Проект софт скиллс в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте! В статье мы расскажем, что называют детскими гибкими навыками, или soft skills, и зачем они нужны. Разберем на примерах, как их можно развивать в детском саду, в начальной школе и у учеников старших классов.

Soft skills для детей – что это такое

Soft skills переводится с английского на русский как "мягкие навыки". Простыми словами, это означает умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.

Эти навыки не направлены на профессиональную подготовку в отличие от hard skills. Мягкие навыки нужны всем детям, если они хотят стать уверенными в себе, а в дальнейшем - самодостаточными и успешными взрослыми.

Примеры "детских" софт скиллс

Вот примерный список софт скиллс для детей:

  • Коммуникабельность - когда ребенок легко общается со сверстниками и взрослыми
  • Критическое мышление - ребенок имеет собственное мнение, а не "потому, что так надо".
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Креативность, творческий подход к учебе и жизни.
  • Умение себя занять и развиваться самостоятельно.
  • Правильная и грамотная речь.
  • Умение работать в команде.

Зачем нужны гибкие навыки

Научно-технический прогресс и высокий уровень развития общества будущего требуют от работников наличия универсальных навыков. Эти навыки нужны в современном обществе и еще больше потребуются в обществе будущего, чтобы выдержать конкуренцию, в том числе и с искусственным интеллектом. Они позволят вашему ребенку стать успешным, найти свое место в жизни и быть счастливым.

В детском саду

В ДОУ ребенок впервые оказывается в большом обществе и начинает учиться в нем существовать и взаимодействовать. Многим детям этот процесс дается с трудом, но он необходим для каждого. Детям, не посещавшим детский сад, сложнее учиться в школе и влиться в коллектив.

Технологии не стоят на месте, а дети начинают осваивать их с малых лет, например, современные дошкольники отлично справляются со смартфонами и планшетами. К 6-7 годам у детей должна быть хорошо развитая речь, логика, творческие способности, первичные навыки чтения и письма.

Воспитатели делают все возможное для развития детей дошкольного возраста, но они не могут уделить достаточное внимание каждому ребенку. Поэтому развивать софт скиллс лучше дополнительно, например, посещая частный клуб. Но технологии не стоят на месте, и сегодня посещать детские кружки и дополнительные занятия можно онлайн.

На нашем сайте собраны развивающие занятия для детей 3-7 лет по разным направлениям - переходите в детский раздел и выбирайте обучающую программу под свои требования.

В начальной школе

С 1 по 4 класс у вашего ребенка появляются новые задачи. Он сталкивается с большим объемом информации, которую необходимо понять и запомнить. В начальной школе необходимо продолжать развивать речь, память и логику.

На способность воспринимать информацию и легко ее усваивать у младших школьников большое влияние оказывает и настроение, и отношение в коллективе. Поэтому надо дальше развивать у своих детей навыки правильного общения - так называемые soft skills.

Подросткам

Уже в подростковом возрасте дети начинают думать о своей будущей профессии. Некоторые из них усиленно прокачивают hard skills – навыки, связанные с будущей работой. А стратегией для успешного выбора профессии на этом этапе остается дальнейшая работа над развитием soft skills.

Чтобы стать профи в своем деле, необходимо освоить большой багаж знаний. А без хорошей памяти, логики и сообразительности это невозможно.

Развитие новых технологий подразумевает новые требования к работникам, способность правильно мыслить и действовать в неожиданных и сложных ситуациях, а также управлять искусственным интеллектом. Ни один профессионал не будет успешным, если не сможет донести свои мысли до других, не будет в состоянии организовать работу подчиненных и свою, уметь сосредоточиться и отделить главное от второстепенного.

Как оценивают soft skills у детей

Оценить гибкие навыки ребенка можно самостоятельно и с помощи специальных методик. Например, вы можете сами проверить коммуникабельность вашего ребенка - легко ли он вступает в контакт с незнакомыми детьми, может ли выступить перед всей школой на сцене.

Чтобы проверить креативность, предложите школьнику придумать сценарий праздника или программу вашего совместного летнего отдыха.

Еще проще проверить умение излагать свои мысли. Прочитайте рассказ и предложите пересказать его, выразив свое отношение к героям книги. Таким образом вы проверите и критическое мышление, и наличие своего "я".

Лидерские качества тоже видны сразу. Если ваш ребенок заводила в детском саду и школе, умеет организовать ребят и быть центром внимания, значит, у него есть такие качества. А если предпочитает одиночество, самостоятельно играет и не нуждается в большой компании, то возможно, нужно поработать над его лидерскими качествами.

Если затрудняетесь оценить навыки ребенка самостоятельно, вам помогут в этом онлайн-курсы. Грамотные преподаватели проверят навыки вашего ребенка и помогут освоить те, которых ему не хватает. Выбирайте курсы в ведущих онлайн-школах - именно такие собраны на нашем сервисе в детском разделе. Можно подобрать программу по возрасту, классу, формату занятий, стоимости и другим параметрам.

Как развить мягкие навыки у дошкольников и школьников

Чтобы добиться высокого уровня развития у ребенка, нужно заниматься с ним с раннего возраста. В дошкольном образовании для развития мягких навыков рекомендуются игры. В игровой форме малышам прививают навыки общения, учат решать логические задачи, развивают речь и память.

Речь и образное мышление тесно связаны с моторикой рук. Поэтому с маленькими детьми нужно заниматься творчеством: лепить, рисовать, строить с помощью конструктора. А еще творчество хорошо развивает воображение и выявляет индивидуальность.

Важно поддерживать детскую любознательность и развивать дальше. Читайте детям книги и сделайте так, чтобы они полюбили чтение, посещайте выставки, музеи и путешествуйте вместе с детьми по возможности.

Такие мягкие навыки, как умение работать в команде, слушать и понимать других хорошо тренируются в летних детских лагерях. Командные игры учат взаимодействовать и общаться, например, интеллектуальные по типу "Что, где, когда" или спортивные игры.

Детям нравится соревноваться. Участие в конкурсах, олимпиадах является хорошим стимулом для совершенствования ребенка и формирования новых мягких навыков.

Можно заниматься с детьми дома самостоятельно, а можно доверить развитие нужных компетенций опытным педагогам. На нашем сайте большой выбор онлайн-курсов по софт скиллс для детей разного возраста. Они разработаны лучшими методистами, педагогами и психологами с использованием новейших методик обучения.

Например, для детей 5-7 лет можно пройти специальные упражнения на логику, память и мышление. Для старших школьников будет полезным посмотреть вебинары, мастер-классы и тренинги о навыках, необходимых для их будущей профессии. Дистанционные курсы можно проходить в любое время. Вам не придется показывать и объяснять ребенку "на пальцах", уроки сопровождаются наглядным материалом.

В каких школах детей учат софт скилам?

Лучшие онлайн-школы можно выбрать у нас на сайте - у них есть курсы как для дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста и подростков. Вы можете найти обучающую программу, развивающую конкретный мягкий навык или сразу несколько.

Самое главное, что онлайн-курсы не только полезные, но и интересные. Ребенка не придется заставлять заниматься, он сам этого захочет. А все, что делается с желанием, обязательно приносит результат. Читайте отзывы о дистанционных школах на нашем сайте и выбирайте лучшую для своего ребенка!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муз.руководитель Торшина Е.Ю

Воспитатели: Сизонова Л.Ф.

Актуальность.

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь

глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня

Сегодня чаще всего используется англоязычный термин soft skills — в

русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения самопрезентации, владения речью.

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две

большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills)

Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и

продемонстрировать, например, умение решать математические задачи,

умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на

велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься

определенным видом деятельности.

Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно

измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают

продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки

необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться,

работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения,

управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Цель проекта: формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги

создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный

успех ребенка. Поэтому важно задуматься о том, что может лечь в основу

развития этих навыков?

Задачи проекта:

- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической

деятельности (однообразие информации и способов действия быстро

вызывают скуку и снижение активности);

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом

дошкольников, тем интереснее он для них;

- содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой

или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость

к содержанию деятельности стимулирует познавательную активность детей .

Ожидаемый результат: возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности.

Принципы и подходы, структура проекта

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер Программы реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- принцип психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая отсутствие стрессообразующих факторов обучения ;

- принцип индивидуально-личностного воспитания и обучения обеспечивает создание условий для развития навыков каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

- принцип критического мышления, основа которого состоит в поиске проблем и выборе способа их решения .

Для знакомства детей с миром современных профессий, среди детей группы были распределены профессии и
их функциональные обязанности

Менеджер по гигиене

Следит за порядком в группе и на столах во время занятий. Следит за порядком в туалетной комнате, во время умывания и посещения туалета.

Следит за порядком в шкафчиках детей и в приемной

Проверяет полки с играми и следит за порядком на них.

Организует и проводит спортивные игры с детьми на участке. Проводит утреннюю гимнастику.

Следит за порядком на полке с книгами, за состоянием книг. Иногда приносит книги из дома, рассказывает о них. Просит детей принести книгу и рассказать о ней

Разучивает и проводит с детьми игры

Раздает родителям пригласительные, объявления и следит за росписью родителей в журнале. Делает объявления

Объясняет значение слов и явлений, если на данный момент ответа нет, то готовит ответ дома.

Выходит на прогулку с медицинской сумочой, в которой набор для оказания первой помощи

Следит за работой дежурных. За правильной сервировкой столов

Планируемые результаты проекта:

Умение работать в команде Умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями. Готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс. Может ли ребенок сделать так, чтобы не только он, но и вся его команда добилась цели? Методы: командные мероприятия: игры, постановка спектакля совместные проекты, когда защита проекта возможна только всей командой; соревнования между дошкольниками среди ДОУ , соревнования между школьниками и дошкольниками.

ЛИДЕРСТВО Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду. Проверьте может ли ребенок: стать лидером для других детей: воодушевить и повести их за собой? понимать и чувствовать других людей? ставить другим детям соответствующие их способностям и характеру задачи и добиваться их выполнения? Методы: Курирование дошкольников школьниками; курирование новичков в группе ; Проблемные ситуации (поздравления , навестить больного друга), показ сказок для младших дошкольников ; Многочисленные клубы и занятия по увлечениям обязательно найдут отклик в душе любого дошкольника, и он проявит инициативу в той сфере, которая ему интересна и соберет свою команду единомышленников.

КРЕАТИВНОСТЬ Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи. Проверьте может ли ребенок: с ходу предложить идею для праздничного вечера? рассказать друзьям сочиненную им историю? Методы : Решая задачу, можно предложить не только дать правильный ответ, но и найти 10 разных вариантов решения; музыкальные, литературные гостиные, театральные постановки и актерское мастерство, развитие художественных навыков. Ребенку с широким кругозором легче найти нестандартный подход к решению вопроса. развитие РППС

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ Способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление. Проверьте может ли ребенок: доступно и интересно излагать свои идеи и мысли? уверенно говорить с группой своих сверстников, с воспитателем, с другими взрослыми? выступить перед аудиторией ? Методы: На занятиях поощряется активное участие дошкольников в дискуссии. Дошкольники постоянно находятся в окружении своих сверстников и вместе реализуют проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; Разработка навыка самопрезентации и прохождения интервью. Самопрезентация —самореклама с разумной скромностью. Развитие НАВЫКов ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ Развитие ВНЯТНой И ЧЕТКОЙ РЕЧЬи (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, чистоговорки )

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ Это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора. Проверьте может ли ребенок: так организовать свое время, чтобы успевать и принимать участие в дополнительных мероприятиях? собрать команду, чтобы пробежать вместе кросс или организовать игру? принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано? Методы : выставку, праздник, спектакль, дебаты, спортивный матч и многое другое.

ПОЗИТИВНОСТЬ Вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает. Проверьте может ли ребенок: сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы? бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели? пробовать решать свои вопросы самостоятельно, не прибегая сразу к вашей помощи? Методы : Поддержка и внимание воспитателей , наставников и старшеклассников.. Здоровая конкурентная атмосфера помогает дошкольникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах. Психогимнастика ,

Что такое soft skills и в чем их отличие от hard skills?

Однако, для того, чтобы претендовать на высокие должности одних hard skills недостаточно. Для этого необходимо обладать широким набором soft skills, а именно:

  • коммуникативными навыками (общение, умение находить общий язык с людьми);
  • критическим мышлением;
  • эмоциональным интеллектом;
  • самоорганизацией;
  • самообучаемостью и навыками быстрой обработки информации;
  • креативностью (творческим мышлением);
  • лидерскими качествами (способностью работать в команде, управлять людьми) и т. д.

В 21 веке именно soft skills определяют успешность человека в долгосрочной перспективе. Технологии развиваются настолько стремительно, что знания, полученные в школе и ВУЗе, быстро теряют актуальность. Нужно постоянно быть в тонусе, чтобы оставаться профессионалом в своей области и идти вверх по карьерной лестнице.

Зачем развивать soft skills у детей?

Современная система образования не обеспечивает развития гибких навыков ни у школьников, ни у студентов. Школы и ВУЗы направлены на hard skills: чтобы окончить класс или курс, достаточно освоить учебную программу, сдать контрольные работы или экзамен. В реальной жизни одних знаний недостаточно, именно поэтому многие отличники учебы так и не могут реализовать себя в жизни.

soft skills школьников

Развивать soft skills можно в любом возрасте, однако, дети, чье воспитание с рождения правильно ориентировано, будут иметь преимущество перед остальными. Именно поэтому родителям стоит обращать максимум внимания на развитие гибких навыков с раннего детства, чтобы создать прочный фундамент для будущего успеха своих детей.

Чтобы прокачать soft skills, достаточно создать благоприятную среду и дать ребенку возможность проявлять себя. Для этого понадобится:

  • позитивная домашняя атмосфера: доброжелательное отношение членов семьи друг к другу, поддержка в трудную минуту, взаимопомощь;
  • адекватный личный пример;
  • внешкольные занятия с упором на soft skills (спортивные секции, кружки по интересам с особым подходом);
  • онлайн-курсы и тренинги для развития гибких навыков.

Soft skills — не таблица умножения, которую можно выучить за два дня, эти навыки формируются годами, но результаты стоят потраченных усилий.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

Какие soft skills нужно развивать у ребенка?

Рассмотрим основные навыки, развитию которых стоит уделить внимание.

Коммуникативные навыки

Умение общаться с людьми и находить компромиссы — ценное качество, без которого сложно представить успешного человека. Социализация — одно из преимуществ классической общеобразовательной школы и детского сада. Однако, этого не всегда бывает достаточно, поэтому родителям стоит обратить внимание на то, как ребенок излагает свои мысли, общается со сверстниками и взрослыми, выступает перед аудиторией.

Если он чувствует неуверенность при общении с людьми и даже с родителями, на помощь придут несложные способы развития коммуникации:

В нашей статье о развитии коммуникативных навыков у детей вы найдете еще больше советов о формировании и совершенствовании навыков общения у дошкольников и младших школьников.

Работа в команде

Навык, определяющий успех масштабных проектов, — это умение работать в команде, слушать чужие мнения, искать компромиссы, распределять роли и обязанности.

развитие мягких навыков у детей

Для развития навыков командной работы на помощь придут:

  • командные игры и соревнования;
  • постановка спектаклей;
  • совместные исследовательские и волонтерские проекты в школе.

Этот навык позволяет адекватно оценивать себя и свою полезность в общем деле, дает понимание личной и коллективной ответственности.

Критическое мышление

Способность подвергать сомнению факты, опираясь на логику, собственные знания и опыт. Критическое мышление — навык сильных, уверенных в себе людей, которых сложно обмануть. Чтобы сформировать его в детстве, стоит придерживаться некоторых правил:

Лидерские качества

какие навыки развивать у ребенка

Важно развивать лидерские качества ребенка и ответственность за себя и за других с раннего детства. В этом помогут:

  • присмотр за младшими братьями и сестрами;
  • командные спортивные игры и кружки по интересам — нахождение в группе единомышленников способствует раскрепощению и развитию уверенности в себе.

Самоорганизация

Ценный навык, который дает значительное жизненное преимущество. Умение планировать свой день, рабочие задачи и отдых повышает эффективность труда в разы. Самоорганизация — залог эффективной организации коллективной работы, что является необходимым условием для руководящих должностей.

Чем раньше удастся развить у ребенка этот навык, тем легче и продуктивнее будет его жизнь. С самого рождения вводите распорядок дня и учите строго его соблюдать. По мере взросления составляйте расписание на день или неделю, при необходимости пользуйтесь будильниками и таймерами — это стимулирует и развивает чувство времени.

Самообучаемость

Самообразование сегодня — обязательное условие профессионального роста. Возможностей для получения новых знаний с каждым днем все больше, поэтому важными навыками, которые стоит развивать у ребенка становятся:

  • быстрая обработка больших объемов информации;
  • любознательность, потребность в новых знаниях.

Для того чтобы ребенок продолжал обучение самостоятельно, ему пригодятся:

  • основы тайм-менеджмента;
  • доступ к информационным ресурсам;
  • свобода выбора рода деятельности;
  • поддержка и активное содействие родителей.

Творчество и креативность

Кроме того, что занятия творчеством в детстве способствуют образованию новых нейронных связей в головном мозге, творческое мышление позволяет человеку нестандартно мыслить на протяжении всей жизни.

развитие софт скиллс у младших школьников

Креативность можно развивать не только на внеклассных занятиях. Она эффективно тренируется при общении родителя с ребенком. Примеры вопросов для полезного размышления:

  • если бы ты мог дать новые имена себе и друзьям, как бы их звали?
  • представь, что ты — программист, какую бы ты написал программу или приложение, как это поможет тебе или окружающим?
  • что бы ты сделал в первую очередь, если бы прямо сейчас попал на тропический остров и т. д.

Эмоциональный интеллект

Умение понимать и управлять собственными эмоциями: сдерживать агрессию, спокойно переносить поражение, проявлять заботу и нежность и т. д. Высший пилотаж — адекватно оценивать эмоции и чувства других людей, предугадывать их реакцию на те или иные слова, поступки и принимать решения на основе этих прогнозов.

Эти навыки развиваются на протяжении всей жизни, однако, в детстве стоит получить необходимый минимум, который станет надежным фундаментом в будущем. Для развития эмоционального интеллекта ребенка:

  • читайте детские книги, смотрите фильмы и разбирайте психологические портреты персонажей,
  • анализируйте их поступки;
  • старайтесь уделять эмоциональной сфере больше внимания: давайте ребенку обратную связь по своим чувствам и мотивам, разбирайте конфликтные ситуации со сверстниками и педагогами и т.д.

Стрессоустойчивость

Качество, которое все указывают в резюме, но далеко не всегда им обладают. Стрессоустойчивость позволяет оставаться в тонусе вне зависимости от количества и сложности рабочих задач и сохранять работоспособность.

Стрессоустойчивые люди обладают стабильной психикой. Спокойная и позитивная атмосфера в доме, где растет ребенок, — залог здоровой нервной системы, устойчивой к любым стрессам.

Саморефлексия

Это способность осознанно анализировать свои поступки и мысли, оценивать себя максимально объективно: без преувеличений и самобичевания. При грамотном подходе саморефлексия становится мощным инструментом для личностного роста. Она позволяет:

  • видеть свои сильные и слабые стороны;
  • анализировать полученный опыт;
  • организовать мышление, используя этот опыт, принимать взвешенные решения;
  • развивать интуицию;
  • поднимать самооценку ребенка;
  • менять мнение о вещах, отходить от привычных стереотипов и т. д.

Чтобы выработать в ребенке здоровую саморефлексию, важно исключить все факторы, которые негативно влияют на психику:

  • дефицит общения с родителями;
  • попустительский стиль воспитания в семье;
  • гиперопека;
  • педагогическая запущенность.

Некоторые особенности личности могут препятствовать объективному самовосприятию, например, перфекционизм, нарциссизм, глубокая интро- и экстраверсия и т. д. В этом случае за помощью стоит обратиться к специалисту.

Хорошо знать свою работу и быть эффективным работником — не одно и то же. Вкладывая время и деньги в образование ребенка, ищите возможность параллельно развивать soft skills. Гибкие навыки — именно то, что приведет его к успеху, а значит, и к счастливой жизни.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

Читайте также: