План по экологии в доу в средней группе
Обновлено: 02.07.2024
1. Узнаем, какая вода. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.
Что любят растения? Выявить необходимость света в жизни растений.
Опытная деятельность
Делаем дорожки и узоры из песка. Почему не получился пирожок? Ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет) Песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики, а из влажного песка -можно).
Сбор семян бархатцев Рассмотреть осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы).
Учить различать стебель, листья, цветок.
Внесение астры или бархатцев с участка в группу.
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать;
Знать их место произрастания;
Проектная деятельность
Учить детей засушивать растения Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;
Собрать листья для гербария с берёзы, осины Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);
Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Накапливать впечатления о деревьях;
5 Решение проблемных ситуаций с применением знаков
Сбор камешков для детского творчества
Дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий в лес, учить
подчиняться требованиям безопасности.
1 неделя Рассматривание
У кого какие детки.
Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
Разложить собранные семена по коробочкам для хранения
День защиты животных: Формирование знаний детей о животных.
Опытная деятельность
1.Почему песок хорошо сыплется? Игры с песком по замыслу Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
2. Где вода? Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду.
Собрать песок после игры
Гуляем по лугу
(беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)
2 неделя Занятие
Загадки о насекомых
развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям;
Продолжаем собирать коллекцию камешков
Собрать съедобные грибы (работа в перчатках) для белочки повесить на ветки. Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
П. и. с гирляндами из листьев Расширять представление детей о природе, учить узнавать и называть виды растений. Учить замечать изменения в природе.
Занятие Дары природы
Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород;
3 неделя Рассматривание
листьев, коры, плодов деревьев Отгадывание загадок Игра "Дорисуй листочек", Способствовать расширению представлений детей о деревьях.
"Какая сегодня погода" Сбор шишек для детского творчества
Заготовка семян растений для корма птиц
Рассматривание
Собрать шишки на участке Выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.
Сочинение сказки
Выбор сюжета для сказки Нарисовать придуманную сюжет Составление экологических сказок сочиненных детьми
Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения; формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка.
Ноябрь
1неделя Образовательная ситуация
Чтение стихов, рассказов про лес
Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много
разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда
тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет,
поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.
Познакомить с произведениями искусства – картинами и
репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту
картин, рассказать, что картины пишут художники.
Собрать опавшие иголки сосны
Деревья и кустарники на участке детского сада
Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;
Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
2 неделя Опытная деятельность
1.Поиск воздуха -Что в пакете? Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий
2.Обнаружить воздух. Выдувание мыльных
пузырей. Ветер Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).
Наблюдение (самостоятельное) Нарисуй, что видел Закрепить умение видеть и запоминать движения живых существ (поплыла, повернула и поплыла в др. сторону, махнула хвостом) Кормим рыбку под присмотром воспитателя
3 неделя Образовательная ситуация
Вода. Узнаем, какая вода.
Опытная деятельность
1. Работа с водой Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.
2. Для чего нужна вода Просмотр презентации
Беседа об охране воды Рассказать детям, для чего нужна вода.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
4 неделя На бабушкином дворе
Образовательная ситуация
Чтение стихов про домашних животных
Образовательная ситуация
1.Познакомить детей с овцой и лошадью
Декабрь
1неделя Образовательная
«Путешествие в зимнем
Рассказ как люди помогают животным зимой
«Вот и пришли
Учимся работать с календарём природы
«Вот и пришли
Продолжаем работу с календарём природы Познакомить с понятиями: хвойные деревья, лиственные деревья;
экскурсия "Зимушка-зима,Зима снежная была".
Покормить птиц в роще
П. и. на природе Расширить и упорядочить представления детей о признаках
парка в зимний период (земля, покрытая снегом,
растительность исчезла); закрепить понятия: хвойные
деревья, лиственные деревья, их отличия в зимний период.
Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.
2 неделя Образовательная ситуация
(знакомство с птичьим
гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем
питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи
Рассказ воспитателя –как люди ухаживают за домашними птицами Занятие
Домашнее задание : понаблюдать за домашними птицами дома, покормить их под присмотром родителей.
«Как лед превращается в
Наблюдение за цветными льдинками на солнце. Развешиваем льдинки для украшения площадки Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее
добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что
вода легко проливается, но и легко впитывается.
Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.
Экскурсия в берёзовую рощу. Развесить угощение для птиц и белочек.
за ветром. Чтение стихотворений Продолжаем сгребать снег под корни деревьев Продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.
Работа с календарём
работа с календарём природы
1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.
2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.
Укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.
- обогащать и совершенствовать двигательный опыт детей;
- развивать ловкость, координацию движений, внимание;
- воспитывать командный дух, интерес к играм – забавам на свежем воздухе.
Лесные жители Рассказ
Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу Опыт "Как звери меняют шубку"
Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
-Воспитывать любовь и заботу к животным
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
Игровое упражнение "Придумай ласковые слова
1. Дать определение понятию – зимние явления
«Какие птицы прилетают на участок? Как птицы
2. Рассказ о жизни птиц зимой
Развивать у детей интерес, умения определять птиц по их следам. читать по следам события уточнить представление о том,что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.
Образовательная ситуация
1. Просмотр слайдов
«Вода в окружающей среде.
2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного
отношения к. ней Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде
4 неделя Наблюдения
1. Наблюдение за свойствами снега
2. Беседа о защитных свойствах снега. Сгребаем снег для построек Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.
Образовательная деятельность
1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,
способами его обнаружения.
2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого
Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.
Работа с календарём природы
Февраль
1неделя Занятие
Совместное изготовление плаката
Март 1 неделя Наблюдение
Звук. Угадай, чей голосок?
Работа с календарём природы Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Наблюдения за погодой Отметить изменения в погоде. Уточнить какой месяц и время года.
Уголок природы: наблюдение за ростом лука Учить видеть изменения в росте растения, связывать их с окружающей средой (тепло, полит, солнечно)
Наблюдение за погодой и её изменениями.
Работа с календарём погоды. Упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.
В гостях у Веснянки
-Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).
-Учить детей определять признаки и свойства материалов.
-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
Наблюдение за погодой и её изменениями.
Работа с календарём погоды. Упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.
Береги живое!
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;
-Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.
-Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
-Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям
Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
"Нарисуй птицам дорожку в сказку" Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач);
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Уголок природы: наблюдение за ростом лука закрепить Учить видеть изменения в росте растения, связывать их с окружающей средой (тепло, полит, солнечно)
Наблюдение за погодой и её изменениями.
Работа с календарём погоды. Продолжаю упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.
2 неделя Задание на дом Наблюдение: за кошкой и собакой
Рассказы из личного опыта Упражнять детей в рассказывании наблюдений которые они провели дома. Помочь выразить свои мысли, эмоции и чувства
3 неделя Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы Формировать умение замечать сезонные изменения в природе находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Расширять представление о весенних растениях.
4,1,2 неделя Мониторинг
Май
3 неделя Наблюдение за одуванчиком Развивать у детей наблюдательность, способность замечать изменения.
Занятие Весна в лесу Расширять представление о лесе, жизни его обитателей весной.
Продолжаем наблюдать за одуванчиками Развиваем интерес к природе, закреплять умение видеть изменения в природе.
4 неделя Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы Формировать умение замечать сезонные изменения в природе находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Расширять представление о весенних растениях.
Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Составила Патракова.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
Во саду ли, в огороде
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. . Дать представления о пользе природных витаминов. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
( Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 48)
- Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
- Рассматривание картины "В поле осенью"
Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
- Опыт "Тепло - холодно"
В хороводе деревьев
Знакомить с особенностями внешнего вида деревьев. Развивать умение отличать дерево от куста, определять дерево по листьям, плодам, коре. (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).
Учить находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Воспитывать бережливое отношение к объектам природы, умение видеть прекрасно
Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"
Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия листопад,золотая осень. наблюдение загроздьями рябины (как постепенно меняется их окраска). Определить с детьми, какое дерево потеряет листву раньше других, какие деревья долго не теряют ее.
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
Путешествие в страну Осень
- Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать, как прекрасна ранняя осень, как покрасила она листья
- Показать связь между живой и неживой природой. - Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Рисование "Грустная осень", "Радостная осень",
Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-И, Токмакова "Ветрено"
Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
П/и "Перелёт птиц"
Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
Сбор листьев и веточек для гербария.
Цель – познакомить детей с дарами леса (лесные ягоды, лесные фрукты, орехи, грибы), учить выделять съедобные и несъедобные грибы ( белый гриб, лисичка, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов дать понятие, что дары леса небезграничны, поэтому лес нужно беречь и соблюдать правила поведения в лесу.
- Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
Загадки о грибах
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
Чтение и рассматривание
Беседы и Наблюдения
В гостях у птиц
- Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).
Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
" Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
Наблюдения за птицами на участке
Устройство птичьей столовой
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в Рисование "животные в лесу" (трафарет)
зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Лепка "Заяц-длинные уши"
Рисование "животные в лесу" (трафарет)
Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
Игра- имитация "Звериная зарядка"
Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
На бабушкином дворе
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) Подвижная игра "Пастух и стадо
Беседа с детьми о домашних животных и птицах, загадывание загадок, рассматривание картин с домашними животным
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"
Игра "Как сосулька превратилась вводу"
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому
Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
Рассматривание картины "Зимние забавы"
Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов "Зимняя сказка"
-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А.Барто "Ёлка"
Чтение пословиц, поговорок
Игра "Жидкое- твёрдое"
Наблюдения за погодой на участке
Белый снег, пушистый
Расширять представления детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
Рассматривание снежинок через лупу.
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
Путешествие в царство комнатных растений
– уточнить и расширить представление об условиях среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, почве, воздухе, тепле, пище, формировать представление о растениях как живых организмах, которые чувствуют изменение условий их обитания и реагируют на них - Закрепить названия знакомых комнатных растений Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
-Барельеф "Красивые цветы"
Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
Рассматривание растений
Игра "Какого растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
"Какого растения не стало"
Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание
наблюдение за пересадкой комнатных растений
Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)
Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
Рассказ Л. Берг "Рыбка"
Игра "Мы весёлые рыбки"
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
- Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения. -Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
-Развивать у детей основы исследовательской деятельности.
-Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
- учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
-фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
-развивать коммуникативные навыки;
Чтение сказок «Пых","Вершки и корешки", "Репка";чтение стихотворений про овощи, пословиц и поговорок о труде.
Опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.
В гостях у Веснянки
Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик",
Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"
Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
Закреплять представление о поведении перелётных птиц весной. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому, стремление помогать птицам – готовить скворечники к их прилёту.
Беседа о перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Наблюдения за птицами на участке
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
Чтение и рассматривание
Беседы и наблюдения
Насекомые - наши помощники
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Отгадывание загадок
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
Наблюдения за насекомыми
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
Чтение рассказа "Зелёные страницы"
Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
Беседа о лекарственных травах
Беседа "Мой любимый цветок"
Беседы о лекарственных
растениях, о том, как
они помогают людям
· Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 1997.
· Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, - СПб.: Детство-Пресс, 1998.
· Листок на ладони: метод, пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королёва. - СПб,: Детство-Пресс, 2004.
· 9. Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. - М.: ГНОМ и Д, 2005.
· 10. Уланова, А. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет / А. А. Уланова, С. О. Иордан. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. + 11. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д • 2003.
· Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2003.
· Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 3004.
· Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей / Т. А. Шорыгина. -М.: Книголюб, 2005.
· 15. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2004. 16. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? / Т. А. Шорыгина. - М- ГНОМ и Д, 2004
Автор: Тузова Гульнара Михайловна, воспитатель МБДОУ Чановский детский сад №4, Чановского района, Новосибирской области
Описание: Данный план экологического проекта будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям с целью приобщения к проектной деятельности детей и взрослых.
Это не просто куклы - это настоящие помощники на мотивационно-побудительном этапе деятельности, с ними интересно проводить игры-драматизации, рассказывать сказки, сочинять собственную экологическую сказку на определенную тему, а можно изменить концовку уже хорошо известной всем сказки. Благодаря Эколятам - Шалуну, Умнице, Елочке и Тихоне дети в игровой форме могут прикоснуться к миру природы, познать ее тайны, законы, правила поведения, стать ее защитниками и друзьями.
Яркие, динамические многофункциональные куклы-Эколята рассказывают детям много интересного.
Умница рассказывает детям обо всем на свете.
Она много знает и знакомит детей с экологическими сказками, пословицами и поговорками. Предлагает составить рассказ, отгадать загадки о природе.
А Шалун в дорогу позовет, расскажет, где солнце сядет и взойдет.
Он любит путешествовать, наблюдать, играть в веселые игры и предлагает детям узнать новое и интересное о планете Земля, ее обитателях.
Елочка поможет природу изучить, с ней опыты и исследования интересно проводить.
Она веселая и общительная, предлагает ребятам познакомиться с зеленой аптекой, лекарственными растениями. В увлекательной форме можно провести с Елочкой исследования, эксперименты, используя интересный материал: пробирки, фильтры, песок, муку, камни, скорлупу орехов, семена, природный и различный бросовый материал.
Тихоня расскажет, как природу охранять, чем и как можно помогать.
Он тихий, скромный и любознательный. Познакомит всех с экологическими стихами, экологическими знаками, напомнит детям о правилах поведения в природе, используя иллюстрации по экологии.
Цель: ознакомление и приветствие детей со сказочными героями, маленькими Эколятами – друзьями и защитниками природы - с Тихоней, Шалуном, Умницей, Ёлочкой.
Задачи: формировать у детей основы экологической культуры; развивать познавательную активность; воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей.
Цель: воспитание у ребёнка культуры природолюбия, знакомство с правилами поведения в природе.
Задачи: уточнить представление об экологических запретах, помочь детям не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения; формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.
Цель: помочь детям понять, что состояние природы зависит от правильного отношения к ней.
Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями жизни птиц, рыб, зверей и насекомых, с охраняемыми объектами живой и неживой природы; продолжать закреплять знания детей о правилах поведения в лесу; продолжать воспитывать любовь к окружающему миру.
Цель: формирование понимания необходимости помогать природе сообща, беречь её, учиться быть заботливыми, вести себя правильно в природе.
Задачи: уточнить и расширить представления детей о животном и растительном мире, о его обитателях.
Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.
Цель: формирование экологической культуры воспитанников посредством сказки.
Задачи: воспитывать культуру поведения в лесу, внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу.
МКДОУ детский сад № 28
Средняя группа № 2
Составила: Давыдова Л.А., воспитатель 1 кв.к.
Цели, задачи
Формы работы
1.В гостях у птиц
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу.
Беседы о зимующих птицах,
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц,
Слушание пения птиц
Устройство птичьей столовой
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Лепка из снега крупных фигур
Чтение пословиц, поговорок, примет о зиме,
3. Песок, камень, глина, почва
Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.
Опыт с песком, глиной. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).
Рассмотреть песок, глину, сравнить свойства.
Цели, задачи
Формы работы
1.Мир комнатных растений
Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Закрепить названия знакомых растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
Беседа о строении растений
Беседа об уходе за комнатными растениями
2. Весна идет, весне – дорогу!
.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
3. Резина и пластмасса
Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
Рассматривание предметов из этих материалов
Сравнение резины и пластмассы
Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
Поделки из резины, пластмассы
Цели, задачи
Формы работы
Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу.
Беседы о перелетных птицах,
Загадывание загадок о перелетных птицах
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей
Рассматривание Красной книги, беседа
3. Стекло и металл
Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
Опыт со стеклом, металлом
Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов
Цели, задачи
Формы работы
1.Насекомые – наши помощники
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Отгадывание загадок о насекомых
Наблюдение за насекомыми
.Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
Сравнение речки, болота, моря
Беседа о звездах
Рисование звездного неба
3. Бумага, древесина, ткань
.Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.
Изготовление поделок, построек, оригами из бумаги
Рассматривание предметов из известных материалов
Беседа о свойствах
Опыт с бумагой, древесиной
Июнь – август
Цели, задачи
Формы работы
1.Во саду ли, в огороде
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
2. В хороводе деревьев
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
3. Зеленая аптека
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Беседа о лекарственных травах. Загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями.
Сюжетно-ролевая игра: доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"
Цели, задачи
Формы работы
1.Путешествие в страну Осень.
Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Наблюдение за состоянием погоды
Наблюдение за трудом взрослых
2. Тайны грибного царства
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
Рассматривание иллюстраций, муляжей
Загадки Лесовичка о грибах
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
Надувание мыльных пузырей.
Надувание воздушных шаров. Поиск воздуха.
Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
Цели, задачи
Формы работы
Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
Чтение рассказа "Зелёные страницы"
Беседа "Мой любимый цветок"
Рисование "Поляна цветов"
Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"
2. Подводное царство
Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
Наблюдения за аквариумными рыбками
Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
Игра "Мы весёлые рыбки"
Опыт "Кто живёт в воде","Зачем лягушке такие лапки"
Аппликация "Аквариум" (коллективная)
Рассказ Л. Берг "Рыбка"
3. Волшебница вода
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
Чтение произведений К. Д. Ушинского "Хотела галка пить", Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
Игра "Как сосулька превратилась в воду"
Изготовление цветных льдинок
Взаимодействие воды и снега
Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
Дидактическая игра "Вода"
Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"
Цели, задачи
Формы работы
1.На бабушкином дворе
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Беседы о зимующих птицах
Отгадывание загадок о домашних животных
Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
Дидактические игры:
"Назови детёнышей",
"Какая польза от домашних животных","Кто, где живёт"
Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
Чтение сказки "Как собака друга искала"
Драматизация сказки "Три поросёнка"
Подвижная игра "Пастух и стадо"
2. Лесные жители
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Рассказ Лесовичка о лесе
Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
Игра- имитация "Звериная зарядка"
Опыт "Как звери меняют шубку"
Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Слайды "Времена года"
Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
Настольный театр "Снегурушка и лиса"
Рисование "животные в лесу" (трафарет)
Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
Рассказ Н, Носов "Лисята"
Лепка "Заяц-длинные уши"
Подвижная игра "У медведя во бору"
3. Белый снег, пушистый снег
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
Опыт со снегом
"Нужен ли зимой растениям снег?"
Цветные льдинки
Рисование "Снежинки"
Постройка горки с помощью взрослых
Читайте также: