План по экологии в доу в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

1. Узнаем, какая вода. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

Что любят растения? Выявить необходимость света в жизни растений.

Опытная деятельность

Делаем дорожки и узоры из песка. Почему не получился пирожок? Ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет) Песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики, а из влажного песка -можно).

Сбор семян бархатцев Рассмотреть осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы).

Учить различать стебель, листья, цветок.

Внесение астры или бархатцев с участка в группу.

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать;

Знать их место произрастания;

Проектная деятельность

Учить детей засушивать растения Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;

Собрать листья для гербария с берёзы, осины Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);

Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Накапливать впечатления о деревьях;

5 Решение проблемных ситуаций с применением знаков

Сбор камешков для детского творчества

Дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий в лес, учить

подчиняться требованиям безопасности.

1 неделя Рассматривание

У кого какие детки.

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Разложить собранные семена по коробочкам для хранения

День защиты животных: Формирование знаний детей о животных.

Опытная деятельность

1.Почему песок хорошо сыплется? Игры с песком по замыслу Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

2. Где вода? Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду.

Собрать песок после игры

Гуляем по лугу

(беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)

2 неделя Занятие

Загадки о насекомых

развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям;

Продолжаем собирать коллекцию камешков

Собрать съедобные грибы (работа в перчатках) для белочки повесить на ветки. Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

П. и. с гирляндами из листьев Расширять представление детей о природе, учить узнавать и называть виды растений. Учить замечать изменения в природе.

Занятие Дары природы

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород;

3 неделя Рассматривание

листьев, коры, плодов деревьев Отгадывание загадок Игра "Дорисуй листочек", Способствовать расширению представлений детей о деревьях.

"Какая сегодня погода" Сбор шишек для детского творчества

Заготовка семян растений для корма птиц

Рассматривание

Собрать шишки на участке Выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.

Сочинение сказки

Выбор сюжета для сказки Нарисовать придуманную сюжет Составление экологических сказок сочиненных детьми

Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения; формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка.

Ноябрь

1неделя Образовательная ситуация

Чтение стихов, рассказов про лес

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много

разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда

тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет,

поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.

Познакомить с произведениями искусства – картинами и

репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту

картин, рассказать, что картины пишут художники.

Собрать опавшие иголки сосны

Деревья и кустарники на участке детского сада

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;

Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

2 неделя Опытная деятельность

1.Поиск воздуха -Что в пакете? Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий

2.Обнаружить воздух. Выдувание мыльных

пузырей. Ветер Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Наблюдение (самостоятельное) Нарисуй, что видел Закрепить умение видеть и запоминать движения живых существ (поплыла, повернула и поплыла в др. сторону, махнула хвостом) Кормим рыбку под присмотром воспитателя

3 неделя Образовательная ситуация

Вода. Узнаем, какая вода.

Опытная деятельность

1. Работа с водой Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

2. Для чего нужна вода Просмотр презентации

Беседа об охране воды Рассказать детям, для чего нужна вода.

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

4 неделя На бабушкином дворе

Образовательная ситуация

Чтение стихов про домашних животных

Образовательная ситуация

1.Познакомить детей с овцой и лошадью

Декабрь

1неделя Образовательная

«Путешествие в зимнем

Рассказ как люди помогают животным зимой

«Вот и пришли

Учимся работать с календарём природы

«Вот и пришли

Продолжаем работу с календарём природы Познакомить с понятиями: хвойные деревья, лиственные деревья;

экскурсия "Зимушка-зима,Зима снежная была".

Покормить птиц в роще

П. и. на природе Расширить и упорядочить представления детей о признаках

парка в зимний период (земля, покрытая снегом,

растительность исчезла); закрепить понятия: хвойные

деревья, лиственные деревья, их отличия в зимний период.

Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

2 неделя Образовательная ситуация

(знакомство с птичьим

гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем

питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи

Рассказ воспитателя –как люди ухаживают за домашними птицами Занятие

Домашнее задание : понаблюдать за домашними птицами дома, покормить их под присмотром родителей.

«Как лед превращается в

Наблюдение за цветными льдинками на солнце. Развешиваем льдинки для украшения площадки Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее

добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что

вода легко проливается, но и легко впитывается.

Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Экскурсия в берёзовую рощу. Развесить угощение для птиц и белочек.

за ветром. Чтение стихотворений Продолжаем сгребать снег под корни деревьев Продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

Работа с календарём

работа с календарём природы

1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

Укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств.

- обогащать и совершенствовать двигательный опыт детей;

- развивать ловкость, координацию движений, внимание;

- воспитывать командный дух, интерес к играм – забавам на свежем воздухе.

Лесные жители Рассказ

Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу Опыт "Как звери меняют шубку"

Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;

-Воспитывать любовь и заботу к животным

-Игра- имитация "Звериная зарядка"

Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"

Игровое упражнение "Придумай ласковые слова

1. Дать определение понятию – зимние явления

«Какие птицы прилетают на участок? Как птицы

2. Рассказ о жизни птиц зимой

Развивать у детей интерес, умения определять птиц по их следам. читать по следам события уточнить представление о том,что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

Образовательная ситуация

1. Просмотр слайдов

«Вода в окружающей среде.

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

отношения к. ней Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде

4 неделя Наблюдения

1. Наблюдение за свойствами снега

2. Беседа о защитных свойствах снега. Сгребаем снег для построек Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Образовательная деятельность

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

Работа с календарём природы

Февраль

1неделя Занятие

Совместное изготовление плаката

Март 1 неделя Наблюдение

Звук. Угадай, чей голосок?

Работа с календарём природы Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Наблюдения за погодой Отметить изменения в погоде. Уточнить какой месяц и время года.

Уголок природы: наблюдение за ростом лука Учить видеть изменения в росте растения, связывать их с окружающей средой (тепло, полит, солнечно)

Наблюдение за погодой и её изменениями.

Работа с календарём погоды. Упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.

В гостях у Веснянки

-Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).

-Учить детей определять признаки и свойства материалов.

-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Наблюдение за погодой и её изменениями.

Работа с календарём погоды. Упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.

Береги живое!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;

-Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.

-Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

-Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям

Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

"Нарисуй птицам дорожку в сказку" Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач);

- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Уголок природы: наблюдение за ростом лука закрепить Учить видеть изменения в росте растения, связывать их с окружающей средой (тепло, полит, солнечно)

Наблюдение за погодой и её изменениями.

Работа с календарём погоды. Продолжаю упражнять детей наблюдать и определять состояние погоды, отмечать её.

2 неделя Задание на дом Наблюдение: за кошкой и собакой

Рассказы из личного опыта Упражнять детей в рассказывании наблюдений которые они провели дома. Помочь выразить свои мысли, эмоции и чувства

3 неделя Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы Формировать умение замечать сезонные изменения в природе находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Расширять представление о весенних растениях.

4,1,2 неделя Мониторинг

Май

3 неделя Наблюдение за одуванчиком Развивать у детей наблюдательность, способность замечать изменения.

Занятие Весна в лесу Расширять представление о лесе, жизни его обитателей весной.

Продолжаем наблюдать за одуванчиками Развиваем интерес к природе, закреплять умение видеть изменения в природе.

4 неделя Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы Формировать умение замечать сезонные изменения в природе находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Расширять представление о весенних растениях.

Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа)

Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Составила Патракова.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:

- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.

- Развитие познавательного интереса к миру природы.

- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

Во саду ли, в огороде

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. . Дать представления о пользе природных витаминов. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

( Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 48)

- Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
- Рассматривание картины "В поле осенью"

Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"

- Опыт "Тепло - холодно"

В хороводе деревьев

Знакомить с особенностями внешнего вида деревьев. Развивать умение отличать дерево от куста, определять дерево по листьям, плодам, коре. (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).

Учить находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Воспитывать бережливое отношение к объектам природы, умение видеть прекрасно

Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия листопад,золотая осень. наблюдение загроздьями рябины (как посте­пенно меняется их окраска). Определить с детьми, какое дерево потеряет листву раньше других, какие деревья долго не теряют ее.

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

Путешествие в страну Осень

- Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать, как прекрасна ранняя осень, как покрасила она листья

- Показать связь между живой и неживой природой. - Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Рисование "Грустная осень", "Радостная осень",

Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-И, Токмакова "Ветрено"

Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"

П/и "Перелёт птиц"

Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
Сбор листьев и веточек для гербария.

Цель – познакомить детей с дарами леса (лесные ягоды, лесные фрукты, орехи, грибы), учить выделять съедобные и несъедобные грибы ( белый гриб, лисичка, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов дать понятие, что дары леса небезграничны, поэтому лес нужно беречь и соблюдать правила поведения в лесу.

- Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
Загадки о грибах

-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

Чтение и рассматривание

Беседы и Наблюдения

В гостях у птиц

- Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).

Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

" Дидактические игры:
"Кто , где живёт",

Наблюдения за птицами на участке
Устройство птичьей столовой

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в Рисование "животные в лесу" (трафарет)
зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Лепка "Заяц-длинные уши"
Рисование "животные в лесу" (трафарет)

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"

Игра- имитация "Звериная зарядка"
Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"

Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

На бабушкином дворе

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"

Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) Подвижная игра "Пастух и стадо

Беседа с детьми о домашних животных и птицах, загадывание загадок, рассматривание картин с домашними животным

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

Игра "Как сосулька превратилась вводу"

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому

Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"

Рассматривание картины "Зимние забавы"
Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
Рассматривание картины К. Коровин "Зима"

-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов "Зимняя сказка"
-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А.Барто "Ёлка"

Чтение пословиц, поговорок

Игра "Жидкое- твёрдое"

Наблюдения за погодой на участке

Белый снег, пушистый

Расширять представления детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки

Рассматривание снежинок через лупу.

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

Путешествие в царство комнатных растений

– уточнить и расширить представление об условиях среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, почве, воздухе, тепле, пище, формировать представление о растениях как живых организмах, которые чувствуют изменение условий их обитания и реагируют на них - Закрепить названия знакомых комнатных растений Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.


-Барельеф "Красивые цветы"

Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
Рассматривание растений
Игра "Какого растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"

"Какого растения не стало"

Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание

наблюдение за пересадкой комнатных растений

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
Рассказ Л. Берг "Рыбка"

Игра "Мы весёлые рыбки"

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

- Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения. -Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

-Развивать у детей основы исследовательской деятельности.

-Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

- учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;

-фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

-развивать коммуникативные навыки;

Чтение сказок «Пых","Вершки и корешки", "Репка";чтение стихотворений про овощи, пословиц и поговорок о труде.

Опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить из­менение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик",

Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?

Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

Закреплять представление о поведении перелётных птиц весной. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому, стремление помогать птицам – готовить скворечники к их прилёту.

Беседа о перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Наблюдения за птицами на участке

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках

Чтение и рассматривание

Беседы и наблюдения

Насекомые - наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок
Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

Наблюдения за насекомыми

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями

Чтение рассказа "Зелёные страницы"

Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"

Беседа о лекарственных травах

Беседа "Мой любимый цветок"
Беседы о лекарственных

растениях, о том, как

они помогают людям

· Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 1997.

· Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, - СПб.: Детство-Пресс, 1998.

· Листок на ладони: метод, пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королёва. - СПб,: Детство-Пресс, 2004.

· 9. Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. - М.: ГНОМ и Д, 2005.

· 10. Уланова, А. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет / А. А. Уланова, С. О. Иордан. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. + 11. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д • 2003.

· Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2003.

· Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 3004.

· Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей / Т. А. Шорыгина. -М.: Книголюб, 2005.

· 15. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? / Т. А. Шорыгина. - М.: ГНОМ и Д, 2004. 16. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? / Т. А. Шорыгина. - М- ГНОМ и Д, 2004

Автор: Тузова Гульнара Михайловна, воспитатель МБДОУ Чановский детский сад №4, Чановского района, Новосибирской области
Описание: Данный план экологического проекта будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям с целью приобщения к проектной деятельности детей и взрослых.




Это не просто куклы - это настоящие помощники на мотивационно-побудительном этапе деятельности, с ними интересно проводить игры-драматизации, рассказывать сказки, сочинять собственную экологическую сказку на определенную тему, а можно изменить концовку уже хорошо известной всем сказки. Благодаря Эколятам - Шалуну, Умнице, Елочке и Тихоне дети в игровой форме могут прикоснуться к миру природы, познать ее тайны, законы, правила поведения, стать ее защитниками и друзьями.
Яркие, динамические многофункциональные куклы-Эколята рассказывают детям много интересного.
Умница рассказывает детям обо всем на свете.



Она много знает и знакомит детей с экологическими сказками, пословицами и поговорками. Предлагает составить рассказ, отгадать загадки о природе.
А Шалун в дорогу позовет, расскажет, где солнце сядет и взойдет.



Он любит путешествовать, наблюдать, играть в веселые игры и предлагает детям узнать новое и интересное о планете Земля, ее обитателях.
Елочка поможет природу изучить, с ней опыты и исследования интересно проводить.



Она веселая и общительная, предлагает ребятам познакомиться с зеленой аптекой, лекарственными растениями. В увлекательной форме можно провести с Елочкой исследования, эксперименты, используя интересный материал: пробирки, фильтры, песок, муку, камни, скорлупу орехов, семена, природный и различный бросовый материал.
Тихоня расскажет, как природу охранять, чем и как можно помогать.



Он тихий, скромный и любознательный. Познакомит всех с экологическими стихами, экологическими знаками, напомнит детям о правилах поведения в природе, используя иллюстрации по экологии.

Цель: ознакомление и приветствие детей со сказочными героями, маленькими Эколятами – друзьями и защитниками природы - с Тихоней, Шалуном, Умницей, Ёлочкой.
Задачи: формировать у детей основы экологической культуры; развивать познавательную активность; воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей.


Цель: воспитание у ребёнка культуры природолюбия, знакомство с правилами поведения в природе.
Задачи: уточнить представление об экологических запретах, помочь детям не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения; формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.



Цель: помочь детям понять, что состояние природы зависит от правильного отношения к ней.
Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями жизни птиц, рыб, зверей и насекомых, с охраняемыми объектами живой и неживой природы; продолжать закреплять знания детей о правилах поведения в лесу; продолжать воспитывать любовь к окружающему миру.



Цель: формирование понимания необходимости помогать природе сообща, беречь её, учиться быть заботливыми, вести себя правильно в природе.
Задачи: уточнить и расширить представления детей о животном и растительном мире, о его обитателях.
Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.


Цель: формирование экологической культуры воспитанников посредством сказки.
Задачи: воспитывать культуру поведения в лесу, внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу.

МКДОУ детский сад № 28

Средняя группа № 2


Составила: Давыдова Л.А., воспитатель 1 кв.к.

Цели, задачи

Формы работы

1.В гостях у птиц

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу.

Беседы о зимующих птицах,

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц,

Слушание пения птиц

Устройство птичьей столовой

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Лепка из снега крупных фигур

Чтение пословиц, поговорок, примет о зиме,

3. Песок, камень, глина, почва

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

Опыт с песком, глиной. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).

Рассмотреть песок, глину, сравнить свойства.

Цели, задачи

Формы работы

1.Мир комнатных растений

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Закрепить названия знакомых растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

Беседа о строении растений

Беседа об уходе за комнатными растениями

2. Весна идет, весне – дорогу!

.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

3. Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Рассматривание предметов из этих материалов
Сравнение резины и пластмассы
Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
Поделки из резины, пластмассы

Цели, задачи

Формы работы

Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу.

Беседы о перелетных птицах,

Загадывание загадок о перелетных птицах

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей

Рассматривание Красной книги, беседа

3. Стекло и металл

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Опыт со стеклом, металлом

Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

Цели, задачи

Формы работы

1.Насекомые – наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок о насекомых

Наблюдение за насекомыми

.Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Сравнение речки, болота, моря

Беседа о звездах

Рисование звездного неба

3. Бумага, древесина, ткань

.Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Изготовление поделок, построек, оригами из бумаги

Рассматривание предметов из известных материалов

Беседа о свойствах

Опыт с бумагой, древесиной

Июнь – август

Цели, задачи

Формы работы

1.Во саду ли, в огороде

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

2. В хороводе деревьев

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

3. Зеленая аптека

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа о лекарственных травах. Загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями.
Сюжетно-ролевая игра: доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

Цели, задачи

Формы работы

1.Путешествие в страну Осень.

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Наблюдение за состоянием погоды

Наблюдение за трудом взрослых

2. Тайны грибного царства

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Рассматривание иллюстраций, муляжей

Загадки Лесовичка о грибах

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
Надувание мыльных пузырей.
Надувание воздушных шаров. Поиск воздуха.

Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

Цели, задачи

Формы работы

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

Чтение рассказа "Зелёные страницы"

Беседа "Мой любимый цветок"

Рисование "Поляна цветов"

Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

2. Подводное царство

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Наблюдения за аквариумными рыбками

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

Игра "Мы весёлые рыбки"

Опыт "Кто живёт в воде","Зачем лягушке такие лапки"

Аппликация "Аквариум" (коллективная)

Рассказ Л. Берг "Рыбка"

3. Волшебница вода

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

Чтение произведений К. Д. Ушинского "Хотела галка пить", Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

Игра "Как сосулька превратилась в воду"

Изготовление цветных льдинок

Взаимодействие воды и снега

Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

Дидактическая игра "Вода"

Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

Цели, задачи

Формы работы

1.На бабушкином дворе

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Беседы о зимующих птицах

Отгадывание загадок о домашних животных

Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

Дидактические игры:
"Назови детёнышей",
"Какая польза от домашних животных","Кто, где живёт"

Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка

Чтение сказки "Как собака друга искала"

Драматизация сказки "Три поросёнка"

Подвижная игра "Пастух и стадо"

2. Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Рассказ Лесовичка о лесе

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Игра- имитация "Звериная зарядка"

Опыт "Как звери меняют шубку"

Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"

Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"

Слайды "Времена года"

Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"

Настольный театр "Снегурушка и лиса"

Рисование "животные в лесу" (трафарет)

Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
Рассказ Н, Носов "Лисята"

Лепка "Заяц-длинные уши"

Подвижная игра "У медведя во бору"

3. Белый снег, пушистый снег

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Опыт со снегом
"Нужен ли зимой растениям снег?"
Цветные льдинки
Рисование "Снежинки"
Постройка горки с помощью взрослых

Читайте также: