимают, что нужно сделать

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно

4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

Подписи членов группы:

Форма 7. Оценка учащимся собственного участия в работе малой группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Учитель Математики Высшей категории

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

Рекомендации по организации работы с малыми группами

Начинайте групповую работу не торопясь.

Если у Вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.

Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.

Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.

Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.

Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

2. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.
Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие

в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе.

Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без Вашей помощи.

В ходе работы группы Вам и наблюдателям стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:

Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?

Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?

Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?

Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?

Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?

• Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?

3. Выбирайте размер группы.

По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.

Группы из двух человек

В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.

Группы из трех человек

При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.

Группы с нечетным и четным количеством участников

В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.

Группа из пяти человек

Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, чтобы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.

4. Грамотно распределяйте учащихся по группам.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Вот лишь некоторые из них:

Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этом случае Вы контролируете состав группы.

Еще один способ - по позиции (или желанию) учащихся.

Минимальные затраты времени для деления на группы потребуются, если Вы объедините в четверки две ближайшие пары, попросив повернуть стулья учащихся, сидящих за нечетной партой. Возможно до начала занятия расставить столы и стулья таким образом, чтобы учащиеся сразу образовали нужные Вам группы.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

5. Распределяйте роли внутри групп.

При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

Регистратор (записывает результаты работы);

Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);

Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

Наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

• Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.

6. Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:

Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Подумайте о том, как Ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.

Переходите от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Подумайте о своей роли в подобной ситуации.

Порядок выполнения заданий с использованием метода

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы класса (аудитории).

Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

Выработайте (или напомните) правила работы в группах, например:

Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.

Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).

Разделите учеников на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.

Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы в группе.

Обсудите итоги каждой презентации. Спросите, чем обосновано именно такое решение. Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к согласию? Напомните, что группы могут задавать вопросы друг другу.

Вы можете также рекомендовать учащимся пользоваться советами при работе в малых группах

Форма 6. Самооценка работы в малой группе

Эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы.

Читайте также: