План по работе с семьей психолога в доу

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1603 0

Заведующая МДОУ № 4

Перспективное планирование взаимодействия педагога-психолога А.В. Фаттаховой

Форма взаимодействия

Наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми

Сбор информации об особенностях семей ДОУ

Анкетирование родителей детей групп раннего возраста

Выявление характерных для каждого отдельного ребенка особенностей с целью наиболее благоприятной адаптации его к детскому саду

Анкетирование родителей детей подготовительных групп

Выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста

По индивидуальным запросам родителей, по результатам диагностических обследований

Подбор материалов для оформления стенда педагога-психолога и информационных стендов групп

«Возрастные особенности ребенка

Выступления на родительских собраниях (групповые консультации)

по плану воспитателей, с применением активных форм взаимодействия

Участие и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов, др. мероприятий для родителей младших, старших и подготовительных групп

Разработка памяток, буклетов (комплект из 10 буклетов на актуальные темы для каждой возрастной группы)

Индивидуальные встречи с родителями детей, сопровождаемых ПМПк

Консультирование по вопросам воспитания и взаимодействия с ребенком с ЗПР

Педагог- психолог ________________Фаттахова А.В

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагога - психолога ДОУ являются родители воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их партнерство.

Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с полутора лет до 7 лет. Планирование представлено по возрастам.

В данной программе социального развития представлены взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Так же разрабатывает диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Методика работы не предусматривает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций партнерства, сотрудничества, тесное взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.

С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ № 469 на 2016- 2017 год.

Содержание программы.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :

1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Актуальность обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия педагога –психолога и родителей.

Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.

Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Цель психолога — создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

• осуществляет просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

• решает по просьбе родителей частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;

• проводит индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);

• обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;

• проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

• обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, в общество.

• педагог-психолог должен помочь родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

• пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду.

Социальное партнерство психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:

Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей, проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.

Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.

• Значимость социального партнерства для каждой из сторон;

• Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

• Равноправие и равноответственность родителей и педагога -психолога;

• Открытость и добровольность;

• Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога - психолога и родителей;

• Уважение и доброжелательность друг к другу;

• Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:

Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.

Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании им природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.

Психологическое просвещение родителей

Дата проведения Тематика консультаций С кем проводиться

Формы взаимодействия с семьей

Дата проведения Форма проведения Тема С кем проводится

Консультации Индивидуальное обследование детей по запросам родителей

Родители всех групп

В течение всего года Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад

Индивидуальное по требованию

В течение года Ознакомление родителей с результатами диагностики.

По теме обследования

1. Взаимодействие педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебное – методическое пособие. Авт. - составитель УдоваО. В. ,Коломенец Е. В. – Иркутск, 2013-156с.

2. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.

3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения : социальное партнерство в интересах детей : воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.

4. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.

Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования Описание ситуации в семье. Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года,.

Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС через проектную деятельность План-программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС.

План социального партнерства с родителями Комплексно-тематическое планирование работы с родителями на 2015_ - 2016_ уч. год МБДОУ д/с №271 средняя группа, воспитатель Исаева О. С.

Программа социального партнерства с Семьей 2015–2016 уч. года Оглавление1. Пояснительная записка. 2. Актуальность. 3. Проблема. 4. Цель программы. 5. Задачи программы. 6. Принципы взаимодействия с родителями.

Рабочая программа педагога-психолога Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства 1. Возраст от 5 до 6 лет Дети могут распределять роли до начала игры и строить.

Рабочая программа педагога-психолога Содержание 1. Целевой раздел Пояснительная записка….3 Нормативно – правовое основание Рабочей Программы…. Цели.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа с родителями

педагога-психолога Калуга Т.В.

Работа с родителями педагога-психолога Калуга Т.В.

на 2019-2020 уч. год.

Цель: сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Задачи: повышение компетентности родителей в сфере детско-родительский отношений и решения проблем и задач развития детей; сотрудничество с родителями в вопросах , связанных с решением проблем и задач развития их детей; установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи во взаимодействии с педагогами ДОУ; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями; оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем.

Виды деятельности: консультация родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей; информирование по итогам проведения психологической диагностики; психологическое просвещение родителей.

План работы с родителями педагога-психолога Калуга Т.В.

на 2019-2020 уч. год.

Консультирование родителей на темы:

· Ребенок поступает в детский сад

· Кризис трех лет

· Учим ребенка общаться

· Если ребенок сосет палец

· Чем и как занять ребенка дома

· Если ребенок кусается

· Если ребенок дерется

· Какие игрушки нужны вашим детям!

· Как бороться с детскими страхами

· Психологические особенности детей раннего возраста

Консультирование родителей на темы:

· Почему дети разные

· Воспитание дружеских отношений в игре

· Учим ребенка общаться

· Упрямство ребенка, нежелание идти на компромисс

· Частая смена настроения, возрастные особенности

· Чем и как занять ребенка дома

· Как помочь ребенку играть, не привлекая к этому процессу взрослых

· Как бороться с детскими страхами

· Если ребенок вынуждает вас делать покупки

· Правила поведения для родителей тревожных детей

· Игры на внимание

· Поощрять или наказывать

· Как приучить ребенка к порядку

Консультирование родителей на темы:

· Ребенок не может контролировать свое поведение, преобладает непослушание

· Воспитание дружеских отношений в игре

· Если ребенок дерется

· Если ребенок вынуждает вас делать покупки

· Игры на внимание

· Поощрять или наказывать

· Итоги диагностики готовности к школьному обучению

· Готовность детей к школьному обучению

· Игры на развитие познавательной сферы

Использование буклетов. Основная тематика:

· Как помочь ребенку играть, не привлекая к этому процессу взрослых

· Пальчиковая гимнастика (развиваем речь, память, умение подражать, концентрирование внимания и т.д.)

· Если Ваш ребенок агрессивный

· Как научить ребенка делиться

· Двадцать способов избежать наказания

· Взаимоотношения с педагогами

· Как сделать из мальчика мужчину

· Как приучить ребенка к порядку

· Как научить ребенка слушаться

Использование стендов. Основная тематика:

· Как вырастить защитника (независимость, умение анализировать, уверенность в себе, сочувствие, рыцарь-это наследственно)

· Проблемы личностного развития (если ребенок обманывает, беззащитность перед агрессией, о нытье и хныканье)

· Психологические особенности развития детей раннего возраста.

Анкетирование родителей «Мое мнение о

Конфликтологическая работа с родителями. Недопущение скандалов между участниками образовательного процесса детей.

Аналитическая справка работы с родителями педагога-психолога

Калуга Т.В. на 2019-2020 учебный год.

В течение 2019-2020 учебного года проводились мероприятия с родителями в соответствии с поставленными задачами по направлениям деятельности педагога-психолога: консультационная работа, информационно-просветительская деятельность.

Консультационная работа имела тематику: адаптация в ДОУ, игры, улучшающие эмоциональное самочувствие детей в период адаптации к ДОУ, в домашних условиях; психологические особенности детей раннего возраста (2-ая младшая группа); упрямый ребенок; частая смена настроения, ребенок стал ранимый, плаксивый; ребенок не может контролировать свое поведение, преобладает непослушание; готовность ребенка к школьному поведению и т.д. Всего было проведено 23 консультации из них 12 повторных.

Была проведена также стендовая и буклетная работа в течение года, несущая информационную миссию в работе с родителями.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Общение с родителями. Как показывает опыт, именно эта форма работы связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность МДОУ вела по четырем направлениям.

· Информационно – аналитическое направление

Позднее выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – критические наблюдатели.

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

· Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Совместно с педагогами нашего детского сада будут проведены следующие родительские собрания:

· Наглядно – информационное направление

Наглядно – информационное направление включает в себя:

· родительские уголки с консультациями для родителей.

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эта форма работы являются востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их.

Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.
При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога.
Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.
Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

Акция стала замечательной возможностью для маленького ребёнка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. А это только укрепляет отношения между ребёнком и его мамой. Перед проведением акции нами была проведена большая предварительная работа.

К нашему удивлению, дети показали свою индивидуальность: они признавались мамам в любви, говорили добрые слова о своих мама, называли их ласковыми словами. Мы увидели, как много значит для них мама. Дети проявляли свою фантазию и предложили красочно оформить конверт для писем. Из составленных писем мы оформили стенд в виде ромашки. Дети с нетерпением ждали праздничного дня.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 42% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 87% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 90% дают положительную оценку работе МДОУ.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 86% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег. И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом: в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Виктория Дубина

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег.
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом: в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, или тогда когда педагог - психолог впервые начинает свою деятельность в данном учреждении. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
Для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
1. Этап подготовительный (Рекламный). Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на взаимодействие с педагогом-психологом, уверенности в пользе для ребёнка психологического сопровождения ребенка; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.

На этом этапе:

- раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада;

- участие в проведении дней открытых дверей;

- оформление странички педагога-психолога на сайте детского сада;

- работа на горячей линии учреждения;

- участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований; — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги, выступления на родительских собраниях.

Примерная тематика групповых консультаций и выступления на родительских собраний:

Тематика семинаров – практикумов, тренингов самая разнообразная:

Мероприятия с родителями могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей, проведение Недели психологии в ДОУ и др.

Подготовка к мероприятию с родителями:

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1).

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме мероприятия. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы мероприятия. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
• Организуются индивидуальные беседы.

Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы

Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

Информационные стенды:

Как заучивать наизусть стихи с детьми. (рекомендации психолога)

Поиграем вместе с детьми.

Игры и упражнения для развития памяти.

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 2 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальный руководитель. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов).

Вот некоторые темы наших гостиных:

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Родительские гостиные начинаются с психологической разминки, квик-настройки на будущую работу.

2. Затем, с целью снятия напряжения, знакомство с участниками гостинной, проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

• ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);

• представление приглашенных специалистов;

• демонстрация видеоматериала (презентация, видео НОД педагогов группы, открытых мероприятий, видеоролик педагога-психолога);

• выступление по теме (педагоги ДОУ, учителя, педагог-психолог);

. элементы тренинга или деловая игра с родителями по теме.

• диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Читайте также: