План посещения урока психологом

Обновлено: 04.07.2024

Главная цель каждого образовательного учреждения – создание оптимальных условий для достижения обучающимися результатов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам. Педагогический коллектив нашей школы реализует программу “Полифорум” [1], которая позволяет создать условия для достижения качественного результата образования и социализации обучающихся, т.е. способствует достижению цели, поставленной государством.

Одним из условий достижения качественного результата образования является организация психолого-педагогического сопровождения всех субъектов ОП. В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

– мониторинг индивидуально-личностного развития обучающихся и становления коллективов,

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационные периоды,

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с трудностями в обучении,

– психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.

Сопровождение осуществляется через систему психолого-педагогических консилиумов, проведение психолого-педагогической диагностики, коррекции, просвещение и консультирование всех субъектов ОП.

Система психолого-педагогического мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих качественной социализации обучающихся. Осуществление мониторинга позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи, определить направления работы по совершенствованию образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения качества образования в школе [3].

Мониторинг уровня эмоционального благополучия учащихся и развития классных коллективов позволяет своевременно осуществлять коррекцию образовательного процесса.

По данным мониторинга на большинстве уроков уровень эмоционального комфорта обучающихся всех параллелей высокий, привлекательность классных коллективов – выше среднего и высокий. Сравнительный анализ данных мониторинга выпускных классов за три года показал, что выпускники 4-х классов ежегодно отмечают высокий уровень привлекательности коллектива, эмоционального комфорта на всех уроках и во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками; уровень привлекательности коллектива для учащихся 9-х классов достаточный, а 11-х классов – высокий. Удовлетворены отношениями с педагогами 75% выпускников 9-х классов и от 80% до 90% выпускников 11-х, устраивают отношения с одноклассниками 87% девятиклассников и 96% одиннадцатиклассников. Удовлетворены качеством преподавания от 81% до 95% учащихся: выпускники отмечают качественное (86%) и доступное изложение учебного материала (68%), умение вызвать интерес к своему предмету (80%), разнообразие интересных заданий и форм уроков (57%), уважительное отношение педагогов к ученикам (61%).

С целью определения уровня образованности выпускников 4-х и 9-х классов в конце каждого учебного года проводятся психолого-педагогические консилиумы. Анализ данных за три года показал, что уровень образованности выпускников 4-х классов по всем сферам самоопределения и линиям образования [4] стабильно выше среднего, девятиклассников – средний.

Особое внимание в школе уделяется сопровождению обучающихся в период адаптации при переходе от одной ступени обучения к другой.

Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в начальной школе:

  • Школа будущего первоклассника.
  • Совместные педсоветы детского сада и школы.
  • Родительские собрания в детских садах.
  • Консультации педагога-психолога.
  • Родительские собрания в Школе будущего первоклассника.
  • Семинар-практикум “Особенности адаптации первоклассников” для учителей 1х классов.
  • Диагностика готовности учащихся к обучению (педагог-психолог)
  • Педагогическое наблюдение и диагностика (учителя)
  • Работа коррекционных и развивающих групп (педагог-психолог)
  • Индивидуальные занятия (учителя, педагог-психолог)
  • Родительские собрания (учителя, педагог-психолог)

Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в средней школе:

Диагностика уровня развития четвероклассников (учителя, педагог-психолог).

Психолого-педагогические консилиумы “Уровень образованности выпускников начальной школы” (учителя, педагог-психолог)

Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4х классах учителями-предметниками.

Проведение мероприятий учителями-предметниками для выпускников 4х классов.

Проведение совместного педсовета “Готовность выпускников начальной школы к обучению в 5 классе” (администрация школы, учителя, педагог-психолог)

Собственно адаптационный период

Посещение уроков в 5х классах (администрация, педагог-психолог, учителя начальной школы)

Психолого-педагогические консилиумы “Сохранение преемственности в обучении” (педагог-психолог, классные руководители бывших 4-х классов)

Семинар для учителей, работающих в пятых классах “Особенности адаптации пятиклассников” (педагог-психолог)

Диагностика уровня комфорта, мотивации, адаптации учащихся, привлекательности классных коллективов (педагог-психолог)

Собеседование в конце года с классными руководителями по итогам адаптации (администрация)

Организация сопровождения обучающихся в основной школе:

Диагностика ожиданий и мотивации (педагог-психолог, администрация)

Посещение уроков администрацией, педагогом-психологом.

Диагностика привлекательности коллектива и эмоционального комфорта (педагог-психолог)

Диагностика уровня сформированности коллектива (педагог-психолог)

Индивидуальные и групповые консультации (педагог-психолог, учителя)

Тематические классные часы (классные руководители, педагог-психолог, администрация школы)

Родительские собрания (классные руководители, педагог-психолог, администрация)

Анализ процесса адаптации (за 3 года) показал, что у пятиклассников преобладает адекватная самооценка (от 70% - 85%), у большинства отсутствует школьная тревожность (от 60% до 79%), достаточный уровень познавательной мотивации наблюдается у 90% - 95% обучающихся, уровень эмоционального комфорта учащихся на уроках высокий, уровень привлекательности коллектива выше среднего и высокий. Десятиклассники уровень привлекательности коллектива отмечают как достаточный; устраивают отношениями с учителями от 63% до 84% обучающихся, с одноклассниками – от 62% до 89%. Уровень эмоционального комфорта десятиклассников на уроках гуманитарного и физико-математического цикла составляет от 61% до 100%, естественно научного цикла – от 65% до 100%. Данные мониторинга подтверждают, что в школе созданы условия для успешной адаптации обучающихся и получения ими качественного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении организовано в двух направлениях: предупреждение учебной неуспешности обучающихся и коррекция учебного неблагополучия.

Направление “Предупреждение учебной неуспешности обучающихся”.

  • Анализ текущих учебных результатов обучающихся.
  • Анализ результатов диагностики школьников.
  • Контроль посещаемости уроков.

Цель: Своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении.

Планируемый результат: список учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке.

  • Беседы классного руководителя с учащимися.
  • Собеседование педагога-психолога или\ и социального педагога со школьниками.
  • Совещание классного руководителя, учителей, психолога.

Цель: Выявление причин учебных трудностей.

Планируемый результат: План согласованных действий по предупреждению возможной неус-пешности обучающихся.

Реализация плана по предупреждению возможной неуспешности обучающихся.

Анализ результатов обучающихся за четверть (полугодие).

Осуществление анализа образовательной ситуации и коррекция плана действий (II этап).

Реализация плана действий (с III этапа).

Направление “Коррекция учебного неблагополучия обучающихся”:

1 Психолого-педагогическая поддержка.

  • Организация взаимодействия со специалистами по оказанию психолого-педагогической поддержки.
  • Создание ситуации успеха во внеучебной деятельности.
  • Осуществление конструктивного взаимодействия с родителями.
  • Составление индивидуального плана работы с обучающимися (в свободной форме).
  • Проведение индивидуальных занятий.
  • Реализация дифференцированного подхода.
  • Индивидуальные развивающие занятия.
  • Индивидуальные консультации с ребенком.
  • Консультации с родителями.

2 Контроль.

2.1 За успешностью обучающихся осуществляют:

– заместитель руководителя по экспертизе качества образования.

2.2 За реализацией программы сопровождения осуществляют:

– заместитель руководителя по экспертизе качества образования,

– заместитель руководителя по методическому сопровождению ОП.

В рамках психолого-педагогического сопровождения в школе также в системе осуществляется психологическое консультирование всех участников образовательного процесса, что способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов, профессиональному и личностному самоопределению учащихся, конструктивному решению межличностных и педагогических конфликтов. Так, анализ проблем, с которыми обращались обучающиеся, выявил снижение количества обращений, связанных с конфликтами “учитель – ученик” (в 1,7 раза), увеличилось количество консультаций по проблемам личностного совершенствования, в том числе в учебной деятельности, профессионального самоопределения. Педагоги чаще обращались по различным методическим проблемам (от 38% до 47%), осуществлению индивидуализации образовательного процесса и проблемам развития классных коллективов (от 23% до 35%).

Система психолого-педагогического просвещения обучающихся включает проведение тематических классных часов, ведение курсов по разработанной автором статьи программам “Познай себя” (6 – 7 класс), “Культура мышления” (8 – 9 класс), “Практикум рациональной умственной работы” (10 класс), “Тренинг аналитического и творческого мышления (11 класс). Занятия по данным программам нацеливают обучающихся на осознание своих особенностей, развивают навыки рефлексии и самопознания, способствуют повышению учебной мотивации и развитию культуры учения. По данным мониторинга уровень эмоционального комфорта учащихся на занятиях “Познай себя” 92% – 100%, “Культуры мышления” – от 82% до 100%; качество составляет 75% – 100%. Старшеклассники отмечают, что занятия помогли им овладеть рациональными приёмами организации учебной деятельности (91%), повысили интерес к учебе (87%), самоанализу (52%), более качественно подготовиться к экзаменам. Для снижения тревожности при подготовке и сдаче Государственных экзаменов для девятиклассников педагогом-психологом ведется практикум “Как подготовиться к экзаменам”, проводятся тематические классные часы, часы завуча.

Система работы по оказанию психолого-педагогической поддержки учителям и родителям направлена на развитие толерантности, навыков рефлексии и бесконфликтного общения, повышение профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что позволяет создать условия для успешности учебной деятельности обучающихся.

С целью повышения психологической культуры родителей разработан комплекс собраний по проблемам взаимоотношений родителей и детей, адаптации младших школьников, подросткового возраста, психологической готовности выпускников к экзаменам. Для определения образовательных потребностей семьи проводятся деловые игры с родителями первоклассников. Все это способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, учит взрослых сотрудничеству с детьми. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в школе организована работа “Школы молодого педагога”, семинаров-практикумов “Основы педагогического общения”, “Психологические основы организации работы с неуспевающими учащимися”, “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (ведет педагог-психолог) и методический семинар “Современные образовательные технологии” (администрация школы). По данным опроса интересно на занятиях всем участникам семинаров, полностью оправдались ожидания у 100% слушателей. Как положительный момент педагоги отметили практическую направленность занятий, высокий уровень представленной теоретической информации, необходимость представленной информации в практической деятельности.

Таким образом, осуществляемое в школе психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса способствует развитию толерантности, культуры общения и учебной деятельности учащихся, повышению профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что создает условия для достижения обучающимися качественного результата образования.

Список литературы.

1. Андрюхина Л.М., Мазуркевич Т.П. Инновационный смысл проекта “Полифорум”. Концепция и программа развития школы “Полифорум-4” г.Серова. – Екатеринбург: ИРРО, 1995. – 36с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298с.

3. Малкова С.В. Психолого-педагогический мониторинг процесса и результата образования в школе “Полифорум”. – Екатеринбург: ИРРО, 2001. – 29с.

Те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Л. М. Митина

Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для анализа.

Для того чтобы адекватно оценить развитие ребенка и степень его, адаптации к школе, практическому психологу необходимо быть знакомым с учебной программой. Это очень актуально для начальной школы, особенно для первого класса, где в рамках одной возрастной группы разница в развитии детей может быть весьма значительной, а задачи обучения одинаковы для всех. Таким образом, знание психологом учебной программы поможет ему предупредить возможность возникновения у учащихся школьной дезадаптации. Хочется еще раз подчеркнуть, что школьный психолог — это специалист, работающий не с ребенком вообще, а со школьником, то есть человеком, играющим конкретную социальную роль, находящимся в определенной среде с принятыми в ней достаточно жесткими правилами и требованиями.

При определении цели посещения рекомендуется обращать внимание на степень реализации средствами обучения развивающих и (или) коррекционных задач, на связь обучения и развития. Известно, например, что существует определенная специфика обучения ребенка чтению слов с буквами, произнесение которых вызывает у него затруднения (свойственно детям с дислалией), или обучения написанию слов с определенными орфограммами в случае, если имеются фонетико-фонематические проблемы. Своя специфика имеется и в обучении подбору проверочных слов ребенка с общим недоразвитием речи, и при разъяснении смысла задач и обосновании выбора математического действия детям, например, с пространственными нарушениями.

В наиболее часто встречающихся рекомендациях по анализу урока, как правило, приводятся следующие пункты:
1. Не оценивать учителя по одному уроку.
2. Не начинать анализ урока с собственной оценки, сначала должен быть самоанализ урока.
3. П подготовке к анализу следует изучить программу, в том числе пояснительную записку; учесть прошлые замечания и оценки, а также используемое оборудование; познакомиться с классным журналом, тетрадями учащихся и их картами развития.

Анализ урока должен включать:

  • оценку реализации задач урока;
  • оценку содержательности этапов урока;
  • оценку соответствия применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям;
  • оценку способов поэтапного контроля за ходом усвоения знаний;
  • оценку психологического климата на уроке;
  • рекомендации учителю.

Примерная программа наблюдений на уроке при подготовке его анализа

Организация урока:

  • проследить занятость учащихся на каждом из этапов урока, оценить соответствие этой занятости дидактической цели и задачам этапов;
  • оценить участие каждого учащегося в коллективной работе;
  • оценить самостоятельную работу каждого учащегося;
  • оценить распределение времени на отдельные части урока;
  • определить наличие пауз, не заполненных работой.

Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений и навыков:

Формирование учебной мотивации:

  • оценить использование приемов формирования познавательного интереса;
  • оценить приемы воспитания ответственного отношения к учебе (проверка домашнего задания у всех учащихся, контроль за ходом и результатом усвоения знаний и умений, качественная оценка работы учащихся и т. д.)

Психологический климат на уроке:

  • способы взаимодействия учителя и учащегося;
  • способы взаимодействия учащихся между собой.

Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на .уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:

  • побуждение учащихся к самоанализу;
  • применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
  • применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
  • использование ошибок как обучающих моментов.
  • использование проблемных заданий;
  • использование творческих заданий.
  • создание эмоционально-положительного фона урока;
  • использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный,, кинестетический).

4. Технологический (формирующий регуляторную составляющую учебной деятельности):

  • навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
  • способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
  • способность выбирать адекватный способ действия;
  • умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
  • умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
  • умение давать самооценку.

Примерная схема анализа урока в классе коррекционно-развивающего обучения

Организация урока:

1. Логичность и содержательность урока; соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям (в том числе ведущим сенсорным каналам, колебаниям работоспособности, темпу психической деятельности), уровню общей и предметной подготовки учащихся (объем, содержание, насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями).*
*Элементы данной схемы можно использовать в обычном классе.

2. Темп урока: адекватный (неадекватный)
3. Этапы урока (введение нового знания, его осмысление, закрепление и повторение, проверка и оценка)
4. Методические приемы на основных этапах урока:
4.1. Рассказ
4.2. Объяснение
4.3. Беседа
4.4. Лекция
4.5. Иллюстрация
4.6. Демонстрация
4.7. Создание проблемной ситуации
4.8. Создание игровой ситуации
4.9. Учебная дискуссия
4.10. Учебно-лабораторный эксперимент
4.11. Упражнения
4.12. Взаимообучение
4.13. Использование опорного конспекта
4.14. Опрос
4.15. Контрольная работа
4.16. Зачет
4.17. Учебно-творческие занятия
4.18. Критический анализ учебной деятельности
4.19. Обучающее рецензирование
5. Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений:
5.1. Умение выделять и осознавать учебную задачу.
5.2. Умение строить план деятельности на основе сознательной ориентации в окружающих условиях, способность выделить значимые признаки.
5.3. Умение выбирать адекватные средства деятельности.
5.4. Умение удерживать ученую задачу.
5.5. Осуществление самоконтроля и самооценки.
5.6. Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать воспринимаемую информацию.
6. Целесообразность упражнений, заданий. Связанность каждого упражнения, задания с темой урока. Объем, сложность, продуктивность, коррекционно-развивающая эффективность.
7. Использование дидактического, наглядного и дополнительного (информативно-иллюстративного) материала:
7.1. Несет ли стабильную учебную нагрузку.
7.2. Соответствует ли учебной обстановке, теме урока.
7.3. Отвечает ли психогигиеническим требованиям.
8. Предупреждение появления трудностей в учебе и преодоление неуспешности учащихся

При анализе урока можно также рассмотреть его субъектно-личностную ориентацию:

1. Способы подачи учебного материала:
1.1. Характер содержания (аксиоматический, проблемный)
1.2. Форма (лекция, обсуждение)
1.3. Использование средств привлечения внимания
1.4. Персонализация высказываний и их эмоциональная окраска
1.5. Использование вопроса как средства стимуляции активности
1.6. Соответствие используемых приемов возрасту и особенностям детей
2. Реакции на проявления детей:
2.1. На нарушения дисциплины
2.2. На вопросы по теме и не по теме
2.3. На юмор
2.4. На высказывания с места
2.5. На удачные ответы
2.6. На ошибки
3. Особенности вербального и невербального поведения:
3.1. Темп речи
3.2. Громкость речи
3.3. Четкость артикуляции
3.4. Правильность речи и ее сложность
3.5. Использование жестов и их характер (открытые, закрытые), адекватность используемых приемов (соответствие самому учителю и классу)
3.6. Характер и свобода используемых поз
3.7. Характер перемещения по классу
4. Особенности слушания учеников:
4.1. Предоставление возможности высказаться, поощрение высказываний
4.2. Использование вербальных и невербальных , . техник слушания , ,
4.3. Умение слышать суть ответа или вопроса
5. Учет индивидуальных особенностей детей:
5.1. Медлительные дети
5.2. Импульсивные дети
5.3. Пассивные дети
5.4. Чрезмерно активные
5.5. Ослабленные, астеничные
6. Внешний вид учителя:
6.1. Соответствие уроку
6.2. Опрятность
7. Дополнительные наблюдения

Самоанализ урока

Для учителя, особенно не имеющего достаточного опыта, крайне важно научиться самостоятельно проводить анализ уроков. Для приобретения определенных навыков, помогающих объективно оценить свою работу, ему можно предложить использовать Памятку, позволяющую быстро и точно выявить типичные затруднения.

1. Каков был замысел данного урока и почему?
2. Место данного урока в системе уроков (связь с предыдущими и последующими).
3. Структура, этапы, тип урока.
4. Как учтены индивидуальные особенности развития учащихся?
5. Какие коррекционные цели ставились, и как они были реализованы?
6. Как планировался ход урока, почему?
7. Какие элементы содержания урока были акцентированы, почему?
8. Как планировалось осуществлять поэтапный контроль за ходом усвоения учащимися учебного материала?
9. Имелись ли в ходе урока отклонения от намеченного плана, какие именно, почему?
10.Удалось ли реализовать все поставленные задачи, в какой мере? Почему? 11. Какие выводы следует сделать на будущее?

Подробные ответы на все вопросы не обязательны. Памятка может служить для оценки готовности к предстоящему уроку, а также основой для создания методической разработки открытого урока.

В психологической литературе описано немало разнообразных вариантов психолого-педагогического анализа и схем наблюдения на уроке. Выбор приемлемого варианта должен определяться тем запросом, которой учитель адресует психологу, и той задачей, которую в этой связи решает сам психолог. Формы, описанные в этом разделе, могут использоваться в полном объеме и в виде отдельных элементов как базовый материал для создания своей собственной схемы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Типовая карта посещения урока

Дата посещения ___________________________________________________

Предмет _____________________________Класс ____________

Общая информация об уроке

1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)

внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)._____________________________________

1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)

знакомство с учителем;

комплексное наблюдение за работой учителя;

наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача);

наблюдение за работой класса, отдельных учеников;

диагностика затруднений учителя;

диагностика затруднений класса;

контроль (указывается форма контроля);

подготовка к аттестации;

другое (указывается цель посещения) .

1. 3. Общая характеристика урока

1.3.2. Место урока в системе уроков .

1.3.5. Задачи урока .

1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)______________________________________________________________________________.

1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся .

1.3.8. Работа с тетрадями учеников.

2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями

Этап урока, его

краткое содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Комментарии, замечания,

рекомендации

3. Анализ урока

3.1. Исчерпанность темы

исчерпана не полностью;

практически не исчерпана;

3.2. Степень реализации цели урока

цель реализована не полностью;

цель не реализована.

3.3. Степень выполнения задач

задачи выполнены полностью;

все задачи выполнены частично;

выполнены не все задачи;

задачи не выполнены.

3.4. Характер отбора содержания материала урока

научность, значимость теоретическая;

соответствие возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся;

другое (указать, что).

3.5. Характеристика форм работы

соответствие цели, задачам и содержанию;

другое (указать, что).

3.6. Логичность композиции урока

композиция урока логична;

в композиции урока имеются нарушения логики;

композиционная логика отсутствует.

3.7. Развивающая характеристика урока, развитие устной речи школьников

3.8. Психологическая характеристика урока (психологический климат занятия)

Параметры оценки

Разнообразие приемов психологического воздействия и стимулирования активности учащихся

Разумное соотношение нагрузки на память и мышление

Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности

Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников

Педагогический такт учителя

Психологический климат в классе

Рабочее самочувствие учителя на уроке

Рабочее самочувствие учащихся на уроке

Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом

3.9. Анализ домашнего задания

По объему

По содержанию

По форме

Примечания,

замечания

только на ближайший урок

несколько уроков вперед

на всю тему (блок, раздел)

связано только с пройденным материалом

связывает пройденный материал с материалом следующих уроков

не связано с материалом ближайших уроков

одинаковое для всех учащихся

дифференцированное по сложности

дифференцированное (предоставлен выбор самим учащимся)

с индивидуальными и групповыми заданиями

Системный анализ урока и оценка эффективности урока

Цель посещения: _____________________________________________________________________

Тип урока ___________________________________________________________________________

Класс_______________________________ Кол-во человек __________________________________

Анализ урока

1. Развитие учебно-организационных навыков:

- готовность класса к уроку;

- дисциплина на уроке;

- работа с дневниками учащихся

2. Контроль за качеством преподавания:

- знание предмета и общая эрудиция;

- культура речи, темп, дикция, образность, эмоциональность;

- степень тактичности и демократичность взаимоотношений с учащимися;

- внешний вид педагога, культура поведения;

- привлечение ранее изученных знаний;

- научность, доступность и посильность изучаемого материала, формируемых умений и навыков;

- актуальность и связь с жизнью (области взаимодействия);

- степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (информация);

- оптимальность объема предложенного для усвоения материала;

- насыщенность урока элементами проблемной ситуации;

- развитие мыслительных навыков;

- организация самостоятельной познавательной деятельности:

- рациональность и эффективность использования времени урока;

- чередование и смена видов деятельности:

- степень эффективности и целесообразности использования ТСО и наглядности;

- степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы:

- уровень обратной связи с учащимися;

- включение каждого учащегося в деятельность;

- работа с сильными;

- работа со слабоуспевающими;

- эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний и умений;

- уровень и эффективность развития навыка работы с текстом;

- уровень и эффективность развития устной речи учащихся;

- уровень и эффективность работы с понятийным аппаратом учащихся;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- организация контроля и самоконтроля.

3. Оценка основных характеристик учащихся на уроке:

- степень познавательной активности, творчества, самостоятельности;

- уровень общеучебных и специальных умений и навыков;

- наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы;

- степень обучающего воздействия урока.

4. Эффективность урока (чему и в какой степени научились):

- знание учащимся темы урока;

- знание учащимся основных понятий урока;

- оценки (объективность и обоснованность);

- степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию);

- степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию).

5. Степень эстетического воздействия урока

6. Соблюдение правил ТО и ТБ учителем и учащимися

7. Умение учителя определить объем домашнего задания, исходя из уровня обученности учащихся

8. Дифференциация домашнего задания

9. Уровень достижения триединой цели урока:

10. Эффективность урока

Повторное посещение: ________________________________________________________________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1351 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Школьные службы примирения и восстановительная медиация

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 65 человек из 31 региона
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 176 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.01.2018 16770
  • DOCX 41.6 кбайт
  • 542 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ткаченко Алина Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

(дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида на другой, сосредоточенность, рассеянность.Заинтересованность предметом, безразличие к предмету, нарушение дисциплины)

Интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся

Знание учащимися теории, умение применять полученные знания

Отношение к учителю (симпатия, антипатия, безразличие, настороженность, внимательность, заинтересованность деятельностью учителя, активное участие в работе с учителем, раскрепощенность (свободны, естественны)

Понимание учащимися вопросов и заданий учителя

Степень овладения специфической для данного предмета терминологией

III . Психологический анализ деятельности учителя на занятии

3.1.

Поведение учителя на уроке

3.2 Взаимодействие с учащимися

Взаимоотношение с учащимися ( соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы, работа по формированию умственных действий, способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися, разнообразие и педагогическая целесообразность способов активизации работы учащихся, комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей, резкие замечания, нотации по поводу плохой отметки или поведения)

Вывод и рекомендации: Отметить обязательно

- достижение цели посещения урока

- интересное и поучительное

- что на уроке произвело наибольшее впечатление

- какие изменения целесообразно внести

Оценка урока высокий, средний, низкий уровень адаптации детей)

БЛАНК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Цель посещения: анализ организации познавательных процессов учащихся на уроке.

Дата посещения: __________ № протокола __________Класс _______ Урок по счету _____________

Ф.И. О. педагога ____________________________________________________________

Тема урока: ________________________________________________________________

1.Приемы организации внимания на уроке

2. Организация внимания по этапам урока

3. Поддержание активного внимания

4. Виды проявляющегося внимания

5. Сосредоточенность внимания

7. Распределение внимания

8. Переключение внимания

1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь

3. Особенность наглядных иллюстраций, их применение

4. Избирательность восприятия

5. Осмысленность восприятия

6. формирование наблюдательности учащихся

1. Применяемые методы на уроке

3. Формирование понятий

4. Использование приемов активизации мышления

5. Характер вопросов учителя

6. Степень самостоятельности мышления учащихся

7. Проявление мыслительных операций при объяснении

8. Как учитель учит приемам мышления

9. Учет индивидуальных особенностей мышления

1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминая учебного материала

2. Обучение методам продуктивного запоминания информации

3. Виды памяти, используемые на уроке

4. Индивидуальные особенности памяти учащихся

5. Вопросы учителя для актуализации памяти учащихся

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Читайте также: