План урока по русскому языку и литературе

Обновлено: 04.07.2024

Задача данного урока – расширить представление обучающихся о номинативной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи, а также сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определённых языковых форм, при этом предупреждая речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.

Для реализации данных задач была выбрана форма урока – заседание лингвистической лаборатории – и методы – практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения) и частично-поисковые. Форма обучения коллективная и индивидуальная.

Работа на уроке проходила в несколько этапов.

На этапе подготовки к активному и сознательному восприятию материала обучающиеся, анализируя формулировку темы и эпиграф к уроку, определяют цели урока – расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастий и деепричастий в нашей речи.

Закрепление изученного на уроке ведётся на материале упражнения № 409.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать; знание определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный).

Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории.

Методы:

  1. практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);
  2. частично-поисковые.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

Определите цель нашего урока.

= расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

  • грамматические признаки причастия и деепричастия;
  • признаки текста художественного стиля.
  • находить причастия и деепричастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль;
  • составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Лингвистический эксперимент.

! Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.

! Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.

? Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?

=при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

! Найти причастия, обозначить суффикс, Д.-С.; синтаксическая роль.

! Прочитать вслух все тексты.

! Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?

= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.

? Почему это возможно?

= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.

? С помощью каких выразительных средств мы создали образ ландыша?

=А вот как увидел ландыш С.Я.Маршак. (Упр.398).

? Какие средства выразительности использовал поэт в своем стихотворении?

(Коллективная работа по упражнению).

? Найти прилагательные и причастия. Какую роль выполняют в тексте?

4. Индивидуальное задание. Лингвистическая задача.

Найти: причастия, определить роль в данном тексте.

Решение: лингвистический текст (роль причастия в текстах художественного стиля).

? В текстах какого типа речи чаще всего встречаются причастия, имеющие экспрессивную окраску?

= описание (признак как действие)

? Почему?

5. Упражнение 404 ( высказывание Григоровича)

? О какой форме глагола идет речь?

? Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

? В чем необычность этого стихотворения?

? Почему записано столь необычно?

? Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.

? В чем особенность деепричастий?

= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.

? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.

7. ?Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

= Исследовать эту проблему мы попросили младших научных сотрудников нашей лаборатории.

(Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.)

Индивидуальное задание. (Рисунки к фразеологизмам.)

Ученица. Попробуйте создать шуточный текст-зарисовку в 4-6 предложений, используя фразеологизм. Например, такой, как получился у меня.

8. Творческая лаборатория.

! Создать текст по зашифрованному на рисунке фразеологизму.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : Знакомство с библиотекой. Правило оживания в общежитии. Договор как деловая бумага.

Задача: Вызвать у студентов интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий.

Оборудование : договоры

- Здравствуйте, ребята! Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек.

Группа делится на несколько микрогрупп.

1 – ознакомят с понятием абонемент, с историей его происхождения.

– ознакомят с читальным залом.

3- ознакомят с читательским формуляром.

– с правилами, как нужно обращаться с книгой.

5- правилами пользования библиотекой.

ознакомление с библиотечным подразделением – абонементом.

1 студент - В библиотеках обычно два отделения: абонемент и читальный зал.

Абонемент – подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу книг на дом.

2 студент - Право пользования абонементом в библиотеках России до 1917 года тоже стоило денег. Сегодня мы привыкли называть абонементом то место в библиотеке, где книги выдаются на дом бесплатно.

3 студент - В библиотеке есть абонемент, куда можно обратиться, посоветоваться с библиотекарем и взять в пользование книги на определенный срок, установленный правилами пользования библиотекой.

4 студент - Абонент – это ты. Это каждый из нас – тех, кто записался в библиотеку: школьную, районную, сельскую, городскую. Абонент имеет право взять любую книгу, которая есть на абонементе. Но кроме этих замечательных прав у абонента есть обязанности: за испорченную или потерянную книгу придется возместить библиотеке убыток. А ели абонент будет постоянно задерживать книги, его могут даже исключить из библиотеки.

5 студент - История умалчивает о том, когда появилось читательское племя, которое забывало возвращать взятые в библиотеке книги или небрежно относилось к ним. Между тем известно, что в Древнем Египте, того, кто терял папирус, ждала мучительная казнь, а за неаккуратное отношение к книгам виновный получал 200 ударов палкой. Большой книголюб Фридрих Великий в подобных случаях ограничивался отправкой в тюрьму на 20 лет. Был принят закон о наказании кнутом и семилетним заключением читателей, загибающих страницы книги.

2. Ознакомление с читальным залом.

Читальный зал – специально оборудованное помещение для работы с материалами из фонда библиотеки.

В библиотеках Древнего мира были залы с книгами (в форме полукруга или прямоугольника), украшенные скульптурами, мраморными скамьями. В библиотеках занимались в светлое время суток, поэтому фасадом читальные залы были размещены на восток, при этом учитывалось направление ветров. В средние века в целях сохранности книги приковывали цепями, чтобы их невозможно было унести.

Именно в читальном зале собраны самые ценные по содержанию и дорогие по стоимости издания, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре. Поэтому они на дом не выдаются.

Познакомившись с наставлениями, вы поняли, что в читальном зале нельзя шуметь, разговаривать вслух и двигать стулья с грохотом. Разумеется, здесь можно почитать интересную книгу или полистать журналы. Запомните, сюда приходят работать.

3. Ознакомление с читательскими формулярами.

- А теперь поговорим об одном из главных документов библиотеки – читательском формуляре.

А сначала о том, кто такой читатель.

Когда читатель приходит в библиотеку, на него оформляется читательский формуляр – это и есть один из главных документов библиотеки. В формуляр записывают фамилию автора книги, ее название, инвентарный номер книги, срок возврата – эта простая запись может многое рассказать о читателе и о человеке.

4. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

​ ∙ Не рисовать, не писать ничего в книгах;

​ ∙ Не вырывать листы, не вырезать картинки;

​ ∙ Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

​ ∙ Не читать книги во время еды;

​ ∙ Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

5. Правила пользования библиотекой

В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.

Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.

Закрепление нового материала:

Задания: 1. Найдите лексические значения слов абонемент, формуляр, каталог,библиография.

2. Определите род и склонение следующих существительных: совет, порядок, информация, сохранность,правило, ущерб, размер, порча, утеря, документ, стоимость, цена, подпись.

3. Произведите морфологический разбор следующих слов: компенсируют, общественный, перечень, удостоверяющий.

Национальная библиотека Республики Казахстан.

Национальная библиотека Казахстана - самая крупная в республике.

Она была основана в 1931 году.

Ежедневно библиотек. посещают около 2 тыс. читателей. Здесь имеется более 5 млн. отечественн. и иностранн. изданий по всем отраслям знаний. Ежегодно в фонды библиотеки поступает 150-160 тыс. различных

публикаций, из них более 80 тыс. - книг.

В библиотеке есть фонд редк. книг и рукописей, в котором около 25 тыс. томов на казахск. , русск. , восточных языках, а также на языках народ.. стран Западной Европы Х VI - Х VIII вв. и первой половины Х I Х столетия. Это произведения Аль-Фараби, Абая, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова и др.

Большую ценность представляет краеведческая литература, которая рассказывает об истор. , природных ресурс. экономик. культур. и искусстве Казахстана.

Библиотека имеет богат. собрание иностранн. литературы на 54 языках народ. мира. Читател. могут заниматься в 20 читальных залах. Это залы общественно-политическ. техническ. краеведческ. литературы, литературоведения и языкознания, зал естественн. наук, медицины, сельского хозяйства. Дополнительно имеются залы периодическ. изданий, новых поступлений и для просмотра микрофильмов.

Для читателей ежегодно проводятся читательск. конференции, литературн. и музыкальн. вечера, книжн. выставки.

Задания к тексту:

1. Спишите, вставляя пропущенные окончания существительных и прилагательных. Укажите число, падеж, род / если есть/.

3. Запомните правописание сложных прилагательных / запишите в тетрадях/: справочно-информационное обслуживание, информационно-библиографическая работа, научно- вспомогательный указатель., книжно- иллюстративная выставка.

4. Какова воспитательная ценность народной мудрости?

Знания от рождения не даются, они приобретаются. Имя мастера остается в его творениях, имя ученого остается в его книгах.

Сильный победит одного, ученый - тысячу.

6. Подготовьте информацию о библиотеке нашего колледжа.

Обращаясь к великим людям России, которые были великими читателями, мы прежде всего думаем о Михаиле Васильевиче Ломоносове

Но он не забывал об этих огорчениях, думал о том, как ему повезло: он учится, академия расположена недалеко от книжного торга, где можно купить печатную или рукописную книгу. Книги стали главным расходом Ломоносова.

Задания к тексту.

1. Прочитайте. Как бы вы озаглавили текст? Определите основную мысль текста.

2.Составьте план к тексту. Подготовьте пересказ содержания текста.

3. Назовите основные способы словообразования, в качестве примеров используйте следующие слова: КГУ, КЭК, книжный, научные, зарубежные, просмотр.

4. Прочитайте и запишите высказывания писателей о книге. Какую роль играют книги в вашей жизни?

« Из книги вы узнаете, как живут народы разных стран, как борются они за свободу, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

Учитель русского языка и литературы

Н. Н. Будникова, Н. И. Дмитриева, Т. Г. Хохлявина "Поурочные разработки по русскому языку" (10-11 классы)

Учитель русского языка и литературы

М. А. Бондаренко "Русский язык. Поурочные разработки" (5-9 классы)

Учитель русского языка и литературы

Н. В. Егорова "Поурочные разработки по русскому языку" (5-9 класс)

Учитель русского языка и литературы

Н. В. Беляева "Поурочные разработки по литературе" (5-9 классы)

Учитель русского языка и литературы

Технологические карты уроков по литературе (5-9 класс) Саранчина, Донскова, Ланин

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Методические пособия к УМК В. В. Бабайцевой (7-9 классы)

Учитель русского языка и литературы

А. Н. Романова, Н. В. Шуваева "Технологические карты уроков по литературе" (10-11 классы, к учебнику Ю. В. Лебедева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-определить позицию прилагательных и назвать синтаксическую роль.

Критерий оценивания

- создает рассказ-описание с опорой на ключевые слова;

- использует изучающее и выборочное чтение;

- согласовывает прилагательные с существительными, образовывает краткую форму прилагательных.

Языковые цели

Времена года – жыл мезгілдері – seasons

чародейка –сиқыршы - wizard

Основные термины и словосочетания: часть речи, имя прилагательное, согласование, краткая форма прилагательных, текст, описание.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважении к родному языку; формировании толерантного отношения к русскому языку; воспитание чувства прекрасного.

Межпредметная связь

Предшествующие знания по теме

Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме: Имя прилагательное. Составляют текст-описание.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Начало урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся на двух языках.
- Здравствуйте. Сәлемесіздер ме.

Деление на группы по жребию.

В корзине находятся картинки: зимний лес, осенний лес, летний лес.

Учащиеся достают картинки из корзины и формируются в 3 группы.




II. Актуализация знаний.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой и предлагает догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.

(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока.

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Мы отправимся в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою. "

Целевая установка

- Каждое время года прекрасно, удивительно и неповторимо. И когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, эмоциями, переживаниями.

– Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина.

Продолжим учиться выразительно читать, согласовывать имена прилагательные с именами существительными и анализировать краткую фору прилагательных.

- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Развивающие:

- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся

Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная

1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

2. Вводная часть

  1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык ”. (К. Г. Паустовский).

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

- Сегодня мы узнаем новое об одном из второстепенных членов предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

3. Словарный диктант

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)

  1. Не видимый для охотника,
  2. не тронутая инеем трава,
  3. нестерпимая боль,
  4. нисколько не раскаявшийся,
  5. непоправимый поступок,
  6. не тронутые июльским зноем,
  7. не покрашенный заново,
  8. никем не выучены,
  9. неумолкаемый шум,
  10. непоправимый поступок,
  11. ненавидевший всех,
  12. незастроенный пустырь,
  13. не освещенная солнцем,
  14. негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

4. Изучение нового материала.

- Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

1. Я подошёл к огромному дубу.

2. На диван прилёг утомившийся малыш.

3. Я живу на третьем этаже.

4. Этот рассказ мне понравился.

5. Её вещи лежали в шкафу.

6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

- Чтение материала § 17 (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  1. Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставить от них вопросы какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  3. Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей. чья. чьё, чьи
  4. Вывод: значит, это определение.
  5. Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

7. Закрепление нового материала

Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

8. Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

9. Самостоятельная работа

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

10. Подведение итогов урока:

- Чему вы сегодня учились?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели ставили перед собой?

- Вы достигли поставленных целей?

- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточку рефлексии.

- карточка для рефлексии:

Я знаю, как определить определения

Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

11. Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.

Читайте также: