Почему ребенок ничего не понимает в школе

Обновлено: 08.07.2024

Реальные знания ребенка по предмету низкие. Их явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Как понять, что проблема именно в учителе, и что делать: помочь учителю, самостоятельно повысить знания или сменить учителя.

Родители начинают подозревать, что учитель плохо работает по предмету, когда ребенок не может ответить на вопрос или плохо пишет диагностику. Если при этом по предмету у ребенка пятерка, становится очевидно, что учитель не дает знаний по предмету. Возможно, он плохо объясняет материал или не требует от детей отработок и выполнения домашних заданий - отсюда и пробелы. Либо учитель просто ленится на работе. Как понять, что проблема именно в учителе и принять меры: помочь учителю, сменить его или проверить и подтянуть знания ребенка ?

Как понять, что учитель совсем не учит

Уровень знаний ребенка не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы и ребенок не может нагнать материал. Или же ребенок действительно не справляется с предметом. Вот признаки того, что педагог не очень профессионален.

Учитель плохо дает материал

Такое может случаться с теми преподавателями, которые очень хорошо знают предмет сами, но просто не умеют преподнести свои знания детям. Возможно, вашему ребенку попался неопытный учитель, который недавно отучился в вузе, но обучение там было оторванным от реальной практики. Или же учитель в школу пришел из другой специальности и просто не владеет методикой - ему кажется, что достаточно прочесть книгу, чтобы усвоить, например, физику.

Как понять, что учитель не владеет методикой.

  • Учитель не дает отработок
  • Он не идет от простого к сложному
  • Педагог не занимается регулярным повторением
  • Учитель не применяет разные формы подачи, чтобы усвоили разные типы учеников

Что делать родителям, если учитель методически не справляется?

    . Часто учитель дает материал с опорой на предыдущие знания или на знания по другому предмету. Например, физика опирается на математику. Ребенку может быть нужно подтянуть знания по другому предмету.
  • Попробуйте нанять репетитора на короткий срок. Возможно, взяв базу по предмету, ребенок сможет и у этого учителя учиться и получать знания.

Так вы сможете компенсировать методические недоработки учителя.

Быстро и недорого подтянуть знания с преподавателем

Преподаватель не стремится понятно объяснять

Есть учителя, которые считаются сильными, но по факту они только требуют. Дети тянут предмет сами или с репетиторами.

Как понять, что сам педагог не объясняет ничего?

  • Ребенок делает огромную домашку.
  • Почти весь урок дети ее и отвечают.
  • После контрольной или теста учитель просто говорит, какие темы повторить, а не объясняет их сам.
  • Учитель много говорит о том, что дети "не те", не хотят учиться и т.п.

Что делать, если учитель не объясняет материал?

  • Дать ребенку возможность позаниматься пару уроков с хорошим и доброжелательным учителем один-на-один . Очень важно, чтобы ребенок получил положительный опыт изучения предмета и психологическую поддержку.
  • Поискать в своем кругу старших ребят, которым будет полезно объяснить материал вашему ребенку - заодно сами вспомнят к ЕГЭ.
  • Помочь ребенку организоваться с одноклассниками и объяснять разные предметы друг другу. Часто дети так хотят быть круче плохого учителя, что из принципа научат одноклассника.

Учитель не заинтересовал предметом

Многие учителя обижаются, когда их в этом обвиняют. Мол, я вам не цирк шапито, чтобы развлекать. Но заинтересовать ребенка предметом, увлечь класс наукой, с которым он связан - это не просто развлечение. Это большая работа ума и сейчас ее делать намного проще - так много полезных сайтов и видео в интернете с отличными идеями по любому предмету. Если учитель не хочет учиться сам, если у него у самого мотивации делать работу хорошо нет, этот настрой передается детям.

Что делать, если ребенку на уроках скучно?

  • Попросите помощи знакомых или сами найдите увлекательный материал по предмету. Это видео по увлекательной науке, например.
  • Поищите интересные мероприятия или мастер-классы по предмету. Музеи занимательной науки или исторический квест - в зависимости от предмета.
  • Познакомьте ребенка с живым крутым человеком, которому предмет нужен для работы и пусть он расскажет ребенку о том, как это может быть интересно и где используется.

Не факт, что от этого ребенок полюбит уроки конкретного учителя. Но если он полюбит предмет и начнет сам им интересоваться или запишется на курсы или в кружок - это уже отличный результат.

Повысить уверенность в себе на индивидуальных занятиях

Учитель не проверяет уровень знаний

Педагоги, которые только и делают, что дают тесты - плохо. Но учитель, который не проверяет знания - это тоже проблема. Нетребовательный учитель может быть любимцем детей, особенно если он интересно рассказывает истории по предмету. Но на экзаменах-то требуется результат.

Как понять, что учитель не проводит системные проверки?

Обратите внимание на такие особенности поведения ребенка:

  • Ребенок никогда не напрягается с домашним заданием и не готовится к контрольным.
  • Оценки в журнале стоят не пойми за что.
  • Ребенок рассказывает занимательные факты по предмету, а знаний программы у него нет.
  • Системы тестов и контрольных у учителя нет, итоги четверти не подводятся при помощи опроса, контрольной работы.

Что делать, если на уроках не проверяют работы?

Система проверки знаний задает учебный ритм, символизирует дробление большой задачи на этапы и помогает ребенку понять, он вообще продвигается по предмету или нет. Если оценочной обратной связи от учителя нет, ребенок меньше переживает, но и хуже понимает, в каком состоянии его знания. Соответственно, ему сложнее прилагать усилия. Что в этой ситуации делать.

  • Опять же репетитор или курсы. Онлайн-курсы - вполне подойдут.
  • Автоматизированная проверка знаний - надежные проверочные работы, которые нужно просить ребенка пройти регулярно.
  • В 10 или 11 классе имеет пройти бесплатный пробный ЕГЭ .

Можно ли заставить учителя работать

Заставить работать сложно даже рабов. У учителя есть свои причины, по которым он не дает знаний. Исходя из этого можно ему помочь или решать проблемы самостоятельно.

Неопытный учитель или выгоревший?

Не всегда можно понять, просто исходя из возраста учителя. Мол, в возрасте - выгорел. Молодой - просто без опыта пришел в школу. Выгорают молодые учителя, когда понимают, что не справляются, и не получают помощи. А люди в возрасте запросто могут не научиться преподавать или не желать подстраиваться под детей. Скажем, пришел вузовский преподаватель в школу - а объяснять материал детям не умеет. Иногда учителю можно помочь и получить замечательного педагога для класса.

Как поддержать молодого и неопытного учителя

  • Если вы сами владеете методикой и педагогическими компетенциями, можете поговорить с учителем и поделиться. Но делать это нужно деликатно, не критикуя человека, а показывая, что вы хотите сотрудничать.
  • Можно вовлечь учителя в профессиональное креативное сообщество, где собираются люди, которым интересно учить и делать это увлекательно. Если он хочет работать хорошо, он быстро обучится.

Учитель тоже человек и так же, как и ребенок, нуждается в положительной мотивации и лучше работает, когда попадает в ситуацию успеха. Поэтому помощь неопытному учителю - это сделать так, чтобы он мог добиваться результата.

Как сменить слабого учителя

К сожалению, не всем учителям можно помочь и получить в итоге хорошего педагога. Иногда приходится бороться за то, чтобы ребенок получил в школе образование. Если учитель в ответ на ваше предложении помощи говорит, что он хорошо работает, просто дети не хотят учиться, имеет смысл подумать о смене учителя.

  • Обсудите ваши претензии с другими родителями. Лучше делать это не в чате, а при личной встрече, чтобы не раздувать конфликт.
  • Если большинство родителей согласны, обратитесь к администрации школы с просьбой сменить учителя. Ее лучше оформить письменно, со списком конкретных претензий и подписями родителей. Если у вас в классе активный родительский комитет , то обращения от него достаточно, потому что он представляет интересы родителей по Положению о родительском комитете. И очень важно указать, что вы требуете личной встречи с директором.
  • Обычно в ответ на письменные обращения администрация дает отписки с перечислением курсов повышения квалификации, которые прошел учитель. Это норма для официальной переписки. Цель администрации снять с себя вину и ответственность по формальным критериям. Поэтому необходимо и получить ответ на письмо, и добиться встречи с директором.
  • Встретьтесь с администрацией. С одной стороны, у школы есть задачи обеспечить ставки и свести расписание. С другой, родители - это полноправные участники образовательного процесса и имеют право голоса.
  • Договоритесь с группой родителей заранее, кто будет озвучивать ваши претензии на встрече с администрацией или конфликтной комиссией. Это не обязательно должен быть активный родитель. Скорее человек, который по работе или жизненному опыту умеет проводить переговоры грамотно и добиваться результата.
  • Скажите, что вы настаиваете на смене учителя и готовы подождать до каникул, если нагрузка перейдет к другому учителю, который уже занят в школе. Вы понимаете, что ломать расписание - это стресс для всей школы и для учеников. Но перед каникулами еще раз напомните о себе и своем требовании с формулировкой: Прошу сообщить ФИО учителя, который будет вести предмет такой-то в таком-то классе с такого-то числа.

Если к вам не прислушаются или попытаются оказать давление, можно напомнить администрации школы, что у вас есть право обращаться в вышестоящие инстанции.

Когда знания ребенка волнуют и его самого, и родителя, и учителя - можно наладить обучение. Примите решение о том, по какому пути вы пойдете: помощь учителю или проверка знаний и ликвидация пробелов собственными силами. И не забудьте обсудить ситуацию с ребенком и выслушать его мнение. Это сделать необходимо, когда вы знаете, как установить доверительные отношения с ребенком

Гиперактивность, невнимательность и другие проблемы школьников: причины

Прошло совсем немного времени с начала учебного года, но во многих семьях уже возникли трудности, связанные со школой. Слезы над домашними заданиями, утреннее "не хочу в школу", жалобы учителя на плохое поведение ребенка. Оказывается, почти все школьные проблемы — от неуспеваемости до трудностей общения — могут быть проявлениями школьного стресса. Как он возникает и чем можно помочь ребенку?

На протяжении вот уже 9 лет ко мне обращаются родители со школьными проблемами своих детей. Некоторых из них можно было бы избежать, если бы школа не воспринималась большинством из нас как единственно возможный и совершенно необходимый этап в жизни ребенка.

Распространенные проблемы школьников

Для начала попробую перечислить самые распространенные жалобы родителей школьников:

  • не хочет учиться, говорит "скучно"
  • невнимательный, "витает в облаках"
  • низкая успеваемость (в целом или по конкретным предметам)
  • гиперактивность
  • школьные страхи (например, страх ответа у доски, страх экзаменов)
  • проблемы общения со сверстниками и учителями (вплоть до травли)

Проблемы в школе могут возникнуть как у "слабых" детей, имеющих трудности в развитии, так и у способных и любознательных. Давайте попробуем взглянуть на каждую проблему в отдельности и подумать, какие причины могут ее вызывать, и могут ли такие проблемы возникнуть при семейном обучении.

Отсутствие интереса к учебе

На самом деле за скукой и нежеланием учиться, как ни удивительно, чаще всего кроется чувство небезопасности. Любознательность заложена в нас природой, но включается она тогда, когда мы уверены, что ничто нам не угрожает. А нести в себе ощущение угрозы могут многие факторы. Например, неблагоприятные отношения в семье, напряженная обстановка дома — и тут, конечно, школа ни при чем.

Но если говорить о рядовых случаях, то чаще всего ощущение небезопасности исходит для ребенка от угрозы быть непринятым значимыми людьми, а это в основном родители и учитель. Знаки непринятия ребенок может усмотреть в том, как эти значимые люди оценивают его школьные успехи, да и сам факт оценки уже таит в себе угрозу быть непринятым. А потребность быть принимаемым и одобряемым заложена в ребенка природой на инстинктивном уровне — это залог выживания (я завишу от взрослого — взрослый меня не принимает — я могу остаться один и не выжить).

Бывает так, что родители ревностно следят за успехами и достижениями ребенка, и тогда, конечно, семейное обучение вряд ли поможет ему смягчить этот груз ответственности. Но в ситуации, когда родителям важнее то, как ребенок познает мир, а не какие результаты получает, существенную роль могут сыграть ожидания учителя. И даже получая дома одобрение и поддержку родителей, ребенок будет болезненно воспринимать неудовлетворенность его достижениями учителя. В такой ситуации велика вероятность включения защитного механизма "мне скучно" или "не люблю учиться" — ведь это не так уязвимо, как "я хочу, но не справляюсь" или "я боюсь ошибиться".

Невнимательность, рассеянность

Эти проблемы могут иметь в своей основе неврологические причины. Но гораздо чаще проблемы с вниманием у школьников связаны со стрессом или с отсутствием индивидуального подхода при массовом обучении детей.

Представьте себе, что вы выполняете работу и ожидаете, что в любой момент начальник вызовет вас "на ковер", или вы толком не представляете, как надо выполнить работу и сколько времени она может занять. При этом в одном помещении с вами работает около 30 коллег. Как вы думаете, будет ли ваше внимание столь же устойчивым и сконцентрированным, как и в более спокойной обстановке?

Стресс — этот тот фактор, который вынуждает наш мозг все ресурсы бросать на обеспечение своей безопасности. Ребенок гораздо восприимчивее к стрессовым ситуациям, поскольку до определенного возраста его мозг недостаточно зрелый, чтобы строить прогнозы, оценивать собственную деятельность, многогранно представлять, что ему предстоит в тех или иных обстоятельствах.

За ощущение стабильности младшеклассника в большой степени отвечает взрослый. Его способность завладеть вниманием, показать искреннее доброжелательное отношение, помочь сориентироваться, внушить доверие может значительно снизить стресс. Однако даже хороший учитель не всегда может это реализовать, с учетом необходимости заботиться о каждом из тридцати учеников со своими индивидуальными особенностями. Дома такой подход реализовать куда проще.

Помимо эффекта от стресса, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности объема, концентрации, переключаемости внимания. Все эти особенности вполне могут вписываться в рамки нормы, однако не совпадать с теми параметрами, на которые ориентирован конкретный учитель. Так, в моей практике было немало детей, которые в условиях наших занятий, где я учитывала их темп работы и поддерживала атмосферу безопасности, показывали блестящие результаты, а в школе продолжали быть "отстающими".

Низкая успеваемость

Ребенок может показывать плохие результаты как в отдельных предметах, так и во всей учебе в целом. Первое, как правило, может свидетельствовать о незрелости определенных зон мозга. Например, проблемы с математикой могут указывать на незрелость структур, отвечающих за пространственные представления. Также проблемы с какими-либо предметами могут указывать на трудности контакта ребенка с учителями, преподающими эти конкретные предметы. Так, у директивного учителя ребенок может делать большое количество ошибок на почве стресса (страх неодобрения) или просто уходить в негативизм, терять интерес к предмету.

Семейное обучение, очевидно, может помочь снизить стресс, а также выстроить образовательный маршрут с учетом других трудностей ребенка, и сохранив его познавательный интерес. Но все это, повторюсь, возможно, в случае, если родители не будут ставить во главу угла достижения ребенка, ведь родительское безоценочное принятие важно ребенку, как ничье другое.

Гиперактивность

Эта проблема часто сочетается с дефицитом внимания и также может иметь под собой неврологическую основу. Однако нередко даже врачи ставят этот диагноз "на глазок", не говоря уже об учителях, воспитателях детских садов и остальном окружении, которое подобным образом реагирует на излишне, на их взгляд, активного ребенка.

Меж тем причины повышенной активности, неусидчивости, двигательного беспокойства могут быть разные, в том числе все тот же стресс, тревожность, чувствительность. Даже в случае истинной гиперактивности избавление от таких факторов, как пребывание в большом коллективе, необходимость выдерживать несколько сорокаминутных уроков в день, избыток оценочного отношения, может смягчить ее проявления, способствуя расслаблению и тела, и психики.

Проблемы в школе - гиперактивность и невнимательность

Школьные страхи

Более того, с возрастом справляться со стрессом становится проще в связи с развитием способности интегрировать разные мысли и чувства, а не попадать под власть одного сильного чувства (тревога, страх). И это наш ответ на немой вопрос, как ребенок будет справляться с ситуацией экзамена в старшем возрасте, если не получит такого опыта в детстве.

Про оценочное восприятие хотелось бы сказать отдельно. Часто считается, что вред ребенку, его способности к творческой самореализации могут нанести только негативные оценки. Тем временем положительные оценки, например, "молодец", "самый умный/старательный/прилежный" и подобные могут в той же степени лишать ребенка творческой энергии и любопытства.

Просто сам факт того, что тебя принимают не просто так, потому что ты существуешь, а только на определенных условиях (если будешь хорошо учиться/слушаться/получать пятерки), может привести ребенка к неосознаваемому выводу: если я не буду соответствовать выдвинутым условиям, меня не будут принимать (и далее по сценарию, описанному выше, доходим до "я не выживу"). Особенно это характерно для тревожных детей. Именно поэтому школьные страхи появляются у круглых отличников ничуть не реже, чем у двоечников.

Проблемы общения со сверстниками и учителями

Само собой, проблем общения с учителями не может быть в отсутствие самих учителей. Но стоит взглянуть шире и задуматься о проблемах общения как таковых: почему они возникают и правда ли, что школа так важна для обретения коммуникативных навыков.

Итак, для того чтобы хорошо общаться с другими людьми, важно осознавать границы — как других людей, так и свои собственные. Для гармоничного общения необходимо уметь быть вместе с другими, при этом не растворяясь в этом единстве, а сохраняя себя как отдельную личность.

Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей это осуществить. Свои границы он прощупывает постепенно, начиная с самого рождения, поэтапно обнаруживая свою отдельность от мира, его воздействие на себя и возможность воздействовать на него. К началу школьного обучения ребенок уже неплохо знаком со своими границами. Он замечает многие сигналы своего организма и понимает, что с ними делать, знает, что люди не всегда хотят того же, что и он, и что нельзя их принуждать это делать. В определенной степени он может сопротивляться чужому принуждению или соглашаться выполнять требование и просьбы.

Однако, как уже говорилось выше, способность к интеграции чувств развита еще недостаточно, поэтому ребенок легко может забывать свои знания о границах под влиянием сильных эмоций. Под влиянием тревоги, страха (страха оценки, к примеру) ребенок может вести себя парадоксальным образом, например, нарушая дисциплину в классе, проявляя себя как "проблемный".

Точно так же под влиянием сильной эмоции ребенок может перестать защищать свои границы и соглашаться делать то, чего ему делать не хочется. Возможно, это даже будет задание на уроке, но вместе с выполнением этого задания ребенок получит и опыт того, что делать работу из страха — это нормально и правильно. И подобное виктимное поведение будет таким же нарушением общения, как и конфликтность, но в данном случае будет нарушаться не внешняя сторона коммуникации, а внутренняя — отсутствие заботы о себе и уважения к собственным границам в общении с другими.

Школа или семейное образование

Подводя итоги, хочется сказать, что далеко не каждая школа так губительно влияет на детей, как описывалось в некоторых примерах данной статьи. Есть и очень хорошие принимающие учителя, и маленькие классы, и разумные системы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка.

Более того, семейное образование отнюдь не гарантирует отсутствие вышеперечисленных типичных школьных проблем. Не так-то просто давать ребенку безусловное безоценочное принятие, сохранять самообладание, скажем, с гиперактивным ребенком, и не поддаваться сильным эмоциям, даже с учетом более зрелой нервной системы. Помимо интересов и потребностей ребенка, существуют еще интересы и потребности родителя, и не всегда их удается легко совместить.

И тогда приходится делать выбор. Мы надеемся, что этот текст поможет вам сделать выбор более осознанным, с опорой на знания об эмоциональном развитии ребенка, с опорой на собственную интуицию, которая может подсказать, что для вашего ребенка будет лучше, и главное — без опоры на ненадежное мифическое коллективное "надо". Вы сами можете решить, действительно ли именно вашему ребенку нужна школа, или все же ваше "надо" будет выглядеть как-то иначе.

Семья, дети


Здравтвуйте всем. Крик души. Помогите мне. Дело в том, что ребенок не усваивает школьную программу. 2 класс. Ребенок при выполнении задания совершенно не знает как его делать ни по русскому, ни по математике, то есть банально он не понимает те темы, которые сейчас проходят. Пишет очень медленно. Учитель намекнула, что со второй четверти можно перевести в 1 класс. Что делать - незнаю. Может у кого была такая ситуация? Как решали проблему? Может хорошего репетитора порекомендуете?

Как часто бывает – несколько учеб­ных дней про­шло, а уже нача­лись про­блемы. Ребе­нок пла­чет, не может выпол­нить уроки, заяв­ляя, что не пой­дет в школу. А учи­теля жалу­ются на уче­ника, мол, ведет плохо себя. Вроде, не бес­тол­ко­вое дитя, а тут такое. В чем дело? Спе­ци­а­ли­сты гово­рят, что тут вклю­ча­ется так назы­ва­е­мый школь­ный стресс. Он-то и выдает неуспе­ва­е­мость такую, труд­но­сти в обще­нии. Как же быть, чтобы ребе­нок пра­вильно пере­жил этот этап в своей жизни?

Какие про­блемы могут быть у школьников

Роди­тели гово­рят так:

  1. Ему не хочется учиться, неинтересно.
  2. Не хва­тает внимательности.
  3. Полу­чает пло­хие оценки.
  4. Боится у доски отве­чать (и подоб­ные школь­ные страхи).
  5. Не обща­ется с детьми и учителями.

Ему не хочется учиться

Неже­ла­ние учиться, отсут­ствие инте­реса может быть вызвано чув­ством небез­опас­но­сти. А оно наве­яно может быть и пло­хими отно­ше­ни­ями в семье. Но в основ­ном ребе­нок боится быть непо­ня­тым и непринятым.

Кем? Роди­те­лями и учи­те­лями. Ведь это они его успехи в школе оце­ни­вают. И не факт, что хорошо, раз страх есть. Потому что дома могут быть черес­чур заняты успе­хами ребенка. А учи­тель? Он же ждет от уче­ника чего-то. Если даже дома у ребенка будет все неплохо, он может разо­ча­ро­вать учи­теля. Вот и вклю­чает он неин­те­рес к учебе, как защиту…

Не хва­тает внимательности

Тут тоже часто вино­ваты нев­ро­ло­ги­че­ские при­чины. Однако более всего вни­ма­ние школь­ника может стра­дать из-за стресса, отсут­ствия вни­ма­ния учи­теля, когда много детей в классе. А стресс — такая штука, кото­рая заста­вит все ресурсы орга­низма защищаться.

Между тем, взрос­лые отве­чают за ощу­ще­ние ста­биль­но­сти ребенка уча­ще­гося в млад­ших клас­сах. И они могут помочь ребенку ори­ен­ти­ро­ваться, вла­деть вни­ма­нием и пр. Учи­тель тут – еще боль­ший помощ­ник. Понятно, что при семей­ном обу­че­нии этих про­блем нет.

А еще, кроме стресса, дети каж­дый по-сво­ему спо­собны обра­ба­ты­вать тот или иной объем инфор­ма­ции, кон­цен­три­ро­ваться на чем-то, пере­клю­чать вни­ма­ние. Это норма может быть, но несов­па­де­ние с пара­мет­рами, кото­рые при­знают в школе. Так, при семей­ном обу­че­нии, где учи­ты­ва­ются все эти фак­торы, дети лучше учатся, а в школе – отстающие.

Полу­чает пло­хие оценки

Да, он учится плохо. Порой по всем пред­ме­там или по одному. Послед­нее харак­терно для незре­ло­сти каких-то зон мозга. Ска­жем, мате­ма­тика. Ну и так далее. А еще могут вли­ять отно­ше­ния ребенка и учи­теля – если он боится, он и оши­бок столько от страха наде­лает, что сосчи­тать будет трудно…

Боится у доски отвечать

Да, если он дома учится, он не боится – никто ж сме­яться не будет, учи­тель спо­койно все объ­яс­нит. А в школе? Это сплош­ная тре­вога, начи­на­ю­ща­яся со звонка с урока… Чего уж там гово­рить об экза­ме­нах – дети от страха перед испы­та­ни­ями такими забы­вают все, что знали. Стресс? Еще какой.

То ли еще будет, если не при­нять меры. Ведь впе­реди – выпуск­ные экза­мены, в инсти­тут… Ребе­нок, поняв, что его плохо оце­нили один раз, оце­нят плохо и в дру­гой, всю жизнь будет стра­дать. Школь­ные страхи на корню убивать.

Не обща­ется

Что делать?

Чтобы ребе­нок научился пони­мать в школе то, что гово­рят, что задают, чтобы учил уроки, надо, во-пер­вых, выби­рать – в школе ему учиться или дома, во-вто­рых, мак­си­мально задей­ство­вать себя в этом про­цессе. Ведь, как пока­зы­вает прак­тика, если школа и семья — союз­ники, то до стра­хов и про­чих непри­ят­ных момен­тов может и не дойти. Каж­дый на своем месте делал бы свое дело, не стоял бы сей­час этот вопрос.

Так что лучше – чтобы ребе­нок учился с педа­го­гом дома, потому что вы не зани­ма­е­тесь с ним и не обра­ща­ете на его вни­ма­ния? Или пусть бы в школу ходил, учился обще­нию и про­ти­во­сто­ять труд­но­стям? Вот и делайте свой выбор сами…

Начались занятия в школе, и родители обнаруживают, что ребенок не успевает по нескольким предметам. Что это — лень или особенности школьника?

Однако иногда такие меры не улучшают оценок и дают противоположный эффект. У ребенка расшатывается психика, он становится еще более рассеянным, невнимательным, тревожным.

О том, как понять, что дело не в лени, а в индивидуальных особенностях развития ребенка, и как себя вести в этом случае, рассказывает Ксения Несютина — психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей.

Ад во время домашних заданий

Здесь дело в недостаточном внимании.

Этот навык сам постепенно совершенствуется у детей с возрастом. Но мозг развивается с разной скоростью: иногда это происходит не так быстро, как того требует школьная программа или родители. В этом случае полезно знать, на сколько минут хватает внимания у ребенка, и терпеливо давать задания, рассчитанные на это время плюс 2-3 минуты. Случается, что родитель не выдерживает невнимательности ребенка. Школьник может быть настолько невнимательным, что через 15 минут помощи с уроками родитель начинает кричать, стыдить, обвинять в лени. Это главный признак того, что вам или ребенку нужна поддержка невропатолога или психолога.

Возможно, у ребенка есть особенности, которые вы не замечаете и принимаете за лень. Иногда помощь нужна и самому родителю, который не справляется со стрессом на работе или в семейных отношениях.

Что на уме, то и на языке

Даже не на языке, а сразу в действиях.

Ребенок сразу делает то, что приходит в голову или вызывает эмоциональный отклик.

Во время настольной игры он разбрасывает все карточки, если у него выпало не то количество очков. На уроке сразу выкрикивает ответ, не дожидаясь, когда спросит учитель.

Внешне кажется, что школьник просто плохо воспитан и не умеет себя вести. Но на деле родители перечитали уже все энциклопедии по хорошим манерам. Ребенок знает, как поднимать руку на уроке, и торжественно обещает при проигрыше в лото быть спокойным.

Читайте также: