План по работе с семьей психолога в доу
Обновлено: 02.07.2024
Оценить 1603 0
Заведующая МДОУ № 4
Перспективное планирование взаимодействия педагога-психолога А.В. Фаттаховой
Форма взаимодействия
Наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми
Сбор информации об особенностях семей ДОУ
Анкетирование родителей детей групп раннего возраста
Выявление характерных для каждого отдельного ребенка особенностей с целью наиболее благоприятной адаптации его к детскому саду
Анкетирование родителей детей подготовительных групп
Выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста
По индивидуальным запросам родителей, по результатам диагностических обследований
Подбор материалов для оформления стенда педагога-психолога и информационных стендов групп
«Возрастные особенности ребенка
Выступления на родительских собраниях (групповые консультации)
по плану воспитателей, с применением активных форм взаимодействия
Участие и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов, др. мероприятий для родителей младших, старших и подготовительных групп
Разработка памяток, буклетов (комплект из 10 буклетов на актуальные темы для каждой возрастной группы)
Индивидуальные встречи с родителями детей, сопровождаемых ПМПк
Консультирование по вопросам воспитания и взаимодействия с ребенком с ЗПР
Педагог- психолог ________________Фаттахова А.В
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.
Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.
Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.
Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.
Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагога - психолога ДОУ являются родители воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их партнерство.
Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с полутора лет до 7 лет. Планирование представлено по возрастам.
В данной программе социального развития представлены взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Так же разрабатывает диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Методика работы не предусматривает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций партнерства, сотрудничества, тесное взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ № 469 на 2016- 2017 год.
Содержание программы.
В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :
1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.
Актуальность обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия педагога –психолога и родителей.
Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.
Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.
Цель психолога — создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
• осуществляет просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
• решает по просьбе родителей частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
• проводит индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
• обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;
• проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;
• обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, в общество.
• педагог-психолог должен помочь родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
• пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду.
Социальное партнерство психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:
Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей, проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.
Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.
• Значимость социального партнерства для каждой из сторон;
• Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
• Равноправие и равноответственность родителей и педагога -психолога;
• Открытость и добровольность;
• Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога - психолога и родителей;
• Уважение и доброжелательность друг к другу;
• Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:
Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.
Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании им природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.
Психологическое просвещение родителей
Дата проведения Тематика консультаций С кем проводиться
Формы взаимодействия с семьей
Дата проведения Форма проведения Тема С кем проводится
Консультации Индивидуальное обследование детей по запросам родителей
Родители всех групп
В течение всего года Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад
Индивидуальное по требованию
В течение года Ознакомление родителей с результатами диагностики.
По теме обследования
1. Взаимодействие педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебное – методическое пособие. Авт. - составитель УдоваО. В. ,Коломенец Е. В. – Иркутск, 2013-156с.
2. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения : социальное партнерство в интересах детей : воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.
4. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.
Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования Описание ситуации в семье. Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года,.
Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС через проектную деятельность План-программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС.
План социального партнерства с родителями Комплексно-тематическое планирование работы с родителями на 2015_ - 2016_ уч. год МБДОУ д/с №271 средняя группа, воспитатель Исаева О. С.
Программа социального партнерства с Семьей 2015–2016 уч. года Оглавление1. Пояснительная записка. 2. Актуальность. 3. Проблема. 4. Цель программы. 5. Задачи программы. 6. Принципы взаимодействия с родителями.
Рабочая программа педагога-психолога Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства 1. Возраст от 5 до 6 лет Дети могут распределять роли до начала игры и строить.
Рабочая программа педагога-психолога Содержание 1. Целевой раздел Пояснительная записка….3 Нормативно – правовое основание Рабочей Программы…. Цели.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Работа с родителями
педагога-психолога Калуга Т.В.
Работа с родителями педагога-психолога Калуга Т.В.
на 2019-2020 уч. год.
Цель: сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
Задачи: повышение компетентности родителей в сфере детско-родительский отношений и решения проблем и задач развития детей; сотрудничество с родителями в вопросах , связанных с решением проблем и задач развития их детей; установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи во взаимодействии с педагогами ДОУ; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями; оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем.
Виды деятельности: консультация родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей; информирование по итогам проведения психологической диагностики; психологическое просвещение родителей.
План работы с родителями педагога-психолога Калуга Т.В.
на 2019-2020 уч. год.
Консультирование родителей на темы:
· Ребенок поступает в детский сад
· Кризис трех лет
· Учим ребенка общаться
· Если ребенок сосет палец
· Чем и как занять ребенка дома
· Если ребенок кусается
· Если ребенок дерется
· Какие игрушки нужны вашим детям!
· Как бороться с детскими страхами
· Психологические особенности детей раннего возраста
Консультирование родителей на темы:
· Почему дети разные
· Воспитание дружеских отношений в игре
· Учим ребенка общаться
· Упрямство ребенка, нежелание идти на компромисс
· Частая смена настроения, возрастные особенности
· Чем и как занять ребенка дома
· Как помочь ребенку играть, не привлекая к этому процессу взрослых
· Как бороться с детскими страхами
· Если ребенок вынуждает вас делать покупки
· Правила поведения для родителей тревожных детей
· Игры на внимание
· Поощрять или наказывать
· Как приучить ребенка к порядку
Консультирование родителей на темы:
· Ребенок не может контролировать свое поведение, преобладает непослушание
· Воспитание дружеских отношений в игре
· Если ребенок дерется
· Если ребенок вынуждает вас делать покупки
· Игры на внимание
· Поощрять или наказывать
· Итоги диагностики готовности к школьному обучению
· Готовность детей к школьному обучению
· Игры на развитие познавательной сферы
Использование буклетов. Основная тематика:
· Как помочь ребенку играть, не привлекая к этому процессу взрослых
· Пальчиковая гимнастика (развиваем речь, память, умение подражать, концентрирование внимания и т.д.)
· Если Ваш ребенок агрессивный
· Как научить ребенка делиться
· Двадцать способов избежать наказания
· Взаимоотношения с педагогами
· Как сделать из мальчика мужчину
· Как приучить ребенка к порядку
· Как научить ребенка слушаться
Использование стендов. Основная тематика:
· Как вырастить защитника (независимость, умение анализировать, уверенность в себе, сочувствие, рыцарь-это наследственно)
· Проблемы личностного развития (если ребенок обманывает, беззащитность перед агрессией, о нытье и хныканье)
· Психологические особенности развития детей раннего возраста.
Анкетирование родителей «Мое мнение о
Конфликтологическая работа с родителями. Недопущение скандалов между участниками образовательного процесса детей.
Аналитическая справка работы с родителями педагога-психолога
Калуга Т.В. на 2019-2020 учебный год.
В течение 2019-2020 учебного года проводились мероприятия с родителями в соответствии с поставленными задачами по направлениям деятельности педагога-психолога: консультационная работа, информационно-просветительская деятельность.
Консультационная работа имела тематику: адаптация в ДОУ, игры, улучшающие эмоциональное самочувствие детей в период адаптации к ДОУ, в домашних условиях; психологические особенности детей раннего возраста (2-ая младшая группа); упрямый ребенок; частая смена настроения, ребенок стал ранимый, плаксивый; ребенок не может контролировать свое поведение, преобладает непослушание; готовность ребенка к школьному поведению и т.д. Всего было проведено 23 консультации из них 12 повторных.
Была проведена также стендовая и буклетная работа в течение года, несущая информационную миссию в работе с родителями.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Общение с родителями. Как показывает опыт, именно эта форма работы связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность МДОУ вела по четырем направлениям.
· Информационно – аналитическое направление
Позднее выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели.
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
· Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Совместно с педагогами нашего детского сада будут проведены следующие родительские собрания:
· Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
· родительские уголки с консультациями для родителей.
Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эта форма работы являются востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их.
Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.
При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога.
Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.
Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
Акция стала замечательной возможностью для маленького ребёнка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. А это только укрепляет отношения между ребёнком и его мамой. Перед проведением акции нами была проведена большая предварительная работа.
К нашему удивлению, дети показали свою индивидуальность: они признавались мамам в любви, говорили добрые слова о своих мама, называли их ласковыми словами. Мы увидели, как много значит для них мама. Дети проявляли свою фантазию и предложили красочно оформить конверт для писем. Из составленных писем мы оформили стенд в виде ромашки. Дети с нетерпением ждали праздничного дня.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 42% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 87% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 90% дают положительную оценку работе МДОУ.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 86% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег. И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом: в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Виктория Дубина
Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег.
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом: в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, или тогда когда педагог - психолог впервые начинает свою деятельность в данном учреждении. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
Для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
1. Этап подготовительный (Рекламный). Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на взаимодействие с педагогом-психологом, уверенности в пользе для ребёнка психологического сопровождения ребенка; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
На этом этапе:
- раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада;
- участие в проведении дней открытых дверей;
- оформление странички педагога-психолога на сайте детского сада;
- работа на горячей линии учреждения;
- участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;
2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований; — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся:
—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.
— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.
— выступления на методических совещаниях, деловые игры.
Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.
У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.
Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.
Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.
Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).
• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги, выступления на родительских собраниях.
Примерная тематика групповых консультаций и выступления на родительских собраний:
Тематика семинаров – практикумов, тренингов самая разнообразная:
Мероприятия с родителями могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей, проведение Недели психологии в ДОУ и др.
Подготовка к мероприятию с родителями:
Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1).
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме мероприятия. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы мероприятия. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
• Организуются индивидуальные беседы.
Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.
- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);
- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- воспитание ребенка в неполной семье;
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.
• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.
Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы
Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.
Информационные стенды:
Как заучивать наизусть стихи с детьми. (рекомендации психолога)
Поиграем вместе с детьми.
Игры и упражнения для развития памяти.
3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 2 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальный руководитель. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов).
Вот некоторые темы наших гостиных:
Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.
Структура проведения гостиной следующая:
1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);
2. Проведение родительской гостиной;
3. Обратная связь.
Ход проведения Родительской гостиной:
1. Родительские гостиные начинаются с психологической разминки, квик-настройки на будущую работу.
2. Затем, с целью снятия напряжения, знакомство с участниками гостинной, проводятся игры с родителями.
3. Основная часть включает в себя:
• ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
• представление приглашенных специалистов;
• демонстрация видеоматериала (презентация, видео НОД педагогов группы, открытых мероприятий, видеоролик педагога-психолога);
• выступление по теме (педагоги ДОУ, учителя, педагог-психолог);
. элементы тренинга или деловая игра с родителями по теме.
• диалоги с родителями (вопросы).
IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.
Читайте также: