Законодательная деятельность совета федерации кратко

Обновлено: 06.07.2024

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
  2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

  1. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.
  2. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  4. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
  5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления .
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
  1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей .
  2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
  1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
  2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации .
  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий ;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации ;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации ;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации .

  1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации .

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации ;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности .

  1. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Часть 1 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

  1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .
  2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
  1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Совет Федерации ФС РФ

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации и действует на постоянной основе. Из числа членов палаты он образует комитеты. Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией верхней палаты парламента является осуществление законодательных полномочий.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

– Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвуют в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

– в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Федеральная палата адвокатов РФ участвует в законопроектной работе, взаимодействуя с профильными комитетами Совета Федерации – Комитетом по конституционному законодательству, а также Комитетом по правовым и судебным вопросам.

Функции Совета Федерации

Совет Федерации – это один из органов законодательной власти в Российской Федерации, верхняя палата российского парламента, представляющая интересы субъектов федерации (регионов). Вместе с Государственной Думой (нижней палатой) они формируют парламент – Федеральное Собрание. Давайте разберемся что представляет из себя Совет Федерации и в чем заключаются его функции.

Общие сведения

Для начала посмотрим СФ как структурную единицу.

· На настоящий момент Совет Федерации состоит из 178 представителей.

· В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), то есть численность Совета Федерации зависит от количества регионов в стране. А также СФ включает в себя представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, числом не более 10% общего числа представителей СФ.

· Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

· В Конституции определен количественный состав палат Совета Федерации, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности.

Функции Совета Федерации

В 102 статье Конституции Российской Федерации устанавливаются вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, а именно:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положений;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Законодательная деятельность Совета Федерации

В функции Совета Федерации также входит принятие или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это Совету Федерации отводится 14 дней, по истечении этого срока Федеральный Закон будет считаться одобренным.

В ст. 106 Конституции РФ приведен список вопросов, Федеральные Законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Совет Федерации – одна из двух палат парламента РФ. Не смотря на то что, Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно, имеют в ведении разные вопросы и общих решений не принимают, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации РФ — это орган, благодаря которому регионы нашей страны могут участвовать в принятии важнейших решений.

Россия – это огромное многонациональное государство, которое имеет федеративное устройство. В ее состав входят края, области, округа и целые республики. Равное участие отдельных территорий в управлении нашей страной обеспечивает верхняя палата парламента – Совет Федерации или Совфед .

В СФ ФС РФ является инструментом консолидации регионов, его главная задача – обеспечить баланс местных и федеральных интересов при принятии важных государственных решений.

Общая информация

Совет Федерации (СФ РФ , Сенат) – это верхняя палата российского парламента , в состав которой входят представители субъектов РФ .

Заседания — главная форма работы Совета Федерации .

За время существования данного органа количество сенаторов в нем много раз менялось из-за образования новых субъектов РФ . На данный момент в СФ РФ заседает 187 членов. Согласно последним изменениям в законодательстве, экс-президенты также становятся пожизненными сенаторами.

Кроме того, в работе СФ РФ старается дистанцироваться от политики. Он формируется не по партийному принципу, в органе нет фракций или политических объединений.

Формирование и работа

Каждый субъект РФ направляет в Совфед двух своих представителей – по одному от законодательной и исполнительной власти региона. Большинство сенаторов назначается на шесть лет, однако часть членов СФ РФ выполняет свои функции пожизненно. Получить статус пожизненного сенатора можно за особые заслуги перед обществом и страной.

Законодательную власть представляет один из депутатов местного собрания. Его кандидатура выдвигается председателем органа, депутатской группой или фракцией. Решение принимается голосованием, для его утверждения требуется простое большинство голосов.

Нынешний председатель Совета Федерации РФ . Занимает эту должность с 2011 года.

С представителем от исполнительной власти все обходится еще проще. Каждый губернатор уже идет на выборы в связке с тремя кандидатами на пост сенатора. После окончания выборов один из них становится представителем региона в Совфеде . Указ о назначении сенатора подписывается в первый день пребывания губернатора на его должности.

Региональное заксобрание или глава региона не имеют права отозвать своего представителя из СФ РФ .

Требования к будущим сенаторам достаточно высоки. Они обязаны:

  • быть не младше 30 лет;
  • не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах;
  • отличаться безупречной репутацией;
  • подтвердить пятилетний срок проживания в данном регионе.

Члены Совфеда не могут хранить средства за пределами РФ или иметь счета в иностранных финансовых учреждениях.

В период своей каденции сенаторы пользуются полной неприкосновенностью. Их нельзя арестовывать или задерживать, подвергать обыску. Они имеют социальные гарантии, соответствующие уровню членов правительства, иногородним в Москве предоставляется квартира. Для помощи в работе им положены помощники.

Основная форма работы СФ РФ – регулярные заседания. Их количество должно быть не меньше двух в месяц, но обычно сенаторы собираются чаще, проводя заседания по мере необходимости. Они проходят отдельно от сборов Госдумы , в некоторых случаях палаты собираются вместе. Это происходит во время посланий президента страны, Конституционного суда, приезда иностранных делегаций или выступлений лидеров других стран.

Полномочия

Полномочия Совфеда РФ весьма широки, их определяет Конституция нашей страны. Их можно разделить на три большие группы:

  • законодательные;
  • кадровые;
  • другие.

СФ РФ отклоняет или одобряет законы, уже проголосованные в Госдуме . И уже затем они передаются на подпись президенту. Для прохождения обычного федерального закона нужны голоса половины состава СФ РФ , конституционного – три четверти сенаторов. Столько же нужно и для внесения поправок в Основной закон. Две трети голосов сенаторов необходимо для преодоления вето президента.

Совет Федерации утверждает решения президента об использовании российских войск за пределами страны, о введении чрезвычайного и военного положения.

Есть и еще один порядок одобрения законопроектов – Совфед может просто не рассматривать их в течение 14 дней. В этом случае считается, что верхняя палата парламента одобрила их.

К кадровым вопросам, которые входят в компетенцию СФ РФ относятся:

  • лишение главы державы неприкосновенности и отстранение его от должности.
  • назначение судей КС и его председателя;
  • назначение и отстранение руководителя Счетной палаты ;
  • назначение судей Верховного суда РФ и его председателя;
  • консультации с президентом по поводу назначения руководителей органов исполнительной власти, в том числе и министров.

Кроме того, Совфед утверждает изменения административных границ между субъектами РФ , решает вопрос о возможном использовании российских ВС за пределами страны, утверждает президентские указы о введении чрезвычайного и военного положения, назначает новые выборы главы державы.

Структура

В 2002 году Совфедом РФ было принято постановление о Регламенте органа. Именно этот документ определяет структуру СФ РФ и функции его структур.

Сенаторы путем тайного голосования выбирают председателя органа. После избрания он предлагает собранию кандидатуры своего первого заместителя и заместителей. Они избираются на первом заседании СФ РФ .

Согласно регламенту, председатель и его заместители не могут представлять один субъект РФ . Член Совфеда , выдвинутый на пост председателя, может отказаться от своего назначения.

Полномочия председателя СФ РФ весьма широки, согласно регламенту, он:

  • созывает заседания органа, ведет их и контролирует работу депутатов;
  • формирует повестку заседания и выносит ее на рассмотрение органа;
  • координирует работу комиссий и комитетов органа, направляет в них законопроекты, уже одобренные Госдумой ;
  • подписывает постановления и выступает с заявлениями от имени СФ РФ ;
  • направляет на подпись к президенту законопроекты, уже принятые органом.

Кроме того, председатель СФ РФ выполняет еще и представительские функции. Он представляет Совфед на заседаниях ГД РФ , встречах с президентом, представителями правительства, других органов власти.

Также глава Совфеда приводит к присяге председателя Конституционного суда, принимает решения о награждении российских и иностранных граждан, представляет доклады о деятельности органа.

Заместители председателя выполняют все указанные функции во время его отсутствия.

Организацией текущей работы Совфеда занимается Совет палаты. В его состав входит председатель СФ РФ , его заместители, главы комитетов и комиссий, руководитель аппарата органа. Обычно данный Совет собирается на одно заседание в неделю, решения относительно текущей повестки принимается большинство голосов.

Каждый сенатор СФ РФ обязан работать в комитете.

Основным рабочим органом СФ РФ являются комитеты. В них трудятся все без исключения члены Совфеда РФ . Для каждого комитета избирается председатель и его заместитель. В среднем в них находится от 6 до 8 сенаторов. Сферы деятельности комитетов и их полномочия закреплены в регламенте СФ РФ .

К временно функционирующим органам Совфеда относятся комиссии и рабочие группы. Они создаются для рассмотрения и решения определенных вопросов, подготовки слушаний, докладов. Комиссии и комитеты СФ РФ имеют право создавать экспертные советы, обращаться к государственным органам, министерствам и ведомствам для проведения необходимых экспертиз.

Осуществление деятельности Совета Федерации обеспечивает аппарат органа, в состав которого входит целый ряд управлений. Они отвечают за аналитическое, информационное, правовое, кадровое сопровождение деятельности СФ РФ .

Данную структуру возглавляет руководитель аппарата, в подчинении которого находятся четыре заместителя и начальники управлений.

История

Первой формой народовластия на Руси считается вече – собрания свободных граждан городов, где принимались основные решения. История двухпалатного парламента в нашем Отечестве значительно короче. По сути, она началась в последний период существования СССР.

Предыстория

Верхние палаты парламентов во многих странах образовались из круга ближайших к правителю советников. В Московском княжестве подобным органом была Боярская дума, которую Петр I преобразовал в Сенат.

Попытка создать настоящий двухпалатный парламент была предпринята во время царствования Александра II. Однако убийство императора помешало этим планам.

В 1906 году был учрежден первый российский двухпалатный парламент, верхняя палата которого – Государственный совет – частично формировалась по территориальному принципу.

В СССР также существовал двухпалатный парламент, в его верхней палате заседали представители республик и автономий.

Первый председатель Совета Федерации РФ Владимир Шумейко .

В 1990 году после изменений в Конституцию был учрежден Совет Федераций СССР, в состав которого вошли руководители всех союзных республик. 30 января 1991 года был образован Совфед РСФСР , в котором заседали представители 89 субъектов республики.

Первое формирование

В 1994 году был сформирован первый российский Совет Федерации . Его создание было закреплено в Конституции РФ. Председателем органа стал Владимир Шумейко . Первый Совфед РФ проработал до января 1996 года. Члены органа избирались гражданами на прямом голосовании.

Второе формирование

В 1995 году появился закон о новом принципе формирования Совфеда . Согласно его нормам, сенаторами становились губернатор и председатель заксобрания каждого региона. Их работа была непостоянной – члены СФ РФ периодически приезжали на сессии в столицу, но большую часть времени они находились в своих регионах.

Совфед второго формирования приступил к своей работе в январе 1996 года. Его главой стал Егор Строев , исполнявший обязанности губернатора Орловской области .

Третье формирование

В 2000 году был принят новый закон, значительно изменивший систему формирования Совфеда . Орган заработал на постоянной основе, а главу законодательной власти и губернатора региона заменили назначаемые представители. Объем их полномочий остался прежним.

В 2001 году главой Совфеда стал Сергей Миронов . Он переизбирался несколько раз и руководил органом до 2011 года. В начале 2002 года был изменен регламент СФ РФ .

Четвертое формирование

В 2011 году Совфед РФ возглавила Валентина Матвиенко . В 2012 году был принят закон, уточняющий полномочия сенаторов и требования, выдвигаемые к кандидатам. Регионам запретили досрочно отзывать своих представителей из Совфеда .

Двухпалатный парламент в других странах мира

Двухпалатные парламенты – распространенное явление, их достаточно много в странах Европы, Азии и Америки. Разделение парламента на две палаты преследует две основные цели:

  • необходимость равного представительства территорий в федеративных государствах;
  • достижение большего консерватизма в принятии высших государственных решений.

Сегодня двухпалатные парламенты функционируют в Польше , Германии , Франции , Великобритании , Бразилии , США , Канаде .

Польша

Верхняя палата польского парламента называется Сенатом, в ее состав входит 100 депутатов. Сенаторы избираются прямым народным голосованием сроком на четыре года.

Сенат в Польше имеет глубокие исторические традиции. Подобная институция существовала в Речи Посполитой, а затем в Польской республике с 1921 по 1939 год.

Франция

Французские сенаторы избираются непрямым голосованием сроком на шесть лет. Выборы проходят в каждом департаменте страны. По сравнению с парламентом, французский Сенат традиционно отличается консервативностью взглядов. В настоящее время в состав этого органа входит 348 членов.

Заседание Сената Франции .

Сенат Франции имеет особые конституционные права, его председатель считается вторым лицом в государстве.

Великобритания

Англичане могут похвастать одной из старейших в мире парламентских систем. Верхняя палата парламента Британии называется Палатой лордов. Нетрудно догадаться, что в ее состав входит высшая аристократия страны.

В настоящий момент она насчитывает 785 членов, среди которых есть, как представители высшего духовенства англиканской церкви, так и светские аристократы.

Полномочия палаты лордов значительно уступают возможностям нижней палаты парламента. Она не имеет права контролировать правительство или принуждать его к отставке. Зато у палаты лордов есть судебные функции. В некоторых случаях она играет роль высшей судебной инстанции, хотя создание Верховного суда в 2009 году значительно урезали эти полномочия.

Верхней палатой Конгресса США является Сенат. В состав данного органа входит по два представителя каждого штата, независимо от количества населения, проживающего в нем. Так американцы на практике реализуют право штатов на самостоятельность.

Американские сенаторы после заседания.

Сенаторы избираются на шестилетний срок прямым всенародным голосованием. Каждые два года примерно 2/3 состава этого органа обновляется. В настоящее время большинство в Сенате имеет республиканская партия США .

Бразилия

В Бразилии верхняя палата парламента носит название Федерального сената. Ее члены избираются населением на прямом голосовании по мажоритарной системе. От каждого субъекта федерации в Сенат проходит по три представителя.

Сенаторы снимают, а если нужно, то и судят, президента страны, генерального прокурора и главу верховного суда. Они выбирают губернаторов, руководство Центробанка , утверждают глав дипломатических миссий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: