План к рассказу прыжок толстого 3 класс школьные

Обновлено: 07.07.2024

Корабль возвращается на Родину после кругосветного путешествия. Обезьяна смешит народ на палубе. Потом, утащив с головы 12-летнего сына капитана шляпу, взбирается на мачту. Все смеются. Мальчику обидно. Он лезет за обезьяной. Она поднимается все выше, вешает рваную шляпу на край перекладины. Мальчик отпускает веревку и ступает на перекладину… Всем страшно. Мальчик может разбиться. Отец, шедший стрелять чаек, видит сына. Он командует ему прыгать в воду – иначе будет стрелять. Мальчик прыгает, матросы – за ним. Спасенный мальчик на палубе, а капитан бежит в каюту, пряча слезы.

Сюжет

12-лений сын капитана корабля под смех толпы лезет на мачту за укравшей его шляпу обезьяной. Отпускает руки и идет по перекладине. Его отец с ружьем приказывает ему прыгать в воду, а то пристрелит. Мальчик прыгает, его спасают матросы. Отец уходит плакать в каюту.

Отзыв

Автор убеждает, что это быль, то есть, случилось на самом деле. Вопрос жизни и смерти, мгновения, от которого зависит жизнь. Главная мысль: не нужно обращать внимание на насмешки людей, упрямиться, зря рисковать собой. Сила родительской любви, самообладание и находчивость отца спасли мальчика. Капитан плакал из-за пережитого страха, и от счастья. Рассказ учит думать, прежде чем что-то делать, отвечать за свои поступки, слушаться родителей, потому что они желают добра. Учит быть смелым, чтобы спасти свою жизнь.

Дидактическая цель: способствовать знакомству учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; умению анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета.

Предметные: научатся прогнозировать содержание произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт.

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт и учебник

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления .

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания.

- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения.) Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь).

- Как думаете, кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

II. Проверка домашнего задания

- Кто автор этого произведения? (Л. Н. Толстого)

2) Речевая разминка

Нелегко снимать зверей.

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

«Уколю,- грозится ёж,-

Валентин Дмитриевич Берестов

- Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

- Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей).

III. Определение темы и целей урока

- Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название, вам нужно выбрать все русские буквы.

JRZU П LVY РЫ GS Ж WVN ОК (выбрать русские буквы)

- Так, как будет звучать тема нашего урока?

- Сформулируйте цели урока.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

IV. Подготовка к восприятию текста

- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. (Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом).

- Отгадайте загадку, она поможет нам понять, где будут происходить действия в произведении

В нём солёная вода.

По воде плывут суда,

Волны, ветер на просторе,

Чайки кружатся над ….( морем )

- Посмотрите на слайд, вам нужно образовать из слогов слова (на доске написаны слова: мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.)

- На какую тему все эти слова? (Корабль)

- Где же будут происходить события в новом произведении? (Эти слова связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море).

- Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему на экране.

- Определите, о чём пойдёт речь в рассказе?

- Но мы не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем причину.

2) Словарная работа

- Может быть во время словарной работы кто-то догадается, о чём пойдёт речь?

- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов? (Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре).

- Сейчас вы поработаете в парах, вам нужно соотнести термин и его толкование.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

Участвуют в беседе.

Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.

V. Первичное восприятие текста

- Откройте в учебнике с. 156

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? ( Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли ).

- Каков жанр произведения? ( Рассказ)

- Предположите, что будет дальше? ( Предположения детей).

- Продолжаем работать над текстом. (ученики читают по очереди).

VI. Эмоционально – оценочная беседа

- Кто герои произведения? (Мальчик, капитан, обезьяна).

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

Радости, грусти, спокойствия, тоски, тревоги, беспокойства, страха , удивления

- Какое ваше отношение к герою?

-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации)

- Оправдались ли наши предположения?

2) Физультминутка
- Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем.

Отвечают на вопросы учителя.

VII. Повторное чтение и анализ содержания

1) Составление плана

- Давайте разделим текст на смысловые части. Найдём вступление, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку, заключение.

- Прочитаем первую часть. (Читаем до слов: Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчишке)

- Где происходили действия?

-Какое было у вас в этот момент настроение?

- Чем будет являться эта часть текста? (Вступлением)

-В течение урока мы будем заполнять таблицу.

- А теперь давайте с вами прочитаем вторую часть. (до слов: Матросы громче стали смеяться)

- Что мы знаем про мальчика? ( Он сын капитана, ему 12 лет)

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

- Какое настроение у нас вызвал данный отрывок?

- Чем будет являться эта часть текста? (завязкой)

- Запишите в таблицу.

- Почему мальчик залез на мачту корабля? ( Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? ( Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент ( Покраснел, скинул куртку…)

- Осознавал ли мальчик что он делает, когда ступил на перекладину?

- Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Какое настроение вы испытали, читая данный отрывок? (сначала задорное, весёлое, а потом тревожное)

- Чем является эта часть? (Развитие действий)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- С каким настроением вы читали данный отрывок? (тревожное, беспокойное)

- Можем ли мы сказать, что это самый напряженный момент в рассказе? Значит, чем будет являться данный отрывок? (Кульминацией)

- Кто же спас мальчика? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это?

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Какое настроение вызвал у вас этот отрывок? (напряженное, сосредоточенное)

- Прочитайте последнюю часть про себя, и ответь мне на вопросы, какое у вас настроение вызвал отрывок и как его можно озаглавить?

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? ( Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

- Так, какое же у вас настроение вызвал отрывок? ( серьёзное, боязливое, в конце умиротворенное,спокойное)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературного чтения в 3 классе.

Знать: название, автора.

Понимать: о чем говорится в содержании рассказа, основную мысль произведения.

Применять: уметь слушать учителя, читать выразительно, объяснять внутреннее состояние.

Анализ: анализировать характер и поступки героев, изобразительные средства языка писателя.

Синтез: описание характера героя, ответить на главный вопрос анализа.

Оценка: высказывание своего мнения о рассказе, проявление творческих способностей учащихся, оценивать художественное произведение на уроке, оцените значение этого рассказа в жизни человека,

Оборудование: презентация, иллюстрации, учебник.

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

2. Объявление темы урока и постановка цели. (1 мин.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством. (10-13 мин)

4. Физкультминутка (1 мин)

5. Прослушивание рассказа по диску (4-5 мин).

6. Работа над содержанием текста (20 мин)

7. Слово учителя (2-3 мин)

8. Итог урока. Рефлексия (5 мин)

9. Домашнее задание (1 мин)

План работы над произведением

Первичное знакомство - прослушивание (диск)

- вопросы на восприятие + жанр

- лексическая работа (какие встретились в тексте незнакомые слова?).

2. Вторичное чтение + анализ (по абзацам) и выборочное.

3. Обобщающая беседа.

Организационный момент. (0,5 мин.)

Меня зовут Марина Викторовна. И я сегодня у вас проведу урок литературного чтения. Достаньте, пожалуйста, учебники и тетради.

Объявление темы урока и постановка цели. (1 мин.)

Творчество какого писателя мы сейчас изучаем? (Л.Н. Толстого). Что вы о нем уже знаете? Какие произведения уже читали? Назовите любимые. Вы, так уже, ребята, много знаете, как вы думаете, какую задачу мы поставим сегодня на уроке? (подробнее узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с другими его произведениями). Совершенно верно, именно эти задачи мы будем сегодня решать на уроке.

Подготовительная работа. (10-13 мин)

Прежде чем приступить к чтению рассказа, давайте поподробнее узнаем про автора этого произведения (вывешивается портрет), то, о чем вы не сказали (про жизнь и творчество Л.Н. Толстого).

Работа с портретом.

Я дополняю сведения о писателе, которые дети не сказали.

Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

- Ребята, а где родился Л.Н. Толстой?

- А как вы думаете, сколько детей было в семье у Л.Н. Толстого?

(Слайд 2). Был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай, Сергей и Дмитрий. И младшая сестра Мария. Его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет.

(Слайд 3) В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней Софье Андреевне Берс.

У них было 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.

Посмотрите на запись из дневника Л.Н. Толстого. Кто сможет прочитать? (Слайд 4).

Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.

- Ребята, скажите, пожалуйста, в 1 классе вы по какому учебнику занимались?

(Слайд 5) Представляете, одну из азбук написал Л.Н. Толстой и еще написал "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни и включил произведения других известных писателей.

- А кто из вас делает зарядку?

А Л.Н. Толстой смолоду любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.

В 67 лет он научился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.

(Слайд 6). Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

(Слайд 7) – Это его любимая скамеечка.

Л.Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.

Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг.

(Слайд 8). 10 ноября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, но по дороге сильно заболел. 20 ноября 1910 года на станции Астапово Рязано -Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой) Лев Николаевич умер.

По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.

(Слайд 10). Музей основан в 1921г. Привычный Толстому облик усадьбы, во многом сохранился до наших дней.

(Слайд 11). В этом доме Л.Толстой прожил более 50 лет и написал большинство своих произведений.

(Слайд 12). Комната С.А. Толстой и гостиная.

- С одним из рассказов Л.Н. Толстого мы познакомимся сегодня на уроке.

(Слайд 13). Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. На этом паруснике мы отправимся путешествовать по морю.

своими словами надо рассказать:

Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту.

Прослушивание рассказа по диску (4-5 мин) весь.

Вопросы на восприятие + жанр:

Эта история как вы думаете, произошла на самом деле? Или Л.Н. Толстой ее придумал? (Придумал). Эту историю он записал со слов очевидцев. Она случилась на самом деле. Как называется произведение, в котором рассказывается, то, что было? (Они называются былью). На доску жанр – быль.

Вторичное чтение. Анализ (по абзацам). (20 мин)

Чтобы понять то главное, что хотел нам сказать Л.Н. Толстой в этом рассказе, мы проанализируем каждый абзац. Будем читать по цепочке. После прочтения я буду задавать вопросы, а вы находить в тексте ответы.

1. Вопросы к 1 абзацу.

- О каких персонажах говорит здесь автор? (Обезьяна, народ: раз речь идёт о корабле, то детям не трудно догадаться, что народ – это матросы. В конце рассказа звучит это слово).

- Почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая).

- А почему отец так сказал? (очень испугался).

6. Физкультминутка.

У нас будет творческого характера физкультминутка. Давайте все встанем, схватимся руками за воображаемую палубу, закроем глазки и представим, что мы находимся на месте этого мальчика. Расставьте руки в стороны и попытайтесь сделать несколько шагов по воображаемой перекладине. – А теперь откройте глазки. Сядьте. Легко ли это сделать, если, упав с такой высоты, можно разбиться вдребезги? (Нет).

7. Обобщающая беседа (2-3 мин).

Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

- Давайте выберем слова, характеризующие мальчика, объясните свой выбор. Эти слова на слайде 14 (исчезают неправильные предложения, а правильные делаются жирным шрифтом),.

желание испытать себя

мальчишеский задор

стремление отстоять свою честь и достоинство

желание покрасоваться

желание доказать, что он сын капитана.

Если останется время, то дети должны составить рассказ о мальчике (Этот мальчик задорный, любит поиграть).

8. Итог урока. Рефлексия (Слайд 15) (5 мин).

- Вам понравился рассказ? (Ответы детей).

- Я почувствовал (а)…

9. Домашнее задание (1 мин)

- Вам надо будет разделить текст на части, составить план, и в учебнике стр. 159 №6.

Чему учит рассказ "Прыжок"
Рассказ учит не обращать внимание на глупые шутки и не обижаться на дураков и обезьян. Учит быть уверенным в себе, быть выше насмешек. Учит проявлять решительность и смелость, действовать быстро, по ситуации. Учит не потакать глупым шуткам.

Отзыв на рассказ "Прыжок"
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение мальчика я не могу одобрить. Ему показалось стыдным, что обезьяна сорвала с него шляпу, и тем самым он словно уравнял себя и обезьяну, забыв, что человек всегда останется выше животного. А вот капитан поступил очень решительно и быстро. Только благодаря его действиям мальчик не разбился и все закончилось благополучно.

Пословицы к рассказу "Прыжок"
Что крестьяне, то и обезьяне.
Прощают обиду, но не позор.
На обиженных воду возят.
Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.
Промедление смерти подобно.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Прыжок"
Один корабль возвращался домой после кругосветного путешествия. Народ на палубе смеялся над проделками большой обезьяны, которой казалось нравилось такое внимание людей и она веселилась еще больше.
Обезьяна подскочила к сыну капитана, мальчику двенадцати лет, и сорвала у него с голову шляпу.
Потом она ловко забралась на первую перекладину мачты и стала оттуда корчить мальчику рожи.
Матросы засмеялись, а мальчик покраснел. Он не знал что ему делать и стал ругать обезьяну. Но обезьяна принялась рвать шляпу и еще пуще дразнила мальчика.
Тогда мальчик полез на мачту и в минуту оказался на первой перекладине. Но обезьяна в то же время поднялась еще выше. Мальчик полез за ней, и очень скоро они забрались на самую вершину мачты.
Там обезьяна вытянулась во весь рост, ухватилась за веревку и повесила шляпу мальчика на самый край последней перекладины. А сама забралась на макушку мачты и оттуда стала корчить рожи.
Шляпа висела в двух аршинах от мачты и достать ее можно было только отпустив мачту и веревку.
Мальчик в азарте выпустил мачту и ступил на перекладину. Внизу все затаили дыхание. Если бы мальчик оступился и упал, он бы разбился о палубу.
Вдруг кто-то охнул и этот звук услышал мальчик. Он взглянул вниз и впервые испугался. Он зашатался на перекладине.
В эту минуту из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидел мальчика и вскинул ружье.
"Прыгай сейчас же вниз!" - крикнул он и начал считать.
Мальчик ничего не понимал, но когда капитан крикнул: "Три", он прыгнул в воду.
Сразу несколько матросов бросилось за мальчиком и скоро втащили его на палубу. Мальчик закашлялся, у него изо рта хлынула вода и он начал дышать.
Капитан увидев это страшно закричал, словно его что-то душило, и убежал в каюту, чтобы никто не видел его слез.

Читайте также: