Как сделать энергоаудит школы

Обновлено: 04.07.2024

Что такое энергоаудит

Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.

Но с другой стороны, отсутствие в форме 2.1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.

  • получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
  • определения показателей энергоэффективности;
  • определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.
  • многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
  • превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.

Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп.5 п.1 ст.16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.

В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.

  • должностных лиц - от 10 до 15 тысяч рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.
  • энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
  • оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
  • анализа полученной информации, составления выводов;
  • разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
  • составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.

Для чего нужен энергоаудит МКД

Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.

Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.

Класс и паспорт энергоэффективности

Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08.04.2011 года. Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

  • провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
  • представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
  • разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
  • донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.

Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24.01.2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.

Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.

Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19.04.2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.

    , в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;, в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;, в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.

Мероприятия по энергосбережению

Согласно ст.12 ФЗ №261 от 23.11.2009 года для повышения уровня энергосбережения жилого дома и его энергоэффективности необходимо в правилах к содержанию общего имущества собственников помещений в МКД включить список соответствующих мероприятий.

Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.

В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.

Анализ проведения упрощенного энергоаудита здания школы для расчета возможных путей экономии тепловой энергии. Определение источников инфильтрации в помещении. Увеличение энергоэффективности здания за счет замены котлов в котельной на более эффективные.

Рубрика Физика и энергетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.11.2017
Размер файла 610,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Отдел образования Сенненского райисполкома

Упрощённый энергоаудит здания учреждения образования

Боритко Ольга,

Боритко О.П.,

Цель работы

Обследование здания школы с целью установления эффективности использования топливных ресурсов, определение реального потенциала экономии тепловой энергии, разработка мероприятий по энергосбережению на ближайшую перспективу.

Задачи работы

*Поиск информации из различных источников для расширения знаний о возможных путях энергосбережения.

*Провести упрощённый энергоаудит здания учреждения образования и анализ его результатов.

*Приобрести личный опыт и умения по определению расхода и экономии тепловой энергии.

*Определить влияние энергосберегающих мероприятий на выброс в атмосферу углекислого газа.

*Распространить информацию о работе среди всех школьников и педагогического коллектива.

Область исследования: тепловые ресурсы учреждения образования и их сбережение, влияние энергосберегающих мероприятий на окружающую среду.

Объект исследования: энергосистема школы.

Предмет исследования: использование тепловой энергии в школе, выбросы отходов сжигаемого топлива в окружающую среду.

Гипотеза исследования: рациональное использование тепловой энергии ведет к экономии топлива и способствует уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу.

Согласно концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году, человечеством должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы.

Важную роль здесь может сыграть энергосбережение. Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер направленных на эффективное использование топливо - энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственную деятельность использования возобновляемых источников энергии.

Разумное использование энергии является одной из самых острых проблем современности. Запасы основного углеводородного сырья истощаются и не возобновляются. Приблизительно 70% угля и вся нефть будет использованы к середине 21 века. Сжигание этого количества приведёт к удвоению содержания СО2 в атмосфере и повышению температуры на 3 градуса. Это приведёт к увеличению скорости повышения океанического уровня более чем на 0,5 см в год.

Существует два пути решения энергетических и экологических проблем. Первый - повсеместное внедрение энергоэффективных технологий. При этом во всех отраслях хозяйства, связанных с использованием природных ресурсов, предполагается ввести систему нормативных и ограничительных мер. Второй - изменение мировоззрения и стиля жизни самого человека, воспитание его экологической культуры.

- достаточное естественное и искусственное освещение во все времена года;

- оптимальная температура окружающего воздуха.

Комфортной температурой считается температура от 180С до 240С в зависимости от физиологии человека. Относительная влажность в пределах 40-60%. Очень важна роль вентиляции школьных помещений. Она помогает бороться с сыростью, способствует созданию воздушной среды, препятствует распространению воздушно-капельной инфекции. Здание обязательно должно облучаться прямыми солнечными лучами, которые способствуют оздоровлению организма человека и оказывают сильное бактерицидное действие на микрофлору в помещении. Наряду с естественным освещением искусственное освещение должно быть достаточным, равномерным без слепящего действия. Очень важно электрическое состояние воздушной среды. Известно, что соотношение положительных и отрицательных ионов вызывает изменения в состоянии организма.

Уменьшить вредное воздействие мы можем через уменьшение выбросов углекислого газа благодаря эффективному использованию тепловой энергии, производимой на школьной котельной.

Для определения возможных путей экономии тепловой энергии был проведён упрощённый энергоаудит здания школы.

Энергетический аудит - это обследование здания с целью сбора информации об источниках энергии и её потреблении, разработка рекомендаций и технических решений по снижению энергетических затрат.

Основные задачами упрощенного (предварительного) энергоаудита являются:

• определение годового объема энергопотребления;

• приблизительная оценка потенциала энергосбережения;

• определение возможностей для немедленной реализации мер (особенно незатратных и малозатратных) по повышению энергоэффективности;

• определение направлений для проведения более подробных исследований (измерений).

1. Характеристика здания школы

Проведение комплексного энергетического обследования подразумевает разработку программы мероприятий для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В энергоаудит входит разработка и утверждение энергопаспорта объекта заказчика, который включает:

  • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
  • определение и анализ показателей энергоэффективности;
  • определение объема потенциально возможного энергосбережения;
  • разработка общедоступных, типовых энергосберегающих мероприятий с целью повышения энергетической эффективности (приводиться их стоимостная оценка);
  • разработка нетиповых мероприятий;
  • проведение тепловизионного обследования с дальнейшей паспортизацией сооружений и зданий;
  • предоставление энергетического паспорта (по согласованной форме с заказчиком).

Законодательные документы для проведения энергообследования школы.

Этапы проведения энергетического аудита

1. Документальное изучение обследуемого предприятия

  • Сбор информации об объекте (нормативной документация);
  • Сбор сведений о производственной деятельности основных подразделений предприятия;
  • Сбор сведений о выработке и потреблении энергоресурсов предприятием;
  • Сбор сведений о системе учета энергоресурсов;
  • Систематизация исходной документальной информации.

2. Техническое изучение обследуемого предприятия

  • Приборное и визуальное обследование элементов энергетических систем предприятия;
  • Составление обобщенной структуры энергетических систем предприятия;
  • Систематизация основных сведений по объемам потребления энергоносителей;
  • Анализ состояния систем контроля, учета и управления энергопотреблением.

3. Оценка состояния энергетических систем предприятия

  • Комплексный анализ системы теплоснабжения предприятия;
  • Комплексный анализ системы электроснабжения предприятия;
  • Комплексный анализ системы водоснабжения и водоотведения предприятия;

4. Анализ эффективности использования ТЭР

  • Составление баланса потребления ТЭР на предприятии;
  • Анализ эффективности использования ТЭР на предприятии.

5. Составление энергетического паспорта предприятия

6. Составление программы энергосбережения

  • Разработку технико-экономических обоснований для внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятии;
  • Составление программы энергосбережения со сроками окупаемости и оценкой эффективности инвестиций.

7. Составление отчетной документации по результатам работы

Энергосбережение и повышение энергоэффективности – одно из основных направлений государственной политики, оно охватывает все сегменты экономики, включая сферу образования. Посмотрим на примере Рыбинска (Ярославская область), какие решения применяются в школах для снижения их энергопотребления.

Школа как образец энергоэффективности

В числе социальных объектов Рыбинска наибольший удельный вес имеют учреждения образования: в городе 33 школы и 58 детских садов, на которые выделяется 37% местного бюджета, из них cотни миллионов бюджетных рублей затрачивается на оплату энергоресурсов. Получается, что тепло- и электроснабжение школ и детских садов – самая расточительная статья расходов в сфере образования. Поэтому в Рыбинске в первую очередь создали и отработали пилотные проекты модернизации именно учреждений образования.

Основная задача

При выполнении энергосберегающих проектов ставилась задача создать стандарт современного образовательного учреждения и в дальнейшем перейти к строительству именно таких энергоэффективных объектов. Кроме того, планируется привести в порядок все имеющиеся детские сады и школы. Финансирование проектов осуществляется из средств местного бюджета, а источником дополнительных доходов служит приватизация и продажа городского имущества. Полный капитальный ремонт одной школы с учетом энергосберегающих технологий потребовал вложения более 100 млн руб. Затраты на внедрение энергоэффективных технологий составляют около 30 млн руб. на одно здание.

При существующих ценах на энергоносители срок окупаемости вложений составит 5–7 лет. Если сохранится тенденция роста тарифов на ЖКХ, работы окупятся еще быстрее.

Поиск решений

В поисках наиболее оптимальных решений был изучен опыт стран Прибалтики, которые после вступления в Евросоюз столкнулись с проблемами модернизации объектов социальной сферы, а также Германии, Канады и других стран, аналогичных по природно-климатическим условиям, например Скандинавии. В результате разработано несколько проектов, реализуемых и в школах, и в детских садах. В зданиях, вошедших в число пилотных, были заменены крыши, утеплены крыши, окна и стены, в каждой школе установлен электронный регулятор подачи тепловой энергии.

Для школ, принявших участие в проекте, уже получены первые результаты внедрения энергосберегающих мероприятий, и можно оценить реальное снижение потребляемой энергии.

Рассмотрим подробнее опыт внедрения энергосберегающих технологий на примере общеобразовательной школы № 26 (1962 года постройки), принявшей участие в проекте модернизации.

Опыт энергосбережения

В 2011 году проведено энергетическое обследование школы № 26 и разработан энергетический паспорт учреждения. Эти данные легли в основу технического задания по ремонтным работам, которые были реализованы в течение летних каникул (июнь–август) 2012 года.

Ограждающие конструкции здания школы

Наружные стены

До ремонта наружные стены здания школы были выполнены из силикатного полнотелого кирпича на цементно-песчаном растворе. На внутреннюю сторону стен был нанесен слой штукатурки.

В ходе ремонта выполнено утепление стен. Теплоизоляционный слой представляет собой гидрофобизированные минераловатные плиты, на поверхность которых нанесен слой декоративной штукатурки (рис. 1).

Схема наружной стены школы после ремонта

Ожидаемое снижение теплопотерь через наружные стены – 68,45 %.

Светопрозрачные ограждающие конструкции (окна)

До проведения ремонтных восстановительных работ окна школы были выполнены в деревянных переплетах с двойным остеклением. Их теплотехнические характеристики не соответствовали действующим строительным нормам (табл. 1).

В результате ремонта произведена замена всех оконных конструкций.

Ожидаемое снижение теплопотерь через окна – 23,7 %.

Также следует учесть, что воздухопроницаемость окон в пластиковых переплетах со стеклопакетами ниже, чем окон в деревянных переплетах, благодаря чему замена позволяет снизить приток холодного инфильтрующегося воздуха и затраты энергии на его нагрев.

Ожидаемое снижение затрат энергии на нагрев инфильтрующегося воздуха – 19,2 %.

Крыша и чердачные перекрытия

Конструкция крыши школы двухскатная, с расположенными по торцам здания вальмами (рис. 2).

Конструкция крыши школы

Покрытие кровли до ремонта – асбестоцементные шиферные листы СВ40/150, выложенные по деревянной обрешетке с прозорами. Внутреннее чердачное помещение не отапливается.

По железобетонным плитам перекрытия третьего этажа (рис. 3) в качестве утеплителя уложен шлак толщиной 140 мм.

Новое кровельное покрытие школы представлено в виде листов металлочерепицы, закрепленных на деревянной обрешетке.

В ходе ремонта выполнены новая шаговая поперечная обрешетка и контробрешетка. Частично произведена замена существующих стропил.

Верхнее перекрытие третьего этажа, являющееся основным теплозащитным барьером горизонтального ограждающего перекрытия здания, было обновлено:

  • снята верхняя часть старого утеплителя;
  • добавлен слой пароизоляционного материала, препятствующий проникновению влаги в слои теплоизоляции;
  • уложены два слоя нового утеплителя;
  • уложен настил ходовых мостков.

Ожидаемое снижение теплопотерь через покрытие – 59,8 %.

Нижнее перекрытие

До ремонта полы первого этажа не были утеплены.

В результате ремонтных работ произведено утепление нижнего перекрытия школы в соответствии с представленной схемой (рис. 4). В качестве утеплителя использовался экструзивный вспененный пенополистирол толщиной 50 мм.

Ожидаемое снижение теплопотерь через нижнее перекрытие – 35,4 %.

В целом результатом проведенных мероприятий по повышению энергоэффективности здания школы стало снижение теплопотерь на 39 %.

Схема чердачного перекрытия школы

Конструкция нижнего перекрытия

Система отопления школы

Ремонт системы отопления школы включал следующие мероприятия:

  • В тепловом пункте предусмотрена установка системы погодного регулирования, позволяющая качественно и количественно регулировать отпуск теплоты в систему отопления за счет установления необходимой температуры теплоносителя электронным регулятором по заданному температурному графику путем воздействия на двухходовой клапан регулятора теплового потока.
  • Проведена замена отопительных приборов.
  • Радиаторы отопления оснащены терморегуляторами.
  • Реализована закрытая система ГВС, через теплообменники по двухконтурной схеме.

Результаты модернизации

Рыбинск готов поделиться опытом реализации программы энергосбережения со всеми муниципальными образованиями как Ярославской области, так и других регионов России.

Материал представлен департаментом образования городского округа г. Рыбинск

Читайте также: