План схема групповой комнаты в детском саду с указанием всех уголков

Обновлено: 07.07.2024

1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.

2. Игрушки транспортные (разные виды машин).

3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).

4. Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня)

7. Игрушки для развития движений (каталки, коляски, тележки).

Содействовать развитию интереса ребенка к себе, к своему внешнему облику. Стимулировать самостоятельность, инициативу.

1. Трюмо с зеркалом, стойка для одежды

2. Различные виды одежды (юбки, фартуки, пелерины, косынки), наборы для украшения (банты, ленты, заколки), элементы костюмов для театральной деятельности.

3. Игрушечные наборы для парикмахерской.

Формирование умений пользоваться строительным материалом для сооружения несложных построек.

1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый)

2.Разные виды среднего по размеру конструктора

3. Настольный мелкий деревянный конструктор

4. Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек

5. Коробка с геометрическими формами и сюжетными фигурками для самостоятельных игр.

Развитие у детей сенсорных процессов, формирование умений самостоятельно применять систему перцептивных действий в практической деятельности.

1. Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки, логический домик и т.д.

3.Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.

Способствовать овладению новыми предметными действиями, стимулировать интерес к детскому экспериментированию.

1.Ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки;

рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).

2. Для экспериментирования: формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый –тонет, легкий - не тонет), т.д.

3. Уголок природы (комнатные растения, аквариум с рыбами, орудия труда по уходу за растениями, рыбами)

Содействовать ежедневному содержательному общению с книгой.

1. 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книги (на темы по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку - мишку, Репка – можно поставить персонажей из театра к этой сказке

2. Иллюстрации к сказкам (ламинированные)

3. Сюжетные, предметные картинки.

Овладение изобразительными материалами, элементарной техникой изображения.

1.Восковые доски с палочкой для рисования;

2.Карандаши, восковые мелки, краски, пластилин

3.Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки.

5. Печатки, губки, ватные тампоны

Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке.

1.Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные – игрушки-самоделки;

музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.

Формировать потребность в движении, содействовать накоплению двигательного опыта.

1. Физкультурное оборудование:

мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие тканевые мячи, мячи большие и теннисные мячи, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч, дорожка здоровья для профилактики плоскостопия.

3.Дорожка движения: с помощью рисунка на полу указаны двигательные задания.

10. Уголок уединения

Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.

1. Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани.

Средняя и старшая группы

Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.

2. Разнообразные виды транспорта.

3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).

7. Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов)

8. Коробочка замечательных вещей (дополнительный игровой материал).

Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. Формирование навыков чтения.

1. Книжный уголок: художественные произведения (сказки, рассказы, стихи), сезонная литература; книжки-малышки; детские журналы; серии сюжетных картинок; тематические альбомы; детские рисунки; увлечения детей (открытки, календари); портреты писателей.

3. Обучение чтению: дидактический материал по технологии
Н.А. Зайцева (таблицы, кубики).

Содействовать развитию разных видов конструирования.

1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый).

2.Разные виды среднего по размеру конструктора.

3. Настольный мелкий деревянный конструктор.

4. Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек.

5. Тематические конструкторы.

7.Бросовый материал (коробки, пластмассовые бутылки, клубки ниток и др.).

Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.

Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.

1.Лаборатория: емкости для игр с водой, песком; воронки, формочки, пипетки, трубочки; магнит, металлические предметы, разные виды бумаги, картона, ткани; зеркала, фонарики, увеличительные стекла; бросовый и природный материал; элементарное измерительное оборудование (линейки, кружки разной величины, весы); карточки-схемы проведения опытов.

2. Уголок природы: комнатные растения, аквариум с рыбами, орудия труда по уходу за растениями, рыбами, зимний огород.

3. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.

Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности

1.Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин.

3. Бумага разного качества.

4. Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки.

5.Материалы для нетрадиционных техник рисования.

6.Стенка для выставки детских работ.

Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке.

1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; игрушка, комбинированная с кнопками; не озвученные игрушки-самоделки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.

Развитие интереса к физической культуре,обогащение
двигательного опыта.

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия.

3.Дидактические игры по физической культуре

10. Уголок уединения

Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.

Строго соблюдаются требования безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Воспитывается умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться обогащается словарный запас детей, развиваются нравственные способности. Просматривается гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия и игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Немного о группе

В группе всего 30 человек : 15 девочек и 15 мальчиков. Всем от 5 до 6 лет.

Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы.

В детском коллективе доброжелательная, позитивная атмосфера. Преобладают дружеские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, музыкальной школе, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.

На протяжении года дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты.

Педагогический процесс в течение года ориентируется на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводится ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно-образовательной деятельности. Поставленные цели достигаются в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Так же соблюдается режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводится медицинское, психологическое и педагогическое обследование воспитанников, подтверждающее положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.

В работе воспитателей можно выделить два основных направления работы: 1) работа с детьми; 2) взаимодействие с родителями.

1) Участвуем в различных городских и всероссийских конкурсах. Проводятся тематические дни и недели: Дети старшей группы с удовольствием участвовали в сезонных и тематических конкурсах рисунков различных благотворительных акциях и выставках поделок.

2) На протяжении всего года родителям предоставляется возможность участвовать в жизни группы : принимать участие в различных проектах, анкетах и мониторингах.

По подводимым результатам можно сделать вывод, что основная масса родителей довольна работой педагогов и интересуется достижениями своих детей.

1. Раздевальная комната

2. Групповая комната

3. Спальная комната

4. Туалетная комната

5. Буфетная комната

1. РАЗДЕВАЛЬНАЯ КОМНАТА

Уголок для родителей имеет разнообразную информацию, которая позволяет родителям быть в курсе всех событий жизнедеятельности их детей в детском саду.

Вся размещаемая информация делится на консультативный материал от воспитателей группы и педагогов – специалистов, а также объявления, мини-отчеты о проделанной работе с детьми, выставки продуктивных видов деятельности детей.


2. ГРУППОВАЯ КОМНАТА

Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, и с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. С этой целью были созданы Центры для разных видов деятельности.

Задачи экологического воспитания дошкольников. • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.


В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.



ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.


Для организации детского труда, с целью создания условий в группе для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования и совершенствования трудовых навыков, а также овладения умением выполнять трудовые поручения аккуратно и ответственно в группах оформлена соответствующая развивающая среда. Уголок дежурных открыт и доступен для детей, соответствуют программным и возрастным требованиям, эстетично оформлен.



ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь здесь, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.


Работа в детском саду в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.


Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.



Представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).


(ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ)


Интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Задачи: • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, • Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения; • Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге; • Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление; • Воспитывать грамотного пешехода.



ЦЕНТР ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ


ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО- КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

Содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

ЦЕНТР СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫХ ИГР

Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.



Цель: расширить познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, словарный запас детей.


3. СПАЛЬНАЯ КОМНАТА

Это большое и просторное помещение, которое уютно оформлено и способствует спокойному и быстрому засыпанию детей во время тихого часа. Мебель в спальне – это обычные одноместные детские кровати, а также выдвижные кровати, которые так популярны в последние годы. Такая мебель экономит пространство, поэтому идеально подходит для группы, где численность детей достигает 30 человек, и это соответствует санитарным нормам. Вся мебель выполнена из безопасных материалов, экологична и нетоксична, что подтверждается документами. Цвет мебели – светлый. Постельное белье не яркое и оно индивидуально для каждого ребенка. Расположение кроватей в спальне может быть самым разным. К каждой кроватке ребенок имеет индивидуальный проход.

В спальне имеются жалюзи, чтобы хорошо загораживать яркие солнечные лучи летом, и быть при этом уютными. Так же имеется ультрафиолетовая лампа, которая включается ежедневно перед дневным сном детей

В спальной комнате располагается центр двигательной активности и часть центра духовно-нравственного воспитания, шкафы для методической литературы и стол воспитателя.

Именно в спальне дети во сне путешествуют, дружат, знакомятся и просто видят красочные сны.


ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность

в двигательной активности. Это также очень важно в работе с детьми с ТНР.

Задачи физкультурного уголка: • развитие движений и совершенствование двигательных функций; • достижение необходимой для возраста физической подготовленности • предупреждение нарушений опорно–двигательного аппарата; • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; • приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.


4. Туалетная комната

Эта комната не менее важна, чем групповая или спальная комнаты. Туалетная комната имеет необходимое удобное для детей оснащение. Есть два помещения для девочек и для мальчиков, где они спокойно могут сделать свои дела не стесняясь друг друга. Водопроводный кран, унитазы, раковины – всё это установлено на уровне роста детей. Так же установлен поддон, где дети могут помыть ноги в летний период. Ведь необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики прикреплены занимательные детские наклейки. Кроме того, проводится ежедневная работа по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм дети легко и непринужденно осваивают необходимые умения и закрепляют их на практике. Здесь дети совершенствуют навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. Совершенствуют умения и навыки быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. Формируются навыки самообслуживания, закрепляются правила личной гигиены; воспитывается аккуратность, бережливое отношение к здоровью. Закрепляются знания детей о средствах умывания, формируются умения ими пользоваться в практической деятельности.

Предметно-развивающая среда подготовительной группы

Предметно-развивающая среда подготовительной группы Согласно требованиям ФГОС, в образовательных учреждениях должна быть создана развивающая среда, где дети могли бы без ограничений пользоваться.

Предметно-развивающая среда группы В детском саду я работаю 25 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. С15 по 19 мая я прошла.

Предметно-развивающая среда группы В детском саду я работаю 25 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. С15 по 19 мая я прошла.

Предметно — развивающая среда младшей группы.

Предметно — развивающая среда младшей группы. Развивающая предметно - пространственная среда в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модель-описание

предметно-развивающей среды групповой комнаты

для детей старшего дошкольного возраста

(консультация для воспитателей)

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Центры или зоны при желании и необходимости, легко трансформируются . То есть предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.

Групповая комната представлена тремя зонами: рабочей, активной и спокойной.

Рабочая зона: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности): центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики.

Активная зона (занимает самую большую площадь в группе) включает в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности.

Спокойная зона: центр книги, центр отдыха, центр природы.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Название уголка, задачи.

Уголок речи и грамоты: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

- дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
- материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок

- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;
- алгоритмы для составления стихов, рассказов;
- оценочный лист.

Уголок природы: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы;
-гербарии;

- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты;

- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми. объектами;
-оценочная карта со значком-картинкой.

Книжный уголок:

освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);

- сезонная литература;
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки.

- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.

Уголок математики:
развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.

- дидактические игры математического содержания;
- перфокарты;
- разнообразные головоломки;
- пособия для формирования временных представлений;
- занимательный и познавательный математический материал;

- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры
- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;
- измерительные приборы;

- оценочная карта достижений;
- пооперационные карты; - схемы.

Театральный уголок:
развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.

- ширма;
- стойка-вешалка для костюмов;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра:

- зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира;

Уголок сюжетно-ролевой игры:

развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- объемные модули (надувные и набивные);
-подвижная мебель на колесиках;
-сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;
- предметы-заместители;

Уголок творчества:

развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

- цветная и белая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш;
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки;

Уголок безопасности дорожного движения:

закреплять правил дорожного движения. Учить детей применять полученные знания в совместной игровой деятельности .

-видеофильмы, диафильмы, слайды.

- всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика;

-напольный коврик с разметкой улиц и дорог;

-схемы жестов регулировщика;

-схемы проблемных игровых ситуаций.

Физкультурный уголок
продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

-дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
- книги о спорте и ЗОЖ;
- альбомы и фотографии с известными спортсменами;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики;
- зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
- рисунки детей о спорте;

Уголок конструирования:
развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Уголок уединения:
обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы

- картотека релаксационных упражнений

- мягкая модульная мебель, подушки- игрушки;
- мягкие игрушки;
- телефон;
- бумага, боксерские перчатки.

Уголок музыки:
развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.

- музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;
- фото, портреты известных композиторов,
- музыкальные книги, открытки;
- магнитофон или музыкальный центр;
- комплект кассет, дисков;
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
- звучащие предметы- заместители
- музыкальные шкатулки, игрушки,
- микрофон;
-караоке;

- схемы-правила обращения с музыкальными инструментами.

развитие первичных естественнонаучных представлений; наблюдательности, любознательности,

активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
- карточки-подсказки (разрешающие

Также в групповом помещении располагается интерактивная доска, это позволит организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению.

Представленная модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

Уголки различных видов активности являются местом организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности

Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Девочка в тематическом уголке

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

В уголке отдыха

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

В игровой зоне

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

В космическом уголке

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В уголке рисования

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

В православном уголке

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

В игровом уголке

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

В математическом уголке

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Оформление уголков в помещении группы

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

Паспорта уголков

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

Библиотечный уголок

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

Развивающий уголок

В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

Физкультурный уголок

Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

Уголок экспериментирования

В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

Театральный уголок

Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками

Игровая зона

Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

Уголок уединения

В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

Стенд в музыкальном уголке

На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

Эмблемы уголков в детском саду

Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

Уголок опытно-экспериментальной деятельности

Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы

Читайте также: