Игровой деятельности дошкольника готовность к обучению в школе приведите примеры

Обновлено: 04.07.2024

О ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте - игре. Дети играют большую часть времени. За весь период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.
Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразию.
В ходе игр у детей развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Виды игр , их роль в становлении личности ребёнка в дошкольном детстве.

Оценить 464 0

Классификация игр

1.Игры, направленные на развитие сенсорики

2. Игры, способствующие развитию мелкой моторики:

3.Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:

4. Игры на развитие мышления:

- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:

- Начальные математические представления: "Точечки", "Дроби"

5.Игры, направленные на развитие фантазии:

6.Игры на развитие речи, пересказ и сочинение сказок:

Основные приемы при работе с развивающими играми

Чтобы вовлечь детей в игры используются различные игровые приемы:

1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации.

- кто быстрее разложит по цвету?

- кто быстрее сложит или зарисует узор?

- кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.

- кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых по формату листах расположит геометрических фигур и т.п.

4. Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает свое задание, а потом они меняются местами.

Разделить детей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощью геометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.

Игры по выбору самого ребенка.

Формы работы: подгрупповые и индивидуальные для большего контакта воспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 20-30 минут.
Виды игр
Сюжетно-ролевые игры

Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами проис­ходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуа­ций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определен­ные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая буду­щему школьнику произвольность поведения и общения с взрослы­ми и сверстниками. Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании ребёнком мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве. Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;
- развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Содержат в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, их мышления. В словесных играх дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Словесные игры требуют использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Ребёнок решает самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.


Подвижные игры

Движение — это жизнь! Любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

- игры в кукольный театр.

Театральные игры (игры-драматизации).

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей, осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Конструктивно-строительные

Пальчиковые игры

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(весна)

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногам шелестят
И летят, летят, летят…
(осень)

Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки превращаю,
Белю поля дома,
Зовут меня …(зима)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(лето)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежными сады.
(мороз, зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …(весна)

Жучка будку недоела,

Неохота, надоело (булку).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Игры, развивающие творческие способности, воображение


Игры на развитие восприятия

Игры, развивающие мелкую моторику руки

Расслабление пальцев и кистей

Автоматизация движений пальцев

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
- Солнцу и птицам
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро!
Длится до вечера.
Н. Красильников

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Игровая деятельность по подготовке детей к обучению в школе

Цель: Изучить роль игры в подготовке детей к школьному обучению.

1. Сформировать представления о важности игры для будущих первоклассников.

2. Расширить знания о разновидностях игр при подготовке детей к школе.

1. Игра - ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста

2. Виды игр при подготовке детей к школе

4. Список использованных источников

Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того, чтобы научить ребенка чему – то новому, надо учить его в игре.

1. Игра - ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста

Игра для ребенка – это не только удовольствие или радость, это мир, в котором он живет, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развить память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. А самостоятельность, активность, саморегуляция играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника.

Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть—семь лет своей дошкольной жизни.

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении.

Рассмотрим некоторые виды игр для детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры оказывают общеразвивающее влияние на личность дошкольника.

Игры с правилами (дидактические игры) учат ребенка сравнивать, анализировать, измерять, считать.

В настольно – печатных играх развивается произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками.

Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение.

Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника.

В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрываниеребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой учащихся, особенно с детьми 5-6 лет. Они могут быть использованы на любом занятии и во внеклассной работе. Интересная и содержательная игровая деятельность детей обеспечивает при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр – драматизации, игр-путешествий и т. д.

Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.

Знакомясь с математическими понятиями, малыш учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство, В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Для того чтобы ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.

Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.

Одна из важных задач родителя — научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.

Игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света.

Еще хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает, огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Игра – самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.

Необходимо развивать качества ребенка, ориентированного на обучение:

в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив - он должен хотеть учиться;

для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т. е. способность действовать в уме;

важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;

необходимым качеством является произвольность деятельности, т. е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель, взрослый;

творческая активность и инициативность.

Прежде всего, необходимо учитывать, что дети дошкольного возраста не способны к целенаправленной учебной деятельности, поэтому надежды на то, что они осознанно будут что-то учить в 3-4 года – это верх оптимизма! Да, они могут выучить названия времен года, месяцев, и даже несколько слов на иностранном языке, но применить свои знания на практике не в состоянии. Если у дошкольника спросить, какой сейчас месяц – он вряд ли сможет ответить, несмотря на то, что учил его название.

Таким образом, от такого интенсивного раннего развития ни ребенок, ни родители не приобретают ничего положительного, а вот минусов – хоть отбавляй! Прежде всего, психологи в один голос отмечают, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Именно поэтому сейчас в дошкольных учреждениях основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться правил. В процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению) исполнителем.

Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети, развивает любознательность и самостоятельность.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;

варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

обязательно поощрять победителя игры.

2. Игры при подготовке детей к школе

У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности:

это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей;

эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);

сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;

сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком;

такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;

такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;

как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;

изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то. В играх с детьми желательно использовать фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.

Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение. Игры должны быть не слишком трудными, но и не слишком лёгкими, так как интерес падает в том и в другом случае. Правила игры - понятными, оценка игрового результата объективна. Необходимо поощрять придумывание новых игр.

3. Заключение

Так что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни намного больше, чем бездумно выученные несколько слов на английском языке или умение считать до 100 и обратно в трехлетнем возрасте!

Подготовка ребенка к школе — это непростой процесс, но веселые игры помогут сделать его более приятным и легким. Поэтому старайтесь почаще играть с будущим школьником, и на свои первые в жизни уроки он пойдет с удовольствием!

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР (утвержденный приказом №326 Министерства образования и науки ДНР 17 июля 2015г.) ;

Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе — М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.

Коноваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 148 с.

Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 2. — Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.

Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет - М.: Эксмо, 2007. – 64 с.

Тихомирова А. Л. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 93 с.

Черемошкина Л. В. 100 игр для развития памяти: Учебное пособие. — М.: Логос, 2001. – 69 с.


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, адаптированные в основном на формирование у детей определённых знаний умений и навыков. Это связано с повышением современных требований к уровню подготовки при поступлении детей в школу.

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, она может быть использована для формирования таких социально-психологических предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности. К таким предпосылкам мы относим:

• рефлексию (познавательную, как способность рассматривать детьми основания собственных действий с точки зрения их соответствия требуемому задачей результату и социальную, как осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом; [10. с.39-43]).

• контекстное общение с взрослыми, которое характеризуется способностью ребенка подчинять свое поведение определенным задачам и правилам;

• мотивационный компонент, выступающий у детей на данном возрастном этапе в форме желания идти в школу (внутренняя позиция школьника);

• общение со сверстниками;

Комплекс всех вышеперечисленных образований мы рассматриваем как психологическую готовность к обучению в школе, каждый компонент которой связан с определенной сферой жизнедеятельности ребенка в новой школьной действительности, а именно:

• эффективностью учебной деятельности;

• освоением школьных норм поведения;

• успешностью социальных контактов с учителем и сверстниками;

• эмоциональным благополучием ребенка.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [7].

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого жела­ния влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной дея­тельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное по­ложение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в це­лом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его от­ношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школь­ника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции" [1].

Важность роли игры в формировании психологической готовности к обучению подчеркивается в работах Е.М.Гаспаровой[3], В.С.Мухиной [8], Е.Е.Кравцовой [5] и др.

Преемственность между дошкольным и школьным этапами образования часто решается за счет переноса школьных методических приемов и форм организации учебных занятий на работу с ребенком дошкольного возраста или использования дошкольных методик в школьной практике. При таком подходе ребенок оказывается помещен либо в игровую, либо в учебную форму организации его жизнедеятельности, что не позволяет исследовать процесс перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной. На наш взгляд, исследование перехода требует нового метода, предполагающего конструирование специально организуемых экспериментальных ситуаций, позволяющих реализовать игру и учебную деятельность не отдельно друг от друга и не последовательно, а одновременно. Изучение процесса перехода в этих условиях позволит выявить психологические механизмы индивидуальных и коллективных действий детей в разных ситуациях их деятельности.

До настоящего времени изучение перехода от игровой деятельности к учебной проводилось, главным образом, с точки зрения изменения видов или типов деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Е.Е.Кравцова,ГТ.Кравцов и др.).

Игра и учебная деятельность имеют общий социокультурный смысл [4].

Во-первых - переход от игры к учебной деятельности состоит не в изменении содержания деятельности, а в изменении формы деятельности, в которой происходит усвоение содержания.

Во-вторых - переход представляет собой не естественную смену одной деятельности другой, связанную с развитием ребенка, а скорее наоборот, развитие ребенка происходит за счет включения его в другую форму деятельности,

В-третьих - управляемый переход от игровой деятельности к учебной не может исследоваться на отдельном ребенке, а может быть понят только при анализе отношений, существующих в детско-взрослой общности [5].

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.В силу вышеуказанных причин работа по методическому оснащению осуществления руководства игровой деятельностью в дошкольных учреждениях представляется нам актуальной и необходимой как имеющей решающее значение для благополучной адаптации детей к школе.Существенным в исследовании процесса перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной является определение характера этого процесса. Результатом перехода следует считать появление у ребенка новой формы деятельности, но на основе использования элементов ранее освоенной формы деятельности.

Как было подчеркнуто ранее, формирование компонентов психологической готовности детей к обучению мы рассматриваем в аспекте целенаправленной организации игровой деятельности дошкольников, и исходя из того, что различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские и игры с правилами) влияют на развитие различных составляющих психологической готовности к школе (соответственно: контекстного общения с взрослыми, рефлексии, мотивации, самооценки, взаимодействия со сверстниками). Это диктует необходимость рассмотреть взаимосвязь вышеперечисленных компонентов психологической готовности к обучению и видов игр.

Возникновение полноценного (или кооперативно-соревновательного) общения ребенка со сверстниками зависит, по нашему мнению, от возможности отстранения дошкольника от собственной эгоцентрической позиции, которое позволяет ему учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера, а также от возможности актуализации устойчивого отношения к сверстнику как партнеру-противнику по игре.

Таким образом, качественный скачок в отношении к себе ребенка заключается в возникновении адекватности и обобщенности самооценки, в ее превращении из эмоциональной в рациональную, в способности отойти от своей позиции, в умении совмещать разные точки зрения.

Литература:

Гаспарова Е. М. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ М., 1998

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. — М., 1963. - 319 с.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическаяготовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80 с

Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - 2-е изд.

Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1989. - С.39-43.

Онлайн-книги

Целью исследования является: теоретически обосновать и практически доказать, что игровая деятельность является эффективным средством формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к систематическому обучению в школе.

'
Приложение 5
Тесты для изучения речевой готовности Звуковой анализ слов. Определение места звука Ш в слове. ШУМ, ШКОЛА, ШАЛАШ, ДУШ, ШУТКА, ЛАНДЫШ, ШИЛО, ШИШКА, МЫШЬ, ПОДУШКА, КАМЫШ, МАШИНА, МЫШКА, РОМАШКА. Выделение звука из начала и конца слова. УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ ОЗЕРО; ОКНО, МЕТЛА, ВЕСНА, КЕНГУРУ, ЛУНА, ЗИМА; МАК, ШАР, СЛОН, ШКАФ. Словарный запас слов. Вопросы: — Каких животных ты знаешь (домашних и диких)? — Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых? — Какие ты знаешь деревья, цветы? — Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды? — Какую ты знаешь мебель? — Какую ты знаешь посуду? — Какую ты знаешь одежду, обувь? Группы предметов : A) корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака; Б) тигр, лев, волк, лиса, заяц, лось, обезьяна, слон, бегемот, носорог; B) к урица, петух, утка, гусь, индюк; Г) чайка, орел, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, цапля, страус; Д) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса; Е) щука, лещ, окунь, судак, треска, сом, салака; Ж) сосна, ель, береза, дуб, осина, рябина, клен, тополь, каштан, липа, ива; картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, кабачок; И) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, виноград, лимон, виноград; К) вишня, малина, клубника, земляника, смородина, клюква, черника; Л) тарелка, вилка, нож, блюдце, стакан, кружка, чайник, кофейник, самовар, графин, кувшин, солонка, сковородка, кастрюля; М) стол, стул, кресло, табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант, буфет; ; Н) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, майка, трусы,

.

сарафан, халат; О) сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки; П) кукла, юла, мишка, мячик, зайчик; Р) пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель; С) трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход, метро; Глаголы: Кто как передвигается?
Человек — … Птица — …

Читайте также: