Послушайте монолог ниже опишите кратко тему монолога кто говорит о чем и пр

Обновлено: 01.07.2024

Молодой юноша уже устал от светских раутов, которые вызвали в нем чувство разочарования. В высшем обществе было принято преувеличивать свои заслуги, хвастаться тем, чего вовсе не совершали.

Именно поэтому поэт ценил в людях честность и справедливость, чего не скажешь о его современниках.

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в духе романтизма с нотами реализма.

3. Род

По роду произведение относится к философской лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическое произведение.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает проблему нравственности и бездуховности своего поколения. Поэт размышляет о проблемах современного ему общества.

Внешнее – лоск и красота, а внутри – моральное падение. Почтенные господа кланяются в реверансах, но в душе у них пустота. А верхушка общества и вовсе погрязла в пороках.

6. Тематика

Главная тема произведения – потерянное поколение. Другая не менее важная тема для Лермонтова – тема родины.

В стихотворении он ставит под сомнение светлое будущее своего поколения и государства в целом. Николаевская Россия пропитана удушающей атмосферой, современники поэта разочарованы. Все надежды, возлагаемые на декабристское восстание, рухнули.

7. Идея

Поэт писал стихотворение с целью обратить внимание на опасный путь, которым идет Россия.

Лермонтов надеялся, что достучится до современников и сможет изменить их укоренившиеся взгляды и стереотипы:

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

8. Пафос

Поэт не может принять лицемерие и находиться в таком окружение не желает более:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.

В. Г. Белинский отметил, что все чаще в стихотворениях Лермонтова слышны мотивы одиночества, растерянности, безотрадности. С грустью он осознает, что его ждет та же участь, хотя и не отождествляет себя с испорченным поколением. Некогда восторженные юноши стали циниками. Надежда ушла, осталась дисгармония и утрата.

9. Система образов

В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.

Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.

Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.

Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.

10. Центральные персонажи

Его поколению неизвестны понятия любви, настоящей дружбы. Потому что в обществе, где процветает жадность, гнев и насилие, эти светлые качества давно обесценились.

Государство обрекает свой народ на жалкое существование, томление и бездействие, гибель талантов:

И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…

11. Лирический герой

Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.

Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.

Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.

Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.

12. Сюжет

В последних четырех строчках поэт называет причину того, почему дворянская молодежь поникла и погрузилась в праздность. Это бездействие. Неудавшееся восстание показало, что в России невозможно ничего изменить. В итоге, все опустили руки и посвятили себя увеселительным мероприятиям.

Единственные трофеи, которые завоевали восставшие – это глубокие познанья, которые никому не нужны.

13. Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.

Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:

Мы дети севера как здешние растения,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.

Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.

14. Художественное своеобразие произведения

В последних строках союз переходит в анафору:

И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша,
И уж ничто души не веселит.

Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из 16 строк единым полотном с разностопным ямбом. Отсутствие строф и размера стихотворения доказывают, что текст был написан в порыве чувств. Несмотря на отсутствие строф, стихотворение можно условно разделить на две части.

Первая часть состоит из 12 строк. Между собой они не связаны рифмой. Во вторую часть входят последние 4 строки и написаны они пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

17. Значение

В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.

История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.

Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.

18. Актуальность

Молодежь первой половины 19 века утратила возвышенные идеалы, и перестала жить по моральным принципам. Вместо этого ей приходиться играть по правилам высшего общества. Ничтожество ставит во главу угла ложь, лицемерие и праздность.

В наше время тема стихотворения не перестает быть актуальной: отсутствие достойных идеалов грозит увести молодое поколение по пути деградации.

19. Мое отношение

Стихотворение заставляет нас помнить о том, что жизнь дана нам не только для того, чтобы предаваться бесцельному времяпрепровождению. Будет лучше, если каждый из нас проявит осознанность, и посвятит свою жизнь тому, чтобы сделать мир вокруг нас чуточку лучше.

20. Чему учит

Стихотворение учит думать о жизни в целом, не размениваясь на мелочи: кто мы, куда идем, и что хорошего каждый из нас может привнести в этот мир.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – кольцевая. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

История создания

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звёздами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звёзды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. Третья часть закольцовывает композицию: мы вновь слышим рассуждения о необходимости звёзд на небе. Но, если в первой части эти строки звучат как гипотеза, то в третьей части – как утверждение.
На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Проанализировав данное произведение, можно сделать вывод, что по жанру – это элегия, есть в ней и черты послания: Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения тоническим стихом, наблюдается белый стих, но некоторые строки рифмуются.

Средства выразительности

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

задание 3 итогового собеседования

Что такое монолог?

Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.

Формулировка задания

В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить.

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.

Критерии оценивания

Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

  • Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше.
  • Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы.
  • Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла.

Тема 1 — описание фотографии.

На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.

Пример описания фотографии из демонстрационного варианта

События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников.

Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта

Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.

Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:

Когда и где состоялся поход или экскурсия

Кто был участником или участниками мероприятия

Как проходила подготовка к походу или экскурсии

Чем запомнилось мероприятие.

Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками.

Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

Ответ

+

Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. . Но отношение Печорина к Мери не искреннее – он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин – опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые.

Ответ

+

Действие второе. Монолог Чацкого. В данном эпизоде Чацкий высмеивает потребность общества иметь в качестве судей стариков, со старыми взглядами. За долгое время они смогли нажить богатства нечестным путем, за что они и получили уважение таких людей, как Фамусов. Здесь слышно негодование героя, он говорит, что только стоит чем-то увлечься, что не связано с деньгами и тут же серая обыденность подавляет ростки свежей мысли. А все из-за того, что человеку становится известно о всей подлости и лицемерии чиновников.

Читайте также: