Что такое боевая колесница кратко

Обновлено: 07.07.2024

БРОНЗА (франц. bronze), сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.).
КОЛЕСНИЦА, древняя двух- или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. Колесница применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим.
ПЕХОТИ́НЕЦ - Боец пехоты.
Боевая колесница — повозка, применявшаяся для ведения боя.
Возница-кучер.
Колесничий- это тот, кто управляет лошадьми, запряженными в колесницу
Дышло-оглобля между двумя лошадьми прикрепляемая к передней оси повозки при парной затяжке и служащая для поворота повозки.
Дротик-метательное оружие, представляющее собой копье, несколько уменьшенное и облегченное.
Наемное войско — это группа солдат, которые нанимались для военных походов

бронза - сплав меди с оловом пехотинец- воин пехоты боевая колесница - на двух или четырех колесах, снабженная серпами; употреблялась главным образом в Бельгии и Британии при сражениях с целью пугать неприятельские войска и приводить их в замешательство. дышло - оглобля между двумя лошадьми, прикрепляемая к передней оси повозки при парной запряжке и служащая для поворота повозки. возница - лицо, управляющее упряжными лошадьми, кучер. колесничий дротик - метательное оружие, представляющее собой копье, несколько уменьшенное наёмное войско - войско, состоящее из наёмных солдат

Бронза - спал меди и олова . Пехотинец - это пеший солдат в армии. Боевая колесница - это большая, двухколёсная повозка, обычно запрягается лошадями. Дышло - оглобля между двумя лошадьми, прикрепляемая к передней оси. Возница - это человек, который управляет лошадьми. Колесничий - это тот кто управляет лошадьми, запряженными в колесницу. Дротик - метательное оружие, представляющее собой копье, несколько уменьшенное. Наемное войско - войско, состоящее из наемных солдат.

Первой боевой техникой стали колесницы. Известно изображение боевой колесницы, запряженной парой лошадей, сделанное 4500 лет назад на штандарте, найденном при раскопках шумерского города Ур. Шумерские колесницы были четырехколесными (двухосными), тяжелыми и неповоротливыми.

Шумерская колесница

Когда двух колес достаточно

Около 4000 лет назад жители территории современного Ирана изобрели легкое и прочное колесо со спицами. Затем индоевропейские племена, кочевавшие в причерноморских степях, создали одноосные колесницы. В них упряжь крепилась к длинной жерди – дышлу, распределяя вес между лошадьми и двумя колесами, что обеспечивало устойчивость. Получившиеся колесницы были более маневренными. На них индоевропейские племена победили многие народы и расселились по просторам Евразии. Передвигаясь на колесницах, они меньше уставали, везли больше оружия и продовольствия, чем пешие воины. Став быстрее противников, они могли выбирать, когда драться, а когда отойти.

МАНЕВРЕННОСТЬ – способность быстро изменять положение в пространстве, скорость и направление движения.

Колесницы народов Междуречья

В III–II тыс. до н.э. колесницы распространились от Китая до Британии и от Греции до Египта. Важнейшую роль они сыграли в военной истории народов Междуречья рек Тигр и Евфрат. Сменявшие здесь друг друга цивилизации и империи – хетты, ассирийцы, персы, совершенствовали колесницы, оттачивая методы их использования. Здесь 3500 лет назад научились делать прочные колесницы, которые использовали как ударное оружие. Разогнавшись, колесница врезалась в толпу врагов, сминая строй и давя воинов, после чего их было легче убить или обратить в бегство. Колесничники перед столкновением спрыгивали на землю и в пешем бою добивали противника.

Мясорубки на колесах

Вершиной развития ударных колесниц стали персидские колесницы с косами (серпоносные). Сначала острыми клинками оснащали только колеса с боков, чтобы помешать пехоте и всадникам нападать на колесничих. Потом косы стали устанавливать и на бортах, и даже на дне, на дышло крепили копья, чтобы штурмовать строй тяжелой пехоты.

Непобедившие армады

В Египет колесницы принесли кочевники гиксосы, покорившие страну в первой четверти II тыс. до н.э. Египтяне, имевшие более развитую культуру, проиграли гиксосам, использовавшим это супероружие. Изгнав позднее гиксосскую династию, египтяне сами стали широко применять колесницы. Колесницы использовали как подвижные стрелковые платформы. Воины стреляли из лука или метали копья (дротики), а возница прикрывал стрелка щитом. В XIII в. до н.э. в египетском войске было до 2000 колесниц. Тогда произошло самое крупное сражение колесниц в истории – битва при Кадеше. В битве египтян фараона Рамсеса II и хеттов царя Муваталли II участвовало 4500 боевых колесниц. Победу никому одержать не удалось, и оба правителя объявили себя победителями.

Египетская колесница

Закат эпохи колесниц

В Греции XII–VI вв. до н. э. колесница служила боевым транспортом. Богатый воин ехал на ней до места боя, не тратя силы и везя запас оружия. Возница управлял лошадьми и подавал воину оружие в бою. Но к V в. до н.э. колесницы покинули поле боя в Элладе. В горах и ущельях Греции, неудобных для выпаса коней, сказывался главный недостаток колесниц – дороговизна. В колесницы запрягали до четырех коней, то есть вместо одной колесницы можно было иметь четырех всадников и не тратиться на повозку. Появление хорошо обученной тяжелой пехоты сводило на нет преимущества колесниц. За щитами фаланга (строй тяжелых пехотинцев – гоплитов) могла выдержать обстрел. По команде воины расступались, пропуская колесницы, их захватывала легкая пехота. Возничих и коней убивали дротиками и камнями из пращей, лошадей пугали, те несли колесницы назад, на строй своей армии. Так великий полководец Александр Македонский разбил персидских колесничников при Гавгамеллах.


На многие века колесница перестала играть роль в военных действиях. Но в 1920-е гг., во время Гражданской войны в России, она сказала свое веское слово. Партизаны Повстанческой армии батьки Махно устанавливали пулеметы на четырехколесные повозки – тачанки. Так пулемет быстро перемещали туда, где нужна была поддержка огнем.




В древности боевые колесницы были крайне важны на поле сражения. Зачастую в противостоянии выигрывала именно та армия, которая имела такие транспортные средства. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье колесницами пользовались вплоть до 500 г. до н. э. К началу новой эры они исчезли в Западной Европе. Дольше всего колесницы просуществовали в Китае и Юго-Восточной Азии, где оставались востребованными до позднего Средневековья.

Важность колесниц

Во время сражений боевые колесницы играли ту же роль, что в будущем была у танков. Они должны были вносить беспорядок в ряды противника. Именно с помощью повозок прорывались густые шеренги врага. На колесницах были копейщики, метатели дротиков или лучники. Они уничтожали живую силу врага.

Как и конница, колесницы шокировали и пугали неподготовленную к такому противостоянию пехоту. Часто пешие ополченцы в ужасе разбегались от повозок, не дожидаясь приближения смерти.

Боевые колесницы - это еще и заметный показатель социального расслоения общества. Ими владели только привилегированные жители страны. Чтобы дослужиться до места на двуколке, нужно было приложить немало усилий. Кроме того, боевые колесницы - это хороший стимул развития коневодства в отдельно взятом государстве.

боевые колесницы

Колесницы на Ближнем Востоке

Исследователи сходятся во мнении, что наибольшей эффективности двуколки достигли на Ближнем Востоке. Они попали сюда из-за проникновения в регион племен индийской и иранской языковой группы.

В III тысячелетии до нашей эры появились сирийские и месопотамские колесницы. Их отличала типовая прямоугольная форма с вытянутой платформой. Их ширина составляла около половины длины. Отсюда они попали в Древний Египет, где были особенно популярны.

Битва при Мегиддо

В этой связи важно упомянуть битву при Мегиддо. Это было первое документально подтвержденное сражение в человеческой истории. Оно имело место в 1468 году до нашей эры. Противниками оказались египетский фараон Тутмос III и ханаанские цари. Что такое боевая колесница для той эпохи? Это элитное подразделение войск. Сам фараон возглавлял колонну двуколок. Он стрелял из лука по сирийцам и палестинцам, которые в итоге потерпели сокрушительное поражение.

Стрелки были важной составляющей египетской дружины. При Тутмосе они получили самые эффективные луки, которые на тот момент мог произвести человек. Они отличались высокой точностью и мобильностью. Их удар не выдерживала ни одна легкая броня. Древние боевые колесницы позволяли лучниками возвышаться над пехотой и выискивать необходимые цели.

что такое боевая колесница

Битва при Кадеше

Это был золотой век повозок. Самое массовое использование колесниц было зафиксировано в битве при Кадеше. В ней схлестнулись силы египетского фараона Рамсеса II и хеттского царя Муваталли II. Сражение произошло в XIII веке до нашей эры.

В битве обе стороны в сумме использовали около 7 тысяч колесниц. Она началась с того, что хетты внезапно атаковали египетский лагерь, который остался практически беззащитным из-за маневров противника. Уже в этом нападении были использованы сотни колесницы. Хеттам удалось победить на этом начальном этапе.

Однако основное египетское войско под руководством самого фараона находилось за несколько километров от лагеря. Эта армия двинулась в ответную атаку. У египтян также были колесницы, которые сеяли ужас среди пехоты. У хеттов не было копейщиков, чтобы противостоять этому типу войска. Тем не менее, в их армии пехота имела железные доспехи. Этот металл был военной и государственной тайной. Египтяне не умели выплавлять его. По сути это было последнее сражение бронзового века.

Битва так и не выявила победителей. Количество колесниц с обеих сторон было приблизительно равным, что привело к паритету. В итоге египтяне и хетты договорились подписать мирный договор. При этом каждая страна приписала победу себе. Тем не менее именно здесь было остановлено египетское вторжение на Ближний Восток. Этому во многом способствовали боевые колесницы хеттов.

боевые колесницы это

Освоение верховой езды и упадок колесниц

В конце второго тысячелетия до нашей эры начался упадок колесниц. Он был связан с тем, что человек освоил верховую езду на лошадях. Первоначально это никак не отменяло двуколки. Однако экономически содержать кавалерию было гораздо дешевле, чем повозки. Поэтому со временем боевые колесницы стали исчезать из армий из-за своей неэффективности. Дороговизна была вызвана необходимостью создания различного снаряжения.

Как устроена боевая колесница? Для нее в первую очередь нужны запряжки. Именно они и были слишком дорогими для повсеместного использования. Особенно сильным удар оказался в среде кочевников. В то же время показателен пример Древнего Китая. Во время сражений в долине Хуанхэ на шесть тысяч пехотинцев приходилось только около двухсот запряжек.

древние боевые колесницы

Социально-экономические причины отказа от колесниц

Использование повозок все еще было обоснованным с военной точки зрения. Однако нокаутирующий удар по ним пришелся после того, как исчезла социальная прослойка людей, которые воспитывались для того чтобы стать владельцами колесниц.

В нее входила знать. Во многих обществах колесница имела еще и сакральный смысл как признак власти и могущества. Поэтому неудивительно, что римские императоры после важных побед триумфаторами въезжали в столицу на двуколке. С появлением новых видов металла, а также других типов войск, колесница сошла на нет. Ее успешно заменила кавалерия.

Утяжеленные запряжки в Ассирии

боевая колесница определение

Колесницы в Китае

Что такое боевая колесница для китайцев? Восточная цивилизация начала применять ее в оборонительных целях (а не наступательных, как это было принято в других обществах). Для этого отряд из 5-7 колесниц выстраивался в форме башни, которую окружала плотная пехота. В случае атаки противника такие оборонительные редуты обстреливали приближающихся врагов. Также на востоке проявилась еще одна особенность. Вместо луков здесь использовались рогатки.

Тем не менее легкие коляски по-прежнему использовались в летучих атаках на вражеский строй. Если тяжелые колесницы были эффективны в обороне, то мобильные и быстрые небольшие двуколки стремительно надвигались на соперника.

Применение повозок в Китае было связано еще и соседством степняков. Именно от них ханьцы получили первых лошадей, которые, кстати, долго приспосабливались к новым условиям жизни. Владельцы повозок были военной элитой китайских княжеств. У каждого небольшого местного государства было около 200-300 колесниц в действующей армии.

Со временем повозки постепенно увеличивались в размерах. Становился больше и их экипаж. Параллельно с этим количество сопровождающих пехотинцев уменьшилось (с 80 человек до 10). Это означало то, что сражения между армиями превращались в огромные столкновения колесниц. В таких битвах роль пехоты становилась все незначительнее. Подобное соотношение сходно с ситуацией, когда в средневековой Европе основу войска стали составлять отряды вооруженных рыцарей.

Степняки

Для степняков колесницы стали преимуществом, которое позволило многочисленным диким народам устраивать оглушительные набеги на обширные территории. От Средиземноморья до Тихого океана нашествия приводили к упадку оседлых культур. Колесницы позволяли степнякам получать преимущество на поле боя.

Они имели самых выносливых и сильных лошадей во всем мире. Животные, питавшиеся качественным фуражом и степными травами, становились грозной силой, в том числе и в упряжке колесниц.

Особенно сильный удар пришелся на китайцев, живших в долинах Двуречья. Несколько тысячелетий продолжалась борьба между землевладельцами и кочевниками. В ней наличие колесниц было одним из важных козырей.

Удар жителей степей пришелся даже по Древнему Египту. Однако людям этой великой цивилизации повезло больше, чем китайцам. Они были дальше от степных регионов. Кроме того, им удалось эффективно перенять у кочевников саму технологию колесниц.

как выглядели боевые колесницы

Тактика пехоты

За несколько столетий войн с колесницами пехоте удалось выработать несколько приемов против этого типа противника. Одной из самых распространенных была тактика, при которой повозку пропускали в тыл, где она захлебывалась и становилась легкой добычей для сухопутных воинов.

Римлянам в эпоху Юлия Цезаря удалось свести на нет преимущество колесниц с косами. Пехота начала действовать в рассыпном строю, при котором такие орудия становились бесполезными. Из-за этого римляне выигрывали войны с Селевкидами, в армии которых повозки занимали значительное место.

В Греции и Риме

В Греции боевые колесницы древности просуществовали особенно долго вплоть до Персидских войн в IV веке до н. э. Использование подобных фаланг было необходимо для увеличения маневренности армии. Кроме того, в античной Греции колесницы сохранились в спортивных соревнованиях. На Олимпийских играх гонки на колясках встречались публикой с особенным нетерпением.

Что такое боевая колесница для Древнего Рима? Отношение к ней в этом обществе было схожим с греческим. Это было связано с тем, что римляне никогда не уничтожали порядки покоренных народов. Наоборот, они часто перенимали все самое лучшее в культуре и достижениях соседей.

Поэтому неудивительно, что так у римлян появилась своя боевая колесница. Определение ее роли в войне зависело от конкретного случая. Особенно много колясок было применено в Пунических войнах против Карфагена.

Римляне отстраивали ипподромы для гонок на колесницах. Циркус Максимус мог вместить до 150 тысяч зрителей. Юлий Цезарь перестроил его и расширил. Это, в свою очередь, означает, что римляне продолжали пользоваться боевыми колесницами вплоть до нашей эры. Интересно, что в ходе технической эволюции европейцы начали использовать старые коляски в качестве лафетов для передвижных баллист.

Что такое боевая колесница? Это еще и символ античности. К тому времени, когда Римская империя окружила Средиземное море, колесницы начали исчезать из легионов. Они были неэффективны против многочисленных северных варваров. Взамен старым повозкам приходила привычная для средневековья кавалерия.

как устроена боевая колесница

Колесницы с косами

В числе многочисленных модификаций особенно примечательными являлись боевые колесницы с железными косами. Первыми они появились у ассирийцев. Эти жители Ближнего Востока решили усовершенствовать старые колесницы. К колесам присоединили длинные ножи. Они ранили многочисленную вражескую пехоту, которая окружала повозки во время яростных сражений. Устрашающие косы отпугивали воинов, которые сторонились их и в панике убегали.

Позже появились и другие технические решения. Как выглядели боевые колесницы такого типа? К дышлу таких повозок также добавляли косы, что позволяло им таранить кавалерию противника в лобовом столкновении.

Подобные колесницы были популярны в Персии. В них запрягалось 4 лошади. Экипаж состоял из 3 человек. Один из них был возничим. Двое других были воинами, которые разили неприятеля.

Косы помогали разрушать порядок в построении пехоты. Если строй не рассеивался полностью, то в нем хотя бы появлялись заметные бреши. В них устремлялись дружественные солдаты, которые не давали врагу сомкнуть поверженные ряды. Что означает боевая колесница в такой ситуации? Она была гарантом успеха при лобовом столкновении армий.

В отличие от обычной кавалерии, повозки с косами позволяли буквально прорезать ряды врага. На этом фоне обычные конные воины были слабы против плотных греческих фаланг. Кроме того, самая древняя кавалерия не имела удобных седел, шпор и других полезных вещей, которая появилась только в Средневековье. Поэтому, вплоть до нашей эры, колесницы успешно конкурировали с всадниками на лошадях, несмотря на сравнительную дороговизну.

Важной частью египетского войска были боевые колесницы , запряжённые обычно двумя лошадьми. Очень часто их использовали для разведки.

Колесница была сложным и дорогим устройством, поэтому воевали на них в основном вельможи. Они охотно участвовали в военных походах, поскольку воспринимали войну как возможность получить богатую добычу.

Небольшая деревянная площадка крепилась на два колеса, к ней надстраивались борта, обшитые кожей. Это защищало ноги возницы и лучника от стрел. С помощью специальных креплений в колесницу впрягались лошади.

Реконструкция_колесницы_синташтинской_культуры.jpg

Колесницы на полном скаку врывались во вражеское войско. Кони топтали людей, возница правил, воин стрелял из лука, а когда кончались стрелы — метал короткие копья. Тяжёлые стрелы с четырёхгранными бронзовыми наконечниками пробивали любые доспехи. Колесницы наводили ужас на врагов фараона.

Modern_loose_interpretation_at_the_The_Pharaonic_Village_in_Cairo_of_a_Battle_scene_from_the_Great_Kadesh_reliefs_of_Ramses_II_on_the_Walls_of_the_Ramesseum.jpg

Самой крупной колесничной битвой считается битва при Кадеше (\(1299\) год до н. э.) между египтянами и хеттами, в которой с обеих сторон участвовало около \(5000\) колесниц.

Читайте также: