Каким должен быть учитель в инклюзивной школе

Обновлено: 06.07.2024

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций : признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др. Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, по моему мнению, — готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

В образовательном процессе педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика). Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

В воспитательном процессе педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, использовать их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования[/i]1. Современное состояние инклюзивного образования.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере В январе 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в основе которого положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки.

Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования 1-слайд :Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования. 2-слайд : В этой связи видится острая.

Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования В последнее время существенно увеличилось количество детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Все больше осознается, что.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Переход массовой школы к новому типу обучения – инклюзии – поставил перед учителями ряд новых требований и задач, которые ранее были несвойственны для педагогов.

Инклюзивное образование, то естьвключение в общеобразовательный класс детей с ОВЗ, предполагает новую организацию учебного пространства, владение технологиями, заимствованными из специальной педагогики, и способность разрешать трудности интегрированных учеников с особыми образовательными потребностями.

Учителя общеобразовательных школ должны обладать дополнительными, нетребуемыми для обучения здоровых детей профессиональными качествами.

Личностная компетентность – положительное отношение учителя к происходящей в общем образовании интеграции и к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.

В основе глубокого положительного отношения к происходящим в образовании процессам находятся понимание и принятие современной социальной политики, в рамках которой всячески поддерживаются и изыскиваются способы включения людей с ОВЗ (детей и взрослых) в социум.

При понимании и принятии современных установок обучение детей с ОВЗ в массовой школе и в связи с этим собственные профессиональные обязанности будут восприниматься учителем как естественное следствие, соответствующее логике глобального развития мира и страны.

Своими действиями учителя транслируют идеологию инклюзии как феномена, который несет в себе ценность, свидетельствует о гуманистических настроениях в обществе и, в свою очередь, является примером сосуществования здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эффективное обучение детей с нарушениями развития происходит при адекватном со стороны учителя мнении об их учебных возможностях и заданиях, для выполнения которых требуются мотивация, сосредоточенность и посильное напряжение. В этом случае состоится действительное продвижение ребенка по учебной программе, его интеллектуальное развитие и восхождение к сложным учебным навыкам.

Профессиональную компетентность составляют знания о педагогических технологиях работы с детьми с ОВЗ и методах совместного обучения.

Подробную структуру профессиональной компетентностью (наряду с предметными знаниями, знаниями общей педагогики, теорией и методикой преподавания) образуют способности идентифицировать образовательные потребности детей с ОВЗ и в соответствии с полученной информацией определять общую педагогическую стратегию и ее отдельные задачи, производить отбор методов и средств обучения, наиболее соответствующих образовательным возможностям конкретного ученика.

Сферу профессиональной компетентности составляют:

  • знания возрастных и личностных особенностей развития детей с ОВЗ в условиях совместного обучения;
  • знания о формах нарушений и своеобразии развития при различных патологиях;
  • знания о технологиях специального обучения и технологиях, применяемых в инклюзии;
  • знания в области конфликтологии (способность предупреждать конфликты между различными субъектами образовательного процесса в инклюзивной среде, переводить деструктивные конфликты и конструктивные);
  • прогнозирование (умение предвидеть результаты образовательного процесса для отдельных учеников, прогнозировать способы их реагирования в различных педагогических ситуациях);
  • психокоррекционные знания (готовность целенаправленно исправлять недостатки психического и личностного развития детей).

Необходимо отметить, что при неудовольствии родителей здоровых детей, противодействующих инклюзии, учитель должен транслировать аргументированную позицию о преимуществах интеграции для детей с ОВЗ и при этом обязательном сохранении качественного обучения для здоровых детей.

Объединение в общеобразовательном классе здоровых детей и детей с ОВЗ, составляющих на протяжении длительного времени единую социальную группу, ставит перед учителем задачу формирования равноправных, дружеских отношений между одноклассниками. Это вопрос является актуальным в связи с прецедентами изоляции детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников и отсутствия устойчивых контактов в ученической среде.

Таким образом, выявленные проблемы ярко демонстрируют необходимость организации специальной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии.

Многими чеными разных стран, включая Россию, к этой компетенции отнесены знания учителем способов работы по развитию толерантности в детской среде, позитивных социальных отношений и создание между одноклассниками атмосферы сотрудничества; также значение придается умению организовывать командную работу в классе, объединяющую здоровых учеников и учеников с ОВЗ.

Все мы живем в эпоху, когда в мире происходят перемены цивилизационного значения, в которых сочетается высокий динамизм и глобальный характер.Сегодня школа, как и другие социальные институты, долгое время вынужденная работать в условиях неопределенности, должна оперативно отвечать на современные вызовы.

Преодоление репродуктивности обучения, переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся, компетентностный подход являются стратегическими направлениями в модернизации образования.

Инклюзивное образование является одной из составляющих поликультурного образования. Это сравнительно новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Любой человек нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это может быть обеспечено только в процессе постоянного диалога и активного взаимодействия человека с социумом, включением в культуру на протяжении всей жизни и деятельности.

Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности. Оно требует создания максимально доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и включения в него не только учеников, но и учителей, родителей и специалистов помогающего профиля.

Одним из ключевых субъектов этих изменений является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Какие требования могут предъявляться к его профессиональной деятельности? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии? Эти и другие вопросы будут рассматриваться далее.

Профессионализм современного педагога: запросы времени и требования стандарта

Жизненный путь – это достижение гармонии между умом, душой и телом; это путь к пониманию сущности человеческого существования, места человека в цивилизации и космосе.

Современный мир меняет представления о том, какими качествами и способностями необходимо обладать человеку для того, чтобы успешно адаптироваться и реализовать себя в быстро изменяющихся условиях информационного общества.

Среди принципиальных важных качеств и способностей человека XXI века называются:

Естественно, что такой взгляд на человека и условия его самореализации и адаптации в мире не может не менять представлений об образовании, его целях. Изменяются и требования к профессионализму педагога.

А так как все, что мы будем обсуждать дальше, имеет отношение именно к профессиональной работе и профессиональному подходу к исполнению своих должностных обязанностей, то стоит остановиться на этом понятии несколько подробнее.

Профессионализм педагога – это важная и самодостаточная характеристика деятельности учителя в целом, и отдельных его действий в частности.

Профессионализм предполагает, что учитель точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи. Учитель владеет широким спектром средств решения такого рода задач и может как выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые. Все свои действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Дело свое он умеет делать немного не так, как другие, так как обладает индивидуальным почерком. Остается добавить, что все свои действия он совершает не по наитию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Именно профессионалу свойственно время от времени определять и переопределять свои цели для того, чтобы выстроить систему работы, в наибольшей степени отвечающую его собственным представлениям и ожиданиям образовательного учреждения.

Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессионализму учителя является Профессиональный стандарт педагога.

В этом документе отражены основные требования к профессиональной квалификации педагога. По мысли авторов рабочей группы под руководством Е.А.Ямбурга, профессиональный стандарт педагога должен прийти на смену морально устаревшим документам и призван прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Задачи, которые жизнь ставит перед современной школой, определяют необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями. Вот некоторые из задач:

Кроме того, профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры; формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Этот стандарт определяет собой тип, характер и содержание образования педагога, его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории, объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

Основные характеристики профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к квалификации педагога. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Профессиональный стандарт может быть также дополнен внутренним стандартом образовательной организации (по аналогии со стандартом предприятия) в соответствии со спецификой реализуемых в данной организации образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога применяется в дошкольном, начальном, общем и среднем образовании.

Профессиональный стандарт педагога включает перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации, и может применяться при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений.

Содержание профессионального стандарта педагога отражает две обобщенные трудовые функции учителя:

  • педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, включая такие функции, как обучение, воспитание и развитие;
  • педагогическую деятельность по проектированию и реализации программ общего образования, в которую входят такие функции, как педагогическая работа в дошкольной образовательной организации, в начальной школе, предметнопедагогическая деятельность по разработке и реализации образовательных программ общего среднего образования.

В части проектирования образовательного процесса педагог будущего должен:

  • владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика);
  • использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

В части проектирования воспитательного процесса педагог будущего должен:

  • владеть формами и методами воспитательной работы, использовать их как на уроке, так и во внеклассной деятельности;
  • эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен:

  • уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  • уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально­ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка);
  • уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Стандарт предъявляет требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления развивающей деятельности.

К важнейшим из них относится:

  • готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • наличие профессиональной установки на оказание помощи любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, у мение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.

В стандарте неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Стандарт выдвигает и требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт, содержащий основныетребования к профессионализму учителя, пока имеет рекомендательный характер, он может применяться по мерего товности педагогов и образовательных организаций. Повсемест ное введение стандарта не может и не должно произойти мгновенно. Необходим период адаптации к нему профессионального сообщества, возможность введения регионального и школьного компонента.

Требования профессионального стандарта – это требования не только к отдельному педагогу, но и к педагогическому сообществу в целом. Они необходимы как некая идеальная рамка перспектив и целей профессионального развития, возможностей соотнесения профессиональных достижений и дефицитов.

В определённом смысле требования профессионального стандарта – это общественно­государственный заказ к профессиональной деятельности педагога в реалиях современной школы, в том числе и инклюзивной.

Проблемы профессиональных изменений педагога инклюзивной школы

Инклюзивное образование держится на трёх китах:

  • Признание ценности каждого ученика.
  • Возможность адаптации образовательной программы.
  • Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником.

Соответственно, инклюзия требует от педагога формирования новых профессиональных компетенций и личностных качеств. Несомненно, педагог – ключевая фигура реформирования современного образования.

Изменения в образовании возможны лишь при активной инновационной деятельности самого педагога и его собственном развитии.

Изменение профессиональных установок педагогов и уровня их профессиональных компетентностей является первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии.

Зарубежные и отечественные материалы исследований показывают, что педагоги далеко не сразу овладевают теми профессиональными ролями, которые требуются для инклюзии. Это процесс определенного перехода от явного или скрытого сопротивления через пассивное принятие к активному принятию.

Что же делать? Мы должны включать в учебно­воспитательный процесс каждого ученика. Возможно, нам будет неуютно, иногда страшно, но страхи уйдут. Когда мы посмотрим в лицо нашим страхам и продолжим делать свое дело, они сразу станут меньше и отдалятся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.

Инклюзивное образование является одной из составляющих образования. Субъект инклюзии – это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. У этих детей наблюдается: более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития; эмоциональная незрелость; явные трудности управления своим поведением; трудности социальной адаптации; низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

Педагог в инклюзивной школе должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников с ограниченными возможностями.

Так же необходимым качеством для учителя является любовь к детям. Я считаю, что человек должен выбирать профессию учителя только от такой любви, желания и стремления учить их и делать этот мир лучше. Конечно, любовь к детям требует колоссальной напряженности и самоотдачи, но то, что учитель получает взамен - детскую привязанность и успехи, - не сравнить, ни с чем. Важнейшим требование к педагогу в инклюзивной школе является: готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Несомненно, так же задачей учителя является умение увидеть и раскрыть в ученике его талант, ведь каждый человек особенен по - своему. Лишь в хороших руках этот ученик сможет раскрыть и развить свой талант. Каждого человека можно сравнить с необработанным драгоценным камнем. Если мастер даст правильную огранку и отшлифует камень, то он будет переливаться разными цветами и украсит коллекцию мастера.

Ну и конечно, учитель должен быть другом для учеников. Преподавание становится легче, если ученики будут относиться к учителю с доверием и уверенностью, что они будут поняты им. Ведь для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие. На мой взгляд, цель инклюзии – придание уверенности в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Мы – учителя, должны дать возможность этим детям пойти в школу вместе со всеми другими детьми: друзьями, соседями, знакомыми. Для того чтобы всем детям было комфортно рядом с нами, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям.

Подводя итог, отмечу следующее. Опыт, умение, навык - все это не менее важно, однако, если человек пришел в педагогическую профессию и не прикипел к ней душой, он, с моей точки зрения, не станет по-настоящему успешным, и, к сожалению, не сможет реализовать себя в полной мере.

Для меня педагог в инклюзивной школе – это учитель со значительным профессиональным опытом, который в совершенстве знает свой предмет, обладает высоким уровнем культуры. Он умеет воспринимать, слышать и слушать детей. Взаимодействует с коллегами. Занимается самообразованием. Справедлив и ровен в общении со всеми учащимися. Знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность, как в обучении, так и в воспитании школьников. Проявляет исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

Читайте также: