Для чего необходимо учитывать уровень шума при строительстве жилых объектов кратко

Обновлено: 01.07.2024

Как говорится в известной русской поговорке, лес рубят - щепки летят. Строительство любого капитального объекта невозможно без определенных потерь и неудобств. Дело не только в демонтаже старых зданий, переселении жильцов, "синем" заборе, вырубке зеленых насаждений, но и в наличии шума, так как грузовики, экскаваторы, автомобильные и башенные краны, копровые установки создают шум, который не всегда соответствует требованиям законодательства.

Каковы требования по уровню шума на строительной площадке? Какие меры ответственности предусмотрены за их нарушение?

Допустимый уровень шума на строительной площадке

В соответствии со ст. 55 Федерального закона N 7-ФЗ юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума на окружающую среду в городских и сельских поселениях. При застройке городских и сельских поселений должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий. При этом запрещается превышение данных нормативов.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Применительно к строительной деятельности нормативы допустимого шума на территории жилой застройки установлены санитарными нормами и правилами. Кроме того, предельно допустимые уровни шума за территорией строительной площадки предусмотрены СП и СНиП, на которые есть обязательная ссылка в проектной документации объекта. Такими документами, в частности, являются:

  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" ;
  • СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" ;
  • СП 51.13330.2011 "Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003" .

Согласно названным документам эквивалентный уровень звука в жилых комнатах квартир в ночное время суток (с 23.00 до 7.00) не должен превышать 30 дБа, максимальный уровень - 45 дБа, в дневное время суток (с 7.00 до 23.00) - не более 40 дБа и 55 дБа соответственно, а на придомовой территории в дневное время суток - не более 55 и 70 дБа, в ночное время суток - не более 45 и 60 дБ.

Следует отметить, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные запреты в отношении шума на строительной площадке. Например, согласно п. 2.1 Постановления Правительства Москвы N 299-ПП проведение земляных работ должно обеспечивать защиту прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий. В силу ст. 4 Закона Нижегородской области N 44-З на территории Нижегородской области не допускается совершение действий (бездействия), повлекших нарушение тишины и покоя граждан, выразившееся в том числе в производстве ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ. Данные ограничения действуют с 22.00 до 7.00 (с понедельника по пятницу включительно); с 23.00 до 10.00 (в субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни), с 12.30 до 15.00 ежедневно (за исключением некоторых случаев).

Постановление Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве".
Закон Нижегородской области от 01.04.2015 N 44-З "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области".

Порядок измерения уровня шума

Для строительной организации крайне важно, чтобы шум от строительных работ был в пределах допустимого уровня. Допустимый уровень шума - это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму (п. 3.4 СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

Уполномоченные органы государственной власти определяют уровень шума в соответствии с МУК 4.3.2194-07 . Согласно названному документу измерение параметров шума в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам осуществляет испытательная лаборатория, аккредитованная в установленном порядке (п. 1.4). Оценка уровня шума проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию (п. 1.8). При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, в том числе:

  • источников внешнего шума: транспорта, объектов производства различных работ на территории жилой застройки (ремонтных, строительных и др.), объектов, создающих при своем функционировании шум, в том числе различных звуковоспроизводящих установок; промышленных предприятий;
  • источников внутреннего шума: инженерно-технологического оборудования (оборудования лифтов, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, насосного оборудования, других систем, обеспечивающих функционирование жилых и общественных зданий), производственного и другого оборудования в общественных зданиях;
  • встроенных и пристроенных объектов.

В случае когда необходимо оценить шумовое влияние оборудования, измерения должны проводиться сначала при работающем оборудовании, затем в той же точке при выключенном оборудовании (фоновый уровень). Если разность между измеренным уровнем шума от оборудования и его фоновой величиной не превышает 10 дБа, то следует вносить соответствующую поправку в результаты измерения, а если разность между измеренным и фоновым уровнем шума менее 3 дБ, то использовать результат измерения недопустимо.

Однако данные Методические рекомендации имеют существенный недостаток, связанный с их юридической силой. Так, имеются судебные решения, в которых указано, что МУК 4.3.2194-07 носят рекомендательный характер. В частности, такой вывод представлен в Решении АС Вологодской области от 13.09.2012 по делу N А13-9265/2012, а также в Решении АС г. Москвы от 27.02.2014 по делу N А40-9198/14.

Административная ответственность за нарушение предельно допустимых уровней шума

Как правило, в случае установления факта нарушения предельно допустимых уровней шума на строительной площадке уполномоченные органы государственной власти привлекают виновное лицо к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (см., например, Решение Свердловского областного суда от 17.09.2012 по делу N 71-292/2012, Постановления ФАС ДВО от 21.07.2009 N Ф03-2910/2009 по делу N А73-12601/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 N 07АП-3572/08 по делу N А67-1535/08).

Названной статьей предусмотрено:

  • для должностных лиц - наложение административного штрафа от 500 до 1000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей - штраф в размере от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц - штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К сведению. Если в ходе проверки будет установлено, что уровень шума в норме, строительная компания может быть привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за загрязнение воздушной среды на территории строительной площадки. Так, в Постановлении ФАС СКО от 16.07.2010 по делу N А32-52588/2009-51/1016-318АЖ арбитры указали, что в соответствии с исследованиями атмосферного воздуха, проведенными на территории строительной площадки около жилого дома, при работе строительной техники содержание максимально-разовых концентраций взвешенных веществ и диоксида азота в атмосферном воздухе превышали предельно допустимые концентрации. При таких обстоятельствах организация была правомерно привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность также может быть установлена законами субъектов. Например, согласно ст. 2.1 КоАП Нижегородской области совершение действий (бездействия), нарушающих тишину и покой граждан, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 20 000 руб. Повторное совершение такого правонарушения повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц - от 4000 до 15 000 руб., на юридических лиц - от 15 000 до 30 000 руб.

Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 N 34-З.

Выполнение строительных работ в ночное время суток

Как было указано, требования к уровню шума должны быть соблюдены и в ночное время суток. Причем довольно часто законы субъектов РФ устанавливают дополнительные требования к выполнению строительных работ в ночное время суток. Например, п. 2.5.15 Постановления Правительства Москвы N 299-ПП предусмотрены дополнительные мероприятия при проведении земляных работ в ночное время суток:

  • глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • запрет на использование громкоговорящей связи;
  • исключение забивки свай, шпунта и производства прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • недопустимость работы оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

При этом согласно ст. 4.46 КоАП г. Москвы за нарушение установленных правовыми актами г. Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 40 000 руб., на юридических лиц - 300 000 руб. (см., например, Постановление ФАС МО от 25.11.2013 N Ф05-14088/2013 по делу N А40-4595/13-130-45).

Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях. Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45.

В некоторых случаях уполномоченные государственные органы пытались привлечь строительные компании к административной ответственности за производство строительных работ в ночное время по ст. 9.4 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.). Дело в том, что в некоторых случаях в проектной документации объекта (проекте организации строительства) указывается, что производство шумных работ в ночное время суток запрещено. В этом случае уполномоченному государственному органу необходимо установить и доказать как факт самих работ, так и факт несоответствия уровня шума от данных работ в помещениях близ расположенных зданий требованиям СП 51.13330.2011 "Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003". Если этого не будет сделано, то привлечение строительной компании к административной ответственности будет признано незаконным. Так, в Постановлении ФАС УО от 21.01.2014 N Ф09-14472/13 по делу N А60-26364/2013 арбитры признали незаконным привлечение подрядчика к административной ответственности, указав, что какие-либо измерения уровня шума работ по бетонированию стен и плит перекрытия 10-го и 11-го этажей жилого дома в ночное время или аналогичных работ, а именно работ, выразившихся в доставке бетонной смеси к месту работы с использованием автобетоносмесителей и выполнении монтажно-укладочных работ (подаче бетонной смеси с использованием башенного крана КН-310, укладке и уплотнении смеси с использованием ручных глубинных вибраторов), уполномоченным государственным органом не проводились.

Где обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ?

На первый взгляд ответ на этот вопрос очень прост - в арбитражном суде. В силу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом, можно обжаловать в арбитражном суде в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Однако исходя из положений, закрепленных ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ N 5 ). Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Примером рассмотрения дела по обжалованию постановления о привлечении к административной ответственности служит Решение Свердловского областного суда от 17.09.2012 по делу N 71-292/2012 (при работе строительной техники (башенного крана, экскаватора, самосвала МАЗ, ручного инструмента) на стройплощадке установлено превышение предельно допустимого уровня звука, на организацию наложен штраф).

Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Вместе с тем, если учесть, что строительная компания как подрядчик получает вознаграждение от заказчика за выполненные работы и при выполнении работ совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ, логично считать, что компания привлечена к административной ответственности в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, уполномоченные государственные органы довольно часто указывают в постановлении о привлечении к административной ответственности, что оно может быть обжаловано юридическим лицом в арбитражном суде. Конкретной судебной практики в этой ситуации нет. Возможность рассмотрения заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в арбитражный суд подтверждается судебной практикой (Постановления АС ЗСО от 22.10.2014 по делу N А45-22660/2013 , Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 N 05АП-6217/2015 по делу N А51-7128/2015).

Определением ВС РФ от 17.03.2015 N 304-КГ14-8057 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра.

В то же время некоторые суды прекращают такие дела в связи с их неподведомственностью арбитражному суду (Постановления АС ПО от 06.08.2014 по делу N А65-3198/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 07АП-2382/2015 по делу N А45-25924/2014 ). При этом арбитражные суды указывают, что строительная компания обязана представить доказательства обращения с заявлением в суд общей юрисдикции, а также обосновать правомерность обращения в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Перечисленные дела не связаны с шумами на строительной площадке, но показывают определенную тенденцию в судебной практике.

Обратите внимание! Проблема в том, что срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности составляет 10 дней, а если выбрать "неправильный" суд, то восстановить пропущенный срок будет крайне сложно. Хотя строительной компании может помочь Постановление ВС РФ от 06.07.2015 N 9-АД15-8, согласно которому пропущенный срок может быть восстановлен в связи с уважительной причиной его пропуска (привлеченное к ответственности лицо первоначально обратилось в арбитражный суд в пределах установленного законом срока на обжалование, а затем незамедлительно (после публикации постановления арбитражного суда о прекращении производства по делу) подало заявление в суд общей юрисдикции.

В заключение сформулируем выводы:

  • нормативы допустимого шума на территории жилой застройки установлены санитарными нормами и правилами СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.1.2.2645-10, кроме того, предельно допустимые уровни шума за территорией строительной площадки определены в проектной документации объекта согласно СП 51.13330.2011 и СНиП 23-03-2003;
  • органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные запреты в отношении шума на строительной площадке;
  • на практике уровень шума определяется в соответствии с МУК 4.3.2194-07, однако не стоит забывать, что документ носит рекомендательный характер;
  • в случае установления факта нарушения предельно допустимых уровней шума на строительной площадке уполномоченные органы государственной власти привлекают виновное лицо к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ;
  • в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде строительная компания обязана доказать, что она была привлечена к административной ответственности в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии таких доказательств заявление об обжаловании необходимо подать в суд общей юрисдикции (районный суд).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Статья 24. Требования к обеспечению защиты от шума

1. Размещение здания или сооружения на местности, проектные значения характеристик строительных конструкций, характеристики принятых в проектной документации типов инженерного оборудования, предусмотренные в проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории должны обеспечивать защиту людей от:

1) воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания);

2) воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения;

3) ударного шума;

4) шума, создаваемого оборудованием;

5) чрезмерного реверберирующего шума в помещении.

2. В здании или сооружении, которые могут являться источником шума, приводящего к недопустимому превышению уровня воздушного шума на территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения, должны быть предусмотрены меры по снижению уровня шума, источником которого является это проектируемое здание или сооружение.

3. Защита от шума должна быть обеспечена:

1) в помещениях жилых, общественных и производственных зданий;

2) в границах территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения.

4. В помещениях и на открытых площадках, где от различимости звука, создаваемого средствами радиооповещения, может зависеть безопасность людей, должны быть предусмотрены меры по обеспечению оптимального уровня громкости и различимости звука.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях установлены предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки.

Уровни шума от внешних источников в жилых помещениях оцениваются с учетом их измерения при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон.

Эквивалентные и максимальные уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного, железнодорожного транспорта в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБА выше (поправка = +10 дБА), указанных во второй строке приложения 3 к настоящим санитарным правилам.

Уровни звукового давления в октавных полосах частот в дБ, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА для шума, создаваемого в помещениях и на территориях, прилегающих к зданиям, системами кондиционирования воздуха, воздушного отопления и вентиляции и другим инженерно-технологическим оборудованием самого здания, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка = минус (-) 5 дБА), указанных в приложении 3 к настоящим санитарным правилам (поправку для тонального и импульсного шума в этом случае принимать не следует).

Для тонального и импульсного шума следует принимать поправку минус (-) 5 дБА.

Порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов проводится в соответствии МУК 4.3.2194-07
Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 5 апреля 2007г.)

Инструментальный контроль уровня шума в жилых зданиях проводится:

- перед вводом зданий в эксплуатацию - за исключением случаев строительства частных жилых домов (кроме многоквартирных) и дачных строений

- перед вводом в эксплуатацию и при контроле деятельности встроенных, пристроенных к жилым зданиям объектов, а также объектов, находящихся вблизи жилой застройки, и способных создавать повышенный уровень шума в жилых помещениях

- при рассмотрении жалоб населения на повышенный уровень шума в помещениях

- по заявкам юридических и физических лиц

- для получения информации с целью разработки мероприятий по улучшению акустической обстановки (с согласия жителей).

Инструментальный контроль уровня шума в общественных зданиях проводится:

- перед вводом зданий в эксплуатацию, в том числе после реконструкции

- в порядке государственного санитарно-эпидемиологического надзора

- при рассмотрении жалоб на повышенный уровень шума

- в порядке производственного контроля

- по заявкам юридических и физических лиц.

Примерный перечень источников шума в жилых помещениях и общественных зданиях включает:

- источники внешнего шума: транспорт, объекты производства различных работ на территории жилой застройки (ремонтных, строительных и др.), объекты, создающие при своем функционировании шум, в том числе различные звуковоспроизводящие установки промышленные предприятия

- источники внутреннего шума: инженерно-технологическое оборудование (оборудование лифтов, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, насосное оборудование, другие системы, обеспечивающие функционирование жилых и общественных зданий), производственное и другое оборудование в общественных зданиях

- встроенные и пристроенные объекты.

При решении вопроса о вводе жилых и общественных зданий в эксплуатацию измерения уровня шума проводят в помещениях, расположенных наиболее близко к внешним источникам шума (с окнами, выходящими на улицы с интенсивным движением, на производящие шум предприятия и т.д.), и в помещениях, расположенных наиболее близко к внутренним источникам шума (лифтам и оборудованию лифтов, вентиляционным системам, встроенным предприятиям и т.д.).

Оценка уровня шума, создаваемого в здании и на прилегающей территории инженерно-технологическим оборудованием самого здания, предусмотренным проектом: системами вентиляции, кондиционирования воздуха, воздушного отопления, лифтами и др. с поправкой - 5дБ (дБА), проводится на стадии проектирования (по расчетным данным), при приемке (вводе) здания в эксплуатацию и при эксплуатации здания (по результатам измерений уровня шума).

При организации измерений уровня шума от оборудования следует принять меры к снижению уровня фонового шума. Для уменьшения влияния фонового шума источников измерения следует проводить в период наименьшей интенсивности движения транспорта. В случае если разность между измеренным уровнем шума от оборудования и его фоновой величиной не превышает 10дБ (дБА), необходимо вносить поправку в результаты измерения (табл.1).

В случае, когда необходимо оценить шумовое влияние оборудования, измерения проводятся сначала при работающем оборудовании, затем в той же точке при выключенном оборудовании (фоновый уровень).

Если разность между измеренным и фоновым уровнем шума менее 3 дБ, то использовать результат измерения недопустимо. Измерения уровня шума проводят в дневное или в ночное время суток в зависимости от режима работы оборудования.

При круглосуточной эксплуатации оборудования измерения можно проводить в любое время суток, если это позволяет фоновый уровень. В этом случае возможно сравнение результатов с гигиеническими нормативами для ночного времени.

Если измеренные в помещении или на территории суммарные уровни шума от всех источников не превышают допустимых значений, уровни фонового шума не измеряются и поправки на влияние фоновых уровней не принимаются.

Процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:

- естественными и случайными явлениями

- поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры игра на музыкальных инструментах применение пиротехнических средств громкая речь и пение выполнение гражданами каких-либо бытовых работ проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.)

- подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации

- аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда

- обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений

- проведении массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.)

- проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.

Измерение уровня шума на территории жилой застройки проводится:

- при уточнении границ санитарно-защитных зон

- при определении возможности отвода земельных участков под жилую застройку, строительство лечебно-профилактических, детских, учебных учреждений и т.д.

- при рассмотрении жалоб населения

- в порядке производственного контроля

- для получения информации с целью разработки мероприятий по улучшению акустической обстановки

- по заявкам юридических и физических лиц.

Примерный перечень источников шума на территории жилой застройки включает:

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Контроль уровня шума на территории жилой застройки,
в жилых и общественных зданиях и помещениях

___________________________________________________________________
Текст Сравнения МУК 4.3.3722-21 с МУК 4.3.2194-07 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
___________________________________________________________________

Дата введения 2007-07-01

1. РАЗРАБОТАНЫ: А.В.Стерликов, И.В.Брагина, Е.М.Малков, В.Н.Лысенко, О.А.Пугачева (ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора); Л.В.Прокопенко, Ю.П.Пальцев, Н.Н.Курьеров (НИИ медицины труда РАМН); Г.Б.Ларина, Ю.М.Павлов (ОАО "ГипроНИИавиапром"); В.Я.Ицков, И.А.Веретина (Управление Роспотребнадзора по г.Москве); Е.А.Руднева, И.К.Калашникова (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г.Москве"); Л.В.Крайнева (Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю); В.И.Филин (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области"); А.П.Путилина (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области"); А.Д.Курепин, С.В.Кривошеев (ОАО НТМ "Защита"); С.М.Черненко (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН).

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора (протокол N 1 от 29 марта 2007 г.).

3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 05 апреля 2007 г.

4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01 июля 2007 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания устанавливают порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов.

1.2. Используемые в настоящих методических указаниях термины соответствуют терминам, используемым в действующих документах по гигиеническому нормированию шума.

1.3. Оценка соответствия уровня шума гигиеническим нормативам (санитарно-эпидемиологическая экспертиза) осуществляется центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами с подтвержденной квалификацией.

1.4. Измерение параметров шума в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам осуществляется испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.

1.5. При оценке влияния шума на здоровье человека следует руководствоваться положениями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

1.6. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим нормативам по уровню шума дается органами Роспотребнадзора на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы.

1.7. При планировании строительства объектов жилой застройки, промышленности и транспорта рекомендуется проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов расчета уровня шума на территории жилой застройки и в жилых и общественных зданиях по материалам проекта строительства объекта.

1.8. Оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими методическими указаниями.

1.9. Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума. Такого рода измерения позволяют предоставить заинтересованным лицам дополнительную информацию для проведения мероприятий по снижению уровня шума или оценки качества этих мероприятий.


1.10. Необходимо применять средства измерения не ниже 1-го класса точности, соответствующие требованиям действующих стандартов на средства измерения, позволяющие определять октавные уровни звукового давления , дБ, третьоктавные уровни звукового давления , дБ, уровни звука , дБА, эквивалентные уровни звука , дБА и максимальные уровни звука , дБА.

Предпочтительными для применения являются автоматические интегрирующие шумомеры.

1.11. Определение характера шума производится по результатам измерений и оценки в соответствии с критериями, изложенными в действующих санитарно-эпидемиологических правилах. Вычисление средних и эквивалентных уровней звука производится в соответствии с действующими нормативными документами.

1.12. Измерения уровней шума на открытой территории не должны проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра от 1 до 5 м/с следует применять противоветровое устройство.

1.13. Микрофон шумомера должен быть направлен в сторону основного источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, проводящего измерения. Если в помещении невозможно определить основной источник шума, микрофон должен быть направлен вертикально вверх.

1.14. Условия измерения и порядок эксплуатации средств измерения шума и их калибровки должны соответствовать инструкциям по эксплуатации этого оборудования. Калибровка шумомера (измерительной системы) проводится с помощью внешнего акустического калибратора.

1.15. С нормативными значениями должны сопоставляться результаты измерения в той точке помещения или территории (или зоны внутри них при наличии зонирования при разных допустимых значениях уровней шума), где получены наибольшие значения определяемых уровней звука (звукового давления).

1.16. Продолжительность измерения шума следует устанавливать в зависимости от характера шума.

Для постоянного шума измеряются уровни звукового давления в октавных полосах частот , дБ и уровни звука , дБА (с характеристикой "медленно").

При измерении постоянного шума проводится определение его возможного тонального характера в третьоктавных полосах частот.


Для непостоянного шума измеряются эквивалентные , дБА и максимальные уровни звука , дБА (с характеристикой "медленно").

1.17. Если источник шума может работать в нескольких режимах, измерения проводятся при работе на максимальном рабочем режиме. В случае выявления превышений гигиенических нормативов с помощью измерений могут определяться режимы работы, при которых гигиенические нормативы будут соблюдаться.

1.18. Протокол измерений шума оформляется в соответствии с установленной формой. В протоколе измерений помимо общих сведений, должны быть отражены: основные источники шума, характер шума, временной режим измерений, условия проведения измерений, влияющие на уровень и характер шума, поправки к нормативным значениям.

Значение уровней звука (уровней звукового давления) следует считывать с прибора и вносить в протокол с точностью до 1 дБА (дБ) с округлением при необходимости согласно общим правилам округления.

Поправки в допустимые и в измеренные уровни шума вносятся в протокол отдельно.

1.19. Процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:

естественными и случайными явлениями;

поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);

подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;

аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;

обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;

проведении массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);

проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.

2. Инструментальный контроль уровня шума в помещениях

2.1. Инструментальный контроль уровня шума в жилых зданиях проводится:

перед вводом зданий в эксплуатацию - за исключением случаев строительства частных жилых домов (кроме многоквартирных) и дачных строений;

перед вводом в эксплуатацию и при контроле деятельности встроенных, пристроенных к жилым зданиям объектов, а также объектов, находящихся вблизи жилой застройки, и способных создавать повышенный уровень шума в жилых помещениях;

при рассмотрении жалоб населения на повышенный уровень шума в помещениях;

по заявкам юридических и физических лиц;

для получения информации с целью разработки мероприятий по улучшению акустической обстановки (с согласия жителей).

2.2. Инструментальный контроль уровня шума в общественных зданиях проводится:

перед вводом зданий в эксплуатацию, в том числе после реконструкции;

в порядке государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

при рассмотрении жалоб на повышенный уровень шума;

в порядке производственного контроля;

по заявкам юридических и физических лиц.

2.3. Примерный перечень источников шума в жилых помещениях и общественных зданиях включает:

источники внешнего шума: транспорт, объекты производства различных работ на территории жилой застройки (ремонтных, строительных и др.), объекты, создающие при своем функционировании шум, в том числе различные звуковоспроизводящие установки; промышленные предприятия;

источники внутреннего шума: инженерно-технологическое оборудование (оборудование лифтов, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, насосное оборудование, другие системы, обеспечивающие функционирование жилых и общественных зданий), производственное и другое оборудование в общественных зданиях;

Акустика в градостроительстве: защита от шума

В условиях большого города люди постоянно подвергаются звуковым воздействиям, и многие акустические колебания вредны для организма и психического здоровья человека.

При оценке неблагоприятного воздействия звуков и шумов на человека следует исходить из основных характеристик:

  1. Интенсивность шума (амплитуда звуковых колебаний).
  2. Спектральный состав шума - преобладающие в нем частоты.
  3. Характер шума (периодичность, регулярность)
  4. Информационная составляющая шума.

Акустические колебания оказывают, прежде всего, воздействие на органы слуха и на нервную систему человека.

Интенсивный и продолжительный шум достоверно приводит к ослаблению слуха, вплоть до полной глухоты.

Звуковые раздражители создают психоэмоциональный стресс. Сначала он проявляется, как повышенная возбудимость и раздражительность человека, а затем сменяется астенией и заторможенностью.

У человека наблюдается повышенная утомляемость, головные боли, снижается работоспособность, нарушается сон, и при шуме нет полноценного отдыха.

Даже если человек защищается от интенсивного шума наушниками, звуковые колебания оказывают воздействие на весь организм, влияя на репродуктивную систему, на кроветворение, на кальциевый обмен и на другие системы.

Опасность шума усиливается при его интенсивности, и даже кратковременный громкий звук (свыше 100 ДБ) может привести к акустической травме.

Человек по-разному реагирует на звуковые колебания различных частот. Поражающим действием обладают слышимые и неслышимые ухом инфразвуковые и ультразвуковые колебания.

При постоянном сильном шуме его экспозиция действует угнетающе на органы слуха, нервную систему и весь организм человека.

Периодический шум менее угнетающий, но более раздражающий, в том числе, при невысокой интенсивности. Так, даже капающая из крана вода, может лишить сна и доводить до безумия.

Информационную составляющую шума следует учитывать, когда звуки мешают человеку выполнять занятия, требующие сосредоточенности, например, офисную работу. В этом случае вербальные сигналы могут отвлекать человека от основной деятельности.

Неблагоприятное действие шума усугубляется в совокупном воздействии с другими вредными факторами. Это, прежде всего, неблагоприятное воздействие вибрации, которая часто сопровождает шум, а также: раздражающая визуальная среда, неблагоприятные экологические факторы, стрессовая нагрузка на человека.

Для измерения уровня звука используются специальные приборы – шумомеры. Существуют недорогие бытовые приборы, которые позволяют ориентировочно оценить уровень шума, и они должны широко использоваться при проведении различных работ, для оценки звукоизоляции. Существуют и профессиональные приборы, которые на порядок дороже, но более точные, и исследуют звук в разных диапазонах. Для сертификации и экспертизы разрешено использовать только профессиональные приборы, с которыми работают обученные сотрудники. (ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний)

Для обеспечения максимального комфорта жизнедеятельности человека, требуется не просто соблюдать нормативы, а стремиться защитить психику даже от слабых шумов, свести к минимуму звуковое поражение. Следует исходить из того, что для обеспечения акустического комфорта следует поддерживать фоновый уровень шумов на 10-20 Дб ниже максимально допустимого или ещё тише.

Основы защиты от звуков следующие:

  1. Переход к использованию малошумных машин и механизмов.
  2. Использование защиты расстоянием.
  3. Использование защиты временем.
  4. Использование различных защитных средств, экранов, поглощающих и отражающих звуковые колебания.

Современные машины и механизмы менее шумные, чем "динозавры" из прошлого. С помощью звукозащитных кожухов и других приспособлений можно понизить машинные шумы. Часто шумы свидетельствуют о неисправности машин и механизмов, и содержание их в должном состоянии также позволяет снизить уровень шума. (Это же относится к водопроводным и сантехническим шумам)

Существуют нормативы дистанции, санитарные зоны для различных строительных объектов: для дорог, для автостоянок и автозаправок, для производственных объектов, для энергообьектов и т. д.

Уровень шума снижается с квадратом расстояния между объектами. На распространение шума влияют погода и направление ветра, поэтому при проектировании, например, предприятия, стараются разместить его так, чтобы преимущественное направление по розе ветров было в сторону этого предприятия, от селитебной зоны. Это не только позволяет снизить уровень шума, но и защищает от вредных выбросов с предприятия.

Также при большом строительстве следует позаботиться о своевременном отселении тех, кто попадает в зону действия шума и других неблагоприятных факторов. Если этим пренебречь, возможны иски от граждан о нарушении их комфортной среды обитания, и по решению суда могут запретить строительные или эксплуатационные работы.

Когда проводятся какие-либо шумные работы, например, при строительстве, следует исходить из того, что неблагоприятное воздействие шума на людей – более всего в ночные часы и в выходные дни.

Рекомендуется исходя из этого планировать работы и извещать население о времени и сроках проведении особо шумных работ.

Для обеспечения акустической безопасности используются индивидуальные и коллективные методы защиты.

Индивидуальные методы - использование различных защитных наушников и шлемов, индивидуальных защитных экранов и кабин, а также использование дистанционных методов управления техникой для защиты расстоянием.

Коллективные методы можно разделить на уличные и те, которые используются в зданиях и сооружениях. Методы испытания звукоизолирующих конструкций регламентируется ещё советским нормативом - ГОСТ 27296-87 ЗАЩИТА ОТ ШУМА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

К уличным защитным сооружениям относят различные экраны, которые устанавливаются вдоль оживлённых трасс, заборы, которые окружают строительные площадки, другие объекты. При этом важно правильно спроектировать высоту защитных сооружений, ибо низкие звуки дифракционно огибают препятствия. Экраны и заборы не только поглощают, но и отражают звуковые колебания, поэтому за экраном будет тише, а внутри – ещё громче.

Важно соблюдать целостность экранирования, поскольку в дефектах может наблюдаться интерференция звуковых волн.

Разного рода отверстия, например, арки, могут сами порождать звуковые колебания при ветре, что следует учитывать при проектировании урбанистических ландшафтов.

А вообще источники городского шума можно разделить на:

  • природные (ветер, осадки и др.),
  • промышленные (от работающих предприятий и строительной деятельности),
  • транспортные (наземный и воздушный),
  • антропогенные (потоки людей, торговля, развлечения и т. д.).

Все эти факторы следует учитывать в совокупности для создания благоприятной акустической среды в населённых пунктах.

Поглощают и рассеивают звуковые волны растительные насаждения: деревья и кустарники, поэтому озеленение городов это - и забота об экологии, и борьба с шумом.

В селитебной зоне большие здания также служат в качестве звуковых экранов для защиты дворов, детских образовательных учреждений и т. д.

Различные строительные конструкции имеют свойство поглощать и отражать звуковые волны.

Наиболее эффективны конструкции и материалы, в которых сочетаются плотность и воздушность.

Такими материалами, например, являются кирпичи, особенно, с пустотами, пенобетон, пенопласт, утеплительные материалы (базалит) и другие.

Современные сэндвич-конструкции позволяют не только эффективно утеплять здание, но и создавать звукоизоляцию.

Для защиты от шума важно обеспечить качественный монтаж конструкций. Трещины, просветы, неравномерная укладка звукоизолирующих материалов - все это может привести к неэффективной защите от шума.

Благодаря остеклению оконных проемов и лоджий многослойным стеклопакетами, можно многократно снизить уровень звукового фона в помещениях до комфортного.

Помимо защиты от внешних шумов, необходимо защититься от шумов внутренних. Основные источники:

  • лифты,
  • электрооборудование,
  • система вентиляции,
  • система отопления и водоснабжения,
  • различные приборы, машины и механизмы, используемые эксплуатантами помещений.
  • антропогенный шум (разговоры, музыка, телевизор и т. д.)

Для защиты от внутренних шумов используют проектные решения. Размещают оборудование вне жилых и офисных помещений. Используют централизованные схемы, например, для водоснабжения и для вентиляции. Устанавливают защитные экраны и кожухи на шумные приборы и оборудование. Помещают шумную технику в специальные звукоизолированные помещения. Регламентируют использование аудиоаппаратуры, и отделяют зоны работы и активного отдыха.

Снизить антропогенный шум можно, если быть вежливым и соблюдать правила общежития. Однако, когда в помещениях созданы комфортные условия для работы и проживания, тогда значительно меньше поводов для создания антропогенного шума, поддерживается благоприятный акустический фон в жилых, производственных и офисных помещениях.

Автор: Алексей Гессе, консультант по строительной экспертизе, г. Хабаровск

Читайте также: