План неделя чувашского языка в доу

Обновлено: 30.06.2024

Дата проведения: третья декада апреля Цель: - популяризация чувашского языка и ознакомление с чувашским национальным искусством; Задачи: -развитие интереса детей к чувашскому языку и литературе; -раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей; -расширение кругозора детей; -развитие творческой фантазии и инициативы, познавательных интересов детей.

Содержимое публикации

приуроченный неделе чувашского языка и культуры

для детей подготовительной группы

Дата проведения: третья декада апреля

Цель: - популяризация чувашского языка и ознакомление с чувашским национальным искусством;

Задачи: -развитие интереса детей к чувашскому языку и литературе;

-раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей;

-расширение кругозора детей;

-развитие творческой фантазии и инициативы, познавательных интересов детей.

Предшествующая работа : Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях . Разучивание стихов, танцев, песен.

Действующие лица:Ведущий-воспитатель, Сарпике- девочка

Атрибуты и реквизиты:шумовые инструменты, 4 обруча, платок, предметы национальной одежды, узоры чувашской вышивки, картинки-блюда чувашской кухни

Ход праздника.

Ведущий.Добрый день!Пролетели морозные дни, засияли весенние солнечные лучи. Заскучала детвора по забавам, веселым играм. Собралась она за околицей и пошла в гости в чувашскую деревню к красавице Сарпиге.

(Дети в чувашских костюмах заходят в зал под чувашскую плясовую и исполняют танцевальную композицию. Выстраиваются полукругом)

Сарпике : Ырă кун пултăр, ачасем, хаклă хăнасем! Здравствуйте, ребята, гости дорогие!

Дети: Ырă кун пултар, Сарпике!

Ребенок. Мы к тебе в гости наведались из далёких Чебоксар, хотели посмотреть, как вы тут поживаете. Чувашский народ всегда встречает весну весельем и трудовым настроем.

Сарпике. Маттур, ачасем!

Эпе печек хер перчи

Щут черелле хер перчи.

Туссемпе эпе пуян,

пуранатап пит аван.

В середине круга стоит мальчик или девочка с завязанными глазами, дети, взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:

Ларать, ларать, Мишша (имя водящего) ларать

Шĕшкĕ тĕмĕ айенче.

Ҫиет, çиет, Мишша çиет

Шĕшкĕн сарă мăйăрне.

Вăхăт çитсен тăрас пулать,

Ятне тĕрĕс калас пулать.

По окончании стихотворения дети останавливаются. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.

Ведущий. Молодцы, ребята, весело поиграли.

1 Килче ыра щуркунне

Килче яче ашатса.

Хевел савать тенчене

Хел ыйхинчен варатса.

2 Наступила всем на радость

Горячо лаская, солнце

Будит землю ото сна.

3 Юр юлмаре таврара

Кайре паре щырмара.

Юхре шыве щырмара.

4 Ожил темный лес зеленый,

Степь вдали зазеленела

И гордится красотой.

5 Пултам эпе варманта

Мескер куртам-ха унта?

пин-пин кайак вайара.

6 Ароматом нежным, сладким

Вешний воздух напоен,

Всюду птицы распевают,

И повсюду слышен звон.

Ведущая. Ребята, спойте песню про кукушку.

Ведущая. Наши дети знают стихи про птиц.

1 Эп караш, халахра калараш,

Чысра тытатап ятама.

Вун ике куккукпа пер харас

Эп пултаратап аватма.

2 Шапчак пырса ларсассан

Щака ярать юрласа.

Шапчак пырса ларсассан

Юман ярать юрласа.

Шапчак пырса ларсассан

Варман ярать юрласа.

3 Варманти пур кайакпа

Камал тулли калащап.

Уйаппа та шапчакпа

Сарпике: Маттур, ачасем. На этой неделе мы все отмечаем праздник чувашской культуры и родного языка. 24 июня состоится главный государственный праздник Чувашской Республики –День 100- летия Чувашской Республики. А какие ещё чувашские праздники вы знаете?

Ведущий: Конечно, ни один праздник не обходится без развлечений. Поиграйте, дети, на музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр

Ку – тытаканни пулать!

Сарпике: В праздничный день все без исключения наряжаются в праздничные наряды. Я сейчас из корзины буду доставать предметы национальной одежды, а вы назовите их!(Из корзины Сарпике достаёт тухью (шапочка), сурпан (головная повязка), тутăр (платок), хушпу (шапочка), кĕпесем (женская рубашка и женское платье), пиçиххи (пояс)

Маттур, ачасем. Главные развлечения на этих праздниках, конечно, песни и пляски!

Ведущий становится в центр круга, остальные дети ведут хоровод и напевают:

Сар ача, сара ача,

Ребёнок в центре спрашивает: Мĕн тума? Мĕн тума?

Дети отвечают: Юрă юрлама

Ведущий. Дети споем песню про дружка собаку Кампур

Ребенок.Я в Чувашии живу,

я Чувашию люблю.

Любит праздник мой народ,

в праздник пляшет и поет.

Ведущий. Ребята, станцуйте веселый чувашский танец.

Ребенок.Чувашский край наш, расцветай,

Весна пришла в родной наш край.

И все звенит, поет, играет,

И на игру всех приглашает.

Йытă хăрать кашкăртан,

Кашкăр хăрать упаран.

Хăрамасть вăл никамран.

( Слепому медведю завязывают глаза платком. Он с разведёнными в стороны руками ловит игроков. Игроки дразнят водящего, задевая его руками, увёртываются от него, приседают, проходя мимо него на четвереньках. Пойманный игрок становится водящим.

Сарпике: Я очень люблю загадывать загадки, а вам нравится их отгадывать? Дети: да!

Сарпике: тогда смотрите на эти чувашские узоры, которые прячут отгадки на мои загадки! И слушайте внимательно!

По небу катается,

Что это? (солнышко)

Мели и водовороты.

Мчится быстрая (река)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В меха его одели (дерево)

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый (дом)

Сарпике: Вот здорово, все хитрые узоры вышивки разгадали!

Ведущий. Сарпике, послушай, кем хотят стать наши мальчики.

Сарпике: Молодцы, ребята, будущие защитники Отечества и герои. Ребята, а чем славится дом в деревне?

Дети: Печкой!

Ведущий.Сарпике, а наши дети знают чувашские национальные блюда. Я вам сейчас покажу фотографии, а вы мне назовите, что это за блюда! ( На фотографиях изображены блюда национальной кухни: шӑрттан (блюдо из мяса), чӑкӑт (блюдо из творога), шурпе (суп из мяса), сӗтпе пулӑ яшки (суп молочный с рыбой), хуплу (пирог с мясом и картофелем), пуремеч (ватрушка с картофельным пюре) и йава (колобок).

Ведущий.Послушай, Сарпиге, красивые стихи и песню про малую Родину.

1 Щурхи хевел щуттан куранать

Сунми хелхем сапса ашатать.

Щурхи хевелтен те херуллерех

Таван щершыв пире ашатать.

2 Шур акашсем асла аталта

Меншен шура тесе калас мар

Хам щурална таван щершывама

Меншен анне тесе калас мар?

Сарпике: Здорово мы повеселились! Спасибо, что в гости пожаловали, порадовали вы меня.Тавтапущ сире, ачасем! Чипер юлӑр, ачасем! Тепре тӗл пуличчен!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересно и увлекательно прошла неделя чувашской культуры в подготовительной группе "Любознательные росточки",где создана благоприятная предметно -развивающая среда для формирования и развития у дошкольников представлений о социокультурных ценнотях чувашского народа,о традициях родного края,о замечательных людях,прославших свой край.

План проведения

Недели чувашского языка и культуры

Понедельник

24.04.2017 г.

2.Знакомство с символикой Чувашской Республики

3. Посещение в сельскую библиотеку с целью знакомства произведениями чувашских писателей.

Чтение чувашской народной сказки.

Вторник

25.04.2017 г.

Природа родного края

2.Рассматривание иллюстраций животных, обитающих в Чувашии

Среда

26.04.2017 г.

Знаменитые люди - наши земляки

1.Знакомство с известными людьми, прославившими наш край (К.Иванов,А.Н.Николаев,И.Я.Яковлев, В.И.Чапаев, Р.Сарпи.)

2.Посещения музея в школу (воинской Славы)

3. Знакомство с чувашским гимном.

Четверг

27.04.2017 г.

Чувашское декоративно-прикладное творчество

2.Посещение музея чувашского декоративного-прикладного искусства в дошкольном учреждении

3Обыгривание чувашских подвижных игр.

Пятница

28.04.2017г

Неделя чувашского языка и культуры.


Каждая нация – часть человечества, его достояние. В современных условиях под воздействием политической и социально-экономической нестабильности утрачиваются многие нравственные ценности народа. Все это, так или иначе, сказывается на содержании и характере воспитания детей. Ведь человек, не знающий истории, традиций, искусства своего народа, не способен понять культуру других народов, их самобытность и неповторимость. Развитие самобытной культуры чувашей происходило и происходит в постоянной связи с культурами других народов Поволжья. Ее изучение предполагает внимательное отношение к национальным особенностям, культуре, языку, обычаям, песням и танцам других народов. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами, различными этническими группами, формированию у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности.

Традиционно, каждый год в конце апреля, все детские сады республики проводят неделю чувашской культуры и языка. Так же

Разработала план работы на неделю, который состоит из циклов тематических дней . Вместе с детьми оформили уголок, папки-передвижки посвященную чувашскому языку и просветителю чувашского народа Ивану Яковлевичу Яковлеву. На этой неделе ребята познакомились с гербом, флагом и гимном Чувашии, национальными костюмами и вышивкой чувашского народа.

Старшими дошкольниками посетили в сельскую библиотеку с целью знакомства с произведениями чувашских писателей .Дети ознакомились известными людьми прославившими наш край (К. Иванов. А.Г. Николаев. И.Я. Яковлев, В.И. Чапаев, Р.Сарби). Подобрала иллюстративный и художественный материал .






Неделя чувашского языка не просто возвращает нас к истокам родной речи, но и укрепляет атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки.

Сегодня, чтобы сберечь и развить лучшие традиции чувашского народа просто необходимо создавать искусство, отвечающее нашему времени, чтобы оно стало близким и для нас и для наших детей!

С 23 апреля в Чебоксарах стартовала Неделя чувашского языка, культуры и литературы. Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева. Этот замечательный праздник обладает особой силой и притягательностью. Ведь для человека самым близким и дорогим является родной язык.

В рамках недели с 23 по 29 апреля во всех детских библиотеках, музеях, детских садах,школах,прошли комплексы мероприятий, направленных на повышение интереса подрастающего поколения к изучению чувашского языка, культуры родного края, формирование национального самосознания.

25 апреля в МБДОУ "Детский сад №93 "Теремок" г. Чебоксары прошло тематическое музыкальное занятие "В краю ста тысяч песен". Ребята на занятии уточнили знания о чувашской культуре, вспомнили замечательных людей, прославивших свою малую родину, свой край, свой город.

Занятие началось с рассказа о великом чувашском просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве, который создал чувашский алфавит и букварь.

Было отмечено, что чувашская земля славна композиторами. Ребята познакомились с чувашским композитором Германом Степановичем Лебедевым, в честь которого названа школа-лицей №3 г. Чебоксары. Прослушали Гимн Чувашской Республики, автором которого является Лебедев Г. С.

На занятии пели чувашские песни "Сaпка юрри",водили хороводы "Мeн тума", "Ташa кeвви", играли в музыкальные игры "Сурет Ваня", "Сар каччa" и читали чувашские пословицы и поговорки. В этот же день наши ребята успели побывать на праздновании 170 летия со дня рождения И. Я. Яковлева, который состоялся в Чувашском государственном театре оперы и балета.

Уголок краеведения в группе




Экскурсия в Чувашский национальный музей


Мастер класс по чувашским узорам



Музыкальное занятие на родном языке



Участие в праздновании дня рождения И. Я. Яковлева



Встреча с президентом Чувашской Республики М. В. Игнатьевым


Образовательная среда в кабинете русского языка и литературы

Образовательная среда в кабинете русского языка и литературы Характеристика учебного кабинета Кабинет "Русского языка и литературы" расположен на втором этаже в левом крыле школьного здания. Его.

Предметная неделя русского языка в начальной школе Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;.

Предметная неделя (чувашский язык)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: Повысить интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла: родному языку и литературе; истории, культуре, традициям и обычаям чувашского народа; этнографии; литературоведению. Задачи:1. Расширение и закрепление знаний и умений учащихся по предмету. 2. Реализовать на практике основные принципы личностно-ориентированного подхода к обучению. 3. Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений в нестандартных ситуациях. 4. Получение новых знаний через радость детского, самостоятельного творчества, осознание учащимися внутренней свободы, психологической устойчивости. Проведение недели включает в себя: - разработку стратегических, организационных планов; - прогнозирование результатов; - проведение мероприятий; - подведение итогов. Максимальный эффект данной предметной недели достижим, если придерживаться таких принципов, как массовость, зрелищность, дифференцированный подход, интерактивность.

Читайте также: