План урока по русскому языку и литературе
Обновлено: 04.07.2024
Задача данного урока – расширить представление обучающихся о номинативной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи, а также сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определённых языковых форм, при этом предупреждая речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
Для реализации данных задач была выбрана форма урока – заседание лингвистической лаборатории – и методы – практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения) и частично-поисковые. Форма обучения коллективная и индивидуальная.
Работа на уроке проходила в несколько этапов.
На этапе подготовки к активному и сознательному восприятию материала обучающиеся, анализируя формулировку темы и эпиграф к уроку, определяют цели урока – расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастий и деепричастий в нашей речи.
Закрепление изученного на уроке ведётся на материале упражнения № 409.
Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин
Цели:
- Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
- Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
- Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать; знание определений; умение работать с учебником.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный).
Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории.
Методы:
- практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);
- частично-поисковые.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.
Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.
Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).
Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?
Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?
Определите цель нашего урока.
= расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.
- грамматические признаки причастия и деепричастия;
- признаки текста художественного стиля.
- находить причастия и деепричастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль;
- составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм.
IV. Усвоение новых знаний.
1. Лингвистический эксперимент.
! Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
! Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
? Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
=при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.
Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?
2. Анализ художественного текста.
А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)
! Найти причастия, обозначить суффикс, Д.-С.; синтаксическая роль.
! Прочитать вслух все тексты.
! Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?
= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.
? Почему это возможно?
= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.
? С помощью каких выразительных средств мы создали образ ландыша?
=А вот как увидел ландыш С.Я.Маршак. (Упр.398).
? Какие средства выразительности использовал поэт в своем стихотворении?
(Коллективная работа по упражнению).
? Найти прилагательные и причастия. Какую роль выполняют в тексте?
4. Индивидуальное задание. Лингвистическая задача.
Найти: причастия, определить роль в данном тексте.
Решение: лингвистический текст (роль причастия в текстах художественного стиля).
? В текстах какого типа речи чаще всего встречаются причастия, имеющие экспрессивную окраску?
= описание (признак как действие)
? Почему?
5. Упражнение 404 ( высказывание Григоровича)
? О какой форме глагола идет речь?
? Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.
? В чем необычность этого стихотворения?
? Почему записано столь необычно?
? Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
? В чем особенность деепричастий?
= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.
? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.
7. ?Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?
= Исследовать эту проблему мы попросили младших научных сотрудников нашей лаборатории.
(Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.)
Индивидуальное задание. (Рисунки к фразеологизмам.)
Ученица. Попробуйте создать шуточный текст-зарисовку в 4-6 предложений, используя фразеологизм. Например, такой, как получился у меня.
8. Творческая лаборатория.
! Создать текст по зашифрованному на рисунке фразеологизму.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема : Знакомство с библиотекой. Правило оживания в общежитии. Договор как деловая бумага.
Задача: Вызвать у студентов интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий.
Оборудование : договоры
- Здравствуйте, ребята! Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек.
Группа делится на несколько микрогрупп.
1 – ознакомят с понятием абонемент, с историей его происхождения.
– ознакомят с читальным залом.
3- ознакомят с читательским формуляром.
– с правилами, как нужно обращаться с книгой.
5- правилами пользования библиотекой.
ознакомление с библиотечным подразделением – абонементом.
1 студент - В библиотеках обычно два отделения: абонемент и читальный зал.
Абонемент – подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу книг на дом.
2 студент - Право пользования абонементом в библиотеках России до 1917 года тоже стоило денег. Сегодня мы привыкли называть абонементом то место в библиотеке, где книги выдаются на дом бесплатно.
3 студент - В библиотеке есть абонемент, куда можно обратиться, посоветоваться с библиотекарем и взять в пользование книги на определенный срок, установленный правилами пользования библиотекой.
4 студент - Абонент – это ты. Это каждый из нас – тех, кто записался в библиотеку: школьную, районную, сельскую, городскую. Абонент имеет право взять любую книгу, которая есть на абонементе. Но кроме этих замечательных прав у абонента есть обязанности: за испорченную или потерянную книгу придется возместить библиотеке убыток. А ели абонент будет постоянно задерживать книги, его могут даже исключить из библиотеки.
5 студент - История умалчивает о том, когда появилось читательское племя, которое забывало возвращать взятые в библиотеке книги или небрежно относилось к ним. Между тем известно, что в Древнем Египте, того, кто терял папирус, ждала мучительная казнь, а за неаккуратное отношение к книгам виновный получал 200 ударов палкой. Большой книголюб Фридрих Великий в подобных случаях ограничивался отправкой в тюрьму на 20 лет. Был принят закон о наказании кнутом и семилетним заключением читателей, загибающих страницы книги.
2. Ознакомление с читальным залом.
Читальный зал – специально оборудованное помещение для работы с материалами из фонда библиотеки.
В библиотеках Древнего мира были залы с книгами (в форме полукруга или прямоугольника), украшенные скульптурами, мраморными скамьями. В библиотеках занимались в светлое время суток, поэтому фасадом читальные залы были размещены на восток, при этом учитывалось направление ветров. В средние века в целях сохранности книги приковывали цепями, чтобы их невозможно было унести.
Именно в читальном зале собраны самые ценные по содержанию и дорогие по стоимости издания, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре. Поэтому они на дом не выдаются.
Познакомившись с наставлениями, вы поняли, что в читальном зале нельзя шуметь, разговаривать вслух и двигать стулья с грохотом. Разумеется, здесь можно почитать интересную книгу или полистать журналы. Запомните, сюда приходят работать.
3. Ознакомление с читательскими формулярами.
- А теперь поговорим об одном из главных документов библиотеки – читательском формуляре.
А сначала о том, кто такой читатель.
Когда читатель приходит в библиотеку, на него оформляется читательский формуляр – это и есть один из главных документов библиотеки. В формуляр записывают фамилию автора книги, ее название, инвентарный номер книги, срок возврата – эта простая запись может многое рассказать о читателе и о человеке.
4. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
∙ Не рисовать, не писать ничего в книгах;
∙ Не вырывать листы, не вырезать картинки;
∙ Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
∙ Не читать книги во время еды;
∙ Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
5. Правила пользования библиотекой
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.
Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.
Закрепление нового материала:
Задания: 1. Найдите лексические значения слов абонемент, формуляр, каталог,библиография.
2. Определите род и склонение следующих существительных: совет, порядок, информация, сохранность,правило, ущерб, размер, порча, утеря, документ, стоимость, цена, подпись.
3. Произведите морфологический разбор следующих слов: компенсируют, общественный, перечень, удостоверяющий.
Национальная библиотека Республики Казахстан.
Национальная библиотека Казахстана - самая крупная в республике.
Она была основана в 1931 году.
Ежедневно библиотек. посещают около 2 тыс. читателей. Здесь имеется более 5 млн. отечественн. и иностранн. изданий по всем отраслям знаний. Ежегодно в фонды библиотеки поступает 150-160 тыс. различных
публикаций, из них более 80 тыс. - книг.
В библиотеке есть фонд редк. книг и рукописей, в котором около 25 тыс. томов на казахск. , русск. , восточных языках, а также на языках народ.. стран Западной Европы Х VI - Х VIII вв. и первой половины Х I Х столетия. Это произведения Аль-Фараби, Абая, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова и др.
Большую ценность представляет краеведческая литература, которая рассказывает об истор. , природных ресурс. экономик. культур. и искусстве Казахстана.
Библиотека имеет богат. собрание иностранн. литературы на 54 языках народ. мира. Читател. могут заниматься в 20 читальных залах. Это залы общественно-политическ. техническ. краеведческ. литературы, литературоведения и языкознания, зал естественн. наук, медицины, сельского хозяйства. Дополнительно имеются залы периодическ. изданий, новых поступлений и для просмотра микрофильмов.
Для читателей ежегодно проводятся читательск. конференции, литературн. и музыкальн. вечера, книжн. выставки.
Задания к тексту:
1. Спишите, вставляя пропущенные окончания существительных и прилагательных. Укажите число, падеж, род / если есть/.
3. Запомните правописание сложных прилагательных / запишите в тетрадях/: справочно-информационное обслуживание, информационно-библиографическая работа, научно- вспомогательный указатель., книжно- иллюстративная выставка.
4. Какова воспитательная ценность народной мудрости?
Знания от рождения не даются, они приобретаются. Имя мастера остается в его творениях, имя ученого остается в его книгах.
Сильный победит одного, ученый - тысячу.
6. Подготовьте информацию о библиотеке нашего колледжа.
Обращаясь к великим людям России, которые были великими читателями, мы прежде всего думаем о Михаиле Васильевиче Ломоносове
Но он не забывал об этих огорчениях, думал о том, как ему повезло: он учится, академия расположена недалеко от книжного торга, где можно купить печатную или рукописную книгу. Книги стали главным расходом Ломоносова.
Задания к тексту.
1. Прочитайте. Как бы вы озаглавили текст? Определите основную мысль текста.
2.Составьте план к тексту. Подготовьте пересказ содержания текста.
3. Назовите основные способы словообразования, в качестве примеров используйте следующие слова: КГУ, КЭК, книжный, научные, зарубежные, просмотр.
4. Прочитайте и запишите высказывания писателей о книге. Какую роль играют книги в вашей жизни?
« Из книги вы узнаете, как живут народы разных стран, как борются они за свободу, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.
Н. Н. Будникова, Н. И. Дмитриева, Т. Г. Хохлявина "Поурочные разработки по русскому языку" (10-11 классы)
М. А. Бондаренко "Русский язык. Поурочные разработки" (5-9 классы)
Н. В. Егорова "Поурочные разработки по русскому языку" (5-9 класс)
Н. В. Беляева "Поурочные разработки по литературе" (5-9 классы)
Технологические карты уроков по литературе (5-9 класс) Саранчина, Донскова, Ланин
Методические пособия к УМК В. В. Бабайцевой (7-9 классы)
А. Н. Романова, Н. В. Шуваева "Технологические карты уроков по литературе" (10-11 классы, к учебнику Ю. В. Лебедева)
-определить позицию прилагательных и назвать синтаксическую роль.
Критерий оценивания
- создает рассказ-описание с опорой на ключевые слова;
- использует изучающее и выборочное чтение;
- согласовывает прилагательные с существительными, образовывает краткую форму прилагательных.
Языковые цели
Времена года – жыл мезгілдері – seasons
чародейка –сиқыршы - wizard
Основные термины и словосочетания: часть речи, имя прилагательное, согласование, краткая форма прилагательных, текст, описание.
Привитие ценностей
Ценности, основанные на любви и уважении к родному языку; формировании толерантного отношения к русскому языку; воспитание чувства прекрасного.
Межпредметная связь
Предшествующие знания по теме
Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме: Имя прилагательное. Составляют текст-описание.
Запланированные этапы урока
Виды запланированных упражнений на уроке
Начало урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся на двух языках.
- Здравствуйте. Сәлемесіздер ме.
Деление на группы по жребию.
В корзине находятся картинки: зимний лес, осенний лес, летний лес.
Учащиеся достают картинки из корзины и формируются в 3 группы.
II. Актуализация знаний.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой и предлагает догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.
(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока.
- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Мы отправимся в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою. "
Целевая установка
- Каждое время года прекрасно, удивительно и неповторимо. И когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, эмоциями, переживаниями.
– Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина.
Продолжим учиться выразительно читать, согласовывать имена прилагательные с именами существительными и анализировать краткую фору прилагательных.
- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.
Развивающие:
- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся
Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная
1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)
2. Вводная часть
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
На доске эпиграф к уроку:
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык ”. (К. Г. Паустовский).
- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).
- Какими словами Паустовский характеризует наш язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)
- Как вы понимаете эти слова?
- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)
- Сегодня мы узнаем новое об одном из второстепенных членов предложения.
- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).
3. Словарный диктант
До начала знакомства с новым материалом проведём словарный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)
- Не видимый для охотника,
- не тронутая инеем трава,
- нестерпимая боль,
- нисколько не раскаявшийся,
- непоправимый поступок,
- не тронутые июльским зноем,
- не покрашенный заново,
- никем не выучены,
- неумолкаемый шум,
- непоправимый поступок,
- ненавидевший всех,
- незастроенный пустырь,
- не освещенная солнцем,
- негромко вскрикнула.
- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).
- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?
4. Изучение нового материала.
- Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.
1. Я подошёл к огромному дубу.
2. На диван прилёг утомившийся малыш.
3. Я живу на третьем этаже.
4. Этот рассказ мне понравился.
5. Её вещи лежали в шкафу.
6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.
5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.
- Чтение материала § 17 (с. 59, 1-2 абзац, примеры)
- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.
Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.
- Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
- Поставить от них вопросы какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
- Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей. чья. чьё, чьи
- Вывод: значит, это определение.
- Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией
- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)
- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)
6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
7. Закрепление нового материала
Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.
8. Работа по рядам:
Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения
Цветок, дерево, море
9. Самостоятельная работа
Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.
Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены
1. В голосе его подрагивали нотки смеха.
2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.
3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.
4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.
5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.
10. Подведение итогов урока:
- Чему вы сегодня учились?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие цели ставили перед собой?
- Вы достигли поставленных целей?
- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточку рефлексии.
- карточка для рефлексии:
Я знаю, как определить определения
Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.
В самостоятельной работе я допустил ошибки.
11. Домашнее задание:
Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.
Читайте также: