Как из младшего воспитателя стать воспитателем в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

В середине девяностых годов все детские сады в нашем небольшом городке закрыли, и за бесценок спустили с молотка. Жители разъехались по всему миру. И когда город стал возрождаться, построили новые детские сады, оказалось, что специалистов практически не осталось. Спрос рождает предложения, и местный политехнический колледж стал выпускать педагогов!

А в местных детских садах стали работать доморощенные воспитатели с местным образованием. Нет, конечно не все! У нас есть и молодые специалисты, с красными дипломами педагогических ВУЗов, но у них только теоретические знания. Но опыт - дело наживное!

У нас и детский сад молодой - всего 8 лет со дня открытия. Воспитателей со стажем мало, и нам передать свой опыт не жалко, вот только брать его не хотят. Все умные и "грамотные". Чужой опыт никому не нужен. Только если для собственной выгоды. Когда надо подготовить открытое занятие, тогда идут и спрашивают. А о том, что занятие это уже итог кропотливой работы, не задумываются.

Заведующая - хороший руководитель с большим стажем, но увы, не дошкольным, методист тоже, только с дипломом. Получается, что учимся на собственных ошибках.

И вот одна такая ошибка - прыжок из помощника воспитателя в воспитатели. Именно прыжок, а не переход! Казалось бы это хорошо, помощник воспитателя знакомится с педагогической работой на практике. Но это когда есть у кого учиться. А если воспитатель сама не училась, а что-то "проходила", "сдавала", и таким образом, диплом получила?

Что происходит?

Помощник воспитателя, (или няня), работает с воспитателем, который о педагогике и детской психологии имеет весьма смутное представление (а то, и вообще не имеет).

Наблюдает, как воспитатель детей утром принимает, в кружок собирает, что-то им читает, занятия проводит. На прогулку вывела, постояла, завела, умыла, накормила (это если малыши, а если старший возраст, можно только указания давать). Детей спать уложила и домой пошла. Ах, да, ещё с бумажками возится, оформлением занимается, пособия готовит.

Это в любом случае лучше, чем мыть полы, горы посуды, окна, стены, унитазы и горшки! А ещё носить тяжёлые кастрюли с горячими обедами! Мало того, ещё и воспитателю помогать с детьми! Работать приходится больше, а получать меньше.

А чем она хуже? У многих тоже имеется образование. Есть няни с дипломами программистов, экономистов, и даже юристов. Но с этими специальностями у них не сложилось. Так почему бы не получить другое, более востребованное образование?(диплом)

И стоило только одной помощнице стать воспитателем в нашем саду, как начался ажиотаж! "Её перевели, меня тоже должны, у меня тоже диплом!" При этом подключают свои связи, и на заведующую начинают давить сверху.

Когда выяснилось, что половина помощниц успели получить дипломы местного колледжа, заведующая схватилась за голову!

Каждому молодому специалисту нужен опытный наставник. В нашем случае опытным считается тот, кто дольше проработал. не важно как. И начинается списывание ошибок! Чему может научить двоечник? (Может быть поэтому у нас наставничество и не оплачивается?)

Я не имею ничего против заочного образования! Самые лучшие учителя, которые были у моих сыновей, тоже учились заочно!

Всем известно, что знания не дают, а получают!

Многие мои наставники не имели никакого образования, они были практиками. В 1984 году в педагогическом классе со мной училась. моя воспитательница! Но это было поколение энтузиастов и влюблённых в свою работу людей. Десятилетиями они работали по одной, грамотно разработанной программе.

А сегодня многие имеют дипломы без знаний.

Спасибо интернету, где можно найти любое занятие. И хорошо, если такие специалисты возьмут готовый конспект и по нему проведут занятие, с соблюдением методики. Но вот методику они порой совсем не знают. А в работе с детьми есть особенности, которые в конспектах не указанны.

Ошибок много, а желания учиться нет.

В результате многочисленные городские, районные, областные конкурсы и мероприятия ложатся на плечи самых выносливых и ответственных. А так как участвовать должны все, то кому-то приходится тащить на себе тех, кто сам не может. (Или не хочет?) Ну, а как по-другому? Честь детского сада, взаимовыручка, престиж, корпоративная этика.

Из помощника воспитателя может получиться хороший педагог, если у него есть желание развиваться и расти.

У нас такие есть и это радует! Им хочется помогать, с ними приятно работать. Есть такие помощницы, которых я была бы рада видеть в роли напарницы. Но они понимают всю ответственность и не торопятся, присматриваются. Как сказала моя помощница:

"Не хочу быть плохим воспитателем, а стать хорошим, не хватит сил."

Есть и другие. Их привлекает только короткий рабочий день, большой отпуск и зарплата. А ещё они отличаются высокомерием в общении с родителями, с нянями и даже с детьми. И мне жаль, что это происходит рядом с нами. И мне бывает стыдно перед родителями за поведение таких выскочек!

Нужно стремиться к лучшему, и осваивать новые профессии. Но когда речь идёт о воспитании детей, нельзя руководствоваться только собственной выгодой.

профессия воспитателя

В сфере педагогики установлены высокие требования к специалистам, поскольку она подразумевает работу с детьми. Так и воспитателями не становятся случайные люди. Эта профессия должна быть призванием и любимым делом для человека, чтобы он смог задержаться здесь надолго и реализоваться как специалист. Поэтому на первом этапе важно определить, подходит ли человеку эта профессия. А затем решить, каким способом получить необходимую квалификацию для работы с детьми

Содержание:

  • Что из себя представляет профессия воспитателя
  • Преимущества и недостатки работы воспитателем
  • Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем
  • Профессиональные навыки
  • Личностные качества
  • Какое образование нужно для работы
  • Где получить образование воспитателя ДОУ дистанционно и диплом
  • Как можно обучиться в Академии

Что из себя представляет профессия

Воспитателями называют педагогов, которые работают с детьми до 7 лет. Они присматривают за детьми и занимаются их развитием. Это востребованная профессия, представители которой работают в детских садах, лагерях и учреждениях дополнительного образования. Спрос на воспитателей продолжает расти, поскольку на 2021 год правительство запланировало построить в России 760 государственных садов и продолжает поддерживать частные учреждения в регионах.

Чаще всего новый специалист начинает свой профессиональный путь с должности помощника воспитателя. В некоторых случаях им можно стать даже без профильного образования. Он не может принимать участие в проведении занятий. Следит за чистотой, выполняет функции няни. Если специалист получил профессиональное образование, он переходит на следующую вспомогательную ступень - должность младшего воспитателя. Теперь он допускается к ведению занятий. После получения полной квалификации он становится самостоятельным специалистом. А через три года работы может стать старшим воспитателем, а затем и заведующим детским садом.

Воспитатели работают напрямую с детьми. Их главная задача - способствовать разностороннему развитию детей. Они учат детей правилам гигиены, занимаются их творческим и умственным развитием через игровые формы и помогают формированию социальных навыков в группе. Воспитатели взаимодействуют не только с подопечными. Они тесно общаются с родителями, заполняют бумаги и следят за состоянием помещений.

Старший воспитатель разрабатывает методические планы, программы и рекомендации. Он отвечает за отчетность, организовывает мероприятия и контролирует работу других педагогов.

Заведующий занимается управлением. Эта должность не является педагогической, но требует понимания всех процессов в детском саду.

На этапе планирования своей профессиональной деятельности важно сразу определить свой карьерный путь, чтобы постепенно приближаться к желаемой должности.

Преимущества и недостатки работы воспитателем

Чтобы оценить привлекательность будущей профессии, изучите преимущества и недостатки работы, которая вам предстоит.

К преимуществам относятся:

  • Увлеченный коллектив
    Воспитателей детского сада отличают преданность своему делу и полная погруженность в педагогику. Здесь можно встретить единомышленников, которые поддержат коллег в профессиональном росте.
  • Свобода для творческих проектов
    Как правило, заведующие и старшие воспитатели поощряют нестандартные идеи по организации занятий и пространства в садике.
  • Работа с детьми
    В воспитатели следует идти только тем, кто любит детей. Тогда работа с ними будет приносить удовольствие.
  • Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
    Когда у специалиста появляются свои дети, эта привилегия становится очень приятной.
  • Продолжительный отпуск
    Воспитателям полагается 42 отпускных дня, чтобы восстановить свои силы и вернуться к работе. При этом выплачиваются хорошие отпускные.

К недостаткам относятся:

  • Строгое расписание
    Рабочий день воспитателя начинается в 7.00-7.30 утра. Опоздания неприемлемы. Рабочий день заканчивается вечером, когда забирают последнего ребенка. Некоторые родители не всегда делают это вовремя.
  • Эмоциональное выгорание
    Педагоги находятся в зоне психологического риска. Чтобы избежать истощения, важно разбираться в триггерах выгорания.
  • Много бумажной работы
    В обязанности педагога входит заполнение отчетов и ведомостей. В некоторых учреждениях они выполняют эту работу от руки. В других упростили эту работу, переведя ее в электронный формат.
  • Эмоциональная вовлеченность в жизнь детей
    Дети быстро привязываются к воспитателям и могут рассказывать о сложных ситуациях, которые происходят дома. Проблемы в семье ребенка могут стать моральной ношей для педагогов.
  • Сложность в общении с родителями
    Иногда попадаются скандальные или равнодушные родители. Воспитателю приходится взаимодействовать со всеми. Лучшим помощником станет вежливость и профессионализм.
  • Ответственность за жизнь и здоровье детей
    Воспитатель несет ответственность за детей, пока они находятся в его распоряжении. Поэтому важно контролировать каждого ребенка и заботиться о его безопасности.

Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем

Воспитатель зачастую оказывается одним из первых “чужих” взрослых, с кем взаимодействует ребенок. Поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, регулярно развивать свои навыки и подтверждать квалификацию каждые 5 лет.

Кроме развитых профессиональных и личностных качеств, у воспитателя не должно быть действующих судимостей и затяжных психических заболеваний.

Профессиональные навыки

Деятельность воспитателей регламентирует государственный профессиональный стандарт для педагогов. Согласно ему у специалиста должно быть среднее или высшее педагогическое образование, другой вариант - диплом из учреждения дополнительного профессионального образования. Для обучения важно выбрать программу, разработанную в соответствии с профстандартом с определенным требуемым количеством академических часов. Она может называться “Педагогика и методика дошкольного образования” , как в АБиУС.

Воспитатель должен разбираться в детской психологии, психологии развития, в теории и методике воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Однако недостаточно получить знания, необходимо научиться их применять. Например, профессионал должен уметь определять психологическое состояние ребенка и выявлять его потребности.

Дополнительное преимущество при трудоустройстве получит воспитатель, который углубленно изучил логопедическую педагогику или овладел нестандартными педагогическими методиками, например, Монтессори. Также большое значение имеет знание основ специальной педагогики, которая касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поскольку всё чаще садики становятся инкорпорированными, что подразумевает совместное обучение детей с разными способностями.

Личностные качества

В каждом учреждении обычно есть локальные требования, согласно которым заведующие отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю более строгие — в государственных садиках или в частных.

Работодатели обычно ожидают, что воспитатель будет:

  • коммуникабельным , чтобы успешно находить подход к детям и их родителям
  • дружелюбным , чтобы дети быстро прониклись доверием к незнакомому человеку
  • с позитивным мышлением , чтобы справляться со сложностями непростой профессии
  • заботливым и внимательным к детям , чтобы родители спокойно доверяли воспитателю своего ребенка
  • творческим , чтобы придумывать интересные занятия и праздники
  • любознательным , чтобы познавать мир вместе с детьми и радоваться открытиям вместе с ними
  • стрессоустойчивым , чтобы избежать эмоционального выгорания и излишних эмоций при общении с родителями или непослушными детьми
  • нацеленным на развитие, чтобы от воспитателя исходило желание улучшать свои навыки

Кому подойдет работа воспитателем

Чаще всего у человека появляется мысль стать воспитателем, когда он замечает за собой теплое отношение к детям. Но по мере знакомства со спецификой профессии, он обнаруживает, что любовь к детям и умение работать с ними - это разные вещи. Поэтому изначально следует проверить, стоит ли ему идти в педагогику. Описанные ниже качества характеризуют человека, который готов стать воспитателем:

  • Вы ответственны и умеете оценивать свои силы.
  • Вы внимательны к деталям: в поведении людей и в обстановке.
  • Вы не боитесь неожиданных ситуаций и можете реагировать спокойно.
  • Вы готовы погрузиться в работу и постоянно развиваться в выбранном направлении.
  • Вы умеете контролировать себя и свои эмоции.
  • Вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и эмпатией.
  • Вы понимаете все риски своей профессии

Какое образование нужно для работы воспитателем

Учиться на воспитателя можно в специальном колледже, вузе или в центрах дополнительного профессионального образования.

В университете студент может пойти на педагогический факультет и получить специальность “воспитатель”. Большинство дипломов с пометкой “дошкольное образование” хорошо приниматся у будущих работодателей. За 4-5 лет студенты глубоко изучают основы педагогики, психологии и здоровья, а также знакомятся с новыми тенденциями в воспитании.

Без педагогического образования

Если первое высшее образование не касается педагогики, можно стать воспитателем, пройдя программу профессиональной переподготовки в учреждениях ДПО и получить диплом установленного образца за 2 или 4 месяца без отрыва от работы.

Для работы младшим воспитателем или помощником достаточно соответствующих программ профессионального обучения с получением свидетельства и присвоением квалификации. Все эти программы доступны в АБиУС.

Когда получено профильное образование, можно углублять свои знания через программы повышения квалификации.

Где получить образование воспитателя дистанционно и диплом

Дистанционный формат делает обучение более удобным и доступным. Можно пройти обучение по программе от разработчиков экспертов в любое удобное время, находясь в любом городе, используя компьютер, планшет или смартфон.

Множество центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагают свои специализированные программы. Однако не все программы соответствуют государственным профстандартам педагога ДОО (ДОУ).

Как можно обучиться в Академии

В Академии представлены программы по направлению “Дошкольное образование”, которые соответствуют профессиональным стандартам. Они разделены на три основных раздела - программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации и программы профессионального обучения. В зависимости от цели обучения можно выбрать подходящую программу с требуемым количеством учебных часов.

Например, программы переподготовки рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса. На всех этапах ему помогает личный куратор.

Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.

После такого профессионального обучения специалист может подавать резюме и претендовать на работу в частном или государственном дошкольном образовательном учреждении.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Воспитатель является одним из самых близких к ребенку взрослых. Занимаясь профессиональной подготовкой детей к школе, он сочетает в себе функции педагога и мамы. Хорошим воспитателем может стать не каждый человек.

Проанализируйте свои взаимоотношения с детьми дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет). Отметьте для себя, насколько легко вы находите темы для разговора, как долго вы можете общаться с ребятами. Помимо этого, вас не должен раздражать постоянный шум детских голосов. Тот факт, что вы не можете долгое время находиться в обществе детей, говорит о том, что вам не стоит выбирать профессию воспитателя.

Изучите предложения учебных заведений. Факультеты дошкольного образования могут быть в педагогических институтах. Кроме того, воспитателей для дошкольных учреждений готовят в педагогических колледжах, в которые можно поступать после девяти классов школы. Остановите свой выбор на том месте учебы, которое является территориально наиболее удобным и приемлемым по стоимости услуг.

Проходя обучение, по возможности не пропускайте занятия. Те теоретические знания, которые вы получите, станут хорошей основой для будущей практики. С самого начала уясните для себя особенности детей дошкольного возраста. Взаимодействие с ними отличается от общения с более старшими детьми. Именно в детском саду закладываются основы воспитания и обучения, ребенок познает основы окружающего мира. Вы должны уметь быть на уровне ребенка, отдавая предпочтение партнерской позиции в диалоге с малышом.

Научитесь завоевывать доверие у детей. Они интуитивно чувствуют фальшь в словах и действиях взрослого человека. Не вызвав доверие у детского коллектива, вы не сможете управлять им. Дети устраивают своеобразную проверку нового человека, которая может продлиться некоторое время. Всегда выполняйте свои обещания. Не выполнив их несколько раз, вы никогда не сможете доказать ребятам правдивость ваших слов. Как следствие – не сможете стать для них близким человеком. А без этого невозможно стать хорошим воспитателем.

Всегда повышайте свой профессиональный уровень. Стремитесь к постоянному самосовершенствованию. Практические семинары позволят усвоить опыт коллег со стажем, а также отработать множество ситуаций, которые могут возникнуть в процессе воспитания и обучения детей. Совершив ошибку, учитывайте ее в дальнейшей работе.

Постоянно узнавайте что-то новое. Современные дети являются очень грамотными во многих аспектах нашей жизни. Необходимо, чтобы вы были более компетентны по сравнению со своими воспитанниками. Это поможет вам стать для них авторитетным взрослым, который может дать ответы на многие вопросы.

55_1.jpg

Воспитатель – уникальная профессия, которая предоставляет ее обладателю возможность снова погрузиться в интересный и удивительный мир детства! Сегодня мы расскажем вам не только о том, как стать воспитателем, но и как подняться по карьерной лестнице до заведующего детским садом, а также поговорим о требованиях к образованию и к каждой из должностей на этом пути.

Работа в детском саду – в чем состоит?

55_2.jpg

Воспитателями называют педагогов, работающих в детских садах, спортивных и летних лагерях, а также в сфере дополнительного образования с детьми дошкольного возраста. Власти нашей страны принимают комплексные меры для того, чтобы в 2021 году обеспечить возможность дошкольного образования для всех детей в возрасте до 7 лет, поэтому востребованность профессии воспитателя продолжает набирать обороты.

Многочисленные задачи дошкольного образования можно определить как воспитание и развитие подрастающего поколения.

Читайте также: